Мотоциклы Ява – легенды советской молодости
Мотоциклы Ява производились в Чехословакии, но в СССР они пользовались куда большим спросом. Если другие байки можно было свободно приобрести в магазинах, то за Jawa некоторым приходилось ездить за несколько тысяч километров.
Мотоциклы чешского бренда попали в Советский Союз в 1962 году. Для завода это был выгодный контракт – только до 1982 года более 90% байков чешского производства поставлялись в СССР. Страна была в состоянии поглотить гораздо больше, чем выпускалось.
Первые Явы, попавшие в продажу на территории Советского Союза произвели фурор. Мало того, что это были «иномарки» – это само по себе престижно, мотоциклы выглядели стильно, отличались выносливостью и качеством сборки. Да и ломались они куда реже, чем Иж, Ковровец, Минск и прочие Днепры с Уралами.
Самыми первыми Jawa, получившими общесоветское призвание, стали «старушки» моделей 353, 559 и 354/06. Конечно, такая кличка приклеилась к мотоциклам далеко не сразу, а с появлением новой модели – 634. Произошло это не ранее, чем через 11 лет после начала поставки чешских Яв.
Многие не помнят, но изначально в СССР шли Jawa в двух модификациях:
Малокубатурные мотоциклы назывались «чекушками», дескать, как раз четверть литра. В СССР поставляли две версии таких байков, одна имела мощность в 12 л. с., вторая 14 л. с. Внешне раннюю модель можно идентифицировать по низкому цилиндру.
Модель на 350 кубических сантиметров в 1960-х годах казалась верхом совершенства, хотя это простой мотоцикл.
Особенности Jawa 354/06:
Большинство мотоциклистов сходятся во мнении, что «старушки» были самыми стильными и красивыми Jawa из всех моделей, поставляемых в СССР. Дизайн продуманный, на уровне с японскими и итальянскими производителями тех лет. Сейчас за такие байки в хорошем состоянии просят от 150 до 500 000 рублей. Встретить вариант, который не нужно доделывать самостоятельно – большая удача, особенно за минимальную стоимость.
В самом конце 1973 года в Советском Союзе появилась первая партия мотоциклов Jawa новой модели 350 typ 634-01. Это был космос, и счастливчики, успевшие приобрести такой байк, гордились эксклюзивом.
Новая модель разрабатывалась специально для советского рынка, поэтому она получала ряд особенностей:
Хотя с последним пунктом все получилось не так гладко, как задумывалось – по сравнению с ближайшим конкурентом в своей категории, мотоциклом Иж, Ява была капризна к качеству топлива.
Новые 634 Явы получили увеличенные 18-дюймовые колеса, спицованные, естественно. Рама стала прогрессивной дуплексной, двигатель модернизировали, повысив мощность до 22 л. с. В соответствии с этим, было решено усовершенствовать передний барабанный тормоз – он стал двухкулачковым.
Кстати, Jawa 350/634 раму получила далеко не с чистого листа. Это дуплексная конструкция взята со спортивных байков, участвующих в шестидневных мотосоревнованиях. Более крепкая чем раньше рама сделала мотоцикл приспособленным для сельской местности и грунтовых дорог.
Скорость Jawa 350/634 составляла 130 км/ч. Это лучший результат для мотоцикла в Советском Союзе, чем владельцы и гордились.
Вот только уже в 1974 году Яву вытеснили с вершины скоростного пьедестала. Появился мотоцикл Иж Планета Спорт, созданный по образцу и подобию байков японского производства. Новая советская модель получила систему раздельной смазки двигателя, заграничный карбюратор и мощность в 32 л. с.
Но в вопросе надежности Иж Планета Спорт не мог конкурировать с Явой – чешские мотоциклы ломались в 2-3 раза реже.
Кажется, что внешность Jawa 350/634 серьезно уступает «старушке», но в 1974 году она казалась верхом современности и совершенства. Тогда в моде были такие формы, как будто вырубленные топором, все округлое и плавное считалось устаревшими мотивами прошлого.
Стоимость Явы 634 сегодня начинается от 30 000 рублей. За мотоциклы в идеальном состоянии просят от 150 000. Пока эта модель не считается раритетом, не то, что «старушка».
От 250-кубовых модификаций с появлением модификации 634 было решено отказаться.
Последнее «советское» поколение мотоциклов Jawa 350 появилось в СССР с 1984 года. Байк был основательно переработан не только внешне – он получил новый двигатель с алюминиевыми цилиндрами.
Jawa 350/638 казалась чем-то сверхсовременным, иностранным и недоступным. До конца 1980-х на этот байк сохранялся спрос, но после развала Советского Союза все партнерские отношения чешского завода с бывшими странами СССР закончились.
Сейчас стоимость мотоцикла Jawa 350/638 начинается от 30 000 рублей. За варианты в идеальном состоянии просят от 100 000.
Для многих мотоциклы были дешевым аналогом автомобиля. Когда появилась возможность пригнать из Европы за недорого старую иномарку, двухколёсная техника потеряла актуальность. Нет, байкеры по духу остались, но они предпочли недорогие японские модели б/у. Сравнение уровн мотоциклов из Страны Восходящего Солнца 1980-х годов с Явами ожидаемо было не в пользу последних.
Среди мотоциклов-одиночек, продающихся в Советском Союзе, с рабочим объемом 350 см3, самым дорогим был Иж Планета Спорт. Но втором месте стояла Ява – 950 рублей по состоянию на 1976 год. Модификация с коляской стоила дороже – 1360 рублей.
Некоторые начинающие мотоциклисты на полном серьезе рассматривают покупку Jawa в качестве первого байка. Стоимость, дескать, низкая, и это лучше, чем Иж советского производства. На самом деле, за минимальную стоимость в районе 30 000 рублей ничего стоящего приобрести не удастся.
За такие деньги Ява будет непонятной комплектации и в ужасном состоянии. Да, она сможет ездить, но недолго. За экземпляры в идеале придется заплатить около 150 000 рублей, но в этой ценовой категории можно уже подобрать японца. К тому же сегодня запчасти на Jawa найти не в пример сложнее.
Но для тех, кто ностальгирует по юности, Ява станет отличным мотоциклом выходного дня. Если байк в идеале, он всегда привлекает восторженные взгляды тех, кто был молод в те далекие времена! И даже современный суперспорт не способен перебить эту любовь!
Почему их так любили
Мотоциклы чешского бренда попали в Советский Союз в 1962 году. Для завода это был выгодный контракт – только до 1982 года более 90% байков чешского производства поставлялись в СССР. Страна была в состоянии поглотить гораздо больше, чем выпускалось.
Первые Явы, попавшие в продажу на территории Советского Союза произвели фурор. Мало того, что это были «иномарки» – это само по себе престижно, мотоциклы выглядели стильно, отличались выносливостью и качеством сборки. Да и ломались они куда реже, чем Иж, Ковровец, Минск и прочие Днепры с Уралами.
Среди мотоциклистов 1960-х годов Jawa слыла байком не ломающимся. Конечно, случались неполадки и у Яв, но по сравнению с отечественным мотопромом они были редки.
Первые «советские» модели
Самыми первыми Jawa, получившими общесоветское призвание, стали «старушки» моделей 353, 559 и 354/06. Конечно, такая кличка приклеилась к мотоциклам далеко не сразу, а с появлением новой модели – 634. Произошло это не ранее, чем через 11 лет после начала поставки чешских Яв.
Ява «Старушка» с коляской. Фото: Youtube.com
Многие не помнят, но изначально в СССР шли Jawa в двух модификациях:
- ? 250 см3
- ? 350 см3
Малокубатурные мотоциклы назывались «чекушками», дескать, как раз четверть литра. В СССР поставляли две версии таких байков, одна имела мощность в 12 л. с., вторая 14 л. с. Внешне раннюю модель можно идентифицировать по низкому цилиндру.
Кстати, Явы-250 отличались тягой на низах, надежностью и беспроблемностью. Основными их минусами можно назвать невысокую скорость и сильную вибрацию двигателя под нагрузкой.
Модель на 350 кубических сантиметров в 1960-х годах казалась верхом совершенства, хотя это простой мотоцикл.
Модель с двигателем на 250 см3. Фото: Youtube.com
Особенности Jawa 354/06:
- ? Одинарная рама
- ? Простой маятник
- ? Глушители в виде сигар
- ? Колеса на 16 дюймов
- ? Мощность 18 л. с.
- ? Максимальная скорость 125 км/ч.
Большинство мотоциклистов сходятся во мнении, что «старушки» были самыми стильными и красивыми Jawa из всех моделей, поставляемых в СССР. Дизайн продуманный, на уровне с японскими и итальянскими производителями тех лет. Сейчас за такие байки в хорошем состоянии просят от 150 до 500 000 рублей. Встретить вариант, который не нужно доделывать самостоятельно – большая удача, особенно за минимальную стоимость.
Ява 350/634 и ее особенности
В самом конце 1973 года в Советском Союзе появилась первая партия мотоциклов Jawa новой модели 350 typ 634-01. Это был космос, и счастливчики, успевшие приобрести такой байк, гордились эксклюзивом.
Новая модель разрабатывалась специально для советского рынка, поэтому она получала ряд особенностей:
- ? Надежность
- ? Проходимость
- ? Простота ремонта и обслуживания
- ? Неприхотливость
Хотя с последним пунктом все получилось не так гладко, как задумывалось – по сравнению с ближайшим конкурентом в своей категории, мотоциклом Иж, Ява была капризна к качеству топлива.
