Космодром Байконур: что с ним будет, когда Россия уйдет?
Запуск 11.04.2024 года с космодрома «Восточный» тяжелой российской ракеты «Ангара-А5» стало знаковым событием в космонавтике. Теперь уже стало совершенно ясно: в течение ближайших лет Байконур может «кануть в вечность».
Собственно, процесс забвения уже стартовал. После 2028 года, когда Россия выйдет из программы МКС, станция, очевидно, будет затоплена и полеты к ней прекратятся. Почему же нельзя сберечь, продолжить в каком-то, пусть ином виде, эксплуатацию уникального объекта в дальнейшем? Но сначала обратимся к истории.
Это город, в котором проживали, люди, так или иначе связанные с космодромом. В населенном пункте к 90-м годам насчитывалось 360 жилых домов. Надо сказать, при СССР Ленинск, по сравнению с близлежащими Казалинском и Кзыл-Орды, выглядел очень привлекательно. В космический комплекс и его развитие государство вкладывало огромные деньги. Ленинск обладал хорошей инфраструктурой: ЖКХ функционировало безупречно, рядом – школы, больницы, детсады, магазины. В последних – обилие товаров, даже в 90-е ассортименту могла позавидовать столица Казахской ССР – Алма-Ата.
Разумеется, зарплата работников космодрома тоже была на высоком уровне. В этом плане город не уступал даже Москве. Именитые артисты считали своим долгом побывать на историческом космодроме. Если бы не удаленность объекта, суровый климат с жарким летом и морозной зимой, Ленинск можно было бы считать одним из наиболее привлекательных городов Советского Союза.
Развал космодрома «стартовал» не после запуска «Ангары» с «Восточного» – упадок стал наблюдаться сразу же после развала Союза. Началась деградация: семьи служащих массово выезжали в Россию, а Казахстан никак не поддерживал инфраструктуру города. Дошло до того, что в 1993-94 годы жители остались без тепла, а то и электричества. Количество жителей Ленинска сократилось в два раза.
Предотвратить полный крах помог Договор о сотрудничестве, подписанный в 1994 году между РФ и Казахстаном. В соответствии с соглашением имущество космического комплекса принадлежит России, а дружественная страна, на территории которой находится космодром, «обеспечивает социальные права граждан». На этом обязательства Казахстана, если не считать получение ежегодной платы за аренду в 115 млн долларов, заканчиваются. Вся инфраструктура Ленинска (переименованного в Байконур), содержание ЖКХ, ложится на российскую сторону. Срок действия Договора – до 2050 года.
Россия запускает с космодрома ракеты со своими и, за деньги, зарубежными спутниками. А это очень расстраивает власти Казахстана и местных олигархов, которые считают, что РФ мало платит за аренду. Все это, плюс политические волнения в Астане (последние были в 2022-м), создавали напряженность в отношениях между странами. Чтобы стабилизировать ситуацию и дать хоть какие-то перспективы Казахстану, РФ предложила в 2004-м осуществить совместный проект «Байтерек» (заинтересованность в нем проявляли ОАЭ).
Он подразумевал: часть космодрома переоборудует Астана, чтобы была возможность запускать тяжелую «Ангару». Однако, Казахстан и не думал вносить свою долю: он посчитал, что программа чрезмерно дорогая. К тому, же разработка носителя затянулась, а потом, ввиду появления «Восточного» смысла в проекте уже не стало (официально он пока не закрыт).
Хорошо, не хотите «Байтерек», постройте, точнее, просто модернизируйте, пусковые площадки под «Союз-5»! А еще можно было бы запускать и усовершенствованную версию «Зенита» – сверхтяжелый «Енисей». От Казахстана требовалось внести свою долю в 220 млн долларов. Тогда «Роскосмос» взялся бы за осуществление проекта. Но Астана платить отказалась: более того – в 2023-м наложила арест на имущество России в Байконуре, чтобы взыскать с РФ 2 млрд руб.
Полученные деньги как раз собирались потратить на проект «Байтерек». Мысль проста: пусть РФ все делает за свой счет, а мы будем только получать деньги и считаться космической державой.
Подобное отношение к России дало ожидаемый результат: она постепенно потеряла интерес к Байконуру и построила свой космодром на Дальнем Востоке.
Работает только одна пусковая площадка, приспособленная под «Союз-2». После сведения с орбиты МКС, надобность в этих носителях отпадет и стартовый стол станет РФ не нужен. Это значит, что Байконур будет жить прежней жизнью, как минимум, до 2028 года.
Еще с космодрома можно запускать ракеты «Протон». Однако, это устаревшая конструкция: в 2022-м РФ произвела четыре последних экземпляра. Несколько «Союзов» хотят запустить в этом году. Один (юбилейный, 2000-й старт с космодрома!) полетел в декабре 2024-го (см. видео внизу), другие подобные мероприятия под вопросом.
Такой вопрос рассматривался неоднократно; в частности, последний раз – после политических событий 2022-года в Астане. Проблема в том, что под «Союзы» нет стартовых площадок. Но при необходимости их можно создать из уже существующих. Потребуется переделать обслуживающую башню, провести некоторые дополнительные работы. При наличии финансировании можно управиться за год.
Есть и другая проблема с «Восточным»: отсутствие полноценной службы спасения. Тихий океан рядом и спуск капсулы с космонавтами на воду – вполне реальная ситуация. Эксперты отмечают, что спуск корабля с широт нынешней МКС возможен даже в Северный Ледовитый океан.
При этом масса отсека с экипажем варьируется от 12 до 16 тонн: на плаву такая махина долго не продержится. Чтобы ее вытащить и доставить на палубу, понадобится спецсудно с краном. В общем, требуется инфраструктура со скоростными катерами, кораблями, вертолетами для поиска. Подобной системы нет ни на Тихом, ни в Северном Ледовитом океане. А ее создание – дорогостоящее дело. Поэтому, не исключено, что аренда Байконура продлится до того времени, пока не будет сформирована спасательная служба.
Эксперты из Казахстана говорят в один голос, что Байконур немедленно придет в запустение. Маловероятно, что какая-нибудь страна захочет взять его, подобно России, в аренду. Если только США, чтобы «насолить» «вероятному противнику». Да и то, сомнительно, что Америка променяет курортную Калифорнию на ледяной в зиму, и удушливо-жаркий летом, Байконур.
Если только космодром привлечет ее в военном плане, что уже будет «неинтересно» для России. Сам Казахстан просто не в состоянии содержать космический комплекс. Правда, есть вариант: создать в городке музей космонавтики, что тоже требует финансовых вложений. А нужно ли это Астане – большой вопрос.
Они однозначны: как только Россия перестанет финансово участвовать в Байконуре, он просто исчезнет. Продать дома в городе, обреченном на вымирание, нереально. Кстати, куда денется около 50 тыс. его жителей (имеются в виду казахские граждане), непонятно – тоже головная боль Астаны. Дома разберут и растащат на стройматериалы, как это случилось некогда с военным городком в Аральске. Оборудование, которое не сумеет вывезти РФ, сдадут на металлолом, а там, где запускали ракеты, будет пастись скот. Вот такая грустная картинка прорисовывается.
Собственно, процесс забвения уже стартовал. После 2028 года, когда Россия выйдет из программы МКС, станция, очевидно, будет затоплена и полеты к ней прекратятся. Почему же нельзя сберечь, продолжить в каком-то, пусть ином виде, эксплуатацию уникального объекта в дальнейшем? Но сначала обратимся к истории.
