Сверхзвуковой автомобиль Thrust SSC: 50 лет и 1 день до рекорда
Временной промежуток указан достоверно. Впервые человечество преодолело скорость звука 14 октября 1947 года. Но событие произошло в небе, на экспериментальном самолете ВВС США. Пилотировал сверхзвуковую машину Bell X-1 с ракетным двигателем американский ас Второй мировой, летчик-испытатель капитан Чарльз Йегер.
Разработчикам колесных управляемых средств передвижения потребовалось полвека и один день, чтобы и автомобиль пересек звуковой барьер. Целью не было серийное производство таких быстрых машин: дорожная инфраструктура не позволяет, особенно в городах.
Но машиностроение стремится к высокотехнологичному, низкоуглеродному, энергоэффективному будущему. Создание сверхзвуковых автомобилей призвано двигать науку и технологии, приближать грядущее.
Хотелось бы американцам быть первыми в превышении скорости звука. Может, так оно и случилось – единожды и кратковременно. Но Международные федерации, мотоциклетная и автомобильная, отказались зарегистрировать рекорд и присвоить модели Budweiser Rocket почетный титул.
Thrust SSC: первый сверхзвуковой автомобиль. Фото: YouTube.com
По официальной версии, болид пролетел со скоростью 1177,9 км/ч. А ведь радары ВВС США и бортовой акселерометр зафиксировали 1,01 Маха (один Mach – 1225,1 км/ч). Скорость звука в атмосфере – величина не абсолютная. Она зависит от состояния, температуры и давления воздуха.
Но дело не в том, что показали приборы на Калифорнийском соляном озере. Главное, только один из наблюдателей слышал «звуковой удар». Это явление для человеческого уха звучит как взрыв или раскат грома. Оно связано с огромной энергией и ударными волнами, которые возникают в момент преодоления телом скорости звука.
Budweiser Rocket перед стартом 1979 год. Фото: YouTube.com
Никто из присутствующих, знаете ли, не услышал «звукового удара». Даже генерал Чарльз Йегер. Тот самый, который, будучи капитаном, сидел за штурвалом первого в мире сверхзвукового самолета Bell X-1. «Глухими» оказались и представители Книги рекордов Гиннеса.
Пилотировал «Ракету» Стэн Баррет – голливудский каскадер и автогонщик. Во время заезда чудовищные вертикальные перегрузки повредили позвоночник испытателя. Тем обиднее было отрицательное решение судейской комиссии.
290-сильный FIAT S76: сложно поверить, но уже во времена таких чудаков мечтали о запредельных скоростях. Фото: YouTube.com
Снаряд Стэна выглядел действительно, как ракета. Отличие заключалось в трех цельнометаллических «земных» колесах. Одно переднее (сразу за ним располагались емкости с топливом и окислителем) и два задних. Длина фюзеляжа составляла 12,1 м.
Сначала автомобиль оснастили одним жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Но он, работавший на паре керосин-кислород, давал только 1123 км/ч скорости. Тогда разработчики купили у ВВС твердотопливную ракету средней дальности класса «воздух-воздух».
Когда машина достигала 600 км/ч, Стэн Баррет включал ракету. Так было на нескольких пробных и решающем заездах. Специалисты утверждают, что у болида просто не хватало топлива, чтобы официальные лица зарегистрировали преодоление скорости звука.
Финансировал проект кинорежиссер Хэл Нидхэм. Автомобиль обошелся спонсору в 900 тыс. долларов. Инженерную команду возглавлял Уильям Фредерик. Оригинальная «Будвайзер Ракета» хранится в Смитсоновском институте Соединенных Штатов.
Далее за дело взялись англичане. Руководил разработкой сверхзвукового авто Джон Эйкройд. Вторым вдохновителем и, в дальнейшем, пилотом был Ричард Ноубл. Начинали с бюджета в 175 фунтов стерлингов. Затем появились инвесторы, желающие пропиариться на новинке, и натаскали в казну предприятия 10 млн ф. с.
Британцы выстроили конструкцию полной массой 10,6 т. Геометрически машина не походила на Budweiser Rocket: разве что, такие же цельнометаллические колеса. Впрочем, болид вообще сложно назвать автомобилем в общепринятом смысле. Но красота и пропорциональность транспортного средства неоспоримы.
Документальные кадры 1983 года: Ричард Ноубл усаживается в болид Thrust2. Фото: YouTube.com
Силовой установкой выбрали турбореактивный двигатель. Попытка взять звуковую планку состоялась в пустыне Блэк-Рок, Невада. Увы! Единственное, что удалось «Траст2» в 1983 году, это побить мировой рекорд скорости 13-летней давности: болид развил 1019,468 км/ч. До скорости звука не хватило 169 км/ч.
Напомним: первым автомобилем, реально способным оставить позади 1000 км за час, считают «Голубое пламя». Машина родилась в недрах Иллинойского технологического института в 1970-ом.
Ричард Ноубл, неудовлетворенный результатами 1983-го, продолжил изыскания. Вместе с ним работали блистательные умы: Гленн Баушер, Рон Аэрс, Джереми Блисс.
В этот раз на машину установили два турбовентиляторных двигателя с форсированной тягой. Агрегатами марки Rolls-Royce Spey оснащались на тот момент военные британские самолеты. В сумме моторы генерировали 110 000 л. с.
Документальные кадры: Ричард Ноубл – создатель первого сверхзвукового автомобиля. Фото: YouTube.com
То есть британцы, практически, построили небольшой наземный истребитель. Действительно, если обычные автомобили имеют колесный привод, то Thrust SSC использует технологии реактивного ускорения.
Размеры аппарата:
✅ Длина – 16 500 мм
✅ Ширина – 3700 мм
✅ Высота – 2100 мм
Между передней и задней парой колес пролегало 10 м. SSC («Супер Сони Кар») весил 10 500 кг. Автомобиль брал на борт 1125 л топлива. Этого количества, по расчетам конструкторов, должно хватить, чтобы превысить скорость звука и затормозиться. Ведь мотор сжигал 18 литров в секунду.
Кадры кинохроники: Thrust SSC к покорению звукового барьера готов. Фото: YouTube.com
Дорожный просвет составлял 10 см, что весьма неприятно отражалось на «пятой точке», по словам пилота. К слову, руль в этот раз держал Эндрю Грин – летчик Королевского воздушного флота Британии. Настоящий герой. Ведь никто не гарантировал, что машину не разорвет от перегрузок, хотя она и была построена из титана и углеродного волокна.
Кандидат на звание первого в истории цивилизации сверхзвукового автомобиля был готов к испытаниям в 1996 году. Апробация состоялись в пустыне Al-Jafr на юге Иордании. Затем спорткар отвезли в Неваду, США.
На дне высохшего соляного озера Блэк-Рок подготовили трассу длиной 21 км. Здесь 15 октября 1997-го состоялся триумфальный заезд Thrust SSC. Прошло ровно 50 лет и 1 день со времени, когда в небе самолет Bell X-1 покорил скорость звука.
Кадры кинохроники 1997 года: «звуковой удар» еще не раздался. Фото: YouTube.com
Событие освещали корреспонденты радио, телевидения, печатных изданий. Присутствовали толпы любопытствующих. С момента старта машину сопровождал жуткий рев, шум. За хвостом вился шлейф пыли. Скорости 1000 км/ч пилот достиг за 16 сек. Еще через 14 сек раздался долгожданный «звуковой удар». Он громогласно прокатился по пустыне, а эхо достигло дальних уголков планеты Земля.
Действо заняло полминуты. Восторженная публика долго не могла приблизиться к автомобилю: кузовные панели нагрелись трением воздуха до 127°С. Наблюдатели были единодушны: «Траст SSC» – сверхзвуковой автомобиль. Стрелка спидометра остановилась на отметке 1228,92 км/ч. А шкалу, между прочим, разметили до 1600 км/ч. На всякий случай.
Победу зарегистрировали у Гиннеса и в прочих книгах. Thrust SSC назвали «быстрейшим из наземных сухопутных средств». Но разве без юридических проволочек обойдется?
В 2003 году на американской авиабазе Холломан построили непилотируемые рельсовые салазки. Конструкция представляла собой платформу с ракетным двигателем, без колес, скользящую по рельсовым путям. Вполне себе «наземное сухопутное». Ракетные сани разогнались до 10 430 км/ч. Сколько это Махов?
Эндрю Грин, пилот Thrust SSC рассказывает об ощущениях в момент преодоления скорости звука. Фото: YouTube.com
Военные с базы Холломан не оспаривали титул нашего героя, как первого сверхзвукового автомобиля. Но добивались уточнения, что Thrust SSC – «колесное управляемое средство передвижения».
Что же, исправления внесли. Важно, что до сих пор ни один производитель так и не построил сверхзвукового авто. Но, говорят, Ричарду Ноублу неймется. Уже показывал на авиашоу 2010 новую штуку. Обещал оснастить тремя двигателями: гибридным ракетным, реактивным и бензиновым 800-сильным. Там, мол, спидометр разметили до 1609 км/ч. Но что-то пошло не так…
Разработчикам колесных управляемых средств передвижения потребовалось полвека и один день, чтобы и автомобиль пересек звуковой барьер. Целью не было серийное производство таких быстрых машин: дорожная инфраструктура не позволяет, особенно в городах.
