
Самолеты на солнечных батареях – есть ли у них будущее?
Идея использования солнечной энергии для приведения в движение транспортных средств всегда будоражила умы изобретателей и конструкторов. И самолеты не являются исключением. У тех, кому интересно развитие мирового авиапрома, наверняка еще свежо в памяти поистине историческое достижение человечества – кругосветный полет аппарата Solar Impulse 2, преодолевшего 42 тыс. км на солнечных батареях и поставившего 19 рекордов мирового уровня. Однако кроме этого самолета, ставшего легендарным, существуют и другие летательные аппараты, использовавшие и применяющие сегодня солнечную энергию не менее эффективно.
Особо активный интерес к разработкам самолетов, питающихся энергией солнца, стал проявляться в 80-х годах минувшего века. Команда энтузиастов из США под руководством Пола Маккриди разработала проект Solar Challenger и воплотила его в реальность. Американский изобретатель получил известность еще в 1977-м, когда ему удалось поднять в воздух летательный аппарат за счет исключительно мускульной силы человека. Теперь он с командой единомышленников сконструировал Solar Challenger, основными техническим данными которого являются:
«Солнечный» самолет поднял в небо пилот Стивен Птачек в 1981 году. Взлет состоялся с небольшого аэродрома под французской столицей. Летательный аппарат пролетел 258 км, преодолев пролив Ла-Манш и приземлившись на военной базе в Великобритании (графство Кент).
Эрик Рэймонд, руководящий командой Solar Flight, не новичок в разработке самолетов на солнечных батареях. У него уже есть опыт в создании Sunseeker I (1990 год) и спустя 6 лет – Sunseeker II (в переводе означает «охотник за солнцем»). В 2012-м началась постройка третьей интерпретации летательного аппарата. Через полтора года машина уже испытывалась в реальных условиях. Но сначала аппарат проверялся, как обычный планер. Отдельно тестировались аккумуляторы, батареи, двигатели. Далее состоялся полет с частичным использованием установленного мотора. Даже при его включении в кабине стояла такая тишина, что можно было разговаривать без гарнитуры. Самолет, несмотря на огромные крылья, был способен даже на некоторые несложные фигуры пилотажа, что говорит о его хорошей управляемости. При постройке аппарата использовались композитные материалы, уменьшившие вес машины.
Способ полета – особенный. Планер набирает высоту, достигая максимальной скорости, а потом медленно спускается вниз, попутно заряжая аккумуляторы. Конструктор заявляет, что на аппарате можно летать вдвоем на протяжении 12 ч. Основные технические параметры:
Самолет, часто называемый глайдером (легкий летательный аппарат, обладающий особыми качествами), совершил успешные полеты в Швейцарских Альпах, Словении, Испании и над доломитами в Австралии.
Это «беспилотник», построенный компанией Airbus. Первые экземпляры появились еще в 2003 году по заказу британского оборонного ведомства. Аппарат постоянно совершенствовался и в 2010 году новая модель Zephyr 7 установила официальный рекорд по продолжительности пребывания в воздухе – 14 суток 22 мин. и 8 сек. Производителем было заявлено, что теоретически время полета может «растянуться» на несколько месяцев.
В 2018 году самолет Zephyr S, питающийся исключительно солнечной энергией, обновил рекорд. Использование панелей GaAs от MicroLink Devices и литий-ионных аккумуляторов позволило находиться аппарату в воздухе 25 суток, 23 ч и 57 мин. Некоторые технические характеристики Zephyr S:
Способность аппарата находиться в воздухе за счет солнечной энергии несколько месяцев побудила руководство Airbus назвать свое детище «псевдоспутником».
То же самое можно сказать и об этом БЛА. Он поражает своей способностью находиться в небе в течение, как минимум, пяти (!) лет. Аппарат, называемый «псевдоспутником» (HAPS, что расшифровывается, как high-altitude pseudo-satellite), сконструировала компания Aurora Flight Sciences, являющаяся филиалом Boeing. По мнению руководителя организации Лэнгфорда, создание такого самолета поможет решить проблему загрязнения атмосферы а на данный момент является «идеальной платформой» для осуществления научных исследований. Кроме того, способность аппарата долгое время находиться в воздухе делает его привлекательным в плане использования как посредника для осуществления связи. Такой самолет стоит гораздо меньше, чем космический спутник. Самолет начали строить в 2018 году. Первый полет Odysseus Solar Plane совершил уже в 2019-м. Испытание оказалось успешным. Некоторые данные Odysseus Solar Plane:
Для изготовления крыльев и корпуса применялись углеволоконные фермы. Их покрыли защитным материалом Tedlar. Солнечные панели отличаются малым весом. Информации о других параметрах аппарата в свободном доступе крайне мало, что дает возможность предположить: самолет может использоваться и в военных целях.
И, наконец, о рекордсмене – швейцарском проекте. Когда он только разрабатывался, его называли фантастикой: пролететь вокруг Земли без капли горючего считалось немыслимой идеей. Тем не менее, она была реализована. Почему самолет имеет индекс «2»? Первая модель тоже была и тестовый полет совершила в 2009 году. Однако в воздухе она могла находиться не более 36 ч и для выполнения амбициозного перелета на годилась.
Он состоял из двенадцати отрезков. Остановки планировались в КНР, Индии, США и Африке. Однако перелет из Нанкина на Гаавайски острова прервался из-за плохой погоды и самолету пришлось сесть в Нагое (Япония). В итоге количество отрезков пути увеличилось. Однако самым длинным стал именно этот перелет Страны Восходящего Солнца на Гавайи, продолжавшийся 5 суток, за которые аппарат преодолел 8 тыс. км. На сегодня это абсолютный рекорд по продолжительности полета человека в самолете на солнечных батареях, который поставил организатор проекта, а «по совместительству» и пилот, Андре Боршберг. Характеристики Solar Impulse 2:
Интересно услышать на этот счет мнение самого руководителя проекта и пилота Андре Боршберга. Он считает, что говорить о повсеместном использовании таких аппаратов преждевременно. Проект Solar Impulse доказывает, что альтернативные источники энергии могут использоваться в самых различных целях. И в этом плане у человечества все еще впереди. Об этом говорит и сегодняшний статус самолета: его выкупила компания Skydweller и сделала лабораторией для научных экспериментов.
Solar Challenger
Особо активный интерес к разработкам самолетов, питающихся энергией солнца, стал проявляться в 80-х годах минувшего века. Команда энтузиастов из США под руководством Пола Маккриди разработала проект Solar Challenger и воплотила его в реальность. Американский изобретатель получил известность еще в 1977-м, когда ему удалось поднять в воздух летательный аппарат за счет исключительно мускульной силы человека. Теперь он с командой единомышленников сконструировал Solar Challenger, основными техническим данными которого являются:
- ? мощность двигателя – 2500 Вт
- ? количество ячеек солнечной батареи – 16128 единиц
- ? средняя (крейсерская) скорость – 48 км/ч
- ? потолок – 3700 м
- ? размах крыльев – 14,3 м
- ? масса – 95 кг
«Солнечный» самолет поднял в небо пилот Стивен Птачек в 1981 году. Взлет состоялся с небольшого аэродрома под французской столицей. Летательный аппарат пролетел 258 км, преодолев пролив Ла-Манш и приземлившись на военной базе в Великобритании (графство Кент).
Sunseeker Duo
Эрик Рэймонд, руководящий командой Solar Flight, не новичок в разработке самолетов на солнечных батареях. У него уже есть опыт в создании Sunseeker I (1990 год) и спустя 6 лет – Sunseeker II (в переводе означает «охотник за солнцем»). В 2012-м началась постройка третьей интерпретации летательного аппарата. Через полтора года машина уже испытывалась в реальных условиях. Но сначала аппарат проверялся, как обычный планер. Отдельно тестировались аккумуляторы, батареи, двигатели. Далее состоялся полет с частичным использованием установленного мотора. Даже при его включении в кабине стояла такая тишина, что можно было разговаривать без гарнитуры. Самолет, несмотря на огромные крылья, был способен даже на некоторые несложные фигуры пилотажа, что говорит о его хорошей управляемости. При постройке аппарата использовались композитные материалы, уменьшившие вес машины.
На осуществление проекта ушло несколько сот тысяч «зеленых».
Способ полета – особенный. Планер набирает высоту, достигая максимальной скорости, а потом медленно спускается вниз, попутно заряжая аккумуляторы. Конструктор заявляет, что на аппарате можно летать вдвоем на протяжении 12 ч. Основные технические параметры:
- ? количество аккумуляторов – 72 штуки
- ? мощность электродвигателя – 20 кВт (пиковая 25 кВт)
- ? бортовое напряжение – 300 вольт
- ? число солнечных элементов – 1510 единиц (генерируют 5 кВт)
- ? максимальная скорость (при планировании) – 160 км/ч
- ? размах крыльев – 22 м
Самолет, часто называемый глайдером (легкий летательный аппарат, обладающий особыми качествами), совершил успешные полеты в Швейцарских Альпах, Словении, Испании и над доломитами в Австралии.
Zephyr Solar Plane
Это «беспилотник», построенный компанией Airbus. Первые экземпляры появились еще в 2003 году по заказу британского оборонного ведомства. Аппарат постоянно совершенствовался и в 2010 году новая модель Zephyr 7 установила официальный рекорд по продолжительности пребывания в воздухе – 14 суток 22 мин. и 8 сек. Производителем было заявлено, что теоретически время полета может «растянуться» на несколько месяцев.