Ленинск
Это город, в котором проживали, люди, так или иначе связанные с космодромом. В населенном пункте к 90-м годам насчитывалось 360 жилых домов. Надо сказать, при СССР Ленинск, по сравнению с близлежащими Казалинском и Кзыл-Орды, выглядел очень привлекательно. В космический комплекс и его развитие государство вкладывало огромные деньги. Ленинск обладал хорошей инфраструктурой: ЖКХ функционировало безупречно, рядом – школы, больницы, детсады, магазины. В последних – обилие товаров, даже в 90-е ассортименту могла позавидовать столица Казахской ССР – Алма-Ата.
В свое время город процветал. Фото: youtube.com
Разумеется, зарплата работников космодрома тоже была на высоком уровне. В этом плане город не уступал даже Москве. Именитые артисты считали своим долгом побывать на историческом космодроме. Если бы не удаленность объекта, суровый климат с жарким летом и морозной зимой, Ленинск можно было бы считать одним из наиболее привлекательных городов Советского Союза.
Начало конца
Развал космодрома «стартовал» не после запуска «Ангары» с «Восточного» – упадок стал наблюдаться сразу же после развала Союза. Началась деградация: семьи служащих массово выезжали в Россию, а Казахстан никак не поддерживал инфраструктуру города. Дошло до того, что в 1993-94 годы жители остались без тепла, а то и электричества. Количество жителей Ленинска сократилось в два раза.
Байконур – место, где зародилась мировая космонавтика. Фото: youtube.com
Предотвратить полный крах помог Договор о сотрудничестве, подписанный в 1994 году между РФ и Казахстаном. В соответствии с соглашением имущество космического комплекса принадлежит России, а дружественная страна, на территории которой находится космодром, «обеспечивает социальные права граждан». На этом обязательства Казахстана, если не считать получение ежегодной платы за аренду в 115 млн долларов, заканчиваются. Вся инфраструктура Ленинска (переименованного в Байконур), содержание ЖКХ, ложится на российскую сторону. Срок действия Договора – до 2050 года.
Проект «Байтерек»
Россия запускает с космодрома ракеты со своими и, за деньги, зарубежными спутниками. А это очень расстраивает власти Казахстана и местных олигархов, которые считают, что РФ мало платит за аренду. Все это, плюс политические волнения в Астане (последние были в 2022-м), создавали напряженность в отношениях между странами. Чтобы стабилизировать ситуацию и дать хоть какие-то перспективы Казахстану, РФ предложила в 2004-м осуществить совместный проект «Байтерек» (заинтересованность в нем проявляли ОАЭ).
От Астаны требовалось лишь модернизировать некоторые объекты, связанные с пусками. Фото: youtube.com
Он подразумевал: часть космодрома переоборудует Астана, чтобы была возможность запускать тяжелую «Ангару». Однако, Казахстан и не думал вносить свою долю: он посчитал, что программа чрезмерно дорогая. К тому, же разработка носителя затянулась, а потом, ввиду появления «Восточного» смысла в проекте уже не стало (официально он пока не закрыт).
С Байконура можно было бы запускать не только «Зениты». Фото: youtube.com
Хорошо, не хотите «Байтерек», постройте, точнее, просто модернизируйте, пусковые площадки под «Союз-5»! А еще можно было бы запускать и усовершенствованную версию «Зенита» – сверхтяжелый «Енисей». От Казахстана требовалось внести свою долю в 220 млн долларов. Тогда «Роскосмос» взялся бы за осуществление проекта. Но Астана платить отказалась: более того – в 2023-м наложила арест на имущество России в Байконуре, чтобы взыскать с РФ 2 млрд руб.
«Союз-5» в РФ разрабатывается, но запускать его неоткуда (компьютерная графика). Фото: youtube.com
Полученные деньги как раз собирались потратить на проект «Байтерек». Мысль проста: пусть РФ все делает за свой счет, а мы будем только получать деньги и считаться космической державой.
Казахстан опасался (и опасается) накладывания санкций на свои компании, работающие в Америке, и просто выжидает, пытаясь понять дальнейшую политику США.
Подобное отношение к России дало ожидаемый результат: она постепенно потеряла интерес к Байконуру и построила свой космодром на Дальнем Востоке.
