Время строить! Два главных моста на Востоке России
347

Время строить! Два главных моста на Востоке России

Восток России в последние годы стал центром масштабных инфраструктурных преобразований. Прямо сейчас здесь ведется строительство стратегически важных мостов, которые изменят транспортную карту региона уже в ближайшем будущем.


Среди наиболее значимых объектов хотелось бы отметить мостовое сооружение через Обь в Сургуте и Ленский мост в Якутске. Оба проекта направлены на улучшение транспортной доступности, укрепление экономических связей и развитие логистики.

Несмотря на сложные климатические и географические условия, работы ведутся непрерывно, и в ближайшие годы оба моста станут важными элементами транспортной системы страны. Сейчас же предлагаем узнать чуть подробнее о том, какими будут эти объекты.

Второй сургутский мост


Второй сургутский мост – крупнейший инфраструктурный проект, который призван изменить транспортную ситуацию в одном из ключевых промышленных центров Западной Сибири.

Сегодня основной поток автомобильного движения через Обь проходит по Югорскому мосту, введенному в эксплуатацию в 2000 году. Этот объект давно работает на пределе возможностей: расчетная нагрузка превышена в три раза, что приводит к постоянным заторам, увеличению времени в пути и повышенному риску аварий.

Время строить! Два главных моста на Востоке РоссииСургутский мост обойдется бюджету в 60,9 млрд рублей. Фото: youtube.com

Строительство нового моста – это не просто локальная мера, а часть стратегического плана по развитию транспортной сети России, ориентированной на усиление связей между Сибирью, Арктикой и странами Азии.

Новое сооружение возводится в обход Сургута и по завершению строительства обеспечит альтернативный маршрут, что позволит перераспределить транспортные потоки и снять нагрузку с Югорского моста.

Проект предусматривает строительство четырехполосной автодороги, которая станет частью федеральной сети и обеспечит удобный выход на магистральные маршруты. Вдоль моста будут построены дополнительные инженерные сооружения, включая путепроводы и развязки. Они сделают перемещение транспорта более безопасным и эффективным.

Ключевым подрядчиком строительства выступает компания «Мостострой-11», сосредоточенная на возведении сложных транспортных объектов. Проект финансируется за счет федерального и регионального бюджетов, а также включен в национальные программы по развитию инфраструктуры.

В декабре 2024 года на строительство мостового сооружения дополнительно выделено 5 млрд рублей, что позволило значительно ускорить темпы работ.

На текущий момент завершен один из самых сложных этапов – возведение опор для монтажа пролетных строений. Уже установлено 15 тысяч тонн металлоконструкций, что составляет более половины от запланированного объема. Вдоль подъездных дорог продолжаются работы по укладке асфальта, а готовность насыпи превышает 90%.

Стратегическое значение проекта выходит далеко за пределы Сургута. Новый мост станет важной частью транспортных коридоров «Арктика – Азия» и «Северный широтный ход».

Строительство объектов не прекращается даже в сильные холода. Фото: youtube.com

Оба маршрута соединят регионы Крайнего Севера с промышленными центрами Западной Сибири и откроют кратчайший путь для грузоперевозок в страны Азии, включая Китай и Южную Корею.

Таким образом, строительство объекта напрямую связано с глобальной транспортной стратегией России, направленной на укрепление логистических позиций в международной торговле.

Ожидается, что Второй сургутский мост будет введен в эксплуатацию в феврале 2026 года. После завершения строительства он станет одним из самых протяженных мостовых переходов в РФ.

Ленский мост


Ленский мост – один из важнейших инфраструктурных проектов России, который по завершению строительства должен соединить Якутск с федеральной дорожной сетью.

Это первый в истории мост через реку Лену, постройка которого обсуждалась на протяжении нескольких десятилетий, и только в 2024 году началась его реализация.

Проект призван обеспечить круглогодичное транспортное сообщение между западной и восточной частями Якутии, ликвидировав многомесячные разрывы в логистике, которые возникают в межсезонье из-за отсутствия надежных переправ.

Сегодня Якутск – это единственный крупный город России, не имеющий постоянного наземного сообщения с федеральной дорожной сетью. В зимний период автомобили пересекают Лену по ледовой дороге, а в летнее время используются паромы.

Весной и осенью, когда лед стоит недостаточно крепко, но навигация по воде еще невозможна, сообщение полностью прекращается. Это серьезно сказывается на жизни местных жителей и экономике региона.

Ситуация особенно критична для грузоперевозок: доставка товаров, топлива и строительных материалов значительно усложняется, а транспортные расходы возрастают.

Ленский мост изменит эту ситуацию. После его открытия сообщение будет обеспечено в любое время года, что приведет к снижению стоимости перевозок, ускорению логистики и росту экономической активности.

Проект предполагает строительство двухполосного автомобильного моста с расчетной пропускной способностью 5300 автомобилей в сутки. Длина мостового перехода вместе с подъездными путями составит около 4,6 километра.

Строительство ведется на условиях концессионного соглашения. Генеральным подрядчиком и инвестором выступает Группа «ВИС». Стоимость проекта оценивается в 130 млрд рублей. Из этой суммы часть обеспечивается федеральным бюджетом, а остальное покрывается за счет концессионера.

Высота центрального пилона достигнет 17 метров над уровнем воды. Фото: youtube.com

К октябрю 2024 года завершен подготовительный этап работ, включающий строительство временных подъездных дорог и установку первой буронабивной сваи.

На ноябрь 2024 года на площадке работало 90 человек, велась установка свай, к концу года планировалось довести их количество до 50. В январе 2025 года в Якутск доставили коффердамы для продолжения работ.

Значение Ленского моста выходит за рамки местного проекта. Он не только соединит Якутск с федеральной дорожной сетью, но и станет частью транспортного коридора, связывающего Восточную Сибирь с портами Охотского моря.

В долгосрочной перспективе это усилит экономическое влияние региона, ускорит развитие местной промышленности и увеличит инвестиционную привлекательность Якутии.

Появление моста через Лену приведет к росту промышленного производства, снижению стоимости грузоперевозок и привлечению новых инвестиций.

Уже сейчас прогнозируется, что его эксплуатация обеспечит вовлечение в промышленный оборот месторождений полезных ископаемых с потенциалом добычи на сумму около 1 трлн рублей.

Ожидается также значительное сокращение расходов на так называемый «северный завоз» — доставку грузов в удаленные районы, которая традиционно обходится очень дорого из-за сложной логистики.

Длина главного пролета Ленского моста составит 840 метров. Фото: youtube.com

Несмотря на масштабность проекта, в нем пока не предусмотрено железнодорожного сообщения. Хотя на противоположном берегу Лены проходит железная дорога, этот вопрос не поднимался при утверждении текущего проекта.

Однако в будущем возможно дополнение объекта железнодорожной инфраструктурой, что позволит еще больше интегрировать регион в общероссийскую транспортную систему.

Строительство Ленского моста планируется завершить к 2028 году. Он станет одним из крупнейших мостовых сооружений в России и ключевым элементом в развитии транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Сибири.
Как думаете, успеют ли построить мосты вовремя?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас