ЗИС-112 – сверхскоростной спорткар 50-х
Еще в довоенные 30-е годы советский автопром обратил свое внимание на производство спортивных автомобилей. За 2 года до начала ВОВ, используя узлы базовой модели, изготовили ЗИС-101А «Спорт». Хотя этому автомобилю не суждено было выйти на гоночную трассу (спорткар изначально создавался как опытный выставочный образец), он произвел неплохое впечатление. 2-местный кабриолет с максимальной скоростью до 163 км/ч мог стать отличным трамплином для рождения настоящего гоночного автомобиля, но все планы перечеркнула война.
Европе, раздираемой боевыми действиями было далеко не до спорта, тяжелый след они оставили и в нашей стране. Поэтому, к продолжению темы советского спорткара вернулись только в мирное время – во второй половине 40-х. Тогда коллеги из Горького на базе самой знаменитой послевоенной марки создали специальную версию – «Победа-Спорт». Такой поворот событий подтолкнул и столичных конструкторов. Их совместные действия способствовали появлению на свет новой спортивной версии автомобиля – ЗИС-112.
К счастью, один из авторов довоенного прототипа Валентин Ростков пережил войну и, на фоне эйфории от мирной жизни, был готов к новым творческим подвигам. И такую возможность ему предоставили. Лишенный каких-либо рамок и жесткого контроля, талантливый дизайнер попытался создать что-то необычное и футуристическое. Хотя в качестве базовой модели выступал представительский ЗИС-110, на дизайн оказали влияние заокеанские веяния.
Это удалось осуществить в 1951 году. Именно тогда плоды трудов московских инженеров были представлены на суд широкой публике. Внешность новинки оказалась более чем эффектной, а вот внутренняя начинка сильно подвела. Но, об этом мы расскажем ниже. А пока давайте обратим внимание на достоинства конструкции:
✅ первый советский специализированный гоночный автомобиль
✅ впервые в изготовлении кузова металл заменен на стеклопластик
✅ скорость спорткара превысила 200 км/ч
То, что новый автомобиль не должен был использоваться для обычных поездок, заметно повлияло на его дизайн. Кроме уже упомянутой особой обтекаемости кузова, изменение претерпело и бортовое освещение. Передняя фара была всего лишь одна и располагалась она по центру автомобиля.
Такое необычное решение почти сразу вызвало ожидаемые ассоциации. Сначала он был прозван «одноглазым», потом «циклопом». Были и случаи, когда его называли наземным МИГ-15. Все потому, что его большая фара была сильно похожа на воздухозаборник реактивного истребителя. Под стать оказалась и обтекаемая форма кузова.
Корпус автомобиля имел почти 6-метровую длину, 2 двери и, соответственно, два посадочных места. Окраска автомобиля была двухцветной – бело-синей. Впоследствии эти цвета стали визитной карточкой «зиловской» команды для автомобильных гонок. Однако уже первые из них выявили серьезные проблемы в конструкции автомобиля.
Гоночные заезды, которые проводились не на специально оборудованных трассах, а на отрезке Минского шоссе, сразу же указали на слабые стороны ЗИС-112. Оригинальный, 140-сильный двигатель от ЗИС-110 не смог обеспечить достойные аэродинамические качества для автомобиля, весившего более двух с половиной тонн. Конструкторы решили исправить эту проблему сразу в нескольких направлениях.
Первым делом была запланирована модернизация двигателя. Этим вопросом занялась группа конструкторов под руководством Василия Родионова. Плодом их трудов стал экспериментальный вариант, способный выдать мощность в 180 л. с. Следующим шагом предприняли изменения корпуса автомобиля – он стал короче на 60 см. Такие конструктивные перемены позволили «похудеть» спорткару почти на полтонны и увеличить максимальную скорость до 210 км/ч.
Устойчивость авто на предельных скоростях обеспечивали независимые пружины в передней подвеске и рессоры с поперечным стабилизатором – в задней. Но, спортсмены, управлявшие ей, продолжали и дальше жаловаться на сложности вождения и плохое сцепление с дорогой. Сковывал их движения и тесный колпак на кабине. Еще можно добавить перегрев тормозных колодок. Эти факторы побуждали инженеров продолжать работы по усовершенствованию автомобиля, что привело к появлению еще нескольких новых экземпляров этой модели.
Хороший «аппетит» двигателя (35 л на 100 км) не пугал создателей – немаленький бак вмещал 220 литров топлива. Ожидалось, что скоростной автомобиль во время гонок произведет фурор и «порвет» всех конкурентов. К сожалению, все получилось наоборот. Даже тот факт, что условия движения на трассе не требовали сверхманевренности, не смог сыграть на руку ЗИС-112.
Появление второго карбюратора, уменьшение массы и увеличения скорости и мощности не смогли помочь спорткару занять место среди лучших. Вышеназванные проблемы не дали автомобилю бороться на равных с другими во время гонок протяженностью от 100 до 300 км.
К 1955 году гонки переместились на специальную трассу, которая требовала от водителей – дополнительных навыков, а от автомобиля – маневренности. Это сделало проект бесперспективным. В это же время завод получил новую аббревиатуру, а следующая модификация уже именовалась как ЗИЛ-112/2.
Такая ситуация привела к появлению в 1956/57 годах еще трех модификаций. Сначала изменения коснулись дизайна кузова, а в следующих вариантах – увеличение количества карбюраторов до четырех и даже восьми. Были небольшие успехи, но все сводилось к тому, что необходимо создание абсолютно нового спортивного автомобиля.
Первые неудачи не смутили московских инженеров-конструкторов, которые теперь именовались «лихачовцами». В 1957 году были начаты работы над созданием абсолютно новой модели гоночной техники. Уже через четыре года был готов первый экземпляр ЗИЛ-112С.
В том же, 1961 году, он впервые вышел на гоночную трассу. Но первый большой успех пришел лишь два года спустя – был установлен новый всесоюзный рекорд. Всего же за последующие три года таких высших достижений было целых пять. Это лучше всего подтвердило статус ЗИЛ-112С как прекрасного гоночного автомобиля.
Он имел независимую подвеску всех колес, 6-литровый, 240-сильный двигатель V8 и передние дисковые тормоза. В более поздних версиях рабочий объем был увеличен до 6,95 л, а мощность – до 270 л. с. (со временем – 300 л. с.). Заявленная максимальная скорость составляла 270 км/ч, однако на деле она оказалась на 40 пунктов ниже. Разогнаться с места до 100 км/ч ЗИЛ-112С мог всего за 9 секунд.
Таким результатам хорошо поспособствовали впервые примененный в советском автомобиле самоблокирующийся дифференциал и задняя подвеска типа De Dion. Автомобиль имел съемную конструкцию руля и вес почти в два раза меньше, чем у своего предшественника – 1,33 тонны.
К сожалению, на территории нашей страны не сохранилось ни одного экземпляра этого знаменитого спорткара. Зато один ЗИЛ-112С находится среди экспонатов Рижского мотормузея в Латвии. Там он является немым свидетелем былой славы ныне не существующего автомобильного предприятия.
Европе, раздираемой боевыми действиями было далеко не до спорта, тяжелый след они оставили и в нашей стране. Поэтому, к продолжению темы советского спорткара вернулись только в мирное время – во второй половине 40-х. Тогда коллеги из Горького на базе самой знаменитой послевоенной марки создали специальную версию – «Победа-Спорт». Такой поворот событий подтолкнул и столичных конструкторов. Их совместные действия способствовали появлению на свет новой спортивной версии автомобиля – ЗИС-112.
Американская мечта, переделанная в советский спорткар
К счастью, один из авторов довоенного прототипа Валентин Ростков пережил войну и, на фоне эйфории от мирной жизни, был готов к новым творческим подвигам. И такую возможность ему предоставили. Лишенный каких-либо рамок и жесткого контроля, талантливый дизайнер попытался создать что-то необычное и футуристическое. Хотя в качестве базовой модели выступал представительский ЗИС-110, на дизайн оказали влияние заокеанские веяния.
Необычный дизайн вызвал удивление и восхищение у многих. Фото: youtube.com
General Motors LeSabre в какой-то степени «поделился» эффектной внешностью с ЗИС-112. Ростков рассудил, что если у американцев есть свой «автомобиль-мечта», то почему бы и советским людям не обзавестись собственной мечтой.
Это удалось осуществить в 1951 году. Именно тогда плоды трудов московских инженеров были представлены на суд широкой публике. Внешность новинки оказалась более чем эффектной, а вот внутренняя начинка сильно подвела. Но, об этом мы расскажем ниже. А пока давайте обратим внимание на достоинства конструкции:
✅ первый советский специализированный гоночный автомобиль
✅ впервые в изготовлении кузова металл заменен на стеклопластик
✅ скорость спорткара превысила 200 км/ч
Оригинальная внешность и достойные характеристики
То, что новый автомобиль не должен был использоваться для обычных поездок, заметно повлияло на его дизайн. Кроме уже упомянутой особой обтекаемости кузова, изменение претерпело и бортовое освещение. Передняя фара была всего лишь одна и располагалась она по центру автомобиля.
Такое необычное решение почти сразу вызвало ожидаемые ассоциации. Сначала он был прозван «одноглазым», потом «циклопом». Были и случаи, когда его называли наземным МИГ-15. Все потому, что его большая фара была сильно похожа на воздухозаборник реактивного истребителя. Под стать оказалась и обтекаемая форма кузова.
