ГАЗ-18 – первая и единственная малолитражка в истории завода
Автомобили марки «Волга» в Советском Союзе считались мечтой. Получить такую машину простому человеку получалось только за какие-то особые заслуги. Еще был шанс на выигрыш в лотерею.
Во второй половине 1950-х годов Горьковский автомобильный завод чуть не стал выпускать компактные машины класса А. Инженеры спроектировали ГАЗ-18 – микролитражку, которая смотрелась ничуть не хуже таких знаменитых моделей Fiat, как 500 или Topolino.
В итоге завод ГАЗ так и не стал производителем малолитражек, хотя прототипы конструктивно превосходили лучшие европейские образцы А-класса.
В Советском Союзе развитие автомобильной промышленности шло по своему алгоритму, машин не хватало.
Больше всех страдали инвалиды Великой Отечественной войны. Им полагались бесплатные мотоколяски с ручным управлением. Такая техника была неудобной, маломощной и не отличалась высокой проходимостью. Это мотоколяски С-1Л с простейшей конструкцией, брезентовой крышей и двигателем на 3,5 л. с.
В 1955 году в ЦК КПСС получили коллективное письмо от харьковских инвалидов, в котором они просили решить вопрос с механизированным транспортом. «Верха» выдали резолюцию, что новый автомобиль для участников Великой Отечественной войны необходим. Как ни странно, но поручили разрабатывать «инвалидку» Горьковскому заводу.
Конструкторы слабо понимали, как сделать малолитражный автомобиль – такого опыта у них не было. Но Николаю Александровичу Юшманову, который создал ГАЗ-12 ЗИМ, а потом и знаменитую «Чайку» (в 1959 году), были интересны именно такие проекты.
Хотя, даже создатель будущего ГАЗ-18 понимал, что машину не станут производить на Горьковском заводе. Там площади были заняты более востребованными моделями. Но к разработке Юшманов подошел со всей ответственностью, решив сделать его полноценным и максимально комфортным для инвалидов.
Чтобы понимать, в каком именно направлении двигаться, конструктор консультировался с теми самыми харьковчанами, отправившими письмо в ЦК КПСС. Много нюансов подсказал Юшманову Борис Борисович Котельников – начальником экспериментального цеха ГАЗ. Он тоже был инвалидом – отморозил ноги во время испытаний.
ГАЗ-18 еще на стадии разработки стал полноценным автомобилем с закрытым типом кузова. По техническому заданию, мощность двигателя должна было быть не менее 10 л. с. Конструкторы не стали экспериментировать с мотоциклетными силовыми агрегатами, забраковав даже четырехтактный мотор от ИМЗ М-72.
Для ГАЗ-18 было решено взять четырехцилиндровый двигатель от «Москвича» и доработать его для малолитражки. В итоге мотор «располовинили», сделав его двухцилиндровым. Мощность нового силового агрегата составила 18 л. с. при рабочем объеме в 620 см3.
Интересно, что для упрощения конструкции, двигатель установили сзади. Точно так же поступали большинство европейских производителей малолитражных автомобилей в то время.
Самое главное отличие советского ГАЗ-18 от зарубежных аналогов заключалось в наличии полноценной автоматической коробки передач. АКПП для малолитражки разрабатывалась на основе такого же агрегата для ГАЗ-21 «Волга» – ее как раз в те годы готовили для конвейерного производства.
Сейчас сложно сказать, прижилась бы АКПП на серийных образцах ГАЗ-18, ведь на «Волге» от нее отказались. В любом случае, для инвалидов такая коробка была благом. А вот испытания на ГАЗ-21 показали, что агрегат с гидротрансформатором не очень надежный. Да и специальных масел для АКПП в Советском Союзе не выпускали.
При создании подвесок автомобиля конструкторы ориентировались на малолитражки европейского производства, особенно на Фольксваген Жук. Было решено не экспериментировать и скопировать решения немецких коллег. В итоге автомобиль получил торсионные независимые подвески спереди и сзади.
Хотя внешне ГАЗ-18 кажется небольшой малолитражкой, внутри у него просторно. Ничего удивительного – автомобиль был рассчитан всего на двоих. Уровень комфорта в салоне советской малолитражки не уступал «Волгам» – это тоже сделали сознательно, в знак уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
В 1956 году был готов первый опытный образец ГАЗ-18. Эта машина была на московской автомобильной выставке, в которой участвовали и зарубежные производители. Малолитражку ГАЗ-18 поставили рядом с иностранными мотоколясками, и она ни их фоне выгодно отличалась в лучшую сторону.
Разработки продолжались, и к 1958 году было готово два опытных экземпляра советской малолитражки. После череды испытаний их признали годными к серийному производству.
После подготовки первой (и последней) пары экземпляров ГАЗ-18, перед конструкторами остро стал вопрос о выпуске новых автомобилей. На Горьковском заводе места для них не было.
Первым претендентом стало предприятие в Серпухове, где до этого выпускали простейшие мотоколяски. Как раз в 1958 году там появляется новая «инвалидка» С-ЗА. Она стала больше походить на традиционный автомобиль – получила 4 колеса вместо трех и переднюю торсионную подвеску.
