Легендарный электромобиль Detroit Electric Car 1907 года
«Новое – это хорошо забытое старое» или «история всегда развивается по спирали». Оба эти выражения как нельзя лучше подходят к нашему сегодняшнему рассказу. А речь пойдет о достаточно древней и, в то же время, ультрасовременной теме: электромобильность.
Сейчас в этом направлении движутся почти все ведущие мировые автомобильные бренды. Они даже ставят конкретные цели: к такому-то году полностью перевести весь модельный ряд на электротягу. И этот процесс затрагивает не только личный, но и общественный транспорт, где во главу угла ставится экологическая привлекательность муниципалитетов, располагающих автобусами на современном типе привода.
Хотя выражение «современный» впору было бы взять в кавычки. Знаете почему? Да потому что и сто, и даже почти 120 лет назад немногие имеющиеся на тот момент производители нередко предлагали неплохие варианты электромобилей.
По сути, растущая ныне привлекательность электропривода просто повторяет его популярность начала прошлого столетия, на заре автомобилестроения. Даже в тот момент продвинутые конструкторы ясно осознавали преимущества такого альтернативного топлива:
✅ мгновенную доступность без прогрева
✅ бесшумный и чистый ход
✅ простоту эксплуатации и надежность
Первые электромобили появились в Соединенных Штатах (1891 год). Они были тише, плавнее, проще в управлении и требовали меньшего обслуживания, чем бензиновые аналоги. Позже по этому же пути пошли и другие страны.
Сегодня этот автомобиль может напомнить о той эпохе, когда электромобили прекрасно конкурировали с другими типами привода. А ДВС еще не властвовал безраздельно на всех континентах планеты. Но давайте немного углубимся в историю самого производителя.
В конце XIX – начале XX века компания Anderson была известна как Anderson Carriage Company (до 1911 года), производившая экипажи и повозки с 1884-го. Переход к электромобилям, работающим на свинцово-кислотной аккумуляторной батарее, начался по прошествии 23 лет.
Вначале мощности завода располагались в Порт-Гуроне (штат Мичиган, родной город Томаса Эдисона). Но уже в 1895 году основатель компании Уильям С. Андерсон перенес их в Детройт. Где двенадцать лет спустя и стартовало проектирование первого электромобиля.
Хотя Detroit Electric никогда не являлась техническим лидером отрасли, ее продукция была надежно выверена и изготовлена. Особенно это касалось периода после приобретения Elwell-Parker – производителя электродвигателей и контроллеров. Кстати, изделия последнего считались лучшими из имеющихся на тот момент.
Детройтская новинка оказалась прекрасно оформленной и отделанной. Ее привлекательные изгибы максимально адаптировали к предполагаемому «рынку городских леди». Дополнял эффектный набор элегантный высокий четырехместный брогам.
Он был первым (или одним из первых), кто использовал изогнутое стекло в конструкции автомобиля. Что являлось не только технически сложной, но и довольно дорогой в производстве деталью. А вот и некоторые из показателей Detroit Electric:
✅ электродвигатель постоянного тока 48 В
✅ мощностью 3 л. с
✅ полуэллиптические листовые рессоры на всех колесах
✅ механические барабанные тормоза на задних
Он лидировал на рынке по долговечности. А его конструкция, основанная (как и у других ранних автомобилей) на конном экипаже, оставалась неизменной еще долгое время после того, как уже вышла из моды. Этой роскошной моделью владели и многие заокеанские знаменитости, и богатые люди из других стран.
Даже с технологией аккумуляторов того периода его запас хода был более чем достаточным для поездок по городу. Испытания во времена крупных производителей электромобилей обычно показывали эффективный запас хода в 100 миль (161 км) на скромных скоростях, которых они тогда могли достичь.
Наибольшей силой электрокара являлась его простота в эксплуатации и бесшумность. Качества, которые привлекали женщин того времени. Ведь вонючий, шумный и капризный экипаж с бензиновым двигателем вряд ли подходил для утонченных дам из высшего общества. Никто иной, как сам Генри Форд приобрел два таких экземпляра подряд для своей жены Клары, и оба – Detroit Electrics.
Хотя в базовой комплектации автомобиль располагал свинцово-кислотной батареей, с 1911 по 1916 годы имелся и альтернативный вариант. Им оказался никель-железный аккумулятор Эдисона. За немалую цену в 600 долларов США можно было получить такую версию с увеличенной надежностью в эксплуатации и расширенными возможностями автономного хода.
Интересно, что в одном из тестовых испытаний специалисты смогли достичь 340-километровой поездки на одном заряде. Но это стало, скорее, исключением из правил. Ведь даже рекламные проспекты говорили о 130-километровом автономном движении Detroit Electrics. И это тоже совсем неплохо.
Максимальная скорость передвижения повозки с электроприводом составляла около 32 км/ч. Конечно, по современным меркам – слишком уж печально и сопоставимо с электровелосипедами. Но более 100 лет назад в черте города или поселка – очень привлекательные показатели. Это сделало автомобиль популярным вариантом для:
✅ слабого пола
✅ практикующих врачей
✅ дорожных «гурманов»
Ведь и все они желали иметь надежный транспорт с моментальным запуском двигателя. И без сложных ручных манипуляций, как у версий с ДВС начала прошлого столетия.
Все плюсы конструкции сделали Detroit Electrics востребованной моделью 10-х годов прошлого века. В тот период ежегодный выпуск электромобиля достигал 1-2 тысяч единиц в год. И, поверьте, для тех времен – отличный показатель.
Особенный расцвет наступил в конце десятилетия, на фоне возросших цен на бензин. В 1920 году сформировалось окончательное название модели, которое связано с организационными изменениями в структуре предприятия. Компания Anderson, на фоне отделения от кузовного бизнеса, превратилась в The Detroit Electric Car Company.
А вот популярность модели с этого времени начала постепенно снижаться. И дело было, конечно же, вовсе не в изменении названия. Просто около ста лет назад автомобили с ДВС стали комплектоваться более усовершенствованными приводами. К тому же, они оказались намного доступнее по цене. Наступала эра гегемонии бензиновых двигателей.
Сегодня Detroit Electrics на ходу и в удовлетворительном состоянии можно встретить разве что в солидных частных коллекциях. И то их владельцы испытывают серьезные трудности с допуском своих автомобилей к штатной эксплуатации на дорогах общего назначения.
Все дело в их низких скоростных показателях. Ведь эффективность оригинальных приводов заметно снизилась, а использование альтернативных батарей часто приводит к потере мощностных и эксплуатационных характеристик. Поэтому исправные экземпляры выезжают нечасто и на очень короткие расстояния.
Но их показ на публике всегда вызывает сильное оживление. Ведь перспектива увидеть или потрогать далекую эпоху зарождения электромобилей привлекает многих. А если экземпляр еще и находится в прекрасно отреставрированном состоянии (с сохранением оригинальных элементов и конструкции), то эстетическое удовольствие возрастает сразу в несколько раз.
В заключение стоит лишь отметить, что Detroit Electrics получил очень долгую жизнь на заводском конвейере. Эти популярные электромобили выпускались с 1907 по 1939 годы. И хотя последний экземпляр вышел из заводских ворот 23 февраля 1939-го, в продаже они оставались доступными вплоть до 1942-го. За более чем три десятилетия производства на свет появилось ок. 13 тысяч экземпляров.
Сейчас в этом направлении движутся почти все ведущие мировые автомобильные бренды. Они даже ставят конкретные цели: к такому-то году полностью перевести весь модельный ряд на электротягу. И этот процесс затрагивает не только личный, но и общественный транспорт, где во главу угла ставится экологическая привлекательность муниципалитетов, располагающих автобусами на современном типе привода.
Detroit Electric Car 1913 г. в. Фото: youtube.com
Хотя выражение «современный» впору было бы взять в кавычки. Знаете почему? Да потому что и сто, и даже почти 120 лет назад немногие имеющиеся на тот момент производители нередко предлагали неплохие варианты электромобилей.
До эпохи бензиновой гегемонии
По сути, растущая ныне привлекательность электропривода просто повторяет его популярность начала прошлого столетия, на заре автомобилестроения. Даже в тот момент продвинутые конструкторы ясно осознавали преимущества такого альтернативного топлива:
✅ мгновенную доступность без прогрева
✅ бесшумный и чистый ход
✅ простоту эксплуатации и надежность
Первые электромобили появились в Соединенных Штатах (1891 год). Они были тише, плавнее, проще в управлении и требовали меньшего обслуживания, чем бензиновые аналоги. Позже по этому же пути пошли и другие страны.
В первые десятилетия ХХ века Detroit Electric стал самым успешным из многих подобных конструкций на рынке. Особенно в конце 10-х годов.
Сегодня этот автомобиль может напомнить о той эпохе, когда электромобили прекрасно конкурировали с другими типами привода. А ДВС еще не властвовал безраздельно на всех континентах планеты. Но давайте немного углубимся в историю самого производителя.
В конце XIX – начале XX века компания Anderson была известна как Anderson Carriage Company (до 1911 года), производившая экипажи и повозки с 1884-го. Переход к электромобилям, работающим на свинцово-кислотной аккумуляторной батарее, начался по прошествии 23 лет.
Вначале мощности завода располагались в Порт-Гуроне (штат Мичиган, родной город Томаса Эдисона). Но уже в 1895 году основатель компании Уильям С. Андерсон перенес их в Детройт. Где двенадцать лет спустя и стартовало проектирование первого электромобиля.
Ну просто карета с электроприводом. Фото: youtube.com
Хотя Detroit Electric никогда не являлась техническим лидером отрасли, ее продукция была надежно выверена и изготовлена. Особенно это касалось периода после приобретения Elwell-Parker – производителя электродвигателей и контроллеров. Кстати, изделия последнего считались лучшими из имеющихся на тот момент.
Основные характеристики электромобиля
Детройтская новинка оказалась прекрасно оформленной и отделанной. Ее привлекательные изгибы максимально адаптировали к предполагаемому «рынку городских леди». Дополнял эффектный набор элегантный высокий четырехместный брогам.
Он был первым (или одним из первых), кто использовал изогнутое стекло в конструкции автомобиля. Что являлось не только технически сложной, но и довольно дорогой в производстве деталью. А вот и некоторые из показателей Detroit Electric:
✅ электродвигатель постоянного тока 48 В
✅ мощностью 3 л. с
✅ полуэллиптические листовые рессоры на всех колесах
✅ механические барабанные тормоза на задних
Он лидировал на рынке по долговечности. А его конструкция, основанная (как и у других ранних автомобилей) на конном экипаже, оставалась неизменной еще долгое время после того, как уже вышла из моды. Этой роскошной моделью владели и многие заокеанские знаменитости, и богатые люди из других стран.
Даже с технологией аккумуляторов того периода его запас хода был более чем достаточным для поездок по городу. Испытания во времена крупных производителей электромобилей обычно показывали эффективный запас хода в 100 миль (161 км) на скромных скоростях, которых они тогда могли достичь.
Detroit Electric Car: привлекательный вид сзади. Фото: youtube.com
Наибольшей силой электрокара являлась его простота в эксплуатации и бесшумность. Качества, которые привлекали женщин того времени. Ведь вонючий, шумный и капризный экипаж с бензиновым двигателем вряд ли подходил для утонченных дам из высшего общества. Никто иной, как сам Генри Форд приобрел два таких экземпляра подряд для своей жены Клары, и оба – Detroit Electrics.