В 2018 году самолет Zephyr S, питающийся исключительно солнечной энергией, обновил рекорд. Использование панелей GaAs от MicroLink Devices и литий-ионных аккумуляторов позволило находиться аппарату в воздухе 25 суток, 23 ч и 57 мин. Некоторые технические характеристики Zephyr S:
- ? потолок – 21 тыс. 562 м
- ? крейсерская скорость – 56 км/ч
- ? размах крыльев – 28 м
- ? масса – 53 кг (из них на аккумуляторы приходится 24 кг)
- ? полезная нагрузка – 5 кг
Способность аппарата находиться в воздухе за счет солнечной энергии несколько месяцев побудила руководство Airbus назвать свое детище «псевдоспутником».
Odysseus Solar Plane
То же самое можно сказать и об этом БЛА. Он поражает своей способностью находиться в небе в течение, как минимум, пяти (!) лет. Аппарат, называемый «псевдоспутником» (HAPS, что расшифровывается, как high-altitude pseudo-satellite), сконструировала компания Aurora Flight Sciences, являющаяся филиалом Boeing. По мнению руководителя организации Лэнгфорда, создание такого самолета поможет решить проблему загрязнения атмосферы а на данный момент является «идеальной платформой» для осуществления научных исследований. Кроме того, способность аппарата долгое время находиться в воздухе делает его привлекательным в плане использования как посредника для осуществления связи. Такой самолет стоит гораздо меньше, чем космический спутник. Самолет начали строить в 2018 году. Первый полет Odysseus Solar Plane совершил уже в 2019-м. Испытание оказалось успешным. Некоторые данные Odysseus Solar Plane:
- ? размах крыльев – 74 м
- ? длина – почти 150 м
- ? масса транспортируемого груза – до 25 кг
- ? потолок – до 27 тыс. м
- ? заявленная скорость – 225 км/ч
- ? «лишняя» энергия, которую можно использовать для питания установленной аппаратуры – 250 Вт
Для изготовления крыльев и корпуса применялись углеволоконные фермы. Их покрыли защитным материалом Tedlar. Солнечные панели отличаются малым весом. Информации о других параметрах аппарата в свободном доступе крайне мало, что дает возможность предположить: самолет может использоваться и в военных целях.
Solar Impulse 2
И, наконец, о рекордсмене – швейцарском проекте. Когда он только разрабатывался, его называли фантастикой: пролететь вокруг Земли без капли горючего считалось немыслимой идеей. Тем не менее, она была реализована. Почему самолет имеет индекс «2»? Первая модель тоже была и тестовый полет совершила в 2009 году. Однако в воздухе она могла находиться не более 36 ч и для выполнения амбициозного перелета на годилась.
Solar Impulse 2 – частный проект, не имеющий к авиапрому никакого отношения. Сумма вложений составила $150 млн. При этом роль спонсоров играли более 80 компаний, включая такие, как Google и производителя часов из Швейцарии Omega. Кстати, в самолетной индустрии вообще заявили, что не имеют технологий для осуществления проекта.
Маршрут
Он состоял из двенадцати отрезков. Остановки планировались в КНР, Индии, США и Африке. Однако перелет из Нанкина на Гаавайски острова прервался из-за плохой погоды и самолету пришлось сесть в Нагое (Япония). В итоге количество отрезков пути увеличилось. Однако самым длинным стал именно этот перелет Страны Восходящего Солнца на Гавайи, продолжавшийся 5 суток, за которые аппарат преодолел 8 тыс. км. На сегодня это абсолютный рекорд по продолжительности полета человека в самолете на солнечных батареях, который поставил организатор проекта, а «по совместительству» и пилот, Андре Боршберг. Характеристики Solar Impulse 2:
- ? размах крыльев – 72 м
- ? число солнечных элементов – 17 тысяч 248 штук
- ? двигатели – 4 мотора мощностью по 17,5 л. с.
- ? потолок – 12 тыс. м
- ? крейсерская скорость – 140 км/ч
- ? вес – 2,3 т
Полет поддерживался специальным наземным Центром, подобно российскому ЦУПу, следящим за космическими кораблями.
Перспективы
Интересно услышать на этот счет мнение самого руководителя проекта и пилота Андре Боршберга. Он считает, что говорить о повсеместном использовании таких аппаратов преждевременно. Проект Solar Impulse доказывает, что альтернативные источники энергии могут использоваться в самых различных целях. И в этом плане у человечества все еще впереди. Об этом говорит и сегодняшний статус самолета: его выкупила компания Skydweller и сделала лабораторией для научных экспериментов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...