
Двухколесный Gyro-X 1967 с устройством «равновесия повозок»
В 1967 году на Международном автосалоне «Чудесный мир колес» в Нью-Йорке публике показали занимательный автомобиль. С виду неустойчивая и небезопасная конструкция. Двухколесную машину представили Алекс Тремулис и Томас Саммерс. Первый – прославленный стилист, заслуживший место в Автомобильном зале славы Америки. Второй – эксперт по гироскопам. Оба служили в автокомпании Gyro Transport Systems.
Свое детище конструкторы позиционировали как революционный автомобиль с гироскопом. Машина при поворотах не заваливалась, сохраняла устойчивое вертикальное положение относительно плоскости земли. Концепт «Гиро-Х», по замыслу авторов, поведет машиностроительную отрасль по другому пути. Во всяком случае, необычный автомобиль наводил на размышления о конструкционных изменениях в наземном транспорте будущего.
С устройством знакомы все, кто имел в детстве игрушечный волчок. Юла – простейший гироскоп – валяется на боку, пока ее не раскрутишь. Тогда она «танцует» на остром кончике, сохраняя вертикальное положение, то есть не теряет ориентацию в пространстве.
Gyro-X 1967, восстановленный по оригинальным эскизам в наши дни. Фото: YouTube.com
Внятно рассказать о происходящем физическом процессе, кинетической энергии и прочих премудростях сможет едва ли каждый тысячный человек. А извлечь практическую пользу из вращения нехитрого механизма – и того меньше. Явление называется гироскопической прецессией.
На секунду погрузимся в III век до н. э. Тогда инженер Филон Византийский изобрел чернильницу с восемью отверстиями, из которой, как ее не поворачивай, жидкость не выливалась. Ученый установил письменную принадлежность в центр хитроумно сконструированных концентрических металлических колец.
Идею в 1550 году развил физик Джероламо Кардано. Итальянец придумал устройство, которое теперь так и называется – карданов подвес. Говоря научно, это универсальная шарнирная опора, основа гироскопа. Если внутрь подвеса поместить вращающееся тело (ротор), оно будет сохранять вектор оси кручения независимо от пространственного положения самого механизма.
Космическая станция с гироскопом. Фото: YouTube.com
Кардановы подвесы (гироскопы) давно и успешно используют в мореходстве. Устанавливают компасы и хронометры, которые находятся как бы в «неподвижном», стабильно вертикальном положении во время качки. Таким же способом на кораблях перевозят, не расплескивая, питьевую воду. Кардановы подвесы востребованы в авиации и космонавтике.
Отличный опыт применения гироскопов, вспомним, был на железных дорогах. В начале 20-го столетия инженеров массово захватила идея монорельсов, когда вагоны двигаются по единственной ж/д нитке. Колоссальное, заметим, сбережение средств на шпалах и рельсах.
Строительство сопровождалось критикой и скепсисом. Однако монорельсовая дорога в немецком городе Вупперталь, открытая в 1901 году, действует по сей день. Почему бы по такому же принципу не строить 2-колесные машины, задумались автоконструкторы.
Так выглядит сложный гироскоп с кардановым подвесом. Фото: YouTube.com
Выгода очевидная:
✅ Экономия на колесах и кузовных панелях
✅ Маломощные моторы и небольшой расход топлива
✅ Лучшая разгонная динамика и управляемость
✅ Простота конструкции и высокая ремонтопригодность
Позвольте, но есть же мотоциклы!.. Конечно, но со множеством недостатков: низкая грузоподьемность, отсутствие комфорта в виде удобных сидений, незащищенность от ветра и дождя, неустойчивость в состоянии покоя.
Словом, пришла пора строить гирокары.
Выдающегося ума был наш соотечественник 1871 года рождения. Потомственный дворянин мог бы управлять Костромской губернией, наслаждаться жизнью. Но увлекся трудами И. Боненбергера (1817) и Фуко (1852). Начал моделировать гироскопы. В загадочных механизмах граф усмотрел громадный потенциал для транспорта.
Gyro-X на городских улицах сопровождают толпы любопытствующих. Фото: YouTube.com
В 1909-ом Петр Петрович Шиловский запатентовал «Устройство для сохранения равновесия повозок или других, находящихся в неустойчивом положении, тел». В рамках Петербургской выставки 1911 построил монорельсовую дорогу, которую по достоинству оценил сам император Николай II.
Окрыленный успехом, энтузиаст запросил денег на создание автомобиля с гироскопом. Получив в ответ громкое молчание, отправился в Англию. В студии Wolseley Tool & Motorcar Company по чертежам российского гражданина собрали прототип гирокара.
Та еще вышла машинка. Одна продольная ось, на ней два колеса: переднее и заднее. В компоновку авто входил ДВС и 110-вольтовый электродвижок. Последний задавал вращение 600-килограмовому ротору гироскопа. Электромотор питался от динамо-машины, соединенной с главным двигателем.
Лаконичный стайлинг «Гиро-Х»: вид сзади. Фото: YouTube.com
Вес средства передвижения составлял 2 750 кг. На премьере в 1914 году машина сорвала овации присутствующих. Граф уже видел себя крупным производителем гирокаров. Но Первая мировая развеяла мечты в прах.
Шли годы, гироскопы совершенствовались. Но находили применение где угодно, только не в машиностроительной отрасли. В 1961-ом, правда, «Голубой овал» выставил на автошоу в Детройте футуристический, жутковатый концепт Ford Gyron.
Муляж с гироскопом внутри стоял на 2 колесах, не сваливаясь на сторону. При нажатии на борт машина возвращалась в исходное положение. В салоне вместо руля был компьютер, а приборную панель заменял перископ с панорамной камерой.
Giro-X отлично входит в повороты. Фото: YouTube.com
Этой моделью разработчики – упомянутые ранее Тремулис и Саммерс – обозначили свое видение прогрессивных автомобилей. Действующая модель не заставила себя долго ждать.
Через 6 лет инженеры выкатили на зрительский суд жизнеспособный концепт Giro-X с гироскопической стабилизацией. Алюминиевый одноместный кузов аэродинамической формы сконструировали на трубчатой раме. Этакая маленькая торпеда размерами: длина 1600 мм, высота 1200 мм.
Гироскоп расположен в передней части Gyro-X. Фото: YouTube.com
Бензиновый двигатель от «Мини Купера» расположили позади водительского места. Характеристики и эксплуатационные данные силового агрегата следующие:
✅ Объем – 1275 см3
✅ Мощность – 80 л. с.
✅ Максимальная скорость – 200 км/ч
✅ Расход топлива – 3 л/100 км
Мотор через цепной привод подавал крутящий момент на заднее колесо. К слову, о катках: они получили узкую с овальными профилями форму. Такое решение позволяло минимизировать потерю энергии от трения о дорогу.
В конструкции инженеры предусмотрели два поддерживающих колеса, которые в движении убирались в корпус авто и закрывались защитными плоскостями. Впрочем, такая же страховка была у модели графа Шиловского и фордовского Gyron.
Главную красоту, изюминку, особенность автомобиля скрывал передний капот. В машинном отсеке работал он – сложный гироскоп с несколькими карданными подвесами.
Внутри устройства разработчики установили ротор массой 104 кг. Он раскручивался от 4 до 6 тыс. об/мин гидравлическими насосами. Большой вес и скорость вращения позволяли возникающим силам уравновешивать полный вес автомобиля. Никаких заваливаний на бок, опрокидываний при работающим гироскопе.
В таком состоянии Джефф Лейн купил «Гиро-Х» в 2011 году. Фото: YouTube.com
В движении автомобиль был послушен, гладко проходил повороты. Но на скорости свыше 100 км/ч становился неуправляемым. Создатели поняли недоработки и ошибки, намеревались исправить недочеты. Хотели увеличить количество посадочных мест, сделать багажник, поэкспериментировать с типами кузовов. Но не успели: обанкротились.
Обидно, что машину бросили прямо на улице. Автомобиль ржавел, никому не нужный. «Гиро-Х» в неприглядном виде несколько раз покупали и перепродавали. В 2011 году модель обрела нового хозяина – владельца музея редких транспортных средств.
На восстановление раритета Джефф Лейн затратил 500 тыс. долларов. Половина суммы ушла на заказанный в Италии гироскоп. Теперь диковинную вещь показывают на выставках и автошоу.
Свое детище конструкторы позиционировали как революционный автомобиль с гироскопом. Машина при поворотах не заваливалась, сохраняла устойчивое вертикальное положение относительно плоскости земли. Концепт «Гиро-Х», по замыслу авторов, поведет машиностроительную отрасль по другому пути. Во всяком случае, необычный автомобиль наводил на размышления о конструкционных изменениях в наземном транспорте будущего.
Гироскоп: что это
С устройством знакомы все, кто имел в детстве игрушечный волчок. Юла – простейший гироскоп – валяется на боку, пока ее не раскрутишь. Тогда она «танцует» на остром кончике, сохраняя вертикальное положение, то есть не теряет ориентацию в пространстве.

Внятно рассказать о происходящем физическом процессе, кинетической энергии и прочих премудростях сможет едва ли каждый тысячный человек. А извлечь практическую пользу из вращения нехитрого механизма – и того меньше. Явление называется гироскопической прецессией.
На секунду погрузимся в III век до н. э. Тогда инженер Филон Византийский изобрел чернильницу с восемью отверстиями, из которой, как ее не поворачивай, жидкость не выливалась. Ученый установил письменную принадлежность в центр хитроумно сконструированных концентрических металлических колец.
Дальнейшая эволюция механизма
Идею в 1550 году развил физик Джероламо Кардано. Итальянец придумал устройство, которое теперь так и называется – карданов подвес. Говоря научно, это универсальная шарнирная опора, основа гироскопа. Если внутрь подвеса поместить вращающееся тело (ротор), оно будет сохранять вектор оси кручения независимо от пространственного положения самого механизма.

Кардановы подвесы (гироскопы) давно и успешно используют в мореходстве. Устанавливают компасы и хронометры, которые находятся как бы в «неподвижном», стабильно вертикальном положении во время качки. Таким же способом на кораблях перевозят, не расплескивая, питьевую воду. Кардановы подвесы востребованы в авиации и космонавтике.
Предпосылки к рождению гирокаров
Отличный опыт применения гироскопов, вспомним, был на железных дорогах. В начале 20-го столетия инженеров массово захватила идея монорельсов, когда вагоны двигаются по единственной ж/д нитке. Колоссальное, заметим, сбережение средств на шпалах и рельсах.
Строительство сопровождалось критикой и скепсисом. Однако монорельсовая дорога в немецком городе Вупперталь, открытая в 1901 году, действует по сей день. Почему бы по такому же принципу не строить 2-колесные машины, задумались автоконструкторы.

Выгода очевидная:
✅ Экономия на колесах и кузовных панелях
✅ Маломощные моторы и небольшой расход топлива
✅ Лучшая разгонная динамика и управляемость
✅ Простота конструкции и высокая ремонтопригодность
Позвольте, но есть же мотоциклы!.. Конечно, но со множеством недостатков: низкая грузоподьемность, отсутствие комфорта в виде удобных сидений, незащищенность от ветра и дождя, неустойчивость в состоянии покоя.
Словом, пришла пора строить гирокары.
Первый гироскопический автомобиль графа Петра Шиловского
Выдающегося ума был наш соотечественник 1871 года рождения. Потомственный дворянин мог бы управлять Костромской губернией, наслаждаться жизнью. Но увлекся трудами И. Боненбергера (1817) и Фуко (1852). Начал моделировать гироскопы. В загадочных механизмах граф усмотрел громадный потенциал для транспорта.

В 1909-ом Петр Петрович Шиловский запатентовал «Устройство для сохранения равновесия повозок или других, находящихся в неустойчивом положении, тел». В рамках Петербургской выставки 1911 построил монорельсовую дорогу, которую по достоинству оценил сам император Николай II.
Окрыленный успехом, энтузиаст запросил денег на создание автомобиля с гироскопом. Получив в ответ громкое молчание, отправился в Англию. В студии Wolseley Tool & Motorcar Company по чертежам российского гражданина собрали прототип гирокара.
Та еще вышла машинка. Одна продольная ось, на ней два колеса: переднее и заднее. В компоновку авто входил ДВС и 110-вольтовый электродвижок. Последний задавал вращение 600-килограмовому ротору гироскопа. Электромотор питался от динамо-машины, соединенной с главным двигателем.

Вес средства передвижения составлял 2 750 кг. На премьере в 1914 году машина сорвала овации присутствующих. Граф уже видел себя крупным производителем гирокаров. Но Первая мировая развеяла мечты в прах.
Ford Gyron 1961: «проба пера» Алекса Тремулиса и Томаса Саммерса
Шли годы, гироскопы совершенствовались. Но находили применение где угодно, только не в машиностроительной отрасли. В 1961-ом, правда, «Голубой овал» выставил на автошоу в Детройте футуристический, жутковатый концепт Ford Gyron.
Муляж с гироскопом внутри стоял на 2 колесах, не сваливаясь на сторону. При нажатии на борт машина возвращалась в исходное положение. В салоне вместо руля был компьютер, а приборную панель заменял перископ с панорамной камерой.

Этой моделью разработчики – упомянутые ранее Тремулис и Саммерс – обозначили свое видение прогрессивных автомобилей. Действующая модель не заставила себя долго ждать.
Обзор Gyro-X 1967
Через 6 лет инженеры выкатили на зрительский суд жизнеспособный концепт Giro-X с гироскопической стабилизацией. Алюминиевый одноместный кузов аэродинамической формы сконструировали на трубчатой раме. Этакая маленькая торпеда размерами: длина 1600 мм, высота 1200 мм.

Бензиновый двигатель от «Мини Купера» расположили позади водительского места. Характеристики и эксплуатационные данные силового агрегата следующие:
✅ Объем – 1275 см3
✅ Мощность – 80 л. с.
✅ Максимальная скорость – 200 км/ч
✅ Расход топлива – 3 л/100 км
Мотор через цепной привод подавал крутящий момент на заднее колесо. К слову, о катках: они получили узкую с овальными профилями форму. Такое решение позволяло минимизировать потерю энергии от трения о дорогу.
В конструкции инженеры предусмотрели два поддерживающих колеса, которые в движении убирались в корпус авто и закрывались защитными плоскостями. Впрочем, такая же страховка была у модели графа Шиловского и фордовского Gyron.
Другие сведения о модели
Главную красоту, изюминку, особенность автомобиля скрывал передний капот. В машинном отсеке работал он – сложный гироскоп с несколькими карданными подвесами.
Внутри устройства разработчики установили ротор массой 104 кг. Он раскручивался от 4 до 6 тыс. об/мин гидравлическими насосами. Большой вес и скорость вращения позволяли возникающим силам уравновешивать полный вес автомобиля. Никаких заваливаний на бок, опрокидываний при работающим гироскопе.

В движении автомобиль был послушен, гладко проходил повороты. Но на скорости свыше 100 км/ч становился неуправляемым. Создатели поняли недоработки и ошибки, намеревались исправить недочеты. Хотели увеличить количество посадочных мест, сделать багажник, поэкспериментировать с типами кузовов. Но не успели: обанкротились.
Обидно, что машину бросили прямо на улице. Автомобиль ржавел, никому не нужный. «Гиро-Х» в неприглядном виде несколько раз покупали и перепродавали. В 2011 году модель обрела нового хозяина – владельца музея редких транспортных средств.
На восстановление раритета Джефф Лейн затратил 500 тыс. долларов. Половина суммы ушла на заказанный в Италии гироскоп. Теперь диковинную вещь показывают на выставках и автошоу.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...