
Мотороллер «Муравей» – простой советский работяга
Трехколесные грузовые мотороллеры были популярны в Советском Союзе. Разнообразием они не отличались – на дорогах встречались только «Муравьи» разных моделей. Эти мотороллеры выпускал Тульский машиностроительный завод с 1959 по 1995 годы.
Техника была популярна в городских коммунальных хозяйствах, на заводах и в сельской местности. Мотороллеры «Муравей» исправно трудились, облегчая работу тысячам людей по всему СССР. Хотя сейчас эта техника давно уже не выпускается, уступив место многочисленным китайским моделям этого класса, иногда их можно увидеть, как правило, в сельской местности.
В конце 1950-х годов Советский Союз нуждался в малотоннажных автомобилях для перевозки небольших грузов. Для доставки обедов, почты, внутризаводских транспортировок грузовые машины было использовать нерационально.
Выглядит мотороллер просто и гармонично. Фото: Youtube.com
Несмотря на легенды о том, что бензин в СССР не жалели, экономисты деньги считать умели. Поэтому небольшие грузы приходилось транспортировать вручную. Каждому автомобиль не выделишь. С легковыми машинами в то время тоже была напряженная ситуация. Поэтому приказ Министерства транспорта в середине 1950-х годов о создании грузовых мотороллеров на Тульском машиностроительном заводе пришелся кстати.
Доработки и испытания грузовых моделей длились около двух лет. Серийное производство стартовало в 1959 году. Чтобы сделать из мотороллера грузовичок, опытные образцы создавались с использованием деталей от серпуховских инвалидных колясок, но большинство узлов было взято от моделей собственного производства. Перед инженерами стояла задача сделать максимально унифицированные между собой аппараты, и они с этим успешно справились.
«Муравей» выпускался в разных модификациях. Его неоднократно модернизировали, но конструктивно он не менялся. В 1995 году грузовой мотороллер «Муравей» был снят с производства в связи с отсутствием спроса. Что бы ни говорили критики – это стало основной причиной остановки сборки.
Несмотря на объем двигателя в 200 см3, права на «Муравей» не требовались. Фото: Youtube.com
В 2020 году Тульский машиностроительный завод сообщил о старте продаж нового «Муравей» моделей ВТС 01/02. Несмотря на название, ничего общего с советским мотороллером эта техника не имеет. Это скорее традиционные китайские грузовички, тем более, что один получил дизель-генераторную силовую установку. Вторая модель – электрическая. Однако новинка оказалась невостребованной, так как в 2021 году за нее просили около 1 250 000 рублей.
Над внешностью советского грузового мотороллера никто не работал. Какой смысл делать красивой рабочую технику? Но дизайн у «Муравья» имелся – от двухколесных моделей.
Переднюю часть следует назвать даже стильной и красивой, но грузовая платформа портила все впечатление. Кстати, сзади можно было встретить не только открытый кузов, но и различные фургоны и даже термосы и цистерны для доставки горячих обедов и холодного кваса.
Для начала 1960-х годов ТТХ мотороллера «Муравей» были современными и даже в чем-то передовыми, но они безнадежно устарели еще в 80-х. Двигатель ставился простой двухтактник с воздушным охлаждением. Рабочий объем 199 см3, мощность – 8-11 л. с. Скорость мотороллера с одним водителем – на уровне 60 км/ч. С полной нагрузкой техника до этих параметров не разгонялась. При перегрузах, которые для «Муравья» были делом обычным, она держалась на уровне 20 км/ч.
На таких термофургонах возили пирожки. Фото: Youtube.com
Мотор грузового мотороллера рассчитан на бензин марки А-76. Как для любого двухтактного двигателя, его нужно смешивать с маслом прямо в баке. Коробка передач у «Муравья» четырехскоростная, механическая. Сейчас это кажется странным, но для начала 1960-х годов такие КПП для мотороллеров были нормой. Переключаются передачи жестко и с усилием, но сама коробка отличается высокой степенью надежности.
Тормоза спереди и сзади барабанные. Диски в те годы на мототехнику в СССР вообще не ставили. Да и такие барабанные тормоза в условиях сложной эксплуатации будут надежнее – внутрь грязь не попадает. Управляемость и маневренность у «Муравья» высоки – технику можно без проблем развернуть в узких пространствах. Но отсутствие задней передачи – это минус. Несмотря на маломощный мотор, грузоподъемность «Муравья» высока – 250 кг. И это не считая веса водителя, которые бывают разными по телосложению.
Многие в детстве были уверены, что «Муравей» разгоняется до 140 км/ч. Фото: Youtube.com
Расход топлива заявлен на уровне 4,5 литра, а объем бака – 13 литров.
Считается, что существовало две версии грузового мотороллера «Муравей». Если все упростить, то это так, но на самом деле, их было больше.
Первая модель имела индекс ТГ200. А вот ТГА200 получил название из-за работоспособности техники. ТГА200-01 и ТГА200-01П – это модификации «Муравей-1».
Вторая модель создавалась на базе мотороллера «Тулица». Она выпускалась в трех модификациях и известна как «Муравей-2». Последняя модель грузового мотороллера от Тульского машиностроительного завода – это ГТС-1. Выпуск данной версии начат в 1991 году.
Конечно, в рамках современных реалий мотороллер «Муравей» безнадежно устарел. Но во времена СССР он зарекомендовал себя неприхотливой техникой, даже пригодной для эксплуатации в сельской местности.
Владельцы «Муравьев» отмечают надежность грузовых мотороллеров. Но нужно понимать, что за техникой следует ухаживать. Несмотря на скромный объем двигателя, «Муравей» мог везти до 300 кг. Конечно, постоянные перегрузы для рамы даром не проходили, но на заводах и в деревнях мотороллеры эксплуатировали нещадно.
Это двухместная версия, но пассажир должен быть стройным. Фото: Youtube.com
Хотя мотороллеры в принципе не предназначены для сельской местности, советским конструкторам удалось добиться неплохой проходимости. Конечно, в дождливую погоду в лес или поле на «Муравье» лучше было не ездить.
Достать детали для «Муравья» сложно. Что-то можно найти китайского производства, но лучше искать советские запчасти из «старых запасов».
Судя по отзывам владельцев, некоторые экземпляры «Муравьев» до сих пор в строю. При должном уходе техника служит по 30-40 лет.
Но покупать советский грузовой мотороллер для работы не стоит. Проблема с деталями с годами усугубляется. Приобретение такой техники оправдано только в одном случае – ностальгия и желание сохранить модель из прошлого для потомков. Хотя, никакой коллекционной ценности мотороллеры «Муравей» пока не представляют, судя по ценам на вторичном рынке.
Это самая первая модель – ТГ200. Фото: Youtube.com
Просят за них от 30 до 120 тысяч рублей, причем по верхней планке предлагаются экземпляры в идеальном состоянии. Грузовые мотороллеры «Муравей» выпускались на протяжении 36 лет. За это время эту технику успели полюбить во всех уголках Советского Союза. Кое-где эти мотороллеры продолжают трудиться до сих пор. Китайские производители предлагают грузовые мотоциклы похожей конструкции, но покупают их слабо, предпочитая мотоблоки или проверенные десятилетиями «Муравьи».
Техника была популярна в городских коммунальных хозяйствах, на заводах и в сельской местности. Мотороллеры «Муравей» исправно трудились, облегчая работу тысячам людей по всему СССР. Хотя сейчас эта техника давно уже не выпускается, уступив место многочисленным китайским моделям этого класса, иногда их можно увидеть, как правило, в сельской местности.
История
В конце 1950-х годов Советский Союз нуждался в малотоннажных автомобилях для перевозки небольших грузов. Для доставки обедов, почты, внутризаводских транспортировок грузовые машины было использовать нерационально.

Несмотря на легенды о том, что бензин в СССР не жалели, экономисты деньги считать умели. Поэтому небольшие грузы приходилось транспортировать вручную. Каждому автомобиль не выделишь. С легковыми машинами в то время тоже была напряженная ситуация. Поэтому приказ Министерства транспорта в середине 1950-х годов о создании грузовых мотороллеров на Тульском машиностроительном заводе пришелся кстати.
Первые опытные экземпляры трициклов не заставили себя долго ждать. Они создавались на базе уже готовых для серийного производства двухколесных мотороллеров в 1957 году.
Доработки и испытания грузовых моделей длились около двух лет. Серийное производство стартовало в 1959 году. Чтобы сделать из мотороллера грузовичок, опытные образцы создавались с использованием деталей от серпуховских инвалидных колясок, но большинство узлов было взято от моделей собственного производства. Перед инженерами стояла задача сделать максимально унифицированные между собой аппараты, и они с этим успешно справились.
«Муравей» выпускался в разных модификациях. Его неоднократно модернизировали, но конструктивно он не менялся. В 1995 году грузовой мотороллер «Муравей» был снят с производства в связи с отсутствием спроса. Что бы ни говорили критики – это стало основной причиной остановки сборки.

В 2020 году Тульский машиностроительный завод сообщил о старте продаж нового «Муравей» моделей ВТС 01/02. Несмотря на название, ничего общего с советским мотороллером эта техника не имеет. Это скорее традиционные китайские грузовички, тем более, что один получил дизель-генераторную силовую установку. Вторая модель – электрическая. Однако новинка оказалась невостребованной, так как в 2021 году за нее просили около 1 250 000 рублей.
Дизайн
Над внешностью советского грузового мотороллера никто не работал. Какой смысл делать красивой рабочую технику? Но дизайн у «Муравья» имелся – от двухколесных моделей.
Переднюю часть следует назвать даже стильной и красивой, но грузовая платформа портила все впечатление. Кстати, сзади можно было встретить не только открытый кузов, но и различные фургоны и даже термосы и цистерны для доставки горячих обедов и холодного кваса.
Технические характеристики
Для начала 1960-х годов ТТХ мотороллера «Муравей» были современными и даже в чем-то передовыми, но они безнадежно устарели еще в 80-х. Двигатель ставился простой двухтактник с воздушным охлаждением. Рабочий объем 199 см3, мощность – 8-11 л. с. Скорость мотороллера с одним водителем – на уровне 60 км/ч. С полной нагрузкой техника до этих параметров не разгонялась. При перегрузах, которые для «Муравья» были делом обычным, она держалась на уровне 20 км/ч.

Мотор грузового мотороллера рассчитан на бензин марки А-76. Как для любого двухтактного двигателя, его нужно смешивать с маслом прямо в баке. Коробка передач у «Муравья» четырехскоростная, механическая. Сейчас это кажется странным, но для начала 1960-х годов такие КПП для мотороллеров были нормой. Переключаются передачи жестко и с усилием, но сама коробка отличается высокой степенью надежности.
Подвеска у «Муравья» спереди – это типичная для мотоциклов вилка, задняя – независимая рычажная. Мягкости тут нет, но она и не нужна для грузового мотороллера.
Тормоза спереди и сзади барабанные. Диски в те годы на мототехнику в СССР вообще не ставили. Да и такие барабанные тормоза в условиях сложной эксплуатации будут надежнее – внутрь грязь не попадает. Управляемость и маневренность у «Муравья» высоки – технику можно без проблем развернуть в узких пространствах. Но отсутствие задней передачи – это минус. Несмотря на маломощный мотор, грузоподъемность «Муравья» высока – 250 кг. И это не считая веса водителя, которые бывают разными по телосложению.

Расход топлива заявлен на уровне 4,5 литра, а объем бака – 13 литров.
Модификации
Считается, что существовало две версии грузового мотороллера «Муравей». Если все упростить, то это так, но на самом деле, их было больше.
Первая модель имела индекс ТГ200. А вот ТГА200 получил название из-за работоспособности техники. ТГА200-01 и ТГА200-01П – это модификации «Муравей-1».
Вторая модель создавалась на базе мотороллера «Тулица». Она выпускалась в трех модификациях и известна как «Муравей-2». Последняя модель грузового мотороллера от Тульского машиностроительного завода – это ГТС-1. Выпуск данной версии начат в 1991 году.
Плюсы и минусы
Конечно, в рамках современных реалий мотороллер «Муравей» безнадежно устарел. Но во времена СССР он зарекомендовал себя неприхотливой техникой, даже пригодной для эксплуатации в сельской местности.
Владельцы «Муравьев» отмечают надежность грузовых мотороллеров. Но нужно понимать, что за техникой следует ухаживать. Несмотря на скромный объем двигателя, «Муравей» мог везти до 300 кг. Конечно, постоянные перегрузы для рамы даром не проходили, но на заводах и в деревнях мотороллеры эксплуатировали нещадно.

Хотя мотороллеры в принципе не предназначены для сельской местности, советским конструкторам удалось добиться неплохой проходимости. Конечно, в дождливую погоду в лес или поле на «Муравье» лучше было не ездить.
Недостатков у техники в СССР никто не замечал. «Муравей» может не понравиться в первую очередь громкой работой двухтактного мотора. При поездках это раздражает.
Достать детали для «Муравья» сложно. Что-то можно найти китайского производства, но лучше искать советские запчасти из «старых запасов».
Стоит ли покупать мотороллер сейчас?
Судя по отзывам владельцев, некоторые экземпляры «Муравьев» до сих пор в строю. При должном уходе техника служит по 30-40 лет.
Но покупать советский грузовой мотороллер для работы не стоит. Проблема с деталями с годами усугубляется. Приобретение такой техники оправдано только в одном случае – ностальгия и желание сохранить модель из прошлого для потомков. Хотя, никакой коллекционной ценности мотороллеры «Муравей» пока не представляют, судя по ценам на вторичном рынке.

Просят за них от 30 до 120 тысяч рублей, причем по верхней планке предлагаются экземпляры в идеальном состоянии. Грузовые мотороллеры «Муравей» выпускались на протяжении 36 лет. За это время эту технику успели полюбить во всех уголках Советского Союза. Кое-где эти мотороллеры продолжают трудиться до сих пор. Китайские производители предлагают грузовые мотоциклы похожей конструкции, но покупают их слабо, предпочитая мотоблоки или проверенные десятилетиями «Муравьи».
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....