
Британские мопеды Raleigh с французской примесью
История компании начиналась привычно и даже банально. Летом 1887 года в небольшой мастерской, расположенной в британском Ноттингеме по улице Raleigh Street, был собран первый дорожный велосипед. Бизнес развивался довольно динамично, достигнув со временем показателя в 10 единиц еженедельно.
Так все и продолжалось более семи десятилетий, пока Raleigh не анонсировали свою первую модель мопеда. Это произошло в октябре 1958 года на площадях лондонского отеля Savoy. Окрашенная в двухтонный серый цвет техника получила индекс RM 1. Она обладала довольно скромными показателями:
✅ двигатель Sturmey–Archer производства BSA
✅ односкоростная трансмиссия без сцепления
✅ 26-дюймовые колеса, оснащенные ступичными тормозами
Чтобы начать регулярные продажи задействовали уже существующую дилерскую сеть велосипедов в Роли. Дела пошли относительно неплохо и в мае следующего года появилась дополнительная модификация RM 1C. Она являлась почти полной копией предшественника, основным отличием стало ручное сцепление.
В заводской линейке Raleigh имелись одно- и двухскоростные мопеды. Фото: youtube.com
К этому шагу производители прибегли, чтобы удержать потребительский интерес. Ведь первый мопед начал вызывать нарекания пользователей на сложность управления им в условиях плотного дорожного движения. Переделка потребовала использования спаренных тормозов и трех рычагов на руле. Все это – чтобы соответствовать требованиям закона о наличии в любой технике двух независимых тормозных систем.
Уже к концу года большинство дилеров компании столкнулись с хронической нехваткой запчастей. Проблем добавлял и тот факт, что явно не доставало опыта в обслуживании машин данного типа. По этой и другим причинам продажи заметно упали, что поставило перед производителем новые задачи.
Производство первых версий к концу 50-х полностью прекращено. Их в январе 1960 года сменила модель 2С, перед которой ставилась задача возврата интереса потенциальных покупателей и выравнивание показателя резко упавшего уровня продаж. Для этого новинку снабдили:
✅ большим топливным баком на 3,8 л
✅ частично прикрытым обтекателем
✅ пониженной передачей
✅ улучшенным глушителем
Раскраска мопеда также стала более веселой: бордовой с добавлением светло-серых элементов. Производство новой модели продлилось в течение 9 месяцев, завершившись в октябре того же года. А спустя полгода произошло эпохальное событие – слияние Tube Investments Ltd, включавшей теперь следующие бренды:
✅ Norman
✅ Phillips
✅ Hercules and Sun
✅ Raleigh Industries из Ноттингема
До этого момента последними разрабатывалась уже третья модель, основанная на двух предыдущих, но автоматическая с порошковым сцеплением. Однако, по причине серьезных реорганизационных процессов, от реализации задуманного проекта позже решили отказаться.
5 октября 1960 года управляющий директор Raleigh Джордж Уилсон и президент Motobecane Шарль Бенуа подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве. После чего Raleigh немедленно объявили о совершенно новой линейке мопедов, производимых по французской лицензии.
Raleigh Moped конца 50-х. Фото: youtube.com
Условия последней предоставляли Raleigh экспортные права в Британское Содружество. Официальный запуск состоялся в Alexandra Palace как раз перед Earls Court Show в ноябре 1960-го с участием Клиффа Ричарда. Тогда же появился и первый 78-кубовый скутер Roma, произведенный по лицензии Bianchi из Италии. Британская компания имела права на его экспорт в любую страну мира.
RS 1 Roma выпускался с сентября 1961 по июнь 1962 года, когда был анонсирован RS 2 с более мощным двигателем, новой выхлопной системой и улучшенной сборкой фар. А RS 2 в июне 1964 года сменил RS 3. Изменения стиля последнего включали бирюзовое седло и соответствующие тона в задней части машины. Также немного снизилась розничная цена до менее чем 100 фунтов стерлингов.
Специалисты считают что он являлся не более чем выпускной моделью, призванной освоить заводские запасы материалов. Ведь уже спустя пару месяцев (после сборки всего лишь 2265 экземпляров) его производство было полностью завершено. В целом же общий тираж составил около 23 400 Roma разных моделей.
Raleigh RM12 Super 50 1965 года. Фото: youtube.com
В рамках крупной реструктуризации всего производственного объединения, произошли кардинальные перемены. Заводы Sun на Астон-Брук-стрит в Бирмингеме и фабрику Norman в Эшфорде закрыли, вместе с предприятиями Wrights и Brooks в Бирмингеме. Производство велосипедов решили сосредоточить в Raleigh, а Phillips в Сметвике должен был выпускать компоненты для них.
В итоге сборка мопедов Norman и Phillips переместилась в Ноттингем. А скутеров Sun и мотоциклов Norman в конце 1961 года прекратилась вообще, оставив Raleigh Roma единственной актуальной моделью. Такая перетасовка позволила Raleigh заметно нарастить свои обороты.
Разработанная линейка мопедов была хорошо принята, и к концу 1963 года их продажи в Raleigh составили около 800 единиц в неделю. Реализация только RM 6 за первые два года производства (май 1963/май 1965) вылилась в почти 47 000 штук.
В основе мопедов всегда лежал простой 50-кубовый двигатель. Фото: youtube.com
Дилеров теперь было меньше, чем раньше, но количество переросло в качество. Их должным образом обучили, снабдив также полным набором запасных частей. Автоматическое сцепление и вариаторная трансмиссия сделали новые машины легкими в управлении. Raleigh усвоил два дорогих урока трудным путем.
Модели RM 4 Automatic и RM 5 Supermatic анонсированы в ноябре 1960 года, а производство началось в феврале следующего. Обе окрашены в цвета Charcoal и Pearl Grey и оснащены двигателями мощностью 1,39 и 2,66 л. с соответственно. Вот характеристики четвертой модели:
✅ односкоростная
✅ автоматическое сцепление
✅ телескопические передние вилки
✅ стоимость – от 59 фунтов стерлингов
RM 5 Supermatic был более солидной версией, стоившей от 87 фунтов. Здесь пользователь получал: вариатор, двухместное сиденье и эксклюзивную заднюю подвеску. Передняя имела ведущие рычаги. Все это открыло путь для самой популярной модели завода – мопеда RM 6.
RM 6 впервые представили на выставке Winter Gardens Show в Блэкпуле. Эта простая модель имела односкоростной двигатель мощностью 1,39 л. с, вилку велосипедного типа и тяжелый суппорт экспортного типа, работающим на ободе переднего колеса.
Профильное издание Power and Pedal сразу же окрестило его «самым простым и красивым утилитарным мопедом, когда-либо появлявшимся в Британии». Благодаря также солидной максимальной скорости в 51,5 км/ч и цене чуть более 46 фунтов, он стал самым продаваемым в линейке Raleigh. Поэтому новинка 1964 года RM 8 основывалась на его базе.
Простые модели Raleigh дожили на конвейере до начала 70-х. Фото: youtube.com
Даже когда официальное производство мопедов Raleigh прекратилось для всех моделей, базовая RM 6 продолжала сходить с заводского конвейера еще полтора года! Полностью история марки завершилась в феврале 1971-го. Нумерация силовых агрегатов позволяет заключить, что на британских мощностях собрано около 194 000 двигателей всех типов по французской лицензии.
Так все и продолжалось более семи десятилетий, пока Raleigh не анонсировали свою первую модель мопеда. Это произошло в октябре 1958 года на площадях лондонского отеля Savoy. Окрашенная в двухтонный серый цвет техника получила индекс RM 1. Она обладала довольно скромными показателями:
✅ двигатель Sturmey–Archer производства BSA
✅ односкоростная трансмиссия без сцепления
✅ 26-дюймовые колеса, оснащенные ступичными тормозами
Чтобы начать регулярные продажи задействовали уже существующую дилерскую сеть велосипедов в Роли. Дела пошли относительно неплохо и в мае следующего года появилась дополнительная модификация RM 1C. Она являлась почти полной копией предшественника, основным отличием стало ручное сцепление.

К этому шагу производители прибегли, чтобы удержать потребительский интерес. Ведь первый мопед начал вызывать нарекания пользователей на сложность управления им в условиях плотного дорожного движения. Переделка потребовала использования спаренных тормозов и трех рычагов на руле. Все это – чтобы соответствовать требованиям закона о наличии в любой технике двух независимых тормозных систем.
Через подъемы и спады
Уже к концу года большинство дилеров компании столкнулись с хронической нехваткой запчастей. Проблем добавлял и тот факт, что явно не доставало опыта в обслуживании машин данного типа. По этой и другим причинам продажи заметно упали, что поставило перед производителем новые задачи.
Тем не менее первая половина 60-х все же стала расцветом выпуска мопедов марки Raleigh. В это время появляются RM 2С и лицензионное соглашение с французской Motobecane, открывшее путь для создания новых моделей.
Производство первых версий к концу 50-х полностью прекращено. Их в январе 1960 года сменила модель 2С, перед которой ставилась задача возврата интереса потенциальных покупателей и выравнивание показателя резко упавшего уровня продаж. Для этого новинку снабдили:
✅ большим топливным баком на 3,8 л
✅ частично прикрытым обтекателем
✅ пониженной передачей
✅ улучшенным глушителем
Раскраска мопеда также стала более веселой: бордовой с добавлением светло-серых элементов. Производство новой модели продлилось в течение 9 месяцев, завершившись в октябре того же года. А спустя полгода произошло эпохальное событие – слияние Tube Investments Ltd, включавшей теперь следующие бренды:
✅ Norman
✅ Phillips
✅ Hercules and Sun
✅ Raleigh Industries из Ноттингема
До этого момента последними разрабатывалась уже третья модель, основанная на двух предыдущих, но автоматическая с порошковым сцеплением. Однако, по причине серьезных реорганизационных процессов, от реализации задуманного проекта позже решили отказаться.
Новая веха под французским патронажем
5 октября 1960 года управляющий директор Raleigh Джордж Уилсон и президент Motobecane Шарль Бенуа подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве. После чего Raleigh немедленно объявили о совершенно новой линейке мопедов, производимых по французской лицензии.

