ГАЗ-2308 «Атаман» – необычный российский пикап
Горьковский автомобильный завод в СССР был известен своими легковыми и грузовыми моделями ГАЗ. До самого заката Советского Союза, каждый водитель мечтал о «Волге», но эти машины в свободную продажу не поступали.
Но после развала огромной страны вдруг стала ясно, что отечественные устаревшие автомобили больше никому не нужны. Коснулось это и легковых моделей Горьковского завода. В 1992-1993 годах «Волги» покупали неплохо, но скоро стало ясно, что они уступают б/у иномаркам даже начала 80-х.
Спрос на легковые автомобили резко снизился, объемы производства пришлось сворачивать. Именно в это время стало ясно, что спасти завод может только выпуск легких грузовиков, относящихся к категории «В».
В 1994 году ГАЗ представил публике две новые модели. Одна из них – это долгожданная и разрабатываемая еще с 1988 года «Газель». Вторую назвали «Бурлак» – нелепая попытка совместить легковушку и грузовик.
Что-то из новинок должно было «выстрелить» и это оказалась «Газель». Пикап получился настолько странным и уродливым, что его не приняли даже неизбалованные разнообразием отечественные водители. В итоге от «Бурлака» отказались – автомобиль так и остался опытным.
Возникла идея вернуться к пикапам, только сделать полноценную модель, а не приделывать к стандартной легковушке грузовую платформу, как это было реализовано у «Бурлака».
Уже в 1995 году построили опытный автомобиль ГАЗ-2307. Это был рамный пикап с задним приводом. Машина создавалась на агрегатах «Волги» модели 31029.
Грузовая платформа взята от неудачного «Бурлака», а кабина – от среднетоннажного ГАЗ-3307. Автомобиль должен был перевозить 800 кг.
Машина задумывалась в качестве шасси, на которое можно устанавливать разные варианты кузова. Но для пикапа у ГАЗ-2307 была плохая проходимость, задний привод и невысокий дорожный просвет.
В качестве грузовика ГАЗ-2307 тоже не подходил – он был слишком уродливым, дорогим и не таким удобным для малого бизнеса, как «Газель».
Горьковские конструкторы построили только один пикап, его они и возили по разным выставкам, надеясь на шквал заявок. Но машина не нашла своего покупателя, после чего проект был признан нерациональным.
Несмотря на неудачу с моделью 2307, конструкторы Горьковского автомобильного завода поняли свои ошибки. Потенциальные покупатели интересовались именно классическими пикапами – с высокой проходимостью.
В 1996 году конструкторы построили новый автомобиль – ГАЗ-2308 «Атаман». Это был настоящий внедорожник – с полным приводом и высоким дорожным просветом. Хотя внешность автомобиля далека от идеала – он создавался по принципу «слепили из того, что было», но потребительские качества получились на высоте.
ГАЗ-2308 «Атаман» все же выпустили небольшой партией.
Несмотря на то, что внешне пикап от Горьковского автомобильного завода похож на модель 2307 – это другая конструктивно машина. Рама разрабатывалась с нуля, передний мост и рулевое управление тоже иные.
Пикап по сути был грузовым – даже двигатели на него ставили V8 с рабочим объемом 4,25 литра от ГАЗ-3307. В будущем планировалось оснащать автомобили дизельными силовыми агрегатами ГАЗ-560 (созданными по лицензии Steyr).
Чтобы подчеркнуть «внедорожно-пикапную» сущность ГАЗ-2308 «Атаман», производитель даже предлагал ряд дополнительных опций:
Модель создавалась в условиях безденежья, поэтому она была максимально унифицирована с серийной продукцией Горьковского завода.
Кроме «Атамана» производитель создал еще несколько модификаций своего пикапа. Самым простым стал ГАЗ-2309 «Аскет». Как ясно из названия – эта версия была дешевле.
Кроме официальных версий ГАЗ-2308, в течении 1996 года конструкторы производили единичные экземпляры пикапов, отличающихся друг от друга нюансами, вроде моторов и особенностей грузовой платформы.
Несмотря на то, что покупатели не проявляли особого интереса к автомобилю, горьковские инженеры продолжали работать над усовершенствованиями.
Поняв, что внедорожники в России ценятся в кузове универсал, они представили ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак», способный перевозить в салоне 10 человек.
Планировалось целое семейство таких автомобилей – еще в семи и пятиместных исполнениях, но они так и не были собраны даже в виде макетов.
Но нелепая внешность все равно отпугивала потенциальных покупателей. Автомобиль мог бы понравиться сельским жителям, но большинство из них были в те годы неплатежеспособными. Редкие состоятельные фермеры предпочитали покупать внедорожники зарубежного производства. Для работы брали более привычные и дешевые «Газели».