Что сегодня
Работает только одна пусковая площадка, приспособленная под «Союз-2». После сведения с орбиты МКС, надобность в этих носителях отпадет и стартовый стол станет РФ не нужен. Это значит, что Байконур будет жить прежней жизнью, как минимум, до 2028 года.
Единственная действующая стартовая площадка в Байконуре. Фото: youtube.com
Еще с космодрома можно запускать ракеты «Протон». Однако, это устаревшая конструкция: в 2022-м РФ произвела четыре последних экземпляра. Несколько «Союзов» хотят запустить в этом году. Один (юбилейный, 2000-й старт с космодрома!) полетел в декабре 2024-го (см. видео внизу), другие подобные мероприятия под вопросом.
Почему нельзя сейчас переехать на «Восточный»
Такой вопрос рассматривался неоднократно; в частности, последний раз – после политических событий 2022-года в Астане. Проблема в том, что под «Союзы» нет стартовых площадок. Но при необходимости их можно создать из уже существующих. Потребуется переделать обслуживающую башню, провести некоторые дополнительные работы. При наличии финансировании можно управиться за год.
Создание и пуск Ангары на «Восточном» приближает конец Байконура. Фото: youtube.com
Есть и другая проблема с «Восточным»: отсутствие полноценной службы спасения. Тихий океан рядом и спуск капсулы с космонавтами на воду – вполне реальная ситуация. Эксперты отмечают, что спуск корабля с широт нынешней МКС возможен даже в Северный Ледовитый океан.
С «Восточного» Тихого океана не видно, но он рядом. Фото: youtube.com
При этом масса отсека с экипажем варьируется от 12 до 16 тонн: на плаву такая махина долго не продержится. Чтобы ее вытащить и доставить на палубу, понадобится спецсудно с краном. В общем, требуется инфраструктура со скоростными катерами, кораблями, вертолетами для поиска. Подобной системы нет ни на Тихом, ни в Северном Ледовитом океане. А ее создание – дорогостоящее дело. Поэтому, не исключено, что аренда Байконура продлится до того времени, пока не будет сформирована спасательная служба.
Если Россия уйдет
Эксперты из Казахстана говорят в один голос, что Байконур немедленно придет в запустение. Маловероятно, что какая-нибудь страна захочет взять его, подобно России, в аренду. Если только США, чтобы «насолить» «вероятному противнику». Да и то, сомнительно, что Америка променяет курортную Калифорнию на ледяной в зиму, и удушливо-жаркий летом, Байконур.
Недавний пуск «Союз-2.1б» со спутником «Ресурс-П»
Если только космодром привлечет ее в военном плане, что уже будет «неинтересно» для России. Сам Казахстан просто не в состоянии содержать космический комплекс. Правда, есть вариант: создать в городке музей космонавтики, что тоже требует финансовых вложений. А нужно ли это Астане – большой вопрос.
Выводы
Они однозначны: как только Россия перестанет финансово участвовать в Байконуре, он просто исчезнет. Продать дома в городе, обреченном на вымирание, нереально. Кстати, куда денется около 50 тыс. его жителей (имеются в виду казахские граждане), непонятно – тоже головная боль Астаны. Дома разберут и растащат на стройматериалы, как это случилось некогда с военным городком в Аральске. Оборудование, которое не сумеет вывезти РФ, сдадут на металлолом, а там, где запускали ракеты, будет пастись скот. Вот такая грустная картинка прорисовывается.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Космодром Байконур: что с ним будет, когда Россия уйдет?
После завершения проекта МКС в 2028 году России не нужно будет запускать с Байконура свои Союзы для обслуживания станции. Что будет с легендарным космодромом...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
ССК «Звезда» передала заказчику танкер-челнок «Валентин Пикуль» проекта AST69K
Судно сможет перевозить нефть в условиях арктических морей. Это очередное пополнение для компании «Роснефтефлот»....
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...