
Советский тяжелый эскортный мотоцикл «Днепр» (Dniepr Special) и его модификации
Одной из причин для гордости отечественной мотоциклетной отрасли всегда считались модели тяжелой техники «Днепр» и «Урал». Хотя они, конечно же, не шли ни в сравнение с каким-нибудь БМВ, но тоже имели чем похвалиться в своей конструкции.
Такие аппараты чаще всего были рассчитаны для использования в армейских условиях, или как варианты для жителей села. Это и не удивительно, ведь 650/750-кубовые мотоциклы имели прекрасную тягу и отличную проходимость по бездорожью. Ну а их поразительная «прожорливость» мало кого волновала в стране, где горючее стоило сущее копейки (а то часто и вовсе доставалось даром).
Dniepr Special или «Днепр-14.9М» образца 1989 года. Фото: youtube.com
Имея такие приоритеты, проектировщики КМЗ прекрасно справлялись с поставленными задачами. Но лишь до тех пор, пока не пришлось выходить на более высокий уровень. Просто с начала 70-х им довелось участвовать в разработке:
✅ элитных моделей
✅ техники для эскорта
✅ экспортных вариантов
В таких условиях надо было задействовать весь свой технический и творческий потенциал. И не все у разработчиков происходило гладко и в короткие сроки. Что-то приходилось изменять, дорабатывать, а от чего-то отказаться вовсе.
Не будем забывать, что эскортная, а тем более, экспортная техника являлись признаком престижа страны. Поэтому к их конструкции предъявлялись самые высокие требования на уровне ответственных работников ЦК. Да, инженеры КМЗ ни в коем случае не могли оплошать.
Если вернуться к истокам, то мы попадем в конец 50-х. Тогда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев решил показать всему миру, что и мы не лыком шиты. Поэтому поступило распоряжение о создании в стране эскортного парка мотоциклов.
Специальных моделей на тот момент, конечно же, не существовало – пришлось прибегнуть к использованию обычных серийных версий М-72. Во вновь образованный гараж особого назначения поступило сразу несколько мотоциклов, которые подвергли:
✅ окраске в черный цвет
✅ тщательной предварительной обкатке
✅ некоторой регулировке и доводке
✅ демонтажу заднего сиденья
Для эстетики и практичности эскортные образцы снабдили лобовыми стеклами с мягким фартуком, а боковую часть шин обоих колес окрасили в белый цвет. Несмотря на то, что это были обычные дорожные мотоциклы, они использовались для сопровождения высших государственных деятелей страны вплоть до 1961 года.
После этого наступил черед более современного К-750. Речь снова идет о серийных мотоциклах, которых лишь слегка доработали перед использованием в столь ответственном амплуа. Эта техника прослужила советской элите около 12 лет.
Мотоцикл компоновался одноместным сиденьем. Фото: youtube.com
Самой большой доработке подверглась машина командира группы. Кроме дополнительных фар и звуковых сигналов, она оборудована установленной справа на заднем крыле рацией. Этот мотоцикл всегда двигался у правой передней двери основного из сопровождаемых авто.
К началу 70-х советская страна вступила в эпоху своего пикового развития. Стали улучшаться отношения не только с дружественными социалистическими, но и с некоторыми капстранами. Все это проходило на фоне двусторонних визитов на самом высоком уровне. И здесь требовалась техника сопровождения, выполненная наиболее качественно.
Ясно, что проще всего было взять и закупить уже готовые западногерманские или иные модели. Но это сразу уронило бы престиж советского государства, сделав его неспособным спроектировать собственный эскортный мотоцикл.
Приборная панель автомобильного типа. Фото: youtube.com
А все началось с того, что для руководства УССР местный завод в 1973 году создал модель «Эскорт-73». Именно так она называлась в служебных документах, а вот к потребителю ушла уже как «Днепр-14.9». На КМЗ собрали 25 единиц техники в таком исполнении, получивших ряд небольших отличий от стандартных версий:
✅ увеличение количества хрома
✅ мягкое одноместное сиденье
✅ окраска улучшенного качества
✅ переднее крыло другой конструкции
✅ пара колес размером 18 дюймов
Республиканский опыт пришелся по душе кремлевским руководителям. После чего последовал официальный заказ для завода, обязывавший создание байков для сопровождения кортежей в Москве. Так киевское предприятие смогло заметно повысить свой престиж, в нагрузку с дополнительной головной болью. Им пришлось в течение ряда лет:
✅ использовать опыт создания спортивных моделей
✅ взять какие-то наработки от кроссовых мотоциклов
✅ подготовить достойный вариант для экспорта в другие страны
Особая ответственность ощущалась от того, что в списке будущих поставок числился и основной политический и экономический конкурент – Соединенные Штаты Америки. Эскортная версия стала особой модификацией, потребовавшей:
✅ специального коленвала на стандартных подшипниках
✅ иного распредвала
✅ особой головки и поршней с шатунами
Также на «жигулевские» пружины подвесили два клапана увеличенного диаметра. Мощности ведущего советского производителя аккумуляторов задействовали для создания модели на 32 А*ч, изготавливавшейся методом ручной сборки. Для быстрого и корректного запуска двигателя мотоцикла применили электростартер. Вот некоторые другие элементы конструкции:
✅ немецкие карбюраторы Bing с двумя дроссельными заслонками
✅ 5-ступенчатая коробка передач
✅ мощность – 50 (фактически ок. 60) л. с при 7400 об/мин
Чтобы техника могла успешно сотрудничать с быстроходными лимузинами, главную передачу сделали более скоростной. По этой же причине потребовалась и перенастройка подвески. Это вылилось в безштоковую переднюю вилку, гидравлический демпфер руля и др.
Силовой агрегат «Днепр-14.9М». Фото: youtube.com
Его внешность очень сильно отличалась от серийных мотоциклов завода. Потребовались специальные шины (задняя на полдюйма шире), новые крылья, боковые панели и щитки для ног. Под откидным одноместным сиденьем расположился небольшой бардачок, спереди и сзади технику снабдили дугами безопасности. Зеркала заднего вида выполнили из стеклопластика.
Во второй половине 80-х в планах было создать новую модель с улучшенными качествами. Но высокая планка требований и производственная база самого предприятия не позволили осуществить их в полной мере. Пришлось довольствоваться относительной модернизацией, вылившейся в появление «Днепра-14.9М» (1989 год), имевшего:
✅ полукапот на двигателе
✅ меньше хрома
✅ обтекатель на раме
✅ поднятые глушители
✅ большую колесную базу
Общий вес машины постарались максимально уменьшить, а надежность увеличить – за счет нового электрооборудования и приборного щитка. Заказ вновь составил 25 единиц техники. Чтобы их полностью проверить и допустить до штатной эксплуатации понадобилось более года кропотливых испытаний.
Мотоцикл имел защитный кожух с дополнительными фонарями. Фото: youtube.com
В кремлевский гараж новая модель поступила в конце весны 1989 года. Но советские времена приближались к своему завершению. Поэтому «Днепр-14.9М» смог порадовать своих новых хозяев всего четыре года, после чего был заменен более эффективными иномарками. А период зимней эксплуатации мотоциклов (с боковым прицепом) продлился немного дольше – до 1996 года, когда их сменили более современные «варяги».
Такие аппараты чаще всего были рассчитаны для использования в армейских условиях, или как варианты для жителей села. Это и не удивительно, ведь 650/750-кубовые мотоциклы имели прекрасную тягу и отличную проходимость по бездорожью. Ну а их поразительная «прожорливость» мало кого волновала в стране, где горючее стоило сущее копейки (а то часто и вовсе доставалось даром).

Имея такие приоритеты, проектировщики КМЗ прекрасно справлялись с поставленными задачами. Но лишь до тех пор, пока не пришлось выходить на более высокий уровень. Просто с начала 70-х им довелось участвовать в разработке:
✅ элитных моделей
✅ техники для эскорта
✅ экспортных вариантов
В таких условиях надо было задействовать весь свой технический и творческий потенциал. И не все у разработчиков происходило гладко и в короткие сроки. Что-то приходилось изменять, дорабатывать, а от чего-то отказаться вовсе.
Первыми образцами для эскорта стали серийные мотоциклы
Не будем забывать, что эскортная, а тем более, экспортная техника являлись признаком престижа страны. Поэтому к их конструкции предъявлялись самые высокие требования на уровне ответственных работников ЦК. Да, инженеры КМЗ ни в коем случае не могли оплошать.
Их первым «детищем» стал «Днепр-Эскорт-73». Позже линейку развивали, дойдя в 1989 году до «Днепр-14.9М» или Dniepr Special.
Если вернуться к истокам, то мы попадем в конец 50-х. Тогда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев решил показать всему миру, что и мы не лыком шиты. Поэтому поступило распоряжение о создании в стране эскортного парка мотоциклов.
Специальных моделей на тот момент, конечно же, не существовало – пришлось прибегнуть к использованию обычных серийных версий М-72. Во вновь образованный гараж особого назначения поступило сразу несколько мотоциклов, которые подвергли:
✅ окраске в черный цвет
✅ тщательной предварительной обкатке
✅ некоторой регулировке и доводке
✅ демонтажу заднего сиденья
Для эстетики и практичности эскортные образцы снабдили лобовыми стеклами с мягким фартуком, а боковую часть шин обоих колес окрасили в белый цвет. Несмотря на то, что это были обычные дорожные мотоциклы, они использовались для сопровождения высших государственных деятелей страны вплоть до 1961 года.
После этого наступил черед более современного К-750. Речь снова идет о серийных мотоциклах, которых лишь слегка доработали перед использованием в столь ответственном амплуа. Эта техника прослужила советской элите около 12 лет.