Фара, вызвавшая ассоциации с МИГ-15. Фото: youtube.com
Корпус автомобиля имел почти 6-метровую длину, 2 двери и, соответственно, два посадочных места. Окраска автомобиля была двухцветной – бело-синей. Впоследствии эти цвета стали визитной карточкой «зиловской» команды для автомобильных гонок. Однако уже первые из них выявили серьезные проблемы в конструкции автомобиля.
Технические проблемы и пути их решения
Гоночные заезды, которые проводились не на специально оборудованных трассах, а на отрезке Минского шоссе, сразу же указали на слабые стороны ЗИС-112. Оригинальный, 140-сильный двигатель от ЗИС-110 не смог обеспечить достойные аэродинамические качества для автомобиля, весившего более двух с половиной тонн. Конструкторы решили исправить эту проблему сразу в нескольких направлениях.
Первым делом была запланирована модернизация двигателя. Этим вопросом занялась группа конструкторов под руководством Василия Родионова. Плодом их трудов стал экспериментальный вариант, способный выдать мощность в 180 л. с. Следующим шагом предприняли изменения корпуса автомобиля – он стал короче на 60 см. Такие конструктивные перемены позволили «похудеть» спорткару почти на полтонны и увеличить максимальную скорость до 210 км/ч.
ЗИС-112 на одной из всесоюзных гонок. Фото: youtube.com
Устойчивость авто на предельных скоростях обеспечивали независимые пружины в передней подвеске и рессоры с поперечным стабилизатором – в задней. Но, спортсмены, управлявшие ей, продолжали и дальше жаловаться на сложности вождения и плохое сцепление с дорогой. Сковывал их движения и тесный колпак на кабине. Еще можно добавить перегрев тормозных колодок. Эти факторы побуждали инженеров продолжать работы по усовершенствованию автомобиля, что привело к появлению еще нескольких новых экземпляров этой модели.
Спортивное фиаско ЗИС-112
Хороший «аппетит» двигателя (35 л на 100 км) не пугал создателей – немаленький бак вмещал 220 литров топлива. Ожидалось, что скоростной автомобиль во время гонок произведет фурор и «порвет» всех конкурентов. К сожалению, все получилось наоборот. Даже тот факт, что условия движения на трассе не требовали сверхманевренности, не смог сыграть на руку ЗИС-112.
Появление второго карбюратора, уменьшение массы и увеличения скорости и мощности не смогли помочь спорткару занять место среди лучших. Вышеназванные проблемы не дали автомобилю бороться на равных с другими во время гонок протяженностью от 100 до 300 км.
К 1955 году гонки переместились на специальную трассу, которая требовала от водителей – дополнительных навыков, а от автомобиля – маневренности. Это сделало проект бесперспективным. В это же время завод получил новую аббревиатуру, а следующая модификация уже именовалась как ЗИЛ-112/2.
Необходимый минимум на приборной панели. Фото: youtube.com
Такая ситуация привела к появлению в 1956/57 годах еще трех модификаций. Сначала изменения коснулись дизайна кузова, а в следующих вариантах – увеличение количества карбюраторов до четырех и даже восьми. Были небольшие успехи, но все сводилось к тому, что необходимо создание абсолютно нового спортивного автомобиля.
ЗИЛ-112С – новый советский гоночный автомобиль
Первые неудачи не смутили московских инженеров-конструкторов, которые теперь именовались «лихачовцами». В 1957 году были начаты работы над созданием абсолютно новой модели гоночной техники. Уже через четыре года был готов первый экземпляр ЗИЛ-112С.
В том же, 1961 году, он впервые вышел на гоночную трассу. Но первый большой успех пришел лишь два года спустя – был установлен новый всесоюзный рекорд. Всего же за последующие три года таких высших достижений было целых пять. Это лучше всего подтвердило статус ЗИЛ-112С как прекрасного гоночного автомобиля.
Он имел независимую подвеску всех колес, 6-литровый, 240-сильный двигатель V8 и передние дисковые тормоза. В более поздних версиях рабочий объем был увеличен до 6,95 л, а мощность – до 270 л. с. (со временем – 300 л. с.). Заявленная максимальная скорость составляла 270 км/ч, однако на деле она оказалась на 40 пунктов ниже. Разогнаться с места до 100 км/ч ЗИЛ-112С мог всего за 9 секунд.
Преемник - спорткар ЗИЛ-112С. Фото: youtube.com
Таким результатам хорошо поспособствовали впервые примененный в советском автомобиле самоблокирующийся дифференциал и задняя подвеска типа De Dion. Автомобиль имел съемную конструкцию руля и вес почти в два раза меньше, чем у своего предшественника – 1,33 тонны.
К сожалению, на территории нашей страны не сохранилось ни одного экземпляра этого знаменитого спорткара. Зато один ЗИЛ-112С находится среди экспонатов Рижского мотормузея в Латвии. Там он является немым свидетелем былой славы ныне не существующего автомобильного предприятия.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...