
Phillips Panda – британские легкие мопеды из 50-х
Компания Philips Like Raleigh получила свою первую известность как производитель велосипедной техники. Подобно многим коллегам из других стран, постепенно пришло осознание перспективности расширения своего ассортимента за счет создания моделей с малокубатурным двигателем.
Первым в 1954-м стал аппарат с прикрепляемым односкоростным агрегатом (по сути – обычный велосипед с мотором). Два года спустя последовал уже более близкий к классическому мопеду вариант – двухскоростной P39 Gadabout.
Phillips Panda – легкий мопед из Великобритании. Фото: wikipedia.com
Первый опыт британцев привел их к выводу, что новое направление обладало неплохим потенциалом. Поэтому его динамично развивали, тем более что на стыке десятилетий популярность мототехники по всему миру достигла своей наивысшей точки.
В конце 50-х производитель приобрел некоторый опыт не только в сборке, но и в конструировании новых моделей мопедов. Доработанные версии техники оказались более взвешенными и зрелыми. Особенно это касалось P50 Gadabout Deluxe с трехступенчатой коробкой передач.
Этот вариант впервые появился примерно за десять лет до того в виде установленного спереди велосипедного приспособления с ременным приводом. Но базовая рама мопеда Phillips Panda уже имела достаточную прочность и была специально сконструирована для размещения миниатюрного ДВС. Вот некоторые из особенностей Rex:
✅ степень сжатия – 6:1
✅ небольшое сцепление от того же производителя
✅ 12-миллиметровый карбюратор Bing
Он основывался на алюминиевом цилиндре с гильзой в обычных продольных и поперечных портах. Полость картера оригинально простиралась до задней части мотора, обеспечивая смазку редуктора и его подшипников, задействуя впускные газы.
Одна из первых моделей мопедов Phillips. Фото: youtube.com
Самым слабым местом конструкции оказалось именно крошечное сцепление 2½ Rex. Оно было слишком хрупким устройством с тяговым приводом. Многие владельцы тех лет жаловались, что становились временно «безлошадными» как раз по причине выхода из строя последнего.
Так Panda стал одним из ряда нескольких моделей мопедов от английской компании Phillips, выпускаемых в течение 50-60-х годов прошлого века. Этот довольно известный производитель велосипедной и иной техники базировался на Бридж-стрит в британском Сметвике.
Первое упоминание о нем относится к 1892 году, когда в Бирмингеме произошло объединение JA Phillips и EW Bohle. История производителя двухколесной техники продлилась до середины 70-х, когда он был поглощен, став частью Raleigh Industries, в свою очередь, являвшейся подразделением огромной группы Tube Investments.
В основе мопедов лежал 50-кубовый двигатель. Фото: youtube.com
До этого производитель несколько лет кряду был вторым по количеству объемов выпускаемой продукции среди велосипедных компаний острова. Кстати, сам бренд «Phillips» и сегодня довольно широко известен во всем мире. Особенно это касается Дальнего Востока и, в первую очередь, Китайской Народной Республики, поскольку именно там был лицензирован Raleigh. Возвращаясь к истории развития, упомянем некоторые из его эпохальных этапов:
✅ 1892 – начало производства велосипедных педалей
✅ 1930 – расширение линейки до других компонентов двухколесной техники
✅ середина 30-х – полный цикл и сборка велосипедов под собственной торговой маркой
✅ 1950 – начало выпуска легких и классических мопедов
Конечно, у британцев бы ничего не вышло, не организуйся взаимовыгодное сотрудничество с немецким производителем двигателей Rex-Motorenwerk из Мюнхена. 31-кубовый веломотор FM31 мощностью 0,7 л. с. в 1950 году лицензирован British Salmson для производства в Ларкхолле, около Глазго. Позже последовали его доработанные варианты:
✅ FM34 (34 куб. см, 0,8 л. с)
✅ FM40 (40 куб. см, 0,9 л. с)
✅ FM50 (50 куб. см, 1,1-сильный с карбюратором Pallas)
Версия 1955 года получила 12-миллиметровый карбюратор от того же производителя, увеличив мощность до 1,4 л. с. и вытеснив с рынка все иные модификации. Phillips приобрел лицензию на продажу продукции Rex в Великобритании, ознаменовав начало торговых отношений между двумя компаниями. Позже последовал выпуск Phillips P36X Motorised Cycle в октябре 1954 года.
Начальные образцы использовали жесткие наборы вилок, усиленных распорками. Первый телескопический вариант датируется октябрем 1955 года. Мопед Panda Mk1, появившийся вслед за Motorised Cycle в феврале 1959-го, впервые обладал конструкцией трубчатой рамы с паяными выступами. Он стал прощальным приветом для двигателя FM50.1.
За исключением немецкого мотора и лицензированной конструкции рамы, все комплектующие британская компания изготовила самостоятельно. Комплект фар Excelite был продуктом Credenda Works. Окрашенные в цвет оружейной стали обода Dunlop Endrick, задняя ступица Perry Coaster и все основные крепления рамы были получены из группы British Cycle Corporation.
Конструкция передней вилки проходила постепенную эволюцию. Фото: youtube.com
На первый взгляд основа мопеда может выглядеть довольно примитивно. Но она прочно сконструирована и оснащена комплектом вилок коммерческого назначения большого калибра. В то же время, центральная подножка выглядит довольно изящно. Кажется, она настолько хрупкая, что точно не смогла бы выдержать множества усиленных вращений педалей в случае отказа двигателя. Но это – лишь обманчивое визуальное впечатление.
Вот какие характеристики имела осветительная система модели. Во-первых, на борту установлено магнето Miller с маховиком 6 В/18 Вт. Во-вторых, передняя фара 6 В/15 Вт и задний фонарь 6 В/3 Вт. Обратим внимание и на некоторые другие показатели техники:
✅ топливный бак – 4 л (с резервом в 0,4 л)
✅ горючая смесь – 16:1
✅ длина – 1,82 м
✅ высота – 0,94 м
✅ общий вес – ок. 32 кг
В бортовое оборудование включались: 3,5-дюймовая фара, электрический клаксон, задний багажник, насос для накачивания шин и большая сумка с набором инструментов. Мопед получил серебристо-серый цвет бака и обтекатели тона Flamboyant Red.
Очень надежный и устойчивый холостой ход Phillips Panda обеспечивался рычагом сцепления с блокировкой и карбюраторной установкой. Безопасность эксплуатации достигалась благодаря заднему педальному тормозу Perry Coaster, работавшему по велосипедному принципу втулки.
Имелась также передняя альтернатива, управлявшаяся рычагом на руле. Первая модификация мопеда еще не имела подвески, а вот Mark 2 уже обладал целым рядом преимуществ:
✅ телескопическая передняя вилка
✅ большая фара
✅ увеличенный в глубине задний брызговик
Правда, задняя жесткая рама сохранилась без каких-либо изменений. Электросхема мопеда представляла собой маховик-магнето Миллера, дополненный катушками освещения. В таком виде техника просуществовала до конца истории второго поколения.
Более дорогая модель Phillips Gadabout. Фото: youtube.com
Последний Panda Mark 3 уже имел кардинальные отличия от двух предыдущих типов. И это неспроста, ведь мы имеем дело не с собственной моделью, а с обычным лицензионным производством. В данном случае речь идет об импортированном французском Mobylette от Motobecane. Британцы просто предлагали эту технику, не имевшую ничего общего с другими моделями бренда, под собственной маркой Phillips.
Первым в 1954-м стал аппарат с прикрепляемым односкоростным агрегатом (по сути – обычный велосипед с мотором). Два года спустя последовал уже более близкий к классическому мопеду вариант – двухскоростной P39 Gadabout.

Первый опыт британцев привел их к выводу, что новое направление обладало неплохим потенциалом. Поэтому его динамично развивали, тем более что на стыке десятилетий популярность мототехники по всему миру достигла своей наивысшей точки.
Более совершенные версии
В конце 50-х производитель приобрел некоторый опыт не только в сборке, но и в конструировании новых моделей мопедов. Доработанные версии техники оказались более взвешенными и зрелыми. Особенно это касалось P50 Gadabout Deluxe с трехступенчатой коробкой передач.
Параллельно с ним британская компания вывела на рынок в 1959 году и более доступный Phillips Panda. Этот односкоростной мопед в первой и второй модификациях стал, вероятно, последней производственной установкой немецкого двигателя Rex Cyclemotor объемом 49 куб. см.
Этот вариант впервые появился примерно за десять лет до того в виде установленного спереди велосипедного приспособления с ременным приводом. Но базовая рама мопеда Phillips Panda уже имела достаточную прочность и была специально сконструирована для размещения миниатюрного ДВС. Вот некоторые из особенностей Rex:
✅ степень сжатия – 6:1
✅ небольшое сцепление от того же производителя
✅ 12-миллиметровый карбюратор Bing
Он основывался на алюминиевом цилиндре с гильзой в обычных продольных и поперечных портах. Полость картера оригинально простиралась до задней части мотора, обеспечивая смазку редуктора и его подшипников, задействуя впускные газы.

Самым слабым местом конструкции оказалось именно крошечное сцепление 2½ Rex. Оно было слишком хрупким устройством с тяговым приводом. Многие владельцы тех лет жаловались, что становились временно «безлошадными» как раз по причине выхода из строя последнего.
Становление бренда
Так Panda стал одним из ряда нескольких моделей мопедов от английской компании Phillips, выпускаемых в течение 50-60-х годов прошлого века. Этот довольно известный производитель велосипедной и иной техники базировался на Бридж-стрит в британском Сметвике.
Первое упоминание о нем относится к 1892 году, когда в Бирмингеме произошло объединение JA Phillips и EW Bohle. История производителя двухколесной техники продлилась до середины 70-х, когда он был поглощен, став частью Raleigh Industries, в свою очередь, являвшейся подразделением огромной группы Tube Investments.

До этого производитель несколько лет кряду был вторым по количеству объемов выпускаемой продукции среди велосипедных компаний острова. Кстати, сам бренд «Phillips» и сегодня довольно широко известен во всем мире. Особенно это касается Дальнего Востока и, в первую очередь, Китайской Народной Республики, поскольку именно там был лицензирован Raleigh. Возвращаясь к истории развития, упомянем некоторые из его эпохальных этапов:
✅ 1892 – начало производства велосипедных педалей
✅ 1930 – расширение линейки до других компонентов двухколесной техники
✅ середина 30-х – полный цикл и сборка велосипедов под собственной торговой маркой
✅ 1950 – начало выпуска легких и классических мопедов
Конечно, у британцев бы ничего не вышло, не организуйся взаимовыгодное сотрудничество с немецким производителем двигателей Rex-Motorenwerk из Мюнхена. 31-кубовый веломотор FM31 мощностью 0,7 л. с. в 1950 году лицензирован British Salmson для производства в Ларкхолле, около Глазго. Позже последовали его доработанные варианты:
✅ FM34 (34 куб. см, 0,8 л. с)
✅ FM40 (40 куб. см, 0,9 л. с)
✅ FM50 (50 куб. см, 1,1-сильный с карбюратором Pallas)
Версия 1955 года получила 12-миллиметровый карбюратор от того же производителя, увеличив мощность до 1,4 л. с. и вытеснив с рынка все иные модификации. Phillips приобрел лицензию на продажу продукции Rex в Великобритании, ознаменовав начало торговых отношений между двумя компаниями. Позже последовал выпуск Phillips P36X Motorised Cycle в октябре 1954 года.
Устройство и особенности модели
Начальные образцы использовали жесткие наборы вилок, усиленных распорками. Первый телескопический вариант датируется октябрем 1955 года. Мопед Panda Mk1, появившийся вслед за Motorised Cycle в феврале 1959-го, впервые обладал конструкцией трубчатой рамы с паяными выступами. Он стал прощальным приветом для двигателя FM50.1.
За исключением немецкого мотора и лицензированной конструкции рамы, все комплектующие британская компания изготовила самостоятельно. Комплект фар Excelite был продуктом Credenda Works. Окрашенные в цвет оружейной стали обода Dunlop Endrick, задняя ступица Perry Coaster и все основные крепления рамы были получены из группы British Cycle Corporation.

На первый взгляд основа мопеда может выглядеть довольно примитивно. Но она прочно сконструирована и оснащена комплектом вилок коммерческого назначения большого калибра. В то же время, центральная подножка выглядит довольно изящно. Кажется, она настолько хрупкая, что точно не смогла бы выдержать множества усиленных вращений педалей в случае отказа двигателя. Но это – лишь обманчивое визуальное впечатление.
Вот какие характеристики имела осветительная система модели. Во-первых, на борту установлено магнето Miller с маховиком 6 В/18 Вт. Во-вторых, передняя фара 6 В/15 Вт и задний фонарь 6 В/3 Вт. Обратим внимание и на некоторые другие показатели техники:
✅ топливный бак – 4 л (с резервом в 0,4 л)
✅ горючая смесь – 16:1
✅ длина – 1,82 м
✅ высота – 0,94 м
✅ общий вес – ок. 32 кг
В бортовое оборудование включались: 3,5-дюймовая фара, электрический клаксон, задний багажник, насос для накачивания шин и большая сумка с набором инструментов. Мопед получил серебристо-серый цвет бака и обтекатели тона Flamboyant Red.
Другие технические моменты
Очень надежный и устойчивый холостой ход Phillips Panda обеспечивался рычагом сцепления с блокировкой и карбюраторной установкой. Безопасность эксплуатации достигалась благодаря заднему педальному тормозу Perry Coaster, работавшему по велосипедному принципу втулки.
Имелась также передняя альтернатива, управлявшаяся рычагом на руле. Первая модификация мопеда еще не имела подвески, а вот Mark 2 уже обладал целым рядом преимуществ:
✅ телескопическая передняя вилка
✅ большая фара
✅ увеличенный в глубине задний брызговик
Правда, задняя жесткая рама сохранилась без каких-либо изменений. Электросхема мопеда представляла собой маховик-магнето Миллера, дополненный катушками освещения. В таком виде техника просуществовала до конца истории второго поколения.

Последний Panda Mark 3 уже имел кардинальные отличия от двух предыдущих типов. И это неспроста, ведь мы имеем дело не с собственной моделью, а с обычным лицензионным производством. В данном случае речь идет об импортированном французском Mobylette от Motobecane. Британцы просто предлагали эту технику, не имевшую ничего общего с другими моделями бренда, под собственной маркой Phillips.
- Иван Гончаров
- youtube.com, wikipedia.com
Рекомендуем для вас

У «Ладоги» появились «крылья» – к работе подключился Смоленский завод
Кооперация по производству ТВРС-44 продолжает расширяться. Подключение большего количества отечественных заводов позволит ускорить серийный выпуск самолета....

Россия планирует закупать турбины в Китае и Иране
Своего оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого тормозятся темпы модернизации электростанций....

«Давайте снова дружить» – Boeing хочет вернуться в Россию
Вслед за «сомневающимися» автобрендами хочет вернуться и авиастроительная компания. Однако не все так просто – «Боинг» выставил условия возвращения....

8 необычных версий «Волги», которые могли изменить советский автопром
ГАЗ-24 «Волга» – один из самых культовых автомобилей в истории СССР, символ престижа и надежности. Однако мало кто знает, что за долгие годы существования этой...

Русский «Фалькон» – завершились огневые испытания ракетного двигателя РД-1
Силовая установка станет частью многоразовой ракеты для орбитальных полетов. Наработки также будут использовать для создания более мощного двигателя с...

Гидросамолеты снова «в фаворе» – представлен новый Polaris
И уже, задолго до серийного производства, первый потенциальный покупатель оформляет крупный заказ. Подробнее о новом старом проекте читайте в нашем материале....

Стартовали продажи самого крупного и проходимого российского минивэна
Соболь NN 4×4 в пассажирском исполнении уже появился в некоторых салонах официальных дилеров. Цена высока, но зато действует государственная программа...

Мопед ЗИФ-77 – это вовсе не велосипед с мотором
Самыми простыми транспортными средствами в СССР, даже в раннем, являлись велосипеды. Но крутить педали постоянно – это сложно, да и скорость передвижения...

В Комсомольске-на-Амуре приступили к наземным испытаниям двигателей ПД-8
Сертификация уменьшенной версии ПД-14 близко. Летные испытания должны провести уже в этом году....

Lada Tigris может стать следующим автомобилем АВТОВАЗа
Компания уже запатентовала название. Это может говорить о скором анонсе новой модели....

Расправил крылья – летные испытания Ту-214 идут «полным ходом»
Впереди серийное производство. Тираж на этот год немного сократили, но от глобальных планов Казанский авиазавод пока не отказывается....

Российская авиакомпания «набила руку» и готова к более «глубокому» ремонту зарубежных лайнеров
А именно их силовых установок. И не только – дочерняя компания «Аэрофлота» осваивает новые компетенции в плане техобслуживания «Боингов». Подробнее об этом...

«Автотор» откроет 12 новых автомобильных заводов
Инвестиции в производство составят более 70 млрд рублей. Ждем полностью российские автомобили....

Стало известно, кто и за сколько будет строить новый мост через Волгу
Помимо основного исполнителя, в проекте участвуют 11 субподрядчиков. Тендер оказался самым крупным в этом сегменте за последний год....

Первая серийная партия ПД-14 передана для установки на МС-21
Первый опытный образец поднимут в воздух весной текущего года. У ОДК уже есть 20 единиц лайнера на разных этапах готовности....

В Калуге началось производство российских автомобилей Tenet
Первые автомобили изготовят уже в апреле. Сначала будет крупноузловая сборка, затем перейдут на мелкоузловую....