Автомобиль КИМ-10-50 – самый первый «Москвич»
Считается, что самым первым автомобилем марки «Москвич» была модель 400, скопированная с немецкого Opel Kadett K38. Это действительно так, но была более ранняя машина – КИМ-10-50. По факту, она является первым малолитражным автомобилем завода имени Коммунистического Интернационала Молодежи. Тем самым «Москвичом», но под другим названием.
Советский Союз в годы своего возникновения отчаянно нуждался в автомобилях. Уже во второй половине 1920-х предпринимались попытки создать собственные малолитражные модели. Они должны были быть пригодные не только для государственных служащих и командирского состава Красной Армии, но и для простого народа.
Первой попыткой стала модель НАМИ-1, выпущенная в виде полноценного ходового экземпляра в 1927 году. Эти автомобили выпускались несколько лет, считается, что вручную было собрано от 369 до 512 штук.
Проект оказался неудачным – наладить серийное производство автомобилей в СССР так и не смогли.
Было ясно, что без помощи иностранных партнеров у СССР ничего с автомобилями не получится. Им стала компания Форд, которая уже к тому времени сотрудничала с Горьковским заводом. В Москве на сборочном предприятии КИМ начали выпускать модель ГАЗ-А/АА. Их собирали из американских машинокомплектов, которые поставлялись из США согласно договору.
Автомобили были среднего класса, соответственно, от выпуска малолитражек пришлось отказаться – не имелось возможности их самостоятельно освоить.
В 1935 году договор с компанией Форд был расторгнут. Соответственно, Советский Союз должен был переключиться на выпуск собственных автомобилей. Для Горьковского завода удалось выторговать техническую документацию на Ford Model B, который стал «Эмкой» (ГАЗ-М-1).
Московское сборочное предприятие выделили в самостоятельный завод КИМ и дали задание выпустить народный малолитражный автомобиль.
Чтобы сделать современную машину, за рубежом были приобретены лучшие модели этого класса, среди которых был и Ford Prefect. Именно этот автомобиль выбрали в качестве образца для подражания.
Решение продиктовано суровой реальностью – машина была проста конструктивно, недорогой в производстве. Да и специалисты завода КИМ уже имели опыт работы с моделями этого американского бренда.
Конструкторы решили выбрать двухдверные модификации автомобиля – в дальнейшем это обернулось для них чуть ли не катастрофой.
Так как новая малолитражная машина должна была собираться полностью в СССР, инженеры не стали слепо копировать конструкцию и внешность американской модели. Был объявлен конкурс, в котором выиграл проект, выполненный художником Бродским.
Несмотря на все старания советских конструкторов, в стране просто не было станков для изготовления кузовных штампов. Их пришлось заказывать в США у компании Budd, с которой СССР уже сотрудничал по ЗИС-101.
Работа закипела и 25-27 апреля 1940 года были собраны первые три экземпляра седанов КИМ-10-50. Чуть позже появился один фаэтон с индексом 10-51.
Как и у американского Ford Prefect, кузов советской малолитражки был двухдверный, а доступ к заднему ряду открывался после откидывания спинок передних сидений.
Автомобиль был рамным, оснащенный рядным четырехцилиндровым двигателем с рабочим объемом 1 171 см3, развивающим 30 л. с.
КИМ-10-50 сделали простым, надежным и дешевым. Дело было за малым – получить добро от Экономического совета СНК для запуска модели в серийное производство.
Осталось пройти последнюю инстанцию – товарища Сталина. Он очень любил автомобили и сам лично курировал выпуск советского автопрома, ориентируясь на лучшие модели из США.
Опытные образцы КИМ-10-50 пригнали в Кремль для демонстрации. Одним из первых автомобили увидел начальник кремлевской охраны Власик и они ему не понравились. Подогнав свой Опель Кадет к новинкам и дождавшись товарища Сталина, Николай стал утверждать, что двухдверная машина не годится для запуска в серийное производство.
Когда появился Лихачев, ему предложили сесть сзади, не мешая водителю и переднему пассажиру. Естественно, что это у наркома не получилось, за что его в итоге сняли с должности, понизив до директора завода ЗИС.
КИМ-10-50 было предписано переделать – в первую очередь он должен был стать четырехдверным. Внешность автомобиля приказали создавать, ориентируясь на немецкий Opel Kadett.
Но так как из США уже пришли 500 двухдверных кузовов, заводу КИМ разрешили в порядке исключения собрать такие машины. Мелкосерийная сборка была начата в ноябре 1940 году, а первая партия автомобилей появилась в декабре.
Все 500 КИМ 10-50 собрать так и не сумели – помешала война. Судя по имеющимся архивным документам, удалось выпустить 381 автомобиль. Около 70 КИМ-10-50 отправили в части Красной Армии для командного состава.
Работы по переделке двухдверного кузова были начаты сразу же после резолюции Сталина в 1940 году. Занимался этим Горьковский автомобильный завод, имеющий свой технический отдел и лучших специалистов во всем Советском Союзе.
Взяв шасси КИМ-10-50, инженеры-конструкторы ГАЗ создали новый кузов с нуля, не используя оригинальные детали от двухдверной модели. Был изготовлен макет, а в начале 1941 года комиссии представили опытный образец нового автомобиля.
Машину одобрили в серийное производство, согласно планам, оно должно было начаться 1 июня. Но из-за проблем с изготовлением кузовных панелей, пришлось перенести сроки на 1 сентября.
До конца 1941 года планировалось выпустить не меньше 2 800 новых автомобилей. Но этим планам не суждено было сбыться – началась Великая Отечественная война.
Выпуск малолитражных автомобилей КИМ собирались возобновить еще в 1944 году, о чем вышел соответствующий приказ, подписанный народным комиссаром среднего машиностроения. Предполагалось обновить модель и собирать ее в больших количествах.
В 1945 году завод КИМ был переименован в ЗМА, а потом в МЗМА – началось строительство предприятия полного цикла, которое должно было выпускать автомобили под брендом «Москвич».
Обстоятельства сложились таким образом, что СССР в качестве репараций получил оснастку по выпуску Opel Kadett.
19 июня 1945 года на «смотрины» товарищу Сталину представили два автомобиля – Опель Кадет и КИМ-10-52. Внимательно осмотрев два экземпляра, глава Советского Союза вынес вердикт об отказе от малолитражки собственной разработки.
Opel Kadett оказался совершеннее, тем более, что наладить его производство было проще, хотя часть оборудования по выпуску модели досталось поврежденным.
Так решилась судьба КИМ-10-50. Этот автомобиль задумывался в качестве народного, но стал одним из самых мелкосерийных. Сейчас найти такую модель практически невозможно – их осталось буквально пару штук. Один из КИМ-10-50 сейчас находится в Музее московского транспорта.
Первая попытка создания малолитражек
Советский Союз в годы своего возникновения отчаянно нуждался в автомобилях. Уже во второй половине 1920-х предпринимались попытки создать собственные малолитражные модели. Они должны были быть пригодные не только для государственных служащих и командирского состава Красной Армии, но и для простого народа.
Первой попыткой стала модель НАМИ-1, выпущенная в виде полноценного ходового экземпляра в 1927 году. Эти автомобили выпускались несколько лет, считается, что вручную было собрано от 369 до 512 штук.
НАМИ-1. Фото: Youtube.com
Проект оказался неудачным – наладить серийное производство автомобилей в СССР так и не смогли.
Таким же провальным стал НАТИ-2, показанный в виде двух прототипов в 1932 году.
Было ясно, что без помощи иностранных партнеров у СССР ничего с автомобилями не получится. Им стала компания Форд, которая уже к тому времени сотрудничала с Горьковским заводом. В Москве на сборочном предприятии КИМ начали выпускать модель ГАЗ-А/АА. Их собирали из американских машинокомплектов, которые поставлялись из США согласно договору.
Автомобили были среднего класса, соответственно, от выпуска малолитражек пришлось отказаться – не имелось возможности их самостоятельно освоить.
Вторая попытка
В 1935 году договор с компанией Форд был расторгнут. Соответственно, Советский Союз должен был переключиться на выпуск собственных автомобилей. Для Горьковского завода удалось выторговать техническую документацию на Ford Model B, который стал «Эмкой» (ГАЗ-М-1).
Московское сборочное предприятие выделили в самостоятельный завод КИМ и дали задание выпустить народный малолитражный автомобиль.
Чтобы сделать современную машину, за рубежом были приобретены лучшие модели этого класса, среди которых был и Ford Prefect. Именно этот автомобиль выбрали в качестве образца для подражания.
Автомобиль получился красивый. Фото: Youtube.com
Решение продиктовано суровой реальностью – машина была проста конструктивно, недорогой в производстве. Да и специалисты завода КИМ уже имели опыт работы с моделями этого американского бренда.
Конструкторы решили выбрать двухдверные модификации автомобиля – в дальнейшем это обернулось для них чуть ли не катастрофой.
Так как новая малолитражная машина должна была собираться полностью в СССР, инженеры не стали слепо копировать конструкцию и внешность американской модели. Был объявлен конкурс, в котором выиграл проект, выполненный художником Бродским.
Первые версии КИМ-10-50
Несмотря на все старания советских конструкторов, в стране просто не было станков для изготовления кузовных штампов. Их пришлось заказывать в США у компании Budd, с которой СССР уже сотрудничал по ЗИС-101.
