125-кубовый мотоцикл «Чезет» тип 453/473
109

125-кубовый мотоцикл «Чезет» тип 453/473

Хотя отечественным ценителям прекрасно знакомы чехословацкие мотоциклы «Чезет» с 350-кубовыми двигателями, менее мощная техника производителя ускользнула от их внимания. А у предприятия из Страконице имелись не только 175-кубовые байки, но и аппараты самого скромного класса, сродни нашему «Минску».


Такая техника производилась в основном для внутреннего рынка, хотя и имелись редкие случаи ее поставок за рубеж. В СССР 125-кубовые версии не попадали вообще. Да и не было такой нужды, ведь их белорусские аналоги вполне удовлетворяли запросы наших самых требовательных любителей малокубатурных мотоциклов.

125-кубовый мотоцикл «Чезет» тип 453/473Спортивный CZ тип 473. Фото: aukro.cz

Для своих же клиентов чехословацкое предприятие изготавливало тандем из ниши 125/175, изредка обновляя каждую из моделей. Эти мотоциклы обычно делили механическую часть, различаясь только объемом двигателя и другими незначительными элементами.

Такая ситуация сложилась после того, как «Ява» и «Чезет» в начале 50-х ненадолго объединили в одну структуру. Подобный шаг казался вполне разумным в целях избежать внутренней конкуренции, абсолютно недопустимой в социалистическом обществе. Но позже он показал свою полную несостоятельность.

Новые модели из отдельной истории «Ява» и «Чезет»


Поэтому уже в 1960 году каждое из предприятий пошло своим путем. Но какая-то зависимость друг от друга сохранялась до самого конца. К примеру, CZ компоновались «явовскими» моторами, а вот кубатурную нишу четко разделили.

Дорожный CZ тип 453. Фото: youtube.com

Столичное предприятие работало в ее верхнем сегменте, а «чезетовцы» довольствовались выпуском аппаратов со скромными 125/175 куб. см. Исключением были лишь поставлявшиеся в нашу страну 350-кубовые мотоциклы от обеих брендов.

К 1962 году подоспело обновление модельного ряда CZ. Бывшие 351/355 сменил модернизированный тип 453. Немного позже к нему присоединилась спортивная версия – тип 473.


Разделение двух предприятий сказалось не только на некоторых разбежностях в конструкции, но и на внешнем дизайне техники. Так к традиционному красному цвету у продукции марки CZ добавился и солидный черный.

Показатели и отличия новинки


Основным изменением упомянутой новинки CZ 125/453 стала новая головка цилиндров. В ней увеличили степень сжатия, что благоприятно сказалось на производительности. В то же время особенность расположения силового агрегата привела к тому, что он компоновался только одной выхлопной трубой. Вот некоторые из отличий модели 60-х годов:

✅ мощность увеличена до 7 л. с
✅ рама из круглой трубы, а не квадратного сечения
✅ большой выхлоп с левой стороны

Он получил сигарообразную форму, а его увеличившийся диаметр помог успешно справляться с работой, которая у прошлых моделей распределялась сразу на два элемента. Немного позже производитель на базе дорожной представил более продвинутую спортивную версию мотоцикла, отличавшуюся:

✅ 19-дюймовыми колесами
✅ модифицированными передней и задней вилками
✅ крыльями с уменьшенной шириной

Кроме того, у модификации Sport (тип 125/473) имелся более широкий руль с традиционной для данных версий перекладиной. Оба варианта чехословацких малокубатурных мотоциклов параллельно выпускались до конца 60-х. За это время они пережили пять поколений, в которых основными изменениями стали переделки одиночных выхлопных труб, а также – с третьего поколения:

✅ иная труба
✅ новая панель на руле
✅ измененная форма спидометра

По последней причине у сохранившихся мотоциклов данной модели может быть либо небольшой классический «будильник», либо (знакомый нам по «Явам-старушкам») огромный прямоугольный фигурный элемент. Поэтому с третьего поколения CZ 125/453 получили прозвище «панелька», по аналогии с «Явами» того же времени.

Технические особенности моделей и их силовых агрегатов


Основой мотоцикла является длинноходный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и трехканальным возвратно-поступательным движением. Кривошипно-шатунный механизм динамически сбалансирован, поэтому в используемом диапазоне оборотов вибрации отсутствовали почти полностью.

Цепная передача и откидная задняя подножка. Фото: aukro.cz

Карбюратор JIKOV 2922 SBD 11 крепится к корпусу посредством фланца и теплоизоляционной прокладки. Его распылительные форсунки обеспечивали постоянное соотношение смеси на средних оборотах и ее мгновенное обогащение при ускорении или максимальной мощности двигателя.

В общем блоке находится коробка передач, имеющая четыре шестерни (одну – для главного вала). Управление трансмиссией осуществляется рычагом, действующим совместно с вилками переключения. А сам механизм переключения совмещен со стартером. Вот показатели силового агрегата:

✅ двухтактный, воздушного охлаждения
✅ количество цилиндров – 1
✅ количество скоростей – 4
✅ рабочий объем – 123 куб. см
✅ мощность – 6,9 л. с (5,1 кВт) при 4750 об/мин
✅ степень сжатия – 8:1

Закрытая рама мотоцикла изготовлена из стальных труб высокой прочности. Она несет на себе все функциональные элементы. На колесах спортивной версии установлены шины разного размера: спереди – 2,75х19, сзади – 3,00х19.

Такое решение не только придало легкости ходу, но и повысило двигательные качества и управляемость мотоцикла в сложных дорожных условиях. Тормозная система представлена барабанами диаметром 140 мм и колодками диаметром 15 мм. Задний управлялся мягким ножным рычагом, а передний – ручным, расположенным на правой стороне руля. А сейчас самое время обратить внимание на различия показателей двух модификаций (в скобках – спортивный тип 473):

✅ размер колес – 16 (19) дюймов
✅ готовый вес – 126 (118) кг
✅ расход топлива – 2 (2,4) л/100 км
✅ максимальная скорость – 80 (92) км/ч

При этом размер бака у обеих моделей составлял 13,5 литра. А вилка телескопического типа с эффективной гидравлической системой имела ход в 135 мм. Передняя подвеска – две винтовые пружины, задняя – легкосплавные амортизаторы.

125-кубовый силовой агрегат. Фото: youtube.com

Электрооборудование моделей CZ 453/473 представлено динамо-машиной розового цвета, обеспечивающей питание фар. Имеется и аккумуляторная батарея емкостью 14 А*ч. Основные фары обладали мощностью в 25 Вт. В наличии также подсветка крышки спидометра, облегчающая движение техники в ночное время.

Под цельным седлом мотоцикла расположен доступный ящик, предназначенный для хранения насоса, аптечки и небольшого дорожного багажа. С правой стороны также имелся инструментальный бардачок, а слева – место для содержания аккумуляторных батарей.

Продвинутые для начала 60-х конструкции


В целом мотоциклы, разработанные инженерами из Страконице в начале 60-х годов, можно считать вполне прогрессивной конструкцией. Некоторые специалисты даже называют их «продвинутой для своего времени и довольно экономичной техникой». К примеру, подножки были регулируемыми, что позволяло их удобно адаптировать к водителю любого роста. Учитывая также его потребности и стиль езды.

Мотоцикл имел двухместное цельное сиденье и одну выхлопную трубу. Фото: youtube.com

Время выпуска моделей типа 453 и 473 продлилось с 1962 по 1969 годы. За этот период чехословацкая молодежь и другие пользователи получали отличную технику, редкие образцы которой дожили и до наших времен. Сегодня сохранившиеся CZ тип 453 или тип 473 бережно хранятся своими владельцами, ведь они остаются живой историей знаменитой компании, уже оставшейся в прошлом.
А вам больше понравился дорожный CZ 453 или спортивный тип 473?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6

Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....