
Что в «мешках под глазами» локомотивов
Железнодорожный комплекс – Вселенная. Любопытная, хорошо организованная. Всякий, соприкоснувшись, испытывает уважение к слаженному хозяйству, хитроумной инфраструктуре, четкой работе по расписанию. Просто отдельный мир.
А серьезные машинисты и обслуживающий персонал в форменной одежде? Хочется даже козырнуть им, уступить дорогу. Или робко спросить о непонятном. Например, интересно, для чего на некоторых электровозах установлены ящики под фарами? Что лежит в коробах? Ведь простому, но любознательному обывателю мало что известно о поездах, локомотивах, токосъемниках, изогнутых трубках под вагонами.
Стоя в пробке на ж/д переезде, мы с тоской наблюдаем, как мимо пыхтит бесконечный товарняк. Средняя длина поезда составляет 500 м. Этот, с одним локомотивом впереди, пролетает стрелой. Но есть и 2-километровые эшелоны. Кажется, конца-края им нет.
В модели ВЛ11 1977 года выпуска впервые появились ящики под буферными огнями. Фото: YouTube.com
Такую «гусеницу» волокут 3-4 тягача. Почему формируют длинные составы, нетрудно догадаться: чтобы разом забрать как можно больше груза. В прошлом году наши железнодорожники перевезли 1 млрд 181,4 млн тонн леса, угля, горючего, прочих товаров.
Вагоны соединяют в цепочку с целью:
✅ увеличивать грузоперевозки
✅ повышать провозную способность составов
✅ рационально использовать пути
✅ сокращать время доставки материалов
Мощность – главный параметр железнодорожного локомотива. Но даже самая сильная техника не потянет 70-100 вагонов. Тем более ветки наших дорог проходят далеко не по равнинным местностям. Крутых перевальных участков со спусками, подъемами и поворотами куда больше.
Если одному локомотиву не под силу тяжесть множества вагонов, нужно объединять мощь нескольких машин. То есть делать сцепку, связку. Практика на железных дорогах давняя.
Этот состав тянут три электровоза. Фото: YouTube.com
Поступают двумя способами:
✅ Кратная тяга. В голове поезда ставят два электровоза – двойная тяга. Это группа. Каждый локомотив группы обслуживает отдельная бригада. Тут сцепление тягачей простое, механическое. Экипажи соединенных машин работают синхронно. Кратная тяга может быть тройной – соединяют три локомотива. Часто ее применяют при перевозке опасных грузов: химикатов, нефтепродуктов и т. д. Если один тягач выходит из строя, другой дотянет состав до станции назначения
✅ Система многих единиц (СМЕ). В этом случае несколько групп локомотивов связывают электрическими цепями и пневмомагистралями. Этим получают единый организм. Управляет секцией одна локомотивная бригада. Выгода очевидная
Кратной тягой пользовались с давних времен на паровозах и тепловозах. Наиболее распространенной была двукратная тяга. А СМЕ появилась с выходом магистрального электровоза ВЛ11 в 1977 году.
В коробах под передней оптикой скрыто электрооборудование для СМЕ. Фото: YouTube.com
Модель получила новый внешний дизайн, усовершенствованные силовые цепи. На передке этого электровоза впервые появились короба, вызвавшие наше любопытство.
За «фары» бывалый железнодорожник, пожалуй, если не порвет, то наговорит обидных слов. В локомотивах передние осветительные приборы называются буферными огнями. Учтем.
Локомотивы связаны в единый организм электроцепями и пневматическими магистралями. Фото: YouTube.com
Так вот: под оптикой располагаются клеммные кожухи. Они закрывают герметичное пространство, где спрятан разъем (розетка, проще говоря) для подключения гибких высоковольтных межсекционных кабелей. Словом, электрический щиток, культурно защищенный крышкой. Без него невозможен эффективный способ управления подвижным составом, который называется системой многих единиц (СМЕ).
И последнее, чтобы не быть освистанными работниками железных дорог: «розетки» в отношении электровоза – форменное безобразие. Там эти штуки называются жоксами. Хорошо. Пусть будут эти… как их…
А серьезные машинисты и обслуживающий персонал в форменной одежде? Хочется даже козырнуть им, уступить дорогу. Или робко спросить о непонятном. Например, интересно, для чего на некоторых электровозах установлены ящики под фарами? Что лежит в коробах? Ведь простому, но любознательному обывателю мало что известно о поездах, локомотивах, токосъемниках, изогнутых трубках под вагонами.
Почему поезда длинные
Стоя в пробке на ж/д переезде, мы с тоской наблюдаем, как мимо пыхтит бесконечный товарняк. Средняя длина поезда составляет 500 м. Этот, с одним локомотивом впереди, пролетает стрелой. Но есть и 2-километровые эшелоны. Кажется, конца-края им нет.

Такую «гусеницу» волокут 3-4 тягача. Почему формируют длинные составы, нетрудно догадаться: чтобы разом забрать как можно больше груза. В прошлом году наши железнодорожники перевезли 1 млрд 181,4 млн тонн леса, угля, горючего, прочих товаров.
Вагоны соединяют в цепочку с целью:
✅ увеличивать грузоперевозки
✅ повышать провозную способность составов
✅ рационально использовать пути
✅ сокращать время доставки материалов
Мощность – главный параметр железнодорожного локомотива. Но даже самая сильная техника не потянет 70-100 вагонов. Тем более ветки наших дорог проходят далеко не по равнинным местностям. Крутых перевальных участков со спусками, подъемами и поворотами куда больше.
Знакомимся с терминологией
Если одному локомотиву не под силу тяжесть множества вагонов, нужно объединять мощь нескольких машин. То есть делать сцепку, связку. Практика на железных дорогах давняя.

Поступают двумя способами:
✅ Кратная тяга. В голове поезда ставят два электровоза – двойная тяга. Это группа. Каждый локомотив группы обслуживает отдельная бригада. Тут сцепление тягачей простое, механическое. Экипажи соединенных машин работают синхронно. Кратная тяга может быть тройной – соединяют три локомотива. Часто ее применяют при перевозке опасных грузов: химикатов, нефтепродуктов и т. д. Если один тягач выходит из строя, другой дотянет состав до станции назначения
✅ Система многих единиц (СМЕ). В этом случае несколько групп локомотивов связывают электрическими цепями и пневмомагистралями. Этим получают единый организм. Управляет секцией одна локомотивная бригада. Выгода очевидная
Кратной тягой пользовались с давних времен на паровозах и тепловозах. Наиболее распространенной была двукратная тяга. А СМЕ появилась с выходом магистрального электровоза ВЛ11 в 1977 году.

Модель получила новый внешний дизайн, усовершенствованные силовые цепи. На передке этого электровоза впервые появились короба, вызвавшие наше любопытство.
Секрет ящиков под фарами
За «фары» бывалый железнодорожник, пожалуй, если не порвет, то наговорит обидных слов. В локомотивах передние осветительные приборы называются буферными огнями. Учтем.

Так вот: под оптикой располагаются клеммные кожухи. Они закрывают герметичное пространство, где спрятан разъем (розетка, проще говоря) для подключения гибких высоковольтных межсекционных кабелей. Словом, электрический щиток, культурно защищенный крышкой. Без него невозможен эффективный способ управления подвижным составом, который называется системой многих единиц (СМЕ).
И последнее, чтобы не быть освистанными работниками железных дорог: «розетки» в отношении электровоза – форменное безобразие. Там эти штуки называются жоксами. Хорошо. Пусть будут эти… как их…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....