Мотороллер «Муравей» – простой советский работяга
Трехколесные грузовые мотороллеры были популярны в Советском Союзе. Разнообразием они не отличались – на дорогах встречались только «Муравьи» разных моделей. Эти мотороллеры выпускал Тульский машиностроительный завод с 1959 по 1995 годы.
Техника была популярна в городских коммунальных хозяйствах, на заводах и в сельской местности. Мотороллеры «Муравей» исправно трудились, облегчая работу тысячам людей по всему СССР. Хотя сейчас эта техника давно уже не выпускается, уступив место многочисленным китайским моделям этого класса, иногда их можно увидеть, как правило, в сельской местности.
В конце 1950-х годов Советский Союз нуждался в малотоннажных автомобилях для перевозки небольших грузов. Для доставки обедов, почты, внутризаводских транспортировок грузовые машины было использовать нерационально.
Несмотря на легенды о том, что бензин в СССР не жалели, экономисты деньги считать умели. Поэтому небольшие грузы приходилось транспортировать вручную. Каждому автомобиль не выделишь. С легковыми машинами в то время тоже была напряженная ситуация. Поэтому приказ Министерства транспорта в середине 1950-х годов о создании грузовых мотороллеров на Тульском машиностроительном заводе пришелся кстати.
Доработки и испытания грузовых моделей длились около двух лет. Серийное производство стартовало в 1959 году. Чтобы сделать из мотороллера грузовичок, опытные образцы создавались с использованием деталей от серпуховских инвалидных колясок, но большинство узлов было взято от моделей собственного производства. Перед инженерами стояла задача сделать максимально унифицированные между собой аппараты, и они с этим успешно справились.
«Муравей» выпускался в разных модификациях. Его неоднократно модернизировали, но конструктивно он не менялся. В 1995 году грузовой мотороллер «Муравей» был снят с производства в связи с отсутствием спроса. Что бы ни говорили критики – это стало основной причиной остановки сборки.
В 2020 году Тульский машиностроительный завод сообщил о старте продаж нового «Муравей» моделей ВТС 01/02. Несмотря на название, ничего общего с советским мотороллером эта техника не имеет. Это скорее традиционные китайские грузовички, тем более, что один получил дизель-генераторную силовую установку. Вторая модель – электрическая. Однако новинка оказалась невостребованной, так как в 2021 году за нее просили около 1 250 000 рублей.
Над внешностью советского грузового мотороллера никто не работал. Какой смысл делать красивой рабочую технику? Но дизайн у «Муравья» имелся – от двухколесных моделей.
Переднюю часть следует назвать даже стильной и красивой, но грузовая платформа портила все впечатление. Кстати, сзади можно было встретить не только открытый кузов, но и различные фургоны и даже термосы и цистерны для доставки горячих обедов и холодного кваса.
Для начала 1960-х годов ТТХ мотороллера «Муравей» были современными и даже в чем-то передовыми, но они безнадежно устарели еще в 80-х. Двигатель ставился простой двухтактник с воздушным охлаждением. Рабочий объем 199 см3, мощность – 8-11 л. с. Скорость мотороллера с одним водителем – на уровне 60 км/ч. С полной нагрузкой техника до этих параметров не разгонялась. При перегрузах, которые для «Муравья» были делом обычным, она держалась на уровне 20 км/ч.
Мотор грузового мотороллера рассчитан на бензин марки А-76. Как для любого двухтактного двигателя, его нужно смешивать с маслом прямо в баке. Коробка передач у «Муравья» четырехскоростная, механическая. Сейчас это кажется странным, но для начала 1960-х годов такие КПП для мотороллеров были нормой. Переключаются передачи жестко и с усилием, но сама коробка отличается высокой степенью надежности.
Тормоза спереди и сзади барабанные. Диски в те годы на мототехнику в СССР вообще не ставили. Да и такие барабанные тормоза в условиях сложной эксплуатации будут надежнее – внутрь грязь не попадает. Управляемость и маневренность у «Муравья» высоки – технику можно без проблем развернуть в узких пространствах. Но отсутствие задней передачи – это минус. Несмотря на маломощный мотор, грузоподъемность «Муравья» высока – 250 кг. И это не считая веса водителя, которые бывают разными по телосложению.
Расход топлива заявлен на уровне 4,5 литра, а объем бака – 13 литров.
Считается, что существовало две версии грузового мотороллера «Муравей». Если все упростить, то это так, но на самом деле, их было больше.
Первая модель имела индекс ТГ200. А вот ТГА200 получил название из-за работоспособности техники. ТГА200-01 и ТГА200-01П – это модификации «Муравей-1».
Вторая модель создавалась на базе мотороллера «Тулица». Она выпускалась в трех модификациях и известна как «Муравей-2». Последняя модель грузового мотороллера от Тульского машиностроительного завода – это ГТС-1. Выпуск данной версии начат в 1991 году.
Конечно, в рамках современных реалий мотороллер «Муравей» безнадежно устарел. Но во времена СССР он зарекомендовал себя неприхотливой техникой, даже пригодной для эксплуатации в сельской местности.
Владельцы «Муравьев» отмечают надежность грузовых мотороллеров. Но нужно понимать, что за техникой следует ухаживать. Несмотря на скромный объем двигателя, «Муравей» мог везти до 300 кг. Конечно, постоянные перегрузы для рамы даром не проходили, но на заводах и в деревнях мотороллеры эксплуатировали нещадно.
Хотя мотороллеры в принципе не предназначены для сельской местности, советским конструкторам удалось добиться неплохой проходимости. Конечно, в дождливую погоду в лес или поле на «Муравье» лучше было не ездить.
Достать детали для «Муравья» сложно. Что-то можно найти китайского производства, но лучше искать советские запчасти из «старых запасов».
Судя по отзывам владельцев, некоторые экземпляры «Муравьев» до сих пор в строю. При должном уходе техника служит по 30-40 лет.
Но покупать советский грузовой мотороллер для работы не стоит. Проблема с деталями с годами усугубляется. Приобретение такой техники оправдано только в одном случае – ностальгия и желание сохранить модель из прошлого для потомков. Хотя, никакой коллекционной ценности мотороллеры «Муравей» пока не представляют, судя по ценам на вторичном рынке.
Просят за них от 30 до 120 тысяч рублей, причем по верхней планке предлагаются экземпляры в идеальном состоянии. Грузовые мотороллеры «Муравей» выпускались на протяжении 36 лет. За это время эту технику успели полюбить во всех уголках Советского Союза. Кое-где эти мотороллеры продолжают трудиться до сих пор. Китайские производители предлагают грузовые мотоциклы похожей конструкции, но покупают их слабо, предпочитая мотоблоки или проверенные десятилетиями «Муравьи».
Техника была популярна в городских коммунальных хозяйствах, на заводах и в сельской местности. Мотороллеры «Муравей» исправно трудились, облегчая работу тысячам людей по всему СССР. Хотя сейчас эта техника давно уже не выпускается, уступив место многочисленным китайским моделям этого класса, иногда их можно увидеть, как правило, в сельской местности.
История
В конце 1950-х годов Советский Союз нуждался в малотоннажных автомобилях для перевозки небольших грузов. Для доставки обедов, почты, внутризаводских транспортировок грузовые машины было использовать нерационально.
Выглядит мотороллер просто и гармонично. Фото: Youtube.com
Несмотря на легенды о том, что бензин в СССР не жалели, экономисты деньги считать умели. Поэтому небольшие грузы приходилось транспортировать вручную. Каждому автомобиль не выделишь. С легковыми машинами в то время тоже была напряженная ситуация. Поэтому приказ Министерства транспорта в середине 1950-х годов о создании грузовых мотороллеров на Тульском машиностроительном заводе пришелся кстати.
Первые опытные экземпляры трициклов не заставили себя долго ждать. Они создавались на базе уже готовых для серийного производства двухколесных мотороллеров в 1957 году.
Доработки и испытания грузовых моделей длились около двух лет. Серийное производство стартовало в 1959 году. Чтобы сделать из мотороллера грузовичок, опытные образцы создавались с использованием деталей от серпуховских инвалидных колясок, но большинство узлов было взято от моделей собственного производства. Перед инженерами стояла задача сделать максимально унифицированные между собой аппараты, и они с этим успешно справились.
«Муравей» выпускался в разных модификациях. Его неоднократно модернизировали, но конструктивно он не менялся. В 1995 году грузовой мотороллер «Муравей» был снят с производства в связи с отсутствием спроса. Что бы ни говорили критики – это стало основной причиной остановки сборки.
Несмотря на объем двигателя в 200 см3, права на «Муравей» не требовались. Фото: Youtube.com
В 2020 году Тульский машиностроительный завод сообщил о старте продаж нового «Муравей» моделей ВТС 01/02. Несмотря на название, ничего общего с советским мотороллером эта техника не имеет. Это скорее традиционные китайские грузовички, тем более, что один получил дизель-генераторную силовую установку. Вторая модель – электрическая. Однако новинка оказалась невостребованной, так как в 2021 году за нее просили около 1 250 000 рублей.
Дизайн
Над внешностью советского грузового мотороллера никто не работал. Какой смысл делать красивой рабочую технику? Но дизайн у «Муравья» имелся – от двухколесных моделей.
Переднюю часть следует назвать даже стильной и красивой, но грузовая платформа портила все впечатление. Кстати, сзади можно было встретить не только открытый кузов, но и различные фургоны и даже термосы и цистерны для доставки горячих обедов и холодного кваса.
Технические характеристики
Для начала 1960-х годов ТТХ мотороллера «Муравей» были современными и даже в чем-то передовыми, но они безнадежно устарели еще в 80-х. Двигатель ставился простой двухтактник с воздушным охлаждением. Рабочий объем 199 см3, мощность – 8-11 л. с. Скорость мотороллера с одним водителем – на уровне 60 км/ч. С полной нагрузкой техника до этих параметров не разгонялась. При перегрузах, которые для «Муравья» были делом обычным, она держалась на уровне 20 км/ч.
На таких термофургонах возили пирожки. Фото: Youtube.com
Мотор грузового мотороллера рассчитан на бензин марки А-76. Как для любого двухтактного двигателя, его нужно смешивать с маслом прямо в баке. Коробка передач у «Муравья» четырехскоростная, механическая. Сейчас это кажется странным, но для начала 1960-х годов такие КПП для мотороллеров были нормой. Переключаются передачи жестко и с усилием, но сама коробка отличается высокой степенью надежности.
Подвеска у «Муравья» спереди – это типичная для мотоциклов вилка, задняя – независимая рычажная. Мягкости тут нет, но она и не нужна для грузового мотороллера.
Тормоза спереди и сзади барабанные. Диски в те годы на мототехнику в СССР вообще не ставили. Да и такие барабанные тормоза в условиях сложной эксплуатации будут надежнее – внутрь грязь не попадает. Управляемость и маневренность у «Муравья» высоки – технику можно без проблем развернуть в узких пространствах. Но отсутствие задней передачи – это минус. Несмотря на маломощный мотор, грузоподъемность «Муравья» высока – 250 кг. И это не считая веса водителя, которые бывают разными по телосложению.
Многие в детстве были уверены, что «Муравей» разгоняется до 140 км/ч. Фото: Youtube.com
Расход топлива заявлен на уровне 4,5 литра, а объем бака – 13 литров.
Модификации
Считается, что существовало две версии грузового мотороллера «Муравей». Если все упростить, то это так, но на самом деле, их было больше.
Первая модель имела индекс ТГ200. А вот ТГА200 получил название из-за работоспособности техники. ТГА200-01 и ТГА200-01П – это модификации «Муравей-1».
Вторая модель создавалась на базе мотороллера «Тулица». Она выпускалась в трех модификациях и известна как «Муравей-2». Последняя модель грузового мотороллера от Тульского машиностроительного завода – это ГТС-1. Выпуск данной версии начат в 1991 году.
Плюсы и минусы
Конечно, в рамках современных реалий мотороллер «Муравей» безнадежно устарел. Но во времена СССР он зарекомендовал себя неприхотливой техникой, даже пригодной для эксплуатации в сельской местности.
Владельцы «Муравьев» отмечают надежность грузовых мотороллеров. Но нужно понимать, что за техникой следует ухаживать. Несмотря на скромный объем двигателя, «Муравей» мог везти до 300 кг. Конечно, постоянные перегрузы для рамы даром не проходили, но на заводах и в деревнях мотороллеры эксплуатировали нещадно.
Это двухместная версия, но пассажир должен быть стройным. Фото: Youtube.com
Хотя мотороллеры в принципе не предназначены для сельской местности, советским конструкторам удалось добиться неплохой проходимости. Конечно, в дождливую погоду в лес или поле на «Муравье» лучше было не ездить.
Недостатков у техники в СССР никто не замечал. «Муравей» может не понравиться в первую очередь громкой работой двухтактного мотора. При поездках это раздражает.
Достать детали для «Муравья» сложно. Что-то можно найти китайского производства, но лучше искать советские запчасти из «старых запасов».
Стоит ли покупать мотороллер сейчас?
Судя по отзывам владельцев, некоторые экземпляры «Муравьев» до сих пор в строю. При должном уходе техника служит по 30-40 лет.
Но покупать советский грузовой мотороллер для работы не стоит. Проблема с деталями с годами усугубляется. Приобретение такой техники оправдано только в одном случае – ностальгия и желание сохранить модель из прошлого для потомков. Хотя, никакой коллекционной ценности мотороллеры «Муравей» пока не представляют, судя по ценам на вторичном рынке.
Это самая первая модель – ТГ200. Фото: Youtube.com
Просят за них от 30 до 120 тысяч рублей, причем по верхней планке предлагаются экземпляры в идеальном состоянии. Грузовые мотороллеры «Муравей» выпускались на протяжении 36 лет. За это время эту технику успели полюбить во всех уголках Советского Союза. Кое-где эти мотороллеры продолжают трудиться до сих пор. Китайские производители предлагают грузовые мотоциклы похожей конструкции, но покупают их слабо, предпочитая мотоблоки или проверенные десятилетиями «Муравьи».
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....