
Ракетоплан X-15 в космосе: гиперзвук 1967 года
Сегодня человечество все свое внимание в плане покорения космоса обратило на многоразовые возвращаемые ракеты-носители. А ведь уже были в истории «шаттлы»: и в США, и в СССР. Тогда на них возлагались огромные надежды. Гиперзвук тоже у всех на слуху, но это тоже этап, давно пройденный американцами.
По сути, «шаттлы» являлись самолетами, умеющими добираться до космоса. Однако, путь к их созданию был долгим: сначала нужно подняться на высоту «хотя бы» в 100 км. Чтобы этого добиться, в США экспериментировали с немецкими ФАУ-2, перевезенными в Америку после окончания Второй мировой войны.
Фау-2 и сегодня можно увидеть в Германии, г. Пенемунде. Фото: youtube.com
Первая же собранная ракета поднялась в небо на высоту 112 км. Ободренные удачей, американцы эксперимент стали повторять, запуская аппараты с растениями, мелкими грызунами, а позже – обезьянами. Опыты продолжались почти 10 лет, но после череды аварий стало ясно: чтобы лучше изучить высоту более 50 км, необходим пилотируемый самолет. Однако, обычной машине такое было не по силам: тогда максимум составлял 35 км. Поэтому NASA инициировало старт проекта, подразумевавшего создание ракетоплана, способного развить скорость в несколько Махов и подняться над Землей не менее, чем на 100 км.
В 1955 году аэродинамический комитет США (NACA, позже перепрофилировавшийся в NASA) в союзе с военными, тоже заинтересованными в создании подобной техники, объявил конкурс. Его победителем среди 12 участников стала компания North American Aviation Inc.
Х-15 в музее. Фото: youtube.com
Ее проект признали более реалистичным, хотя были и другие, амбициозные. Например, Dornberger предлагала разработать летательный аппарат, который разовьет 8800 км/ч и поднимется на высоту в 170 км. Победителю конкурса сделали заказ на изготовление трех машин. К 1958 году они были готовы. Инвестиции в проект составили 163 млн долларов.
Самолет был нетипичным, хотя бы уже потому, что он стартовал не с ВПП, а из-под крыла своего «носителя» – Б-52, которому после небольших переделок присвоили индекс «А». На Х-15 изначально хотели установить ракетный двигатель XLR-99-RM1, развивавший тягу в 22,7 тс и работавший на сжиженным аммиаке. При этом роль окислителя играл кислород. Однако, когда построенный ракетоплан выкатили из сборочного цеха, силовой агрегат еще готов не был.
Х-15 с клепаным фюзеляжем: сварку тогда при изготовлении самолетов использовали редко. Фото: youtube.com
Поэтому поставили пару XLR-11, имевших мощность по 6,8 тс каждый. Эти двигатели устанавливали при первых испытаниях, не связанными с достижением максимальных результатов. Также решили еще одну проблему, вызванную перепадом температур фюзеляжа. А они будут находиться в диапазоне от -185 до +650°С. В то время подобное испытание мог выдержать только никель. Из него и делали корпус ракетоплана, применяя клепку, сварку.
Помимо стандартного штурвала, в кабине присутствовала еще пара ручек с подлокотниками. Такое решение было вызвано воздействием перегрузок, которые не позволили бы удержать «рога» в требуемом положении. Облачение летчика тоже заслуживает внимания: герметичный скафандр, с циркулирующим внутри азотом. Он обеспечивал комфортное для человека давление, которое на высоте падает. Даже голову пилота решено было закрепить, чтобы защитить от перегрузок.
Костюм летчика напоминал космический скафандр. Фото: youtube.com
Габаритные и весовые характеристики Х-15:
✅ размах крыла, длина, высота – 6,7, 15,2 и 4,1 м
✅ масса пустого и максимально загруженного – 6, и 15, 4 т
Машиной управлял один пилот. Всего в эксперименте, продлившемся до 1969 года, участвовало 12 летчиков-испытателей.
Тренировки проводились на самолетах F-104, которые по конструкции максимально были похожи на X-15. Особенно в плане посадки. Первый старт, состоявшийся в марте 1959-го, был неудачным – из-за неисправностей электроники эксперимент прекратили. Второй полет, предполагавший свободное планирование после отцепления от В-52А, прошел в штатном режиме.
Ракетоплан прицепляли к крылу В-52. Фото: youtube.com
Машина, набрав скорость 840 км/ч, села на землю. Осенью же этого года Х-15 полетел с включенными реактивными двигателями. Всего на первом этапе испытаний произведено 77 вылетов, в ходе которых достигнута первая цель – скорость в 6548 км/ч.
Первые попытки тоже были неудачными: лобовое стекло не выдерживало, пускало трещины. Конструкцию ракетоплана пришлось совершенствовать. Стоит заметить: в самолете снаружи и внутри разместили множество датчиков, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Тело пилота тоже опутали приборами, чтобы понять, как на него будет действовать высота и скорость. Полученные данные впоследствии использовали при создании ракет-носителей.
Обгоревший корпус после полета. Фото: youtube.com
Наконец, долгожданный вылет был совершен: в декабре 1961-го ракетоплан Х-15 поднялся на высоту 108 км. В 1967 году на другом экземпляре машины, получившей индекс Х-15А-2, удалось разогнаться до скорости 6,72 Маха (7274 км/ч). Это абсолютный рекорд для самолетов, не побитый и сегодня. Однако, Международная авиафедерация FAI его не засчитала, т. к. машина взлетала не самостоятельно с ВПП, а сбрасывалась с В-52А.
Они постоянно сопровождали испытательные полеты. Помимо отказов электроники, треснутых стекол, возникали неисправности в двигателе, рулевом управлении. Например, в 1967-м пилот У. Найт сумел посадить машину только благодаря своему мастерству – отказало все бортовое оборудование. В том же году этот же летчик еле успел вернуться на ракетоплане, который начал перегреваться.
Управлять такой машиной совсем непросто. Фото: youtube.com
Испытатель рассказывал: «физически чувствуешь, как машина трясется, обшивка начинает коробиться, а ты понятия не имеешь, что происходит». В 1962-м сломалось шасси, самолет перевернулся, загорелся – летчик чудом остался жив.
Интересный вопрос: американские военные считают, что с высоты 80,5 км начинается космос. Если так, то Х-15 побывал там 13 раз. Однако, NASA уверено, что граница находится на расстоянии 122 км от поверхности Земли. Значит, пилоты Х-15 пределы атмосферы не нарушили. Но есть и третья сторона – упомянутая выше FAI, по мнению которой, космос начинается со 100-километровой высоты. Тогда получается, что во «вселенной» побывал только Дж. Уокер, поднявшийся на 106 и 108 (107906 м) км.
Так был ли Х-15 в космосе? Фото: youtube.com
Не исключено, что подобная «мышиная возня» по определению понятия «космос» связана с гонкой между СССР и США. Последние старались нагнать первый по количеству людей, побывавших за пределами Земли. И поэтому 12 пилотам-испытателям было присвоено звание «астронавтов».
Впрочем, мировое сообщество с этим не согласилось. В то время США еще можно было перечить!
Главным «катализатором» закрытия программы стало происшествие в ноябре 1967 года. После начала полета отказала электроника: приборы показывали нормальное состояние ракетоплана, в то время, как он уже был неисправен.
В результате машина разбилась, пилот М. Адамс погиб. СМИ резко отрицательно высказывались насчет проекта: итогом стал отказ в финансировании – программу окончательно свернули через пару лет.
Несмотря на аварии и катастрофы, с помощью ракетоплана удалось собрать много информации о состоянии, свойствах верхних слоев атмосферы. Получены важные дополнения к знаниям по аэро- и термодинамике. Наработки были востребованы при проектировании и постройке Shuttle. В 1990-е опыт, полученный при эксплуатации Х-15, применили для создания носителя Pegasus, который также запускается с борта самолета.
По сути, «шаттлы» являлись самолетами, умеющими добираться до космоса. Однако, путь к их созданию был долгим: сначала нужно подняться на высоту «хотя бы» в 100 км. Чтобы этого добиться, в США экспериментировали с немецкими ФАУ-2, перевезенными в Америку после окончания Второй мировой войны.

Первая же собранная ракета поднялась в небо на высоту 112 км. Ободренные удачей, американцы эксперимент стали повторять, запуская аппараты с растениями, мелкими грызунами, а позже – обезьянами. Опыты продолжались почти 10 лет, но после череды аварий стало ясно: чтобы лучше изучить высоту более 50 км, необходим пилотируемый самолет. Однако, обычной машине такое было не по силам: тогда максимум составлял 35 км. Поэтому NASA инициировало старт проекта, подразумевавшего создание ракетоплана, способного развить скорость в несколько Махов и подняться над Землей не менее, чем на 100 км.
Экспериментальный аппарат Х-15
В 1955 году аэродинамический комитет США (NACA, позже перепрофилировавшийся в NASA) в союзе с военными, тоже заинтересованными в создании подобной техники, объявил конкурс. Его победителем среди 12 участников стала компания North American Aviation Inc.

Ее проект признали более реалистичным, хотя были и другие, амбициозные. Например, Dornberger предлагала разработать летательный аппарат, который разовьет 8800 км/ч и поднимется на высоту в 170 км. Победителю конкурса сделали заказ на изготовление трех машин. К 1958 году они были готовы. Инвестиции в проект составили 163 млн долларов.
О конструкции Х-15
Самолет был нетипичным, хотя бы уже потому, что он стартовал не с ВПП, а из-под крыла своего «носителя» – Б-52, которому после небольших переделок присвоили индекс «А». На Х-15 изначально хотели установить ракетный двигатель XLR-99-RM1, развивавший тягу в 22,7 тс и работавший на сжиженным аммиаке. При этом роль окислителя играл кислород. Однако, когда построенный ракетоплан выкатили из сборочного цеха, силовой агрегат еще готов не был.

Поэтому поставили пару XLR-11, имевших мощность по 6,8 тс каждый. Эти двигатели устанавливали при первых испытаниях, не связанными с достижением максимальных результатов. Также решили еще одну проблему, вызванную перепадом температур фюзеляжа. А они будут находиться в диапазоне от -185 до +650°С. В то время подобное испытание мог выдержать только никель. Из него и делали корпус ракетоплана, применяя клепку, сварку.
Особенности Х-15: управление и облачение пилота
Помимо стандартного штурвала, в кабине присутствовала еще пара ручек с подлокотниками. Такое решение было вызвано воздействием перегрузок, которые не позволили бы удержать «рога» в требуемом положении. Облачение летчика тоже заслуживает внимания: герметичный скафандр, с циркулирующим внутри азотом. Он обеспечивал комфортное для человека давление, которое на высоте падает. Даже голову пилота решено было закрепить, чтобы защитить от перегрузок.

Габаритные и весовые характеристики Х-15:
✅ размах крыла, длина, высота – 6,7, 15,2 и 4,1 м
✅ масса пустого и максимально загруженного – 6, и 15, 4 т
Машиной управлял один пилот. Всего в эксперименте, продлившемся до 1969 года, участвовало 12 летчиков-испытателей.
Полноценные полеты
Тренировки проводились на самолетах F-104, которые по конструкции максимально были похожи на X-15. Особенно в плане посадки. Первый старт, состоявшийся в марте 1959-го, был неудачным – из-за неисправностей электроники эксперимент прекратили. Второй полет, предполагавший свободное планирование после отцепления от В-52А, прошел в штатном режиме.

Машина, набрав скорость 840 км/ч, села на землю. Осенью же этого года Х-15 полетел с включенными реактивными двигателями. Всего на первом этапе испытаний произведено 77 вылетов, в ходе которых достигнута первая цель – скорость в 6548 км/ч.
Высота
Первые попытки тоже были неудачными: лобовое стекло не выдерживало, пускало трещины. Конструкцию ракетоплана пришлось совершенствовать. Стоит заметить: в самолете снаружи и внутри разместили множество датчиков, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Тело пилота тоже опутали приборами, чтобы понять, как на него будет действовать высота и скорость. Полученные данные впоследствии использовали при создании ракет-носителей.

Наконец, долгожданный вылет был совершен: в декабре 1961-го ракетоплан Х-15 поднялся на высоту 108 км. В 1967 году на другом экземпляре машины, получившей индекс Х-15А-2, удалось разогнаться до скорости 6,72 Маха (7274 км/ч). Это абсолютный рекорд для самолетов, не побитый и сегодня. Однако, Международная авиафедерация FAI его не засчитала, т. к. машина взлетала не самостоятельно с ВПП, а сбрасывалась с В-52А.
Проблемы
Они постоянно сопровождали испытательные полеты. Помимо отказов электроники, треснутых стекол, возникали неисправности в двигателе, рулевом управлении. Например, в 1967-м пилот У. Найт сумел посадить машину только благодаря своему мастерству – отказало все бортовое оборудование. В том же году этот же летчик еле успел вернуться на ракетоплане, который начал перегреваться.

Испытатель рассказывал: «физически чувствуешь, как машина трясется, обшивка начинает коробиться, а ты понятия не имеешь, что происходит». В 1962-м сломалось шасси, самолет перевернулся, загорелся – летчик чудом остался жив.
Пилоты или астронавты?
Интересный вопрос: американские военные считают, что с высоты 80,5 км начинается космос. Если так, то Х-15 побывал там 13 раз. Однако, NASA уверено, что граница находится на расстоянии 122 км от поверхности Земли. Значит, пилоты Х-15 пределы атмосферы не нарушили. Но есть и третья сторона – упомянутая выше FAI, по мнению которой, космос начинается со 100-километровой высоты. Тогда получается, что во «вселенной» побывал только Дж. Уокер, поднявшийся на 106 и 108 (107906 м) км.

Не исключено, что подобная «мышиная возня» по определению понятия «космос» связана с гонкой между СССР и США. Последние старались нагнать первый по количеству людей, побывавших за пределами Земли. И поэтому 12 пилотам-испытателям было присвоено звание «астронавтов».
Среди летчиков, совершавших полеты на X-15, был Нейл Армстронг, впоследствии – первый человек, ступивший на Луну.
Впрочем, мировое сообщество с этим не согласилось. В то время США еще можно было перечить!
Окончание проекта Х-15
Главным «катализатором» закрытия программы стало происшествие в ноябре 1967 года. После начала полета отказала электроника: приборы показывали нормальное состояние ракетоплана, в то время, как он уже был неисправен.
[size]Один из испытательных полетов Х-15
В результате машина разбилась, пилот М. Адамс погиб. СМИ резко отрицательно высказывались насчет проекта: итогом стал отказ в финансировании – программу окончательно свернули через пару лет.
Нужен ли был Х-15
Несмотря на аварии и катастрофы, с помощью ракетоплана удалось собрать много информации о состоянии, свойствах верхних слоев атмосферы. Получены важные дополнения к знаниям по аэро- и термодинамике. Наработки были востребованы при проектировании и постройке Shuttle. В 1990-е опыт, полученный при эксплуатации Х-15, применили для создания носителя Pegasus, который также запускается с борта самолета.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...