
Самолеты больше не замерзнут: в России научились моделировать крылья, устойчивые к обледенению
Российские ученые из МФТИ и МГУТУ разработали уникальный метод моделирования авиационных крыльев, способных эффективно противостоять обледенению.
Компьютерная программа, созданная исследователями, учитывает взаимодействие поверхностей с двухфазным воздушным потоком, содержащим газ и переохлажденные капли воды.
Главной задачей исследования стало изучение тепломассообмена и механического воздействия, которое воздух оказывает на крыло самолета. Ученые разработали модели, учитывающие изменения скорости молекул разреженных газов и капель воды, соударения с поверхностью, а также свойства материалов, используемых в конструкции.
Аэродинамические испытания показывают, что обледенение крайне негативно влияет на подъемную силу. Фото: youtube.com
Оказалось, что удлиненные самолетные крылья способствуют снижению скорости удара капель, что уменьшает риск их разрушения и проникновения в поры материала. Кроме того, гладкая поверхность понижает коэффициент сопротивления, минимизируя вероятность образования наледи.
С помощью новой математической модели можно не только оптимизировать форму крыла, но и подобрать материал, который эффективно противодействует обледенению.
Например, такие параметры, как сглаженность и длина поверхности, определяют интенсивность взаимодействия с потоком и помогают снизить тепломассообмен. Это важно для эксплуатации самолетов в условиях обильных осадков, сильного обледенения, а также при работе с разными аэродинамическими нагрузками.
Методика уже вызвала интерес у ведущих аэрокосмических компаний и нашла отражение в научных публикациях. Это подчеркивает значимость открытия не только для авиационной отрасли, но и для фундаментальной науки, в том числе далеко за пределами России.
Созданная учеными компьютерная программа пригодна для широкого спектра задач, включая управление теплообменом, напылением и аэродинамическим сопротивлением. Это делает ее универсальным инструментом в сфере авиастроения.
Самолеты умеют бороться с обледенением в полете, но не всегда этого достаточно. Фото: youtube.com
Обледенение крыльев и фюзеляжа самолета до сих пор остается одной из ключевых проблем в авиации. Это явление увеличивает аэродинамическое сопротивление, снижает подъемную силу и создает реальную угрозу жизни экипажа и пассажиров. Новые отечественные методы сделают полеты более безопасными.
Компьютерная программа, созданная исследователями, учитывает взаимодействие поверхностей с двухфазным воздушным потоком, содержащим газ и переохлажденные капли воды.
Главной задачей исследования стало изучение тепломассообмена и механического воздействия, которое воздух оказывает на крыло самолета. Ученые разработали модели, учитывающие изменения скорости молекул разреженных газов и капель воды, соударения с поверхностью, а также свойства материалов, используемых в конструкции.

Оказалось, что удлиненные самолетные крылья способствуют снижению скорости удара капель, что уменьшает риск их разрушения и проникновения в поры материала. Кроме того, гладкая поверхность понижает коэффициент сопротивления, минимизируя вероятность образования наледи.
С помощью новой математической модели можно не только оптимизировать форму крыла, но и подобрать материал, который эффективно противодействует обледенению.
Например, такие параметры, как сглаженность и длина поверхности, определяют интенсивность взаимодействия с потоком и помогают снизить тепломассообмен. Это важно для эксплуатации самолетов в условиях обильных осадков, сильного обледенения, а также при работе с разными аэродинамическими нагрузками.
Методика уже вызвала интерес у ведущих аэрокосмических компаний и нашла отражение в научных публикациях. Это подчеркивает значимость открытия не только для авиационной отрасли, но и для фундаментальной науки, в том числе далеко за пределами России.
Созданная учеными компьютерная программа пригодна для широкого спектра задач, включая управление теплообменом, напылением и аэродинамическим сопротивлением. Это делает ее универсальным инструментом в сфере авиастроения.

Обледенение крыльев и фюзеляжа самолета до сих пор остается одной из ключевых проблем в авиации. Это явление увеличивает аэродинамическое сопротивление, снижает подъемную силу и создает реальную угрозу жизни экипажа и пассажиров. Новые отечественные методы сделают полеты более безопасными.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...