Российско-индийский самолет МТА может возродиться с двигателями ПД-14
Цель проекта, задуманного в 2007 году – разработка и постройка нового транспортного самолета, который должен был заменить к тому времени устаревающий Ан-12. Эти машины находились в авиапарке как Индии, так и РФ. Для создания воздушного судна было организовано совместное предприятие, в котором принимали участие российская ОАК и индийская компания HAL. Средства внесены по принципу 50:50.
Машину, в конечном итоге, назвали MTA – Multipurpose Transport Aircraft, что можно перевести, как «многоцелевой транспортный самолет». У нас ему присвоили индекс Ил-276. Воздушное судно должно было перевозить не менее двадцати тонн грузов на расстояние до 2 тыс. км.
При этом эксплуатация машины допускалась на грунтовых полосах, обслуживание – в аэропортах без развитой инфраструктуры. Еще пара требований – способность летать в условиях высокогорья и при плохой погоде. Предполагалось, что МТА будет двойного назначения: военные им тоже заинтересовались. Индия собиралась приобрести 45, РФ – не менее 100 единиц техники. Впервые подняться в небо самолет должен был в 2017 (сначала в 2010-м) году, а встать на конвейер – через пару лет. Однако, «что-то пошло не так».
Ил-276 задумывался еще в СССР, как замена Ан-12. Но тогда проект реализовать не получилось. На границе столетий о транспортной машине снова вспомнили и провели рыночный анализ. Выяснилось, что в мире существует дефицит самолетов, способных перевозить груз до 20 т на расстояние до 3 тыс. км.
Однако, в начале нулевых денег у России не было и на помощь пришла Индия, согласившаяся стать партнером. Самолет получал чуть ли не каждый год по новому названию. Сначала это был средний военно-транспортный самолет или СВТС, затем – Multirole Transport Aircraft (о нем и сейчас чаще упоминают, как о МТА), МТС (это уже по-русски: многоцелевой транспортный самолет).
Изначально планировалось сделать две версии самолета: транспортную и пассажирскую, рассчитанную на 100 человек. Индийцы хотели в первую очередь получить технологии, РФ – самолет. Никаких секретов, влияющих на обороноспособность страны, проект не содержал. Деньги собирались вносить поровну (300 млн долларов), однако до 2007 года, когда была создана упомянутая выше Multirole Transport Aircraft Limiterd, дело не двигалось из-за бюрократических проволочек, связанных с выделением финансов. Но результатов опять не последовало: зато бюджет увеличился двукратно.
Почему она это сделала в 2015-м году, точно неизвестно. Руководство компании HAL отмахивалось лишь расплывчатыми формулировками типа «мы взяли паузу, чтобы подкорректировать проект». Однако, эксперты уверены, что не обошлось без вмешательства США, которые тогда предлагали индийской стороне свой аналог – транспортный С-130. Другая версия – отсутствие нужного силового агрегата. Сначала хотели ставить (по предложению ОАК) ПС-90-А-76, позже предлагалась форсированная версия ПД-14М. Ни тот ни другой индийцев не устраивал. Первый не подключался к цифровой системе управления, второй был банально не готов. Тогда ПД-14 только испытывался на летающей лаборатории Ил-76.
В итоге, к 2017 году российская сторона переименовала воздушное судно в Ил-276. Работы по проектированию продолжались, но, из-за отсутствия достаточного финансирования, не так быстро.
В 2022-м Индия, точнее ее ВВС (IAF) объявили конкурс-тендер на транспортный самолет грузоподъемностью 18-32 т, чтобы заменить устаревшие Ан-32. И РФ хочет снова включиться в борьбу за контракт. ОАК уже предложила оснастить машину полным цифровым комплексом управления двигателем, что стало якобы причиной остановки программы в 2015-м.
Однако Индия хочет, чтобы ей фактически были переданы технологии производства российского авиадвигателя, включая права интеллектуальной собственности. В РФ пока не торопятся выполнять такие требования. Кстати: Embraer и Airbus, с которыми пытались договориться индийцы, передают технологии в крайнее ограниченном виде. К тому же, их машины гораздо дороже российских. Все зависит от того, сумеют ли договориться Дели и ОАК.
