
Phillips Panda – британские легкие мопеды из 50-х
Компания Philips Like Raleigh получила свою первую известность как производитель велосипедной техники. Подобно многим коллегам из других стран, постепенно пришло осознание перспективности расширения своего ассортимента за счет создания моделей с малокубатурным двигателем.
Первым в 1954-м стал аппарат с прикрепляемым односкоростным агрегатом (по сути – обычный велосипед с мотором). Два года спустя последовал уже более близкий к классическому мопеду вариант – двухскоростной P39 Gadabout.
Phillips Panda – легкий мопед из Великобритании. Фото: wikipedia.com
Первый опыт британцев привел их к выводу, что новое направление обладало неплохим потенциалом. Поэтому его динамично развивали, тем более что на стыке десятилетий популярность мототехники по всему миру достигла своей наивысшей точки.
В конце 50-х производитель приобрел некоторый опыт не только в сборке, но и в конструировании новых моделей мопедов. Доработанные версии техники оказались более взвешенными и зрелыми. Особенно это касалось P50 Gadabout Deluxe с трехступенчатой коробкой передач.
Этот вариант впервые появился примерно за десять лет до того в виде установленного спереди велосипедного приспособления с ременным приводом. Но базовая рама мопеда Phillips Panda уже имела достаточную прочность и была специально сконструирована для размещения миниатюрного ДВС. Вот некоторые из особенностей Rex:
✅ степень сжатия – 6:1
✅ небольшое сцепление от того же производителя
✅ 12-миллиметровый карбюратор Bing
Он основывался на алюминиевом цилиндре с гильзой в обычных продольных и поперечных портах. Полость картера оригинально простиралась до задней части мотора, обеспечивая смазку редуктора и его подшипников, задействуя впускные газы.
Одна из первых моделей мопедов Phillips. Фото: youtube.com
Самым слабым местом конструкции оказалось именно крошечное сцепление 2½ Rex. Оно было слишком хрупким устройством с тяговым приводом. Многие владельцы тех лет жаловались, что становились временно «безлошадными» как раз по причине выхода из строя последнего.
Так Panda стал одним из ряда нескольких моделей мопедов от английской компании Phillips, выпускаемых в течение 50-60-х годов прошлого века. Этот довольно известный производитель велосипедной и иной техники базировался на Бридж-стрит в британском Сметвике.
Первое упоминание о нем относится к 1892 году, когда в Бирмингеме произошло объединение JA Phillips и EW Bohle. История производителя двухколесной техники продлилась до середины 70-х, когда он был поглощен, став частью Raleigh Industries, в свою очередь, являвшейся подразделением огромной группы Tube Investments.
В основе мопедов лежал 50-кубовый двигатель. Фото: youtube.com
До этого производитель несколько лет кряду был вторым по количеству объемов выпускаемой продукции среди велосипедных компаний острова. Кстати, сам бренд «Phillips» и сегодня довольно широко известен во всем мире. Особенно это касается Дальнего Востока и, в первую очередь, Китайской Народной Республики, поскольку именно там был лицензирован Raleigh. Возвращаясь к истории развития, упомянем некоторые из его эпохальных этапов:
✅ 1892 – начало производства велосипедных педалей
✅ 1930 – расширение линейки до других компонентов двухколесной техники
✅ середина 30-х – полный цикл и сборка велосипедов под собственной торговой маркой
✅ 1950 – начало выпуска легких и классических мопедов
Конечно, у британцев бы ничего не вышло, не организуйся взаимовыгодное сотрудничество с немецким производителем двигателей Rex-Motorenwerk из Мюнхена. 31-кубовый веломотор FM31 мощностью 0,7 л. с. в 1950 году лицензирован British Salmson для производства в Ларкхолле, около Глазго. Позже последовали его доработанные варианты:
✅ FM34 (34 куб. см, 0,8 л. с)
✅ FM40 (40 куб. см, 0,9 л. с)
✅ FM50 (50 куб. см, 1,1-сильный с карбюратором Pallas)
Версия 1955 года получила 12-миллиметровый карбюратор от того же производителя, увеличив мощность до 1,4 л. с. и вытеснив с рынка все иные модификации. Phillips приобрел лицензию на продажу продукции Rex в Великобритании, ознаменовав начало торговых отношений между двумя компаниями. Позже последовал выпуск Phillips P36X Motorised Cycle в октябре 1954 года.
Начальные образцы использовали жесткие наборы вилок, усиленных распорками. Первый телескопический вариант датируется октябрем 1955 года. Мопед Panda Mk1, появившийся вслед за Motorised Cycle в феврале 1959-го, впервые обладал конструкцией трубчатой рамы с паяными выступами. Он стал прощальным приветом для двигателя FM50.1.
За исключением немецкого мотора и лицензированной конструкции рамы, все комплектующие британская компания изготовила самостоятельно. Комплект фар Excelite был продуктом Credenda Works. Окрашенные в цвет оружейной стали обода Dunlop Endrick, задняя ступица Perry Coaster и все основные крепления рамы были получены из группы British Cycle Corporation.
Конструкция передней вилки проходила постепенную эволюцию. Фото: youtube.com
На первый взгляд основа мопеда может выглядеть довольно примитивно. Но она прочно сконструирована и оснащена комплектом вилок коммерческого назначения большого калибра. В то же время, центральная подножка выглядит довольно изящно. Кажется, она настолько хрупкая, что точно не смогла бы выдержать множества усиленных вращений педалей в случае отказа двигателя. Но это – лишь обманчивое визуальное впечатление.
Вот какие характеристики имела осветительная система модели. Во-первых, на борту установлено магнето Miller с маховиком 6 В/18 Вт. Во-вторых, передняя фара 6 В/15 Вт и задний фонарь 6 В/3 Вт. Обратим внимание и на некоторые другие показатели техники:
✅ топливный бак – 4 л (с резервом в 0,4 л)
✅ горючая смесь – 16:1
✅ длина – 1,82 м
✅ высота – 0,94 м
✅ общий вес – ок. 32 кг
В бортовое оборудование включались: 3,5-дюймовая фара, электрический клаксон, задний багажник, насос для накачивания шин и большая сумка с набором инструментов. Мопед получил серебристо-серый цвет бака и обтекатели тона Flamboyant Red.
Очень надежный и устойчивый холостой ход Phillips Panda обеспечивался рычагом сцепления с блокировкой и карбюраторной установкой. Безопасность эксплуатации достигалась благодаря заднему педальному тормозу Perry Coaster, работавшему по велосипедному принципу втулки.
Имелась также передняя альтернатива, управлявшаяся рычагом на руле. Первая модификация мопеда еще не имела подвески, а вот Mark 2 уже обладал целым рядом преимуществ:
✅ телескопическая передняя вилка
✅ большая фара
✅ увеличенный в глубине задний брызговик
Правда, задняя жесткая рама сохранилась без каких-либо изменений. Электросхема мопеда представляла собой маховик-магнето Миллера, дополненный катушками освещения. В таком виде техника просуществовала до конца истории второго поколения.
Более дорогая модель Phillips Gadabout. Фото: youtube.com
Последний Panda Mark 3 уже имел кардинальные отличия от двух предыдущих типов. И это неспроста, ведь мы имеем дело не с собственной моделью, а с обычным лицензионным производством. В данном случае речь идет об импортированном французском Mobylette от Motobecane. Британцы просто предлагали эту технику, не имевшую ничего общего с другими моделями бренда, под собственной маркой Phillips.
Первым в 1954-м стал аппарат с прикрепляемым односкоростным агрегатом (по сути – обычный велосипед с мотором). Два года спустя последовал уже более близкий к классическому мопеду вариант – двухскоростной P39 Gadabout.

Первый опыт британцев привел их к выводу, что новое направление обладало неплохим потенциалом. Поэтому его динамично развивали, тем более что на стыке десятилетий популярность мототехники по всему миру достигла своей наивысшей точки.
Более совершенные версии
В конце 50-х производитель приобрел некоторый опыт не только в сборке, но и в конструировании новых моделей мопедов. Доработанные версии техники оказались более взвешенными и зрелыми. Особенно это касалось P50 Gadabout Deluxe с трехступенчатой коробкой передач.
Параллельно с ним британская компания вывела на рынок в 1959 году и более доступный Phillips Panda. Этот односкоростной мопед в первой и второй модификациях стал, вероятно, последней производственной установкой немецкого двигателя Rex Cyclemotor объемом 49 куб. см.
Этот вариант впервые появился примерно за десять лет до того в виде установленного спереди велосипедного приспособления с ременным приводом. Но базовая рама мопеда Phillips Panda уже имела достаточную прочность и была специально сконструирована для размещения миниатюрного ДВС. Вот некоторые из особенностей Rex:
✅ степень сжатия – 6:1
✅ небольшое сцепление от того же производителя
✅ 12-миллиметровый карбюратор Bing
Он основывался на алюминиевом цилиндре с гильзой в обычных продольных и поперечных портах. Полость картера оригинально простиралась до задней части мотора, обеспечивая смазку редуктора и его подшипников, задействуя впускные газы.

Самым слабым местом конструкции оказалось именно крошечное сцепление 2½ Rex. Оно было слишком хрупким устройством с тяговым приводом. Многие владельцы тех лет жаловались, что становились временно «безлошадными» как раз по причине выхода из строя последнего.
Становление бренда
Так Panda стал одним из ряда нескольких моделей мопедов от английской компании Phillips, выпускаемых в течение 50-60-х годов прошлого века. Этот довольно известный производитель велосипедной и иной техники базировался на Бридж-стрит в британском Сметвике.
Первое упоминание о нем относится к 1892 году, когда в Бирмингеме произошло объединение JA Phillips и EW Bohle. История производителя двухколесной техники продлилась до середины 70-х, когда он был поглощен, став частью Raleigh Industries, в свою очередь, являвшейся подразделением огромной группы Tube Investments.

До этого производитель несколько лет кряду был вторым по количеству объемов выпускаемой продукции среди велосипедных компаний острова. Кстати, сам бренд «Phillips» и сегодня довольно широко известен во всем мире. Особенно это касается Дальнего Востока и, в первую очередь, Китайской Народной Республики, поскольку именно там был лицензирован Raleigh. Возвращаясь к истории развития, упомянем некоторые из его эпохальных этапов:
✅ 1892 – начало производства велосипедных педалей
✅ 1930 – расширение линейки до других компонентов двухколесной техники
✅ середина 30-х – полный цикл и сборка велосипедов под собственной торговой маркой
✅ 1950 – начало выпуска легких и классических мопедов
Конечно, у британцев бы ничего не вышло, не организуйся взаимовыгодное сотрудничество с немецким производителем двигателей Rex-Motorenwerk из Мюнхена. 31-кубовый веломотор FM31 мощностью 0,7 л. с. в 1950 году лицензирован British Salmson для производства в Ларкхолле, около Глазго. Позже последовали его доработанные варианты:
✅ FM34 (34 куб. см, 0,8 л. с)
✅ FM40 (40 куб. см, 0,9 л. с)
✅ FM50 (50 куб. см, 1,1-сильный с карбюратором Pallas)
Версия 1955 года получила 12-миллиметровый карбюратор от того же производителя, увеличив мощность до 1,4 л. с. и вытеснив с рынка все иные модификации. Phillips приобрел лицензию на продажу продукции Rex в Великобритании, ознаменовав начало торговых отношений между двумя компаниями. Позже последовал выпуск Phillips P36X Motorised Cycle в октябре 1954 года.
Устройство и особенности модели
Начальные образцы использовали жесткие наборы вилок, усиленных распорками. Первый телескопический вариант датируется октябрем 1955 года. Мопед Panda Mk1, появившийся вслед за Motorised Cycle в феврале 1959-го, впервые обладал конструкцией трубчатой рамы с паяными выступами. Он стал прощальным приветом для двигателя FM50.1.
За исключением немецкого мотора и лицензированной конструкции рамы, все комплектующие британская компания изготовила самостоятельно. Комплект фар Excelite был продуктом Credenda Works. Окрашенные в цвет оружейной стали обода Dunlop Endrick, задняя ступица Perry Coaster и все основные крепления рамы были получены из группы British Cycle Corporation.

На первый взгляд основа мопеда может выглядеть довольно примитивно. Но она прочно сконструирована и оснащена комплектом вилок коммерческого назначения большого калибра. В то же время, центральная подножка выглядит довольно изящно. Кажется, она настолько хрупкая, что точно не смогла бы выдержать множества усиленных вращений педалей в случае отказа двигателя. Но это – лишь обманчивое визуальное впечатление.
Вот какие характеристики имела осветительная система модели. Во-первых, на борту установлено магнето Miller с маховиком 6 В/18 Вт. Во-вторых, передняя фара 6 В/15 Вт и задний фонарь 6 В/3 Вт. Обратим внимание и на некоторые другие показатели техники:
✅ топливный бак – 4 л (с резервом в 0,4 л)
✅ горючая смесь – 16:1
✅ длина – 1,82 м
✅ высота – 0,94 м
✅ общий вес – ок. 32 кг
В бортовое оборудование включались: 3,5-дюймовая фара, электрический клаксон, задний багажник, насос для накачивания шин и большая сумка с набором инструментов. Мопед получил серебристо-серый цвет бака и обтекатели тона Flamboyant Red.
Другие технические моменты
Очень надежный и устойчивый холостой ход Phillips Panda обеспечивался рычагом сцепления с блокировкой и карбюраторной установкой. Безопасность эксплуатации достигалась благодаря заднему педальному тормозу Perry Coaster, работавшему по велосипедному принципу втулки.
Имелась также передняя альтернатива, управлявшаяся рычагом на руле. Первая модификация мопеда еще не имела подвески, а вот Mark 2 уже обладал целым рядом преимуществ:
✅ телескопическая передняя вилка
✅ большая фара
✅ увеличенный в глубине задний брызговик
Правда, задняя жесткая рама сохранилась без каких-либо изменений. Электросхема мопеда представляла собой маховик-магнето Миллера, дополненный катушками освещения. В таком виде техника просуществовала до конца истории второго поколения.

Последний Panda Mark 3 уже имел кардинальные отличия от двух предыдущих типов. И это неспроста, ведь мы имеем дело не с собственной моделью, а с обычным лицензионным производством. В данном случае речь идет об импортированном французском Mobylette от Motobecane. Британцы просто предлагали эту технику, не имевшую ничего общего с другими моделями бренда, под собственной маркой Phillips.
- Иван Гончаров
- youtube.com, wikipedia.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...

Lixiang L9 – как «китаец» выдержал 50 тысяч километров пробега
Китайские автомобили и коррозия – вот одна из главных тем, которые волнуют многих российских водителей. Ведь на дорогах их все больше. Такая же ситуация в...