
Как правильно обслуживать вариатор и ездить на авто с CVT?
Вариатор или CVT – довольно распространенный в мире вариант трансмиссии, хотя в России встречается не так часто, как, например, в странах ЕС или Америке. При этом многие автовладельцы даже и не подозревают, что на их машине стоит не гидромеханическией «автомат», а совсем другая коробка. А те, кто знает, считает, что вариатор ничем не отличается от АКПП. В итоге CVT эксплуатируют точно так же, как «автомат», а это неправильно и приводит к выходу из строя элементов трансмиссии. Поэтому часть водителей считает вариатор проблемной конструкцией, имеющий малый срок службы.
Речь идет об особом типе КПП, обеспечивающим бесступенчатое функционирование трансмиссии. Т. е. в вариаторе физические переключения скоростей отсутствуют. Передаточное число меняется плавно и незаметно: нет ни провалов, ни задержек. Это обусловлено постоянной тягой, когда «раскрутки» двигателя не наблюдается. Он работает тихо и стабильно – водитель не замечает момент изменения тягового усилия.
Главными элементами является пара дисков-шкивов – ведущий (подключается к силовому агрегату) и ведомый. Чаще всего они соединяются металлизированным клиновидным ремнем. Бывают торовые CVT, но они мало распространены, поэтому упоминать их не стоит.
В клиноременном вариаторе шкивы постоянно меняют диаметр (сжимаются и расходятся), благодаря чему передаточное число может быть разным. Эта особенность гарантирует высокий КПД при плавном разгоне машины. В конечном итоге мотор всегда работает в оптимальном режиме, обеспечивая наименьший расход горючего.
Самое главное – смазка. То, что заливается в классические АКПП (ATF), в данном случае не подойдет. Более того; менять масло необходимо через каждые 30-40 тыс. км (для «автомата» оптимальный период находится в диапазоне 60-80 тыс. км). Применение особых составов связано со спецификой работы коробки. Здесь налицо «единство и борьба противоположностей». Имеющееся масло не должно мешать контакту шкива с металлизированным ремнем. С другой стороны – требуется защита деталей механизма от трения. Еще один нюанс – точное соответствие количества масла норме: перелив, как и недолив, не допускаются.
На площадке под селектором обычно присутствуют те же обозначения, что и в транспортном средстве с «автоматом»: «Р», «D», «N», «R». Но, например, парковка (перевод в первый режим) на транспортном средстве с CVT имеет свои нюансы:
Подобный алгоритм действий продлит срок службы вала блокировки, срабатывающего при переводе селектора в положение «Р». Машины, оборудованные вариатором, могут оснащаться и дополнительными режимами передвижения:
Стоит упомянуть ручной режим CVT, являющимся полуавтоматическим и работающим по аналогии с «Типтроником» АКПП.
Данная трансмиссия очень не «любит» резких стартов с места и разгонов. Можно уверенно сказать: у любителей «рвать со светофора» вариатор прослужит не более 50-60 тыс. км. Подобный стиль вождения резко сокращает эксплуатационный ресурс механизма и чаще вызывает поломки. А ремонтировать вариатор обходится очень дорого. К тому же найти хорошую мастерскую сложно.
Еще одна «фобия» CVT – пробуксовки. Данный тип коробки не рассчитан на тяжелые условия эксплуатации. Например, если машина застряла, целесообразнее воспользоваться посторонней помощью, а не пытаться выехать посредством «раскачки» и буксования в грязи, снегу.
Следующий момент – прогрев вариатора зимой. Процедуру рекомендуется проводить при падении температуры воздуха ниже «0». Процесс прогрева совсем иной, нежели «автомата». Здесь нужно, после пуска двигателя, перевести рычаг в «N» на несколько секунд. Такая «операция» поможет быстро прогреть гидромуфту. Первую пару километров (чем ниже температура, тем больше расстояние) старайтесь не ускоряться и резко не маневрировать. В морозы, когда термометр падает ниже -30°, от поездок лучше вообще отказаться. Данное правило справедливо и для коробок-«автоматов» классического типа. Но если ехать необходимо:
Соблюдение несложных правил прогрева и стиля езды поможет значительно увеличить ресурс коробки, эксплуатируемой даже в регионах с суровым климатом.
Масло Nissan NS-2 CVT Fluid для CVT. Средняя цена 4 л: 8453 руб. Фото: ЯндексМаркет
Хоть и редко, но необходимость в ней возникает. Если что-то случилось с машиной, лучший вариант – вызвать эвакуатор. Можно обойтись и без него, если при буксировке вывесить передние колеса. Когда и такой возможности нет, изучите руководство к вашей модели авто, в которой должны быть инструкции по движению на тросе с вариатором. В отношении машин с CVT, используемых в качестве буксира, рекомендации однозначно одинаковые: вариатор не рассчитан на подобные нагрузки – таскать за собой автодома, прицепы нельзя. В крайнем случае посмотрите в мануал: там указывается максимальный вес транспортируемого за «кормой» груза.
Важный момент – соблюдение правил езды, указанных выше. Но помимо этого, регулярно осуществляйте (согласно регламента) диагностику силового агрегата. Да-да, не конкретно коробки, а лучше всей машины. Вариатор связан с частью датчиков мотора. При поломке одного из них CVT «выпадает в аварию». И это в лучшем случае: в худшем выходит из строя какой-либо элемент самой КПП. Например, при возникновении неисправностей у датчика скорости, электроника переводит ремень в среднее положение. Оно соответствует аварийной ситуации. Если авто будет ехать в таком режиме на большой скорости, обрыв ремня неизбежен.
Если пробег машины превышает 100 тыс. км, замените по возможности датчики на двигателе и вариаторный ремень. Иначе может произойти «накладка»: сбой электроники плюс износ привода неминуемо заканчиваются его обрывом. Все это приводит к ремонту CVT, который стоит гораздо больше, чем замена ремня и датчиков.
Чтобы реализовать преимущества вариатора в полной мере, вовремя заливайте и меняйте «правильное» масло, соблюдайте спокойный стиль езды, передвигайтесь по хорошим дорогам и прогревайте коробку в морозы. Очевидно, что данные требования приемлемы для эксплуатации авто с CVT в городских условиях. Езда по пересеченной местности, «убитому» асфальту или грунтовкам машине с вариатором противопоказана. Ну и еще: после каждых 100 тыс. км пробега меняйте ремень, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
Особенности CVT
Речь идет об особом типе КПП, обеспечивающим бесступенчатое функционирование трансмиссии. Т. е. в вариаторе физические переключения скоростей отсутствуют. Передаточное число меняется плавно и незаметно: нет ни провалов, ни задержек. Это обусловлено постоянной тягой, когда «раскрутки» двигателя не наблюдается. Он работает тихо и стабильно – водитель не замечает момент изменения тягового усилия.
Конструкция CVT
Главными элементами является пара дисков-шкивов – ведущий (подключается к силовому агрегату) и ведомый. Чаще всего они соединяются металлизированным клиновидным ремнем. Бывают торовые CVT, но они мало распространены, поэтому упоминать их не стоит.
В клиноременном вариаторе шкивы постоянно меняют диаметр (сжимаются и расходятся), благодаря чему передаточное число может быть разным. Эта особенность гарантирует высокий КПД при плавном разгоне машины. В конечном итоге мотор всегда работает в оптимальном режиме, обеспечивая наименьший расход горючего.
Техобслуживание
Самое главное – смазка. То, что заливается в классические АКПП (ATF), в данном случае не подойдет. Более того; менять масло необходимо через каждые 30-40 тыс. км (для «автомата» оптимальный период находится в диапазоне 60-80 тыс. км). Применение особых составов связано со спецификой работы коробки. Здесь налицо «единство и борьба противоположностей». Имеющееся масло не должно мешать контакту шкива с металлизированным ремнем. С другой стороны – требуется защита деталей механизма от трения. Еще один нюанс – точное соответствие количества масла норме: перелив, как и недолив, не допускаются.
О режимах езды
На площадке под селектором обычно присутствуют те же обозначения, что и в транспортном средстве с «автоматом»: «Р», «D», «N», «R». Но, например, парковка (перевод в первый режим) на транспортном средстве с CVT имеет свои нюансы:
- ? нажмите на педаль тормоза, чтобы авто остановилось
- ? удерживая ее, рычаг переставьте в «N»
- ? поднимите ручник, отпустите тормоз и опять нажмите на него
- ? переведите рычаг в «Р», затем уберите ногу с педали
Подобный алгоритм действий продлит срок службы вала блокировки, срабатывающего при переводе селектора в положение «Р». Машины, оборудованные вариатором, могут оснащаться и дополнительными режимами передвижения:
- ? «L» – имитирует включение первой передачи на МКПП для увеличения оборотов двигателя при, например, спуске с горки, буксировке, езде по грунтовой дороге
- ? «S» (или Sport) – в этом режиме электроника раскручивает силовой агрегат до максимума для быстрого набора скорости (напоминает работу ступенчатой КПП при разгоне)
- ? «Е» (Econom) – обеспечивает минимальные нагрузки на двигатель
Стоит упомянуть ручной режим CVT, являющимся полуавтоматическим и работающим по аналогии с «Типтроником» АКПП.
