МАЗ-500 – первый бескапотник СССР
Если говорить между нами, мужчинами, а, я думаю, основными нашими читателями являются представители сильного пола... Хотя, если к нам зашли и девушки – ничего, пусть подслушивают. Так вот, среди мужчин можно найти такие типажи, как грубый мужлан, интеллигент, следящий за своей фигурой и брутальный мачо. А если все это перевести в автомобильную плоскость? Ну, первый тогда будет старый КрАЗ, а второй, конечно же, KAMAZ. Как же тогда быть с третьим? Думаю, что вы согласитесь, к этому типажу очень хорошо подойдет одна из белорусских моделей.
Итак, сегодня мы поговорим о брутальном грузовике МАЗ-500. Если вы видели в работе этих трудяг, то согласитесь, что они не побрезгуют никаким грузом. Это вам не дальнобойные чистоплюи или мелкотоннажные рыскалки. «Пятисотый» на своих плечах перевез очень много самых разных грузов. Часто эти грузовики использовались в строительных организациях, лесозаготовительных предприятиях или служили буксировочными тягачами.
Хотя американцы умудрились выпустить грузовик подобного типа еще в далеком 1932 году, советские инженеры не спешили. Они прекрасно понимали, что качество большинства дорог огромной страны подходило под одно емкое описание – бездорожье.
Считалось, что в таких условиях бескапотная конструкция кабины станет очень уязвимой и будет иметь довольно короткий срок эксплуатации. Но, уже в конце 50-х картина начала меняться в лучшую сторону. В стране, которая потихоньку оправлялась от страшной войны, строилось все больше асфальтированных дорог. Особенно это касалось европейской ее части, где подобная тенденция казалась довольно стойкой.
В то время на Минском автозаводе в самом разгаре было производство послевоенной модели МАЗ-200. Эта марка пользовалась популярностью и уважением. Грузовик даже принял участие в фильме «Дело Румянцева», вышедшем на советские экраны в середине 50-х. 7-тонный капотный грузовик был разработан в последние годы войны на Ярославском автозаводе.
Всех предпринимаемых модернизаций и замены бензинового двигателя на дизель, было уже недостаточно. «Двухсотая» модель и технически, и морально окончательно устарела и требовалась замена на что-то абсолютно новое.
Производство автомобиля совершенно новой компоновки потребовало серьезной реконструкции основного оборудования самого Минского автозавода. Кроме этого, пришлось перестраиваться и всем смежникам. Ведь двигатели для этой марки собирались в Ярославле, компрессоры – в Паневежисе. А радиаторы в Минск привозили из Москвы, с ЗИСа, который незадолго перед этим переименовали в ЗИЛ.
Пробная партия автомобилей МАЗ-500 увидела свет в 1963 году, а через два года завод приступил к серийному производству. Последний день 1965 года стал торжественным завершением выпуска грузовиков первого поколения. Со следующего года предприятие сосредоточилось только на сборке моделей нового «пятисотого» семейства. Планировалось применение их в различных областях народного хозяйства, в том числе, в условиях неблагоприятных климатических условий.
Благодаря эргономичной компоновке, увеличилась длина грузовой платформы автомобиля. Это добавило полтонны к его грузоподъемности и немного снизило вес самого грузовика. Мощность двигателя позволяла тягачам этой модели буксировать прицеп весом до 12 тонн. Оригинальная решетка радиатора «в клеточку» стала визитной карточкой нового МАЗа. Были в его конструкции и другие приятные новшества.
Цельнометаллическая компоновка кабины позволила выделить пространство для спального места. Это давало возможность использовать данную модель для поездок большей протяженности. Все основные параметры были увеличены и появились другие преимущества:
✅ скорость – 75 км/ч (у старой модели - 65 км/ч)
✅ грузоподъемность – 7,5 тонн
✅ объем двигателя – 11 150 куб. см.
✅ мощность двигателя – 180 л. с.
✅ расход топлива – 25 л / 100 км
✅ колесная база – 3850 мм
✅ бездисковые колеса
✅ 5-ступенчатая КПП
✅ гидроусилитель руля
Интересно, что такие коренные перемены и обновления в модельном ряду завода, благоприятно приняли не все. В партийном руководстве республики даже была попытка наказать руководство предприятия: главного инженера – уволить, а гендиректору объявить строгий выговор. К счастью, верх взяла экономическая выгода. Подсчеты показали, что производство грузовиков с более эргономичной компоновкой приносят экономию более 500 рублей в год с каждой машины. После хрущевской денежной реформы это были немалые деньги.
Чтобы привлечь к новинке дополнительный интерес и проверить ее на деле в 1961 году был проведен автопробег опытных образцов. Начинался он и заканчивался в Минске, а проходил через столицу нашей родины, латвийскую столицу и город Ленинград. Мероприятие достигло своей цели, о новой модели заговорили со страниц СМИ, были выявлены и некоторые слабые места. Но, основная проверка ждала МАЗ-500 в северных районах страны, африканских и азиатских песках, южноамериканских высотных регионах.
Новая модель со временем разрослась в целое семейство. Его представляли бортовой грузовик, лесовоз, самосвал и седельный тягач. Дополнением к этому ряду стало шасси на базе этой модели, предназначенное для размещения специального оборудования. Автомобиль с 2-дверной кабиной, «зубатой» радиаторной решеткой и круглыми фарами надолго стал основной моделью белорусского предприятия.
Уход от унификации с прежней моделью, позволил применить много революционных технических решений. Это и откидывающаяся вперед кабина, и планетарные редукторы в ступицах задних колес, и компактный металлический бампер. Хотя внутри кабины оставался все тот же советский минимализм: лишь основной набор приборного щитка и никакого намека на дополнительные блага цивилизации. Три посадочных места тоже не могли обеспечить особый комфорт, как и находящееся сзади них спальное место.
Грузовик мог успешно эксплуатироваться даже в случае полного отказа работы бортового электрооборудования. Если к этому добавить его отличную проходимость и «неубиваемость», то перед нами рисуется образ почти идеальной «рабочей лошадки». К тому, же имелась доступность запчастей к этой модели и высокий уровень ремонтопригодности. Конечно, были и свои слабые места: уже упомянутый выше низкий уровень комфорта и немалый расход топлива при не самом мощном двигателе.
Спустя 5 лет активной эксплуатации, инженеры предприятия решили суммировать и учесть все жалобы и недостатки базовой модели, проведя ее модернизацию. Так в 1970 году появилась модификация - МАЗ-500А (грузоподъемность - 8 тонн, максимальная скорость движения - 85 км/ч). Кроме этого на заводской конвейер встали автопоезд и новые модификации грузовиков.
Даже самая прекрасная и удобная модель не может выпускаться бесконечно. Рано или поздно ей на смену приходит что-то более современное. МАЗ-500А продолжал выпускаться Минским заводом до 1977 года. Его габаритные размеры уже соответствовали европейским нормам, что позволяло использовать его в международных перевозках.
Все же, инженерная мысль двигалась вперед и произвела на свет совершенно новое семейство белорусских автомобилей – МАЗ-5335. Его внешность уже не была такой брутальной, со временем даже радиаторная решетка стала выполняться из пластика.
Несмотря на такие перемены, история МАЗ-500 не была закончена. Еще два десятилетия его модификация МАЗ-504В использовалась на междугородных перевозках. Да и сейчас, более 40 лет спустя, иногда встречаются старые МАЗы, подтверждающие их статус удивительных долгожителей.
Итак, сегодня мы поговорим о брутальном грузовике МАЗ-500. Если вы видели в работе этих трудяг, то согласитесь, что они не побрезгуют никаким грузом. Это вам не дальнобойные чистоплюи или мелкотоннажные рыскалки. «Пятисотый» на своих плечах перевез очень много самых разных грузов. Часто эти грузовики использовались в строительных организациях, лесозаготовительных предприятиях или служили буксировочными тягачами.
Первый советский бескапотный грузовик
Хотя американцы умудрились выпустить грузовик подобного типа еще в далеком 1932 году, советские инженеры не спешили. Они прекрасно понимали, что качество большинства дорог огромной страны подходило под одно емкое описание – бездорожье.
Испытания нового грузовика прошли успешно. Фото: youtube.com
Считалось, что в таких условиях бескапотная конструкция кабины станет очень уязвимой и будет иметь довольно короткий срок эксплуатации. Но, уже в конце 50-х картина начала меняться в лучшую сторону. В стране, которая потихоньку оправлялась от страшной войны, строилось все больше асфальтированных дорог. Особенно это касалось европейской ее части, где подобная тенденция казалась довольно стойкой.
В то время на Минском автозаводе в самом разгаре было производство послевоенной модели МАЗ-200. Эта марка пользовалась популярностью и уважением. Грузовик даже принял участие в фильме «Дело Румянцева», вышедшем на советские экраны в середине 50-х. 7-тонный капотный грузовик был разработан в последние годы войны на Ярославском автозаводе.
Всех предпринимаемых модернизаций и замены бензинового двигателя на дизель, было уже недостаточно. «Двухсотая» модель и технически, и морально окончательно устарела и требовалась замена на что-то абсолютно новое.
Советские инженеры решили использовать эту ситуацию, чтобы сконструировать первый в стране бескапотный грузовик. Им стал МАЗ-500. В 1958 году были изготовлены первые опытные образцы, но до серийного производства оставалось еще долгих семь лет.
Производство автомобиля совершенно новой компоновки потребовало серьезной реконструкции основного оборудования самого Минского автозавода. Кроме этого, пришлось перестраиваться и всем смежникам. Ведь двигатели для этой марки собирались в Ярославле, компрессоры – в Паневежисе. А радиаторы в Минск привозили из Москвы, с ЗИСа, который незадолго перед этим переименовали в ЗИЛ.
Пробная партия автомобилей МАЗ-500 увидела свет в 1963 году, а через два года завод приступил к серийному производству. Последний день 1965 года стал торжественным завершением выпуска грузовиков первого поколения. Со следующего года предприятие сосредоточилось только на сборке моделей нового «пятисотого» семейства. Планировалось применение их в различных областях народного хозяйства, в том числе, в условиях неблагоприятных климатических условий.
Преимущества новой модели
Благодаря эргономичной компоновке, увеличилась длина грузовой платформы автомобиля. Это добавило полтонны к его грузоподъемности и немного снизило вес самого грузовика. Мощность двигателя позволяла тягачам этой модели буксировать прицеп весом до 12 тонн. Оригинальная решетка радиатора «в клеточку» стала визитной карточкой нового МАЗа. Были в его конструкции и другие приятные новшества.
Отличительная решетка «пятисотого». Фото: youtube.com
Цельнометаллическая компоновка кабины позволила выделить пространство для спального места. Это давало возможность использовать данную модель для поездок большей протяженности. Все основные параметры были увеличены и появились другие преимущества:
✅ скорость – 75 км/ч (у старой модели - 65 км/ч)
✅ грузоподъемность – 7,5 тонн
✅ объем двигателя – 11 150 куб. см.
✅ мощность двигателя – 180 л. с.
✅ расход топлива – 25 л / 100 км
✅ колесная база – 3850 мм
✅ бездисковые колеса
✅ 5-ступенчатая КПП
✅ гидроусилитель руля
Интересно, что такие коренные перемены и обновления в модельном ряду завода, благоприятно приняли не все. В партийном руководстве республики даже была попытка наказать руководство предприятия: главного инженера – уволить, а гендиректору объявить строгий выговор. К счастью, верх взяла экономическая выгода. Подсчеты показали, что производство грузовиков с более эргономичной компоновкой приносят экономию более 500 рублей в год с каждой машины. После хрущевской денежной реформы это были немалые деньги.
Чтобы привлечь к новинке дополнительный интерес и проверить ее на деле в 1961 году был проведен автопробег опытных образцов. Начинался он и заканчивался в Минске, а проходил через столицу нашей родины, латвийскую столицу и город Ленинград. Мероприятие достигло своей цели, о новой модели заговорили со страниц СМИ, были выявлены и некоторые слабые места. Но, основная проверка ждала МАЗ-500 в северных районах страны, африканских и азиатских песках, южноамериканских высотных регионах.
Технические особенности МАЗ-500
Новая модель со временем разрослась в целое семейство. Его представляли бортовой грузовик, лесовоз, самосвал и седельный тягач. Дополнением к этому ряду стало шасси на базе этой модели, предназначенное для размещения специального оборудования. Автомобиль с 2-дверной кабиной, «зубатой» радиаторной решеткой и круглыми фарами надолго стал основной моделью белорусского предприятия.
Приборная панель – шедевр минимализма. Фото: youtube.com
Уход от унификации с прежней моделью, позволил применить много революционных технических решений. Это и откидывающаяся вперед кабина, и планетарные редукторы в ступицах задних колес, и компактный металлический бампер. Хотя внутри кабины оставался все тот же советский минимализм: лишь основной набор приборного щитка и никакого намека на дополнительные блага цивилизации. Три посадочных места тоже не могли обеспечить особый комфорт, как и находящееся сзади них спальное место.
Грузовик мог успешно эксплуатироваться даже в случае полного отказа работы бортового электрооборудования. Если к этому добавить его отличную проходимость и «неубиваемость», то перед нами рисуется образ почти идеальной «рабочей лошадки». К тому, же имелась доступность запчастей к этой модели и высокий уровень ремонтопригодности. Конечно, были и свои слабые места: уже упомянутый выше низкий уровень комфорта и немалый расход топлива при не самом мощном двигателе.
Спустя 5 лет активной эксплуатации, инженеры предприятия решили суммировать и учесть все жалобы и недостатки базовой модели, проведя ее модернизацию. Так в 1970 году появилась модификация - МАЗ-500А (грузоподъемность - 8 тонн, максимальная скорость движения - 85 км/ч). Кроме этого на заводской конвейер встали автопоезд и новые модификации грузовиков.
Классический «пятисотый» самосвал. Фото: youtube.com
Новая страница в истории МАЗа
Даже самая прекрасная и удобная модель не может выпускаться бесконечно. Рано или поздно ей на смену приходит что-то более современное. МАЗ-500А продолжал выпускаться Минским заводом до 1977 года. Его габаритные размеры уже соответствовали европейским нормам, что позволяло использовать его в международных перевозках.
Все же, инженерная мысль двигалась вперед и произвела на свет совершенно новое семейство белорусских автомобилей – МАЗ-5335. Его внешность уже не была такой брутальной, со временем даже радиаторная решетка стала выполняться из пластика.
Несмотря на такие перемены, история МАЗ-500 не была закончена. Еще два десятилетия его модификация МАЗ-504В использовалась на междугородных перевозках. Да и сейчас, более 40 лет спустя, иногда встречаются старые МАЗы, подтверждающие их статус удивительных долгожителей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...