Но производитель не сдавался – в 2000 году он представил публике ГАЗ-230812 – пикап на 6 мест с двойной кабиной. Двери автомобиля распахивались как в американских моделях этого класса – навстречу друг другу.
В этом же 2000 году фирма ДИСА создала бронированную инкассаторскую машину. Модель имела единое пространство салона, несмотря на то, что состояла из кабины и грузового отсека визуально. Для стрельбы в кузове автомобиля предусматривались бойницы.
Конструкторы Горьковского завода предполагали создать полноценный конвейер для платформы ГАЗ-2308 «Атаман». Планы были «наполеоновские» – наладить выпуск около 20 модификаций с разными типами кузова.
Но пришедшая к управлению предприятием команда О. Дерипаски перекроила заводские планы согласно своему пониманию экономической ситуации. От большинства проектов, разрабатываемых конструкторским бюро, отказались, как от бесперспективных.
ГАЗ-2308, который выпустили в количестве несколько сотен экземпляров, так и не стал серийным. Решение команды О. Дерипаски, скорее всего, было экономически обоснованным. Вряд ли такой нелепый пикап пользовался спросом в России и странах СНГ, а тем более за рубежом.
Немногочисленные владельцы ГАЗ-2308 «Атаман» отмечают, что полноприводные пикапы даже в базовой комплектации превосходят по своей проходимости любые УАЗы. Но, как и модели ульяновского производителя, горьковские машины не отличаются стойкостью кузова к коррозии.
В продаже ГАЗ-2308 «Атаман» найти сложно – на данный момент ни один из владельцев этой редкой модели не желает с ней расставаться, по крайней мере, объявлений о продаже нет.
Но после развала огромной страны вдруг стала ясно, что отечественные устаревшие автомобили больше никому не нужны. Коснулось это и легковых моделей Горьковского завода. В 1992-1993 годах «Волги» покупали неплохо, но скоро стало ясно, что они уступают б/у иномаркам даже начала 80-х.
Спрос на легковые автомобили резко снизился, объемы производства пришлось сворачивать. Именно в это время стало ясно, что спасти завод может только выпуск легких грузовиков, относящихся к категории «В».
История пикапов
В 1994 году ГАЗ представил публике две новые модели. Одна из них – это долгожданная и разрабатываемая еще с 1988 года «Газель». Вторую назвали «Бурлак» – нелепая попытка совместить легковушку и грузовик.
ГАЗ «Бурлак». Фото: Youtube.com
Что-то из новинок должно было «выстрелить» и это оказалась «Газель». Пикап получился настолько странным и уродливым, что его не приняли даже неизбалованные разнообразием отечественные водители. В итоге от «Бурлака» отказались – автомобиль так и остался опытным.
Но уже в 1995 году спрос на «Газели» неожиданно снизился. Новая линия, в которую было вложено много средств, начала частично простаивать. Зато на легковые автомобили ГАЗ-31029 «Волга», стоимость которых снизилась, спрос резко вырос.
Возникла идея вернуться к пикапам, только сделать полноценную модель, а не приделывать к стандартной легковушке грузовую платформу, как это было реализовано у «Бурлака».
Неудачный ГАЗ-2307
Уже в 1995 году построили опытный автомобиль ГАЗ-2307. Это был рамный пикап с задним приводом. Машина создавалась на агрегатах «Волги» модели 31029.
Грузовая платформа взята от неудачного «Бурлака», а кабина – от среднетоннажного ГАЗ-3307. Автомобиль должен был перевозить 800 кг.
Машина задумывалась в качестве шасси, на которое можно устанавливать разные варианты кузова. Но для пикапа у ГАЗ-2307 была плохая проходимость, задний привод и невысокий дорожный просвет.
Опытный ГАЗ-2307. Фото: Youtube.com
В качестве грузовика ГАЗ-2307 тоже не подходил – он был слишком уродливым, дорогим и не таким удобным для малого бизнеса, как «Газель».
Горьковские конструкторы построили только один пикап, его они и возили по разным выставкам, надеясь на шквал заявок. Но машина не нашла своего покупателя, после чего проект был признан нерациональным.
ГАЗ-2308
Несмотря на неудачу с моделью 2307, конструкторы Горьковского автомобильного завода поняли свои ошибки. Потенциальные покупатели интересовались именно классическими пикапами – с высокой проходимостью.
В 1996 году конструкторы построили новый автомобиль – ГАЗ-2308 «Атаман». Это был настоящий внедорожник – с полным приводом и высоким дорожным просветом. Хотя внешность автомобиля далека от идеала – он создавался по принципу «слепили из того, что было», но потребительские качества получились на высоте.
ГАЗ-2308 «Атаман» неоднократно демонстрировался на выставках, как в России, так и за рубежом. Потенциальные клиенты заинтересовались техникой, но до контрактов дело так и не дошло – слишком уж нелепо она выглядела.
ГАЗ-2308 «Атаман» все же выпустили небольшой партией.
Технические особенности
Несмотря на то, что внешне пикап от Горьковского автомобильного завода похож на модель 2307 – это другая конструктивно машина. Рама разрабатывалась с нуля, передний мост и рулевое управление тоже иные.
Если очень повезет, то ГАЗ-2308 можно увидеть на улицах. Фото: Youtube.com
Пикап по сути был грузовым – даже двигатели на него ставили V8 с рабочим объемом 4,25 литра от ГАЗ-3307. В будущем планировалось оснащать автомобили дизельными силовыми агрегатами ГАЗ-560 (созданными по лицензии Steyr).
Чтобы подчеркнуть «внедорожно-пикапную» сущность ГАЗ-2308 «Атаман», производитель даже предлагал ряд дополнительных опций:
- ? Прожекторы на крышу
- ? «Кенгурятник»
- ? Лебедка
Модель создавалась в условиях безденежья, поэтому она была максимально унифицирована с серийной продукцией Горьковского завода.
Другие версии ГАЗ-2308
Кроме «Атамана» производитель создал еще несколько модификаций своего пикапа. Самым простым стал ГАЗ-2309 «Аскет». Как ясно из названия – эта версия была дешевле.
Снизить стоимость удалось за счет упрощения конструкции. «Аскет» лишился полного привода и получил двигатель с рабочим объемом 2,89 литра на 100 л. с.
Кроме официальных версий ГАЗ-2308, в течении 1996 года конструкторы производили единичные экземпляры пикапов, отличающихся друг от друга нюансами, вроде моторов и особенностей грузовой платформы.
Несмотря на то, что покупатели не проявляли особого интереса к автомобилю, горьковские инженеры продолжали работать над усовершенствованиями.
В таком виде автомобиль больше похож на грузовик, чем на пикап. Фото: Youtube.com
Поняв, что внедорожники в России ценятся в кузове универсал, они представили ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак», способный перевозить в салоне 10 человек.
Планировалось целое семейство таких автомобилей – еще в семи и пятиместных исполнениях, но они так и не были собраны даже в виде макетов.
Но нелепая внешность все равно отпугивала потенциальных покупателей. Автомобиль мог бы понравиться сельским жителям, но большинство из них были в те годы неплатежеспособными. Редкие состоятельные фермеры предпочитали покупать внедорожники зарубежного производства. Для работы брали более привычные и дешевые «Газели».
Но производитель не сдавался – в 2000 году он представил публике ГАЗ-230812 – пикап на 6 мест с двойной кабиной. Двери автомобиля распахивались как в американских моделях этого класса – навстречу друг другу.
Универсал ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак». Фото: Youtube.com
В этом же 2000 году фирма ДИСА создала бронированную инкассаторскую машину. Модель имела единое пространство салона, несмотря на то, что состояла из кабины и грузового отсека визуально. Для стрельбы в кузове автомобиля предусматривались бойницы.
Крах
Конструкторы Горьковского завода предполагали создать полноценный конвейер для платформы ГАЗ-2308 «Атаман». Планы были «наполеоновские» – наладить выпуск около 20 модификаций с разными типами кузова.
В итоге построили только три варианта ГАЗ-2308 «Атаман», но они были полностью готовы к запуску в серийное производство, которое планировалось на конец 2000 года.
Но пришедшая к управлению предприятием команда О. Дерипаски перекроила заводские планы согласно своему пониманию экономической ситуации. От большинства проектов, разрабатываемых конструкторским бюро, отказались, как от бесперспективных.
Пикап с двойной кабиной. Фото: Youtube.com
ГАЗ-2308, который выпустили в количестве несколько сотен экземпляров, так и не стал серийным. Решение команды О. Дерипаски, скорее всего, было экономически обоснованным. Вряд ли такой нелепый пикап пользовался спросом в России и странах СНГ, а тем более за рубежом.
Немногочисленные владельцы ГАЗ-2308 «Атаман» отмечают, что полноприводные пикапы даже в базовой комплектации превосходят по своей проходимости любые УАЗы. Но, как и модели ульяновского производителя, горьковские машины не отличаются стойкостью кузова к коррозии.
В продаже ГАЗ-2308 «Атаман» найти сложно – на данный момент ни один из владельцев этой редкой модели не желает с ней расставаться, по крайней мере, объявлений о продаже нет.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...