
Российско-индийский самолет МТА может возродиться с двигателями ПД-14
Цель проекта, задуманного в 2007 году – разработка и постройка нового транспортного самолета, который должен был заменить к тому времени устаревающий Ан-12. Эти машины находились в авиапарке как Индии, так и РФ. Для создания воздушного судна было организовано совместное предприятие, в котором принимали участие российская ОАК и индийская компания HAL. Средства внесены по принципу 50:50.
Машину, в конечном итоге, назвали MTA – Multipurpose Transport Aircraft, что можно перевести, как «многоцелевой транспортный самолет». У нас ему присвоили индекс Ил-276. Воздушное судно должно было перевозить не менее двадцати тонн грузов на расстояние до 2 тыс. км.
Новая машина должна была заменить Ан-12. Фото: youtube.com
При этом эксплуатация машины допускалась на грунтовых полосах, обслуживание – в аэропортах без развитой инфраструктуры. Еще пара требований – способность летать в условиях высокогорья и при плохой погоде. Предполагалось, что МТА будет двойного назначения: военные им тоже заинтересовались. Индия собиралась приобрести 45, РФ – не менее 100 единиц техники. Впервые подняться в небо самолет должен был в 2017 (сначала в 2010-м) году, а встать на конвейер – через пару лет. Однако, «что-то пошло не так».
Ил-276 задумывался еще в СССР, как замена Ан-12. Но тогда проект реализовать не получилось. На границе столетий о транспортной машине снова вспомнили и провели рыночный анализ. Выяснилось, что в мире существует дефицит самолетов, способных перевозить груз до 20 т на расстояние до 3 тыс. км.
Однако, в начале нулевых денег у России не было и на помощь пришла Индия, согласившаяся стать партнером. Самолет получал чуть ли не каждый год по новому названию. Сначала это был средний военно-транспортный самолет или СВТС, затем – Multirole Transport Aircraft (о нем и сейчас чаще упоминают, как о МТА), МТС (это уже по-русски: многоцелевой транспортный самолет).
Изначально планировалось сделать две версии самолета: транспортную и пассажирскую, рассчитанную на 100 человек. Индийцы хотели в первую очередь получить технологии, РФ – самолет. Никаких секретов, влияющих на обороноспособность страны, проект не содержал. Деньги собирались вносить поровну (300 млн долларов), однако до 2007 года, когда была создана упомянутая выше Multirole Transport Aircraft Limiterd, дело не двигалось из-за бюрократических проволочек, связанных с выделением финансов. Но результатов опять не последовало: зато бюджет увеличился двукратно.
Почему она это сделала в 2015-м году, точно неизвестно. Руководство компании HAL отмахивалось лишь расплывчатыми формулировками типа «мы взяли паузу, чтобы подкорректировать проект». Однако, эксперты уверены, что не обошлось без вмешательства США, которые тогда предлагали индийской стороне свой аналог – транспортный С-130. Другая версия – отсутствие нужного силового агрегата. Сначала хотели ставить (по предложению ОАК) ПС-90-А-76, позже предлагалась форсированная версия ПД-14М. Ни тот ни другой индийцев не устраивал. Первый не подключался к цифровой системе управления, второй был банально не готов. Тогда ПД-14 только испытывался на летающей лаборатории Ил-76.
ПД-14 в то время не был полностью испытан. Фото: youtube.com
В итоге, к 2017 году российская сторона переименовала воздушное судно в Ил-276. Работы по проектированию продолжались, но, из-за отсутствия достаточного финансирования, не так быстро.
В 2022-м Индия, точнее ее ВВС (IAF) объявили конкурс-тендер на транспортный самолет грузоподъемностью 18-32 т, чтобы заменить устаревшие Ан-32. И РФ хочет снова включиться в борьбу за контракт. ОАК уже предложила оснастить машину полным цифровым комплексом управления двигателем, что стало якобы причиной остановки программы в 2015-м.
Сегодня основной конкурент в Индии для Ил-276 – КС-390. Фото: youtube.com
Однако Индия хочет, чтобы ей фактически были переданы технологии производства российского авиадвигателя, включая права интеллектуальной собственности. В РФ пока не торопятся выполнять такие требования. Кстати: Embraer и Airbus, с которыми пытались договориться индийцы, передают технологии в крайнее ограниченном виде. К тому же, их машины гораздо дороже российских. Все зависит от того, сумеют ли договориться Дели и ОАК.
Машину, в конечном итоге, назвали MTA – Multipurpose Transport Aircraft, что можно перевести, как «многоцелевой транспортный самолет». У нас ему присвоили индекс Ил-276. Воздушное судно должно было перевозить не менее двадцати тонн грузов на расстояние до 2 тыс. км.

При этом эксплуатация машины допускалась на грунтовых полосах, обслуживание – в аэропортах без развитой инфраструктуры. Еще пара требований – способность летать в условиях высокогорья и при плохой погоде. Предполагалось, что МТА будет двойного назначения: военные им тоже заинтересовались. Индия собиралась приобрести 45, РФ – не менее 100 единиц техники. Впервые подняться в небо самолет должен был в 2017 (сначала в 2010-м) году, а встать на конвейер – через пару лет. Однако, «что-то пошло не так».
Предыстория
Ил-276 задумывался еще в СССР, как замена Ан-12. Но тогда проект реализовать не получилось. На границе столетий о транспортной машине снова вспомнили и провели рыночный анализ. Выяснилось, что в мире существует дефицит самолетов, способных перевозить груз до 20 т на расстояние до 3 тыс. км.
Однако, в начале нулевых денег у России не было и на помощь пришла Индия, согласившаяся стать партнером. Самолет получал чуть ли не каждый год по новому названию. Сначала это был средний военно-транспортный самолет или СВТС, затем – Multirole Transport Aircraft (о нем и сейчас чаще упоминают, как о МТА), МТС (это уже по-русски: многоцелевой транспортный самолет).
Изначально планировалось сделать две версии самолета: транспортную и пассажирскую, рассчитанную на 100 человек. Индийцы хотели в первую очередь получить технологии, РФ – самолет. Никаких секретов, влияющих на обороноспособность страны, проект не содержал. Деньги собирались вносить поровну (300 млн долларов), однако до 2007 года, когда была создана упомянутая выше Multirole Transport Aircraft Limiterd, дело не двигалось из-за бюрократических проволочек, связанных с выделением финансов. Но результатов опять не последовало: зато бюджет увеличился двукратно.
Индия выходит из проекта
Почему она это сделала в 2015-м году, точно неизвестно. Руководство компании HAL отмахивалось лишь расплывчатыми формулировками типа «мы взяли паузу, чтобы подкорректировать проект». Однако, эксперты уверены, что не обошлось без вмешательства США, которые тогда предлагали индийской стороне свой аналог – транспортный С-130. Другая версия – отсутствие нужного силового агрегата. Сначала хотели ставить (по предложению ОАК) ПС-90-А-76, позже предлагалась форсированная версия ПД-14М. Ни тот ни другой индийцев не устраивал. Первый не подключался к цифровой системе управления, второй был банально не готов. Тогда ПД-14 только испытывался на летающей лаборатории Ил-76.

В итоге, к 2017 году российская сторона переименовала воздушное судно в Ил-276. Работы по проектированию продолжались, но, из-за отсутствия достаточного финансирования, не так быстро.
Возвращение к проекту
В 2022-м Индия, точнее ее ВВС (IAF) объявили конкурс-тендер на транспортный самолет грузоподъемностью 18-32 т, чтобы заменить устаревшие Ан-32. И РФ хочет снова включиться в борьбу за контракт. ОАК уже предложила оснастить машину полным цифровым комплексом управления двигателем, что стало якобы причиной остановки программы в 2015-м.

Однако Индия хочет, чтобы ей фактически были переданы технологии производства российского авиадвигателя, включая права интеллектуальной собственности. В РФ пока не торопятся выполнять такие требования. Кстати: Embraer и Airbus, с которыми пытались договориться индийцы, передают технологии в крайнее ограниченном виде. К тому же, их машины гораздо дороже российских. Все зависит от того, сумеют ли договориться Дели и ОАК.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...