Особенности езды на машине с вариатором
Данная трансмиссия очень не «любит» резких стартов с места и разгонов. Можно уверенно сказать: у любителей «рвать со светофора» вариатор прослужит не более 50-60 тыс. км. Подобный стиль вождения резко сокращает эксплуатационный ресурс механизма и чаще вызывает поломки. А ремонтировать вариатор обходится очень дорого. К тому же найти хорошую мастерскую сложно.
Еще одна «фобия» CVT – пробуксовки. Данный тип коробки не рассчитан на тяжелые условия эксплуатации. Например, если машина застряла, целесообразнее воспользоваться посторонней помощью, а не пытаться выехать посредством «раскачки» и буксования в грязи, снегу.
Следующий момент – прогрев вариатора зимой. Процедуру рекомендуется проводить при падении температуры воздуха ниже «0». Процесс прогрева совсем иной, нежели «автомата». Здесь нужно, после пуска двигателя, перевести рычаг в «N» на несколько секунд. Такая «операция» поможет быстро прогреть гидромуфту. Первую пару километров (чем ниже температура, тем больше расстояние) старайтесь не ускоряться и резко не маневрировать. В морозы, когда термометр падает ниже -30°, от поездок лучше вообще отказаться. Данное правило справедливо и для коробок-«автоматов» классического типа. Но если ехать необходимо:
- ? прогрейте мотор минут 20
- ? переведите селектор в положение «N» на 15 мин.
- ? всю поездку совершайте в плавном темпе без резких ускорений
Соблюдение несложных правил прогрева и стиля езды поможет значительно увеличить ресурс коробки, эксплуатируемой даже в регионах с суровым климатом.

Буксировка
Хоть и редко, но необходимость в ней возникает. Если что-то случилось с машиной, лучший вариант – вызвать эвакуатор. Можно обойтись и без него, если при буксировке вывесить передние колеса. Когда и такой возможности нет, изучите руководство к вашей модели авто, в которой должны быть инструкции по движению на тросе с вариатором. В отношении машин с CVT, используемых в качестве буксира, рекомендации однозначно одинаковые: вариатор не рассчитан на подобные нагрузки – таскать за собой автодома, прицепы нельзя. В крайнем случае посмотрите в мануал: там указывается максимальный вес транспортируемого за «кормой» груза.
При покупке автомобиля б/у с вариатором, обратите внимание на заднюю часть машины. Если есть фаркоп или следы его былого присутствия, от приобретения лучше отказаться.
Как продлить ресурс вариатора
Важный момент – соблюдение правил езды, указанных выше. Но помимо этого, регулярно осуществляйте (согласно регламента) диагностику силового агрегата. Да-да, не конкретно коробки, а лучше всей машины. Вариатор связан с частью датчиков мотора. При поломке одного из них CVT «выпадает в аварию». И это в лучшем случае: в худшем выходит из строя какой-либо элемент самой КПП. Например, при возникновении неисправностей у датчика скорости, электроника переводит ремень в среднее положение. Оно соответствует аварийной ситуации. Если авто будет ехать в таком режиме на большой скорости, обрыв ремня неизбежен.
Рекомендации при покупке б/у авто с CVT
Если пробег машины превышает 100 тыс. км, замените по возможности датчики на двигателе и вариаторный ремень. Иначе может произойти «накладка»: сбой электроники плюс износ привода неминуемо заканчиваются его обрывом. Все это приводит к ремонту CVT, который стоит гораздо больше, чем замена ремня и датчиков.
Выводы
Чтобы реализовать преимущества вариатора в полной мере, вовремя заливайте и меняйте «правильное» масло, соблюдайте спокойный стиль езды, передвигайтесь по хорошим дорогам и прогревайте коробку в морозы. Очевидно, что данные требования приемлемы для эксплуатации авто с CVT в городских условиях. Езда по пересеченной местности, «убитому» асфальту или грунтовкам машине с вариатором противопоказана. Ну и еще: после каждых 100 тыс. км пробега меняйте ремень, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....