
Acadian – в Канаде были свои маслкары
На заре автомобилестроения существовало сразу несколько небольших независимых канадских компаний, производивших различные модели. Многие из них просто покупали комплектующие у американцев или собирали лицензионные версии известных брендов южного соседа.
В это число входила и McLaughlin, создававшая продукцию на базе Buick, со временем превратившаяся в General Motors of Canada. Ford обосновался в северной стране в тот момент, когда производитель вагонов Гордон Макгрегор обзавелся правами на сборку от Генри Форда.
Канадский автомобиль 60-х Acadian Beaumont Sport Deluxe. Фото: youtube.com
Тогда же Уолтер Крайслер создал свою компанию, используя автопроизводителя Maxwell, владеющего одним из канадских заводов. Он и стал собственностью Chrysler. Производство оказалось весьма затратным из-за гораздо меньшего рынка страны. По этой причине канадское правительство установило ограничения на ввоз импортных авто, чтобы защитить собственную промышленность.
Но мультибрендовые производители имели уникальные дилерские сети на территории Канады, каждой из которых требовался полный спектр моделей для продажи. Такое положение вещей стало благодатной почвой, обеспечившей появление автомобилей, созданных специально для канадского рынка.
Но бизнесмены решили не «изобретать велосипед», а попросту основывать их на уже существующих моделях американских автомобилей. Разница чаще всего заключалась лишь в ином экстерьере и отделке. Такой подход позволил также снизить затраты на разработку новинок.
К концу 50-х потребители устали от больших, прожорливых моделей, поэтому в 1960 году автопроизводители из Детройта представили новые компактные автомобили. В этот список вошли также Ford Falcon и Chevy Corvair. В 1962 году GM добавила еще один – Chevy II.
Канадский завод GM выпускал Corvair и Chevy II для своих дилеров Chevrolet. Чтобы удовлетворить магазины Pontiac, Chevy II был переоборудован в новый Acadian, включая разделенную решетку радиатора, являвшуюся фирменным стилем Pontiac.
Acadian Beaumont Sport Deluxe: вид сбоку. Фото: youtube.com
В руководствах по внутренним деталям и обслуживанию компании автомобиль именовался Pontiac Acadian. А вот для канадских клиентов он уже позиционировался как отдельная модель и даже самостоятельный бренд, но предлагаемый через дилеров американской компании. Цены на него стартовали от 2383 долларов (чуть дороже оригинала), автомобиль предлагался сразу в нескольких типах кузова:
✅ двух/четырехдверный седан
✅ двухдверный хардтоп
✅ кабриолет
✅ универсал
Автомобиль нашел очень живой отклик у канадских потребителей. Это хорошо выразилось в том, что уже стартовый год продаж принес результат в 14 654 реализованных единицы (что составило 83% от общего сбыта Chevy II). Позже они еще выросли, даже превысив показатели популярного Falcon от Ford. На выбор клиента предлагались не только разные типы кузова, но и комплектаций:
✅ Invader начального уровня
✅ Canso среднего уровня (с 1963 года)
✅ топовая Beaumont
Привычное сочетание Pontiac Acadian стало популярным не сразу. Когда модель только дебютировала, то в руководстве пользователя содержалась следующая надпись:
С самого начала Acadian делил выставочное пространство с британским Vauxhall, который GM импортировал в Канаду с 1950 года. Чтобы удовлетворить потребности покупателей компактных автомобилей, где бы они ни совершали покупки, десять лет спустя Vauxhall выпустил Victor для дилеров Pontiac-Buick и переделал его в Envoy для магазинов Chevrolet-Oldsmobile.
Приборная панель автомобиля. Фото: youtube.com
Интересно что эксклюзивный канадский дизайн пришелся по душе многим американцам. Поэтому те из них, кто жил недалеко от границы и решил, что решетка радиатора Beaumont круче чем у Chevelle, попросту приобрели замену у местных дилеров.
Можно смело заявить, что Acadian является самым заметным канадским представителем GM начала эпохи маслкаров. Благодаря технологии суббрендирования он предлагался дилерами Pontiac Buick в Канаде с 1962 по 1971 годы. После этого периода ему на смену пришел Pontiac Ventura. В 60-х автомобиль выпускался в разных конфигурациях, компонуясь в базовых моделях двигателями на:
✅ 4 цилиндра
✅ 6 цилиндров
✅ 8 цилиндров
В отличие от американской базовой модели, канадская версия никогда не выпускалась с большим блоком. А вот количество двух- и четырехдверных вариантов автомобиля в первые годы оказалось примерно равным. В 1964 году многие Acadian получили значки Beaumont Badging, чтобы дополнить оригинальные и иметь отличия от предыдущих Canso.
Силовой агрегат Acadian. Фото: youtube.com
Канадскую природу происхождения автомобиля также подчеркивал необычный логотип. С одной стороны, это была характерная стрела Pontiac. А с другой, дополнением к ней служил символ страны, даже присутствующий на государственном флаге – кленовый лист. Именно по нему можно было безошибочно определить, что имеешь дело с моделью, родиной которой является Канада. В 1964 году произошли самые основные изменения в конструкции автомобиля:
✅ появление ковшеобразных сидений
✅ установка напольной консоли
✅ смена платформы (на увеличенную и более стильную)
Правда, два года спустя производитель опять вернулся к платформе Chevy II, а топовой моделью стала Canso. В этот период общий дизайн автомобиля приобрел более спортивный вид, чем выпускавшийся в 1962/63 годах слегка квадратный предшественник. Позже последовали более высокие ободки фар и гладкие линии от передней к задней части кузова. Обратим также внимание и на некоторые физические параметры техники:
✅ общая длина – 4,65 м
✅ ширина – 1,81 м
✅ высота – 1,37 м
✅ передняя колея – 1440 мм
✅ задняя колея – 1430 мм
Диаметр поворота громоздкого автомобиля составлял 11,7 метра, а топливный бак вмешал чуть более 61 литра горючего. Вот как выглядели характеристики линейки двигателей для модели 1966 года:
✅ шестицилиндровый – 3179 куб. см, мощностью 120 л. с
✅ V8 – 4637 куб. см, мощностью 195 л. с
✅ L79 – 5358 куб. см, мощностью 350 л. с
При этом их степень сжатия составляла соответственно: 8,5, 9,25 и 11,0. На дальнейшее развитие линейки огромное влияние оказало изменение политической и экономической обстановки. Ведь в 1965 году появилось эпохальное торговое соглашение между Канадой и США.
Новый Auto Pact позволял производителям беспошлинно перевозить автомобили и детали к ним через государственную границу. Это и стало вехой отсчета для завершения истории большинства моделей, предназначенных специально для канадского рынка. Теперь бизнесмены могли располагать производственные мощности там, где считали наиболее выгодным для себя.
Но Acadian продержался дольше всех. В 1968 году модель даже претерпела последнее изменение конфигурации кузова. Таким авто оставалось до самого конца своей, в принципе, не слишком долгой истории. Финальный тип оказался очень популярным среди гонщиков на дрэг-рейсинге, наряду с Chevrolet Camaros.
Современная реплика модели. Фото: youtube.com
После заключения нового торгового соглашения все Acadian с 1968 по 1971 годы производились в Мичигане. Их собирали на заводе GM Willow Run вместе с Chevy II/Nova. Позже техника экспортировалась в Канаду. С 1971-го последний «канадский» автомобиль исчез в анналах истории.
В это число входила и McLaughlin, создававшая продукцию на базе Buick, со временем превратившаяся в General Motors of Canada. Ford обосновался в северной стране в тот момент, когда производитель вагонов Гордон Макгрегор обзавелся правами на сборку от Генри Форда.

Тогда же Уолтер Крайслер создал свою компанию, используя автопроизводителя Maxwell, владеющего одним из канадских заводов. Он и стал собственностью Chrysler. Производство оказалось весьма затратным из-за гораздо меньшего рынка страны. По этой причине канадское правительство установило ограничения на ввоз импортных авто, чтобы защитить собственную промышленность.
Специально для канадского рынка
Но мультибрендовые производители имели уникальные дилерские сети на территории Канады, каждой из которых требовался полный спектр моделей для продажи. Такое положение вещей стало благодатной почвой, обеспечившей появление автомобилей, созданных специально для канадского рынка.
Но бизнесмены решили не «изобретать велосипед», а попросту основывать их на уже существующих моделях американских автомобилей. Разница чаще всего заключалась лишь в ином экстерьере и отделке. Такой подход позволил также снизить затраты на разработку новинок.
Pontiac Acadian являлся целой линейкой моделей, выпускавшихся компанией с 1962 года специально для канадских пользователей. Они оказались значительно переработанными версиями Chevrolet Nova и просуществовали около девяти лет.
К концу 50-х потребители устали от больших, прожорливых моделей, поэтому в 1960 году автопроизводители из Детройта представили новые компактные автомобили. В этот список вошли также Ford Falcon и Chevy Corvair. В 1962 году GM добавила еще один – Chevy II.
Канадский завод GM выпускал Corvair и Chevy II для своих дилеров Chevrolet. Чтобы удовлетворить магазины Pontiac, Chevy II был переоборудован в новый Acadian, включая разделенную решетку радиатора, являвшуюся фирменным стилем Pontiac.

В руководствах по внутренним деталям и обслуживанию компании автомобиль именовался Pontiac Acadian. А вот для канадских клиентов он уже позиционировался как отдельная модель и даже самостоятельный бренд, но предлагаемый через дилеров американской компании. Цены на него стартовали от 2383 долларов (чуть дороже оригинала), автомобиль предлагался сразу в нескольких типах кузова:
✅ двух/четырехдверный седан
✅ двухдверный хардтоп
✅ кабриолет
✅ универсал
Автомобиль нашел очень живой отклик у канадских потребителей. Это хорошо выразилось в том, что уже стартовый год продаж принес результат в 14 654 реализованных единицы (что составило 83% от общего сбыта Chevy II). Позже они еще выросли, даже превысив показатели популярного Falcon от Ford. На выбор клиента предлагались не только разные типы кузова, но и комплектаций:
✅ Invader начального уровня
✅ Canso среднего уровня (с 1963 года)
✅ топовая Beaumont
Привычное сочетание Pontiac Acadian стало популярным не сразу. Когда модель только дебютировала, то в руководстве пользователя содержалась следующая надпись:
Ваш Acadian 1962 года – это совершенно новая линейка автомобилей, разработанная General Motors в ее постоянных усилиях предоставить вам лучшее в сфере транспорта.
С самого начала Acadian делил выставочное пространство с британским Vauxhall, который GM импортировал в Канаду с 1950 года. Чтобы удовлетворить потребности покупателей компактных автомобилей, где бы они ни совершали покупки, десять лет спустя Vauxhall выпустил Victor для дилеров Pontiac-Buick и переделал его в Envoy для магазинов Chevrolet-Oldsmobile.

Интересно что эксклюзивный канадский дизайн пришелся по душе многим американцам. Поэтому те из них, кто жил недалеко от границы и решил, что решетка радиатора Beaumont круче чем у Chevelle, попросту приобрели замену у местных дилеров.
Развитие модели в течение 60-х годов
Можно смело заявить, что Acadian является самым заметным канадским представителем GM начала эпохи маслкаров. Благодаря технологии суббрендирования он предлагался дилерами Pontiac Buick в Канаде с 1962 по 1971 годы. После этого периода ему на смену пришел Pontiac Ventura. В 60-х автомобиль выпускался в разных конфигурациях, компонуясь в базовых моделях двигателями на:
✅ 4 цилиндра
✅ 6 цилиндров
✅ 8 цилиндров
В отличие от американской базовой модели, канадская версия никогда не выпускалась с большим блоком. А вот количество двух- и четырехдверных вариантов автомобиля в первые годы оказалось примерно равным. В 1964 году многие Acadian получили значки Beaumont Badging, чтобы дополнить оригинальные и иметь отличия от предыдущих Canso.

Канадскую природу происхождения автомобиля также подчеркивал необычный логотип. С одной стороны, это была характерная стрела Pontiac. А с другой, дополнением к ней служил символ страны, даже присутствующий на государственном флаге – кленовый лист. Именно по нему можно было безошибочно определить, что имеешь дело с моделью, родиной которой является Канада. В 1964 году произошли самые основные изменения в конструкции автомобиля:
✅ появление ковшеобразных сидений
✅ установка напольной консоли
✅ смена платформы (на увеличенную и более стильную)
Правда, два года спустя производитель опять вернулся к платформе Chevy II, а топовой моделью стала Canso. В этот период общий дизайн автомобиля приобрел более спортивный вид, чем выпускавшийся в 1962/63 годах слегка квадратный предшественник. Позже последовали более высокие ободки фар и гладкие линии от передней к задней части кузова. Обратим также внимание и на некоторые физические параметры техники:
✅ общая длина – 4,65 м
✅ ширина – 1,81 м
✅ высота – 1,37 м
✅ передняя колея – 1440 мм
✅ задняя колея – 1430 мм
Диаметр поворота громоздкого автомобиля составлял 11,7 метра, а топливный бак вмешал чуть более 61 литра горючего. Вот как выглядели характеристики линейки двигателей для модели 1966 года:
✅ шестицилиндровый – 3179 куб. см, мощностью 120 л. с
✅ V8 – 4637 куб. см, мощностью 195 л. с
✅ L79 – 5358 куб. см, мощностью 350 л. с
При этом их степень сжатия составляла соответственно: 8,5, 9,25 и 11,0. На дальнейшее развитие линейки огромное влияние оказало изменение политической и экономической обстановки. Ведь в 1965 году появилось эпохальное торговое соглашение между Канадой и США.
Решение, приблизившее конец
Новый Auto Pact позволял производителям беспошлинно перевозить автомобили и детали к ним через государственную границу. Это и стало вехой отсчета для завершения истории большинства моделей, предназначенных специально для канадского рынка. Теперь бизнесмены могли располагать производственные мощности там, где считали наиболее выгодным для себя.
Но Acadian продержался дольше всех. В 1968 году модель даже претерпела последнее изменение конфигурации кузова. Таким авто оставалось до самого конца своей, в принципе, не слишком долгой истории. Финальный тип оказался очень популярным среди гонщиков на дрэг-рейсинге, наряду с Chevrolet Camaros.

После заключения нового торгового соглашения все Acadian с 1968 по 1971 годы производились в Мичигане. Их собирали на заводе GM Willow Run вместе с Chevy II/Nova. Позже техника экспортировалась в Канаду. С 1971-го последний «канадский» автомобиль исчез в анналах истории.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...