Модель 350/634. Фото: Youtube.com
Впрочем, проблема легко решалась за счет использования хорошего бензина. Что касается капризности в техническом плане, то тот же Иж не шел ни в какое сравнение с Jawa, особенно если поставить ее рядом с двухцилиндровым Юпитером.
Новые 634 Явы получили увеличенные 18-дюймовые колеса, спицованные, естественно. Рама стала прогрессивной дуплексной, двигатель модернизировали, повысив мощность до 22 л. с. В соответствии с этим, было решено усовершенствовать передний барабанный тормоз – он стал двухкулачковым.
Кстати, Jawa 350/634 раму получила далеко не с чистого листа. Это дуплексная конструкция взята со спортивных байков, участвующих в шестидневных мотосоревнованиях. Более крепкая чем раньше рама сделала мотоцикл приспособленным для сельской местности и грунтовых дорог.
Двигатель не изменился, цилиндры были чугунными, но площадь их оребрения увеличилась, что помогало им лучше охлаждаться.
Скорость Jawa 350/634 составляла 130 км/ч. Это лучший результат для мотоцикла в Советском Союзе, чем владельцы и гордились.
Вот только уже в 1974 году Яву вытеснили с вершины скоростного пьедестала. Появился мотоцикл Иж Планета Спорт, созданный по образцу и подобию байков японского производства. Новая советская модель получила систему раздельной смазки двигателя, заграничный карбюратор и мощность в 32 л. с.
Но в вопросе надежности Иж Планета Спорт не мог конкурировать с Явой – чешские мотоциклы ломались в 2-3 раза реже.
Кажется, что внешность Jawa 350/634 серьезно уступает «старушке», но в 1974 году она казалась верхом современности и совершенства. Тогда в моде были такие формы, как будто вырубленные топором, все округлое и плавное считалось устаревшими мотивами прошлого.
Прямо как в юности! Фото: Youtube.com
Стоимость Явы 634 сегодня начинается от 30 000 рублей. За мотоциклы в идеальном состоянии просят от 150 000. Пока эта модель не считается раритетом, не то, что «старушка».
От 250-кубовых модификаций с появлением модификации 634 было решено отказаться.
Особенности модели 350/638
Последнее «советское» поколение мотоциклов Jawa 350 появилось в СССР с 1984 года. Байк был основательно переработан не только внешне – он получил новый двигатель с алюминиевыми цилиндрами.
Знаменательное изменение для советских мотоциклистов – появление бортовой электросети на 12 В. Этого давно ждали, 6-вольтовые байки уже устарели к тому времени.
Jawa 350/638 казалась чем-то сверхсовременным, иностранным и недоступным. До конца 1980-х на этот байк сохранялся спрос, но после развала Советского Союза все партнерские отношения чешского завода с бывшими странами СССР закончились.
Модель 350/638. Фото: Youtube.com
Сейчас стоимость мотоцикла Jawa 350/638 начинается от 30 000 рублей. За варианты в идеальном состоянии просят от 100 000.
Для многих мотоциклы были дешевым аналогом автомобиля. Когда появилась возможность пригнать из Европы за недорого старую иномарку, двухколёсная техника потеряла актуальность. Нет, байкеры по духу остались, но они предпочли недорогие японские модели б/у. Сравнение уровн мотоциклов из Страны Восходящего Солнца 1980-х годов с Явами ожидаемо было не в пользу последних.
Среди мотоциклов-одиночек, продающихся в Советском Союзе, с рабочим объемом 350 см3, самым дорогим был Иж Планета Спорт. Но втором месте стояла Ява – 950 рублей по состоянию на 1976 год. Модификация с коляской стоила дороже – 1360 рублей.
Стоит ли покупать Яву сейчас
Некоторые начинающие мотоциклисты на полном серьезе рассматривают покупку Jawa в качестве первого байка. Стоимость, дескать, низкая, и это лучше, чем Иж советского производства. На самом деле, за минимальную стоимость в районе 30 000 рублей ничего стоящего приобрести не удастся.
Далеко не эндуро, но для таких дорог подойдёт идеально. Фото: Youtube.com
За такие деньги Ява будет непонятной комплектации и в ужасном состоянии. Да, она сможет ездить, но недолго. За экземпляры в идеале придется заплатить около 150 000 рублей, но в этой ценовой категории можно уже подобрать японца. К тому же сегодня запчасти на Jawa найти не в пример сложнее.
Но для тех, кто ностальгирует по юности, Ява станет отличным мотоциклом выходного дня. Если байк в идеале, он всегда привлекает восторженные взгляды тех, кто был молод в те далекие времена! И даже современный суперспорт не способен перебить эту любовь!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....