Прощание с «Белугами» – почему Airbus отказался от воздушных «грузовиков»
1 843

Прощание с «Белугами» – почему Airbus отказался от воздушных «грузовиков»

Три года назад холдинг Airbus открыл новое коммерческое направление грузового класса специально под неординарные самолеты A300-600ST. Теперь авиаконцерн принял решение о закрытии подразделения Beluga Transport.


Пять экземпляров «Белуга СТ» были выведены из эксплуатации и отправлены на длительное хранение. В этом материале мы постараемся вместе разобраться, что послужило причиной такого решения.

Технические характеристики A300-600 BelugaST


Воздушное судно относится к классу широкофюзеляжных реактивных грузовых самолетов. Первый полет «Белуги» состоялся в 1994 году, на 12 лет позднее нашего Ан-124.

Прощание с «Белугами» – почему Airbus отказался от воздушных «грузовиков»Первый полет BelugaST состоялся на 12 лет позднее Ан-124. Фото: YouTube.com

Столь необычное название «грузовик» получил из-за визуального сходства с видом китов-белух. Примечательно, в начертании кириллицей слово транслитерируется, как «Белуга» (вид рыбы семейства осетровых), что иногда вызывает путаницу.

Рабочий объем транспортного отсека самолета составляет 1400 куб. м, а полная нагрузка достигает отметки в 47 т. Диаметр фюзеляжа – 7,4 м. Это означает, что Beluga ST способна без особого «труда» принять на борт пару крыльев от Airbus A330 в сборе.

Как появилась Beluga Transport


Подразделение создавалось с целью предоставления услуг логистики для сторонних компаний. На момент старта коммерческой деятельности, авиапарк Beluga Transport включал в себя пять единиц A300-600ST. Примечательно, что это весь «тираж» самолета.

Так происходит погрузка в BelugaST. Фото: YouTube.com

В штат новоиспеченной компании пригласили 60 сотрудников, а также провели обучение дополнительного летного состава. Воздушные судна занимались логистикой крупногабаритных грузов.

В числе последних были такие, как:

✅ элементы космических аппаратов
✅ авиационные двигатели
✅ турбины
вертолеты

В качестве предпосылки формирования этого подразделения представительство Airbus указывает «освободившуюся нишу». Речь идет о снижении доступности российских самолетов. В большей степени это касается нашего Ан-124.

Самолеты BelugaST оказались нерентабельными после выхода новой серии. Фото: YouTube.com

Проще говоря, идея запустить Beluga Transport появилась на фоне отказа от воздушных судов России и некоторого напряжения во взаимоотношениях. Напомним, в марте 2022 года были введены санкции на использование нашей авиатехники.

Это событие повлекло за собой уход целой группы компаний включая «Волга-Днепр». Последняя покрывала серьезный процент коммерческой авиалогистики грузового сегмента. Оставшийся «пробел» решили попытаться восполнить посредством чартерных перевозок на собственных самолетах.

Уникальность Ан-124


Ан-124 по-прежнему является самым крупным гражданским самолетом серийного производства. Воздушное судно способно перевозить сверхтяжелые и негабаритные грузы весом до 120 и 150 тонн в модификациях 124-100 и 124-150 соответственно.

Ан-124 остается одним из самых крупных самолетом в мире. Фото: YouTube.com

Объем кабины самолета составляет 1050 куб. м., что позволяет «уместить» объекты самой необычной конфигурации. На борту наших Ан-124 транспортировали такие уникальные грузы, как:

✅ 140 тонн аудиоаппаратуры для первого концерта Pink Floyd в России
✅ комплексный пилотажный тренажер на базе самолета Sukhoi Superjet 100
✅ химический реактор весом в 140 тонн
✅ пара мобильных газотурбинных электростанций по 25 МВт каждая
✅ 109-тонный локомотив

Первый полет тяжелого самолета состоялся в 1982 году. С того времени Ан-124 продолжает оставаться одним из самых востребованных «грузовиков», когда необходимо транспортировать по-настоящему крупные и негабаритные объекты.

Причины списания «Белуг»


Официальную причину закрытия подразделения представительство Airbus не называет. Мы можем лишь догадываться и искать «усредненное мнение», основываясь на заключениях экспертов отрасли.

На текущий момент наиболее близкой к действительности является одна версия. Согласно последней, корпорация столкнулась с трудностями эксплуатации из-за устаревшего оборудования, а также низкой рентабельностью проекта.

Не так давно появилось новое поколение Beluga с модельным индексом XL. Параллельно с этим, линейка ST утратила свою значимость для логистических операций внутри компании из-за «самоконкуренции».

Изначально подразделение Beluga Transport и создавалось, чтобы дать вторую жизнь этим самолетам. Из основной «обоймы» руководство Airbus выводило машины постепенно, заменяя их более современными A330-700L.

Так выглядит новое поколение – BelugaXL. Фото: YouTube.com

Однако, методика сработала не так, как изначально планировалось. Коммерческая эффективность BelugaST оказалась значительно ниже.

Это подтверждают и «цифры». За период с 2022 по 2024 год компания совершила всего 17 рейсов. По меркам глобального бизнеса, это чрезвычайно низкий уровень загрузки.

Прагматичное руководство Airbus решило, что выгоднее списать самолеты и «заморозить» определенную сумму сразу, чем ежемесячно терять финансы на поддержание работоспособности «Белуг». Проект оказался нерентабельным, и не соответствовал стратегическим задачам корпорации в долгосрочной перспективе.
А что вы думаете по поводу ситуации с Airbus BelugaST?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас