
Дрезины, автомотрисы и рельсомобили – ж\д транспорт особого назначения
Понятие «железнодорожная техника» у большинства ассоциируется с длинными поездами, вагонами тепло- и электровозами. Однако это далеко не все виды транспорта, которые можно разыскать в депо и на путях. К подвижному железнодорожному составу относятся интересные конструкции, одни из которых давно забыты, другие находятся в музеях, а третьи используются и сегодня.
Многие их видели в старых фильмах: когда два человека качают «ручку» на тележке, которая движется вперед по рельсам. Считается, что первая дрезина появилась в 1817 году. Насчет названия есть две версии. Первая – банальный перевод с английского, что значит «вагонетка». Вторая утверждает, что название связано с изобретателем транспортного средства Карлом Дрезом. Он представил публике двухколесный самокат, который позже кто-то догадался поставить на рельсы.
Уже в 1839 году дрезина приняла очертания транспортного средства, которое и показывают в фильмах. По конструкции это тележка, приводимая в движение двумя рабочими. Хорошая дрезина перевозила 650 кг груза, а ее скорость достигала 30 км/ч – и это только на подъеме! Позже стали использовать паровые тележки, развивавшие и 70 км/ч. Наиболее распространенными считались два варианта дрезины:
Позже о ручных тележках стали забывать: встретить сегодня их почти невозможно, т. к. стали использовать мотодрезины, оснащенные двигателем внутреннего сгорания – дизелем. Но и они уступили место более совершенному служебному железнодорожному транспорту.
От моторизованных тележек они отличаются тем, что имеют большую мощность, грузоподъемность и с рельс такую «штуку» просто так снять не получится. По сути, автодрезина является специализированным видом транспорта, который мог оснащаться, например, подъемным краном. В Советском Союзе, а позже РФ, выпускали несколько моделей в разные годы:
Часть из них используется и сегодня, в основном для ремонта и модернизации железнодорожных путей.
Эти два понятия пересекаются. Отличия весьма условные. Принято считать, что мотовозы представляют собой ж/д технику, специально оборудованную для ремонта путей и их проверки. Это самоходные установки, обычно с «кузовом», оснащенным краном-манипулятором, различными приспособлениями и приборами для проверки состояния рельс, шпал.
Их выпускалось довольно много: в основном они транспортировали грузы на относительно небольшие расстояния. Например, вывозили срубленный лес. В СССР первые модели появились в 1933 году (МУГ-2). Из современных машин стоит отметить две.
Производился на Камбарском заводе с 2012 по 2015 год. Модель специально предназначена для использования в метрополитене. Мотовоз транспортирует рельсы, инструменты, иные грузы, имеет «собственную» лебедку и вспомогательные двигатели. Транспорт оборудован видеокамерами, работает система самодиагностики, даже предусмотрен «черный ящик».
Отличается массовостью: всего с 1985 по 2012 Тихорецкий завод произвел 1492 единицы техники. Мотовоз предназначен для выполнения строительных либо ремонтных работ. Оснащен краном, имеет генераторную установку, вырабатывающую 220 и (или) 380 вольт для питания оборудования сжатым воздухом (под давлением не более 8 атмосфер). Также может использоваться в качестве маневрового локомотива, чему способствует сравнительно мощный дизель ЯМЗ-238, развивающий 300 л. с.
Они больше напоминают самоходные вагоны и чаще всего используется для перевозки многочисленных работников (бригад), например, в случае аварий, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т. п. Раньше из автомотрис использовались модели АС1, АС1А, а также АЧ1 и АЧ2. Но сегодня они устарели и на смену им пришли новые разработки – в частности автомотриса АС-01.
Это двухуровневое транспортное средство на рельсах, приводимая в движение дизельным двигателем. На первом этаже находится машинное отделение, тяговое оборудование, шкафа для хранения инструментов и приспособлений. На втором этаже размещаются работники – ремонтная бригада. Здесь имеется специальное помещение для отдыха, сушки одежды, кухня и санузел. Основные параметры АС-01:
Автомотриса успешно эксплуатируется и сегодня, помогая в ремонте, строительстве путей сообщения, а также в случае чрезвычайных ситуаций для перевозки бригад.
Машины на колесном ходу с ДВС появились позже паровозов на 70 лет. И практически сразу же конструкторы, изобретатели стали устанавливать их на рельсы. Подобным опытами занимались все ведущие автопроизводители мира. Например, Mercedes-Bentz (модель грузовика на рельсах носила индекс L4500S). Изучали эту идею и в Российской империи, позже СССР. Правда, в стране опыты носили в военный характер: строились сначала боевые автомобили на рельсах, потом бронепоезда. А после войны, в 50-х построили даже БТР-152.
Американцы нашли «мирное» применение идеи авто на рельсах. В 1952 году компанией Crane Carrier Corp был разработан подъемный кран, способный перемещаться как по ж/д пути, так и по шоссе. Данный вид спецтехники использовался для ликвидации последствий крушений поездов, аварий. Кран представлял собой 4-осное шасси с парой тележек, которые при передвижении по асфальтовой дороге, «прятались» под кабину.
При разработке локомобиля следуют одному из двух вариантов. В первом случае колеса «подгоняют» под рельсы, как это сделано в фильме «Назад в будущее» с машиной DeLorean. Второй вариант подразумевает оставить штатные колеса в покое и добавить направляющие катки, как у вагонов, только меньшего размера. Такую технику иногда называют «рельсомобилями».
Возникает вопрос: зачем нужен подобный транспорт? Ответ прост – его использовали, например, для поездок инспекторов, провоза рабочих бригад к месту рубки леса или для иных целей. Гонять для таких поездок электровоз или даже автодрезину экономически невыгодно, а обычная машина куда надо не пройдет: зачастую, к месту лесоповала кроме ж/д путей других дорог не было вообще. На рельсы ставили ГАЗ-51, Зил-130, «Буханку», «Уралы» и множество других моделей автомобилей. Ездить по железной дороге можно и обычным машинам, если воспользоваться специальным приспособлением.
Кроме них железнодорожные пути «охотно» применяет специальная техника – пожарные машины, подъемные краны, экскаваторы. Единственное ограничение для универсального транспорта – невозможность использования в чрезмерно жаркие дни: резина при контакте с нагретым металлическим рельсом расплавится.
Дрезины ручного типа
Многие их видели в старых фильмах: когда два человека качают «ручку» на тележке, которая движется вперед по рельсам. Считается, что первая дрезина появилась в 1817 году. Насчет названия есть две версии. Первая – банальный перевод с английского, что значит «вагонетка». Вторая утверждает, что название связано с изобретателем транспортного средства Карлом Дрезом. Он представил публике двухколесный самокат, который позже кто-то догадался поставить на рельсы.
Уже в 1839 году дрезина приняла очертания транспортного средства, которое и показывают в фильмах. По конструкции это тележка, приводимая в движение двумя рабочими. Хорошая дрезина перевозила 650 кг груза, а ее скорость достигала 30 км/ч – и это только на подъеме! Позже стали использовать паровые тележки, развивавшие и 70 км/ч. Наиболее распространенными считались два варианта дрезины:
- ✅ во Франции и некоторых европейских странах использовались четырехколесные тележки, имеющие небольшую массу – при необходимости ее мог убрать с путей один человек
- ✅ в Америке получили распространение двухколесные конструкции, двигавшиеся по одному из рельсов
- ✅ изредка на обоих континентах встречались трехколесные модели, сделанные на основе рамы с укосом
Позже о ручных тележках стали забывать: встретить сегодня их почти невозможно, т. к. стали использовать мотодрезины, оснащенные двигателем внутреннего сгорания – дизелем. Но и они уступили место более совершенному служебному железнодорожному транспорту.
Автодрезины
От моторизованных тележек они отличаются тем, что имеют большую мощность, грузоподъемность и с рельс такую «штуку» просто так снять не получится. По сути, автодрезина является специализированным видом транспорта, который мог оснащаться, например, подъемным краном. В Советском Союзе, а позже РФ, выпускали несколько моделей в разные годы:
- ✅ АГ – самоходные тележки, производимые в 1934-1940 годы (всего 126 штук)
- ✅ АГМ – изготавливались с 1945 по 1948-й (350 машин)
- ✅ ДМ – выпускались с 1953 по 1976 («тираж» – 250 единиц)
- ✅ ДГКу – годы производства с 1963 по 1989-й (1600 штук)
- ✅ АГМс – строили в 1970-1999 годы (1007 единиц)
- ✅ АЛг – делали с 1986 по 1987 год (192 машины)
Часть из них используется и сегодня, в основном для ремонта и модернизации железнодорожных путей.
Мотовозы и автомотрисы
Эти два понятия пересекаются. Отличия весьма условные. Принято считать, что мотовозы представляют собой ж/д технику, специально оборудованную для ремонта путей и их проверки. Это самоходные установки, обычно с «кузовом», оснащенным краном-манипулятором, различными приспособлениями и приборами для проверки состояния рельс, шпал.
Мотовозы
Их выпускалось довольно много: в основном они транспортировали грузы на относительно небольшие расстояния. Например, вывозили срубленный лес. В СССР первые модели появились в 1933 году (МУГ-2). Из современных машин стоит отметить две.
МТК-1
Производился на Камбарском заводе с 2012 по 2015 год. Модель специально предназначена для использования в метрополитене. Мотовоз транспортирует рельсы, инструменты, иные грузы, имеет «собственную» лебедку и вспомогательные двигатели. Транспорт оборудован видеокамерами, работает система самодиагностики, даже предусмотрен «черный ящик».
МПТ-4
Отличается массовостью: всего с 1985 по 2012 Тихорецкий завод произвел 1492 единицы техники. Мотовоз предназначен для выполнения строительных либо ремонтных работ. Оснащен краном, имеет генераторную установку, вырабатывающую 220 и (или) 380 вольт для питания оборудования сжатым воздухом (под давлением не более 8 атмосфер). Также может использоваться в качестве маневрового локомотива, чему способствует сравнительно мощный дизель ЯМЗ-238, развивающий 300 л. с.
Автомотрисы
Они больше напоминают самоходные вагоны и чаще всего используется для перевозки многочисленных работников (бригад), например, в случае аварий, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т. п. Раньше из автомотрис использовались модели АС1, АС1А, а также АЧ1 и АЧ2. Но сегодня они устарели и на смену им пришли новые разработки – в частности автомотриса АС-01.
Это двухуровневое транспортное средство на рельсах, приводимая в движение дизельным двигателем. На первом этаже находится машинное отделение, тяговое оборудование, шкафа для хранения инструментов и приспособлений. На втором этаже размещаются работники – ремонтная бригада. Здесь имеется специальное помещение для отдыха, сушки одежды, кухня и санузел. Основные параметры АС-01:
- ✅ конструкция – пара двухосных тележек
- ✅ трансмиссия – электрическая (энергия от дизеля передается на двигатели постоянного тока)
- ✅ максимальная скорость – 130 км/ч
Автомотриса успешно эксплуатируется и сегодня, помогая в ремонте, строительстве путей сообщения, а также в случае чрезвычайных ситуаций для перевозки бригад.
Авто на рельсах (локомобили)
Машины на колесном ходу с ДВС появились позже паровозов на 70 лет. И практически сразу же конструкторы, изобретатели стали устанавливать их на рельсы. Подобным опытами занимались все ведущие автопроизводители мира. Например, Mercedes-Bentz (модель грузовика на рельсах носила индекс L4500S). Изучали эту идею и в Российской империи, позже СССР. Правда, в стране опыты носили в военный характер: строились сначала боевые автомобили на рельсах, потом бронепоезда. А после войны, в 50-х построили даже БТР-152.
Американцы нашли «мирное» применение идеи авто на рельсах. В 1952 году компанией Crane Carrier Corp был разработан подъемный кран, способный перемещаться как по ж/д пути, так и по шоссе. Данный вид спецтехники использовался для ликвидации последствий крушений поездов, аварий. Кран представлял собой 4-осное шасси с парой тележек, которые при передвижении по асфальтовой дороге, «прятались» под кабину.
Сегодня
При разработке локомобиля следуют одному из двух вариантов. В первом случае колеса «подгоняют» под рельсы, как это сделано в фильме «Назад в будущее» с машиной DeLorean. Второй вариант подразумевает оставить штатные колеса в покое и добавить направляющие катки, как у вагонов, только меньшего размера. Такую технику иногда называют «рельсомобилями».
Возникает вопрос: зачем нужен подобный транспорт? Ответ прост – его использовали, например, для поездок инспекторов, провоза рабочих бригад к месту рубки леса или для иных целей. Гонять для таких поездок электровоз или даже автодрезину экономически невыгодно, а обычная машина куда надо не пройдет: зачастую, к месту лесоповала кроме ж/д путей других дорог не было вообще. На рельсы ставили ГАЗ-51, Зил-130, «Буханку», «Уралы» и множество других моделей автомобилей. Ездить по железной дороге можно и обычным машинам, если воспользоваться специальным приспособлением.
Кроме них железнодорожные пути «охотно» применяет специальная техника – пожарные машины, подъемные краны, экскаваторы. Единственное ограничение для универсального транспорта – невозможность использования в чрезмерно жаркие дни: резина при контакте с нагретым металлическим рельсом расплавится.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....