
Конец долгой истории легендарного грузовика Tatra T815
Те, кто не понаслышке знаком с суровыми условиями Крайнего Севера, знают, что без таких грузовиков, как «Урал» или «Татра» там попросту не обойтись. Эта выносливая и надежная техника сослужила свою службу в советское время и продолжает выручать до сих пор.
Если отдельно остановиться на чехословацких большегрузных грузовиках, то они на просторах СССР имели заслуженное уважение и почет еще в бытность Tatra 148. Этот автомобиль получил прекрасную географию, поставляясь не только в нашу страну, но и еще в более чем 40 государств, расположенных на пяти континентах.
Tatra T815 за 42-летнюю историю использовалась в самых различных назначениях. Фото: youtube.com
Потрудился такой транспорт и в суровых условиях Крайнего Севера, став одной из его визитных карточек. Заработанный высокий статус марки привел к тому, что советская сторона с превеликим удовольствием была готова закупать и новые модели от этого производителя.
Tatra 148 простояла на заводском конвейере до 1972 года. Весь период выпуска она оставалась очень востребованным продуктом для клиентов из разных стран. Но автомобиль, основанный на модели 138 (родом из конца 50-х) к началу 80-х уже не соответствовал текущим требованиям. Поэтому понадобилась срочная и достойная замена.
Да, к тому времени чехословацкий производитель завоевал непререкаемый авторитет в своей области. Поэтому именно им и поручили сборку техники с воздушным охлаждением грузоподъемностью от 12 тонн для нужд всех стран Восточной Европы.
Таким образом, весь подготовительный процесс был профинансирован за счет кредита международного банка СЭВ. Это стало прекрасным поводом для уверенного движения вперед, несмотря на недостаточные производственные мощности предприятия. «Финансовая подушка» позволила:
✅ построить новые промздания
✅ закупить дополнительное оборудование
✅ провести тщательные и всесторонние разработки и испытания
Такой основательный подход позволил новинке стать универсальным вариантом, заменившем сразу две предыдущие модели: гражданскую 148 и армейскую 813. Благодаря унификации деталей производство Tatra 815 привело к удешевлению и упрощению всего цикла сборки. Автомобиль сохранил классическую концепцию шасси с центральной несущей трубой.
Первые прототипы появились еще в 1972 году и отличались от более поздних серийных автомобилей тем, что имели иную форму крышки двигателя. Целью являлось максимальное улучшение конструкции по всем направлениям. Предполагалось, что грузовик будет:
✅ более комфортным
✅ с тихими и экологичными двигателями
✅ с отличными внедорожными качествами предшественника
Чтобы убедиться в последнем потребовались тщательные испытания не только на полигоне компании Tatra, но и в суровых условиях Сибири. Успешное преодоление всевозможных проверок открыло путь для выпуска самой продолжительной модельной серии в истории копрживницкого автопроизводителя.
Процесс растянулся более чем на четыре десятилетия, но наступил день прощания с легендой. Руководство компании Tatra решило, что T815 пора уйти на покой. Поэтому давайте вместе еще раз вспомним о самых интересных вехах ее истории.
Проходимость грузовика Tatra T815 всегда на высоте. Фото: youtube.com
Воплощение плана развития СЭВ открыло зеленую улицу для массового производства этой модели. Все началось с официального представления на машиностроительной выставке в городе Брно (сентябрь 1982 года) серийной версии автомобиля.
Его выпуск начат с января 1983-го. К концу года потребителям отправлено более 9 тысяч новых грузовиков модели 815. Уже с самого начала производства гражданская версия автомобиля получила ряд важный специализаций:
✅ трехосный самосвал
✅ бортовой грузовик с тентом
✅ пожарная машина
✅ автокран
Кроме этого, позже добавились бетоносмеситель на базе Tatra T815 и полицейский автомобиль быстрого реагирования. Также выпускался тягач, который получил конструктивную доработку в виде кабины, расположенной впереди оси.
Самосвальная версия стала самой распространенной. Фото: youtube.com
Одна из таких модификаций 815 TPL трудилась в пражском аэропорту Рузине. Ее длина составляла 7,9 метра, а общий вес – 28 тонн. Автомобиль прославился тем, что был способен буксировать самый тяжелый (на тот момент) самолет в мире – советский АН-124 «Руслан». А масса последнего могла превышать 400 тонн!
Учитывая тот факт, что модель быстро обросла целым рядом модификаций различного назначения, она компоновалась сразу несколькими типами силовых агрегатов. Двигатели имели модульную конструкцию, вот их основные типы:
✅ 8-цилиндровый – 12,7 л/231 л. с
✅ 10-цилиндровый – 15,8 л/283 л. с
✅ 12-цилиндровый – 19 л/319,5 л. с (в турбированной версии – до 360 л. с)
Автомобили для нужд армии отличались высокой проходимостью. Также их двигатели адаптировали к тому, чтобы кроме обычного дизельного топлива, они могли работать на авиационном керосине или смеси классического горючего с бензином.
Если сказать первое, что придет в голову в связи с Tatra T815, то это будет, скорее всего, его трапециевидная форма колес в незагруженном состоянии. Таким образом конструкторы попытались добиться максимальной устойчивости автомобиля в условиях любого бездорожья. А вот и его физические параметры:
✅ длина – 6,98 (в некоторых модификациях – 9,36) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,13 (в некоторых версиях – 3,65) м
✅ колесная база – от 1650 до 2970 мм
✅ снаряженная масса – до 15 т
✅ полезная нагрузка – до 35,5 т
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Хорошая проработка элементов конструкции грузовика сделала его не только востребованным у самых различных пользователей, но и открыла путь к спортивным успехам. Это стало понятно уже во второй половине 80-х, когда Tatra T815 прекрасно проявила себя в гонках и других международных соревнованиях.
В 1986 году модифицированная гоночная версия автомобиля впервые приняла участие в знаменитом ралли Париж – Дакар. После этого их слава росла в геометрической прогрессия, дойдя до наших дней. Больше всего она связана с именем гонщика Карела Лопрайса – шестикратного победителя африканского дерби, получившего прозвище «Мсье Дакар».
В кабине грузовика. Фото: youtube.com
Но в Копрживнице не остановились на достигнутом. В 1987 году на специально модифицированном десятиметровом полноприводном автомобиле Tatra 815 GTC (Grand Tourist Caravan) со Староместской площади Праги отправилась в путь кругосветная экспедиция.
Ее результатом стали два прекрасных полнометражных фильма. Вот только завершилось путешествие в мае 1990 года, когда его участники вернулись в совсем другую страну, полностью поменявшую свой политический курс. В новых условиях интерес людей к экзотическому путешествию заметно угас.
К концу 80-х предприятие выпустило более 95 тысяч единиц модели 815. В следующем десятилетии понадобилась модернизация для соответствия европейским нормам выбросов. Также версии 815-2 получила тормозную систему ABS. Позже компания предложила доработанную TERRN°1. Последней модификацией серии стала Tatra Terra, представленная в 2018 году.
В линейке двигателей 8/10/12-цилиндровые модели. Фото: youtube.com
Но время летит неумолимо и в прошлом месяце Tatra T815 отметила уже 42-ю годовщину существования. Очень солидный срок, за который мир много раз изменял свое лицо. Благодаря универсальности и вариативности автомобиль все это время сохранял свою востребованность. Но после выпуска 158 065 единиц техники во всех модификациях завод решил поставить точку в истории легенды. Последним произведенным 25 февраля 2025 года автомобилем стал Tatra 815-2 Terra, предназначенный для пожарной службы.
Если отдельно остановиться на чехословацких большегрузных грузовиках, то они на просторах СССР имели заслуженное уважение и почет еще в бытность Tatra 148. Этот автомобиль получил прекрасную географию, поставляясь не только в нашу страну, но и еще в более чем 40 государств, расположенных на пяти континентах.

Потрудился такой транспорт и в суровых условиях Крайнего Севера, став одной из его визитных карточек. Заработанный высокий статус марки привел к тому, что советская сторона с превеликим удовольствием была готова закупать и новые модели от этого производителя.
Все нуждается в обновлении в свое время
Tatra 148 простояла на заводском конвейере до 1972 года. Весь период выпуска она оставалась очень востребованным продуктом для клиентов из разных стран. Но автомобиль, основанный на модели 138 (родом из конца 50-х) к началу 80-х уже не соответствовал текущим требованиям. Поэтому понадобилась срочная и достойная замена.
Применив некоторые последние наработки и ряд инноваций компания из Копрживнице представила свою новинку. С 1983 года начат серийный выпуск грузового автомобиля Tatra T815.
Да, к тому времени чехословацкий производитель завоевал непререкаемый авторитет в своей области. Поэтому именно им и поручили сборку техники с воздушным охлаждением грузоподъемностью от 12 тонн для нужд всех стран Восточной Европы.
Таким образом, весь подготовительный процесс был профинансирован за счет кредита международного банка СЭВ. Это стало прекрасным поводом для уверенного движения вперед, несмотря на недостаточные производственные мощности предприятия. «Финансовая подушка» позволила:
✅ построить новые промздания
✅ закупить дополнительное оборудование
✅ провести тщательные и всесторонние разработки и испытания
Такой основательный подход позволил новинке стать универсальным вариантом, заменившем сразу две предыдущие модели: гражданскую 148 и армейскую 813. Благодаря унификации деталей производство Tatra 815 привело к удешевлению и упрощению всего цикла сборки. Автомобиль сохранил классическую концепцию шасси с центральной несущей трубой.
Развитие модели и ее преимущества
Первые прототипы появились еще в 1972 году и отличались от более поздних серийных автомобилей тем, что имели иную форму крышки двигателя. Целью являлось максимальное улучшение конструкции по всем направлениям. Предполагалось, что грузовик будет:
✅ более комфортным
✅ с тихими и экологичными двигателями
✅ с отличными внедорожными качествами предшественника
Чтобы убедиться в последнем потребовались тщательные испытания не только на полигоне компании Tatra, но и в суровых условиях Сибири. Успешное преодоление всевозможных проверок открыло путь для выпуска самой продолжительной модельной серии в истории копрживницкого автопроизводителя.
Процесс растянулся более чем на четыре десятилетия, но наступил день прощания с легендой. Руководство компании Tatra решило, что T815 пора уйти на покой. Поэтому давайте вместе еще раз вспомним о самых интересных вехах ее истории.

Воплощение плана развития СЭВ открыло зеленую улицу для массового производства этой модели. Все началось с официального представления на машиностроительной выставке в городе Брно (сентябрь 1982 года) серийной версии автомобиля.
Его выпуск начат с января 1983-го. К концу года потребителям отправлено более 9 тысяч новых грузовиков модели 815. Уже с самого начала производства гражданская версия автомобиля получила ряд важный специализаций:
✅ трехосный самосвал
✅ бортовой грузовик с тентом
✅ пожарная машина
✅ автокран
Кроме этого, позже добавились бетоносмеситель на базе Tatra T815 и полицейский автомобиль быстрого реагирования. Также выпускался тягач, который получил конструктивную доработку в виде кабины, расположенной впереди оси.

Одна из таких модификаций 815 TPL трудилась в пражском аэропорту Рузине. Ее длина составляла 7,9 метра, а общий вес – 28 тонн. Автомобиль прославился тем, что был способен буксировать самый тяжелый (на тот момент) самолет в мире – советский АН-124 «Руслан». А масса последнего могла превышать 400 тонн!
Учитывая тот факт, что модель быстро обросла целым рядом модификаций различного назначения, она компоновалась сразу несколькими типами силовых агрегатов. Двигатели имели модульную конструкцию, вот их основные типы:
✅ 8-цилиндровый – 12,7 л/231 л. с
✅ 10-цилиндровый – 15,8 л/283 л. с
✅ 12-цилиндровый – 19 л/319,5 л. с (в турбированной версии – до 360 л. с)
Автомобили для нужд армии отличались высокой проходимостью. Также их двигатели адаптировали к тому, чтобы кроме обычного дизельного топлива, они могли работать на авиационном керосине или смеси классического горючего с бензином.
Спортивные успехи чехословацкого грузовика
Если сказать первое, что придет в голову в связи с Tatra T815, то это будет, скорее всего, его трапециевидная форма колес в незагруженном состоянии. Таким образом конструкторы попытались добиться максимальной устойчивости автомобиля в условиях любого бездорожья. А вот и его физические параметры:
✅ длина – 6,98 (в некоторых модификациях – 9,36) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,13 (в некоторых версиях – 3,65) м
✅ колесная база – от 1650 до 2970 мм
✅ снаряженная масса – до 15 т
✅ полезная нагрузка – до 35,5 т
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Хорошая проработка элементов конструкции грузовика сделала его не только востребованным у самых различных пользователей, но и открыла путь к спортивным успехам. Это стало понятно уже во второй половине 80-х, когда Tatra T815 прекрасно проявила себя в гонках и других международных соревнованиях.
В 1986 году модифицированная гоночная версия автомобиля впервые приняла участие в знаменитом ралли Париж – Дакар. После этого их слава росла в геометрической прогрессия, дойдя до наших дней. Больше всего она связана с именем гонщика Карела Лопрайса – шестикратного победителя африканского дерби, получившего прозвище «Мсье Дакар».

Но в Копрживнице не остановились на достигнутом. В 1987 году на специально модифицированном десятиметровом полноприводном автомобиле Tatra 815 GTC (Grand Tourist Caravan) со Староместской площади Праги отправилась в путь кругосветная экспедиция.
Ее результатом стали два прекрасных полнометражных фильма. Вот только завершилось путешествие в мае 1990 года, когда его участники вернулись в совсем другую страну, полностью поменявшую свой политический курс. В новых условиях интерес людей к экзотическому путешествию заметно угас.
Всему когда-то приходит конец
К концу 80-х предприятие выпустило более 95 тысяч единиц модели 815. В следующем десятилетии понадобилась модернизация для соответствия европейским нормам выбросов. Также версии 815-2 получила тормозную систему ABS. Позже компания предложила доработанную TERRN°1. Последней модификацией серии стала Tatra Terra, представленная в 2018 году.

Но время летит неумолимо и в прошлом месяце Tatra T815 отметила уже 42-ю годовщину существования. Очень солидный срок, за который мир много раз изменял свое лицо. Благодаря универсальности и вариативности автомобиль все это время сохранял свою востребованность. Но после выпуска 158 065 единиц техники во всех модификациях завод решил поставить точку в истории легенды. Последним произведенным 25 февраля 2025 года автомобилем стал Tatra 815-2 Terra, предназначенный для пожарной службы.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...