BMW Dixi (3/15) – первенец компании 1928 года
65

BMW Dixi (3/15) – первенец компании 1928 года

Dixi – это автомобильная торговая марка, ведущая свою историю с начала ХХ века. Впервые стала известной в 1904 году с появлением одноименной модели. Тогда она выпускалась под знаменами компании Automobilwerk Eisenach.


Старт оказался довольно неплохим, но практически сразу производитель столкнулся с непростыми экономическими условиями. Они проявились в том, что имевшиеся в наличии модели 6/24 и 9/40 очень плохо продавались, предсказывая финансовый крах компании.

BMW Dixi (3/15) – первенец компании 1928 годаBMW Dixi (1927-1932). Фото: youtube.com

В сложившихся обстоятельствах не оставалось ничего иного, как искать помощь извне. Поэтому в 1927 году появилось лицензионное соглашение с Austin Motor Company. Согласно этому документу на конвейер горе-завода должна была встать седьмая модель «Остина».

Лицензионные успехи и дальнейшее поглощение


Предполагаемый годовой объем производства выразился в 2 тысячах экземпляров. За использование чужого интеллектуального труда Automobilwerk обязывалась выплачивать владельцам патента оговоренное роялти за каждую собранную единицу.

Начинали они с «отверточной сборки», но уже к концу 1927 года вышли на уровень полноценного производства. В то время с заводского конвейера сошли первые экземпляры транспортных средств собственной сборки Dixi (DA-1 3/15PS).

Знакомые значок и двойная решетка. Фото: youtube.com

Буквенные обозначения гласили о том, что эти автомобили являлись немецкой версией техники британского происхождения. А вот цифры свидетельствовали о налогообложении и мощности в лошадиных силах (3/15). Но от оригинала имелся ряд отличий:

✅ левосторонний руль
✅ использование метрических креплений
✅ некоторые шасси отправили к сторонним кузовостроительным компаниям

В остальном же немецкие копии почти полностью соответствовали британским «Остинам», к тому времени уже наводнившим Туманный Альбион. Большинство производимых на германских мощностях автомобилей обладали кузовом типа «турер», но имелись и другие варианты:

✅ купе
✅ родстер
✅ седан

Планомерное продвижение компании привело к тому, что ею заинтересовался один динамично развивавшийся земляк. Речь идет о Bayerische Motoren Werke AG. Решив также заниматься производством автомобильной техники и имея достаточный запас финансов, последняя попросту купила Automobilwerk Eisenach в 1928 году.

Покупка подразумевала и приобретение прав на выпуск лицензионной техники. Так и появилась модель под названием BMW Dixi.


Но в таком виде, который еще именовался DA-1, автомобиль просуществовал только около года. Уже в 1929-м на конвейер встала версия DA-2, получившая ряд обновлений. Продавая машину в измененном виде компания упразднила старое название, введя новое – BMW Dixi 3/15.

Вот так проходило рождение и становление всемирно известного немецкого бренда. В конце 20-х он просто искал новую производственную программу для своего предприятия в Айзенахе. Поэтому первенец легендарной марки, представленный почти сто лет назад, основывался совсем не на той концепции, которая уже многие десятилетия хорошо знакома поклонникам BMW.

Приборная панель BMW Dixi. Фото: youtube.com

Он изначально собирался не в Баварии, а на заводе Ambi-Budd, арендуемом производителем. Мощности компании того периода располагались в районе берлинского аэропорта Йоханнисталь. Вот какими были основные вехи становления:

✅ 1927 – приобретения лицензии на Austin Seven
✅ 1928 – появление первых прототипов BMW Dixi
✅ 21 сентября 1928 года – официальное представление на Лейпцигской ярмарке
✅ 1 ноября 1928 года – стартовые модели BMW Dixi сходят с конвейера в Айзенахе

Уже в первый год массового производства Dixi было собрано ок. 9300 экземпляров. Параллельно расширялось и предложение. В 1929 году клиентам стали предлагаться автомобили 3/15 в кузовах кабриолет и двухместный спортивный родстер.

К началу следующего десятилетия общий уровень продаж BMW Dixi 3/15 превышает отметку в 10 тысяч единиц. Это служит лучшим подтверждением успешности выбора и популярности или востребованности модели на рынках того периода. Этот классический для своего времени автомобиль и сегодня ценится за:

✅ универсальный дизайн
✅ надежность
✅ отличные для почтенных лет характеристики

И заслуга в этом не только британских прародителей. Даже во времена своего становления немецкая компания BMW продемонстрировала свою приверженность к превосходному инженерному мастерству и новаторскому проектированию. Постепенно они вылились во взвешенные модификации и новые модели, обеспечившие бренду взлет к вершинам и всемирную популярность.

Внешний и внутренний дизайн автомобиля


Модель имела классические формы с плавными боковыми панелями, выступающими крыльями и плоской решеткой радиатора. В конструкции использован гладкий профиль шасси. У купе с легким стальным кузовом и открытой крышей получился элегантный и довольно спортивный вид. Упомянем отдельно и о габаритах BMW Dixi 3/15:

✅ длина – 2,65 м
✅ ширина – 1,2 м
✅ высота – 1,63 м
✅ колесная база – 1600 мм
✅ дорожный просвет – 200 мм

Если первое впечатление об автомобиле могло уже привлечь внимание, то взгляд изнутри только заметно подтверждал его. Там мы увидим просторный салон с уютным и удобным ковшеобразным сиденьем. Это могло впечатлить даже искушенного гурмана начала 30-х прошлого столетия.

Спицованные колеса. Фото: youtube.com

Приборная панель авто предлагала владельцу спидометр, указатель уровня топлива и другие важные датчики. Это все дополнялось ручным или автоматическим управлением воздушной заслонки. Что, конечно же, облегчало эксплуатацию техники при различных климатических условиях.

Силовой агрегат BMW Dixi 3/15 и его показатели


BMW Dixi 1928 года оснащалось четырехступенчатой механической коробкой передач. Ее хорошая регулировка обеспечивала плавное переключение и оптимальную управляемость автомобиля. Также он имел обычное сцепление и барабанную тормозную систему на всех четырех колесах.

Подвеска Dixi 3/15 представляла собой полуэллиптическую листовую рессору. Такая конструкция могла обеспечить автомобилю довольно плавную езду даже по не совсем ровной местности. А вот показатели силового агрегата заслуживают отдельного перечисления:

✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 749 куб. см
✅ мощность – 15 (в некоторых модификациях – до 18) л. с
✅ крутящий момент – до 3500 об/мин

Блок цилиндров и его головку изготавливали из чугуна. Охлаждение двигателя производилось водой, с помощью термосифонной системы. Хорошо продуманная конструкция позволила демонстрировать неплохую резвость для тех лет – более 80 км/ч.

Как стартовая площадка для дальнейшего взлета


Модель, выпускавшаяся по британской лицензии, стала важной вехой в становлении и развитии промышленной линейки BMW. Именно с нее началась эра успешной сборки легковых автомобилей данного бренда. В том числе и классическая двухсекционная решетка радиатора или G-образное расположение задних фонарей.

Кажется, что уже в период доработки конструкции BMW Dixi 3/15 баварские специалисты вошли во вкус и поняли – они могут и сами творить автомобильную моду. Что прекрасно подтвердилось их многолетней историей однозначного успеха.

BMW Dixi с одноместным салоном. Фото: youtube.com

А возвращаясь к рассматриваемой модели, отметим, что ее развитие оказалась довольно коротким. Производство Dixi 3/15 полностью прекращено в 1932 году. После сборки 16 тысяч лицензионных авто в BMW решили: пора переходить к выпуску более крупных и роскошных автомобилей.
А вы знали о первенце компании BMW Dixi?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас