
Обсуждали полвека, начали строить сейчас – как М-7 разделила Санкт-Петербург
Строительство трассы М-7 в Санкт-Петербурге вновь привлекло внимание общественности. Долгожданный, но от того не менее противоречивый проект обещает соединить центральную часть города с кольцевой автодорогой «КАД».
Однако, отрезок маршрута пролегает непосредственно через территорию Удельного парка. Этот факт вызывает противоречивые чувства как у жителей города, так и у защитников природы.
Первые упоминания о строительстве этой дороги появились еще в советские времена, почти 50 лет назад. Тогда в разработке находились плановые эскизы и заметки. Тем не менее сколько-нибудь значимые шаги для реализации стали предприниматься только в середине «нулевых».
По М-7 (отмечена синим) добраться до КАД можно быстрее в 4 раза. Фото: YouTube.com
В Генеральном плане от 2005 года было указано, что дорогу проложат от Таврической улицы до Выборгского шоссе. Возведение трассы требовало «врезания» полосы в рекреационную зону Удельного парка.
Во время публичных слушаний некоторые горожане и активисты высказывались против, но магистраль все-таки осталась в Генплане. В качестве «компромисса» рассматривался вариант прокладки шоссе под парком в формате тоннеля. Еще одним альтернативным решением было строительство над Удельным парком в виде эстакады.
На текущий момент проект предполагает соединение Смольной набережной, расположенной в центре Санкт-Петербурга, с КАД. Основной целью магистрали является снижение нагрузки с таких транспортных артерий, как:
✅ Большой Сампсониевский проспект
✅ Выборгское шоссе
✅ проспект Энгельса
По предварительным оценкам, стоимость строительства составит порядка 300 млрд рублей. Со слов представительства городской администрации, часть затрат впоследствии компенсируют, ведь проезд по трассе будет платным.
Главным объектом споров и разногласий на пути строительства М-7 стал Удельный парк. Его основали еще в 1832, а с 2013 года он имеет статус не только рекреационной зоны, но и объекта культурного наследия регионального значения.
М-7 будет пересекать Удельный парк в виде эстакады над ж/д путями. Фото: YouTube.com
Противники магистрали утверждают, что строительство дороги нанесет непоправимый ущерб природной зоне. Об этом свидетельствуют множественные петиции, подписанные тысячами жителей Северной столицы.
Как упоминалось выше, в качестве альтернативного решения обсуждается возможность строительства М-7 под территорией парка в виде тоннеля. С другой стороны, такой вариант увеличит и без того «круглую» стоимость проекта.
Выход из ситуации посредством возведения эстакады активисты отвергли, ссылаясь на негативное влияние на экологию и шум. Тем не менее этот вариант считается наиболее «реальным» и близким к реализации.
Строительство магистрали затронет 190 строений. В этом списке находятся многоквартирные жилые дома и порядка 30 зданий индивидуального типа. Некоторые из последних, вероятно, попадут под снос.
В контексте 80-метрового «коридора» на пути трассы будет затронуто еще больше домов. В него попадают уже порядка 400 строений. В их числе есть трамвайный парк, несколько промышленных объектов, а также станция «Ланская». Последняя носит статус памятника архитектуры.
В 2023 году было подписано предварительное соглашение с инфраструктурным подразделением «ВТБ» на строительство трассы. Тогда же появилось сообщение, что к работам приступят в течение пяти лет.
Теперь ситуация несколько изменилась. В этом месяце вице-губернатор Северной столицы сообщил, что формирование документации и нормативно-правовой базы начнется уже в ближайшее время.
Так выглядит памятник архитектуры станция «Ланская». Фото: YouTube.com
Также стало известно, что Удельный парк, из-за которого было больше всего разногласий, ждет масштабная реконструкция. Из опубликованного акта историко-культурной экспертизы следует, что в рекреационной зоне будет проведен ряд работ по улучшению инфраструктуры и озеленению.
Власти подчеркивают, что строительство М-7 является одним из необходимых действий, направленных на решение транспортных проблем Культурной столицы. Другого оптимального пути прокладывания трассы попросту не существует.
Активисты, в свою очередь, требуют перестроения маршрута и высказывают сомнения касательно целесообразности столь существенных финансовых затрат. Экологические организации также выступают за сохранение парковых зон в изначальном виде.
Однако, отрезок маршрута пролегает непосредственно через территорию Удельного парка. Этот факт вызывает противоречивые чувства как у жителей города, так и у защитников природы.
Проект с долгой историей
Первые упоминания о строительстве этой дороги появились еще в советские времена, почти 50 лет назад. Тогда в разработке находились плановые эскизы и заметки. Тем не менее сколько-нибудь значимые шаги для реализации стали предприниматься только в середине «нулевых».