Иная батарея и максимальная скорость
Хотя в базовой комплектации автомобиль располагал свинцово-кислотной батареей, с 1911 по 1916 годы имелся и альтернативный вариант. Им оказался никель-железный аккумулятор Эдисона. За немалую цену в 600 долларов США можно было получить такую версию с увеличенной надежностью в эксплуатации и расширенными возможностями автономного хода.
Интересно, что в одном из тестовых испытаний специалисты смогли достичь 340-километровой поездки на одном заряде. Но это стало, скорее, исключением из правил. Ведь даже рекламные проспекты говорили о 130-километровом автономном движении Detroit Electrics. И это тоже совсем неплохо.
Максимальная скорость передвижения повозки с электроприводом составляла около 32 км/ч. Конечно, по современным меркам – слишком уж печально и сопоставимо с электровелосипедами. Но более 100 лет назад в черте города или поселка – очень привлекательные показатели. Это сделало автомобиль популярным вариантом для:
✅ слабого пола
✅ практикующих врачей
✅ дорожных «гурманов»
Ведь и все они желали иметь надежный транспорт с моментальным запуском двигателя. И без сложных ручных манипуляций, как у версий с ДВС начала прошлого столетия.
Все плюсы конструкции сделали Detroit Electrics востребованной моделью 10-х годов прошлого века. В тот период ежегодный выпуск электромобиля достигал 1-2 тысяч единиц в год. И, поверьте, для тех времен – отличный показатель.
Аккумуляторные батареи позволяли развивать мощность в 3 л. с. Фото: youtube.com
Особенный расцвет наступил в конце десятилетия, на фоне возросших цен на бензин. В 1920 году сформировалось окончательное название модели, которое связано с организационными изменениями в структуре предприятия. Компания Anderson, на фоне отделения от кузовного бизнеса, превратилась в The Detroit Electric Car Company.
А вот популярность модели с этого времени начала постепенно снижаться. И дело было, конечно же, вовсе не в изменении названия. Просто около ста лет назад автомобили с ДВС стали комплектоваться более усовершенствованными приводами. К тому же, они оказались намного доступнее по цене. Наступала эра гегемонии бензиновых двигателей.
Редкие сохранившиеся экземпляры
Сегодня Detroit Electrics на ходу и в удовлетворительном состоянии можно встретить разве что в солидных частных коллекциях. И то их владельцы испытывают серьезные трудности с допуском своих автомобилей к штатной эксплуатации на дорогах общего назначения.
Все дело в их низких скоростных показателях. Ведь эффективность оригинальных приводов заметно снизилась, а использование альтернативных батарей часто приводит к потере мощностных и эксплуатационных характеристик. Поэтому исправные экземпляры выезжают нечасто и на очень короткие расстояния.
Шикарный задний диван в Detroit Electric. Фото: youtube.com
Но их показ на публике всегда вызывает сильное оживление. Ведь перспектива увидеть или потрогать далекую эпоху зарождения электромобилей привлекает многих. А если экземпляр еще и находится в прекрасно отреставрированном состоянии (с сохранением оригинальных элементов и конструкции), то эстетическое удовольствие возрастает сразу в несколько раз.
В заключение стоит лишь отметить, что Detroit Electrics получил очень долгую жизнь на заводском конвейере. Эти популярные электромобили выпускались с 1907 по 1939 годы. И хотя последний экземпляр вышел из заводских ворот 23 февраля 1939-го, в продаже они оставались доступными вплоть до 1942-го. За более чем три десятилетия производства на свет появилось ок. 13 тысяч экземпляров.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
Символом выставки «Нева-2025» выбран исполинский «Иван Фролов»
Судно еще не достроено, но уже вызывает восхищение. Планируют спустить на воду в 2028 году....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
Внедорожные самолеты – такие тоже бывают
Малая авиация удивляет конструкторскими решениями. Казалось бы, для любого, даже небольшого самолета, нужна взлетная полоса. По факту, требуется она и...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....