
ЗИС-112 – сверхскоростной спорткар 50-х
Еще в довоенные 30-е годы советский автопром обратил свое внимание на производство спортивных автомобилей. За 2 года до начала ВОВ, используя узлы базовой модели, изготовили ЗИС-101А «Спорт». Хотя этому автомобилю не суждено было выйти на гоночную трассу (спорткар изначально создавался как опытный выставочный образец), он произвел неплохое впечатление. 2-местный кабриолет с максимальной скоростью до 163 км/ч мог стать отличным трамплином для рождения настоящего гоночного автомобиля, но все планы перечеркнула война.
Европе, раздираемой боевыми действиями было далеко не до спорта, тяжелый след они оставили и в нашей стране. Поэтому, к продолжению темы советского спорткара вернулись только в мирное время – во второй половине 40-х. Тогда коллеги из Горького на базе самой знаменитой послевоенной марки создали специальную версию – «Победа-Спорт». Такой поворот событий подтолкнул и столичных конструкторов. Их совместные действия способствовали появлению на свет новой спортивной версии автомобиля – ЗИС-112.
К счастью, один из авторов довоенного прототипа Валентин Ростков пережил войну и, на фоне эйфории от мирной жизни, был готов к новым творческим подвигам. И такую возможность ему предоставили. Лишенный каких-либо рамок и жесткого контроля, талантливый дизайнер попытался создать что-то необычное и футуристическое. Хотя в качестве базовой модели выступал представительский ЗИС-110, на дизайн оказали влияние заокеанские веяния.
Необычный дизайн вызвал удивление и восхищение у многих. Фото: youtube.com
Это удалось осуществить в 1951 году. Именно тогда плоды трудов московских инженеров были представлены на суд широкой публике. Внешность новинки оказалась более чем эффектной, а вот внутренняя начинка сильно подвела. Но, об этом мы расскажем ниже. А пока давайте обратим внимание на достоинства конструкции:
✅ первый советский специализированный гоночный автомобиль
✅ впервые в изготовлении кузова металл заменен на стеклопластик
✅ скорость спорткара превысила 200 км/ч
То, что новый автомобиль не должен был использоваться для обычных поездок, заметно повлияло на его дизайн. Кроме уже упомянутой особой обтекаемости кузова, изменение претерпело и бортовое освещение. Передняя фара была всего лишь одна и располагалась она по центру автомобиля.
Такое необычное решение почти сразу вызвало ожидаемые ассоциации. Сначала он был прозван «одноглазым», потом «циклопом». Были и случаи, когда его называли наземным МИГ-15. Все потому, что его большая фара была сильно похожа на воздухозаборник реактивного истребителя. Под стать оказалась и обтекаемая форма кузова.
Фара, вызвавшая ассоциации с МИГ-15. Фото: youtube.com
Корпус автомобиля имел почти 6-метровую длину, 2 двери и, соответственно, два посадочных места. Окраска автомобиля была двухцветной – бело-синей. Впоследствии эти цвета стали визитной карточкой «зиловской» команды для автомобильных гонок. Однако уже первые из них выявили серьезные проблемы в конструкции автомобиля.
Гоночные заезды, которые проводились не на специально оборудованных трассах, а на отрезке Минского шоссе, сразу же указали на слабые стороны ЗИС-112. Оригинальный, 140-сильный двигатель от ЗИС-110 не смог обеспечить достойные аэродинамические качества для автомобиля, весившего более двух с половиной тонн. Конструкторы решили исправить эту проблему сразу в нескольких направлениях.
Первым делом была запланирована модернизация двигателя. Этим вопросом занялась группа конструкторов под руководством Василия Родионова. Плодом их трудов стал экспериментальный вариант, способный выдать мощность в 180 л. с. Следующим шагом предприняли изменения корпуса автомобиля – он стал короче на 60 см. Такие конструктивные перемены позволили «похудеть» спорткару почти на полтонны и увеличить максимальную скорость до 210 км/ч.
ЗИС-112 на одной из всесоюзных гонок. Фото: youtube.com
Устойчивость авто на предельных скоростях обеспечивали независимые пружины в передней подвеске и рессоры с поперечным стабилизатором – в задней. Но, спортсмены, управлявшие ей, продолжали и дальше жаловаться на сложности вождения и плохое сцепление с дорогой. Сковывал их движения и тесный колпак на кабине. Еще можно добавить перегрев тормозных колодок. Эти факторы побуждали инженеров продолжать работы по усовершенствованию автомобиля, что привело к появлению еще нескольких новых экземпляров этой модели.
Хороший «аппетит» двигателя (35 л на 100 км) не пугал создателей – немаленький бак вмещал 220 литров топлива. Ожидалось, что скоростной автомобиль во время гонок произведет фурор и «порвет» всех конкурентов. К сожалению, все получилось наоборот. Даже тот факт, что условия движения на трассе не требовали сверхманевренности, не смог сыграть на руку ЗИС-112.
Появление второго карбюратора, уменьшение массы и увеличения скорости и мощности не смогли помочь спорткару занять место среди лучших. Вышеназванные проблемы не дали автомобилю бороться на равных с другими во время гонок протяженностью от 100 до 300 км.
К 1955 году гонки переместились на специальную трассу, которая требовала от водителей – дополнительных навыков, а от автомобиля – маневренности. Это сделало проект бесперспективным. В это же время завод получил новую аббревиатуру, а следующая модификация уже именовалась как ЗИЛ-112/2.
Необходимый минимум на приборной панели. Фото: youtube.com
Такая ситуация привела к появлению в 1956/57 годах еще трех модификаций. Сначала изменения коснулись дизайна кузова, а в следующих вариантах – увеличение количества карбюраторов до четырех и даже восьми. Были небольшие успехи, но все сводилось к тому, что необходимо создание абсолютно нового спортивного автомобиля.
Первые неудачи не смутили московских инженеров-конструкторов, которые теперь именовались «лихачовцами». В 1957 году были начаты работы над созданием абсолютно новой модели гоночной техники. Уже через четыре года был готов первый экземпляр ЗИЛ-112С.
В том же, 1961 году, он впервые вышел на гоночную трассу. Но первый большой успех пришел лишь два года спустя – был установлен новый всесоюзный рекорд. Всего же за последующие три года таких высших достижений было целых пять. Это лучше всего подтвердило статус ЗИЛ-112С как прекрасного гоночного автомобиля.
Он имел независимую подвеску всех колес, 6-литровый, 240-сильный двигатель V8 и передние дисковые тормоза. В более поздних версиях рабочий объем был увеличен до 6,95 л, а мощность – до 270 л. с. (со временем – 300 л. с.). Заявленная максимальная скорость составляла 270 км/ч, однако на деле она оказалась на 40 пунктов ниже. Разогнаться с места до 100 км/ч ЗИЛ-112С мог всего за 9 секунд.
Преемник - спорткар ЗИЛ-112С. Фото: youtube.com
Таким результатам хорошо поспособствовали впервые примененный в советском автомобиле самоблокирующийся дифференциал и задняя подвеска типа De Dion. Автомобиль имел съемную конструкцию руля и вес почти в два раза меньше, чем у своего предшественника – 1,33 тонны.
К сожалению, на территории нашей страны не сохранилось ни одного экземпляра этого знаменитого спорткара. Зато один ЗИЛ-112С находится среди экспонатов Рижского мотормузея в Латвии. Там он является немым свидетелем былой славы ныне не существующего автомобильного предприятия.
Европе, раздираемой боевыми действиями было далеко не до спорта, тяжелый след они оставили и в нашей стране. Поэтому, к продолжению темы советского спорткара вернулись только в мирное время – во второй половине 40-х. Тогда коллеги из Горького на базе самой знаменитой послевоенной марки создали специальную версию – «Победа-Спорт». Такой поворот событий подтолкнул и столичных конструкторов. Их совместные действия способствовали появлению на свет новой спортивной версии автомобиля – ЗИС-112.
Американская мечта, переделанная в советский спорткар
К счастью, один из авторов довоенного прототипа Валентин Ростков пережил войну и, на фоне эйфории от мирной жизни, был готов к новым творческим подвигам. И такую возможность ему предоставили. Лишенный каких-либо рамок и жесткого контроля, талантливый дизайнер попытался создать что-то необычное и футуристическое. Хотя в качестве базовой модели выступал представительский ЗИС-110, на дизайн оказали влияние заокеанские веяния.

