Российско-индийский самолет МТА может возродиться с двигателями ПД-14
288

Российско-индийский самолет МТА может возродиться с двигателями ПД-14

Цель проекта, задуманного в 2007 году – разработка и постройка нового транспортного самолета, который должен был заменить к тому времени устаревающий Ан-12. Эти машины находились в авиапарке как Индии, так и РФ. Для создания воздушного судна было организовано совместное предприятие, в котором принимали участие российская ОАК и индийская компания HAL. Средства внесены по принципу 50:50.


Машину, в конечном итоге, назвали MTA – Multipurpose Transport Aircraft, что можно перевести, как «многоцелевой транспортный самолет». У нас ему присвоили индекс Ил-276. Воздушное судно должно было перевозить не менее двадцати тонн грузов на расстояние до 2 тыс. км.

Российско-индийский самолет МТА может возродиться с двигателями ПД-14Новая машина должна была заменить Ан-12. Фото: youtube.com

При этом эксплуатация машины допускалась на грунтовых полосах, обслуживание – в аэропортах без развитой инфраструктуры. Еще пара требований – способность летать в условиях высокогорья и при плохой погоде. Предполагалось, что МТА будет двойного назначения: военные им тоже заинтересовались. Индия собиралась приобрести 45, РФ – не менее 100 единиц техники. Впервые подняться в небо самолет должен был в 2017 (сначала в 2010-м) году, а встать на конвейер – через пару лет. Однако, «что-то пошло не так».

Предыстория


Ил-276 задумывался еще в СССР, как замена Ан-12. Но тогда проект реализовать не получилось. На границе столетий о транспортной машине снова вспомнили и провели рыночный анализ. Выяснилось, что в мире существует дефицит самолетов, способных перевозить груз до 20 т на расстояние до 3 тыс. км.

Однако, в начале нулевых денег у России не было и на помощь пришла Индия, согласившаяся стать партнером. Самолет получал чуть ли не каждый год по новому названию. Сначала это был средний военно-транспортный самолет или СВТС, затем – Multirole Transport Aircraft (о нем и сейчас чаще упоминают, как о МТА), МТС (это уже по-русски: многоцелевой транспортный самолет).

Изначально планировалось сделать две версии самолета: транспортную и пассажирскую, рассчитанную на 100 человек. Индийцы хотели в первую очередь получить технологии, РФ – самолет. Никаких секретов, влияющих на обороноспособность страны, проект не содержал. Деньги собирались вносить поровну (300 млн долларов), однако до 2007 года, когда была создана упомянутая выше Multirole Transport Aircraft Limiterd, дело не двигалось из-за бюрократических проволочек, связанных с выделением финансов. Но результатов опять не последовало: зато бюджет увеличился двукратно.

Индия выходит из проекта


Почему она это сделала в 2015-м году, точно неизвестно. Руководство компании HAL отмахивалось лишь расплывчатыми формулировками типа «мы взяли паузу, чтобы подкорректировать проект». Однако, эксперты уверены, что не обошлось без вмешательства США, которые тогда предлагали индийской стороне свой аналог – транспортный С-130. Другая версия – отсутствие нужного силового агрегата. Сначала хотели ставить (по предложению ОАК) ПС-90-А-76, позже предлагалась форсированная версия ПД-14М. Ни тот ни другой индийцев не устраивал. Первый не подключался к цифровой системе управления, второй был банально не готов. Тогда ПД-14 только испытывался на летающей лаборатории Ил-76.

ПД-14 в то время не был полностью испытан. Фото: youtube.com

В итоге, к 2017 году российская сторона переименовала воздушное судно в Ил-276. Работы по проектированию продолжались, но, из-за отсутствия достаточного финансирования, не так быстро.

Возвращение к проекту


В 2022-м Индия, точнее ее ВВС (IAF) объявили конкурс-тендер на транспортный самолет грузоподъемностью 18-32 т, чтобы заменить устаревшие Ан-32. И РФ хочет снова включиться в борьбу за контракт. ОАК уже предложила оснастить машину полным цифровым комплексом управления двигателем, что стало якобы причиной остановки программы в 2015-м.

Сегодня основной конкурент в Индии для Ил-276 – КС-390. Фото: youtube.com

Однако Индия хочет, чтобы ей фактически были переданы технологии производства российского авиадвигателя, включая права интеллектуальной собственности. В РФ пока не торопятся выполнять такие требования. Кстати: Embraer и Airbus, с которыми пытались договориться индийцы, передают технологии в крайнее ограниченном виде. К тому же, их машины гораздо дороже российских. Все зависит от того, сумеют ли договориться Дели и ОАК.
А вы что думаете о возобновлении проекта МТА?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас