
FLIP – уникальное самотонущее судно
В окружающем нас мире найдется немало действительно уникальных вещей, но это не мешает удивляться каждой из них. Также сложно переоценить гений человеческой мысли, создающий такие технологические «шедевры».
Сегодня мы вспомним об одной уникальной плавучей барже, получившей название Floating Instrument Platform (FLIP), и которая, преследуя научно-исследовательские цели, регулярно «тонула».
В далекие 1960-е годы, отправляясь в плавание у западного побережья США, можно было с большой вероятностью наткнуться на пугающее зрелище – тонущий корабль, который вот-вот полностью исчезнет под водой. Однако, сменив курс и, естественно, предложив свою помощь, в ответ можно было получить: «Не стоит волноваться. Все в порядке!». И, надо сказать, что этот сценарий разыгрывался не раз за более чем 60 лет существования FLIP.
Многие спешили оказать помощь «тонущему» судну. Фото: scripps.ucsd.edu
Действительно, это уникальное исследовательское судно выглядело достаточно странно, и когда стояло в порту, и, тем более, когда оно выходило в море и приступило к работе. Представьте себе длинноносую «махину» водоизмещением 700 брутто-тонн, стоящую «на попа». Ее длина составляет 108 м, а ширина – 8 м.
На судне предусмотрено четыре палубы, которые также расположены нестандартно и «перевернуты» на 90 градусов. Также есть что-то похожее на стены и лестницы, которые буквально плашмя лежат на палубных плитах.
Самостоятельно выходить в море FLIP не мог и его, как баржу, буксировали к месту назначения. Во время движения осадка платформы составляла 3,83 м, но, по прибытию на точку, начиналось самое интересное. Из толстой кормовой части судна со свистом вырывался воздух и его место, с контролируемой скоростью, заполняли тонны воды – порядка 600 тонн.
FLIP за считанные минуты погружался под воду. Фото: scripps.ucsd.edu
В результате, буквально за считанные минуты, корма погружалась под воду на рекордную глубину в 91 метр, и судно превращалось в фантастически большой буй, качающийся на волнах. В это же время палубы становились в горизонтальную позу и начиналось исследование морских глубин. И не только.
Первоначально научный потенциал судна был лишь прикрытием и строилось оно, как оказалось, при непосредственной поддержке ВМС США. В то время велась разработка нового противолодочного оружия UUM-44 SUBROC (SUBmarine ROCket), которое имело ядерный заряд мощностью 25 килотонн и должно было уничтожать вражеские подводные лодки на большом расстоянии. Главной же обязанностью «Флипа» было собирать данные под водой, которые позволят оценить, как, и на сколько эффективно, новое орудие ведет себя во время испытаний. Примечательно, но долгое время эта информация обнародована не была.
Изначально появилась идея поставить вертикально подводную лодку, но она была быстро отвергнута из-за огромной разницы давления между носом и кормой судна. Было понимание, что нужна платформа, которая способна собирать звук на разных глубинах, оставаясь при этом достаточно устойчивой в бурных водах и бесшумной, дабы не искажать показатели измерений.
И в 1960 году решение было найдено благодаря одному случаю. Некий Эллин Вайн из Океанографического института Вудс-Хоул увидел плавающую в воде швабру и заметил, насколько устойчиво держится под водой ее ручка. Как результат, спустя два года проектных работ, нескольких этапов испытаний и инвестиций в размере 600 000 долларов на воду был спущен FLIP. Это произошло 22 июня 1962 года на верфи Gunderson Brothers Engineering Corporation в Портленде, штат Орегон.
Длина FLIP составляет 108 метров. Фото: scripps.ucsd.edu
