
Трамвай КТМ-28 (71-628-01) – низкопольная версия из Усть-Катава
В прежние времена высокопольная конструкция трамвая считалась вполне обычной. Скажем больше, несколько десятилетий назад ее можно было считать безальтернативным вариантом. Но инженерная мысль и технический прогресс не стоят на месте.
Со временем стало понятно, что старая концепция имеет целый ряд недостатков. И главным их них является низкий комфорт поездки. В вагонах прежних конструкций сильнее кидало и трясло. А если вам предстояла долгая поездка на трамвае (до часа, а то и более), то ничего кроме неприятных ожиданий возникнуть попросту не могло.
Трамвай КТМ-28 в Челябинске. Фото: youtube.com
Как известно, спрос рождает предложение. Им и стала новая конструкция трамвайных вагонов, позже получившая наименование «низкопольная». В этом типе нижняя плоскость находилась максимально близко к земле, что позволило значительно снизить колебания, возникающие от движения по рельсам, стыкам и дугам.
В конце лета 2013 года специалисты УКВЗ уже вовсю готовились к началу сборки нового трамвайного типа 71-625, имевшего полностью низкопольную конструкцию. Но внезапно в процесс вмешались бюрократические и договорные моменты.
Все дело в том, что права на инновационную разработку полностью принадлежали торговому дому УКВЗ. И в этом не было бы никакой трагедии, если бы между ним и самим предприятием не появились серьезные трения. К сожалению, возникшие разногласия привели к полному разрыву отношений между бывшими партнерами.
Входные двери с широким проемом. Фото: youtube.com
В такой обстановке УКВЗ больше не имел юридических прав на новинку. Ее дальнейшим воплощением в жизнь занялась уже другая структура – ПК Транспортные системы. К следующему году родился низкопольный вариант, теперь получивший иную нумерацию – 71-911.
А вот в Усть-Катаве пришлось начинать с чистого листа. Для того, чтобы наверстать упущенное, понадобилось долгих семь лет. В течение которых местным специалистам довелось вновь «изобретать велосипед». К счастью, длительный и непростой труд увенчался успехом.
Пилотным заказом стало осуществление мер по возобновлению трамвайного сообщения в приазовском Таганроге. Именно этот проект и оказался одним из основных в истории новой модели КТМ-28. В целом же география распространения выглядела так:
✅ Таганрог
✅ Москва (договор позже был расторгнут)
✅ Челябинск
✅ Липецк
Если вернуться в Приазовье, то обновляемая сеть в течение 2021/22 годов нуждалась сразу в 41 конструкции. Производитель смог осуществить поставки в запланированные сроки. Поэтому теперь в Усть-Катаве могут гордиться, что приняли непосредственное участие в выходе трамвая на улицы Таганрога.
К сожалению, подобного нельзя сказать о договоре со столичными клиентами. Москва могла бы стать массовым потребителем. Ведь речь шла о поставках «Синарой» для «Московского трамвая» сразу 90 машин в течение 2021 года.
Но для огромного мегаполиса очень важными являлись сроки исполнения. Которые и были четко оговорены в двухстороннем договоре. А позже отчаянно нарушены производителем. Данный вопиющий факт привел к серьезным последствиям, которые и спровоцировали полное расторжение контракта.
Полностью низкопольный салон. Фото: youtube.com
По этой причине десятку конструкций, уже находившихся в производстве, пришлось срочно сменить географию прописки. Благо, что таганрогские клиенты оказались более сговорчивыми и готовыми к любому жизненному повороту.
Кстати, один из КТМ-28 все же побывал на испытаниях в стольном граде. Однако, из-за дальнейшего развития событий, был возвращен предприятию-изготовителю. Спустя какое-то время путешествие по мегаполису он сменил на поездки по тихому Таганрогу.
Сделав необходимые оргвыводы и более четко отладив производство новинки, на УКВЗ приступили к поиску новых клиентов. Одним из таковых стал «Челябинский трамвай». В этом сибирском (восьмом по численности населения на территории РФ) городе сделали заказ на 30 машин.
Позаботились и об удобствах маломобильных пассажиров. Фото: youtube.com
Доставка началась в середине 2022-го, а к концу года была уже полностью завершена. После плодотворного сотрудничества и того, что новые КТМ-28 неплохо зарекомендовали себя на челябинских линиях, городская структура в следующем году сделала заказ на еще 74 трамвая. Эта модификация получила наименование 71-628-01.
Интересен тот факт, что предлагая свою продукцию для линий различных городов, специалисты УКВЗ наделяли их индивидуальными чертами. Так оригинальный тип 71-628 сразу же предназначался для Таганрога. А вот 10 машин, которые позже также оправились по той же прописке, изначально рассчитывались на эксплуатацию в столице, поэтому получили наименование 71-628М.
Собранная в течение 2022/23 годов 71 единица техники для Челябинска – это уже, как упоминалось выше, модификация «01» с индивидуальной маской. И изготовитель не остановился на достигнутом. Ведь позже появился заказ для липецкого городского рельсового транспорта. Четыре трамвая, отправившиеся по данному адресу, представляли собой машины 71-628-02. Так на основе базовой инновационной тележки были созданы сразу несколько модификаций для разных пользователей. Но все они сохраняли:
✅ общие черты конструкции
✅ современные элементы
✅ достаточный комфорт
Создавая новые типы производители не забывали об удобстве самого водителя и его пассажиров. Также приложены усилия для обеспечения эксплуатации и обслуживания техники с минимальными затратами. Низкий уровень пола сохранен по всей площади пассажирского отсека КТМ-28. Вот некоторые из его преимуществ:
✅ широкие и удобные проемы дверей
✅ достаточные размеры проходов, предназначенных для колясок и маломобильных пассажиров
✅ применение в обшивке бортов материалов, устойчивых к воздействию коррозии
Кроме этого, испытания показали полное соответствие техники современным требованиям по уровню вибрации и внутрисалонного шума. Для удобства и хорошего настроения во время поездки интерьер вагона может быть выполнен в том цвете, на который укажет заказчик. А осветительная система использует принцип отраженных лучей. Технические показатели включают в себя:
✅ общую массу конструкции – 22 т
✅ оптимальную вместимость – 119 (полная – 170) человек
✅ сидячих мест – 32
✅ количество дверей – 4
В кабине водителя имеется светодиодное освещение и эффективный климат-контроль. Тележки трамвая рассчитаны на ширину колеи в 1524 мм. А вот и физические параметры КТМ-28:
✅ длина – 16,45 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,7 м
✅ база вагона – 7500 мм
✅ база тележки – 1800 мм
В конструкции трамвая использован ручной контроллер. За безопасность движения отвечают дисковые тормоза. У КТМ-28 имеется 24-вольтовое напряжение бортовой сети. Диаметр колес трамвая составляет 620 мм.
Трамвай КТМ-28 постепенно расширяет свою географию. Фото: youtube.com
Тип установленных двигателей – асинхронный. Их суммарная мощность достигает 248 (4х62) кВт. УКВЗ обещает потенциальный срок службы машины в 30 лет. КТМ-28 до сих пор находится в производстве, поэтому стоит ожидать, что география его эксплуатации будет со временем расти.
Со временем стало понятно, что старая концепция имеет целый ряд недостатков. И главным их них является низкий комфорт поездки. В вагонах прежних конструкций сильнее кидало и трясло. А если вам предстояла долгая поездка на трамвае (до часа, а то и более), то ничего кроме неприятных ожиданий возникнуть попросту не могло.

Как известно, спрос рождает предложение. Им и стала новая конструкция трамвайных вагонов, позже получившая наименование «низкопольная». В этом типе нижняя плоскость находилась максимально близко к земле, что позволило значительно снизить колебания, возникающие от движения по рельсам, стыкам и дугам.
Непростое рождение низкопольной версии от Усть-Катавского завода
В конце лета 2013 года специалисты УКВЗ уже вовсю готовились к началу сборки нового трамвайного типа 71-625, имевшего полностью низкопольную конструкцию. Но внезапно в процесс вмешались бюрократические и договорные моменты.
Все дело в том, что права на инновационную разработку полностью принадлежали торговому дому УКВЗ. И в этом не было бы никакой трагедии, если бы между ним и самим предприятием не появились серьезные трения. К сожалению, возникшие разногласия привели к полному разрыву отношений между бывшими партнерами.

В такой обстановке УКВЗ больше не имел юридических прав на новинку. Ее дальнейшим воплощением в жизнь занялась уже другая структура – ПК Транспортные системы. К следующему году родился низкопольный вариант, теперь получивший иную нумерацию – 71-911.
А вот в Усть-Катаве пришлось начинать с чистого листа. Для того, чтобы наверстать упущенное, понадобилось долгих семь лет. В течение которых местным специалистам довелось вновь «изобретать велосипед». К счастью, длительный и непростой труд увенчался успехом.
Уже в начале осени 2020 года завод представил перспективную новинку – трамвай КТМ-28 (или тип 71-628). Сборка вагонов и первые клиенты появились менее года спустя.
Пилотным заказом стало осуществление мер по возобновлению трамвайного сообщения в приазовском Таганроге. Именно этот проект и оказался одним из основных в истории новой модели КТМ-28. В целом же география распространения выглядела так:
✅ Таганрог
✅ Москва (договор позже был расторгнут)
✅ Челябинск
✅ Липецк
Если вернуться в Приазовье, то обновляемая сеть в течение 2021/22 годов нуждалась сразу в 41 конструкции. Производитель смог осуществить поставки в запланированные сроки. Поэтому теперь в Усть-Катаве могут гордиться, что приняли непосредственное участие в выходе трамвая на улицы Таганрога.
Не все договора увенчались успехом
К сожалению, подобного нельзя сказать о договоре со столичными клиентами. Москва могла бы стать массовым потребителем. Ведь речь шла о поставках «Синарой» для «Московского трамвая» сразу 90 машин в течение 2021 года.
Но для огромного мегаполиса очень важными являлись сроки исполнения. Которые и были четко оговорены в двухстороннем договоре. А позже отчаянно нарушены производителем. Данный вопиющий факт привел к серьезным последствиям, которые и спровоцировали полное расторжение контракта.

