
Неавтомобильные проекты Генри Форда: от популярных в СССР тракторов до авиации
Имя Генри Форда давно стало синонимом автомобильной революции, но его гений и энергия выходили далеко за рамки этого сектора. Сегодня мало кто знает, что американский бизнесмен и изобретатель занимался авиацией, сельским хозяйством и даже выпускал свою газету.
Амбиции Форда охватывали практически все аспекты прогресса в начале XX века. Его проекты, не связанные с автомобилями, порой были столь же успешны, как и знаменитая «Жестяная Лиззи», а иногда являлись просто дерзкими экспериментами, которые оставили свой яркий след в истории.
Генри Форд – это не только автомобили, но и целая эпоха в сельском хозяйстве. Его тракторы Fordson стали той самой «Жестянкой Лиззи» (он же Ford Model T) для фермеров, изменив аграрную отрасль начала XX века практически до неузнаваемости.
Форд понимал, что успех не только в том, чтобы двигать людей вперед по дорогам, но и в том, чтобы облегчить тяжелый труд миллионов американских (и не только) фермеров.
Вес трактора составлял 1320 кг. Фото: youtube.com
Будучи сыном фермера, Генри хорошо знал, как много труда нужно для обработки земли. Он рос, наблюдая за тем, как люди часами работают с плугами, запряженными лошадьми. Но он вовсе не был поклонником сельской жизни. Фермерство казалось ему неоправданно изнурительным.
Такой взгляд, в сочетании со страстью к технике и изобретательству, определил направление работы Генри Форда. Надо отметить, что к началу ХХ века самоходные машины для полей уже существовали.
Паровые и бензиновые тракторы встречались на крупных фермах, но они были громоздкими, дорогими и требовали серьезного обслуживания. Маленьким хозяйствам такая техника была не по карману.
Форд решил изменить это, создав относительно доступный, «народный» трактор, который стал бы повседневным инструментом для фермеров. Именно так началась история техники Fordson.
Трактор мог развивать максимальную скорость в 11,2 км/ч. Фото: youtube.com
Название выбрано не просто так. Оно символизирует связь между Генри Фордом и его сыном Эдселем, который стал генеральным директором компании после отца.
Первый трактор этой марки выпустили в 1917 году. Конструкция Fordson была революционной для своего времени. Например, она не полагалась на тяжелую металлическую раму. Вместо этого двигатель, коробка передач и задний мост объединялись в единую несущую структуру. Это позволяло сделать трактор легче, компактнее и дешевле в производстве.
20-сильный двигатель мог работать на бензине, спирте или керосине, что делало технику крайне удобной в эксплуатации в любых условиях – что под руку попалось, то в бак и заливали. Кроме того, трактор получил 3-ступенчатую коробкой передач и ведущий задний мост. За счет этого добились высокой тяги и производительности.
Форд внедрил фирменные методы конвейерного производства в тракторостроение, что позволило существенно сократить время сборки. На создание одного трактора уходило всего 30 часов, а его стоимость в 1917 году составляла 750 долларов США.
Конкретно этот экземпляр был выпущен уже в Советском Союзе. Фото: youtube.com
Для сравнения, в то время автомобиль Ford T стоил 500 долларов. Такой ценник делал Fordson доступным даже для небольших фермерских хозяйств, которым не составляло большого труда «скинуться» и закупиться техникой для производительного труда.
Использование Fordson показало впечатляющие результаты. По данным американских исследований того времени, стоимость вспашки одного акра земли с помощью трактора составляла всего 95 центов, тогда как работа лошадей обходилась в 1,46 доллара, то есть в 1,5 раза дороже. Многие фермеры смогли направить сэкономленные деньги на развитие хозяйства.
Популярность Fordson быстро распространилась за пределы США. В Великобритании, где сельское хозяйство страдало от нехватки рабочей силы во время Первой мировой войны, трактор стал настоящим спасением.
Чтобы снизить затраты на транспортировку через океан, в 1919 году в Британии открыли завод по производству тракторов Fordson. Однако еще до этого более шести тысяч единиц техники успели пересечь Атлантику и стать частью европейских хозяйств.
Простая конструкция определила надежность и успех техники. Фото: youtube.com
Советский Союз тоже использовал тракторы Fordson. В 1924 году на ленинградском заводе «Красный Путиловец» даже началась их лицензионная сборка.
Хотя первые модели обходились дороже импортных и их производство шло медленно, к 1931 году объемы сборки выросли до 12000 единиц в год. Fordson стал основой механизации сельского хозяйства в СССР на долгое время, пока его не сменила уже советская техника.
За первые 8 лет производства было выпущено более 5000000 тракторов Fordson, что сделало его самым популярным представителем в классе своего времени. Бренд просуществовал до 1991 года, после чего тракторное подразделение Ford было продано концерну Fiat.
Сегодня преемниками трактора Fordson можно считать технику марки New Holland, которая до сих пор окрашивает свои машины в синий цвет, отсылая нас к наследию Форда.
Генри Форд вошел в историю как человек, сделавший автомобиль доступным для народа. После того как миллионы американцев пересели за руль своей машины, Форд устремил взгляд в небо.
Авиация привлекала изобретателя как следующий шаг к массовой мобильности, и он мечтал о том, чтобы рано или поздно самолеты стали такими же доступными, как автомобили.
В 1922 году изобретатель Уильям Стаут основал компанию Stout Metal Airplane Company. Его цель заключалась в создании самолета с металлическим фюзеляжем, что в то время было смелой инновацией. Большинство самолетов в те годы строились из дерева и ткани, что ограничивало их надежность и грузоподъемность.
Первым самолетным проектом Форда стал Trimotor. Фото: youtube.com
Для финансирования проекта Стаут пошел необычным путем: он обратился к более чем сотне успешных бизнесменов с предложением вложить по тысяче долларов. Генри Форд и его сын Эдсель оказались среди тех, кто поддержал идею.
Однако роль семьи Ford не ограничилась финансовой помощью. Уже через год они полностью выкупили компанию Stout, сделав авиацию частью Ford Motor Company.
Первым серьезным проектом Форда в авиации стал модернизированный самолет Stout 4-AT, позже прославленный как Ford Trimotor. Он совершил свой первый полет 11 июня 1926 года.
Самолет получил прозвище «Жестяной гусь» благодаря металлическому корпусу – крылатому эквиваленту «Жестянки Лиззи».
Трехмоторный планер мог перевозить до 9 пассажиров и 3 члена экипажа, а три двигателя Curtiss-Wright гарантировали безопасность: самолет мог лететь даже при отказе одного из двигателей.
В качестве двигателей использовались 9-цилиндровые Pratt & Whitney R-1340. Фото: youtube.com
Trimotor стал первым успешным гражданским самолетом США. За период с 1926 по 1933 год было выпущено почти 200 единиц техники, и они продолжали летать вплоть до 1960-х годов.
Идея Генри Форда о доступной авиации была тесно связана с его мечтой создать персональный самолет для каждого. Так появился проект Ford Flivver – небольшой одноместный самолет, который должен был стать аналогом Ford Model T в небе.
Форд четко обозначил требования к технике. Самолет должен быть настолько компактным, чтобы помещаться в его кабинете. Первый прототип сделали в 1926 году, но проект оказался слишком дорогим и небезопасным. После трагической гибели личного пилота Форда Гарри Брукса во время испытаний работы пришлось прекратить.
Несмотря на успех Ford Trimotor, авиационные проекты Генри Форда столкнулись с жесткой конкуренцией. В 1933 году Boeing выпустил модель 247, которая по характеристикам значительно превосходила Trimotor. Великая депрессия также сыграла свою роль, снизив спрос на авиацию.
Увы, Trimotor оказался первым и последним удачным проектом Форда для полетов в небе. Фото: youtube.com
Хотя Генри Форд не стал «авиационным королем», его вклад в развитие авиации огромен. Изобретатель не только помог создать первый успешный пассажирский самолет, но и заложил основы современной авиационной инфраструктуры. В истории авиации Генри однозначно останется как человек, который мечтал о небе для всех и сделал для этого все, что смог.
Амбиции Форда охватывали практически все аспекты прогресса в начале XX века. Его проекты, не связанные с автомобилями, порой были столь же успешны, как и знаменитая «Жестяная Лиззи», а иногда являлись просто дерзкими экспериментами, которые оставили свой яркий след в истории.
Тракторы Fordson
Генри Форд – это не только автомобили, но и целая эпоха в сельском хозяйстве. Его тракторы Fordson стали той самой «Жестянкой Лиззи» (он же Ford Model T) для фермеров, изменив аграрную отрасль начала XX века практически до неузнаваемости.
Форд понимал, что успех не только в том, чтобы двигать людей вперед по дорогам, но и в том, чтобы облегчить тяжелый труд миллионов американских (и не только) фермеров.