Но машиностроение стремится к высокотехнологичному, низкоуглеродному, энергоэффективному будущему. Создание сверхзвуковых автомобилей призвано двигать науку и технологии, приближать грядущее.
Первые шаги: «Будвайзер Ракета» 1979 год
Хотелось бы американцам быть первыми в превышении скорости звука. Может, так оно и случилось – единожды и кратковременно. Но Международные федерации, мотоциклетная и автомобильная, отказались зарегистрировать рекорд и присвоить модели Budweiser Rocket почетный титул.
Thrust SSC: первый сверхзвуковой автомобиль. Фото: YouTube.comПо официальной версии, болид пролетел со скоростью 1177,9 км/ч. А ведь радары ВВС США и бортовой акселерометр зафиксировали 1,01 Маха (один Mach – 1225,1 км/ч). Скорость звука в атмосфере – величина не абсолютная. Она зависит от состояния, температуры и давления воздуха.
Но дело не в том, что показали приборы на Калифорнийском соляном озере. Главное, только один из наблюдателей слышал «звуковой удар». Это явление для человеческого уха звучит как взрыв или раскат грома. Оно связано с огромной энергией и ударными волнами, которые возникают в момент преодоления телом скорости звука.
Budweiser Rocket перед стартом 1979 год. Фото: YouTube.comНикто из присутствующих, знаете ли, не услышал «звукового удара». Даже генерал Чарльз Йегер. Тот самый, который, будучи капитаном, сидел за штурвалом первого в мире сверхзвукового самолета Bell X-1. «Глухими» оказались и представители Книги рекордов Гиннеса.
Подробности о модели Budweiser Rocket
Пилотировал «Ракету» Стэн Баррет – голливудский каскадер и автогонщик. Во время заезда чудовищные вертикальные перегрузки повредили позвоночник испытателя. Тем обиднее было отрицательное решение судейской комиссии.
290-сильный FIAT S76: сложно поверить, но уже во времена таких чудаков мечтали о запредельных скоростях. Фото: YouTube.comСнаряд Стэна выглядел действительно, как ракета. Отличие заключалось в трех цельнометаллических «земных» колесах. Одно переднее (сразу за ним располагались емкости с топливом и окислителем) и два задних. Длина фюзеляжа составляла 12,1 м.
Сначала автомобиль оснастили одним жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Но он, работавший на паре керосин-кислород, давал только 1123 км/ч скорости. Тогда разработчики купили у ВВС твердотопливную ракету средней дальности класса «воздух-воздух».
Когда машина достигала 600 км/ч, Стэн Баррет включал ракету. Так было на нескольких пробных и решающем заездах. Специалисты утверждают, что у болида просто не хватало топлива, чтобы официальные лица зарегистрировали преодоление скорости звука.
В ролике документальные кадры с события 15 октября 1997 года
Финансировал проект кинорежиссер Хэл Нидхэм. Автомобиль обошелся спонсору в 900 тыс. долларов. Инженерную команду возглавлял Уильям Фредерик. Оригинальная «Будвайзер Ракета» хранится в Смитсоновском институте Соединенных Штатов.
Следующая попытка: болид Thrust2 1983 год
Далее за дело взялись англичане. Руководил разработкой сверхзвукового авто Джон Эйкройд. Вторым вдохновителем и, в дальнейшем, пилотом был Ричард Ноубл. Начинали с бюджета в 175 фунтов стерлингов. Затем появились инвесторы, желающие пропиариться на новинке, и натаскали в казну предприятия 10 млн ф. с.
Британцы выстроили конструкцию полной массой 10,6 т. Геометрически машина не походила на Budweiser Rocket: разве что, такие же цельнометаллические колеса. Впрочем, болид вообще сложно назвать автомобилем в общепринятом смысле. Но красота и пропорциональность транспортного средства неоспоримы.
Документальные кадры 1983 года: Ричард Ноубл усаживается в болид Thrust2. Фото: YouTube.comСиловой установкой выбрали турбореактивный двигатель. Попытка взять звуковую планку состоялась в пустыне Блэк-Рок, Невада. Увы! Единственное, что удалось «Траст2» в 1983 году, это побить мировой рекорд скорости 13-летней давности: болид развил 1019,468 км/ч. До скорости звука не хватило 169 км/ч.