Способность нового судна переворачиваться под прямым углом позволяла устанавливать массив датчиков под водой на очень устойчивой платформе, которая в значительной степени игнорировала море вокруг нее. Также на новой технике была предусмотрена шахта. Она проходила по всей длине корпуса и луч поляризованного света в ней позволял экипажу точно измерять любые искажения судна, вызванные воздействием волн.
К слову, экипаж этого исследовательского корабля насчитывал пять человек. Кроме них на борту находилось до 11 ученых, и, надо сказать, жизнь команды во время «рабочих поездок» на «Флипа» была мягко говоря, странной. Во время буксировки это было похоже на комнату смеха, с дверями и перегородками, которые были там, где их, по логике вещей, не должно было быть. Умывальники и химические туалеты также находятся в перевернутом положении, так как сантехника пытается подстроиться под любое из положений морской лаборатории.
Сантехника на судне установлена очень оригинально. Фото: scripps.ucsd.edu
Что оставалось на этом судне стабильным, так это два дизельных двигателя мощностью 200 л. с., которые использовались для питания платформы. Они были установлены на цапфах с гибкими выхлопными муфтами, поэтому всегда оставались в горизонтальном положении, поскольку постоянное переворачивание может им сильно навредить.
Чаще всего FLIP можно было встретить недалеко от побережья, где расположена его база – Морская физическая лаборатория Скриппса в Сан-Диего, Калифорния. Иногда он также отправлялся к Восточному побережью США или на Гавайи. Там он собирал данные о высоте волн, акустических сигналах, температуре и плотности воды, а также метеорологические данные. Кроме того на борту предусмотрены крепления для дополнительного оборудования и приборов. Судно использовалось для изучения геофизики, метеорологии, физической океанографии и других научных сфер.
Последний исследовательский круиз FLIP состоялся в 2017 году. В какой-то момент рассматривался вариант переоборудования судна, которое оценивалось в 8 миллионов долларов, однако эту сумму сочли слишком высокой, и от идеи в итоге отказались. В августе 2023 года баржа была выведена из эксплуатации и списана на металлолом.
На FLIP трудилось 5 членов экипажа и 11 ученых. Фото: scripps.ucsd.edu
На этом история должна была закончиться – FLIP отбуксировали в Мексику, чтобы разобрать и превратить… в чайные ложки. Однако, как оказалось, не все готовы к такому печальному концу уникального судна. Генеральный директор британской компании DEEP, специализирующейся на исследовании океана – Кристен Тертул – решила не допустить «распила» баржи на металлолом и отправила в Мексику свою команду, ответственную за спасение судна.
FLIP на фоне других морских судов. Фото: scripps.ucsd.edu
И им это удалось. Спустя несколько месяцев переговоров FLIP был передан новым владельцам и отбуксирован через Панамский канал и Атлантический океан на верфь MB92 в Ла-Сьота, Франция. Там корабль проходит реновацию и модернизацию, которая рассчитана на 12–18 месяцев. Так что, возможно, уже совсем скоро эта знаковая исследовательская платформа эпохи смелой инженерии вернется к своим непосредственным обязанностям, и появится еще не одна интересная история «спасения», связанная с ней.
Сегодня мы вспомним об одной уникальной плавучей барже, получившей название Floating Instrument Platform (FLIP), и которая, преследуя научно-исследовательские цели, регулярно «тонула».
«Помощь нужна?»
В далекие 1960-е годы, отправляясь в плавание у западного побережья США, можно было с большой вероятностью наткнуться на пугающее зрелище – тонущий корабль, который вот-вот полностью исчезнет под водой. Однако, сменив курс и, естественно, предложив свою помощь, в ответ можно было получить: «Не стоит волноваться. Все в порядке!». И, надо сказать, что этот сценарий разыгрывался не раз за более чем 60 лет существования FLIP.