Машину, в конечном итоге, назвали MTA – Multipurpose Transport Aircraft, что можно перевести, как «многоцелевой транспортный самолет». У нас ему присвоили индекс Ил-276. Воздушное судно должно было перевозить не менее двадцати тонн грузов на расстояние до 2 тыс. км.
Новая машина должна была заменить Ан-12. Фото: youtube.com
При этом эксплуатация машины допускалась на грунтовых полосах, обслуживание – в аэропортах без развитой инфраструктуры. Еще пара требований – способность летать в условиях высокогорья и при плохой погоде. Предполагалось, что МТА будет двойного назначения: военные им тоже заинтересовались. Индия собиралась приобрести 45, РФ – не менее 100 единиц техники. Впервые подняться в небо самолет должен был в 2017 (сначала в 2010-м) году, а встать на конвейер – через пару лет. Однако, «что-то пошло не так».
Предыстория
Ил-276 задумывался еще в СССР, как замена Ан-12. Но тогда проект реализовать не получилось. На границе столетий о транспортной машине снова вспомнили и провели рыночный анализ. Выяснилось, что в мире существует дефицит самолетов, способных перевозить груз до 20 т на расстояние до 3 тыс. км.
Однако, в начале нулевых денег у России не было и на помощь пришла Индия, согласившаяся стать партнером. Самолет получал чуть ли не каждый год по новому названию. Сначала это был средний военно-транспортный самолет или СВТС, затем – Multirole Transport Aircraft (о нем и сейчас чаще упоминают, как о МТА), МТС (это уже по-русски: многоцелевой транспортный самолет).
Изначально планировалось сделать две версии самолета: транспортную и пассажирскую, рассчитанную на 100 человек. Индийцы хотели в первую очередь получить технологии, РФ – самолет. Никаких секретов, влияющих на обороноспособность страны, проект не содержал. Деньги собирались вносить поровну (300 млн долларов), однако до 2007 года, когда была создана упомянутая выше Multirole Transport Aircraft Limiterd, дело не двигалось из-за бюрократических проволочек, связанных с выделением финансов. Но результатов опять не последовало: зато бюджет увеличился двукратно.
Индия выходит из проекта
Почему она это сделала в 2015-м году, точно неизвестно. Руководство компании HAL отмахивалось лишь расплывчатыми формулировками типа «мы взяли паузу, чтобы подкорректировать проект». Однако, эксперты уверены, что не обошлось без вмешательства США, которые тогда предлагали индийской стороне свой аналог – транспортный С-130. Другая версия – отсутствие нужного силового агрегата. Сначала хотели ставить (по предложению ОАК) ПС-90-А-76, позже предлагалась форсированная версия ПД-14М. Ни тот ни другой индийцев не устраивал. Первый не подключался к цифровой системе управления, второй был банально не готов. Тогда ПД-14 только испытывался на летающей лаборатории Ил-76.
ПД-14 в то время не был полностью испытан. Фото: youtube.com
В итоге, к 2017 году российская сторона переименовала воздушное судно в Ил-276. Работы по проектированию продолжались, но, из-за отсутствия достаточного финансирования, не так быстро.
Возвращение к проекту
В 2022-м Индия, точнее ее ВВС (IAF) объявили конкурс-тендер на транспортный самолет грузоподъемностью 18-32 т, чтобы заменить устаревшие Ан-32. И РФ хочет снова включиться в борьбу за контракт. ОАК уже предложила оснастить машину полным цифровым комплексом управления двигателем, что стало якобы причиной остановки программы в 2015-м.
Сегодня основной конкурент в Индии для Ил-276 – КС-390. Фото: youtube.com
Однако Индия хочет, чтобы ей фактически были переданы технологии производства российского авиадвигателя, включая права интеллектуальной собственности. В РФ пока не торопятся выполнять такие требования. Кстати: Embraer и Airbus, с которыми пытались договориться индийцы, передают технологии в крайнее ограниченном виде. К тому же, их машины гораздо дороже российских. Все зависит от того, сумеют ли договориться Дели и ОАК.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
Символом выставки «Нева-2025» выбран исполинский «Иван Фролов»
Судно еще не достроено, но уже вызывает восхищение. Планируют спустить на воду в 2028 году....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
Внедорожные самолеты – такие тоже бывают
Малая авиация удивляет конструкторскими решениями. Казалось бы, для любого, даже небольшого самолета, нужна взлетная полоса. По факту, требуется она и...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....