
Учение из Сибири создали уникальную технологию для лопаток газотурбинных двигателей
Сибирские ученые совершили прорыв в области материаловедения, разработав технологию быстрого синтезирования керамического сырья, которое используется для изготовления лопаток газотурбинных двигателей.
В основе метода – применение мощного пучка электронов, позволяющего формировать монолитный материал всего за одну секунду. Работа проведена на промышленном ускорителе ЭЛВ-6.
В результате такого воздействия образуется высокоэнтропийная оксидная керамика, в состав которой входят как минимум пять, а иногда и большее количество неорганических соединений.
Лопатки остаются одними из самых высоконагруженных элементов двигателя. Фото: youtube.com
Высокая энтропия обусловливает неупорядоченное распределение элементов в кристаллической решетке, что значительно повышает устойчивость материала к внешним нагрузкам.
Новая керамика демонстрирует сверхвысокую прочность, низкую теплопроводность, сильную анизотропию коэффициента теплового расширения, высокую диэлектрическую проницаемость и устойчивость к агрессивным средам.
Стандартные методы синтеза керамических материалов требуют десятков часов и много ресурсов, а также большого количества стадий производства. В отличие от них, ускоренный метод, реализованный на ЭЛВ-6, позволяет добиться полного спекания материала за мгновения.
Установка, использующая уникальную технологию выпуска мощного непрерывного электронного пучка в атмосферу, выдает мощность до 80 кВт/кв. см. Это позволяет эффективно перерабатывать порошковые смеси в монолитный материал.
Разработка открывает новые горизонты в создании термобарьерных покрытий, используемых при производстве газотурбинных двигателей. Высокая теплостойкость и устойчивость к термическим ударам делают материал идеальным выбором для работы в экстремальных условиях.
Для открытия новой технологии использовался отечественный ускоритель частиц. Фото: youtube.com
Использование электронно-лучевого синтеза позволило избежать множества промежуточных стадий обработки. В результате получен материал с предельно высокой однородностью и прочностью, что критически важно для авиационных компонентов.
Разработка поддержана грантом Российского научного фонда, а ее результаты уже опубликованы в журнале Ceramics International. Новый метод синтеза может стать основой для промышленного производства передовых керамических материалов, способных значительно повысить ресурс и надежность авиационных и энергетических установок.
В основе метода – применение мощного пучка электронов, позволяющего формировать монолитный материал всего за одну секунду. Работа проведена на промышленном ускорителе ЭЛВ-6.
В результате такого воздействия образуется высокоэнтропийная оксидная керамика, в состав которой входят как минимум пять, а иногда и большее количество неорганических соединений.

Высокая энтропия обусловливает неупорядоченное распределение элементов в кристаллической решетке, что значительно повышает устойчивость материала к внешним нагрузкам.
Новая керамика демонстрирует сверхвысокую прочность, низкую теплопроводность, сильную анизотропию коэффициента теплового расширения, высокую диэлектрическую проницаемость и устойчивость к агрессивным средам.
Стандартные методы синтеза керамических материалов требуют десятков часов и много ресурсов, а также большого количества стадий производства. В отличие от них, ускоренный метод, реализованный на ЭЛВ-6, позволяет добиться полного спекания материала за мгновения.
Установка, использующая уникальную технологию выпуска мощного непрерывного электронного пучка в атмосферу, выдает мощность до 80 кВт/кв. см. Это позволяет эффективно перерабатывать порошковые смеси в монолитный материал.
Разработка открывает новые горизонты в создании термобарьерных покрытий, используемых при производстве газотурбинных двигателей. Высокая теплостойкость и устойчивость к термическим ударам делают материал идеальным выбором для работы в экстремальных условиях.

Использование электронно-лучевого синтеза позволило избежать множества промежуточных стадий обработки. В результате получен материал с предельно высокой однородностью и прочностью, что критически важно для авиационных компонентов.
Разработка поддержана грантом Российского научного фонда, а ее результаты уже опубликованы в журнале Ceramics International. Новый метод синтеза может стать основой для промышленного производства передовых керамических материалов, способных значительно повысить ресурс и надежность авиационных и энергетических установок.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...

Lixiang L9 – как «китаец» выдержал 50 тысяч километров пробега
Китайские автомобили и коррозия – вот одна из главных тем, которые волнуют многих российских водителей. Ведь на дорогах их все больше. Такая же ситуация в...