Напомним: первым автомобилем, реально способным оставить позади 1000 км за час, считают «Голубое пламя». Машина родилась в недрах Иллинойского технологического института в 1970-ом.
Покоритель звукового барьера: Thrust SSC
Ричард Ноубл, неудовлетворенный результатами 1983-го, продолжил изыскания. Вместе с ним работали блистательные умы: Гленн Баушер, Рон Аэрс, Джереми Блисс.
В этот раз на машину установили два турбовентиляторных двигателя с форсированной тягой. Агрегатами марки Rolls-Royce Spey оснащались на тот момент военные британские самолеты. В сумме моторы генерировали 110 000 л. с.
Документальные кадры: Ричард Ноубл – создатель первого сверхзвукового автомобиля. Фото: YouTube.comТо есть британцы, практически, построили небольшой наземный истребитель. Действительно, если обычные автомобили имеют колесный привод, то Thrust SSC использует технологии реактивного ускорения.
Размеры аппарата:
✅ Длина – 16 500 мм
✅ Ширина – 3700 мм
✅ Высота – 2100 мм
Между передней и задней парой колес пролегало 10 м. SSC («Супер Сони Кар») весил 10 500 кг. Автомобиль брал на борт 1125 л топлива. Этого количества, по расчетам конструкторов, должно хватить, чтобы превысить скорость звука и затормозиться. Ведь мотор сжигал 18 литров в секунду.
Кадры кинохроники: Thrust SSC к покорению звукового барьера готов. Фото: YouTube.comДорожный просвет составлял 10 см, что весьма неприятно отражалось на «пятой точке», по словам пилота. К слову, руль в этот раз держал Эндрю Грин – летчик Королевского воздушного флота Британии. Настоящий герой. Ведь никто не гарантировал, что машину не разорвет от перегрузок, хотя она и была построена из титана и углеродного волокна.
Рекорд
Кандидат на звание первого в истории цивилизации сверхзвукового автомобиля был готов к испытаниям в 1996 году. Апробация состоялись в пустыне Al-Jafr на юге Иордании. Затем спорткар отвезли в Неваду, США.
На дне высохшего соляного озера Блэк-Рок подготовили трассу длиной 21 км. Здесь 15 октября 1997-го состоялся триумфальный заезд Thrust SSC. Прошло ровно 50 лет и 1 день со времени, когда в небе самолет Bell X-1 покорил скорость звука.
Кадры кинохроники 1997 года: «звуковой удар» еще не раздался. Фото: YouTube.comСобытие освещали корреспонденты радио, телевидения, печатных изданий. Присутствовали толпы любопытствующих. С момента старта машину сопровождал жуткий рев, шум. За хвостом вился шлейф пыли. Скорости 1000 км/ч пилот достиг за 16 сек. Еще через 14 сек раздался долгожданный «звуковой удар». Он громогласно прокатился по пустыне, а эхо достигло дальних уголков планеты Земля.
Действо заняло полминуты. Восторженная публика долго не могла приблизиться к автомобилю: кузовные панели нагрелись трением воздуха до 127°С. Наблюдатели были единодушны: «Траст SSC» – сверхзвуковой автомобиль. Стрелка спидометра остановилась на отметке 1228,92 км/ч. А шкалу, между прочим, разметили до 1600 км/ч. На всякий случай.
«Исправленному верить»
Победу зарегистрировали у Гиннеса и в прочих книгах. Thrust SSC назвали «быстрейшим из наземных сухопутных средств». Но разве без юридических проволочек обойдется?
В 2003 году на американской авиабазе Холломан построили непилотируемые рельсовые салазки. Конструкция представляла собой платформу с ракетным двигателем, без колес, скользящую по рельсовым путям. Вполне себе «наземное сухопутное». Ракетные сани разогнались до 10 430 км/ч. Сколько это Махов?
Эндрю Грин, пилот Thrust SSC рассказывает об ощущениях в момент преодоления скорости звука. Фото: YouTube.comВоенные с базы Холломан не оспаривали титул нашего героя, как первого сверхзвукового автомобиля. Но добивались уточнения, что Thrust SSC – «колесное управляемое средство передвижения».
Что же, исправления внесли. Важно, что до сих пор ни один производитель так и не построил сверхзвукового авто. Но, говорят, Ричарду Ноублу неймется. Уже показывал на авиашоу 2010 новую штуку. Обещал оснастить тремя двигателями: гибридным ракетным, реактивным и бензиновым 800-сильным. Там, мол, спидометр разметили до 1609 км/ч. Но что-то пошло не так…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас