
Космодром Байконур: что с ним будет, когда Россия уйдет?
Запуск 11.04.2024 года с космодрома «Восточный» тяжелой российской ракеты «Ангара-А5» стало знаковым событием в космонавтике. Теперь уже стало совершенно ясно: в течение ближайших лет Байконур может «кануть в вечность».
Собственно, процесс забвения уже стартовал. После 2028 года, когда Россия выйдет из программы МКС, станция, очевидно, будет затоплена и полеты к ней прекратятся. Почему же нельзя сберечь, продолжить в каком-то, пусть ином виде, эксплуатацию уникального объекта в дальнейшем? Но сначала обратимся к истории.
Это город, в котором проживали, люди, так или иначе связанные с космодромом. В населенном пункте к 90-м годам насчитывалось 360 жилых домов. Надо сказать, при СССР Ленинск, по сравнению с близлежащими Казалинском и Кзыл-Орды, выглядел очень привлекательно. В космический комплекс и его развитие государство вкладывало огромные деньги. Ленинск обладал хорошей инфраструктурой: ЖКХ функционировало безупречно, рядом – школы, больницы, детсады, магазины. В последних – обилие товаров, даже в 90-е ассортименту могла позавидовать столица Казахской ССР – Алма-Ата.
В свое время город процветал. Фото: youtube.com
Разумеется, зарплата работников космодрома тоже была на высоком уровне. В этом плане город не уступал даже Москве. Именитые артисты считали своим долгом побывать на историческом космодроме. Если бы не удаленность объекта, суровый климат с жарким летом и морозной зимой, Ленинск можно было бы считать одним из наиболее привлекательных городов Советского Союза.
Развал космодрома «стартовал» не после запуска «Ангары» с «Восточного» – упадок стал наблюдаться сразу же после развала Союза. Началась деградация: семьи служащих массово выезжали в Россию, а Казахстан никак не поддерживал инфраструктуру города. Дошло до того, что в 1993-94 годы жители остались без тепла, а то и электричества. Количество жителей Ленинска сократилось в два раза.
Байконур – место, где зародилась мировая космонавтика. Фото: youtube.com
Предотвратить полный крах помог Договор о сотрудничестве, подписанный в 1994 году между РФ и Казахстаном. В соответствии с соглашением имущество космического комплекса принадлежит России, а дружественная страна, на территории которой находится космодром, «обеспечивает социальные права граждан». На этом обязательства Казахстана, если не считать получение ежегодной платы за аренду в 115 млн долларов, заканчиваются. Вся инфраструктура Ленинска (переименованного в Байконур), содержание ЖКХ, ложится на российскую сторону. Срок действия Договора – до 2050 года.
Россия запускает с космодрома ракеты со своими и, за деньги, зарубежными спутниками. А это очень расстраивает власти Казахстана и местных олигархов, которые считают, что РФ мало платит за аренду. Все это, плюс политические волнения в Астане (последние были в 2022-м), создавали напряженность в отношениях между странами. Чтобы стабилизировать ситуацию и дать хоть какие-то перспективы Казахстану, РФ предложила в 2004-м осуществить совместный проект «Байтерек» (заинтересованность в нем проявляли ОАЭ).
От Астаны требовалось лишь модернизировать некоторые объекты, связанные с пусками. Фото: youtube.com
Он подразумевал: часть космодрома переоборудует Астана, чтобы была возможность запускать тяжелую «Ангару». Однако, Казахстан и не думал вносить свою долю: он посчитал, что программа чрезмерно дорогая. К тому, же разработка носителя затянулась, а потом, ввиду появления «Восточного» смысла в проекте уже не стало (официально он пока не закрыт).
С Байконура можно было бы запускать не только «Зениты». Фото: youtube.com
Хорошо, не хотите «Байтерек», постройте, точнее, просто модернизируйте, пусковые площадки под «Союз-5»! А еще можно было бы запускать и усовершенствованную версию «Зенита» – сверхтяжелый «Енисей». От Казахстана требовалось внести свою долю в 220 млн долларов. Тогда «Роскосмос» взялся бы за осуществление проекта. Но Астана платить отказалась: более того – в 2023-м наложила арест на имущество России в Байконуре, чтобы взыскать с РФ 2 млрд руб.
«Союз-5» в РФ разрабатывается, но запускать его неоткуда (компьютерная графика). Фото: youtube.com
Полученные деньги как раз собирались потратить на проект «Байтерек». Мысль проста: пусть РФ все делает за свой счет, а мы будем только получать деньги и считаться космической державой.
Подобное отношение к России дало ожидаемый результат: она постепенно потеряла интерес к Байконуру и построила свой космодром на Дальнем Востоке.
Работает только одна пусковая площадка, приспособленная под «Союз-2». После сведения с орбиты МКС, надобность в этих носителях отпадет и стартовый стол станет РФ не нужен. Это значит, что Байконур будет жить прежней жизнью, как минимум, до 2028 года.
Единственная действующая стартовая площадка в Байконуре. Фото: youtube.com
Еще с космодрома можно запускать ракеты «Протон». Однако, это устаревшая конструкция: в 2022-м РФ произвела четыре последних экземпляра. Несколько «Союзов» хотят запустить в этом году. Один (юбилейный, 2000-й старт с космодрома!) полетел в декабре 2024-го (см. видео внизу), другие подобные мероприятия под вопросом.
Такой вопрос рассматривался неоднократно; в частности, последний раз – после политических событий 2022-года в Астане. Проблема в том, что под «Союзы» нет стартовых площадок. Но при необходимости их можно создать из уже существующих. Потребуется переделать обслуживающую башню, провести некоторые дополнительные работы. При наличии финансировании можно управиться за год.
Создание и пуск Ангары на «Восточном» приближает конец Байконура. Фото: youtube.com
Есть и другая проблема с «Восточным»: отсутствие полноценной службы спасения. Тихий океан рядом и спуск капсулы с космонавтами на воду – вполне реальная ситуация. Эксперты отмечают, что спуск корабля с широт нынешней МКС возможен даже в Северный Ледовитый океан.
С «Восточного» Тихого океана не видно, но он рядом. Фото: youtube.com
При этом масса отсека с экипажем варьируется от 12 до 16 тонн: на плаву такая махина долго не продержится. Чтобы ее вытащить и доставить на палубу, понадобится спецсудно с краном. В общем, требуется инфраструктура со скоростными катерами, кораблями, вертолетами для поиска. Подобной системы нет ни на Тихом, ни в Северном Ледовитом океане. А ее создание – дорогостоящее дело. Поэтому, не исключено, что аренда Байконура продлится до того времени, пока не будет сформирована спасательная служба.
Эксперты из Казахстана говорят в один голос, что Байконур немедленно придет в запустение. Маловероятно, что какая-нибудь страна захочет взять его, подобно России, в аренду. Если только США, чтобы «насолить» «вероятному противнику». Да и то, сомнительно, что Америка променяет курортную Калифорнию на ледяной в зиму, и удушливо-жаркий летом, Байконур.
Если только космодром привлечет ее в военном плане, что уже будет «неинтересно» для России. Сам Казахстан просто не в состоянии содержать космический комплекс. Правда, есть вариант: создать в городке музей космонавтики, что тоже требует финансовых вложений. А нужно ли это Астане – большой вопрос.
Они однозначны: как только Россия перестанет финансово участвовать в Байконуре, он просто исчезнет. Продать дома в городе, обреченном на вымирание, нереально. Кстати, куда денется около 50 тыс. его жителей (имеются в виду казахские граждане), непонятно – тоже головная боль Астаны. Дома разберут и растащат на стройматериалы, как это случилось некогда с военным городком в Аральске. Оборудование, которое не сумеет вывезти РФ, сдадут на металлолом, а там, где запускали ракеты, будет пастись скот. Вот такая грустная картинка прорисовывается.
Собственно, процесс забвения уже стартовал. После 2028 года, когда Россия выйдет из программы МКС, станция, очевидно, будет затоплена и полеты к ней прекратятся. Почему же нельзя сберечь, продолжить в каком-то, пусть ином виде, эксплуатацию уникального объекта в дальнейшем? Но сначала обратимся к истории.
Ленинск
Это город, в котором проживали, люди, так или иначе связанные с космодромом. В населенном пункте к 90-м годам насчитывалось 360 жилых домов. Надо сказать, при СССР Ленинск, по сравнению с близлежащими Казалинском и Кзыл-Орды, выглядел очень привлекательно. В космический комплекс и его развитие государство вкладывало огромные деньги. Ленинск обладал хорошей инфраструктурой: ЖКХ функционировало безупречно, рядом – школы, больницы, детсады, магазины. В последних – обилие товаров, даже в 90-е ассортименту могла позавидовать столица Казахской ССР – Алма-Ата.

Разумеется, зарплата работников космодрома тоже была на высоком уровне. В этом плане город не уступал даже Москве. Именитые артисты считали своим долгом побывать на историческом космодроме. Если бы не удаленность объекта, суровый климат с жарким летом и морозной зимой, Ленинск можно было бы считать одним из наиболее привлекательных городов Советского Союза.
Начало конца
Развал космодрома «стартовал» не после запуска «Ангары» с «Восточного» – упадок стал наблюдаться сразу же после развала Союза. Началась деградация: семьи служащих массово выезжали в Россию, а Казахстан никак не поддерживал инфраструктуру города. Дошло до того, что в 1993-94 годы жители остались без тепла, а то и электричества. Количество жителей Ленинска сократилось в два раза.

Предотвратить полный крах помог Договор о сотрудничестве, подписанный в 1994 году между РФ и Казахстаном. В соответствии с соглашением имущество космического комплекса принадлежит России, а дружественная страна, на территории которой находится космодром, «обеспечивает социальные права граждан». На этом обязательства Казахстана, если не считать получение ежегодной платы за аренду в 115 млн долларов, заканчиваются. Вся инфраструктура Ленинска (переименованного в Байконур), содержание ЖКХ, ложится на российскую сторону. Срок действия Договора – до 2050 года.
Проект «Байтерек»
Россия запускает с космодрома ракеты со своими и, за деньги, зарубежными спутниками. А это очень расстраивает власти Казахстана и местных олигархов, которые считают, что РФ мало платит за аренду. Все это, плюс политические волнения в Астане (последние были в 2022-м), создавали напряженность в отношениях между странами. Чтобы стабилизировать ситуацию и дать хоть какие-то перспективы Казахстану, РФ предложила в 2004-м осуществить совместный проект «Байтерек» (заинтересованность в нем проявляли ОАЭ).

Он подразумевал: часть космодрома переоборудует Астана, чтобы была возможность запускать тяжелую «Ангару». Однако, Казахстан и не думал вносить свою долю: он посчитал, что программа чрезмерно дорогая. К тому, же разработка носителя затянулась, а потом, ввиду появления «Восточного» смысла в проекте уже не стало (официально он пока не закрыт).

Хорошо, не хотите «Байтерек», постройте, точнее, просто модернизируйте, пусковые площадки под «Союз-5»! А еще можно было бы запускать и усовершенствованную версию «Зенита» – сверхтяжелый «Енисей». От Казахстана требовалось внести свою долю в 220 млн долларов. Тогда «Роскосмос» взялся бы за осуществление проекта. Но Астана платить отказалась: более того – в 2023-м наложила арест на имущество России в Байконуре, чтобы взыскать с РФ 2 млрд руб.

Полученные деньги как раз собирались потратить на проект «Байтерек». Мысль проста: пусть РФ все делает за свой счет, а мы будем только получать деньги и считаться космической державой.
Казахстан опасался (и опасается) накладывания санкций на свои компании, работающие в Америке, и просто выжидает, пытаясь понять дальнейшую политику США.
Подобное отношение к России дало ожидаемый результат: она постепенно потеряла интерес к Байконуру и построила свой космодром на Дальнем Востоке.
Что сегодня
Работает только одна пусковая площадка, приспособленная под «Союз-2». После сведения с орбиты МКС, надобность в этих носителях отпадет и стартовый стол станет РФ не нужен. Это значит, что Байконур будет жить прежней жизнью, как минимум, до 2028 года.

Еще с космодрома можно запускать ракеты «Протон». Однако, это устаревшая конструкция: в 2022-м РФ произвела четыре последних экземпляра. Несколько «Союзов» хотят запустить в этом году. Один (юбилейный, 2000-й старт с космодрома!) полетел в декабре 2024-го (см. видео внизу), другие подобные мероприятия под вопросом.
Почему нельзя сейчас переехать на «Восточный»
Такой вопрос рассматривался неоднократно; в частности, последний раз – после политических событий 2022-года в Астане. Проблема в том, что под «Союзы» нет стартовых площадок. Но при необходимости их можно создать из уже существующих. Потребуется переделать обслуживающую башню, провести некоторые дополнительные работы. При наличии финансировании можно управиться за год.

Есть и другая проблема с «Восточным»: отсутствие полноценной службы спасения. Тихий океан рядом и спуск капсулы с космонавтами на воду – вполне реальная ситуация. Эксперты отмечают, что спуск корабля с широт нынешней МКС возможен даже в Северный Ледовитый океан.

При этом масса отсека с экипажем варьируется от 12 до 16 тонн: на плаву такая махина долго не продержится. Чтобы ее вытащить и доставить на палубу, понадобится спецсудно с краном. В общем, требуется инфраструктура со скоростными катерами, кораблями, вертолетами для поиска. Подобной системы нет ни на Тихом, ни в Северном Ледовитом океане. А ее создание – дорогостоящее дело. Поэтому, не исключено, что аренда Байконура продлится до того времени, пока не будет сформирована спасательная служба.
Если Россия уйдет
Эксперты из Казахстана говорят в один голос, что Байконур немедленно придет в запустение. Маловероятно, что какая-нибудь страна захочет взять его, подобно России, в аренду. Если только США, чтобы «насолить» «вероятному противнику». Да и то, сомнительно, что Америка променяет курортную Калифорнию на ледяной в зиму, и удушливо-жаркий летом, Байконур.
Недавний пуск «Союз-2.1б» со спутником «Ресурс-П»
Если только космодром привлечет ее в военном плане, что уже будет «неинтересно» для России. Сам Казахстан просто не в состоянии содержать космический комплекс. Правда, есть вариант: создать в городке музей космонавтики, что тоже требует финансовых вложений. А нужно ли это Астане – большой вопрос.
Выводы
Они однозначны: как только Россия перестанет финансово участвовать в Байконуре, он просто исчезнет. Продать дома в городе, обреченном на вымирание, нереально. Кстати, куда денется около 50 тыс. его жителей (имеются в виду казахские граждане), непонятно – тоже головная боль Астаны. Дома разберут и растащат на стройматериалы, как это случилось некогда с военным городком в Аральске. Оборудование, которое не сумеет вывезти РФ, сдадут на металлолом, а там, где запускали ракеты, будет пастись скот. Вот такая грустная картинка прорисовывается.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...