
Прощание с «Белугами» – почему Airbus отказался от воздушных «грузовиков»
Три года назад холдинг Airbus открыл новое коммерческое направление грузового класса специально под неординарные самолеты A300-600ST. Теперь авиаконцерн принял решение о закрытии подразделения Beluga Transport.
Пять экземпляров «Белуга СТ» были выведены из эксплуатации и отправлены на длительное хранение. В этом материале мы постараемся вместе разобраться, что послужило причиной такого решения.
Воздушное судно относится к классу широкофюзеляжных реактивных грузовых самолетов. Первый полет «Белуги» состоялся в 1994 году, на 12 лет позднее нашего Ан-124.
Первый полет BelugaST состоялся на 12 лет позднее Ан-124. Фото: YouTube.com
Столь необычное название «грузовик» получил из-за визуального сходства с видом китов-белух. Примечательно, в начертании кириллицей слово транслитерируется, как «Белуга» (вид рыбы семейства осетровых), что иногда вызывает путаницу.
Рабочий объем транспортного отсека самолета составляет 1400 куб. м, а полная нагрузка достигает отметки в 47 т. Диаметр фюзеляжа – 7,4 м. Это означает, что Beluga ST способна без особого «труда» принять на борт пару крыльев от Airbus A330 в сборе.
Подразделение создавалось с целью предоставления услуг логистики для сторонних компаний. На момент старта коммерческой деятельности, авиапарк Beluga Transport включал в себя пять единиц A300-600ST. Примечательно, что это весь «тираж» самолета.
Так происходит погрузка в BelugaST. Фото: YouTube.com
В штат новоиспеченной компании пригласили 60 сотрудников, а также провели обучение дополнительного летного состава. Воздушные судна занимались логистикой крупногабаритных грузов.
В числе последних были такие, как:
✅ элементы космических аппаратов
✅ авиационные двигатели
✅ турбины
✅ вертолеты
В качестве предпосылки формирования этого подразделения представительство Airbus указывает «освободившуюся нишу». Речь идет о снижении доступности российских самолетов. В большей степени это касается нашего Ан-124.
Самолеты BelugaST оказались нерентабельными после выхода новой серии. Фото: YouTube.com
Проще говоря, идея запустить Beluga Transport появилась на фоне отказа от воздушных судов России и некоторого напряжения во взаимоотношениях. Напомним, в марте 2022 года были введены санкции на использование нашей авиатехники.
Это событие повлекло за собой уход целой группы компаний включая «Волга-Днепр». Последняя покрывала серьезный процент коммерческой авиалогистики грузового сегмента. Оставшийся «пробел» решили попытаться восполнить посредством чартерных перевозок на собственных самолетах.
Ан-124 по-прежнему является самым крупным гражданским самолетом серийного производства. Воздушное судно способно перевозить сверхтяжелые и негабаритные грузы весом до 120 и 150 тонн в модификациях 124-100 и 124-150 соответственно.
Ан-124 остается одним из самых крупных самолетом в мире. Фото: YouTube.com
Объем кабины самолета составляет 1050 куб. м., что позволяет «уместить» объекты самой необычной конфигурации. На борту наших Ан-124 транспортировали такие уникальные грузы, как:
✅ 140 тонн аудиоаппаратуры для первого концерта Pink Floyd в России
✅ комплексный пилотажный тренажер на базе самолета Sukhoi Superjet 100
✅ химический реактор весом в 140 тонн
✅ пара мобильных газотурбинных электростанций по 25 МВт каждая
✅ 109-тонный локомотив
Первый полет тяжелого самолета состоялся в 1982 году. С того времени Ан-124 продолжает оставаться одним из самых востребованных «грузовиков», когда необходимо транспортировать по-настоящему крупные и негабаритные объекты.
Официальную причину закрытия подразделения представительство Airbus не называет. Мы можем лишь догадываться и искать «усредненное мнение», основываясь на заключениях экспертов отрасли.
На текущий момент наиболее близкой к действительности является одна версия. Согласно последней, корпорация столкнулась с трудностями эксплуатации из-за устаревшего оборудования, а также низкой рентабельностью проекта.
Не так давно появилось новое поколение Beluga с модельным индексом XL. Параллельно с этим, линейка ST утратила свою значимость для логистических операций внутри компании из-за «самоконкуренции».
Изначально подразделение Beluga Transport и создавалось, чтобы дать вторую жизнь этим самолетам. Из основной «обоймы» руководство Airbus выводило машины постепенно, заменяя их более современными A330-700L.
Так выглядит новое поколение – BelugaXL. Фото: YouTube.com
Однако, методика сработала не так, как изначально планировалось. Коммерческая эффективность BelugaST оказалась значительно ниже.
Это подтверждают и «цифры». За период с 2022 по 2024 год компания совершила всего 17 рейсов. По меркам глобального бизнеса, это чрезвычайно низкий уровень загрузки.
Прагматичное руководство Airbus решило, что выгоднее списать самолеты и «заморозить» определенную сумму сразу, чем ежемесячно терять финансы на поддержание работоспособности «Белуг». Проект оказался нерентабельным, и не соответствовал стратегическим задачам корпорации в долгосрочной перспективе.
Пять экземпляров «Белуга СТ» были выведены из эксплуатации и отправлены на длительное хранение. В этом материале мы постараемся вместе разобраться, что послужило причиной такого решения.
Технические характеристики A300-600 BelugaST
Воздушное судно относится к классу широкофюзеляжных реактивных грузовых самолетов. Первый полет «Белуги» состоялся в 1994 году, на 12 лет позднее нашего Ан-124.

Столь необычное название «грузовик» получил из-за визуального сходства с видом китов-белух. Примечательно, в начертании кириллицей слово транслитерируется, как «Белуга» (вид рыбы семейства осетровых), что иногда вызывает путаницу.
Рабочий объем транспортного отсека самолета составляет 1400 куб. м, а полная нагрузка достигает отметки в 47 т. Диаметр фюзеляжа – 7,4 м. Это означает, что Beluga ST способна без особого «труда» принять на борт пару крыльев от Airbus A330 в сборе.
Как появилась Beluga Transport
Подразделение создавалось с целью предоставления услуг логистики для сторонних компаний. На момент старта коммерческой деятельности, авиапарк Beluga Transport включал в себя пять единиц A300-600ST. Примечательно, что это весь «тираж» самолета.

В штат новоиспеченной компании пригласили 60 сотрудников, а также провели обучение дополнительного летного состава. Воздушные судна занимались логистикой крупногабаритных грузов.
В числе последних были такие, как:
✅ элементы космических аппаратов
✅ авиационные двигатели
✅ турбины
✅ вертолеты
В качестве предпосылки формирования этого подразделения представительство Airbus указывает «освободившуюся нишу». Речь идет о снижении доступности российских самолетов. В большей степени это касается нашего Ан-124.

Проще говоря, идея запустить Beluga Transport появилась на фоне отказа от воздушных судов России и некоторого напряжения во взаимоотношениях. Напомним, в марте 2022 года были введены санкции на использование нашей авиатехники.
Это событие повлекло за собой уход целой группы компаний включая «Волга-Днепр». Последняя покрывала серьезный процент коммерческой авиалогистики грузового сегмента. Оставшийся «пробел» решили попытаться восполнить посредством чартерных перевозок на собственных самолетах.
Уникальность Ан-124
Ан-124 по-прежнему является самым крупным гражданским самолетом серийного производства. Воздушное судно способно перевозить сверхтяжелые и негабаритные грузы весом до 120 и 150 тонн в модификациях 124-100 и 124-150 соответственно.

Объем кабины самолета составляет 1050 куб. м., что позволяет «уместить» объекты самой необычной конфигурации. На борту наших Ан-124 транспортировали такие уникальные грузы, как:
✅ 140 тонн аудиоаппаратуры для первого концерта Pink Floyd в России
✅ комплексный пилотажный тренажер на базе самолета Sukhoi Superjet 100
✅ химический реактор весом в 140 тонн
✅ пара мобильных газотурбинных электростанций по 25 МВт каждая
✅ 109-тонный локомотив
Первый полет тяжелого самолета состоялся в 1982 году. С того времени Ан-124 продолжает оставаться одним из самых востребованных «грузовиков», когда необходимо транспортировать по-настоящему крупные и негабаритные объекты.
Причины списания «Белуг»
Официальную причину закрытия подразделения представительство Airbus не называет. Мы можем лишь догадываться и искать «усредненное мнение», основываясь на заключениях экспертов отрасли.
На текущий момент наиболее близкой к действительности является одна версия. Согласно последней, корпорация столкнулась с трудностями эксплуатации из-за устаревшего оборудования, а также низкой рентабельностью проекта.
Не так давно появилось новое поколение Beluga с модельным индексом XL. Параллельно с этим, линейка ST утратила свою значимость для логистических операций внутри компании из-за «самоконкуренции».
Изначально подразделение Beluga Transport и создавалось, чтобы дать вторую жизнь этим самолетам. Из основной «обоймы» руководство Airbus выводило машины постепенно, заменяя их более современными A330-700L.

Однако, методика сработала не так, как изначально планировалось. Коммерческая эффективность BelugaST оказалась значительно ниже.
Это подтверждают и «цифры». За период с 2022 по 2024 год компания совершила всего 17 рейсов. По меркам глобального бизнеса, это чрезвычайно низкий уровень загрузки.
Прагматичное руководство Airbus решило, что выгоднее списать самолеты и «заморозить» определенную сумму сразу, чем ежемесячно терять финансы на поддержание работоспособности «Белуг». Проект оказался нерентабельным, и не соответствовал стратегическим задачам корпорации в долгосрочной перспективе.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...