Внимательно осмотрев серпуховский образец, горьковские конструкторы поняли, что это все, на что способно предприятие. Освоить малолитражку ГАЗ-18 они просто не в состоянии – это полноценный автомобиль.
Зато была возможность наладить выпуск машин на каком-то новом заводе, специально переоборудованном под эти цели.
Еще в 1956 году МЗМА и НАМИ начали работы над проектом Москвич-444. Именно этот автомобиль впоследствии стал ЗАЗ-965 – тем самым знаменитым «Горбатым».
Более того – «сверху» пришел приказ свернуть все работы над ГАЗ-18. Этот автомобиль оказался слишком комфортным и дорогим в производстве. Новой «инвалидкой» в итоге стал ЗАЗ-965.
Получив категорический отказ, стал вопрос в использовании двух прототипов ГАЗ-18. Один из них отдали начальнику цеха Котельникову, который принимал непосредственное участие в разработках. Мужчина эксплуатировал автомобиль много лет, решая вопросы с запчастями самостоятельно, благо, возможности у него для этого имелись.
Второй экспериментальный образец ГАЗ-18 все-таки отправили в Серпухов. Главный конструктор проекта Юшманов надеялся, что там когда-нибудь наладят производство этого автомобиля.
Но этим планам было не суждено сбыться – машина долго пылилась на складах, а потом какими-то неведомыми путями попала в частные руки.
Там ее эксплуатировали годами, попутно дорабатывая теми агрегатами и деталями, которые были доступны.
Но модель сохранилась – в конце 1990-х годов ее выкупили и вернули Горьковскому автомобильному заводу. Машину отреставрировали, как смогли, перекрасили и отправили в свой музей. Там модель хранится до сих пор, хотя оригинальный у нее разве что кузов.
ГАЗ-18 мог бы стать первым представителем отечественных микролитражных автомобилей. Машина была комфортной и технически совершенной. Именно это и сыграло против автомобиля – его место занял простой и даже примитивный ЗАЗ-965.
Во второй половине 1950-х годов Горьковский автомобильный завод чуть не стал выпускать компактные машины класса А. Инженеры спроектировали ГАЗ-18 – микролитражку, которая смотрелась ничуть не хуже таких знаменитых моделей Fiat, как 500 или Topolino.
В итоге завод ГАЗ так и не стал производителем малолитражек, хотя прототипы конструктивно превосходили лучшие европейские образцы А-класса.
Откуда взялась идея?
В Советском Союзе развитие автомобильной промышленности шло по своему алгоритму, машин не хватало.
Мотоколяска С-1Л. Фото: Youtube.com
Больше всех страдали инвалиды Великой Отечественной войны. Им полагались бесплатные мотоколяски с ручным управлением. Такая техника была неудобной, маломощной и не отличалась высокой проходимостью. Это мотоколяски С-1Л с простейшей конструкцией, брезентовой крышей и двигателем на 3,5 л. с.
В 1955 году в ЦК КПСС получили коллективное письмо от харьковских инвалидов, в котором они просили решить вопрос с механизированным транспортом. «Верха» выдали резолюцию, что новый автомобиль для участников Великой Отечественной войны необходим. Как ни странно, но поручили разрабатывать «инвалидку» Горьковскому заводу.
Разработка модели
Конструкторы слабо понимали, как сделать малолитражный автомобиль – такого опыта у них не было. Но Николаю Александровичу Юшманову, который создал ГАЗ-12 ЗИМ, а потом и знаменитую «Чайку» (в 1959 году), были интересны именно такие проекты.
Подобной малолитражки в СССР просто не существовало, плюс ко всему в Европе А-класс был на пике известности. Юшманов прекрасно понимал, что автомобиль может стать популярным не только у инвалидов, поэтому он работал на перспективу.
Хотя, даже создатель будущего ГАЗ-18 понимал, что машину не станут производить на Горьковском заводе. Там площади были заняты более востребованными моделями. Но к разработке Юшманов подошел со всей ответственностью, решив сделать его полноценным и максимально комфортным для инвалидов.
Получился полноценный двухместный автомобиль. Фото: Youtube.com
Чтобы понимать, в каком именно направлении двигаться, конструктор консультировался с теми самыми харьковчанами, отправившими письмо в ЦК КПСС. Много нюансов подсказал Юшманову Борис Борисович Котельников – начальником экспериментального цеха ГАЗ. Он тоже был инвалидом – отморозил ноги во время испытаний.
Технические особенности
ГАЗ-18 еще на стадии разработки стал полноценным автомобилем с закрытым типом кузова. По техническому заданию, мощность двигателя должна было быть не менее 10 л. с. Конструкторы не стали экспериментировать с мотоциклетными силовыми агрегатами, забраковав даже четырехтактный мотор от ИМЗ М-72.
Для ГАЗ-18 было решено взять четырехцилиндровый двигатель от «Москвича» и доработать его для малолитражки. В итоге мотор «располовинили», сделав его двухцилиндровым. Мощность нового силового агрегата составила 18 л. с. при рабочем объеме в 620 см3.
Интересно, что для упрощения конструкции, двигатель установили сзади. Точно так же поступали большинство европейских производителей малолитражных автомобилей в то время.
Чтобы избежать проблем с охлаждением, его сделали жидкостным.
Самое главное отличие советского ГАЗ-18 от зарубежных аналогов заключалось в наличии полноценной автоматической коробки передач. АКПП для малолитражки разрабатывалась на основе такого же агрегата для ГАЗ-21 «Волга» – ее как раз в те годы готовили для конвейерного производства.
Мотор был расположен в задней части автомобиля. Фото: Youtube.com
Сейчас сложно сказать, прижилась бы АКПП на серийных образцах ГАЗ-18, ведь на «Волге» от нее отказались. В любом случае, для инвалидов такая коробка была благом. А вот испытания на ГАЗ-21 показали, что агрегат с гидротрансформатором не очень надежный. Да и специальных масел для АКПП в Советском Союзе не выпускали.
При создании подвесок автомобиля конструкторы ориентировались на малолитражки европейского производства, особенно на Фольксваген Жук. Было решено не экспериментировать и скопировать решения немецких коллег. В итоге автомобиль получил торсионные независимые подвески спереди и сзади.
Хотя внешне ГАЗ-18 кажется небольшой малолитражкой, внутри у него просторно. Ничего удивительного – автомобиль был рассчитан всего на двоих. Уровень комфорта в салоне советской малолитражки не уступал «Волгам» – это тоже сделали сознательно, в знак уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ничем не хуже зарубежных
В 1956 году был готов первый опытный образец ГАЗ-18. Эта машина была на московской автомобильной выставке, в которой участвовали и зарубежные производители. Малолитражку ГАЗ-18 поставили рядом с иностранными мотоколясками, и она ни их фоне выгодно отличалась в лучшую сторону.
Один из экземпляров ГАЗ-18 сохранился до наших дней. Фото: Youtube.com
Разработки продолжались, и к 1958 году было готово два опытных экземпляра советской малолитражки. После череды испытаний их признали годными к серийному производству.
Почему не запустили?
После подготовки первой (и последней) пары экземпляров ГАЗ-18, перед конструкторами остро стал вопрос о выпуске новых автомобилей. На Горьковском заводе места для них не было.
Первым претендентом стало предприятие в Серпухове, где до этого выпускали простейшие мотоколяски. Как раз в 1958 году там появляется новая «инвалидка» С-ЗА. Она стала больше походить на традиционный автомобиль – получила 4 колеса вместо трех и переднюю торсионную подвеску.
Внимательно осмотрев серпуховский образец, горьковские конструкторы поняли, что это все, на что способно предприятие. Освоить малолитражку ГАЗ-18 они просто не в состоянии – это полноценный автомобиль.
Зато была возможность наладить выпуск машин на каком-то новом заводе, специально переоборудованном под эти цели.
Серпуховская «инвалидка» С-ЗА. Фото: Youtube.com
Еще в 1956 году МЗМА и НАМИ начали работы над проектом Москвич-444. Именно этот автомобиль впоследствии стал ЗАЗ-965 – тем самым знаменитым «Горбатым».
Завод по выпуску комбайнов «Коммунар» в Запорожье готовили под выпуск малолитражных моделей. Горьковские конструкторы попытались договориться о запуске ГАЗ-18 там, но ничего из этого не вышло.
Более того – «сверху» пришел приказ свернуть все работы над ГАЗ-18. Этот автомобиль оказался слишком комфортным и дорогим в производстве. Новой «инвалидкой» в итоге стал ЗАЗ-965.
Что стало с двумя опытными образцами?
Получив категорический отказ, стал вопрос в использовании двух прототипов ГАЗ-18. Один из них отдали начальнику цеха Котельникову, который принимал непосредственное участие в разработках. Мужчина эксплуатировал автомобиль много лет, решая вопросы с запчастями самостоятельно, благо, возможности у него для этого имелись.
Второй экспериментальный образец ГАЗ-18 все-таки отправили в Серпухов. Главный конструктор проекта Юшманов надеялся, что там когда-нибудь наладят производство этого автомобиля.
Вместо ГАЗ-18 начали выпускать ЗАЗ-965. Фото: Youtube.com
Но этим планам было не суждено сбыться – машина долго пылилась на складах, а потом какими-то неведомыми путями попала в частные руки.
Там ее эксплуатировали годами, попутно дорабатывая теми агрегатами и деталями, которые были доступны.
Но модель сохранилась – в конце 1990-х годов ее выкупили и вернули Горьковскому автомобильному заводу. Машину отреставрировали, как смогли, перекрасили и отправили в свой музей. Там модель хранится до сих пор, хотя оригинальный у нее разве что кузов.
ГАЗ-18 мог бы стать первым представителем отечественных микролитражных автомобилей. Машина была комфортной и технически совершенной. Именно это и сыграло против автомобиля – его место занял простой и даже примитивный ЗАЗ-965.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...