Как правильно обслуживать вариатор и ездить на авто с CVT?
Вариатор или CVT – довольно распространенный в мире вариант трансмиссии, хотя в России встречается не так часто, как, например, в странах ЕС или Америке. При этом многие автовладельцы даже и не подозревают, что на их машине стоит не гидромеханическией «автомат», а совсем другая коробка. А те, кто знает, считает, что вариатор ничем не отличается от АКПП. В итоге CVT эксплуатируют точно так же, как «автомат», а это неправильно и приводит к выходу из строя элементов трансмиссии. Поэтому часть водителей считает вариатор проблемной конструкцией, имеющий малый срок службы.
Речь идет об особом типе КПП, обеспечивающим бесступенчатое функционирование трансмиссии. Т. е. в вариаторе физические переключения скоростей отсутствуют. Передаточное число меняется плавно и незаметно: нет ни провалов, ни задержек. Это обусловлено постоянной тягой, когда «раскрутки» двигателя не наблюдается. Он работает тихо и стабильно – водитель не замечает момент изменения тягового усилия.
Главными элементами является пара дисков-шкивов – ведущий (подключается к силовому агрегату) и ведомый. Чаще всего они соединяются металлизированным клиновидным ремнем. Бывают торовые CVT, но они мало распространены, поэтому упоминать их не стоит.
В клиноременном вариаторе шкивы постоянно меняют диаметр (сжимаются и расходятся), благодаря чему передаточное число может быть разным. Эта особенность гарантирует высокий КПД при плавном разгоне машины. В конечном итоге мотор всегда работает в оптимальном режиме, обеспечивая наименьший расход горючего.
Самое главное – смазка. То, что заливается в классические АКПП (ATF), в данном случае не подойдет. Более того; менять масло необходимо через каждые 30-40 тыс. км (для «автомата» оптимальный период находится в диапазоне 60-80 тыс. км). Применение особых составов связано со спецификой работы коробки. Здесь налицо «единство и борьба противоположностей». Имеющееся масло не должно мешать контакту шкива с металлизированным ремнем. С другой стороны – требуется защита деталей механизма от трения. Еще один нюанс – точное соответствие количества масла норме: перелив, как и недолив, не допускаются.
На площадке под селектором обычно присутствуют те же обозначения, что и в транспортном средстве с «автоматом»: «Р», «D», «N», «R». Но, например, парковка (перевод в первый режим) на транспортном средстве с CVT имеет свои нюансы:
Подобный алгоритм действий продлит срок службы вала блокировки, срабатывающего при переводе селектора в положение «Р». Машины, оборудованные вариатором, могут оснащаться и дополнительными режимами передвижения:
Стоит упомянуть ручной режим CVT, являющимся полуавтоматическим и работающим по аналогии с «Типтроником» АКПП.
Данная трансмиссия очень не «любит» резких стартов с места и разгонов. Можно уверенно сказать: у любителей «рвать со светофора» вариатор прослужит не более 50-60 тыс. км. Подобный стиль вождения резко сокращает эксплуатационный ресурс механизма и чаще вызывает поломки. А ремонтировать вариатор обходится очень дорого. К тому же найти хорошую мастерскую сложно.
Еще одна «фобия» CVT – пробуксовки. Данный тип коробки не рассчитан на тяжелые условия эксплуатации. Например, если машина застряла, целесообразнее воспользоваться посторонней помощью, а не пытаться выехать посредством «раскачки» и буксования в грязи, снегу.
Следующий момент – прогрев вариатора зимой. Процедуру рекомендуется проводить при падении температуры воздуха ниже «0». Процесс прогрева совсем иной, нежели «автомата». Здесь нужно, после пуска двигателя, перевести рычаг в «N» на несколько секунд. Такая «операция» поможет быстро прогреть гидромуфту. Первую пару километров (чем ниже температура, тем больше расстояние) старайтесь не ускоряться и резко не маневрировать. В морозы, когда термометр падает ниже -30°, от поездок лучше вообще отказаться. Данное правило справедливо и для коробок-«автоматов» классического типа. Но если ехать необходимо:
Соблюдение несложных правил прогрева и стиля езды поможет значительно увеличить ресурс коробки, эксплуатируемой даже в регионах с суровым климатом.
Хоть и редко, но необходимость в ней возникает. Если что-то случилось с машиной, лучший вариант – вызвать эвакуатор. Можно обойтись и без него, если при буксировке вывесить передние колеса. Когда и такой возможности нет, изучите руководство к вашей модели авто, в которой должны быть инструкции по движению на тросе с вариатором. В отношении машин с CVT, используемых в качестве буксира, рекомендации однозначно одинаковые: вариатор не рассчитан на подобные нагрузки – таскать за собой автодома, прицепы нельзя. В крайнем случае посмотрите в мануал: там указывается максимальный вес транспортируемого за «кормой» груза.
Важный момент – соблюдение правил езды, указанных выше. Но помимо этого, регулярно осуществляйте (согласно регламента) диагностику силового агрегата. Да-да, не конкретно коробки, а лучше всей машины. Вариатор связан с частью датчиков мотора. При поломке одного из них CVT «выпадает в аварию». И это в лучшем случае: в худшем выходит из строя какой-либо элемент самой КПП. Например, при возникновении неисправностей у датчика скорости, электроника переводит ремень в среднее положение. Оно соответствует аварийной ситуации. Если авто будет ехать в таком режиме на большой скорости, обрыв ремня неизбежен.
Если пробег машины превышает 100 тыс. км, замените по возможности датчики на двигателе и вариаторный ремень. Иначе может произойти «накладка»: сбой электроники плюс износ привода неминуемо заканчиваются его обрывом. Все это приводит к ремонту CVT, который стоит гораздо больше, чем замена ремня и датчиков.
Чтобы реализовать преимущества вариатора в полной мере, вовремя заливайте и меняйте «правильное» масло, соблюдайте спокойный стиль езды, передвигайтесь по хорошим дорогам и прогревайте коробку в морозы. Очевидно, что данные требования приемлемы для эксплуатации авто с CVT в городских условиях. Езда по пересеченной местности, «убитому» асфальту или грунтовкам машине с вариатором противопоказана. Ну и еще: после каждых 100 тыс. км пробега меняйте ремень, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
Особенности CVT
Речь идет об особом типе КПП, обеспечивающим бесступенчатое функционирование трансмиссии. Т. е. в вариаторе физические переключения скоростей отсутствуют. Передаточное число меняется плавно и незаметно: нет ни провалов, ни задержек. Это обусловлено постоянной тягой, когда «раскрутки» двигателя не наблюдается. Он работает тихо и стабильно – водитель не замечает момент изменения тягового усилия.
Конструкция CVT
Главными элементами является пара дисков-шкивов – ведущий (подключается к силовому агрегату) и ведомый. Чаще всего они соединяются металлизированным клиновидным ремнем. Бывают торовые CVT, но они мало распространены, поэтому упоминать их не стоит.
В клиноременном вариаторе шкивы постоянно меняют диаметр (сжимаются и расходятся), благодаря чему передаточное число может быть разным. Эта особенность гарантирует высокий КПД при плавном разгоне машины. В конечном итоге мотор всегда работает в оптимальном режиме, обеспечивая наименьший расход горючего.
Техобслуживание
Самое главное – смазка. То, что заливается в классические АКПП (ATF), в данном случае не подойдет. Более того; менять масло необходимо через каждые 30-40 тыс. км (для «автомата» оптимальный период находится в диапазоне 60-80 тыс. км). Применение особых составов связано со спецификой работы коробки. Здесь налицо «единство и борьба противоположностей». Имеющееся масло не должно мешать контакту шкива с металлизированным ремнем. С другой стороны – требуется защита деталей механизма от трения. Еще один нюанс – точное соответствие количества масла норме: перелив, как и недолив, не допускаются.
О режимах езды
На площадке под селектором обычно присутствуют те же обозначения, что и в транспортном средстве с «автоматом»: «Р», «D», «N», «R». Но, например, парковка (перевод в первый режим) на транспортном средстве с CVT имеет свои нюансы:
- ? нажмите на педаль тормоза, чтобы авто остановилось
- ? удерживая ее, рычаг переставьте в «N»
- ? поднимите ручник, отпустите тормоз и опять нажмите на него
- ? переведите рычаг в «Р», затем уберите ногу с педали
Подобный алгоритм действий продлит срок службы вала блокировки, срабатывающего при переводе селектора в положение «Р». Машины, оборудованные вариатором, могут оснащаться и дополнительными режимами передвижения:
- ? «L» – имитирует включение первой передачи на МКПП для увеличения оборотов двигателя при, например, спуске с горки, буксировке, езде по грунтовой дороге
- ? «S» (или Sport) – в этом режиме электроника раскручивает силовой агрегат до максимума для быстрого набора скорости (напоминает работу ступенчатой КПП при разгоне)
- ? «Е» (Econom) – обеспечивает минимальные нагрузки на двигатель
Стоит упомянуть ручной режим CVT, являющимся полуавтоматическим и работающим по аналогии с «Типтроником» АКПП.
Особенности езды на машине с вариатором
Данная трансмиссия очень не «любит» резких стартов с места и разгонов. Можно уверенно сказать: у любителей «рвать со светофора» вариатор прослужит не более 50-60 тыс. км. Подобный стиль вождения резко сокращает эксплуатационный ресурс механизма и чаще вызывает поломки. А ремонтировать вариатор обходится очень дорого. К тому же найти хорошую мастерскую сложно.
Еще одна «фобия» CVT – пробуксовки. Данный тип коробки не рассчитан на тяжелые условия эксплуатации. Например, если машина застряла, целесообразнее воспользоваться посторонней помощью, а не пытаться выехать посредством «раскачки» и буксования в грязи, снегу.
Следующий момент – прогрев вариатора зимой. Процедуру рекомендуется проводить при падении температуры воздуха ниже «0». Процесс прогрева совсем иной, нежели «автомата». Здесь нужно, после пуска двигателя, перевести рычаг в «N» на несколько секунд. Такая «операция» поможет быстро прогреть гидромуфту. Первую пару километров (чем ниже температура, тем больше расстояние) старайтесь не ускоряться и резко не маневрировать. В морозы, когда термометр падает ниже -30°, от поездок лучше вообще отказаться. Данное правило справедливо и для коробок-«автоматов» классического типа. Но если ехать необходимо:
- ? прогрейте мотор минут 20
- ? переведите селектор в положение «N» на 15 мин.
- ? всю поездку совершайте в плавном темпе без резких ускорений
Соблюдение несложных правил прогрева и стиля езды поможет значительно увеличить ресурс коробки, эксплуатируемой даже в регионах с суровым климатом.
Масло Nissan NS-2 CVT Fluid для CVT. Средняя цена 4 л: 8453 руб. Фото: ЯндексМаркет
Буксировка
Хоть и редко, но необходимость в ней возникает. Если что-то случилось с машиной, лучший вариант – вызвать эвакуатор. Можно обойтись и без него, если при буксировке вывесить передние колеса. Когда и такой возможности нет, изучите руководство к вашей модели авто, в которой должны быть инструкции по движению на тросе с вариатором. В отношении машин с CVT, используемых в качестве буксира, рекомендации однозначно одинаковые: вариатор не рассчитан на подобные нагрузки – таскать за собой автодома, прицепы нельзя. В крайнем случае посмотрите в мануал: там указывается максимальный вес транспортируемого за «кормой» груза.
При покупке автомобиля б/у с вариатором, обратите внимание на заднюю часть машины. Если есть фаркоп или следы его былого присутствия, от приобретения лучше отказаться.
Как продлить ресурс вариатора
Важный момент – соблюдение правил езды, указанных выше. Но помимо этого, регулярно осуществляйте (согласно регламента) диагностику силового агрегата. Да-да, не конкретно коробки, а лучше всей машины. Вариатор связан с частью датчиков мотора. При поломке одного из них CVT «выпадает в аварию». И это в лучшем случае: в худшем выходит из строя какой-либо элемент самой КПП. Например, при возникновении неисправностей у датчика скорости, электроника переводит ремень в среднее положение. Оно соответствует аварийной ситуации. Если авто будет ехать в таком режиме на большой скорости, обрыв ремня неизбежен.
Рекомендации при покупке б/у авто с CVT
Если пробег машины превышает 100 тыс. км, замените по возможности датчики на двигателе и вариаторный ремень. Иначе может произойти «накладка»: сбой электроники плюс износ привода неминуемо заканчиваются его обрывом. Все это приводит к ремонту CVT, который стоит гораздо больше, чем замена ремня и датчиков.
Выводы
Чтобы реализовать преимущества вариатора в полной мере, вовремя заливайте и меняйте «правильное» масло, соблюдайте спокойный стиль езды, передвигайтесь по хорошим дорогам и прогревайте коробку в морозы. Очевидно, что данные требования приемлемы для эксплуатации авто с CVT в городских условиях. Езда по пересеченной местности, «убитому» асфальту или грунтовкам машине с вариатором противопоказана. Ну и еще: после каждых 100 тыс. км пробега меняйте ремень, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...