
FLIP – уникальное самотонущее судно
В окружающем нас мире найдется немало действительно уникальных вещей, но это не мешает удивляться каждой из них. Также сложно переоценить гений человеческой мысли, создающий такие технологические «шедевры».
Сегодня мы вспомним об одной уникальной плавучей барже, получившей название Floating Instrument Platform (FLIP), и которая, преследуя научно-исследовательские цели, регулярно «тонула».
В далекие 1960-е годы, отправляясь в плавание у западного побережья США, можно было с большой вероятностью наткнуться на пугающее зрелище – тонущий корабль, который вот-вот полностью исчезнет под водой. Однако, сменив курс и, естественно, предложив свою помощь, в ответ можно было получить: «Не стоит волноваться. Все в порядке!». И, надо сказать, что этот сценарий разыгрывался не раз за более чем 60 лет существования FLIP.
Многие спешили оказать помощь «тонущему» судну. Фото: scripps.ucsd.edu
Действительно, это уникальное исследовательское судно выглядело достаточно странно, и когда стояло в порту, и, тем более, когда оно выходило в море и приступило к работе. Представьте себе длинноносую «махину» водоизмещением 700 брутто-тонн, стоящую «на попа». Ее длина составляет 108 м, а ширина – 8 м.
На судне предусмотрено четыре палубы, которые также расположены нестандартно и «перевернуты» на 90 градусов. Также есть что-то похожее на стены и лестницы, которые буквально плашмя лежат на палубных плитах.
Самостоятельно выходить в море FLIP не мог и его, как баржу, буксировали к месту назначения. Во время движения осадка платформы составляла 3,83 м, но, по прибытию на точку, начиналось самое интересное. Из толстой кормовой части судна со свистом вырывался воздух и его место, с контролируемой скоростью, заполняли тонны воды – порядка 600 тонн.
FLIP за считанные минуты погружался под воду. Фото: scripps.ucsd.edu
В результате, буквально за считанные минуты, корма погружалась под воду на рекордную глубину в 91 метр, и судно превращалось в фантастически большой буй, качающийся на волнах. В это же время палубы становились в горизонтальную позу и начиналось исследование морских глубин. И не только.
Первоначально научный потенциал судна был лишь прикрытием и строилось оно, как оказалось, при непосредственной поддержке ВМС США. В то время велась разработка нового противолодочного оружия UUM-44 SUBROC (SUBmarine ROCket), которое имело ядерный заряд мощностью 25 килотонн и должно было уничтожать вражеские подводные лодки на большом расстоянии. Главной же обязанностью «Флипа» было собирать данные под водой, которые позволят оценить, как, и на сколько эффективно, новое орудие ведет себя во время испытаний. Примечательно, но долгое время эта информация обнародована не была.
Изначально появилась идея поставить вертикально подводную лодку, но она была быстро отвергнута из-за огромной разницы давления между носом и кормой судна. Было понимание, что нужна платформа, которая способна собирать звук на разных глубинах, оставаясь при этом достаточно устойчивой в бурных водах и бесшумной, дабы не искажать показатели измерений.
И в 1960 году решение было найдено благодаря одному случаю. Некий Эллин Вайн из Океанографического института Вудс-Хоул увидел плавающую в воде швабру и заметил, насколько устойчиво держится под водой ее ручка. Как результат, спустя два года проектных работ, нескольких этапов испытаний и инвестиций в размере 600 000 долларов на воду был спущен FLIP. Это произошло 22 июня 1962 года на верфи Gunderson Brothers Engineering Corporation в Портленде, штат Орегон.
Длина FLIP составляет 108 метров. Фото: scripps.ucsd.edu
Способность нового судна переворачиваться под прямым углом позволяла устанавливать массив датчиков под водой на очень устойчивой платформе, которая в значительной степени игнорировала море вокруг нее. Также на новой технике была предусмотрена шахта. Она проходила по всей длине корпуса и луч поляризованного света в ней позволял экипажу точно измерять любые искажения судна, вызванные воздействием волн.
К слову, экипаж этого исследовательского корабля насчитывал пять человек. Кроме них на борту находилось до 11 ученых, и, надо сказать, жизнь команды во время «рабочих поездок» на «Флипа» была мягко говоря, странной. Во время буксировки это было похоже на комнату смеха, с дверями и перегородками, которые были там, где их, по логике вещей, не должно было быть. Умывальники и химические туалеты также находятся в перевернутом положении, так как сантехника пытается подстроиться под любое из положений морской лаборатории.
Сантехника на судне установлена очень оригинально. Фото: scripps.ucsd.edu
Что оставалось на этом судне стабильным, так это два дизельных двигателя мощностью 200 л. с., которые использовались для питания платформы. Они были установлены на цапфах с гибкими выхлопными муфтами, поэтому всегда оставались в горизонтальном положении, поскольку постоянное переворачивание может им сильно навредить.
Чаще всего FLIP можно было встретить недалеко от побережья, где расположена его база – Морская физическая лаборатория Скриппса в Сан-Диего, Калифорния. Иногда он также отправлялся к Восточному побережью США или на Гавайи. Там он собирал данные о высоте волн, акустических сигналах, температуре и плотности воды, а также метеорологические данные. Кроме того на борту предусмотрены крепления для дополнительного оборудования и приборов. Судно использовалось для изучения геофизики, метеорологии, физической океанографии и других научных сфер.
Последний исследовательский круиз FLIP состоялся в 2017 году. В какой-то момент рассматривался вариант переоборудования судна, которое оценивалось в 8 миллионов долларов, однако эту сумму сочли слишком высокой, и от идеи в итоге отказались. В августе 2023 года баржа была выведена из эксплуатации и списана на металлолом.
На FLIP трудилось 5 членов экипажа и 11 ученых. Фото: scripps.ucsd.edu
На этом история должна была закончиться – FLIP отбуксировали в Мексику, чтобы разобрать и превратить… в чайные ложки. Однако, как оказалось, не все готовы к такому печальному концу уникального судна. Генеральный директор британской компании DEEP, специализирующейся на исследовании океана – Кристен Тертул – решила не допустить «распила» баржи на металлолом и отправила в Мексику свою команду, ответственную за спасение судна.
FLIP на фоне других морских судов. Фото: scripps.ucsd.edu
И им это удалось. Спустя несколько месяцев переговоров FLIP был передан новым владельцам и отбуксирован через Панамский канал и Атлантический океан на верфь MB92 в Ла-Сьота, Франция. Там корабль проходит реновацию и модернизацию, которая рассчитана на 12–18 месяцев. Так что, возможно, уже совсем скоро эта знаковая исследовательская платформа эпохи смелой инженерии вернется к своим непосредственным обязанностям, и появится еще не одна интересная история «спасения», связанная с ней.
Сегодня мы вспомним об одной уникальной плавучей барже, получившей название Floating Instrument Platform (FLIP), и которая, преследуя научно-исследовательские цели, регулярно «тонула».
«Помощь нужна?»
В далекие 1960-е годы, отправляясь в плавание у западного побережья США, можно было с большой вероятностью наткнуться на пугающее зрелище – тонущий корабль, который вот-вот полностью исчезнет под водой. Однако, сменив курс и, естественно, предложив свою помощь, в ответ можно было получить: «Не стоит волноваться. Все в порядке!». И, надо сказать, что этот сценарий разыгрывался не раз за более чем 60 лет существования FLIP.

Действительно, это уникальное исследовательское судно выглядело достаточно странно, и когда стояло в порту, и, тем более, когда оно выходило в море и приступило к работе. Представьте себе длинноносую «махину» водоизмещением 700 брутто-тонн, стоящую «на попа». Ее длина составляет 108 м, а ширина – 8 м.
Функция самозатопления
На судне предусмотрено четыре палубы, которые также расположены нестандартно и «перевернуты» на 90 градусов. Также есть что-то похожее на стены и лестницы, которые буквально плашмя лежат на палубных плитах.
Самостоятельно выходить в море FLIP не мог и его, как баржу, буксировали к месту назначения. Во время движения осадка платформы составляла 3,83 м, но, по прибытию на точку, начиналось самое интересное. Из толстой кормовой части судна со свистом вырывался воздух и его место, с контролируемой скоростью, заполняли тонны воды – порядка 600 тонн.

В результате, буквально за считанные минуты, корма погружалась под воду на рекордную глубину в 91 метр, и судно превращалось в фантастически большой буй, качающийся на волнах. В это же время палубы становились в горизонтальную позу и начиналось исследование морских глубин. И не только.
Двойное назначение
Первоначально научный потенциал судна был лишь прикрытием и строилось оно, как оказалось, при непосредственной поддержке ВМС США. В то время велась разработка нового противолодочного оружия UUM-44 SUBROC (SUBmarine ROCket), которое имело ядерный заряд мощностью 25 килотонн и должно было уничтожать вражеские подводные лодки на большом расстоянии. Главной же обязанностью «Флипа» было собирать данные под водой, которые позволят оценить, как, и на сколько эффективно, новое орудие ведет себя во время испытаний. Примечательно, но долгое время эта информация обнародована не была.
Изначально появилась идея поставить вертикально подводную лодку, но она была быстро отвергнута из-за огромной разницы давления между носом и кормой судна. Было понимание, что нужна платформа, которая способна собирать звук на разных глубинах, оставаясь при этом достаточно устойчивой в бурных водах и бесшумной, дабы не искажать показатели измерений.
Все дело в швабре
И в 1960 году решение было найдено благодаря одному случаю. Некий Эллин Вайн из Океанографического института Вудс-Хоул увидел плавающую в воде швабру и заметил, насколько устойчиво держится под водой ее ручка. Как результат, спустя два года проектных работ, нескольких этапов испытаний и инвестиций в размере 600 000 долларов на воду был спущен FLIP. Это произошло 22 июня 1962 года на верфи Gunderson Brothers Engineering Corporation в Портленде, штат Орегон.

Способность нового судна переворачиваться под прямым углом позволяла устанавливать массив датчиков под водой на очень устойчивой платформе, которая в значительной степени игнорировала море вокруг нее. Также на новой технике была предусмотрена шахта. Она проходила по всей длине корпуса и луч поляризованного света в ней позволял экипажу точно измерять любые искажения судна, вызванные воздействием волн.
«Комната смеха»
К слову, экипаж этого исследовательского корабля насчитывал пять человек. Кроме них на борту находилось до 11 ученых, и, надо сказать, жизнь команды во время «рабочих поездок» на «Флипа» была мягко говоря, странной. Во время буксировки это было похоже на комнату смеха, с дверями и перегородками, которые были там, где их, по логике вещей, не должно было быть. Умывальники и химические туалеты также находятся в перевернутом положении, так как сантехника пытается подстроиться под любое из положений морской лаборатории.

Что оставалось на этом судне стабильным, так это два дизельных двигателя мощностью 200 л. с., которые использовались для питания платформы. Они были установлены на цапфах с гибкими выхлопными муфтами, поэтому всегда оставались в горизонтальном положении, поскольку постоянное переворачивание может им сильно навредить.
Чаще всего FLIP можно было встретить недалеко от побережья, где расположена его база – Морская физическая лаборатория Скриппса в Сан-Диего, Калифорния. Иногда он также отправлялся к Восточному побережью США или на Гавайи. Там он собирал данные о высоте волн, акустических сигналах, температуре и плотности воды, а также метеорологические данные. Кроме того на борту предусмотрены крепления для дополнительного оборудования и приборов. Судно использовалось для изучения геофизики, метеорологии, физической океанографии и других научных сфер.
Чудесное спасение
Последний исследовательский круиз FLIP состоялся в 2017 году. В какой-то момент рассматривался вариант переоборудования судна, которое оценивалось в 8 миллионов долларов, однако эту сумму сочли слишком высокой, и от идеи в итоге отказались. В августе 2023 года баржа была выведена из эксплуатации и списана на металлолом.

На этом история должна была закончиться – FLIP отбуксировали в Мексику, чтобы разобрать и превратить… в чайные ложки. Однако, как оказалось, не все готовы к такому печальному концу уникального судна. Генеральный директор британской компании DEEP, специализирующейся на исследовании океана – Кристен Тертул – решила не допустить «распила» баржи на металлолом и отправила в Мексику свою команду, ответственную за спасение судна.

И им это удалось. Спустя несколько месяцев переговоров FLIP был передан новым владельцам и отбуксирован через Панамский канал и Атлантический океан на верфь MB92 в Ла-Сьота, Франция. Там корабль проходит реновацию и модернизацию, которая рассчитана на 12–18 месяцев. Так что, возможно, уже совсем скоро эта знаковая исследовательская платформа эпохи смелой инженерии вернется к своим непосредственным обязанностям, и появится еще не одна интересная история «спасения», связанная с ней.
- Lilu
- scripps.ucsd.edu
Рекомендуем для вас

Расправил крылья – летные испытания Ту-214 идут «полным ходом»
Впереди серийное производство. Тираж на этот год немного сократили, но от глобальных планов Казанский авиазавод пока не отказывается....

Как Канада российское отделение «Ростсельмаша» отобрала
Правительство Канады, ловко воспользовавшись мировой геополитической обстановкой, вынудило «Ростсельмаш» продать за бесценок свой североамериканский завод....

АВТОВАЗ выставил жесткие требования к Renault для возвращения в Россию
«Рено» рассматривает «повторный приход» в нашу страну. Легкого пути не предвидится, нужно будет выполнить некоторые условия....

Российский АУРУС против роскошных британских конкурентов – итоги продаж 2024 года
Можно сколько угодно ругать отечественный автопром. Но уже несколько лет как ясно, что, при большом желании, он может поражать воображение. Конечно, если...

Советский мотороллер «Тула» должен вернуться на дороги
Однажды автору канала «MOTO KOR.» на глаза попался мотороллер «Тула». Он, естественно, старый, ведь эта техника выпускалась в СССР. Только данный экземпляр уже...

Ан-2 вернут в строй с новым «сердцем»
Выход «Байкала» пока откладывается. В качестве временной альтернативы предлагают вернуть «Аннушку» в модернизированном исполнении....

На заводе «Звезда» прошли испытания нового дизеля для «Метеор 120Р»
В его конструкции есть ряд уникальных решений. В их числе – новый тип турбокомпрессора....

Поставки авиалайнеров Ил-114-300 стартуют до конца 2025 года – Минпромторг подтверждает
Сертификацию модели планируют завершить в октябре. Контракты на поставку новых Ил-114-300 уже заключены....

Время строить! Два главных моста на Востоке России
Рассказываем про сургутский и Ленский мосты. Когда достроят и какую роль они сыграют в логистике РФ....

В Германии начали строить передовой ледокол за 108 млрд рублей
Polarstern 2 займется научными исследованиями в полярных водах. Планируют достроить к 2030 году....

Автомобили LADA скоро станут на 100% отечественными – начато строительство трех новых производств
Кто сказал, что АВТОВАЗ не желает заниматься импортозамещением? Компания уже приступила к строительству новых предприятий....

Новый российский пассажирский тепловоз приступает к испытаниям
Это модель ТЭП70БС, выпускаемая на мощностях Коломенского предприятия. Подробнее о технических характеристиках новинки читайте в нашем материале....

На российском судоремонтном заводе будут собирать китайские моторы
Сотрудничество обсуждалось на правительственном уровне. Российская и китайская стороны заинтересованы в кооперации....

КАМАЗ сделал кабины для тягачей на платформе К5 еще лучше
Завод модернизирует производство без остановки конвейера. В числе целей – полная локализация....

МС-21 и SJ-100 получили важный компонент безопасности российского производства
Ранее это устройство выпускали только в США и Германии. Первая партия уже передана для установки на магистральные лайнеры. На подходе новые поставки, которые...

Эффективность на грани возможного – MAN запускает в серию самый «продвинутый» дизель
Это самый большой и мощный серийный мотор для грузовиков бренда. А еще производитель готовится выпускать ходовые батареи....