Будучи сыном фермера, Генри хорошо знал, как много труда нужно для обработки земли. Он рос, наблюдая за тем, как люди часами работают с плугами, запряженными лошадьми. Но он вовсе не был поклонником сельской жизни. Фермерство казалось ему неоправданно изнурительным.
Такой взгляд, в сочетании со страстью к технике и изобретательству, определил направление работы Генри Форда. Надо отметить, что к началу ХХ века самоходные машины для полей уже существовали.
Паровые и бензиновые тракторы встречались на крупных фермах, но они были громоздкими, дорогими и требовали серьезного обслуживания. Маленьким хозяйствам такая техника была не по карману.
Форд решил изменить это, создав относительно доступный, «народный» трактор, который стал бы повседневным инструментом для фермеров. Именно так началась история техники Fordson.

Название выбрано не просто так. Оно символизирует связь между Генри Фордом и его сыном Эдселем, который стал генеральным директором компании после отца.
Первый трактор этой марки выпустили в 1917 году. Конструкция Fordson была революционной для своего времени. Например, она не полагалась на тяжелую металлическую раму. Вместо этого двигатель, коробка передач и задний мост объединялись в единую несущую структуру. Это позволяло сделать трактор легче, компактнее и дешевле в производстве.
20-сильный двигатель мог работать на бензине, спирте или керосине, что делало технику крайне удобной в эксплуатации в любых условиях – что под руку попалось, то в бак и заливали. Кроме того, трактор получил 3-ступенчатую коробкой передач и ведущий задний мост. За счет этого добились высокой тяги и производительности.
Форд внедрил фирменные методы конвейерного производства в тракторостроение, что позволило существенно сократить время сборки. На создание одного трактора уходило всего 30 часов, а его стоимость в 1917 году составляла 750 долларов США.

Для сравнения, в то время автомобиль Ford T стоил 500 долларов. Такой ценник делал Fordson доступным даже для небольших фермерских хозяйств, которым не составляло большого труда «скинуться» и закупиться техникой для производительного труда.
Использование Fordson показало впечатляющие результаты. По данным американских исследований того времени, стоимость вспашки одного акра земли с помощью трактора составляла всего 95 центов, тогда как работа лошадей обходилась в 1,46 доллара, то есть в 1,5 раза дороже. Многие фермеры смогли направить сэкономленные деньги на развитие хозяйства.
Экспансия в Европу и СССР
Популярность Fordson быстро распространилась за пределы США. В Великобритании, где сельское хозяйство страдало от нехватки рабочей силы во время Первой мировой войны, трактор стал настоящим спасением.
Чтобы снизить затраты на транспортировку через океан, в 1919 году в Британии открыли завод по производству тракторов Fordson. Однако еще до этого более шести тысяч единиц техники успели пересечь Атлантику и стать частью европейских хозяйств.

Советский Союз тоже использовал тракторы Fordson. В 1924 году на ленинградском заводе «Красный Путиловец» даже началась их лицензионная сборка.
Хотя первые модели обходились дороже импортных и их производство шло медленно, к 1931 году объемы сборки выросли до 12000 единиц в год. Fordson стал основой механизации сельского хозяйства в СССР на долгое время, пока его не сменила уже советская техника.
Богатое наследие
За первые 8 лет производства было выпущено более 5000000 тракторов Fordson, что сделало его самым популярным представителем в классе своего времени. Бренд просуществовал до 1991 года, после чего тракторное подразделение Ford было продано концерну Fiat.
Сегодня преемниками трактора Fordson можно считать технику марки New Holland, которая до сих пор окрашивает свои машины в синий цвет, отсылая нас к наследию Форда.
Мечта о небе для каждого
Генри Форд вошел в историю как человек, сделавший автомобиль доступным для народа. После того как миллионы американцев пересели за руль своей машины, Форд устремил взгляд в небо.
Авиация привлекала изобретателя как следующий шаг к массовой мобильности, и он мечтал о том, чтобы рано или поздно самолеты стали такими же доступными, как автомобили.
В 1922 году изобретатель Уильям Стаут основал компанию Stout Metal Airplane Company. Его цель заключалась в создании самолета с металлическим фюзеляжем, что в то время было смелой инновацией. Большинство самолетов в те годы строились из дерева и ткани, что ограничивало их надежность и грузоподъемность.

Для финансирования проекта Стаут пошел необычным путем: он обратился к более чем сотне успешных бизнесменов с предложением вложить по тысяче долларов. Генри Форд и его сын Эдсель оказались среди тех, кто поддержал идею.
Однако роль семьи Ford не ограничилась финансовой помощью. Уже через год они полностью выкупили компанию Stout, сделав авиацию частью Ford Motor Company.
Ford Trimotor или «Жестяной гусь»
Первым серьезным проектом Форда в авиации стал модернизированный самолет Stout 4-AT, позже прославленный как Ford Trimotor. Он совершил свой первый полет 11 июня 1926 года.
Самолет получил прозвище «Жестяной гусь» благодаря металлическому корпусу – крылатому эквиваленту «Жестянки Лиззи».
Трехмоторный планер мог перевозить до 9 пассажиров и 3 члена экипажа, а три двигателя Curtiss-Wright гарантировали безопасность: самолет мог лететь даже при отказе одного из двигателей.

Trimotor стал первым успешным гражданским самолетом США. За период с 1926 по 1933 год было выпущено почти 200 единиц техники, и они продолжали летать вплоть до 1960-х годов.
Ford Flivver – небесный автомобиль
Идея Генри Форда о доступной авиации была тесно связана с его мечтой создать персональный самолет для каждого. Так появился проект Ford Flivver – небольшой одноместный самолет, который должен был стать аналогом Ford Model T в небе.
Форд четко обозначил требования к технике. Самолет должен быть настолько компактным, чтобы помещаться в его кабинете. Первый прототип сделали в 1926 году, но проект оказался слишком дорогим и небезопасным. После трагической гибели личного пилота Форда Гарри Брукса во время испытаний работы пришлось прекратить.
Конец авиационной эпохи Форда
Несмотря на успех Ford Trimotor, авиационные проекты Генри Форда столкнулись с жесткой конкуренцией. В 1933 году Boeing выпустил модель 247, которая по характеристикам значительно превосходила Trimotor. Великая депрессия также сыграла свою роль, снизив спрос на авиацию.

Хотя Генри Форд не стал «авиационным королем», его вклад в развитие авиации огромен. Изобретатель не только помог создать первый успешный пассажирский самолет, но и заложил основы современной авиационной инфраструктуры. В истории авиации Генри однозначно останется как человек, который мечтал о небе для всех и сделал для этого все, что смог.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...