Условия последней предоставляли Raleigh экспортные права в Британское Содружество. Официальный запуск состоялся в Alexandra Palace как раз перед Earls Court Show в ноябре 1960-го с участием Клиффа Ричарда. Тогда же появился и первый 78-кубовый скутер Roma, произведенный по лицензии Bianchi из Италии. Британская компания имела права на его экспорт в любую страну мира.
RS 1 Roma выпускался с сентября 1961 по июнь 1962 года, когда был анонсирован RS 2 с более мощным двигателем, новой выхлопной системой и улучшенной сборкой фар. А RS 2 в июне 1964 года сменил RS 3. Изменения стиля последнего включали бирюзовое седло и соответствующие тона в задней части машины. Также немного снизилась розничная цена до менее чем 100 фунтов стерлингов.
Специалисты считают что он являлся не более чем выпускной моделью, призванной освоить заводские запасы материалов. Ведь уже спустя пару месяцев (после сборки всего лишь 2265 экземпляров) его производство было полностью завершено. В целом же общий тираж составил около 23 400 Roma разных моделей.

В рамках крупной реструктуризации всего производственного объединения, произошли кардинальные перемены. Заводы Sun на Астон-Брук-стрит в Бирмингеме и фабрику Norman в Эшфорде закрыли, вместе с предприятиями Wrights и Brooks в Бирмингеме. Производство велосипедов решили сосредоточить в Raleigh, а Phillips в Сметвике должен был выпускать компоненты для них.
В итоге сборка мопедов Norman и Phillips переместилась в Ноттингем. А скутеров Sun и мотоциклов Norman в конце 1961 года прекратилась вообще, оставив Raleigh Roma единственной актуальной моделью. Такая перетасовка позволила Raleigh заметно нарастить свои обороты.
Разработанная линейка мопедов была хорошо принята, и к концу 1963 года их продажи в Raleigh составили около 800 единиц в неделю. Реализация только RM 6 за первые два года производства (май 1963/май 1965) вылилась в почти 47 000 штук.

Дилеров теперь было меньше, чем раньше, но количество переросло в качество. Их должным образом обучили, снабдив также полным набором запасных частей. Автоматическое сцепление и вариаторная трансмиссия сделали новые машины легкими в управлении. Raleigh усвоил два дорогих урока трудным путем.
Модели RM 4 Automatic и RM 5 Supermatic анонсированы в ноябре 1960 года, а производство началось в феврале следующего. Обе окрашены в цвета Charcoal и Pearl Grey и оснащены двигателями мощностью 1,39 и 2,66 л. с соответственно. Вот характеристики четвертой модели:
✅ односкоростная
✅ автоматическое сцепление
✅ телескопические передние вилки
✅ стоимость – от 59 фунтов стерлингов
RM 5 Supermatic был более солидной версией, стоившей от 87 фунтов. Здесь пользователь получал: вариатор, двухместное сиденье и эксклюзивную заднюю подвеску. Передняя имела ведущие рычаги. Все это открыло путь для самой популярной модели завода – мопеда RM 6.
Самая востребованная модель и завершение производства
RM 6 впервые представили на выставке Winter Gardens Show в Блэкпуле. Эта простая модель имела односкоростной двигатель мощностью 1,39 л. с, вилку велосипедного типа и тяжелый суппорт экспортного типа, работающим на ободе переднего колеса.
Профильное издание Power and Pedal сразу же окрестило его «самым простым и красивым утилитарным мопедом, когда-либо появлявшимся в Британии». Благодаря также солидной максимальной скорости в 51,5 км/ч и цене чуть более 46 фунтов, он стал самым продаваемым в линейке Raleigh. Поэтому новинка 1964 года RM 8 основывалась на его базе.

Даже когда официальное производство мопедов Raleigh прекратилось для всех моделей, базовая RM 6 продолжала сходить с заводского конвейера еще полтора года! Полностью история марки завершилась в феврале 1971-го. Нумерация силовых агрегатов позволяет заключить, что на британских мощностях собрано около 194 000 двигателей всех типов по французской лицензии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...

Lixiang L9 – как «китаец» выдержал 50 тысяч километров пробега
Китайские автомобили и коррозия – вот одна из главных тем, которые волнуют многих российских водителей. Ведь на дорогах их все больше. Такая же ситуация в...