
Сверхзвуковой автомобиль Thrust SSC: 50 лет и 1 день до рекорда
Временной промежуток указан достоверно. Впервые человечество преодолело скорость звука 14 октября 1947 года. Но событие произошло в небе, на экспериментальном самолете ВВС США. Пилотировал сверхзвуковую машину Bell X-1 с ракетным двигателем американский ас Второй мировой, летчик-испытатель капитан Чарльз Йегер.
Разработчикам колесных управляемых средств передвижения потребовалось полвека и один день, чтобы и автомобиль пересек звуковой барьер. Целью не было серийное производство таких быстрых машин: дорожная инфраструктура не позволяет, особенно в городах.
Но машиностроение стремится к высокотехнологичному, низкоуглеродному, энергоэффективному будущему. Создание сверхзвуковых автомобилей призвано двигать науку и технологии, приближать грядущее.
Хотелось бы американцам быть первыми в превышении скорости звука. Может, так оно и случилось – единожды и кратковременно. Но Международные федерации, мотоциклетная и автомобильная, отказались зарегистрировать рекорд и присвоить модели Budweiser Rocket почетный титул.
Thrust SSC: первый сверхзвуковой автомобиль. Фото: YouTube.com
По официальной версии, болид пролетел со скоростью 1177,9 км/ч. А ведь радары ВВС США и бортовой акселерометр зафиксировали 1,01 Маха (один Mach – 1225,1 км/ч). Скорость звука в атмосфере – величина не абсолютная. Она зависит от состояния, температуры и давления воздуха.
Но дело не в том, что показали приборы на Калифорнийском соляном озере. Главное, только один из наблюдателей слышал «звуковой удар». Это явление для человеческого уха звучит как взрыв или раскат грома. Оно связано с огромной энергией и ударными волнами, которые возникают в момент преодоления телом скорости звука.
Budweiser Rocket перед стартом 1979 год. Фото: YouTube.com
Никто из присутствующих, знаете ли, не услышал «звукового удара». Даже генерал Чарльз Йегер. Тот самый, который, будучи капитаном, сидел за штурвалом первого в мире сверхзвукового самолета Bell X-1. «Глухими» оказались и представители Книги рекордов Гиннеса.
Пилотировал «Ракету» Стэн Баррет – голливудский каскадер и автогонщик. Во время заезда чудовищные вертикальные перегрузки повредили позвоночник испытателя. Тем обиднее было отрицательное решение судейской комиссии.
290-сильный FIAT S76: сложно поверить, но уже во времена таких чудаков мечтали о запредельных скоростях. Фото: YouTube.com
Снаряд Стэна выглядел действительно, как ракета. Отличие заключалось в трех цельнометаллических «земных» колесах. Одно переднее (сразу за ним располагались емкости с топливом и окислителем) и два задних. Длина фюзеляжа составляла 12,1 м.
Сначала автомобиль оснастили одним жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Но он, работавший на паре керосин-кислород, давал только 1123 км/ч скорости. Тогда разработчики купили у ВВС твердотопливную ракету средней дальности класса «воздух-воздух».
Когда машина достигала 600 км/ч, Стэн Баррет включал ракету. Так было на нескольких пробных и решающем заездах. Специалисты утверждают, что у болида просто не хватало топлива, чтобы официальные лица зарегистрировали преодоление скорости звука.
Финансировал проект кинорежиссер Хэл Нидхэм. Автомобиль обошелся спонсору в 900 тыс. долларов. Инженерную команду возглавлял Уильям Фредерик. Оригинальная «Будвайзер Ракета» хранится в Смитсоновском институте Соединенных Штатов.
Далее за дело взялись англичане. Руководил разработкой сверхзвукового авто Джон Эйкройд. Вторым вдохновителем и, в дальнейшем, пилотом был Ричард Ноубл. Начинали с бюджета в 175 фунтов стерлингов. Затем появились инвесторы, желающие пропиариться на новинке, и натаскали в казну предприятия 10 млн ф. с.
Британцы выстроили конструкцию полной массой 10,6 т. Геометрически машина не походила на Budweiser Rocket: разве что, такие же цельнометаллические колеса. Впрочем, болид вообще сложно назвать автомобилем в общепринятом смысле. Но красота и пропорциональность транспортного средства неоспоримы.
Документальные кадры 1983 года: Ричард Ноубл усаживается в болид Thrust2. Фото: YouTube.com
Силовой установкой выбрали турбореактивный двигатель. Попытка взять звуковую планку состоялась в пустыне Блэк-Рок, Невада. Увы! Единственное, что удалось «Траст2» в 1983 году, это побить мировой рекорд скорости 13-летней давности: болид развил 1019,468 км/ч. До скорости звука не хватило 169 км/ч.
Напомним: первым автомобилем, реально способным оставить позади 1000 км за час, считают «Голубое пламя». Машина родилась в недрах Иллинойского технологического института в 1970-ом.
Ричард Ноубл, неудовлетворенный результатами 1983-го, продолжил изыскания. Вместе с ним работали блистательные умы: Гленн Баушер, Рон Аэрс, Джереми Блисс.
В этот раз на машину установили два турбовентиляторных двигателя с форсированной тягой. Агрегатами марки Rolls-Royce Spey оснащались на тот момент военные британские самолеты. В сумме моторы генерировали 110 000 л. с.
Документальные кадры: Ричард Ноубл – создатель первого сверхзвукового автомобиля. Фото: YouTube.com
То есть британцы, практически, построили небольшой наземный истребитель. Действительно, если обычные автомобили имеют колесный привод, то Thrust SSC использует технологии реактивного ускорения.
Размеры аппарата:
✅ Длина – 16 500 мм
✅ Ширина – 3700 мм
✅ Высота – 2100 мм
Между передней и задней парой колес пролегало 10 м. SSC («Супер Сони Кар») весил 10 500 кг. Автомобиль брал на борт 1125 л топлива. Этого количества, по расчетам конструкторов, должно хватить, чтобы превысить скорость звука и затормозиться. Ведь мотор сжигал 18 литров в секунду.
Кадры кинохроники: Thrust SSC к покорению звукового барьера готов. Фото: YouTube.com
Дорожный просвет составлял 10 см, что весьма неприятно отражалось на «пятой точке», по словам пилота. К слову, руль в этот раз держал Эндрю Грин – летчик Королевского воздушного флота Британии. Настоящий герой. Ведь никто не гарантировал, что машину не разорвет от перегрузок, хотя она и была построена из титана и углеродного волокна.
Кандидат на звание первого в истории цивилизации сверхзвукового автомобиля был готов к испытаниям в 1996 году. Апробация состоялись в пустыне Al-Jafr на юге Иордании. Затем спорткар отвезли в Неваду, США.
На дне высохшего соляного озера Блэк-Рок подготовили трассу длиной 21 км. Здесь 15 октября 1997-го состоялся триумфальный заезд Thrust SSC. Прошло ровно 50 лет и 1 день со времени, когда в небе самолет Bell X-1 покорил скорость звука.
Кадры кинохроники 1997 года: «звуковой удар» еще не раздался. Фото: YouTube.com
Событие освещали корреспонденты радио, телевидения, печатных изданий. Присутствовали толпы любопытствующих. С момента старта машину сопровождал жуткий рев, шум. За хвостом вился шлейф пыли. Скорости 1000 км/ч пилот достиг за 16 сек. Еще через 14 сек раздался долгожданный «звуковой удар». Он громогласно прокатился по пустыне, а эхо достигло дальних уголков планеты Земля.
Действо заняло полминуты. Восторженная публика долго не могла приблизиться к автомобилю: кузовные панели нагрелись трением воздуха до 127°С. Наблюдатели были единодушны: «Траст SSC» – сверхзвуковой автомобиль. Стрелка спидометра остановилась на отметке 1228,92 км/ч. А шкалу, между прочим, разметили до 1600 км/ч. На всякий случай.
Победу зарегистрировали у Гиннеса и в прочих книгах. Thrust SSC назвали «быстрейшим из наземных сухопутных средств». Но разве без юридических проволочек обойдется?
В 2003 году на американской авиабазе Холломан построили непилотируемые рельсовые салазки. Конструкция представляла собой платформу с ракетным двигателем, без колес, скользящую по рельсовым путям. Вполне себе «наземное сухопутное». Ракетные сани разогнались до 10 430 км/ч. Сколько это Махов?
Эндрю Грин, пилот Thrust SSC рассказывает об ощущениях в момент преодоления скорости звука. Фото: YouTube.com
Военные с базы Холломан не оспаривали титул нашего героя, как первого сверхзвукового автомобиля. Но добивались уточнения, что Thrust SSC – «колесное управляемое средство передвижения».
Что же, исправления внесли. Важно, что до сих пор ни один производитель так и не построил сверхзвукового авто. Но, говорят, Ричарду Ноублу неймется. Уже показывал на авиашоу 2010 новую штуку. Обещал оснастить тремя двигателями: гибридным ракетным, реактивным и бензиновым 800-сильным. Там, мол, спидометр разметили до 1609 км/ч. Но что-то пошло не так…
Разработчикам колесных управляемых средств передвижения потребовалось полвека и один день, чтобы и автомобиль пересек звуковой барьер. Целью не было серийное производство таких быстрых машин: дорожная инфраструктура не позволяет, особенно в городах.
Но машиностроение стремится к высокотехнологичному, низкоуглеродному, энергоэффективному будущему. Создание сверхзвуковых автомобилей призвано двигать науку и технологии, приближать грядущее.
Первые шаги: «Будвайзер Ракета» 1979 год
Хотелось бы американцам быть первыми в превышении скорости звука. Может, так оно и случилось – единожды и кратковременно. Но Международные федерации, мотоциклетная и автомобильная, отказались зарегистрировать рекорд и присвоить модели Budweiser Rocket почетный титул.

По официальной версии, болид пролетел со скоростью 1177,9 км/ч. А ведь радары ВВС США и бортовой акселерометр зафиксировали 1,01 Маха (один Mach – 1225,1 км/ч). Скорость звука в атмосфере – величина не абсолютная. Она зависит от состояния, температуры и давления воздуха.
Но дело не в том, что показали приборы на Калифорнийском соляном озере. Главное, только один из наблюдателей слышал «звуковой удар». Это явление для человеческого уха звучит как взрыв или раскат грома. Оно связано с огромной энергией и ударными волнами, которые возникают в момент преодоления телом скорости звука.

Никто из присутствующих, знаете ли, не услышал «звукового удара». Даже генерал Чарльз Йегер. Тот самый, который, будучи капитаном, сидел за штурвалом первого в мире сверхзвукового самолета Bell X-1. «Глухими» оказались и представители Книги рекордов Гиннеса.
Подробности о модели Budweiser Rocket
Пилотировал «Ракету» Стэн Баррет – голливудский каскадер и автогонщик. Во время заезда чудовищные вертикальные перегрузки повредили позвоночник испытателя. Тем обиднее было отрицательное решение судейской комиссии.

Снаряд Стэна выглядел действительно, как ракета. Отличие заключалось в трех цельнометаллических «земных» колесах. Одно переднее (сразу за ним располагались емкости с топливом и окислителем) и два задних. Длина фюзеляжа составляла 12,1 м.
Сначала автомобиль оснастили одним жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Но он, работавший на паре керосин-кислород, давал только 1123 км/ч скорости. Тогда разработчики купили у ВВС твердотопливную ракету средней дальности класса «воздух-воздух».
Когда машина достигала 600 км/ч, Стэн Баррет включал ракету. Так было на нескольких пробных и решающем заездах. Специалисты утверждают, что у болида просто не хватало топлива, чтобы официальные лица зарегистрировали преодоление скорости звука.
В ролике документальные кадры с события 15 октября 1997 года
Финансировал проект кинорежиссер Хэл Нидхэм. Автомобиль обошелся спонсору в 900 тыс. долларов. Инженерную команду возглавлял Уильям Фредерик. Оригинальная «Будвайзер Ракета» хранится в Смитсоновском институте Соединенных Штатов.
Следующая попытка: болид Thrust2 1983 год
Далее за дело взялись англичане. Руководил разработкой сверхзвукового авто Джон Эйкройд. Вторым вдохновителем и, в дальнейшем, пилотом был Ричард Ноубл. Начинали с бюджета в 175 фунтов стерлингов. Затем появились инвесторы, желающие пропиариться на новинке, и натаскали в казну предприятия 10 млн ф. с.
Британцы выстроили конструкцию полной массой 10,6 т. Геометрически машина не походила на Budweiser Rocket: разве что, такие же цельнометаллические колеса. Впрочем, болид вообще сложно назвать автомобилем в общепринятом смысле. Но красота и пропорциональность транспортного средства неоспоримы.