Американцы поставили заводу КИМ техническую документацию, штампы и пробную партию готовых кузовов для создания опытных автомобилей.
Работа закипела и 25-27 апреля 1940 года были собраны первые три экземпляра седанов КИМ-10-50. Чуть позже появился один фаэтон с индексом 10-51.
Как и у американского Ford Prefect, кузов советской малолитражки был двухдверный, а доступ к заднему ряду открывался после откидывания спинок передних сидений.
Ford Prefect стал образцом для подражания. Фото: Youtube.com
Автомобиль был рамным, оснащенный рядным четырехцилиндровым двигателем с рабочим объемом 1 171 см3, развивающим 30 л. с.
КИМ-10-50 сделали простым, надежным и дешевым. Дело было за малым – получить добро от Экономического совета СНК для запуска модели в серийное производство.
Почему машина не понравилась Сталину
Осталось пройти последнюю инстанцию – товарища Сталина. Он очень любил автомобили и сам лично курировал выпуск советского автопрома, ориентируясь на лучшие модели из США.
Опытные образцы КИМ-10-50 пригнали в Кремль для демонстрации. Одним из первых автомобили увидел начальник кремлевской охраны Власик и они ему не понравились. Подогнав свой Опель Кадет к новинкам и дождавшись товарища Сталина, Николай стал утверждать, что двухдверная машина не годится для запуска в серийное производство.
Когда появился Лихачев, ему предложили сесть сзади, не мешая водителю и переднему пассажиру. Естественно, что это у наркома не получилось, за что его в итоге сняли с должности, понизив до директора завода ЗИС.
КИМ-10-50 было предписано переделать – в первую очередь он должен был стать четырехдверным. Внешность автомобиля приказали создавать, ориентируясь на немецкий Opel Kadett.
Фаэтон КИМ-10-51. Фото: Youtube.com
Но так как из США уже пришли 500 двухдверных кузовов, заводу КИМ разрешили в порядке исключения собрать такие машины. Мелкосерийная сборка была начата в ноябре 1940 году, а первая партия автомобилей появилась в декабре.
Все 500 КИМ 10-50 собрать так и не сумели – помешала война. Судя по имеющимся архивным документам, удалось выпустить 381 автомобиль. Около 70 КИМ-10-50 отправили в части Красной Армии для командного состава.
Новая четырехдверная модель
Работы по переделке двухдверного кузова были начаты сразу же после резолюции Сталина в 1940 году. Занимался этим Горьковский автомобильный завод, имеющий свой технический отдел и лучших специалистов во всем Советском Союзе.
Взяв шасси КИМ-10-50, инженеры-конструкторы ГАЗ создали новый кузов с нуля, не используя оригинальные детали от двухдверной модели. Был изготовлен макет, а в начале 1941 года комиссии представили опытный образец нового автомобиля.
Один из первых опытных КИМ-10-50. Фото: Youtube.com
Машину одобрили в серийное производство, согласно планам, оно должно было начаться 1 июня. Но из-за проблем с изготовлением кузовных панелей, пришлось перенести сроки на 1 сентября.
До конца 1941 года планировалось выпустить не меньше 2 800 новых автомобилей. Но этим планам не суждено было сбыться – началась Великая Отечественная война.
Отказ от производства
Выпуск малолитражных автомобилей КИМ собирались возобновить еще в 1944 году, о чем вышел соответствующий приказ, подписанный народным комиссаром среднего машиностроения. Предполагалось обновить модель и собирать ее в больших количествах.
В 1945 году завод КИМ был переименован в ЗМА, а потом в МЗМА – началось строительство предприятия полного цикла, которое должно было выпускать автомобили под брендом «Москвич».
Вот только КИМ-10-50 за годы войны успел безнадежно устареть. Получив автомобили немецкого и американского производства в больших количествах, советские конструкторы поняли, что они лучше.
Обстоятельства сложились таким образом, что СССР в качестве репараций получил оснастку по выпуску Opel Kadett.
Музейный экспонат КИМ-10-50. Фото: Youtube.com
19 июня 1945 года на «смотрины» товарищу Сталину представили два автомобиля – Опель Кадет и КИМ-10-52. Внимательно осмотрев два экземпляра, глава Советского Союза вынес вердикт об отказе от малолитражки собственной разработки.
Opel Kadett оказался совершеннее, тем более, что наладить его производство было проще, хотя часть оборудования по выпуску модели досталось поврежденным.
Так решилась судьба КИМ-10-50. Этот автомобиль задумывался в качестве народного, но стал одним из самых мелкосерийных. Сейчас найти такую модель практически невозможно – их осталось буквально пару штук. Один из КИМ-10-50 сейчас находится в Музее московского транспорта.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...