
Двухколесный Gyro-X 1967 с устройством «равновесия повозок»
В 1967 году на Международном автосалоне «Чудесный мир колес» в Нью-Йорке публике показали занимательный автомобиль. С виду неустойчивая и небезопасная конструкция. Двухколесную машину представили Алекс Тремулис и Томас Саммерс. Первый – прославленный стилист, заслуживший место в Автомобильном зале славы Америки. Второй – эксперт по гироскопам. Оба служили в автокомпании Gyro Transport Systems.
Свое детище конструкторы позиционировали как революционный автомобиль с гироскопом. Машина при поворотах не заваливалась, сохраняла устойчивое вертикальное положение относительно плоскости земли. Концепт «Гиро-Х», по замыслу авторов, поведет машиностроительную отрасль по другому пути. Во всяком случае, необычный автомобиль наводил на размышления о конструкционных изменениях в наземном транспорте будущего.
С устройством знакомы все, кто имел в детстве игрушечный волчок. Юла – простейший гироскоп – валяется на боку, пока ее не раскрутишь. Тогда она «танцует» на остром кончике, сохраняя вертикальное положение, то есть не теряет ориентацию в пространстве.
Gyro-X 1967, восстановленный по оригинальным эскизам в наши дни. Фото: YouTube.com
Внятно рассказать о происходящем физическом процессе, кинетической энергии и прочих премудростях сможет едва ли каждый тысячный человек. А извлечь практическую пользу из вращения нехитрого механизма – и того меньше. Явление называется гироскопической прецессией.
На секунду погрузимся в III век до н. э. Тогда инженер Филон Византийский изобрел чернильницу с восемью отверстиями, из которой, как ее не поворачивай, жидкость не выливалась. Ученый установил письменную принадлежность в центр хитроумно сконструированных концентрических металлических колец.
Идею в 1550 году развил физик Джероламо Кардано. Итальянец придумал устройство, которое теперь так и называется – карданов подвес. Говоря научно, это универсальная шарнирная опора, основа гироскопа. Если внутрь подвеса поместить вращающееся тело (ротор), оно будет сохранять вектор оси кручения независимо от пространственного положения самого механизма.
Космическая станция с гироскопом. Фото: YouTube.com
Кардановы подвесы (гироскопы) давно и успешно используют в мореходстве. Устанавливают компасы и хронометры, которые находятся как бы в «неподвижном», стабильно вертикальном положении во время качки. Таким же способом на кораблях перевозят, не расплескивая, питьевую воду. Кардановы подвесы востребованы в авиации и космонавтике.
Отличный опыт применения гироскопов, вспомним, был на железных дорогах. В начале 20-го столетия инженеров массово захватила идея монорельсов, когда вагоны двигаются по единственной ж/д нитке. Колоссальное, заметим, сбережение средств на шпалах и рельсах.
Строительство сопровождалось критикой и скепсисом. Однако монорельсовая дорога в немецком городе Вупперталь, открытая в 1901 году, действует по сей день. Почему бы по такому же принципу не строить 2-колесные машины, задумались автоконструкторы.
Так выглядит сложный гироскоп с кардановым подвесом. Фото: YouTube.com
Выгода очевидная:
✅ Экономия на колесах и кузовных панелях
✅ Маломощные моторы и небольшой расход топлива
✅ Лучшая разгонная динамика и управляемость
✅ Простота конструкции и высокая ремонтопригодность
Позвольте, но есть же мотоциклы!.. Конечно, но со множеством недостатков: низкая грузоподьемность, отсутствие комфорта в виде удобных сидений, незащищенность от ветра и дождя, неустойчивость в состоянии покоя.
Словом, пришла пора строить гирокары.
Выдающегося ума был наш соотечественник 1871 года рождения. Потомственный дворянин мог бы управлять Костромской губернией, наслаждаться жизнью. Но увлекся трудами И. Боненбергера (1817) и Фуко (1852). Начал моделировать гироскопы. В загадочных механизмах граф усмотрел громадный потенциал для транспорта.
Gyro-X на городских улицах сопровождают толпы любопытствующих. Фото: YouTube.com
В 1909-ом Петр Петрович Шиловский запатентовал «Устройство для сохранения равновесия повозок или других, находящихся в неустойчивом положении, тел». В рамках Петербургской выставки 1911 построил монорельсовую дорогу, которую по достоинству оценил сам император Николай II.
Окрыленный успехом, энтузиаст запросил денег на создание автомобиля с гироскопом. Получив в ответ громкое молчание, отправился в Англию. В студии Wolseley Tool & Motorcar Company по чертежам российского гражданина собрали прототип гирокара.
Та еще вышла машинка. Одна продольная ось, на ней два колеса: переднее и заднее. В компоновку авто входил ДВС и 110-вольтовый электродвижок. Последний задавал вращение 600-килограмовому ротору гироскопа. Электромотор питался от динамо-машины, соединенной с главным двигателем.
Лаконичный стайлинг «Гиро-Х»: вид сзади. Фото: YouTube.com
Вес средства передвижения составлял 2 750 кг. На премьере в 1914 году машина сорвала овации присутствующих. Граф уже видел себя крупным производителем гирокаров. Но Первая мировая развеяла мечты в прах.
Шли годы, гироскопы совершенствовались. Но находили применение где угодно, только не в машиностроительной отрасли. В 1961-ом, правда, «Голубой овал» выставил на автошоу в Детройте футуристический, жутковатый концепт Ford Gyron.
Муляж с гироскопом внутри стоял на 2 колесах, не сваливаясь на сторону. При нажатии на борт машина возвращалась в исходное положение. В салоне вместо руля был компьютер, а приборную панель заменял перископ с панорамной камерой.
Giro-X отлично входит в повороты. Фото: YouTube.com
Этой моделью разработчики – упомянутые ранее Тремулис и Саммерс – обозначили свое видение прогрессивных автомобилей. Действующая модель не заставила себя долго ждать.
Через 6 лет инженеры выкатили на зрительский суд жизнеспособный концепт Giro-X с гироскопической стабилизацией. Алюминиевый одноместный кузов аэродинамической формы сконструировали на трубчатой раме. Этакая маленькая торпеда размерами: длина 1600 мм, высота 1200 мм.
Гироскоп расположен в передней части Gyro-X. Фото: YouTube.com
Бензиновый двигатель от «Мини Купера» расположили позади водительского места. Характеристики и эксплуатационные данные силового агрегата следующие:
✅ Объем – 1275 см3
✅ Мощность – 80 л. с.
✅ Максимальная скорость – 200 км/ч
✅ Расход топлива – 3 л/100 км
Мотор через цепной привод подавал крутящий момент на заднее колесо. К слову, о катках: они получили узкую с овальными профилями форму. Такое решение позволяло минимизировать потерю энергии от трения о дорогу.
В конструкции инженеры предусмотрели два поддерживающих колеса, которые в движении убирались в корпус авто и закрывались защитными плоскостями. Впрочем, такая же страховка была у модели графа Шиловского и фордовского Gyron.
Главную красоту, изюминку, особенность автомобиля скрывал передний капот. В машинном отсеке работал он – сложный гироскоп с несколькими карданными подвесами.
Внутри устройства разработчики установили ротор массой 104 кг. Он раскручивался от 4 до 6 тыс. об/мин гидравлическими насосами. Большой вес и скорость вращения позволяли возникающим силам уравновешивать полный вес автомобиля. Никаких заваливаний на бок, опрокидываний при работающим гироскопе.
В таком состоянии Джефф Лейн купил «Гиро-Х» в 2011 году. Фото: YouTube.com
В движении автомобиль был послушен, гладко проходил повороты. Но на скорости свыше 100 км/ч становился неуправляемым. Создатели поняли недоработки и ошибки, намеревались исправить недочеты. Хотели увеличить количество посадочных мест, сделать багажник, поэкспериментировать с типами кузовов. Но не успели: обанкротились.
Обидно, что машину бросили прямо на улице. Автомобиль ржавел, никому не нужный. «Гиро-Х» в неприглядном виде несколько раз покупали и перепродавали. В 2011 году модель обрела нового хозяина – владельца музея редких транспортных средств.
На восстановление раритета Джефф Лейн затратил 500 тыс. долларов. Половина суммы ушла на заказанный в Италии гироскоп. Теперь диковинную вещь показывают на выставках и автошоу.
Свое детище конструкторы позиционировали как революционный автомобиль с гироскопом. Машина при поворотах не заваливалась, сохраняла устойчивое вертикальное положение относительно плоскости земли. Концепт «Гиро-Х», по замыслу авторов, поведет машиностроительную отрасль по другому пути. Во всяком случае, необычный автомобиль наводил на размышления о конструкционных изменениях в наземном транспорте будущего.
Гироскоп: что это
С устройством знакомы все, кто имел в детстве игрушечный волчок. Юла – простейший гироскоп – валяется на боку, пока ее не раскрутишь. Тогда она «танцует» на остром кончике, сохраняя вертикальное положение, то есть не теряет ориентацию в пространстве.