Силовой установкой выбрали турбореактивный двигатель. Попытка взять звуковую планку состоялась в пустыне Блэк-Рок, Невада. Увы! Единственное, что удалось «Траст2» в 1983 году, это побить мировой рекорд скорости 13-летней давности: болид развил 1019,468 км/ч. До скорости звука не хватило 169 км/ч.
Напомним: первым автомобилем, реально способным оставить позади 1000 км за час, считают «Голубое пламя». Машина родилась в недрах Иллинойского технологического института в 1970-ом.
Покоритель звукового барьера: Thrust SSC
Ричард Ноубл, неудовлетворенный результатами 1983-го, продолжил изыскания. Вместе с ним работали блистательные умы: Гленн Баушер, Рон Аэрс, Джереми Блисс.
В этот раз на машину установили два турбовентиляторных двигателя с форсированной тягой. Агрегатами марки Rolls-Royce Spey оснащались на тот момент военные британские самолеты. В сумме моторы генерировали 110 000 л. с.

То есть британцы, практически, построили небольшой наземный истребитель. Действительно, если обычные автомобили имеют колесный привод, то Thrust SSC использует технологии реактивного ускорения.
Размеры аппарата:
✅ Длина – 16 500 мм
✅ Ширина – 3700 мм
✅ Высота – 2100 мм
Между передней и задней парой колес пролегало 10 м. SSC («Супер Сони Кар») весил 10 500 кг. Автомобиль брал на борт 1125 л топлива. Этого количества, по расчетам конструкторов, должно хватить, чтобы превысить скорость звука и затормозиться. Ведь мотор сжигал 18 литров в секунду.

Дорожный просвет составлял 10 см, что весьма неприятно отражалось на «пятой точке», по словам пилота. К слову, руль в этот раз держал Эндрю Грин – летчик Королевского воздушного флота Британии. Настоящий герой. Ведь никто не гарантировал, что машину не разорвет от перегрузок, хотя она и была построена из титана и углеродного волокна.
Рекорд
Кандидат на звание первого в истории цивилизации сверхзвукового автомобиля был готов к испытаниям в 1996 году. Апробация состоялись в пустыне Al-Jafr на юге Иордании. Затем спорткар отвезли в Неваду, США.
На дне высохшего соляного озера Блэк-Рок подготовили трассу длиной 21 км. Здесь 15 октября 1997-го состоялся триумфальный заезд Thrust SSC. Прошло ровно 50 лет и 1 день со времени, когда в небе самолет Bell X-1 покорил скорость звука.

Событие освещали корреспонденты радио, телевидения, печатных изданий. Присутствовали толпы любопытствующих. С момента старта машину сопровождал жуткий рев, шум. За хвостом вился шлейф пыли. Скорости 1000 км/ч пилот достиг за 16 сек. Еще через 14 сек раздался долгожданный «звуковой удар». Он громогласно прокатился по пустыне, а эхо достигло дальних уголков планеты Земля.
Действо заняло полминуты. Восторженная публика долго не могла приблизиться к автомобилю: кузовные панели нагрелись трением воздуха до 127°С. Наблюдатели были единодушны: «Траст SSC» – сверхзвуковой автомобиль. Стрелка спидометра остановилась на отметке 1228,92 км/ч. А шкалу, между прочим, разметили до 1600 км/ч. На всякий случай.
«Исправленному верить»
Победу зарегистрировали у Гиннеса и в прочих книгах. Thrust SSC назвали «быстрейшим из наземных сухопутных средств». Но разве без юридических проволочек обойдется?
В 2003 году на американской авиабазе Холломан построили непилотируемые рельсовые салазки. Конструкция представляла собой платформу с ракетным двигателем, без колес, скользящую по рельсовым путям. Вполне себе «наземное сухопутное». Ракетные сани разогнались до 10 430 км/ч. Сколько это Махов?

Военные с базы Холломан не оспаривали титул нашего героя, как первого сверхзвукового автомобиля. Но добивались уточнения, что Thrust SSC – «колесное управляемое средство передвижения».
Что же, исправления внесли. Важно, что до сих пор ни один производитель так и не построил сверхзвукового авто. Но, говорят, Ричарду Ноублу неймется. Уже показывал на авиашоу 2010 новую штуку. Обещал оснастить тремя двигателями: гибридным ракетным, реактивным и бензиновым 800-сильным. Там, мол, спидометр разметили до 1609 км/ч. Но что-то пошло не так…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...