Самой большой доработке подверглась машина командира группы. Кроме дополнительных фар и звуковых сигналов, она оборудована установленной справа на заднем крыле рацией. Этот мотоцикл всегда двигался у правой передней двери основного из сопровождаемых авто.
Проектирование под неусыпным контролем сверху
К началу 70-х советская страна вступила в эпоху своего пикового развития. Стали улучшаться отношения не только с дружественными социалистическими, но и с некоторыми капстранами. Все это проходило на фоне двусторонних визитов на самом высоком уровне. И здесь требовалась техника сопровождения, выполненная наиболее качественно.
Ясно, что проще всего было взять и закупить уже готовые западногерманские или иные модели. Но это сразу уронило бы престиж советского государства, сделав его неспособным спроектировать собственный эскортный мотоцикл.

А все началось с того, что для руководства УССР местный завод в 1973 году создал модель «Эскорт-73». Именно так она называлась в служебных документах, а вот к потребителю ушла уже как «Днепр-14.9». На КМЗ собрали 25 единиц техники в таком исполнении, получивших ряд небольших отличий от стандартных версий:
✅ увеличение количества хрома
✅ мягкое одноместное сиденье
✅ окраска улучшенного качества
✅ переднее крыло другой конструкции
✅ пара колес размером 18 дюймов
Республиканский опыт пришелся по душе кремлевским руководителям. После чего последовал официальный заказ для завода, обязывавший создание байков для сопровождения кортежей в Москве. Так киевское предприятие смогло заметно повысить свой престиж, в нагрузку с дополнительной головной болью. Им пришлось в течение ряда лет:
✅ использовать опыт создания спортивных моделей
✅ взять какие-то наработки от кроссовых мотоциклов
✅ подготовить достойный вариант для экспорта в другие страны
Особая ответственность ощущалась от того, что в списке будущих поставок числился и основной политический и экономический конкурент – Соединенные Штаты Америки. Эскортная версия стала особой модификацией, потребовавшей:
✅ специального коленвала на стандартных подшипниках
✅ иного распредвала
✅ особой головки и поршней с шатунами
Также на «жигулевские» пружины подвесили два клапана увеличенного диаметра. Мощности ведущего советского производителя аккумуляторов задействовали для создания модели на 32 А*ч, изготавливавшейся методом ручной сборки. Для быстрого и корректного запуска двигателя мотоцикла применили электростартер. Вот некоторые другие элементы конструкции:
✅ немецкие карбюраторы Bing с двумя дроссельными заслонками
✅ 5-ступенчатая коробка передач
✅ мощность – 50 (фактически ок. 60) л. с при 7400 об/мин
Чтобы техника могла успешно сотрудничать с быстроходными лимузинами, главную передачу сделали более скоростной. По этой же причине потребовалась и перенастройка подвески. Это вылилось в безштоковую переднюю вилку, гидравлический демпфер руля и др.

