
Обсуждали полвека, начали строить сейчас – как М-7 разделила Санкт-Петербург
Строительство трассы М-7 в Санкт-Петербурге вновь привлекло внимание общественности. Долгожданный, но от того не менее противоречивый проект обещает соединить центральную часть города с кольцевой автодорогой «КАД».
Однако, отрезок маршрута пролегает непосредственно через территорию Удельного парка. Этот факт вызывает противоречивые чувства как у жителей города, так и у защитников природы.
Первые упоминания о строительстве этой дороги появились еще в советские времена, почти 50 лет назад. Тогда в разработке находились плановые эскизы и заметки. Тем не менее сколько-нибудь значимые шаги для реализации стали предприниматься только в середине «нулевых».
По М-7 (отмечена синим) добраться до КАД можно быстрее в 4 раза. Фото: YouTube.com
В Генеральном плане от 2005 года было указано, что дорогу проложат от Таврической улицы до Выборгского шоссе. Возведение трассы требовало «врезания» полосы в рекреационную зону Удельного парка.
Во время публичных слушаний некоторые горожане и активисты высказывались против, но магистраль все-таки осталась в Генплане. В качестве «компромисса» рассматривался вариант прокладки шоссе под парком в формате тоннеля. Еще одним альтернативным решением было строительство над Удельным парком в виде эстакады.
На текущий момент проект предполагает соединение Смольной набережной, расположенной в центре Санкт-Петербурга, с КАД. Основной целью магистрали является снижение нагрузки с таких транспортных артерий, как:
✅ Большой Сампсониевский проспект
✅ Выборгское шоссе
✅ проспект Энгельса
По предварительным оценкам, стоимость строительства составит порядка 300 млрд рублей. Со слов представительства городской администрации, часть затрат впоследствии компенсируют, ведь проезд по трассе будет платным.
Главным объектом споров и разногласий на пути строительства М-7 стал Удельный парк. Его основали еще в 1832, а с 2013 года он имеет статус не только рекреационной зоны, но и объекта культурного наследия регионального значения.
М-7 будет пересекать Удельный парк в виде эстакады над ж/д путями. Фото: YouTube.com
Противники магистрали утверждают, что строительство дороги нанесет непоправимый ущерб природной зоне. Об этом свидетельствуют множественные петиции, подписанные тысячами жителей Северной столицы.
Как упоминалось выше, в качестве альтернативного решения обсуждается возможность строительства М-7 под территорией парка в виде тоннеля. С другой стороны, такой вариант увеличит и без того «круглую» стоимость проекта.
Выход из ситуации посредством возведения эстакады активисты отвергли, ссылаясь на негативное влияние на экологию и шум. Тем не менее этот вариант считается наиболее «реальным» и близким к реализации.
Строительство магистрали затронет 190 строений. В этом списке находятся многоквартирные жилые дома и порядка 30 зданий индивидуального типа. Некоторые из последних, вероятно, попадут под снос.
В контексте 80-метрового «коридора» на пути трассы будет затронуто еще больше домов. В него попадают уже порядка 400 строений. В их числе есть трамвайный парк, несколько промышленных объектов, а также станция «Ланская». Последняя носит статус памятника архитектуры.
В 2023 году было подписано предварительное соглашение с инфраструктурным подразделением «ВТБ» на строительство трассы. Тогда же появилось сообщение, что к работам приступят в течение пяти лет.
Теперь ситуация несколько изменилась. В этом месяце вице-губернатор Северной столицы сообщил, что формирование документации и нормативно-правовой базы начнется уже в ближайшее время.
Так выглядит памятник архитектуры станция «Ланская». Фото: YouTube.com
Также стало известно, что Удельный парк, из-за которого было больше всего разногласий, ждет масштабная реконструкция. Из опубликованного акта историко-культурной экспертизы следует, что в рекреационной зоне будет проведен ряд работ по улучшению инфраструктуры и озеленению.
Власти подчеркивают, что строительство М-7 является одним из необходимых действий, направленных на решение транспортных проблем Культурной столицы. Другого оптимального пути прокладывания трассы попросту не существует.
Активисты, в свою очередь, требуют перестроения маршрута и высказывают сомнения касательно целесообразности столь существенных финансовых затрат. Экологические организации также выступают за сохранение парковых зон в изначальном виде.
Однако, отрезок маршрута пролегает непосредственно через территорию Удельного парка. Этот факт вызывает противоречивые чувства как у жителей города, так и у защитников природы.
Проект с долгой историей
Первые упоминания о строительстве этой дороги появились еще в советские времена, почти 50 лет назад. Тогда в разработке находились плановые эскизы и заметки. Тем не менее сколько-нибудь значимые шаги для реализации стали предприниматься только в середине «нулевых».

В Генеральном плане от 2005 года было указано, что дорогу проложат от Таврической улицы до Выборгского шоссе. Возведение трассы требовало «врезания» полосы в рекреационную зону Удельного парка.
Во время публичных слушаний некоторые горожане и активисты высказывались против, но магистраль все-таки осталась в Генплане. В качестве «компромисса» рассматривался вариант прокладки шоссе под парком в формате тоннеля. Еще одним альтернативным решением было строительство над Удельным парком в виде эстакады.
Что входит в проект М-7 и сколько он стоит
На текущий момент проект предполагает соединение Смольной набережной, расположенной в центре Санкт-Петербурга, с КАД. Основной целью магистрали является снижение нагрузки с таких транспортных артерий, как:
✅ Большой Сампсониевский проспект
✅ Выборгское шоссе
✅ проспект Энгельса
По предварительным оценкам, стоимость строительства составит порядка 300 млрд рублей. Со слов представительства городской администрации, часть затрат впоследствии компенсируют, ведь проезд по трассе будет платным.
Как быть с парком и какие здания затронет трасса
Главным объектом споров и разногласий на пути строительства М-7 стал Удельный парк. Его основали еще в 1832, а с 2013 года он имеет статус не только рекреационной зоны, но и объекта культурного наследия регионального значения.

Противники магистрали утверждают, что строительство дороги нанесет непоправимый ущерб природной зоне. Об этом свидетельствуют множественные петиции, подписанные тысячами жителей Северной столицы.
Как упоминалось выше, в качестве альтернативного решения обсуждается возможность строительства М-7 под территорией парка в виде тоннеля. С другой стороны, такой вариант увеличит и без того «круглую» стоимость проекта.
Выход из ситуации посредством возведения эстакады активисты отвергли, ссылаясь на негативное влияние на экологию и шум. Тем не менее этот вариант считается наиболее «реальным» и близким к реализации.
Строительство магистрали затронет 190 строений. В этом списке находятся многоквартирные жилые дома и порядка 30 зданий индивидуального типа. Некоторые из последних, вероятно, попадут под снос.
В контексте 80-метрового «коридора» на пути трассы будет затронуто еще больше домов. В него попадают уже порядка 400 строений. В их числе есть трамвайный парк, несколько промышленных объектов, а также станция «Ланская». Последняя носит статус памятника архитектуры.
Первые шаги к реализации
В 2023 году было подписано предварительное соглашение с инфраструктурным подразделением «ВТБ» на строительство трассы. Тогда же появилось сообщение, что к работам приступят в течение пяти лет.
Теперь ситуация несколько изменилась. В этом месяце вице-губернатор Северной столицы сообщил, что формирование документации и нормативно-правовой базы начнется уже в ближайшее время.

Также стало известно, что Удельный парк, из-за которого было больше всего разногласий, ждет масштабная реконструкция. Из опубликованного акта историко-культурной экспертизы следует, что в рекреационной зоне будет проведен ряд работ по улучшению инфраструктуры и озеленению.
Заключение
Власти подчеркивают, что строительство М-7 является одним из необходимых действий, направленных на решение транспортных проблем Культурной столицы. Другого оптимального пути прокладывания трассы попросту не существует.
Активисты, в свою очередь, требуют перестроения маршрута и высказывают сомнения касательно целесообразности столь существенных финансовых затрат. Экологические организации также выступают за сохранение парковых зон в изначальном виде.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...