Действительно, это уникальное исследовательское судно выглядело достаточно странно, и когда стояло в порту, и, тем более, когда оно выходило в море и приступило к работе. Представьте себе длинноносую «махину» водоизмещением 700 брутто-тонн, стоящую «на попа». Ее длина составляет 108 м, а ширина – 8 м.
Функция самозатопления
На судне предусмотрено четыре палубы, которые также расположены нестандартно и «перевернуты» на 90 градусов. Также есть что-то похожее на стены и лестницы, которые буквально плашмя лежат на палубных плитах.
Самостоятельно выходить в море FLIP не мог и его, как баржу, буксировали к месту назначения. Во время движения осадка платформы составляла 3,83 м, но, по прибытию на точку, начиналось самое интересное. Из толстой кормовой части судна со свистом вырывался воздух и его место, с контролируемой скоростью, заполняли тонны воды – порядка 600 тонн.

В результате, буквально за считанные минуты, корма погружалась под воду на рекордную глубину в 91 метр, и судно превращалось в фантастически большой буй, качающийся на волнах. В это же время палубы становились в горизонтальную позу и начиналось исследование морских глубин. И не только.
Двойное назначение
Первоначально научный потенциал судна был лишь прикрытием и строилось оно, как оказалось, при непосредственной поддержке ВМС США. В то время велась разработка нового противолодочного оружия UUM-44 SUBROC (SUBmarine ROCket), которое имело ядерный заряд мощностью 25 килотонн и должно было уничтожать вражеские подводные лодки на большом расстоянии. Главной же обязанностью «Флипа» было собирать данные под водой, которые позволят оценить, как, и на сколько эффективно, новое орудие ведет себя во время испытаний. Примечательно, но долгое время эта информация обнародована не была.
Изначально появилась идея поставить вертикально подводную лодку, но она была быстро отвергнута из-за огромной разницы давления между носом и кормой судна. Было понимание, что нужна платформа, которая способна собирать звук на разных глубинах, оставаясь при этом достаточно устойчивой в бурных водах и бесшумной, дабы не искажать показатели измерений.
Все дело в швабре
И в 1960 году решение было найдено благодаря одному случаю. Некий Эллин Вайн из Океанографического института Вудс-Хоул увидел плавающую в воде швабру и заметил, насколько устойчиво держится под водой ее ручка. Как результат, спустя два года проектных работ, нескольких этапов испытаний и инвестиций в размере 600 000 долларов на воду был спущен FLIP. Это произошло 22 июня 1962 года на верфи Gunderson Brothers Engineering Corporation в Портленде, штат Орегон.

Способность нового судна переворачиваться под прямым углом позволяла устанавливать массив датчиков под водой на очень устойчивой платформе, которая в значительной степени игнорировала море вокруг нее. Также на новой технике была предусмотрена шахта. Она проходила по всей длине корпуса и луч поляризованного света в ней позволял экипажу точно измерять любые искажения судна, вызванные воздействием волн.
«Комната смеха»
К слову, экипаж этого исследовательского корабля насчитывал пять человек. Кроме них на борту находилось до 11 ученых, и, надо сказать, жизнь команды во время «рабочих поездок» на «Флипа» была мягко говоря, странной. Во время буксировки это было похоже на комнату смеха, с дверями и перегородками, которые были там, где их, по логике вещей, не должно было быть. Умывальники и химические туалеты также находятся в перевернутом положении, так как сантехника пытается подстроиться под любое из положений морской лаборатории.

Что оставалось на этом судне стабильным, так это два дизельных двигателя мощностью 200 л. с., которые использовались для питания платформы. Они были установлены на цапфах с гибкими выхлопными муфтами, поэтому всегда оставались в горизонтальном положении, поскольку постоянное переворачивание может им сильно навредить.
Чаще всего FLIP можно было встретить недалеко от побережья, где расположена его база – Морская физическая лаборатория Скриппса в Сан-Диего, Калифорния. Иногда он также отправлялся к Восточному побережью США или на Гавайи. Там он собирал данные о высоте волн, акустических сигналах, температуре и плотности воды, а также метеорологические данные. Кроме того на борту предусмотрены крепления для дополнительного оборудования и приборов. Судно использовалось для изучения геофизики, метеорологии, физической океанографии и других научных сфер.
Чудесное спасение
Последний исследовательский круиз FLIP состоялся в 2017 году. В какой-то момент рассматривался вариант переоборудования судна, которое оценивалось в 8 миллионов долларов, однако эту сумму сочли слишком высокой, и от идеи в итоге отказались. В августе 2023 года баржа была выведена из эксплуатации и списана на металлолом.

На этом история должна была закончиться – FLIP отбуксировали в Мексику, чтобы разобрать и превратить… в чайные ложки. Однако, как оказалось, не все готовы к такому печальному концу уникального судна. Генеральный директор британской компании DEEP, специализирующейся на исследовании океана – Кристен Тертул – решила не допустить «распила» баржи на металлолом и отправила в Мексику свою команду, ответственную за спасение судна.

И им это удалось. Спустя несколько месяцев переговоров FLIP был передан новым владельцам и отбуксирован через Панамский канал и Атлантический океан на верфь MB92 в Ла-Сьота, Франция. Там корабль проходит реновацию и модернизацию, которая рассчитана на 12–18 месяцев. Так что, возможно, уже совсем скоро эта знаковая исследовательская платформа эпохи смелой инженерии вернется к своим непосредственным обязанностям, и появится еще не одна интересная история «спасения», связанная с ней.
- Lilu
- scripps.ucsd.edu
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...