Его внешность очень сильно отличалась от серийных мотоциклов завода. Потребовались специальные шины (задняя на полдюйма шире), новые крылья, боковые панели и щитки для ног. Под откидным одноместным сиденьем расположился небольшой бардачок, спереди и сзади технику снабдили дугами безопасности. Зеркала заднего вида выполнили из стеклопластика.
Последнее эскортное предложение завода
Во второй половине 80-х в планах было создать новую модель с улучшенными качествами. Но высокая планка требований и производственная база самого предприятия не позволили осуществить их в полной мере. Пришлось довольствоваться относительной модернизацией, вылившейся в появление «Днепра-14.9М» (1989 год), имевшего:
✅ полукапот на двигателе
✅ меньше хрома
✅ обтекатель на раме
✅ поднятые глушители
✅ большую колесную базу
Общий вес машины постарались максимально уменьшить, а надежность увеличить – за счет нового электрооборудования и приборного щитка. Заказ вновь составил 25 единиц техники. Чтобы их полностью проверить и допустить до штатной эксплуатации понадобилось более года кропотливых испытаний.

В кремлевский гараж новая модель поступила в конце весны 1989 года. Но советские времена приближались к своему завершению. Поэтому «Днепр-14.9М» смог порадовать своих новых хозяев всего четыре года, после чего был заменен более эффективными иномарками. А период зимней эксплуатации мотоциклов (с боковым прицепом) продлился немного дольше – до 1996 года, когда их сменили более современные «варяги».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Россия планирует закупать турбины в Китае и Иране
Своего оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого тормозятся темпы модернизации электростанций....

Расправил крылья – летные испытания Ту-214 идут «полным ходом»
Впереди серийное производство. Тираж на этот год немного сократили, но от глобальных планов Казанский авиазавод пока не отказывается....

«Давайте снова дружить» – Boeing хочет вернуться в Россию
Вслед за «сомневающимися» автобрендами хочет вернуться и авиастроительная компания. Однако не все так просто – «Боинг» выставил условия возвращения....

Русский «Фалькон» – завершились огневые испытания ракетного двигателя РД-1
Силовая установка станет частью многоразовой ракеты для орбитальных полетов. Наработки также будут использовать для создания более мощного двигателя с...

Советский мотороллер «Тула» должен вернуться на дороги
Однажды автору канала «MOTO KOR.» на глаза попался мотороллер «Тула». Он, естественно, старый, ведь эта техника выпускалась в СССР. Только данный экземпляр уже...

В Калуге началось производство российских автомобилей Tenet
Первые автомобили изготовят уже в апреле. Сначала будет крупноузловая сборка, затем перейдут на мелкоузловую....

Стартовали продажи самого крупного и проходимого российского минивэна
Соболь NN 4×4 в пассажирском исполнении уже появился в некоторых салонах официальных дилеров. Цена высока, но зато действует государственная программа...

На заводе «Звезда» прошли испытания нового дизеля для «Метеор 120Р»
В его конструкции есть ряд уникальных решений. В их числе – новый тип турбокомпрессора....

Первая серийная партия ПД-14 передана для установки на МС-21
Первый опытный образец поднимут в воздух весной текущего года. У ОДК уже есть 20 единиц лайнера на разных этапах готовности....

Lada Tigris может стать следующим автомобилем АВТОВАЗа
Компания уже запатентовала название. Это может говорить о скором анонсе новой модели....

Российская авиакомпания «набила руку» и готова к более «глубокому» ремонту зарубежных лайнеров
А именно их силовых установок. И не только – дочерняя компания «Аэрофлота» осваивает новые компетенции в плане техобслуживания «Боингов». Подробнее об этом...

В Германии начали строить передовой ледокол за 108 млрд рублей
Polarstern 2 займется научными исследованиями в полярных водах. Планируют достроить к 2030 году....

Учение из Сибири создали уникальную технологию для лопаток газотурбинных двигателей
Получили сверхпрочный материал, устойчивый к высоким температурам. Это может стать новым этапом в развитии авиации и энергетики....

Стартовали продажи Niva Legend в «таежном» исполнении – она дороже, но надежней
Автомобили будут собирать в основном под заказ. Это значит, что возможны изменения комплектации по желанию клиентов....

SsangYong снова в России – названа дата старта продаж и стоимость моделей
Южнокорейский бренд теперь принадлежит холдингу KG Group. Компания официально привезет четыре модели, в числе которых будет и Rexton....

Челябинский тракторный завод – советское наследие и современные технологии
Челябинский тракторный завод – это одно из старейших российских предприятий. Первая серийная гусеничная техника появилась тут в 1933 году. С тех пор прошло...