
«Последний рейс» – что происходит с самолетами после списания
Решение о выводе самолета из эксплуатации принимает руководство конкретной авиакомпании. Чаще всего аналитики основываются на экономической эффективности воздушного судна. Вывод некоторых моделей нередко бывает обусловлен выпуском новых поколений в линейках.
К примеру, современные Airbus A350 или Boeing 787 расходуют на 25-30% меньше топлива, чем предыдущие генерации. Поэтому использование вторых со временем становится финансово невыгодным.
Кроме того, не последнюю роль играет и соотношение прибыли от самолета и затрат на его техническое обслуживание. Чем старше конкретный экземпляр, тем чаще необходимо проводить проверки, ТО и сложнее найти на него запчасти.
В России десятки «кладбищ» самолетов и другой авиатехники. Фото: YouTube.com
Итак, самолет «списали». Теперь предлагаем рассмотреть наиболее частые сценарии его последнего «пути».
Распространенной практикой продления срока службы списанных лайнеров является переоборудование. Речь идет в основном о пассажирских самолетах. Процесс «преобразования» включает в себя герметизацию окон, установку погрузочной «двери» и демонтаж салона.
Иногда пассажирские самолеты переделывают в грузовые. Фото: YouTube.com
Таким образом суда получают некое подобие «второй жизни» в ином формате. Кроме того, бывают случаи, когда устаревшие пассажирские самолеты крупных авиалиний передают в региональные представительства. Встречаются и факты продажи машин в менее обеспеченные третьи страны.
Когда уже нечего «конвертировать», обычно переходят к этапу переработки и утилизации. Процесс получил широкое распространение и включает в себя разборку самолетов на запчасти и реализацию их с целью повторного использования.
Годовой оборот этого сегмента на мировом уровне достигает порядка 6 млрд долларов (600 млрд руб.). И речь идет только об официальных данных. Досконально никому не известно, сколько лайнеров разбирают «серым» способом.
Со списанных самолетов снимают ценные детали, остальное перерабатывают. Фото: YouTube.com
Востребованными компонентами считаются двигатели, авионика, осветительное оборудование. Второй категорией по популярности стали элементы интерьера, а также иллюминаторы.
После завершения процесса демонтажа запасных частей, фюзеляж и «остатки» отправляют на переработку. Примечательно, с крупных лайнеров можно получить до 30 тонн ценных металлов. К примеру, помимо алюминия, в этом списке также есть титан.
Наиболее известным местом, где в прошлом оставляли списанные самолеты, было Ходынское поле. Еще в начале XX века здесь построили аэродром, который служил нуждам авиации. В 2003 году с его взлетной полосы поднялся последний самолет, после этого территорию закрыли.
В Кургане есть музей-хранилище cоветских самолетов и вертолетов. Фото: YouTube.com
Изначально на этом месте планировалось открытие музея, но так сложилось, что большую часть «экспонатов» сдали на лом. Сегодня в этой локации находится парк, центральная аллея которого когда-то была взлетно-посадочной полосой.
Еще одно «авиакладбище» расположено в Казани. На его территорию пускают посетителей, но там в большинстве своем представлены лишь «пустые» фюзеляжи. Сколько-нибудь ценные детали были демонтированы для повторной эксплуатации.
В Домодедово также есть особая зона, на которой расположены списанные самолеты. Она находится на территории аэропорта под открытым небом. «Скучающие» воздушные суда хорошо просматриваются во время взлета и посадки, а также из окон московского терминала.
Упоминания заслуживает и небольшой музей в Кургане. Он посвящен авиации периода Советского Союза. Там можно встретить МиГ-19П, разные «Сушки», «Аны» и «Яки».
Самолеты, после вывода из эксплуатации, нередко отправляются на долгосрочное хранение в специальные центры. Как правило, они расположены в местах с засушливым климатом.
Выбор этой зоны продиктован минимизацией риска коррозии. Во влажной среде процесс окисления происходит гораздо быстрее.
Так выглядит Дэвис-Монтан – крупнейший центр хранения авиатехники. Фото: YouTube.com
Если посмотреть на хранение самолетов в глобальном разрезе, то одним из крупнейших центров считается база Дэвис-Монтан в Аризоне (США). Ее площадь составляет 10 кв. км.
Там расположены тысячи единиц авиационной техники со всего мира. Поддерживает востребованность локации пустынная климатическая зона, которая значительно облегчает «консервацию» самолетов.
Еще один центр хранения расположен в Испании, на территории аэропорта Тируэль. Эта площадка специализируется на техническом обслуживании и длительном размещении авиалайнеров. Воздушная гавань находится на высоте тысячи метров над уровнем моря, что также обеспечивает низкую влажность.
К примеру, современные Airbus A350 или Boeing 787 расходуют на 25-30% меньше топлива, чем предыдущие генерации. Поэтому использование вторых со временем становится финансово невыгодным.
Кроме того, не последнюю роль играет и соотношение прибыли от самолета и затрат на его техническое обслуживание. Чем старше конкретный экземпляр, тем чаще необходимо проводить проверки, ТО и сложнее найти на него запчасти.

Итак, самолет «списали». Теперь предлагаем рассмотреть наиболее частые сценарии его последнего «пути».
Конвертация пассажирских модификаций в грузовые
Распространенной практикой продления срока службы списанных лайнеров является переоборудование. Речь идет в основном о пассажирских самолетах. Процесс «преобразования» включает в себя герметизацию окон, установку погрузочной «двери» и демонтаж салона.

Таким образом суда получают некое подобие «второй жизни» в ином формате. Кроме того, бывают случаи, когда устаревшие пассажирские самолеты крупных авиалиний передают в региональные представительства. Встречаются и факты продажи машин в менее обеспеченные третьи страны.
Вторичная переработка и утилизация
Когда уже нечего «конвертировать», обычно переходят к этапу переработки и утилизации. Процесс получил широкое распространение и включает в себя разборку самолетов на запчасти и реализацию их с целью повторного использования.
Годовой оборот этого сегмента на мировом уровне достигает порядка 6 млрд долларов (600 млрд руб.). И речь идет только об официальных данных. Досконально никому не известно, сколько лайнеров разбирают «серым» способом.

Востребованными компонентами считаются двигатели, авионика, осветительное оборудование. Второй категорией по популярности стали элементы интерьера, а также иллюминаторы.
После завершения процесса демонтажа запасных частей, фюзеляж и «остатки» отправляют на переработку. Примечательно, с крупных лайнеров можно получить до 30 тонн ценных металлов. К примеру, помимо алюминия, в этом списке также есть титан.
Российские хранилища старых самолетов
Наиболее известным местом, где в прошлом оставляли списанные самолеты, было Ходынское поле. Еще в начале XX века здесь построили аэродром, который служил нуждам авиации. В 2003 году с его взлетной полосы поднялся последний самолет, после этого территорию закрыли.

Изначально на этом месте планировалось открытие музея, но так сложилось, что большую часть «экспонатов» сдали на лом. Сегодня в этой локации находится парк, центральная аллея которого когда-то была взлетно-посадочной полосой.
Еще одно «авиакладбище» расположено в Казани. На его территорию пускают посетителей, но там в большинстве своем представлены лишь «пустые» фюзеляжи. Сколько-нибудь ценные детали были демонтированы для повторной эксплуатации.
В Домодедово также есть особая зона, на которой расположены списанные самолеты. Она находится на территории аэропорта под открытым небом. «Скучающие» воздушные суда хорошо просматриваются во время взлета и посадки, а также из окон московского терминала.
Упоминания заслуживает и небольшой музей в Кургане. Он посвящен авиации периода Советского Союза. Там можно встретить МиГ-19П, разные «Сушки», «Аны» и «Яки».
Крупнейшие центры хранения и утилизации мира
Самолеты, после вывода из эксплуатации, нередко отправляются на долгосрочное хранение в специальные центры. Как правило, они расположены в местах с засушливым климатом.
Выбор этой зоны продиктован минимизацией риска коррозии. Во влажной среде процесс окисления происходит гораздо быстрее.

Если посмотреть на хранение самолетов в глобальном разрезе, то одним из крупнейших центров считается база Дэвис-Монтан в Аризоне (США). Ее площадь составляет 10 кв. км.
Там расположены тысячи единиц авиационной техники со всего мира. Поддерживает востребованность локации пустынная климатическая зона, которая значительно облегчает «консервацию» самолетов.
Еще один центр хранения расположен в Испании, на территории аэропорта Тируэль. Эта площадка специализируется на техническом обслуживании и длительном размещении авиалайнеров. Воздушная гавань находится на высоте тысячи метров над уровнем моря, что также обеспечивает низкую влажность.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Депутаты заступились за водителей: штрафы уменьшат и могут вернуть уже оплаченные
Российских водителей снова ожидают масштабные изменения в ПДД, которые вызвали горячие споры в Госдуме. Депутаты выступили против повышения штрафов и...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Российский авиадвигатель ПД-8 – наконец он полетел
На днях в небо поднялся импортозамещенный региональный авиалайнер SJ-100. Это событие могло бы случиться раньше, но увы – двигателей не хватало. Сейчас эта...

В Новочеркасске создают комплекс для производства крыльев МС-21
Импортозамещение коснулось столь высоких и сложных технологий. На проект выделили 600 млн рублей....

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Под Санкт-Петербургом доработают промышленный дизель М756Б-2 для Беларуси
1000-сильная установка получит электронную регулировки скорости. Основное применение – дизель-поезда....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Автомобиль до 200 тысяч рублей – вот что можно купить в Беларуси
Купить автомобиль недорого сейчас просто. Главное, чтобы он был на ходу и в более или менее хорошем состоянии. Это значит, что ржавчина может быть на кузове,...

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

«Конструктор Егоров» вышел в первый рейс
Корабль умеет ходить и по рекам, и по морям. Поддерживает автоматизированное управление....

МВ-650 – советский мотоцикл с полным приводом
Двухколесная техника в армии применялась относительно часто, в особенности во времена Советского Союза. Ярким представителем сегмента можно считать МВ-650....