В Генеральном плане от 2005 года было указано, что дорогу проложат от Таврической улицы до Выборгского шоссе. Возведение трассы требовало «врезания» полосы в рекреационную зону Удельного парка.
Во время публичных слушаний некоторые горожане и активисты высказывались против, но магистраль все-таки осталась в Генплане. В качестве «компромисса» рассматривался вариант прокладки шоссе под парком в формате тоннеля. Еще одним альтернативным решением было строительство над Удельным парком в виде эстакады.
Что входит в проект М-7 и сколько он стоит
На текущий момент проект предполагает соединение Смольной набережной, расположенной в центре Санкт-Петербурга, с КАД. Основной целью магистрали является снижение нагрузки с таких транспортных артерий, как:
✅ Большой Сампсониевский проспект
✅ Выборгское шоссе
✅ проспект Энгельса
По предварительным оценкам, стоимость строительства составит порядка 300 млрд рублей. Со слов представительства городской администрации, часть затрат впоследствии компенсируют, ведь проезд по трассе будет платным.
Как быть с парком и какие здания затронет трасса
Главным объектом споров и разногласий на пути строительства М-7 стал Удельный парк. Его основали еще в 1832, а с 2013 года он имеет статус не только рекреационной зоны, но и объекта культурного наследия регионального значения.

Противники магистрали утверждают, что строительство дороги нанесет непоправимый ущерб природной зоне. Об этом свидетельствуют множественные петиции, подписанные тысячами жителей Северной столицы.
Как упоминалось выше, в качестве альтернативного решения обсуждается возможность строительства М-7 под территорией парка в виде тоннеля. С другой стороны, такой вариант увеличит и без того «круглую» стоимость проекта.
Выход из ситуации посредством возведения эстакады активисты отвергли, ссылаясь на негативное влияние на экологию и шум. Тем не менее этот вариант считается наиболее «реальным» и близким к реализации.
Строительство магистрали затронет 190 строений. В этом списке находятся многоквартирные жилые дома и порядка 30 зданий индивидуального типа. Некоторые из последних, вероятно, попадут под снос.
В контексте 80-метрового «коридора» на пути трассы будет затронуто еще больше домов. В него попадают уже порядка 400 строений. В их числе есть трамвайный парк, несколько промышленных объектов, а также станция «Ланская». Последняя носит статус памятника архитектуры.
Первые шаги к реализации
В 2023 году было подписано предварительное соглашение с инфраструктурным подразделением «ВТБ» на строительство трассы. Тогда же появилось сообщение, что к работам приступят в течение пяти лет.
Теперь ситуация несколько изменилась. В этом месяце вице-губернатор Северной столицы сообщил, что формирование документации и нормативно-правовой базы начнется уже в ближайшее время.

Также стало известно, что Удельный парк, из-за которого было больше всего разногласий, ждет масштабная реконструкция. Из опубликованного акта историко-культурной экспертизы следует, что в рекреационной зоне будет проведен ряд работ по улучшению инфраструктуры и озеленению.
Заключение
Власти подчеркивают, что строительство М-7 является одним из необходимых действий, направленных на решение транспортных проблем Культурной столицы. Другого оптимального пути прокладывания трассы попросту не существует.
Активисты, в свою очередь, требуют перестроения маршрута и высказывают сомнения касательно целесообразности столь существенных финансовых затрат. Экологические организации также выступают за сохранение парковых зон в изначальном виде.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас