«Последний рейс» – что происходит с самолетами после списания
648

«Последний рейс» – что происходит с самолетами после списания

Решение о выводе самолета из эксплуатации принимает руководство конкретной авиакомпании. Чаще всего аналитики основываются на экономической эффективности воздушного судна. Вывод некоторых моделей нередко бывает обусловлен выпуском новых поколений в линейках.


К примеру, современные Airbus A350 или Boeing 787 расходуют на 25-30% меньше топлива, чем предыдущие генерации. Поэтому использование вторых со временем становится финансово невыгодным.

Кроме того, не последнюю роль играет и соотношение прибыли от самолета и затрат на его техническое обслуживание. Чем старше конкретный экземпляр, тем чаще необходимо проводить проверки, ТО и сложнее найти на него запчасти.

«Последний рейс» – что происходит с самолетами после списанияВ России десятки «кладбищ» самолетов и другой авиатехники. Фото: YouTube.com

Итак, самолет «списали». Теперь предлагаем рассмотреть наиболее частые сценарии его последнего «пути».

Конвертация пассажирских модификаций в грузовые


Распространенной практикой продления срока службы списанных лайнеров является переоборудование. Речь идет в основном о пассажирских самолетах. Процесс «преобразования» включает в себя герметизацию окон, установку погрузочной «двери» и демонтаж салона.

Иногда пассажирские самолеты переделывают в грузовые. Фото: YouTube.com

Таким образом суда получают некое подобие «второй жизни» в ином формате. Кроме того, бывают случаи, когда устаревшие пассажирские самолеты крупных авиалиний передают в региональные представительства. Встречаются и факты продажи машин в менее обеспеченные третьи страны.

Вторичная переработка и утилизация


Когда уже нечего «конвертировать», обычно переходят к этапу переработки и утилизации. Процесс получил широкое распространение и включает в себя разборку самолетов на запчасти и реализацию их с целью повторного использования.

Годовой оборот этого сегмента на мировом уровне достигает порядка 6 млрд долларов (600 млрд руб.). И речь идет только об официальных данных. Досконально никому не известно, сколько лайнеров разбирают «серым» способом.

Со списанных самолетов снимают ценные детали, остальное перерабатывают. Фото: YouTube.com

Востребованными компонентами считаются двигатели, авионика, осветительное оборудование. Второй категорией по популярности стали элементы интерьера, а также иллюминаторы.

После завершения процесса демонтажа запасных частей, фюзеляж и «остатки» отправляют на переработку. Примечательно, с крупных лайнеров можно получить до 30 тонн ценных металлов. К примеру, помимо алюминия, в этом списке также есть титан.

Российские хранилища старых самолетов


Наиболее известным местом, где в прошлом оставляли списанные самолеты, было Ходынское поле. Еще в начале XX века здесь построили аэродром, который служил нуждам авиации. В 2003 году с его взлетной полосы поднялся последний самолет, после этого территорию закрыли.

В Кургане есть музей-хранилище cоветских самолетов и вертолетов. Фото: YouTube.com

Изначально на этом месте планировалось открытие музея, но так сложилось, что большую часть «экспонатов» сдали на лом. Сегодня в этой локации находится парк, центральная аллея которого когда-то была взлетно-посадочной полосой.

Еще одно «авиакладбище» расположено в Казани. На его территорию пускают посетителей, но там в большинстве своем представлены лишь «пустые» фюзеляжи. Сколько-нибудь ценные детали были демонтированы для повторной эксплуатации.

В Домодедово также есть особая зона, на которой расположены списанные самолеты. Она находится на территории аэропорта под открытым небом. «Скучающие» воздушные суда хорошо просматриваются во время взлета и посадки, а также из окон московского терминала.

Упоминания заслуживает и небольшой музей в Кургане. Он посвящен авиации периода Советского Союза. Там можно встретить МиГ-19П, разные «Сушки», «Аны» и «Яки».

Крупнейшие центры хранения и утилизации мира


Самолеты, после вывода из эксплуатации, нередко отправляются на долгосрочное хранение в специальные центры. Как правило, они расположены в местах с засушливым климатом.

Выбор этой зоны продиктован минимизацией риска коррозии. Во влажной среде процесс окисления происходит гораздо быстрее.

Так выглядит Дэвис-Монтан – крупнейший центр хранения авиатехники. Фото: YouTube.com

Если посмотреть на хранение самолетов в глобальном разрезе, то одним из крупнейших центров считается база Дэвис-Монтан в Аризоне (США). Ее площадь составляет 10 кв. км.

Там расположены тысячи единиц авиационной техники со всего мира. Поддерживает востребованность локации пустынная климатическая зона, которая значительно облегчает «консервацию» самолетов.

Еще один центр хранения расположен в Испании, на территории аэропорта Тируэль. Эта площадка специализируется на техническом обслуживании и длительном размещении авиалайнеров. Воздушная гавань находится на высоте тысячи метров над уровнем моря, что также обеспечивает низкую влажность.
Какой из способов «продления жизни» авиатехники вам кажется наиболее оптимальным?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Производство Ил-76 хотят расширить

Производство Ил-76 хотят расширить

А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...