
Советский тяжелый эскортный мотоцикл «Днепр» (Dniepr Special) и его модификации
Одной из причин для гордости отечественной мотоциклетной отрасли всегда считались модели тяжелой техники «Днепр» и «Урал». Хотя они, конечно же, не шли ни в сравнение с каким-нибудь БМВ, но тоже имели чем похвалиться в своей конструкции.
Такие аппараты чаще всего были рассчитаны для использования в армейских условиях, или как варианты для жителей села. Это и не удивительно, ведь 650/750-кубовые мотоциклы имели прекрасную тягу и отличную проходимость по бездорожью. Ну а их поразительная «прожорливость» мало кого волновала в стране, где горючее стоило сущее копейки (а то часто и вовсе доставалось даром).
Dniepr Special или «Днепр-14.9М» образца 1989 года. Фото: youtube.com
Имея такие приоритеты, проектировщики КМЗ прекрасно справлялись с поставленными задачами. Но лишь до тех пор, пока не пришлось выходить на более высокий уровень. Просто с начала 70-х им довелось участвовать в разработке:
✅ элитных моделей
✅ техники для эскорта
✅ экспортных вариантов
В таких условиях надо было задействовать весь свой технический и творческий потенциал. И не все у разработчиков происходило гладко и в короткие сроки. Что-то приходилось изменять, дорабатывать, а от чего-то отказаться вовсе.
Не будем забывать, что эскортная, а тем более, экспортная техника являлись признаком престижа страны. Поэтому к их конструкции предъявлялись самые высокие требования на уровне ответственных работников ЦК. Да, инженеры КМЗ ни в коем случае не могли оплошать.
Если вернуться к истокам, то мы попадем в конец 50-х. Тогда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев решил показать всему миру, что и мы не лыком шиты. Поэтому поступило распоряжение о создании в стране эскортного парка мотоциклов.
Специальных моделей на тот момент, конечно же, не существовало – пришлось прибегнуть к использованию обычных серийных версий М-72. Во вновь образованный гараж особого назначения поступило сразу несколько мотоциклов, которые подвергли:
✅ окраске в черный цвет
✅ тщательной предварительной обкатке
✅ некоторой регулировке и доводке
✅ демонтажу заднего сиденья
Для эстетики и практичности эскортные образцы снабдили лобовыми стеклами с мягким фартуком, а боковую часть шин обоих колес окрасили в белый цвет. Несмотря на то, что это были обычные дорожные мотоциклы, они использовались для сопровождения высших государственных деятелей страны вплоть до 1961 года.
После этого наступил черед более современного К-750. Речь снова идет о серийных мотоциклах, которых лишь слегка доработали перед использованием в столь ответственном амплуа. Эта техника прослужила советской элите около 12 лет.
Мотоцикл компоновался одноместным сиденьем. Фото: youtube.com
Самой большой доработке подверглась машина командира группы. Кроме дополнительных фар и звуковых сигналов, она оборудована установленной справа на заднем крыле рацией. Этот мотоцикл всегда двигался у правой передней двери основного из сопровождаемых авто.
К началу 70-х советская страна вступила в эпоху своего пикового развития. Стали улучшаться отношения не только с дружественными социалистическими, но и с некоторыми капстранами. Все это проходило на фоне двусторонних визитов на самом высоком уровне. И здесь требовалась техника сопровождения, выполненная наиболее качественно.
Ясно, что проще всего было взять и закупить уже готовые западногерманские или иные модели. Но это сразу уронило бы престиж советского государства, сделав его неспособным спроектировать собственный эскортный мотоцикл.
Приборная панель автомобильного типа. Фото: youtube.com
А все началось с того, что для руководства УССР местный завод в 1973 году создал модель «Эскорт-73». Именно так она называлась в служебных документах, а вот к потребителю ушла уже как «Днепр-14.9». На КМЗ собрали 25 единиц техники в таком исполнении, получивших ряд небольших отличий от стандартных версий:
✅ увеличение количества хрома
✅ мягкое одноместное сиденье
✅ окраска улучшенного качества
✅ переднее крыло другой конструкции
✅ пара колес размером 18 дюймов
Республиканский опыт пришелся по душе кремлевским руководителям. После чего последовал официальный заказ для завода, обязывавший создание байков для сопровождения кортежей в Москве. Так киевское предприятие смогло заметно повысить свой престиж, в нагрузку с дополнительной головной болью. Им пришлось в течение ряда лет:
✅ использовать опыт создания спортивных моделей
✅ взять какие-то наработки от кроссовых мотоциклов
✅ подготовить достойный вариант для экспорта в другие страны
Особая ответственность ощущалась от того, что в списке будущих поставок числился и основной политический и экономический конкурент – Соединенные Штаты Америки. Эскортная версия стала особой модификацией, потребовавшей:
✅ специального коленвала на стандартных подшипниках
✅ иного распредвала
✅ особой головки и поршней с шатунами
Также на «жигулевские» пружины подвесили два клапана увеличенного диаметра. Мощности ведущего советского производителя аккумуляторов задействовали для создания модели на 32 А*ч, изготавливавшейся методом ручной сборки. Для быстрого и корректного запуска двигателя мотоцикла применили электростартер. Вот некоторые другие элементы конструкции:
✅ немецкие карбюраторы Bing с двумя дроссельными заслонками
✅ 5-ступенчатая коробка передач
✅ мощность – 50 (фактически ок. 60) л. с при 7400 об/мин
Чтобы техника могла успешно сотрудничать с быстроходными лимузинами, главную передачу сделали более скоростной. По этой же причине потребовалась и перенастройка подвески. Это вылилось в безштоковую переднюю вилку, гидравлический демпфер руля и др.
Силовой агрегат «Днепр-14.9М». Фото: youtube.com
Его внешность очень сильно отличалась от серийных мотоциклов завода. Потребовались специальные шины (задняя на полдюйма шире), новые крылья, боковые панели и щитки для ног. Под откидным одноместным сиденьем расположился небольшой бардачок, спереди и сзади технику снабдили дугами безопасности. Зеркала заднего вида выполнили из стеклопластика.
Во второй половине 80-х в планах было создать новую модель с улучшенными качествами. Но высокая планка требований и производственная база самого предприятия не позволили осуществить их в полной мере. Пришлось довольствоваться относительной модернизацией, вылившейся в появление «Днепра-14.9М» (1989 год), имевшего:
✅ полукапот на двигателе
✅ меньше хрома
✅ обтекатель на раме
✅ поднятые глушители
✅ большую колесную базу
Общий вес машины постарались максимально уменьшить, а надежность увеличить – за счет нового электрооборудования и приборного щитка. Заказ вновь составил 25 единиц техники. Чтобы их полностью проверить и допустить до штатной эксплуатации понадобилось более года кропотливых испытаний.
Мотоцикл имел защитный кожух с дополнительными фонарями. Фото: youtube.com
В кремлевский гараж новая модель поступила в конце весны 1989 года. Но советские времена приближались к своему завершению. Поэтому «Днепр-14.9М» смог порадовать своих новых хозяев всего четыре года, после чего был заменен более эффективными иномарками. А период зимней эксплуатации мотоциклов (с боковым прицепом) продлился немного дольше – до 1996 года, когда их сменили более современные «варяги».
Такие аппараты чаще всего были рассчитаны для использования в армейских условиях, или как варианты для жителей села. Это и не удивительно, ведь 650/750-кубовые мотоциклы имели прекрасную тягу и отличную проходимость по бездорожью. Ну а их поразительная «прожорливость» мало кого волновала в стране, где горючее стоило сущее копейки (а то часто и вовсе доставалось даром).

