
«Последний рейс» – что происходит с самолетами после списания
Решение о выводе самолета из эксплуатации принимает руководство конкретной авиакомпании. Чаще всего аналитики основываются на экономической эффективности воздушного судна. Вывод некоторых моделей нередко бывает обусловлен выпуском новых поколений в линейках.
К примеру, современные Airbus A350 или Boeing 787 расходуют на 25-30% меньше топлива, чем предыдущие генерации. Поэтому использование вторых со временем становится финансово невыгодным.
Кроме того, не последнюю роль играет и соотношение прибыли от самолета и затрат на его техническое обслуживание. Чем старше конкретный экземпляр, тем чаще необходимо проводить проверки, ТО и сложнее найти на него запчасти.
В России десятки «кладбищ» самолетов и другой авиатехники. Фото: YouTube.com
Итак, самолет «списали». Теперь предлагаем рассмотреть наиболее частые сценарии его последнего «пути».
Распространенной практикой продления срока службы списанных лайнеров является переоборудование. Речь идет в основном о пассажирских самолетах. Процесс «преобразования» включает в себя герметизацию окон, установку погрузочной «двери» и демонтаж салона.
Иногда пассажирские самолеты переделывают в грузовые. Фото: YouTube.com
Таким образом суда получают некое подобие «второй жизни» в ином формате. Кроме того, бывают случаи, когда устаревшие пассажирские самолеты крупных авиалиний передают в региональные представительства. Встречаются и факты продажи машин в менее обеспеченные третьи страны.
Когда уже нечего «конвертировать», обычно переходят к этапу переработки и утилизации. Процесс получил широкое распространение и включает в себя разборку самолетов на запчасти и реализацию их с целью повторного использования.
Годовой оборот этого сегмента на мировом уровне достигает порядка 6 млрд долларов (600 млрд руб.). И речь идет только об официальных данных. Досконально никому не известно, сколько лайнеров разбирают «серым» способом.
Со списанных самолетов снимают ценные детали, остальное перерабатывают. Фото: YouTube.com
Востребованными компонентами считаются двигатели, авионика, осветительное оборудование. Второй категорией по популярности стали элементы интерьера, а также иллюминаторы.
После завершения процесса демонтажа запасных частей, фюзеляж и «остатки» отправляют на переработку. Примечательно, с крупных лайнеров можно получить до 30 тонн ценных металлов. К примеру, помимо алюминия, в этом списке также есть титан.
Наиболее известным местом, где в прошлом оставляли списанные самолеты, было Ходынское поле. Еще в начале XX века здесь построили аэродром, который служил нуждам авиации. В 2003 году с его взлетной полосы поднялся последний самолет, после этого территорию закрыли.
В Кургане есть музей-хранилище cоветских самолетов и вертолетов. Фото: YouTube.com
Изначально на этом месте планировалось открытие музея, но так сложилось, что большую часть «экспонатов» сдали на лом. Сегодня в этой локации находится парк, центральная аллея которого когда-то была взлетно-посадочной полосой.
Еще одно «авиакладбище» расположено в Казани. На его территорию пускают посетителей, но там в большинстве своем представлены лишь «пустые» фюзеляжи. Сколько-нибудь ценные детали были демонтированы для повторной эксплуатации.
В Домодедово также есть особая зона, на которой расположены списанные самолеты. Она находится на территории аэропорта под открытым небом. «Скучающие» воздушные суда хорошо просматриваются во время взлета и посадки, а также из окон московского терминала.
Упоминания заслуживает и небольшой музей в Кургане. Он посвящен авиации периода Советского Союза. Там можно встретить МиГ-19П, разные «Сушки», «Аны» и «Яки».
Самолеты, после вывода из эксплуатации, нередко отправляются на долгосрочное хранение в специальные центры. Как правило, они расположены в местах с засушливым климатом.
Выбор этой зоны продиктован минимизацией риска коррозии. Во влажной среде процесс окисления происходит гораздо быстрее.
Так выглядит Дэвис-Монтан – крупнейший центр хранения авиатехники. Фото: YouTube.com
Если посмотреть на хранение самолетов в глобальном разрезе, то одним из крупнейших центров считается база Дэвис-Монтан в Аризоне (США). Ее площадь составляет 10 кв. км.
Там расположены тысячи единиц авиационной техники со всего мира. Поддерживает востребованность локации пустынная климатическая зона, которая значительно облегчает «консервацию» самолетов.
Еще один центр хранения расположен в Испании, на территории аэропорта Тируэль. Эта площадка специализируется на техническом обслуживании и длительном размещении авиалайнеров. Воздушная гавань находится на высоте тысячи метров над уровнем моря, что также обеспечивает низкую влажность.
К примеру, современные Airbus A350 или Boeing 787 расходуют на 25-30% меньше топлива, чем предыдущие генерации. Поэтому использование вторых со временем становится финансово невыгодным.
Кроме того, не последнюю роль играет и соотношение прибыли от самолета и затрат на его техническое обслуживание. Чем старше конкретный экземпляр, тем чаще необходимо проводить проверки, ТО и сложнее найти на него запчасти.

Итак, самолет «списали». Теперь предлагаем рассмотреть наиболее частые сценарии его последнего «пути».
Конвертация пассажирских модификаций в грузовые
Распространенной практикой продления срока службы списанных лайнеров является переоборудование. Речь идет в основном о пассажирских самолетах. Процесс «преобразования» включает в себя герметизацию окон, установку погрузочной «двери» и демонтаж салона.

Таким образом суда получают некое подобие «второй жизни» в ином формате. Кроме того, бывают случаи, когда устаревшие пассажирские самолеты крупных авиалиний передают в региональные представительства. Встречаются и факты продажи машин в менее обеспеченные третьи страны.
Вторичная переработка и утилизация
Когда уже нечего «конвертировать», обычно переходят к этапу переработки и утилизации. Процесс получил широкое распространение и включает в себя разборку самолетов на запчасти и реализацию их с целью повторного использования.
Годовой оборот этого сегмента на мировом уровне достигает порядка 6 млрд долларов (600 млрд руб.). И речь идет только об официальных данных. Досконально никому не известно, сколько лайнеров разбирают «серым» способом.

Востребованными компонентами считаются двигатели, авионика, осветительное оборудование. Второй категорией по популярности стали элементы интерьера, а также иллюминаторы.
После завершения процесса демонтажа запасных частей, фюзеляж и «остатки» отправляют на переработку. Примечательно, с крупных лайнеров можно получить до 30 тонн ценных металлов. К примеру, помимо алюминия, в этом списке также есть титан.
Российские хранилища старых самолетов
Наиболее известным местом, где в прошлом оставляли списанные самолеты, было Ходынское поле. Еще в начале XX века здесь построили аэродром, который служил нуждам авиации. В 2003 году с его взлетной полосы поднялся последний самолет, после этого территорию закрыли.

Изначально на этом месте планировалось открытие музея, но так сложилось, что большую часть «экспонатов» сдали на лом. Сегодня в этой локации находится парк, центральная аллея которого когда-то была взлетно-посадочной полосой.
Еще одно «авиакладбище» расположено в Казани. На его территорию пускают посетителей, но там в большинстве своем представлены лишь «пустые» фюзеляжи. Сколько-нибудь ценные детали были демонтированы для повторной эксплуатации.
В Домодедово также есть особая зона, на которой расположены списанные самолеты. Она находится на территории аэропорта под открытым небом. «Скучающие» воздушные суда хорошо просматриваются во время взлета и посадки, а также из окон московского терминала.
Упоминания заслуживает и небольшой музей в Кургане. Он посвящен авиации периода Советского Союза. Там можно встретить МиГ-19П, разные «Сушки», «Аны» и «Яки».
Крупнейшие центры хранения и утилизации мира
Самолеты, после вывода из эксплуатации, нередко отправляются на долгосрочное хранение в специальные центры. Как правило, они расположены в местах с засушливым климатом.
Выбор этой зоны продиктован минимизацией риска коррозии. Во влажной среде процесс окисления происходит гораздо быстрее.

Если посмотреть на хранение самолетов в глобальном разрезе, то одним из крупнейших центров считается база Дэвис-Монтан в Аризоне (США). Ее площадь составляет 10 кв. км.
Там расположены тысячи единиц авиационной техники со всего мира. Поддерживает востребованность локации пустынная климатическая зона, которая значительно облегчает «консервацию» самолетов.
Еще один центр хранения расположен в Испании, на территории аэропорта Тируэль. Эта площадка специализируется на техническом обслуживании и длительном размещении авиалайнеров. Воздушная гавань находится на высоте тысячи метров над уровнем моря, что также обеспечивает низкую влажность.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...