Дрезины ручного типа
Многие их видели в старых фильмах: когда два человека качают «ручку» на тележке, которая движется вперед по рельсам. Считается, что первая дрезина появилась в 1817 году. Насчет названия есть две версии. Первая – банальный перевод с английского, что значит «вагонетка». Вторая утверждает, что название связано с изобретателем транспортного средства Карлом Дрезом. Он представил публике двухколесный самокат, который позже кто-то догадался поставить на рельсы.
Уже в 1839 году дрезина приняла очертания транспортного средства, которое и показывают в фильмах. По конструкции это тележка, приводимая в движение двумя рабочими. Хорошая дрезина перевозила 650 кг груза, а ее скорость достигала 30 км/ч – и это только на подъеме! Позже стали использовать паровые тележки, развивавшие и 70 км/ч. Наиболее распространенными считались два варианта дрезины:
- ✅ во Франции и некоторых европейских странах использовались четырехколесные тележки, имеющие небольшую массу – при необходимости ее мог убрать с путей один человек
- ✅ в Америке получили распространение двухколесные конструкции, двигавшиеся по одному из рельсов
- ✅ изредка на обоих континентах встречались трехколесные модели, сделанные на основе рамы с укосом
Позже о ручных тележках стали забывать: встретить сегодня их почти невозможно, т. к. стали использовать мотодрезины, оснащенные двигателем внутреннего сгорания – дизелем. Но и они уступили место более совершенному служебному железнодорожному транспорту.
Автодрезины
От моторизованных тележек они отличаются тем, что имеют большую мощность, грузоподъемность и с рельс такую «штуку» просто так снять не получится. По сути, автодрезина является специализированным видом транспорта, который мог оснащаться, например, подъемным краном. В Советском Союзе, а позже РФ, выпускали несколько моделей в разные годы:
- ✅ АГ – самоходные тележки, производимые в 1934-1940 годы (всего 126 штук)
- ✅ АГМ – изготавливались с 1945 по 1948-й (350 машин)
- ✅ ДМ – выпускались с 1953 по 1976 («тираж» – 250 единиц)
- ✅ ДГКу – годы производства с 1963 по 1989-й (1600 штук)
- ✅ АГМс – строили в 1970-1999 годы (1007 единиц)
- ✅ АЛг – делали с 1986 по 1987 год (192 машины)
Часть из них используется и сегодня, в основном для ремонта и модернизации железнодорожных путей.
Мотовозы и автомотрисы
Эти два понятия пересекаются. Отличия весьма условные. Принято считать, что мотовозы представляют собой ж/д технику, специально оборудованную для ремонта путей и их проверки. Это самоходные установки, обычно с «кузовом», оснащенным краном-манипулятором, различными приспособлениями и приборами для проверки состояния рельс, шпал.
Мотовозы
Их выпускалось довольно много: в основном они транспортировали грузы на относительно небольшие расстояния. Например, вывозили срубленный лес. В СССР первые модели появились в 1933 году (МУГ-2). Из современных машин стоит отметить две.
МТК-1
Производился на Камбарском заводе с 2012 по 2015 год. Модель специально предназначена для использования в метрополитене. Мотовоз транспортирует рельсы, инструменты, иные грузы, имеет «собственную» лебедку и вспомогательные двигатели. Транспорт оборудован видеокамерами, работает система самодиагностики, даже предусмотрен «черный ящик».
МПТ-4
Отличается массовостью: всего с 1985 по 2012 Тихорецкий завод произвел 1492 единицы техники. Мотовоз предназначен для выполнения строительных либо ремонтных работ. Оснащен краном, имеет генераторную установку, вырабатывающую 220 и (или) 380 вольт для питания оборудования сжатым воздухом (под давлением не более 8 атмосфер). Также может использоваться в качестве маневрового локомотива, чему способствует сравнительно мощный дизель ЯМЗ-238, развивающий 300 л. с.
Автомотрисы
Они больше напоминают самоходные вагоны и чаще всего используется для перевозки многочисленных работников (бригад), например, в случае аварий, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т. п. Раньше из автомотрис использовались модели АС1, АС1А, а также АЧ1 и АЧ2. Но сегодня они устарели и на смену им пришли новые разработки – в частности автомотриса АС-01.
Это двухуровневое транспортное средство на рельсах, приводимая в движение дизельным двигателем. На первом этаже находится машинное отделение, тяговое оборудование, шкафа для хранения инструментов и приспособлений. На втором этаже размещаются работники – ремонтная бригада. Здесь имеется специальное помещение для отдыха, сушки одежды, кухня и санузел. Основные параметры АС-01:
- ✅ конструкция – пара двухосных тележек
- ✅ трансмиссия – электрическая (энергия от дизеля передается на двигатели постоянного тока)
- ✅ максимальная скорость – 130 км/ч
Автомотриса успешно эксплуатируется и сегодня, помогая в ремонте, строительстве путей сообщения, а также в случае чрезвычайных ситуаций для перевозки бригад.
Авто на рельсах (локомобили)
Машины на колесном ходу с ДВС появились позже паровозов на 70 лет. И практически сразу же конструкторы, изобретатели стали устанавливать их на рельсы. Подобным опытами занимались все ведущие автопроизводители мира. Например, Mercedes-Bentz (модель грузовика на рельсах носила индекс L4500S). Изучали эту идею и в Российской империи, позже СССР. Правда, в стране опыты носили в военный характер: строились сначала боевые автомобили на рельсах, потом бронепоезда. А после войны, в 50-х построили даже БТР-152.
Американцы нашли «мирное» применение идеи авто на рельсах. В 1952 году компанией Crane Carrier Corp был разработан подъемный кран, способный перемещаться как по ж/д пути, так и по шоссе. Данный вид спецтехники использовался для ликвидации последствий крушений поездов, аварий. Кран представлял собой 4-осное шасси с парой тележек, которые при передвижении по асфальтовой дороге, «прятались» под кабину.
Сегодня
При разработке локомобиля следуют одному из двух вариантов. В первом случае колеса «подгоняют» под рельсы, как это сделано в фильме «Назад в будущее» с машиной DeLorean. Второй вариант подразумевает оставить штатные колеса в покое и добавить направляющие катки, как у вагонов, только меньшего размера. Такую технику иногда называют «рельсомобилями».
Возникает вопрос: зачем нужен подобный транспорт? Ответ прост – его использовали, например, для поездок инспекторов, провоза рабочих бригад к месту рубки леса или для иных целей. Гонять для таких поездок электровоз или даже автодрезину экономически невыгодно, а обычная машина куда надо не пройдет: зачастую, к месту лесоповала кроме ж/д путей других дорог не было вообще. На рельсы ставили ГАЗ-51, Зил-130, «Буханку», «Уралы» и множество других моделей автомобилей. Ездить по железной дороге можно и обычным машинам, если воспользоваться специальным приспособлением.
Кроме них железнодорожные пути «охотно» применяет специальная техника – пожарные машины, подъемные краны, экскаваторы. Единственное ограничение для универсального транспорта – невозможность использования в чрезмерно жаркие дни: резина при контакте с нагретым металлическим рельсом расплавится.