
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Bombardier CRJ700 — это узкофюзеляжный региональный самолет, разработанный для маршрутов средней протяженности. Компактный, экономичный и надежный, он стал популярным выбором среди авиакомпаний, которым нужны эффективные лайнеры для перевозки 70–78 пассажиров.
В этом обзоре мы рассмотрим характеристики, плюсы и минусы CRJ700. Также определим его место на рынке региональной авиации и поймем, почему он столь популярен у авиакомпаний США.
CRJ700 – это удлиненная версия самолета CRJ200. Его разработали с целью увеличить вместимость и аэродинамику оригинального варианта. Несмотря на небольшие габариты по сравнению с магистральными самолетами, конструкцию тщательно продумали для оптимальной экономичности и удобства эксплуатации.
Фюзеляж имеет длину 32,5 метра, что на 6,1 метра больше, чем у CRJ200. Это позволило добавить больше пространства в салоне, особенно в передней части и зоне крыльев. Диаметр фюзеляжа остался небольшим – 2,69 метра. Это делает салон довольно узким в сравнении с конкурентами.
На фоне дальнемагистрального лайнера CRJ700 выглядит совсем скромно. Фото: youtube.com
Несмотря на удлинение, компоновка самолета осталась традиционной. Двигатели размещены в хвосте, чтобы снизить уровень шума в передней части салона и сделать руление на земле более эффективным. Размах крыла в сравнении с CRJ200 увеличили на 2,5 метра – теперь он составляет 23,2 метра.
Кроме того, по сравнению с другими моделями появились винглеты. Эти загнутые вверх концовки крыльев рассекают воздушный поток, уменьшая его сопротивление и снижая расход топлива.
CRJ700 получил усиленное шасси, адаптированное для эксплуатации на более коротких взлетно-посадочных полосах. Основные стойки убираются в ниши крыла, а передняя прячется в носовую часть. Колеса получили дисковые тормоза, так что самолет лучше подходит для коротких полос.
Лайнер изготовлен преимущественно из алюминиево-магниевых сплавов, которые отличаются высокой прочностью при малой массе. В конструкции обтекателей, крыльев и отдельных деталей фюзеляжа используются композитные материалы, которые тоже вносят вклад в снижение веса.
Да и в сравнении с заправщиком самолет отнюдь не исполинский. Фото: youtube.com
Количество заклепок в конструкции лайнера сведено к минимуму, но так, чтобы сохранить при этом высокую прочность и жесткость фюзеляжа. Так удалось уменьшить сопротивление воздуха.
CRJ700 спроектирован как экономичный и универсальный лайнер для региональных маршрутов. Он предлагает достаточную для этой цели дальность, высокую скорость и небольшое потребление топлива, что делает его одним из самых выгодных решений для коммерческих авиакомпаний.
Максимальная протяженность полета зависит от конфигурации лайнера. Например, в базовой версии самолет преодолевает на полной заправке 2378 км. В модификации CRJ700 ER дальность увеличивается до 2777 км.
Есть версия с расширенным запасом топлива – CRJ700 LR. Она может пролететь до 3620 км без дозаправки, что сильно увеличивает список возможных маршрутов.
Из иллюминатора открывается неплохой вид наружу. Фото: youtube.com
Максимальная скорость полета составляет 870 км/ч, а крейсерская – 829 км/ч. Это стандартные показатели для самолетов данного класса, поэтому ничего выдающегося здесь мы не находим.
Несмотря на компактность, модель радует внушительной грузоподъемностью. Взлетная масса базовой версии достигает 34019 кг, а модификации с увеличенной дальностью – 36287 кг.
Конструкция крыла и усиленное шасси позволяют CRJ700 взлетать с полос длиной от 1570 метров и садиться на 1400 метрах, что делает его пригодным для работы в региональных аэропортах.
Самолет может подняться на высоту до 12500 метров, что позволяет ему лететь выше зоны турбулентности, чтобы уменьшать и без того сравнительно небольшой расход топлива. К слову, среднее потребление керосина двигателями составляет 2,1 тонны в час – сравнительно немного.
Bombardier CRJ700 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-8C5, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Это семейство моторов широко применяется в региональной авиации благодаря надежности, низкому расходу и невысокому уровню шума.
В салоне достаточно тесно, но и слишком долго до пункта назначения ждать не придется. Фото: youtube.com
Каждый двигатель развивает тягу до 62,3 кН. Моторы адаптированы для эксплуатации в различных климатических условиях – одинаково подходят и для жаркой, и для холодной погоды.
Благодаря усовершенствованной конструкции компрессора и улучшенной системе сгорания двигатель General Electric CF34-8C5 потребляет меньше топлива по сравнению с аналогами. Это еще одна причина, по которой лайнер обрел столь высокую популярность у авиакомпаний.
Средний межремонтный ресурс (TBO) двигателя достигает 10000 летных часов, что дает без рисков для безопасности уменьшить частоту и стоимость технических проверок и обслуживания.
Размещение моторов в хвостовой части фюзеляжа упрощает их осмотр, позволяя техническому персоналу быстрее выполнять диагностику и ремонтные работы (если в них есть необходимость).
Салон Bombardier CRJ700 рассчитан на перевозку от 66 до 78 пассажиров в зависимости от версии. В базовой конфигурации используется стандартная планировка с двумя креслами с каждой стороны прохода (формула 2+2). Это привычный формат для региональных авиалайнеров.
В сравнении с конкурентами салон CRJ700 остается компактным. Ширина фюзеляжа не позволяет сделать полноценные широкие проходы или увеличить расстояние между креслами сверх нормы. Но в некоторых версиях предусмотрена компоновка с увеличенным шагом между сиденьями.
Высота потолка внутри салона составляет 1,85 м, поэтому большинству пассажиров придется слегка наклоняться при передвижении по проходу. Это один из главных компромиссов – на него пришлось пойти при разработке конструкции самолета по причине слишком узкого фюзеляжа.
Ширина кресел в стандартной комплектации составляет около 43 см. Расстояние между ними (от сиденья до впереди стоящей спинки) варьируется от 76 до 81 см в зависимости от стандартов авиакомпании. В бизнес-классе (если он предусмотрен) кресла шире, а шаг увеличен до 94 см.
Большинство самолетов CRJ700 оснащены регулируемыми спинками и подлокотниками, но из-за ограниченного пространства спинки откидываются не так сильно, как в более крупных лайнерах.
Окна в CRJ700 не очень большие, но размещены таким образом, чтобы у пассажиров был хороший обзор. Подсветка сделана по классической схеме – ряды светодиодных ламп располагаются вдоль потолка и формируют мягкое белое свечение, не утомляющее зрение.
В большинстве модификаций предусмотрены индивидуальные блоки вентиляции и освещения над каждым креслом. CRJ700 редко оборудуется встроенными мультимедийными системами, но на борту обычно доступен Wi-Fi (однако это условие меняется зависимости от авиакомпании).
Заднее расположение двигателей позволяет снизить уровень шума в передней части салона. Фото: youtube.com
Места для ручной клади расположены в верхних багажных полках под потолком. Однако из-за компактных размеров фюзеляжа они не такие вместительные, как в более крупных авиалайнеров.
Кабина пилотов выполнена в стиле стеклянного кокпита с современной авионикой и высоким уровнем автоматизации в полете. Органы управления расположены логично и интуитивно, что снижает как умственную, так и физическую нагрузку на пилотов в процессе авиаперелета.
Штурвалы вместо боковых джойстиков делают управление самолетом более традиционным. Это удобно для пилотов, привыкших к классической схеме расположения органов руления лайнером.
CRJ700 оснащен цифровым комплексом авионики Collins Pro Line 4. В его состав входят:
✅ пять цветных жидкокристаллических дисплеев для отображения навигационной, метеорологической и полетной информации
✅ система управления полетом (FMS), которая упрощает навигацию и берет часть работы экипажа на себя
✅ автопилот с функцией вертикального и бокового наведения, позволяющий выполнять автоматический заход на посадку
Пилоты могут задавать маршрут, высоту и режим полета, а автопилот выполнит большую часть работы. Встроенные системы предупреждения столкновений (TCAS) и раннего предупреждения о приближении к земле (EGPWS) значительно повышают уровень безопасности.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что Bombardier CRJ700 – это надежный, экономичный и универсальный самолет, оптимизированный для коротких и средних маршрутов в пределах одной страны или расположенных по соседству государств.
Низкие расходы на эксплуатацию и обслуживание позволяют авиакомпаниям поддерживать небольшие цены на перелеты, поэтому техника еще долго останется востребованной в сфере авиации.
В этом обзоре мы рассмотрим характеристики, плюсы и минусы CRJ700. Также определим его место на рынке региональной авиации и поймем, почему он столь популярен у авиакомпаний США.
Дизайн и конструкция Bombardier CRJ700
CRJ700 – это удлиненная версия самолета CRJ200. Его разработали с целью увеличить вместимость и аэродинамику оригинального варианта. Несмотря на небольшие габариты по сравнению с магистральными самолетами, конструкцию тщательно продумали для оптимальной экономичности и удобства эксплуатации.
Фюзеляж имеет длину 32,5 метра, что на 6,1 метра больше, чем у CRJ200. Это позволило добавить больше пространства в салоне, особенно в передней части и зоне крыльев. Диаметр фюзеляжа остался небольшим – 2,69 метра. Это делает салон довольно узким в сравнении с конкурентами.

Несмотря на удлинение, компоновка самолета осталась традиционной. Двигатели размещены в хвосте, чтобы снизить уровень шума в передней части салона и сделать руление на земле более эффективным. Размах крыла в сравнении с CRJ200 увеличили на 2,5 метра – теперь он составляет 23,2 метра.
Кроме того, по сравнению с другими моделями появились винглеты. Эти загнутые вверх концовки крыльев рассекают воздушный поток, уменьшая его сопротивление и снижая расход топлива.
CRJ700 получил усиленное шасси, адаптированное для эксплуатации на более коротких взлетно-посадочных полосах. Основные стойки убираются в ниши крыла, а передняя прячется в носовую часть. Колеса получили дисковые тормоза, так что самолет лучше подходит для коротких полос.
Лайнер изготовлен преимущественно из алюминиево-магниевых сплавов, которые отличаются высокой прочностью при малой массе. В конструкции обтекателей, крыльев и отдельных деталей фюзеляжа используются композитные материалы, которые тоже вносят вклад в снижение веса.

Количество заклепок в конструкции лайнера сведено к минимуму, но так, чтобы сохранить при этом высокую прочность и жесткость фюзеляжа. Так удалось уменьшить сопротивление воздуха.
Летно-технические характеристики самолета
CRJ700 спроектирован как экономичный и универсальный лайнер для региональных маршрутов. Он предлагает достаточную для этой цели дальность, высокую скорость и небольшое потребление топлива, что делает его одним из самых выгодных решений для коммерческих авиакомпаний.
Максимальная протяженность полета зависит от конфигурации лайнера. Например, в базовой версии самолет преодолевает на полной заправке 2378 км. В модификации CRJ700 ER дальность увеличивается до 2777 км.
Есть версия с расширенным запасом топлива – CRJ700 LR. Она может пролететь до 3620 км без дозаправки, что сильно увеличивает список возможных маршрутов.

Максимальная скорость полета составляет 870 км/ч, а крейсерская – 829 км/ч. Это стандартные показатели для самолетов данного класса, поэтому ничего выдающегося здесь мы не находим.
Несмотря на компактность, модель радует внушительной грузоподъемностью. Взлетная масса базовой версии достигает 34019 кг, а модификации с увеличенной дальностью – 36287 кг.
Конструкция крыла и усиленное шасси позволяют CRJ700 взлетать с полос длиной от 1570 метров и садиться на 1400 метрах, что делает его пригодным для работы в региональных аэропортах.
Самолет может подняться на высоту до 12500 метров, что позволяет ему лететь выше зоны турбулентности, чтобы уменьшать и без того сравнительно небольшой расход топлива. К слову, среднее потребление керосина двигателями составляет 2,1 тонны в час – сравнительно немного.
Возможности двигательной установки лайнера
Bombardier CRJ700 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-8C5, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Это семейство моторов широко применяется в региональной авиации благодаря надежности, низкому расходу и невысокому уровню шума.

Каждый двигатель развивает тягу до 62,3 кН. Моторы адаптированы для эксплуатации в различных климатических условиях – одинаково подходят и для жаркой, и для холодной погоды.
Благодаря усовершенствованной конструкции компрессора и улучшенной системе сгорания двигатель General Electric CF34-8C5 потребляет меньше топлива по сравнению с аналогами. Это еще одна причина, по которой лайнер обрел столь высокую популярность у авиакомпаний.
Средний межремонтный ресурс (TBO) двигателя достигает 10000 летных часов, что дает без рисков для безопасности уменьшить частоту и стоимость технических проверок и обслуживания.
Размещение моторов в хвостовой части фюзеляжа упрощает их осмотр, позволяя техническому персоналу быстрее выполнять диагностику и ремонтные работы (если в них есть необходимость).
Салон и уровень комфорта для пассажиров
Салон Bombardier CRJ700 рассчитан на перевозку от 66 до 78 пассажиров в зависимости от версии. В базовой конфигурации используется стандартная планировка с двумя креслами с каждой стороны прохода (формула 2+2). Это привычный формат для региональных авиалайнеров.
В сравнении с конкурентами салон CRJ700 остается компактным. Ширина фюзеляжа не позволяет сделать полноценные широкие проходы или увеличить расстояние между креслами сверх нормы. Но в некоторых версиях предусмотрена компоновка с увеличенным шагом между сиденьями.
Высота потолка внутри салона составляет 1,85 м, поэтому большинству пассажиров придется слегка наклоняться при передвижении по проходу. Это один из главных компромиссов – на него пришлось пойти при разработке конструкции самолета по причине слишком узкого фюзеляжа.
Ширина кресел в стандартной комплектации составляет около 43 см. Расстояние между ними (от сиденья до впереди стоящей спинки) варьируется от 76 до 81 см в зависимости от стандартов авиакомпании. В бизнес-классе (если он предусмотрен) кресла шире, а шаг увеличен до 94 см.
Большинство самолетов CRJ700 оснащены регулируемыми спинками и подлокотниками, но из-за ограниченного пространства спинки откидываются не так сильно, как в более крупных лайнерах.
Окна в CRJ700 не очень большие, но размещены таким образом, чтобы у пассажиров был хороший обзор. Подсветка сделана по классической схеме – ряды светодиодных ламп располагаются вдоль потолка и формируют мягкое белое свечение, не утомляющее зрение.
В большинстве модификаций предусмотрены индивидуальные блоки вентиляции и освещения над каждым креслом. CRJ700 редко оборудуется встроенными мультимедийными системами, но на борту обычно доступен Wi-Fi (однако это условие меняется зависимости от авиакомпании).

Места для ручной клади расположены в верхних багажных полках под потолком. Однако из-за компактных размеров фюзеляжа они не такие вместительные, как в более крупных авиалайнеров.
Кабина пилотов и авионика Bombardier CRJ700
Кабина пилотов выполнена в стиле стеклянного кокпита с современной авионикой и высоким уровнем автоматизации в полете. Органы управления расположены логично и интуитивно, что снижает как умственную, так и физическую нагрузку на пилотов в процессе авиаперелета.
Штурвалы вместо боковых джойстиков делают управление самолетом более традиционным. Это удобно для пилотов, привыкших к классической схеме расположения органов руления лайнером.
CRJ700 оснащен цифровым комплексом авионики Collins Pro Line 4. В его состав входят:
✅ пять цветных жидкокристаллических дисплеев для отображения навигационной, метеорологической и полетной информации
✅ система управления полетом (FMS), которая упрощает навигацию и берет часть работы экипажа на себя
✅ автопилот с функцией вертикального и бокового наведения, позволяющий выполнять автоматический заход на посадку
Пилоты могут задавать маршрут, высоту и режим полета, а автопилот выполнит большую часть работы. Встроенные системы предупреждения столкновений (TCAS) и раннего предупреждения о приближении к земле (EGPWS) значительно повышают уровень безопасности.
Заключение
Из всего вышесказанного делаем вывод, что Bombardier CRJ700 – это надежный, экономичный и универсальный самолет, оптимизированный для коротких и средних маршрутов в пределах одной страны или расположенных по соседству государств.
Низкие расходы на эксплуатацию и обслуживание позволяют авиакомпаниям поддерживать небольшие цены на перелеты, поэтому техника еще долго останется востребованной в сфере авиации.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....

Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....

Производство Ил-76 хотят расширить
А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...

«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....

Серийный образец авиадвигателя ПД-8 впервые показали широкой публике
Силовая установка предназначена для SJ-100. На выставке присутствовали и другие долгожданные агрегаты для нашей авиации....

В России будут выпускать тракторы «Владимирец»
Только под новым брендом, и, похоже, это будут переименованные «китайцы». Подробнее о проекте читайте в нашем материале....

S7 Group показала финальную версию «Танго» – началось серийное производство
Вместе с легким самолетом российская компания показала полностью отечественный двигатель АПД-520. Для бельгийского мотора нашлась достойная замена....

Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....

В Петербурге начнется серийное производство тягачей БАЗ
Новые машины смогут перевозить до 20 тонн. Немалая часть комплектующих производится в России....

ГАЗ показал несколько семейных минивэнов – они пойдут в серию
Сделаны они на шасси стандартных моделей. А что, так можно было?...

Выпуск SJ-100 ускорят – в России откроют новое производство двигателей ПД-8
Это будет крупный логистический центр в Хабаровском крае. При нем появится участок для сборки авиадвигателей....

Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....

«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....

Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....

«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....

КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....