General Motors LeSabre в какой-то степени «поделился» эффектной внешностью с ЗИС-112. Ростков рассудил, что если у американцев есть свой «автомобиль-мечта», то почему бы и советским людям не обзавестись собственной мечтой.
Это удалось осуществить в 1951 году. Именно тогда плоды трудов московских инженеров были представлены на суд широкой публике. Внешность новинки оказалась более чем эффектной, а вот внутренняя начинка сильно подвела. Но, об этом мы расскажем ниже. А пока давайте обратим внимание на достоинства конструкции:
✅ первый советский специализированный гоночный автомобиль
✅ впервые в изготовлении кузова металл заменен на стеклопластик
✅ скорость спорткара превысила 200 км/ч
Оригинальная внешность и достойные характеристики
То, что новый автомобиль не должен был использоваться для обычных поездок, заметно повлияло на его дизайн. Кроме уже упомянутой особой обтекаемости кузова, изменение претерпело и бортовое освещение. Передняя фара была всего лишь одна и располагалась она по центру автомобиля.
Такое необычное решение почти сразу вызвало ожидаемые ассоциации. Сначала он был прозван «одноглазым», потом «циклопом». Были и случаи, когда его называли наземным МИГ-15. Все потому, что его большая фара была сильно похожа на воздухозаборник реактивного истребителя. Под стать оказалась и обтекаемая форма кузова.

Корпус автомобиля имел почти 6-метровую длину, 2 двери и, соответственно, два посадочных места. Окраска автомобиля была двухцветной – бело-синей. Впоследствии эти цвета стали визитной карточкой «зиловской» команды для автомобильных гонок. Однако уже первые из них выявили серьезные проблемы в конструкции автомобиля.
Технические проблемы и пути их решения
Гоночные заезды, которые проводились не на специально оборудованных трассах, а на отрезке Минского шоссе, сразу же указали на слабые стороны ЗИС-112. Оригинальный, 140-сильный двигатель от ЗИС-110 не смог обеспечить достойные аэродинамические качества для автомобиля, весившего более двух с половиной тонн. Конструкторы решили исправить эту проблему сразу в нескольких направлениях.
Первым делом была запланирована модернизация двигателя. Этим вопросом занялась группа конструкторов под руководством Василия Родионова. Плодом их трудов стал экспериментальный вариант, способный выдать мощность в 180 л. с. Следующим шагом предприняли изменения корпуса автомобиля – он стал короче на 60 см. Такие конструктивные перемены позволили «похудеть» спорткару почти на полтонны и увеличить максимальную скорость до 210 км/ч.

Устойчивость авто на предельных скоростях обеспечивали независимые пружины в передней подвеске и рессоры с поперечным стабилизатором – в задней. Но, спортсмены, управлявшие ей, продолжали и дальше жаловаться на сложности вождения и плохое сцепление с дорогой. Сковывал их движения и тесный колпак на кабине. Еще можно добавить перегрев тормозных колодок. Эти факторы побуждали инженеров продолжать работы по усовершенствованию автомобиля, что привело к появлению еще нескольких новых экземпляров этой модели.
Спортивное фиаско ЗИС-112
Хороший «аппетит» двигателя (35 л на 100 км) не пугал создателей – немаленький бак вмещал 220 литров топлива. Ожидалось, что скоростной автомобиль во время гонок произведет фурор и «порвет» всех конкурентов. К сожалению, все получилось наоборот. Даже тот факт, что условия движения на трассе не требовали сверхманевренности, не смог сыграть на руку ЗИС-112.
Появление второго карбюратора, уменьшение массы и увеличения скорости и мощности не смогли помочь спорткару занять место среди лучших. Вышеназванные проблемы не дали автомобилю бороться на равных с другими во время гонок протяженностью от 100 до 300 км.
К 1955 году гонки переместились на специальную трассу, которая требовала от водителей – дополнительных навыков, а от автомобиля – маневренности. Это сделало проект бесперспективным. В это же время завод получил новую аббревиатуру, а следующая модификация уже именовалась как ЗИЛ-112/2.

Такая ситуация привела к появлению в 1956/57 годах еще трех модификаций. Сначала изменения коснулись дизайна кузова, а в следующих вариантах – увеличение количества карбюраторов до четырех и даже восьми. Были небольшие успехи, но все сводилось к тому, что необходимо создание абсолютно нового спортивного автомобиля.
ЗИЛ-112С – новый советский гоночный автомобиль
Первые неудачи не смутили московских инженеров-конструкторов, которые теперь именовались «лихачовцами». В 1957 году были начаты работы над созданием абсолютно новой модели гоночной техники. Уже через четыре года был готов первый экземпляр ЗИЛ-112С.
В том же, 1961 году, он впервые вышел на гоночную трассу. Но первый большой успех пришел лишь два года спустя – был установлен новый всесоюзный рекорд. Всего же за последующие три года таких высших достижений было целых пять. Это лучше всего подтвердило статус ЗИЛ-112С как прекрасного гоночного автомобиля.
Он имел независимую подвеску всех колес, 6-литровый, 240-сильный двигатель V8 и передние дисковые тормоза. В более поздних версиях рабочий объем был увеличен до 6,95 л, а мощность – до 270 л. с. (со временем – 300 л. с.). Заявленная максимальная скорость составляла 270 км/ч, однако на деле она оказалась на 40 пунктов ниже. Разогнаться с места до 100 км/ч ЗИЛ-112С мог всего за 9 секунд.

Таким результатам хорошо поспособствовали впервые примененный в советском автомобиле самоблокирующийся дифференциал и задняя подвеска типа De Dion. Автомобиль имел съемную конструкцию руля и вес почти в два раза меньше, чем у своего предшественника – 1,33 тонны.
К сожалению, на территории нашей страны не сохранилось ни одного экземпляра этого знаменитого спорткара. Зато один ЗИЛ-112С находится среди экспонатов Рижского мотормузея в Латвии. Там он является немым свидетелем былой славы ныне не существующего автомобильного предприятия.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....