Имея такие приоритеты, проектировщики КМЗ прекрасно справлялись с поставленными задачами. Но лишь до тех пор, пока не пришлось выходить на более высокий уровень. Просто с начала 70-х им довелось участвовать в разработке:
✅ элитных моделей
✅ техники для эскорта
✅ экспортных вариантов
В таких условиях надо было задействовать весь свой технический и творческий потенциал. И не все у разработчиков происходило гладко и в короткие сроки. Что-то приходилось изменять, дорабатывать, а от чего-то отказаться вовсе.
Первыми образцами для эскорта стали серийные мотоциклы
Не будем забывать, что эскортная, а тем более, экспортная техника являлись признаком престижа страны. Поэтому к их конструкции предъявлялись самые высокие требования на уровне ответственных работников ЦК. Да, инженеры КМЗ ни в коем случае не могли оплошать.
Их первым «детищем» стал «Днепр-Эскорт-73». Позже линейку развивали, дойдя в 1989 году до «Днепр-14.9М» или Dniepr Special.
Если вернуться к истокам, то мы попадем в конец 50-х. Тогда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев решил показать всему миру, что и мы не лыком шиты. Поэтому поступило распоряжение о создании в стране эскортного парка мотоциклов.
Специальных моделей на тот момент, конечно же, не существовало – пришлось прибегнуть к использованию обычных серийных версий М-72. Во вновь образованный гараж особого назначения поступило сразу несколько мотоциклов, которые подвергли:
✅ окраске в черный цвет
✅ тщательной предварительной обкатке
✅ некоторой регулировке и доводке
✅ демонтажу заднего сиденья
Для эстетики и практичности эскортные образцы снабдили лобовыми стеклами с мягким фартуком, а боковую часть шин обоих колес окрасили в белый цвет. Несмотря на то, что это были обычные дорожные мотоциклы, они использовались для сопровождения высших государственных деятелей страны вплоть до 1961 года.
После этого наступил черед более современного К-750. Речь снова идет о серийных мотоциклах, которых лишь слегка доработали перед использованием в столь ответственном амплуа. Эта техника прослужила советской элите около 12 лет.