Внятно рассказать о происходящем физическом процессе, кинетической энергии и прочих премудростях сможет едва ли каждый тысячный человек. А извлечь практическую пользу из вращения нехитрого механизма – и того меньше. Явление называется гироскопической прецессией.
На секунду погрузимся в III век до н. э. Тогда инженер Филон Византийский изобрел чернильницу с восемью отверстиями, из которой, как ее не поворачивай, жидкость не выливалась. Ученый установил письменную принадлежность в центр хитроумно сконструированных концентрических металлических колец.
Дальнейшая эволюция механизма
Идею в 1550 году развил физик Джероламо Кардано. Итальянец придумал устройство, которое теперь так и называется – карданов подвес. Говоря научно, это универсальная шарнирная опора, основа гироскопа. Если внутрь подвеса поместить вращающееся тело (ротор), оно будет сохранять вектор оси кручения независимо от пространственного положения самого механизма.

Кардановы подвесы (гироскопы) давно и успешно используют в мореходстве. Устанавливают компасы и хронометры, которые находятся как бы в «неподвижном», стабильно вертикальном положении во время качки. Таким же способом на кораблях перевозят, не расплескивая, питьевую воду. Кардановы подвесы востребованы в авиации и космонавтике.
Предпосылки к рождению гирокаров
Отличный опыт применения гироскопов, вспомним, был на железных дорогах. В начале 20-го столетия инженеров массово захватила идея монорельсов, когда вагоны двигаются по единственной ж/д нитке. Колоссальное, заметим, сбережение средств на шпалах и рельсах.
Строительство сопровождалось критикой и скепсисом. Однако монорельсовая дорога в немецком городе Вупперталь, открытая в 1901 году, действует по сей день. Почему бы по такому же принципу не строить 2-колесные машины, задумались автоконструкторы.

Выгода очевидная:
✅ Экономия на колесах и кузовных панелях
✅ Маломощные моторы и небольшой расход топлива
✅ Лучшая разгонная динамика и управляемость
✅ Простота конструкции и высокая ремонтопригодность
Позвольте, но есть же мотоциклы!.. Конечно, но со множеством недостатков: низкая грузоподьемность, отсутствие комфорта в виде удобных сидений, незащищенность от ветра и дождя, неустойчивость в состоянии покоя.
Словом, пришла пора строить гирокары.
Первый гироскопический автомобиль графа Петра Шиловского
Выдающегося ума был наш соотечественник 1871 года рождения. Потомственный дворянин мог бы управлять Костромской губернией, наслаждаться жизнью. Но увлекся трудами И. Боненбергера (1817) и Фуко (1852). Начал моделировать гироскопы. В загадочных механизмах граф усмотрел громадный потенциал для транспорта.

В 1909-ом Петр Петрович Шиловский запатентовал «Устройство для сохранения равновесия повозок или других, находящихся в неустойчивом положении, тел». В рамках Петербургской выставки 1911 построил монорельсовую дорогу, которую по достоинству оценил сам император Николай II.
Окрыленный успехом, энтузиаст запросил денег на создание автомобиля с гироскопом. Получив в ответ громкое молчание, отправился в Англию. В студии Wolseley Tool & Motorcar Company по чертежам российского гражданина собрали прототип гирокара.
Та еще вышла машинка. Одна продольная ось, на ней два колеса: переднее и заднее. В компоновку авто входил ДВС и 110-вольтовый электродвижок. Последний задавал вращение 600-килограмовому ротору гироскопа. Электромотор питался от динамо-машины, соединенной с главным двигателем.

Вес средства передвижения составлял 2 750 кг. На премьере в 1914 году машина сорвала овации присутствующих. Граф уже видел себя крупным производителем гирокаров. Но Первая мировая развеяла мечты в прах.
Ford Gyron 1961: «проба пера» Алекса Тремулиса и Томаса Саммерса
Шли годы, гироскопы совершенствовались. Но находили применение где угодно, только не в машиностроительной отрасли. В 1961-ом, правда, «Голубой овал» выставил на автошоу в Детройте футуристический, жутковатый концепт Ford Gyron.
Муляж с гироскопом внутри стоял на 2 колесах, не сваливаясь на сторону. При нажатии на борт машина возвращалась в исходное положение. В салоне вместо руля был компьютер, а приборную панель заменял перископ с панорамной камерой.

Этой моделью разработчики – упомянутые ранее Тремулис и Саммерс – обозначили свое видение прогрессивных автомобилей. Действующая модель не заставила себя долго ждать.
Обзор Gyro-X 1967
Через 6 лет инженеры выкатили на зрительский суд жизнеспособный концепт Giro-X с гироскопической стабилизацией. Алюминиевый одноместный кузов аэродинамической формы сконструировали на трубчатой раме. Этакая маленькая торпеда размерами: длина 1600 мм, высота 1200 мм.

Бензиновый двигатель от «Мини Купера» расположили позади водительского места. Характеристики и эксплуатационные данные силового агрегата следующие:
✅ Объем – 1275 см3
✅ Мощность – 80 л. с.
✅ Максимальная скорость – 200 км/ч
✅ Расход топлива – 3 л/100 км
Мотор через цепной привод подавал крутящий момент на заднее колесо. К слову, о катках: они получили узкую с овальными профилями форму. Такое решение позволяло минимизировать потерю энергии от трения о дорогу.
В конструкции инженеры предусмотрели два поддерживающих колеса, которые в движении убирались в корпус авто и закрывались защитными плоскостями. Впрочем, такая же страховка была у модели графа Шиловского и фордовского Gyron.
Другие сведения о модели
Главную красоту, изюминку, особенность автомобиля скрывал передний капот. В машинном отсеке работал он – сложный гироскоп с несколькими карданными подвесами.
Внутри устройства разработчики установили ротор массой 104 кг. Он раскручивался от 4 до 6 тыс. об/мин гидравлическими насосами. Большой вес и скорость вращения позволяли возникающим силам уравновешивать полный вес автомобиля. Никаких заваливаний на бок, опрокидываний при работающим гироскопе.

В движении автомобиль был послушен, гладко проходил повороты. Но на скорости свыше 100 км/ч становился неуправляемым. Создатели поняли недоработки и ошибки, намеревались исправить недочеты. Хотели увеличить количество посадочных мест, сделать багажник, поэкспериментировать с типами кузовов. Но не успели: обанкротились.
Обидно, что машину бросили прямо на улице. Автомобиль ржавел, никому не нужный. «Гиро-Х» в неприглядном виде несколько раз покупали и перепродавали. В 2011 году модель обрела нового хозяина – владельца музея редких транспортных средств.
На восстановление раритета Джефф Лейн затратил 500 тыс. долларов. Половина суммы ушла на заказанный в Италии гироскоп. Теперь диковинную вещь показывают на выставках и автошоу.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Капитан Соколов» получил документы и готов к эксплуатации
Футуристичный траулер официально выходит на работу. Он сможет перевозить до 1020 тонн рыбы....

В России остановлен проект по производству деталей реактивных двигателей для самолетов
Речь о строящемся заводе в Санкт-Петербурге. Об изначальных планах и возможных причинах «заморозки» читайте в нашем материале....

Crew-10 поможет вернуться с МКС российскому космонавту, «застрявшему» на орбите
Ракету с пассажирским кораблем уже поставили на стартовый стол. Запуск планируется 12 марта....

МС-21 получил еще один значимый компонент российского производства
Тестирования завершены и они получились довольно-таки зрелищными. Сходными элементами оснастят и другой российский лайнер....

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

«Не только сигары»: на Кубе начали сборку УАЗ
Первый пробный «Патриот» уже собрали. В ближайшее время начнут полноценное производство....

Первые самолеты «Байкал» поставят заказчикам в 2026 году, но их придется собирать заново
Пока же «вывозить» придется Ан-2. Последние самолеты подвергнут ремоторизации....

«Белкомур» и «Баренцкомур» – новые перспективные железные дороги России
Этим инфраструктурным проектам уже больше 20-ти лет, но к реализации так и не приступают из-за отсутствия финансирования....

Казанские инженеры продлили срок службы российских авиадвигателей
Теперь ресурс отечественных силовых установок значительно увеличится, как и срок до капитального ремонта. Осталось только поставить разработку «на поток»....

Представлен легкий наращиваемый двигатель для самого большого в мире воздушного судна
Эта силовая установка с осевым потоком демонстрирует оптимальное соотношение мощности к весу и предназначена для дирижабля Flying Whales. Более подробно обо...

Airbus готовит к выпуску вертолет с необычным двигателем
Помимо нестандартных моторов у воздушного судна будет еще несколько «сюрпризов». К примеру, автоматическая посадка и взлет....

Где теперь взять компрессию – сделали поршни без колец
Если смотреть на поршень ДВС абстрактно, то он кажется не таким уж и сложным – головка, юбка, кольца и палец, соединяющий его с шатуном. Однако даже...

Инновационный грузовой самолет BETA готов к тестовым полетам
Крупный авиаперевозчик уже заказал 50 экземпляров этого самолета. Параллельно с этим госкомпании занимаются подготовкой инфраструктуры для эксплуатации новых...

«Шишига» или Patrol – кто кого на глубоком снегу?
Зимний оффроуд – это всегда испытание не только для техники, но и для водителей, и этот заезд обещает быть особенно зрелищным. ГАЗ-66, известный в народе как...

Уникальные технологии дорожного строительства – это вам не ямочный ремонт
Иногда технологии дорожного строительства в России радуют. Это когда в месте, где грунтовка, вдруг «вырастает» полноценная многополосная магистраль. Будем...

УАЗ внедрил инновационное оборудование для производства нового «Патриота»
Теперь проектирование и сборка отечественного внедорожника станет еще более быстрой и экономной. Впоследствии технологию будут использовать для других моделей....