.d-md-none .d-lg-block bibimot

Автомобиль КИМ-10-50 – самый первый «Москвич»

Автомобиль КИМ-10-50 – самый первый «Москвич»
Считается, что самым первым автомобилем марки «Москвич» была модель 400, скопированная с немецкого Opel Kadett K38. Это действительно так, но была более ранняя машина – КИМ-10-50. По факту, она является первым малолитражным автомобилем завода имени Коммунистического Интернационала Молодежи. Тем самым «Москвичом», но под другим названием.


Первая попытка создания малолитражек


Советский Союз в годы своего возникновения отчаянно нуждался в автомобилях. Уже во второй половине 1920-х предпринимались попытки создать собственные малолитражные модели. Они должны были быть пригодные не только для государственных служащих и командирского состава Красной Армии, но и для простого народа.

Первой попыткой стала модель НАМИ-1, выпущенная в виде полноценного ходового экземпляра в 1927 году. Эти автомобили выпускались несколько лет, считается, что вручную было собрано от 369 до 512 штук.

Автомобиль КИМ-10-50 – самый первый «Москвич»НАМИ-1. Фото: Youtube.com


Проект оказался неудачным – наладить серийное производство автомобилей в СССР так и не смогли.

Таким же провальным стал НАТИ-2, показанный в виде двух прототипов в 1932 году.


Было ясно, что без помощи иностранных партнеров у СССР ничего с автомобилями не получится. Им стала компания Форд, которая уже к тому времени сотрудничала с Горьковским заводом. В Москве на сборочном предприятии КИМ начали выпускать модель ГАЗ-А/АА. Их собирали из американских машинокомплектов, которые поставлялись из США согласно договору.

Автомобили были среднего класса, соответственно, от выпуска малолитражек пришлось отказаться – не имелось возможности их самостоятельно освоить.

Вторая попытка


В 1935 году договор с компанией Форд был расторгнут. Соответственно, Советский Союз должен был переключиться на выпуск собственных автомобилей. Для Горьковского завода удалось выторговать техническую документацию на Ford Model B, который стал «Эмкой» (ГАЗ-М-1).

Московское сборочное предприятие выделили в самостоятельный завод КИМ и дали задание выпустить народный малолитражный автомобиль.
Чтобы сделать современную машину, за рубежом были приобретены лучшие модели этого класса, среди которых был и Ford Prefect. Именно этот автомобиль выбрали в качестве образца для подражания.

Автомобиль получился красивый. Фото: Youtube.com


Решение продиктовано суровой реальностью – машина была проста конструктивно, недорогой в производстве. Да и специалисты завода КИМ уже имели опыт работы с моделями этого американского бренда.

Конструкторы решили выбрать двухдверные модификации автомобиля – в дальнейшем это обернулось для них чуть ли не катастрофой.

Так как новая малолитражная машина должна была собираться полностью в СССР, инженеры не стали слепо копировать конструкцию и внешность американской модели. Был объявлен конкурс, в котором выиграл проект, выполненный художником Бродским.

Первые версии КИМ-10-50


Несмотря на все старания советских конструкторов, в стране просто не было станков для изготовления кузовных штампов. Их пришлось заказывать в США у компании Budd, с которой СССР уже сотрудничал по ЗИС-101.

Американцы поставили заводу КИМ техническую документацию, штампы и пробную партию готовых кузовов для создания опытных автомобилей.


Работа закипела и 25-27 апреля 1940 года были собраны первые три экземпляра седанов КИМ-10-50. Чуть позже появился один фаэтон с индексом 10-51.

Как и у американского Ford Prefect, кузов советской малолитражки был двухдверный, а доступ к заднему ряду открывался после откидывания спинок передних сидений.

Ford Prefect стал образцом для подражания. Фото: Youtube.com


Автомобиль был рамным, оснащенный рядным четырехцилиндровым двигателем с рабочим объемом 1 171 см3, развивающим 30 л. с.
КИМ-10-50 сделали простым, надежным и дешевым. Дело было за малым – получить добро от Экономического совета СНК для запуска модели в серийное производство.

Почему машина не понравилась Сталину


Осталось пройти последнюю инстанцию – товарища Сталина. Он очень любил автомобили и сам лично курировал выпуск советского автопрома, ориентируясь на лучшие модели из США.

Опытные образцы КИМ-10-50 пригнали в Кремль для демонстрации. Одним из первых автомобили увидел начальник кремлевской охраны Власик и они ему не понравились. Подогнав свой Опель Кадет к новинкам и дождавшись товарища Сталина, Николай стал утверждать, что двухдверная машина не годится для запуска в серийное производство.

Когда появился Лихачев, ему предложили сесть сзади, не мешая водителю и переднему пассажиру. Естественно, что это у наркома не получилось, за что его в итоге сняли с должности, понизив до директора завода ЗИС.

КИМ-10-50 было предписано переделать – в первую очередь он должен был стать четырехдверным. Внешность автомобиля приказали создавать, ориентируясь на немецкий Opel Kadett.

Фаэтон КИМ-10-51. Фото: Youtube.com


Но так как из США уже пришли 500 двухдверных кузовов, заводу КИМ разрешили в порядке исключения собрать такие машины. Мелкосерийная сборка была начата в ноябре 1940 году, а первая партия автомобилей появилась в декабре.

Все 500 КИМ 10-50 собрать так и не сумели – помешала война. Судя по имеющимся архивным документам, удалось выпустить 381 автомобиль. Около 70 КИМ-10-50 отправили в части Красной Армии для командного состава.

Новая четырехдверная модель


Работы по переделке двухдверного кузова были начаты сразу же после резолюции Сталина в 1940 году. Занимался этим Горьковский автомобильный завод, имеющий свой технический отдел и лучших специалистов во всем Советском Союзе.

Взяв шасси КИМ-10-50, инженеры-конструкторы ГАЗ создали новый кузов с нуля, не используя оригинальные детали от двухдверной модели. Был изготовлен макет, а в начале 1941 года комиссии представили опытный образец нового автомобиля.

Один из первых опытных КИМ-10-50. Фото: Youtube.com


Машину одобрили в серийное производство, согласно планам, оно должно было начаться 1 июня. Но из-за проблем с изготовлением кузовных панелей, пришлось перенести сроки на 1 сентября.

До конца 1941 года планировалось выпустить не меньше 2 800 новых автомобилей. Но этим планам не суждено было сбыться – началась Великая Отечественная война.

Отказ от производства


Выпуск малолитражных автомобилей КИМ собирались возобновить еще в 1944 году, о чем вышел соответствующий приказ, подписанный народным комиссаром среднего машиностроения. Предполагалось обновить модель и собирать ее в больших количествах.

В 1945 году завод КИМ был переименован в ЗМА, а потом в МЗМА – началось строительство предприятия полного цикла, которое должно было выпускать автомобили под брендом «Москвич».

Вот только КИМ-10-50 за годы войны успел безнадежно устареть. Получив автомобили немецкого и американского производства в больших количествах, советские конструкторы поняли, что они лучше.


Обстоятельства сложились таким образом, что СССР в качестве репараций получил оснастку по выпуску Opel Kadett.

Музейный экспонат КИМ-10-50. Фото: Youtube.com


19 июня 1945 года на «смотрины» товарищу Сталину представили два автомобиля – Опель Кадет и КИМ-10-52. Внимательно осмотрев два экземпляра, глава Советского Союза вынес вердикт об отказе от малолитражки собственной разработки.

Opel Kadett оказался совершеннее, тем более, что наладить его производство было проще, хотя часть оборудования по выпуску модели досталось поврежденным.

Так решилась судьба КИМ-10-50. Этот автомобиль задумывался в качестве народного, но стал одним из самых мелкосерийных. Сейчас найти такую модель практически невозможно – их осталось буквально пару штук. Один из КИМ-10-50 сейчас находится в Музее московского транспорта.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам нравится КИМ-10-50?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Москвич 402/407/403 – 70 лет на наших дорогахСоветско-российские кабриолеты – от «Промбронь» до Aurus

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 4 678