
На Марс за месяц – российские ученые тестируют уникальный плазменный двигатель
Специалисты государственной корпорации «Росатом» разработали и построили лабораторный прототип уникального двигателя. Изобретение поможет существенно продвинуться в освоении дальнего космоса.
В основе агрегата лежит магнитоплазменный ускоритель, способный разгонять частицы до 100 км/сек. Помимо динамического показателя, изобретение впечатляет и своей экономичностью по сравнению с традиционными химическими двигателями.
По данным пресс-службы научного подразделения отечественной корпорации, новая силовая установка способна работать в импульсно-периодическом режиме на средней мощности в 300 кВт. Пиковые значения позволяют разгонять космические аппараты до таких скоростей, которые ранее не были доступны.
Магнитоплазменный ускоритель плазменного двигателя разгоняет частицы до 100 км/сек. Фото: YouTube.com
Еще одним немаловажным преимуществом силовой установки является сокращение расхода топлива в десятки раз. Совокупность этих двух характеристик открывает новые перспективы для длительных полетов в пределах Солнечной системы, а в будущем – и за ее границами.
По предварительным подсчетам российских ученых, применение плазменного двигателя сократит время полета, например, на Марс до 30-60 дней. Предыдущим рекордным значением является диапазон в 9-12 месяцев.
Столь существенное изменение времени транспортировки позволит снизить риски для космонавтов. В большей степени это связано с воздействием радиации, а также длительным нахождением в состоянии невесомости.
Представленный прототип двигателя использует водород в качестве рабочего тела. Источником энергии, в свою очередь, выступает бортовой атомный реактор.
С плазменными двигателями можно долететь до Марса за 1-2 месяца. Фото: YouTube.com
Заряженные частицы разгоняются электромагнитным полем. Благодаря такому подходу силовая установка развивает более высокую скорость истечения рабочего вещества по сравнению с традиционными химическими схемами.
Еще одним весомым отличием от классических двигателей является отсутствие необходимости в сильном нагреве плазмы. Это преимущество снижает риск температурных перегрузок на детали и узлы, что делает изобретение более надежным.
Проект находится в активной фазе разработки. Инженеры уже подготовили прототип и проверяют двигатель в импульсно-периодическом режиме. Для этих целей создан экспериментальный стенд наземных испытаний.
Последний включает в себя камеру длиной 14 и диаметром 4 м. В комплекс входит система высокопроизводительной вакуумной откачки и отвода тепла, что позволяет смоделировать условия космического пространства.
Российские ученые работают и над установкой лазерного термоядерного синтеза. Фото: YouTube.com
Плазменные двигатели планируют использовать на «ядерных буксирах». Такие корабли предназначены для перевозки грузов между планетами Солнечной системы.
Аппараты будут выводить на орбиту традиционным способом посредством ракет-носителей. После выхода на заданную высоту, включаются плазменные двигатели для дальнейшего разгона и маневрирования.
На текущем этапе разработки прототип «выдает» тягу в 6Н – максимально возможное значение среди всех существующих проектов. Появление первого летного образца ожидается к 2030 году.
В основе агрегата лежит магнитоплазменный ускоритель, способный разгонять частицы до 100 км/сек. Помимо динамического показателя, изобретение впечатляет и своей экономичностью по сравнению с традиционными химическими двигателями.
По данным пресс-службы научного подразделения отечественной корпорации, новая силовая установка способна работать в импульсно-периодическом режиме на средней мощности в 300 кВт. Пиковые значения позволяют разгонять космические аппараты до таких скоростей, которые ранее не были доступны.

Еще одним немаловажным преимуществом силовой установки является сокращение расхода топлива в десятки раз. Совокупность этих двух характеристик открывает новые перспективы для длительных полетов в пределах Солнечной системы, а в будущем – и за ее границами.
По предварительным подсчетам российских ученых, применение плазменного двигателя сократит время полета, например, на Марс до 30-60 дней. Предыдущим рекордным значением является диапазон в 9-12 месяцев.
Столь существенное изменение времени транспортировки позволит снизить риски для космонавтов. В большей степени это связано с воздействием радиации, а также длительным нахождением в состоянии невесомости.
Представленный прототип двигателя использует водород в качестве рабочего тела. Источником энергии, в свою очередь, выступает бортовой атомный реактор.

Заряженные частицы разгоняются электромагнитным полем. Благодаря такому подходу силовая установка развивает более высокую скорость истечения рабочего вещества по сравнению с традиционными химическими схемами.
Еще одним весомым отличием от классических двигателей является отсутствие необходимости в сильном нагреве плазмы. Это преимущество снижает риск температурных перегрузок на детали и узлы, что делает изобретение более надежным.
Проект находится в активной фазе разработки. Инженеры уже подготовили прототип и проверяют двигатель в импульсно-периодическом режиме. Для этих целей создан экспериментальный стенд наземных испытаний.
Последний включает в себя камеру длиной 14 и диаметром 4 м. В комплекс входит система высокопроизводительной вакуумной откачки и отвода тепла, что позволяет смоделировать условия космического пространства.

Плазменные двигатели планируют использовать на «ядерных буксирах». Такие корабли предназначены для перевозки грузов между планетами Солнечной системы.
Аппараты будут выводить на орбиту традиционным способом посредством ракет-носителей. После выхода на заданную высоту, включаются плазменные двигатели для дальнейшего разгона и маневрирования.
На текущем этапе разработки прототип «выдает» тягу в 6Н – максимально возможное значение среди всех существующих проектов. Появление первого летного образца ожидается к 2030 году.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас