
Высокий расход топлива: основные причины и что делать
Эра автомобилей с двигателями внутреннего сгорания постепенно уходит. Однако факт: на машинах, потребляющих жидкое топливо, ездить, по крайней мере, в России, будут еще долго. Поэтому стоимость горючего сегодня так сильно волнует автовладельцев. А лезть внутрь силового агрегата, и даже поручать это дело специалистам отважится далеко не каждый. Если машина еще совсем не старая, а уровень потребления топлива ее владельцу не нравится, он будет искать способы исправить ситуацию. О том, что можно предпринять в подобном случае, не влезая в мотор и ЭБУ, и пойдет речь ниже.
Те данные, которые указаны в паспорте к вашему автомобилю заводом-изготовителем, вряд ли достижимы. Поэтому перед тем, как купить машину, стоит выяснить у владельцев такой же марки (знакомых, родственников или через форумы интернета) расход топлива на 100 км в разных условиях. Ниже рассмотрены основные причины больших расходов на горючее.
Резкие ускорения, торможения, короткие передвижения на максимально возможной скорости никак не способствуют экономному расходу топлива. Если у вас механическая КПП, в плане уменьшения трат на горючее возможностей больше. Например, разгоняясь, не допускайте, чтобы обороты были выше средних, т. е. вовремя переключайте скорости. Подъезжая к светофору или пешеходному переходу, заранее (если это позволяет дорожная обстановка) переходите на «нейтраль».
Если вы уверены в своих водительских способностях, подъезжайте к светофору на нейтральной передаче. Фото: YouTube.com
Езда на малой скорости, постоянные остановки и разгоны только способствуют увеличению расхода горючего. Причем разница, по сравнению с ездой по загородной трассе бывает и двойной. Можно, конечно глушить мотор (на современных моделях авто предусмотрена такая функция – называется «start-stop»), но, если машина старая, есть риск, что в нужный момент она не заведется. Да и стартер будет изнашиваться ускоренными темпами.
Выход из положения – платная дорога. Такое решение, например, пользуется популярностью в Санкт-Петербурге. Разница в расходе топлива, конечно, полностью не покроет оплату проезда. Но время, которое, как известно, – деньги, вы точно сэкономите. Иногда опоздание на важную встречу приносит убытки, несоизмеримые с расходами на платную дорогу.
Долгое достижение рабочей температуры мотора имеет смысл разве что в морозы за -30°. Достаточно 3-5 минут для прогрева: дождитесь, пока обороты упадут до 800-900 в мин. Еще на расход топлива впрямую влияет степень износа силового агрегата. Малая компрессия, вызванная стертыми поршневыми кольцами и стенками цилиндров, заставляют прибавлять обороты, чтобы машина «ехала». Если авто не слишком старое, и его пробег менее 200 тыс. км, сократите интервалы между сервисным обслуживанием. В иных случаях нужно пройти диагностику, чтобы определить целесообразность капитального ремонта.
В первую очередь это топливная система. Засоренные и некорректно работающие форсунки или насос приводят к быстрому износу деталей. Поэтому вовремя меняйте фильтр и проводите чистку инжектора. Система зажигания тоже влияет на расход топлива: пропуски искрообразования, плохие контакты проводов (в т. ч. высоковольтных) заканчивается тем, что горючее не сжигается полностью и в прямом смысле слова вылетает в выхлопную трубу.
Некорректная работа ДМРВ, сообщающего о количестве воздуха, подаваемого для формирования смеси, приводит к нарушению ее состава. А это чревато увеличенным количеством горючего, направляемого в цилиндры. Чрезмерно богатая смесь – гарантия повышенного расхода топлива.
Лямбда-зонд, расположенный в выпускном коллекторе до катализатора, играет особо важную роль. Он анализирует состав выхлопа и передает данные ЭБУ о богатой или бедной смеси. А электроника уже в соответствии с информацией определяет, сколько воздуха и горючего подавать в цилиндры.
Было бы ошибкой думать, что виновник повышенного расхода горючего – исключительно двигатель. Подклинивающие тормозные колодки (из-за плохих рабочих цилиндров), изношенный подшипник ступицы, неверный развал/схождение и полуспущенные шины затрудняют нормальное движение авто. Также не стоит устанавливать на машину колесные диски, покрышки размеров, не рекомендованных производителем.
Табличка на дверной стойке, где указаны рекомендованные производителем размеры колес и давление в шинах. Фото: YouTube.com
Неправильно проведенная доработка двигателя тоже влечет за собой перерасход топлива. Например, установка большой турбины или изменение размеров элементов ЦПГ без перепрошивки ЭБУ. Стоящий на крыше багажник оказывает сопротивление встречному потоку воздуха и «вынуждает» авто расходовать больше горючего. То же самое можно сказать о прицепе. Поэтому навешивать, дополнительное оборудование стоит только тогда, когда в этом есть практический смысл.
Не используйте дополнительные системы, если они не нужны. Например, кондиционер (зимой достаточно включать его раз в месяц), обогрев (при длительной поездке горячий воздух дует в салон и без вентилятора отопителя) и иные потребители энергии. Также расход горючего увеличится, если:
Речь не идет о том, чтобы выбирать сомнительные АЗС с недорогим топливом. Сетевые заправки всегда надежнее. Как, правило, каждая из них имеет свою программу лояльности. Это могут быть пластиковые карты: по ним дается скидка или начисляются бонусы, которые можно перевести в литры либо что-то купить на станции.
Часть крупных АЗС устанавливают мини-заправки. В них нет кафе, магазинов, оплата принимается картами в терминале или через смартфон по приложению. Зато топливо дешевле. Еще один вариант, доступный в мегаполисах, – доставка горючего «на дом». Заказ делается через интернет. К вам приедет небольшой заправщик в виде фургона. Пополнение бака будет производиться, как на АЗС: через шланг и опломбированный счетчик. Экономия – от 8 до 10 %. Но тут сложно сделать выводы о качестве топлива. Если рискнете, спрашивайте сертификат.
Сначала необходимо остановиться на вовсю рекламируемых присадках. Многие из них действительно приносят пользу:
Но снижать расход горючего они «не умеют». Не стоит верить в чудеса типа прекращения «масложора», увеличению числа «лошадей» и чуть ли не полному обновлению силового агрегата.
Еще несколько «способов сэкономить». Первый – байка о том, что ликвидация катализатора приводит к уменьшению расхода горючего. Если нейтрализатор полностью рабочий, этого не произойдет. Другое дело, если каталитический нейтрализатор забит напрочь. В этом случае действительно, его удаление восстановит нормальную работу мотора, но поток загрязнений в атмосферу увеличится.
В теории данное устройство, которое можно и сегодня найти, к примеру, на «Алиэкспресс», должно способствовать образованию более мощной искры. В реальности это простое повышение напряжения на катушке, которая быстро перегорает. Другие «усовершенствования»:
Все перечисленные выше устройства бесполезны, и это в лучшем случае. В худшем они могут принести вред: например, затруднить подачу горючего.
Они несложные и, может быть, к чьему-то сожалению, банальные. Чтобы сэкономить топливо, вовремя проходите ТО, используйте ГСМ, рекомендованные производителем. Не лейте в бак непонятные присадки и не тюнингуйте двигатель в сомнительном сервисе. Старайтесь ездить в умеренном стиле, а если ничего не помогает, проведите диагностику всего авто в хорошей мастерской.
Что влияет на увеличение расхода горючего
Те данные, которые указаны в паспорте к вашему автомобилю заводом-изготовителем, вряд ли достижимы. Поэтому перед тем, как купить машину, стоит выяснить у владельцев такой же марки (знакомых, родственников или через форумы интернета) расход топлива на 100 км в разных условиях. Ниже рассмотрены основные причины больших расходов на горючее.
Стиль езды
Резкие ускорения, торможения, короткие передвижения на максимально возможной скорости никак не способствуют экономному расходу топлива. Если у вас механическая КПП, в плане уменьшения трат на горючее возможностей больше. Например, разгоняясь, не допускайте, чтобы обороты были выше средних, т. е. вовремя переключайте скорости. Подъезжая к светофору или пешеходному переходу, заранее (если это позволяет дорожная обстановка) переходите на «нейтраль».

