BMW Dixi (3/15) – первенец компании 1928 года
Dixi – это автомобильная торговая марка, ведущая свою историю с начала ХХ века. Впервые стала известной в 1904 году с появлением одноименной модели. Тогда она выпускалась под знаменами компании Automobilwerk Eisenach.
Старт оказался довольно неплохим, но практически сразу производитель столкнулся с непростыми экономическими условиями. Они проявились в том, что имевшиеся в наличии модели 6/24 и 9/40 очень плохо продавались, предсказывая финансовый крах компании.
В сложившихся обстоятельствах не оставалось ничего иного, как искать помощь извне. Поэтому в 1927 году появилось лицензионное соглашение с Austin Motor Company. Согласно этому документу на конвейер горе-завода должна была встать седьмая модель «Остина».
Предполагаемый годовой объем производства выразился в 2 тысячах экземпляров. За использование чужого интеллектуального труда Automobilwerk обязывалась выплачивать владельцам патента оговоренное роялти за каждую собранную единицу.
Начинали они с «отверточной сборки», но уже к концу 1927 года вышли на уровень полноценного производства. В то время с заводского конвейера сошли первые экземпляры транспортных средств собственной сборки Dixi (DA-1 3/15PS).
Буквенные обозначения гласили о том, что эти автомобили являлись немецкой версией техники британского происхождения. А вот цифры свидетельствовали о налогообложении и мощности в лошадиных силах (3/15). Но от оригинала имелся ряд отличий:
✅ левосторонний руль
✅ использование метрических креплений
✅ некоторые шасси отправили к сторонним кузовостроительным компаниям
В остальном же немецкие копии почти полностью соответствовали британским «Остинам», к тому времени уже наводнившим Туманный Альбион. Большинство производимых на германских мощностях автомобилей обладали кузовом типа «турер», но имелись и другие варианты:
✅ купе
✅ родстер
✅ седан
Планомерное продвижение компании привело к тому, что ею заинтересовался один динамично развивавшийся земляк. Речь идет о Bayerische Motoren Werke AG. Решив также заниматься производством автомобильной техники и имея достаточный запас финансов, последняя попросту купила Automobilwerk Eisenach в 1928 году.
Но в таком виде, который еще именовался DA-1, автомобиль просуществовал только около года. Уже в 1929-м на конвейер встала версия DA-2, получившая ряд обновлений. Продавая машину в измененном виде компания упразднила старое название, введя новое – BMW Dixi 3/15.
Вот так проходило рождение и становление всемирно известного немецкого бренда. В конце 20-х он просто искал новую производственную программу для своего предприятия в Айзенахе. Поэтому первенец легендарной марки, представленный почти сто лет назад, основывался совсем не на той концепции, которая уже многие десятилетия хорошо знакома поклонникам BMW.
Он изначально собирался не в Баварии, а на заводе Ambi-Budd, арендуемом производителем. Мощности компании того периода располагались в районе берлинского аэропорта Йоханнисталь. Вот какими были основные вехи становления:
✅ 1927 – приобретения лицензии на Austin Seven
✅ 1928 – появление первых прототипов BMW Dixi
✅ 21 сентября 1928 года – официальное представление на Лейпцигской ярмарке
✅ 1 ноября 1928 года – стартовые модели BMW Dixi сходят с конвейера в Айзенахе
Уже в первый год массового производства Dixi было собрано ок. 9300 экземпляров. Параллельно расширялось и предложение. В 1929 году клиентам стали предлагаться автомобили 3/15 в кузовах кабриолет и двухместный спортивный родстер.
К началу следующего десятилетия общий уровень продаж BMW Dixi 3/15 превышает отметку в 10 тысяч единиц. Это служит лучшим подтверждением успешности выбора и популярности или востребованности модели на рынках того периода. Этот классический для своего времени автомобиль и сегодня ценится за:
✅ универсальный дизайн
✅ надежность
✅ отличные для почтенных лет характеристики
И заслуга в этом не только британских прародителей. Даже во времена своего становления немецкая компания BMW продемонстрировала свою приверженность к превосходному инженерному мастерству и новаторскому проектированию. Постепенно они вылились во взвешенные модификации и новые модели, обеспечившие бренду взлет к вершинам и всемирную популярность.
Модель имела классические формы с плавными боковыми панелями, выступающими крыльями и плоской решеткой радиатора. В конструкции использован гладкий профиль шасси. У купе с легким стальным кузовом и открытой крышей получился элегантный и довольно спортивный вид. Упомянем отдельно и о габаритах BMW Dixi 3/15:
✅ длина – 2,65 м
✅ ширина – 1,2 м
✅ высота – 1,63 м
✅ колесная база – 1600 мм
✅ дорожный просвет – 200 мм
Если первое впечатление об автомобиле могло уже привлечь внимание, то взгляд изнутри только заметно подтверждал его. Там мы увидим просторный салон с уютным и удобным ковшеобразным сиденьем. Это могло впечатлить даже искушенного гурмана начала 30-х прошлого столетия.
Приборная панель авто предлагала владельцу спидометр, указатель уровня топлива и другие важные датчики. Это все дополнялось ручным или автоматическим управлением воздушной заслонки. Что, конечно же, облегчало эксплуатацию техники при различных климатических условиях.
BMW Dixi 1928 года оснащалось четырехступенчатой механической коробкой передач. Ее хорошая регулировка обеспечивала плавное переключение и оптимальную управляемость автомобиля. Также он имел обычное сцепление и барабанную тормозную систему на всех четырех колесах.
Подвеска Dixi 3/15 представляла собой полуэллиптическую листовую рессору. Такая конструкция могла обеспечить автомобилю довольно плавную езду даже по не совсем ровной местности. А вот показатели силового агрегата заслуживают отдельного перечисления:
✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 749 куб. см
✅ мощность – 15 (в некоторых модификациях – до 18) л. с
✅ крутящий момент – до 3500 об/мин
Блок цилиндров и его головку изготавливали из чугуна. Охлаждение двигателя производилось водой, с помощью термосифонной системы. Хорошо продуманная конструкция позволила демонстрировать неплохую резвость для тех лет – более 80 км/ч.
Модель, выпускавшаяся по британской лицензии, стала важной вехой в становлении и развитии промышленной линейки BMW. Именно с нее началась эра успешной сборки легковых автомобилей данного бренда. В том числе и классическая двухсекционная решетка радиатора или G-образное расположение задних фонарей.
Кажется, что уже в период доработки конструкции BMW Dixi 3/15 баварские специалисты вошли во вкус и поняли – они могут и сами творить автомобильную моду. Что прекрасно подтвердилось их многолетней историей однозначного успеха.
А возвращаясь к рассматриваемой модели, отметим, что ее развитие оказалась довольно коротким. Производство Dixi 3/15 полностью прекращено в 1932 году. После сборки 16 тысяч лицензионных авто в BMW решили: пора переходить к выпуску более крупных и роскошных автомобилей.
Старт оказался довольно неплохим, но практически сразу производитель столкнулся с непростыми экономическими условиями. Они проявились в том, что имевшиеся в наличии модели 6/24 и 9/40 очень плохо продавались, предсказывая финансовый крах компании.
BMW Dixi (1927-1932). Фото: youtube.com
В сложившихся обстоятельствах не оставалось ничего иного, как искать помощь извне. Поэтому в 1927 году появилось лицензионное соглашение с Austin Motor Company. Согласно этому документу на конвейер горе-завода должна была встать седьмая модель «Остина».
Лицензионные успехи и дальнейшее поглощение
Предполагаемый годовой объем производства выразился в 2 тысячах экземпляров. За использование чужого интеллектуального труда Automobilwerk обязывалась выплачивать владельцам патента оговоренное роялти за каждую собранную единицу.
Начинали они с «отверточной сборки», но уже к концу 1927 года вышли на уровень полноценного производства. В то время с заводского конвейера сошли первые экземпляры транспортных средств собственной сборки Dixi (DA-1 3/15PS).
Знакомые значок и двойная решетка. Фото: youtube.com
Буквенные обозначения гласили о том, что эти автомобили являлись немецкой версией техники британского происхождения. А вот цифры свидетельствовали о налогообложении и мощности в лошадиных силах (3/15). Но от оригинала имелся ряд отличий:
✅ левосторонний руль
✅ использование метрических креплений
✅ некоторые шасси отправили к сторонним кузовостроительным компаниям
В остальном же немецкие копии почти полностью соответствовали британским «Остинам», к тому времени уже наводнившим Туманный Альбион. Большинство производимых на германских мощностях автомобилей обладали кузовом типа «турер», но имелись и другие варианты:
✅ купе
✅ родстер
✅ седан
Планомерное продвижение компании привело к тому, что ею заинтересовался один динамично развивавшийся земляк. Речь идет о Bayerische Motoren Werke AG. Решив также заниматься производством автомобильной техники и имея достаточный запас финансов, последняя попросту купила Automobilwerk Eisenach в 1928 году.
Покупка подразумевала и приобретение прав на выпуск лицензионной техники. Так и появилась модель под названием BMW Dixi.
Но в таком виде, который еще именовался DA-1, автомобиль просуществовал только около года. Уже в 1929-м на конвейер встала версия DA-2, получившая ряд обновлений. Продавая машину в измененном виде компания упразднила старое название, введя новое – BMW Dixi 3/15.
Вот так проходило рождение и становление всемирно известного немецкого бренда. В конце 20-х он просто искал новую производственную программу для своего предприятия в Айзенахе. Поэтому первенец легендарной марки, представленный почти сто лет назад, основывался совсем не на той концепции, которая уже многие десятилетия хорошо знакома поклонникам BMW.
Приборная панель BMW Dixi. Фото: youtube.com
Он изначально собирался не в Баварии, а на заводе Ambi-Budd, арендуемом производителем. Мощности компании того периода располагались в районе берлинского аэропорта Йоханнисталь. Вот какими были основные вехи становления:
✅ 1927 – приобретения лицензии на Austin Seven
✅ 1928 – появление первых прототипов BMW Dixi
✅ 21 сентября 1928 года – официальное представление на Лейпцигской ярмарке
✅ 1 ноября 1928 года – стартовые модели BMW Dixi сходят с конвейера в Айзенахе
Уже в первый год массового производства Dixi было собрано ок. 9300 экземпляров. Параллельно расширялось и предложение. В 1929 году клиентам стали предлагаться автомобили 3/15 в кузовах кабриолет и двухместный спортивный родстер.
К началу следующего десятилетия общий уровень продаж BMW Dixi 3/15 превышает отметку в 10 тысяч единиц. Это служит лучшим подтверждением успешности выбора и популярности или востребованности модели на рынках того периода. Этот классический для своего времени автомобиль и сегодня ценится за:
✅ универсальный дизайн
✅ надежность
✅ отличные для почтенных лет характеристики
И заслуга в этом не только британских прародителей. Даже во времена своего становления немецкая компания BMW продемонстрировала свою приверженность к превосходному инженерному мастерству и новаторскому проектированию. Постепенно они вылились во взвешенные модификации и новые модели, обеспечившие бренду взлет к вершинам и всемирную популярность.
Внешний и внутренний дизайн автомобиля
Модель имела классические формы с плавными боковыми панелями, выступающими крыльями и плоской решеткой радиатора. В конструкции использован гладкий профиль шасси. У купе с легким стальным кузовом и открытой крышей получился элегантный и довольно спортивный вид. Упомянем отдельно и о габаритах BMW Dixi 3/15:
✅ длина – 2,65 м
✅ ширина – 1,2 м
✅ высота – 1,63 м
✅ колесная база – 1600 мм
✅ дорожный просвет – 200 мм
Если первое впечатление об автомобиле могло уже привлечь внимание, то взгляд изнутри только заметно подтверждал его. Там мы увидим просторный салон с уютным и удобным ковшеобразным сиденьем. Это могло впечатлить даже искушенного гурмана начала 30-х прошлого столетия.
Спицованные колеса. Фото: youtube.com
Приборная панель авто предлагала владельцу спидометр, указатель уровня топлива и другие важные датчики. Это все дополнялось ручным или автоматическим управлением воздушной заслонки. Что, конечно же, облегчало эксплуатацию техники при различных климатических условиях.
Силовой агрегат BMW Dixi 3/15 и его показатели
BMW Dixi 1928 года оснащалось четырехступенчатой механической коробкой передач. Ее хорошая регулировка обеспечивала плавное переключение и оптимальную управляемость автомобиля. Также он имел обычное сцепление и барабанную тормозную систему на всех четырех колесах.
Подвеска Dixi 3/15 представляла собой полуэллиптическую листовую рессору. Такая конструкция могла обеспечить автомобилю довольно плавную езду даже по не совсем ровной местности. А вот показатели силового агрегата заслуживают отдельного перечисления:
✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 749 куб. см
✅ мощность – 15 (в некоторых модификациях – до 18) л. с
✅ крутящий момент – до 3500 об/мин
Блок цилиндров и его головку изготавливали из чугуна. Охлаждение двигателя производилось водой, с помощью термосифонной системы. Хорошо продуманная конструкция позволила демонстрировать неплохую резвость для тех лет – более 80 км/ч.
Как стартовая площадка для дальнейшего взлета
Модель, выпускавшаяся по британской лицензии, стала важной вехой в становлении и развитии промышленной линейки BMW. Именно с нее началась эра успешной сборки легковых автомобилей данного бренда. В том числе и классическая двухсекционная решетка радиатора или G-образное расположение задних фонарей.
Кажется, что уже в период доработки конструкции BMW Dixi 3/15 баварские специалисты вошли во вкус и поняли – они могут и сами творить автомобильную моду. Что прекрасно подтвердилось их многолетней историей однозначного успеха.
BMW Dixi с одноместным салоном. Фото: youtube.com
А возвращаясь к рассматриваемой модели, отметим, что ее развитие оказалась довольно коротким. Производство Dixi 3/15 полностью прекращено в 1932 году. После сборки 16 тысяч лицензионных авто в BMW решили: пора переходить к выпуску более крупных и роскошных автомобилей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
Внедорожные самолеты – такие тоже бывают
Малая авиация удивляет конструкторскими решениями. Казалось бы, для любого, даже небольшого самолета, нужна взлетная полоса. По факту, требуется она и...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....