По этой причине десятку конструкций, уже находившихся в производстве, пришлось срочно сменить географию прописки. Благо, что таганрогские клиенты оказались более сговорчивыми и готовыми к любому жизненному повороту.
Кстати, один из КТМ-28 все же побывал на испытаниях в стольном граде. Однако, из-за дальнейшего развития событий, был возвращен предприятию-изготовителю. Спустя какое-то время путешествие по мегаполису он сменил на поездки по тихому Таганрогу.
Сделав необходимые оргвыводы и более четко отладив производство новинки, на УКВЗ приступили к поиску новых клиентов. Одним из таковых стал «Челябинский трамвай». В этом сибирском (восьмом по численности населения на территории РФ) городе сделали заказ на 30 машин.

Доставка началась в середине 2022-го, а к концу года была уже полностью завершена. После плодотворного сотрудничества и того, что новые КТМ-28 неплохо зарекомендовали себя на челябинских линиях, городская структура в следующем году сделала заказ на еще 74 трамвая. Эта модификация получила наименование 71-628-01.
Описание и характеристики КТМ-28
Интересен тот факт, что предлагая свою продукцию для линий различных городов, специалисты УКВЗ наделяли их индивидуальными чертами. Так оригинальный тип 71-628 сразу же предназначался для Таганрога. А вот 10 машин, которые позже также оправились по той же прописке, изначально рассчитывались на эксплуатацию в столице, поэтому получили наименование 71-628М.
Собранная в течение 2022/23 годов 71 единица техники для Челябинска – это уже, как упоминалось выше, модификация «01» с индивидуальной маской. И изготовитель не остановился на достигнутом. Ведь позже появился заказ для липецкого городского рельсового транспорта. Четыре трамвая, отправившиеся по данному адресу, представляли собой машины 71-628-02. Так на основе базовой инновационной тележки были созданы сразу несколько модификаций для разных пользователей. Но все они сохраняли:
✅ общие черты конструкции
✅ современные элементы
✅ достаточный комфорт
Создавая новые типы производители не забывали об удобстве самого водителя и его пассажиров. Также приложены усилия для обеспечения эксплуатации и обслуживания техники с минимальными затратами. Низкий уровень пола сохранен по всей площади пассажирского отсека КТМ-28. Вот некоторые из его преимуществ:
✅ широкие и удобные проемы дверей
✅ достаточные размеры проходов, предназначенных для колясок и маломобильных пассажиров
✅ применение в обшивке бортов материалов, устойчивых к воздействию коррозии
Кроме этого, испытания показали полное соответствие техники современным требованиям по уровню вибрации и внутрисалонного шума. Для удобства и хорошего настроения во время поездки интерьер вагона может быть выполнен в том цвете, на который укажет заказчик. А осветительная система использует принцип отраженных лучей. Технические показатели включают в себя:
✅ общую массу конструкции – 22 т
✅ оптимальную вместимость – 119 (полная – 170) человек
✅ сидячих мест – 32
✅ количество дверей – 4
В кабине водителя имеется светодиодное освещение и эффективный климат-контроль. Тележки трамвая рассчитаны на ширину колеи в 1524 мм. А вот и физические параметры КТМ-28:
✅ длина – 16,45 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,7 м
✅ база вагона – 7500 мм
✅ база тележки – 1800 мм
В конструкции трамвая использован ручной контроллер. За безопасность движения отвечают дисковые тормоза. У КТМ-28 имеется 24-вольтовое напряжение бортовой сети. Диаметр колес трамвая составляет 620 мм.

Тип установленных двигателей – асинхронный. Их суммарная мощность достигает 248 (4х62) кВт. УКВЗ обещает потенциальный срок службы машины в 30 лет. КТМ-28 до сих пор находится в производстве, поэтому стоит ожидать, что география его эксплуатации будет со временем расти.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...