Пробки и платные дороги
Езда на малой скорости, постоянные остановки и разгоны только способствуют увеличению расхода горючего. Причем разница, по сравнению с ездой по загородной трассе бывает и двойной. Можно, конечно глушить мотор (на современных моделях авто предусмотрена такая функция – называется «start-stop»), но, если машина старая, есть риск, что в нужный момент она не заведется. Да и стартер будет изнашиваться ускоренными темпами.
Выход из положения – платная дорога. Такое решение, например, пользуется популярностью в Санкт-Петербурге. Разница в расходе топлива, конечно, полностью не покроет оплату проезда. Но время, которое, как известно, – деньги, вы точно сэкономите. Иногда опоздание на важную встречу приносит убытки, несоизмеримые с расходами на платную дорогу.
Прогрев двигателя и его износ
Долгое достижение рабочей температуры мотора имеет смысл разве что в морозы за -30°. Достаточно 3-5 минут для прогрева: дождитесь, пока обороты упадут до 800-900 в мин. Еще на расход топлива впрямую влияет степень износа силового агрегата. Малая компрессия, вызванная стертыми поршневыми кольцами и стенками цилиндров, заставляют прибавлять обороты, чтобы машина «ехала». Если авто не слишком старое, и его пробег менее 200 тыс. км, сократите интервалы между сервисным обслуживанием. В иных случаях нужно пройти диагностику, чтобы определить целесообразность капитального ремонта.
Другие технические причины перерасхода горючего
В первую очередь это топливная система. Засоренные и некорректно работающие форсунки или насос приводят к быстрому износу деталей. Поэтому вовремя меняйте фильтр и проводите чистку инжектора. Система зажигания тоже влияет на расход топлива: пропуски искрообразования, плохие контакты проводов (в т. ч. высоковольтных) заканчивается тем, что горючее не сжигается полностью и в прямом смысле слова вылетает в выхлопную трубу.
Датчики
Некорректная работа ДМРВ, сообщающего о количестве воздуха, подаваемого для формирования смеси, приводит к нарушению ее состава. А это чревато увеличенным количеством горючего, направляемого в цилиндры. Чрезмерно богатая смесь – гарантия повышенного расхода топлива.
Лямбда-зонд, расположенный в выпускном коллекторе до катализатора, играет особо важную роль. Он анализирует состав выхлопа и передает данные ЭБУ о богатой или бедной смеси. А электроника уже в соответствии с информацией определяет, сколько воздуха и горючего подавать в цилиндры.
Ходовая часть
Было бы ошибкой думать, что виновник повышенного расхода горючего – исключительно двигатель. Подклинивающие тормозные колодки (из-за плохих рабочих цилиндров), изношенный подшипник ступицы, неверный развал/схождение и полуспущенные шины затрудняют нормальное движение авто. Также не стоит устанавливать на машину колесные диски, покрышки размеров, не рекомендованных производителем.

Тюнинг и дополнительное оборудование снаружи
Неправильно проведенная доработка двигателя тоже влечет за собой перерасход топлива. Например, установка большой турбины или изменение размеров элементов ЦПГ без перепрошивки ЭБУ. Стоящий на крыше багажник оказывает сопротивление встречному потоку воздуха и «вынуждает» авто расходовать больше горючего. То же самое можно сказать о прицепе. Поэтому навешивать, дополнительное оборудование стоит только тогда, когда в этом есть практический смысл.
Другие способы экономии
Не используйте дополнительные системы, если они не нужны. Например, кондиционер (зимой достаточно включать его раз в месяц), обогрев (при длительной поездке горячий воздух дует в салон и без вентилятора отопителя) и иные потребители энергии. Также расход горючего увеличится, если:
- ? ездить всегда с открытыми окнами
- ? использовать бензин к меньшим октановым числом
Однако не стоит думать, что расход топлива снизится, если вы заправите авто, например, вместо рекомендованного АИ-92 более дорогим АИ-95.
Как купить горючее дешевле
Речь не идет о том, чтобы выбирать сомнительные АЗС с недорогим топливом. Сетевые заправки всегда надежнее. Как, правило, каждая из них имеет свою программу лояльности. Это могут быть пластиковые карты: по ним дается скидка или начисляются бонусы, которые можно перевести в литры либо что-то купить на станции.
Часть крупных АЗС устанавливают мини-заправки. В них нет кафе, магазинов, оплата принимается картами в терминале или через смартфон по приложению. Зато топливо дешевле. Еще один вариант, доступный в мегаполисах, – доставка горючего «на дом». Заказ делается через интернет. К вам приедет небольшой заправщик в виде фургона. Пополнение бака будет производиться, как на АЗС: через шланг и опломбированный счетчик. Экономия – от 8 до 10 %. Но тут сложно сделать выводы о качестве топлива. Если рискнете, спрашивайте сертификат.
Как нельзя сэкономить горючее
Сначала необходимо остановиться на вовсю рекламируемых присадках. Многие из них действительно приносят пользу:
- ? дизельному топливу не дают замерзнуть
- ? очищают детали ДВС от нагара
Но снижать расход горючего они «не умеют». Не стоит верить в чудеса типа прекращения «масложора», увеличению числа «лошадей» и чуть ли не полному обновлению силового агрегата.
Еще несколько «способов сэкономить». Первый – байка о том, что ликвидация катализатора приводит к уменьшению расхода горючего. Если нейтрализатор полностью рабочий, этого не произойдет. Другое дело, если каталитический нейтрализатор забит напрочь. В этом случае действительно, его удаление восстановит нормальную работу мотора, но поток загрязнений в атмосферу увеличится.
«Усилитель зажигания»
В теории данное устройство, которое можно и сегодня найти, к примеру, на «Алиэкспресс», должно способствовать образованию более мощной искры. В реальности это простое повышение напряжения на катушке, которая быстро перегорает. Другие «усовершенствования»:
- ? «экономитель» – обычный конденсатор, который ничего не дает
- ? «разминусовка» – дополнительный кабель «массы»
- ? «озонатор» – коробочка, якобы создающая электрополе, помогающее полнее сгорать топливу: это просто лишняя бесполезная нагрузка на бортовую сеть
- ? «кавитатор» – как будто из части топлива делает пар, который сгорает быстрее
Все перечисленные выше устройства бесполезны, и это в лучшем случае. В худшем они могут принести вред: например, затруднить подачу горючего.
Выводы
Они несложные и, может быть, к чьему-то сожалению, банальные. Чтобы сэкономить топливо, вовремя проходите ТО, используйте ГСМ, рекомендованные производителем. Не лейте в бак непонятные присадки и не тюнингуйте двигатель в сомнительном сервисе. Старайтесь ездить в умеренном стиле, а если ничего не помогает, проведите диагностику всего авто в хорошей мастерской.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

УАЗ показал «внешность» новейшего «Патриота»
Автомобиль уже во всю испытывают на тестовых площадках и дорогах общего пользования. Компания активно готовится к серийному производству....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

Подтверждены сроки выхода перспективного российско-белорусского самолета «Освей»
Проектирование и разработка идут «по плану». Совсем скоро состоится презентация технического облика проекта....

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Депутаты заступились за водителей: штрафы уменьшат и могут вернуть уже оплаченные
Российских водителей снова ожидают масштабные изменения в ПДД, которые вызвали горячие споры в Госдуме. Депутаты выступили против повышения штрафов и...

Новый российский трактор FT-741 – никаких китайских узлов и агрегатов
Пока производители автомобилей постепенно осваивают китайские двигатели, коробки передач и машины целиком, завод ДСТ-Урал неожиданно выпустил интересную модель...

«Ростех» представил уникальную систему для легкой авиации
С таким компонентом у пилотов открываются возможности для безопасной посадки на неподготовленные аэродромы и даже на льдины. Компания представила и другие, не...

Три запуска за 12 часов: SpaceX поставила очередной рекорд
Одним из них стала миссия по запуску сразу 74 спутников. Космос становится все доступнее....

Российский авиадвигатель ПД-8 – наконец он полетел
На днях в небо поднялся импортозамещенный региональный авиалайнер SJ-100. Это событие могло бы случиться раньше, но увы – двигателей не хватало. Сейчас эта...

В Новочеркасске создают комплекс для производства крыльев МС-21
Импортозамещение коснулось столь высоких и сложных технологий. На проект выделили 600 млн рублей....

Новый пятидверный Suzuki Jimny – все та же легенда на бездорожье
Полноценных внедорожников на рынке новых автомобилей осталось немного. Выпускаются они до сих пор по разным причинам. Например, УАЗ и «Нива» пользуются спросом...

«Электрички» догнали «бензинки» по длительности заправки – вышли две серийные модели
Зарядка «зеленых» автомобилей достигла качественно нового уровня. Представленные электрокары восполняют полтора километра запаса хода всего лишь за одну...

В России появился свой бюджетный электромобиль
Началось предсерийное производство, выпуском занимается «Автотор». Все компоненты разработаны и произведены у нас, а стоимость при этом обещают вполне...