Самой большой доработке подверглась машина командира группы. Кроме дополнительных фар и звуковых сигналов, она оборудована установленной справа на заднем крыле рацией. Этот мотоцикл всегда двигался у правой передней двери основного из сопровождаемых авто.
Проектирование под неусыпным контролем сверху
К началу 70-х советская страна вступила в эпоху своего пикового развития. Стали улучшаться отношения не только с дружественными социалистическими, но и с некоторыми капстранами. Все это проходило на фоне двусторонних визитов на самом высоком уровне. И здесь требовалась техника сопровождения, выполненная наиболее качественно.
Ясно, что проще всего было взять и закупить уже готовые западногерманские или иные модели. Но это сразу уронило бы престиж советского государства, сделав его неспособным спроектировать собственный эскортный мотоцикл.

А все началось с того, что для руководства УССР местный завод в 1973 году создал модель «Эскорт-73». Именно так она называлась в служебных документах, а вот к потребителю ушла уже как «Днепр-14.9». На КМЗ собрали 25 единиц техники в таком исполнении, получивших ряд небольших отличий от стандартных версий:
✅ увеличение количества хрома
✅ мягкое одноместное сиденье
✅ окраска улучшенного качества
✅ переднее крыло другой конструкции
✅ пара колес размером 18 дюймов
Республиканский опыт пришелся по душе кремлевским руководителям. После чего последовал официальный заказ для завода, обязывавший создание байков для сопровождения кортежей в Москве. Так киевское предприятие смогло заметно повысить свой престиж, в нагрузку с дополнительной головной болью. Им пришлось в течение ряда лет:
✅ использовать опыт создания спортивных моделей
✅ взять какие-то наработки от кроссовых мотоциклов
✅ подготовить достойный вариант для экспорта в другие страны
Особая ответственность ощущалась от того, что в списке будущих поставок числился и основной политический и экономический конкурент – Соединенные Штаты Америки. Эскортная версия стала особой модификацией, потребовавшей:
✅ специального коленвала на стандартных подшипниках
✅ иного распредвала
✅ особой головки и поршней с шатунами
Также на «жигулевские» пружины подвесили два клапана увеличенного диаметра. Мощности ведущего советского производителя аккумуляторов задействовали для создания модели на 32 А*ч, изготавливавшейся методом ручной сборки. Для быстрого и корректного запуска двигателя мотоцикла применили электростартер. Вот некоторые другие элементы конструкции:
✅ немецкие карбюраторы Bing с двумя дроссельными заслонками
✅ 5-ступенчатая коробка передач
✅ мощность – 50 (фактически ок. 60) л. с при 7400 об/мин
Чтобы техника могла успешно сотрудничать с быстроходными лимузинами, главную передачу сделали более скоростной. По этой же причине потребовалась и перенастройка подвески. Это вылилось в безштоковую переднюю вилку, гидравлический демпфер руля и др.

Его внешность очень сильно отличалась от серийных мотоциклов завода. Потребовались специальные шины (задняя на полдюйма шире), новые крылья, боковые панели и щитки для ног. Под откидным одноместным сиденьем расположился небольшой бардачок, спереди и сзади технику снабдили дугами безопасности. Зеркала заднего вида выполнили из стеклопластика.
Последнее эскортное предложение завода
Во второй половине 80-х в планах было создать новую модель с улучшенными качествами. Но высокая планка требований и производственная база самого предприятия не позволили осуществить их в полной мере. Пришлось довольствоваться относительной модернизацией, вылившейся в появление «Днепра-14.9М» (1989 год), имевшего:
✅ полукапот на двигателе
✅ меньше хрома
✅ обтекатель на раме
✅ поднятые глушители
✅ большую колесную базу
Общий вес машины постарались максимально уменьшить, а надежность увеличить – за счет нового электрооборудования и приборного щитка. Заказ вновь составил 25 единиц техники. Чтобы их полностью проверить и допустить до штатной эксплуатации понадобилось более года кропотливых испытаний.

В кремлевский гараж новая модель поступила в конце весны 1989 года. Но советские времена приближались к своему завершению. Поэтому «Днепр-14.9М» смог порадовать своих новых хозяев всего четыре года, после чего был заменен более эффективными иномарками. А период зимней эксплуатации мотоциклов (с боковым прицепом) продлился немного дольше – до 1996 года, когда их сменили более современные «варяги».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...