Как правильно обслуживать вариатор и ездить на авто с CVT?
7 627

Как правильно обслуживать вариатор и ездить на авто с CVT?

Вариатор или CVT – довольно распространенный в мире вариант трансмиссии, хотя в России встречается не так часто, как, например, в странах ЕС или Америке. При этом многие автовладельцы даже и не подозревают, что на их машине стоит не гидромеханическией «автомат», а совсем другая коробка. А те, кто знает, считает, что вариатор ничем не отличается от АКПП. В итоге CVT эксплуатируют точно так же, как «автомат», а это неправильно и приводит к выходу из строя элементов трансмиссии. Поэтому часть водителей считает вариатор проблемной конструкцией, имеющий малый срок службы.


Особенности CVT


Речь идет об особом типе КПП, обеспечивающим бесступенчатое функционирование трансмиссии. Т. е. в вариаторе физические переключения скоростей отсутствуют. Передаточное число меняется плавно и незаметно: нет ни провалов, ни задержек. Это обусловлено постоянной тягой, когда «раскрутки» двигателя не наблюдается. Он работает тихо и стабильно – водитель не замечает момент изменения тягового усилия.

Конструкция CVT


Главными элементами является пара дисков-шкивов – ведущий (подключается к силовому агрегату) и ведомый. Чаще всего они соединяются металлизированным клиновидным ремнем. Бывают торовые CVT, но они мало распространены, поэтому упоминать их не стоит.

В разобранной CVT видна пара шкивов, соединенных ремнем. Фото: YouTube. com


В клиноременном вариаторе шкивы постоянно меняют диаметр (сжимаются и расходятся), благодаря чему передаточное число может быть разным. Эта особенность гарантирует высокий КПД при плавном разгоне машины. В конечном итоге мотор всегда работает в оптимальном режиме, обеспечивая наименьший расход горючего.

Ремень вариатора для Mitsubishi ASX. Средняя цена: 2900 руб. Фото: YouTube. com


Техобслуживание


Самое главное – смазка. То, что заливается в классические АКПП (ATF), в данном случае не подойдет. Более того; менять масло необходимо через каждые 30-40 тыс. км (для «автомата» оптимальный период находится в диапазоне 60-80 тыс. км). Применение особых составов связано со спецификой работы коробки. Здесь налицо «единство и борьба противоположностей». Имеющееся масло не должно мешать контакту шкива с металлизированным ремнем. С другой стороны – требуется защита деталей механизма от трения. Еще один нюанс – точное соответствие количества масла норме: перелив, как и недолив, не допускаются.

Так выглядит масло в вариаторе, которое не меняли вовремя. Фото: YouTube. com


О режимах езды


На площадке под селектором обычно присутствуют те же обозначения, что и в транспортном средстве с «автоматом»: «Р», «D», «N», «R». Но, например, парковка (перевод в первый режим) на транспортном средстве с CVT имеет свои нюансы:

  • ? нажмите на педаль тормоза, чтобы авто остановилось
  • ? удерживая ее, рычаг переставьте в «N»
  • ? поднимите ручник, отпустите тормоз и опять нажмите на него
  • ? переведите рычаг в «Р», затем уберите ногу с педали


Подобный алгоритм действий продлит срок службы вала блокировки, срабатывающего при переводе селектора в положение «Р». Машины, оборудованные вариатором, могут оснащаться и дополнительными режимами передвижения:

  • ? «L» – имитирует включение первой передачи на МКПП для увеличения оборотов двигателя при, например, спуске с горки, буксировке, езде по грунтовой дороге
  • ? «S» (или Sport) – в этом режиме электроника раскручивает силовой агрегат до максимума для быстрого набора скорости (напоминает работу ступенчатой КПП при разгоне)
  • ? «Е» (Econom) – обеспечивает минимальные нагрузки на двигатель


Стоит упомянуть ручной режим CVT, являющимся полуавтоматическим и работающим по аналогии с «Типтроником» АКПП.

Особенности езды на машине с вариатором


Данная трансмиссия очень не «любит» резких стартов с места и разгонов. Можно уверенно сказать: у любителей «рвать со светофора» вариатор прослужит не более 50-60 тыс. км. Подобный стиль вождения резко сокращает эксплуатационный ресурс механизма и чаще вызывает поломки. А ремонтировать вариатор обходится очень дорого. К тому же найти хорошую мастерскую сложно.

Еще одна «фобия» CVT – пробуксовки. Данный тип коробки не рассчитан на тяжелые условия эксплуатации. Например, если машина застряла, целесообразнее воспользоваться посторонней помощью, а не пытаться выехать посредством «раскачки» и буксования в грязи, снегу.

Авто с вариатором не предназначено для проселка. Фото: YouTube. com


Следующий момент – прогрев вариатора зимой. Процедуру рекомендуется проводить при падении температуры воздуха ниже «0». Процесс прогрева совсем иной, нежели «автомата». Здесь нужно, после пуска двигателя, перевести рычаг в «N» на несколько секунд. Такая «операция» поможет быстро прогреть гидромуфту. Первую пару километров (чем ниже температура, тем больше расстояние) старайтесь не ускоряться и резко не маневрировать. В морозы, когда термометр падает ниже -30°, от поездок лучше вообще отказаться. Данное правило справедливо и для коробок-«автоматов» классического типа. Но если ехать необходимо:

  • ? прогрейте мотор минут 20
  • ? переведите селектор в положение «N» на 15 мин.
  • ? всю поездку совершайте в плавном темпе без резких ускорений


Соблюдение несложных правил прогрева и стиля езды поможет значительно увеличить ресурс коробки, эксплуатируемой даже в регионах с суровым климатом.

Как правильно обслуживать вариатор и ездить на авто с CVT?Масло Nissan NS-2 CVT Fluid для CVT. Средняя цена 4 л: 8453 руб. Фото: ЯндексМаркет


Буксировка


Хоть и редко, но необходимость в ней возникает. Если что-то случилось с машиной, лучший вариант – вызвать эвакуатор. Можно обойтись и без него, если при буксировке вывесить передние колеса. Когда и такой возможности нет, изучите руководство к вашей модели авто, в которой должны быть инструкции по движению на тросе с вариатором. В отношении машин с CVT, используемых в качестве буксира, рекомендации однозначно одинаковые: вариатор не рассчитан на подобные нагрузки – таскать за собой автодома, прицепы нельзя. В крайнем случае посмотрите в мануал: там указывается максимальный вес транспортируемого за «кормой» груза.

При покупке автомобиля б/у с вариатором, обратите внимание на заднюю часть машины. Если есть фаркоп или следы его былого присутствия, от приобретения лучше отказаться.


Как продлить ресурс вариатора


Важный момент – соблюдение правил езды, указанных выше. Но помимо этого, регулярно осуществляйте (согласно регламента) диагностику силового агрегата. Да-да, не конкретно коробки, а лучше всей машины. Вариатор связан с частью датчиков мотора. При поломке одного из них CVT «выпадает в аварию». И это в лучшем случае: в худшем выходит из строя какой-либо элемент самой КПП. Например, при возникновении неисправностей у датчика скорости, электроника переводит ремень в среднее положение. Оно соответствует аварийной ситуации. Если авто будет ехать в таком режиме на большой скорости, обрыв ремня неизбежен.

Рекомендации при покупке б/у авто с CVT


Если пробег машины превышает 100 тыс. км, замените по возможности датчики на двигателе и вариаторный ремень. Иначе может произойти «накладка»: сбой электроники плюс износ привода неминуемо заканчиваются его обрывом. Все это приводит к ремонту CVT, который стоит гораздо больше, чем замена ремня и датчиков.

Ремонт вариатора – дорогое мероприятие. Фото: YouTube. com


Выводы


Чтобы реализовать преимущества вариатора в полной мере, вовремя заливайте и меняйте «правильное» масло, соблюдайте спокойный стиль езды, передвигайтесь по хорошим дорогам и прогревайте коробку в морозы. Очевидно, что данные требования приемлемы для эксплуатации авто с CVT в городских условиях. Езда по пересеченной местности, «убитому» асфальту или грунтовкам машине с вариатором противопоказана. Ну и еще: после каждых 100 тыс. км пробега меняйте ремень, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
А вы как обслуживаете и эксплуатируете вариатор?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас