![Ракетоплан X-15 в космосе: гиперзвук 1967 года Ракетоплан X-15 в космосе: гиперзвук 1967 года](/uploads/posts/2025-01/66d644b75b_2025-01-20_12-33-30.webp)
Ракетоплан X-15 в космосе: гиперзвук 1967 года
Сегодня человечество все свое внимание в плане покорения космоса обратило на многоразовые возвращаемые ракеты-носители. А ведь уже были в истории «шаттлы»: и в США, и в СССР. Тогда на них возлагались огромные надежды. Гиперзвук тоже у всех на слуху, но это тоже этап, давно пройденный американцами.
По сути, «шаттлы» являлись самолетами, умеющими добираться до космоса. Однако, путь к их созданию был долгим: сначала нужно подняться на высоту «хотя бы» в 100 км. Чтобы этого добиться, в США экспериментировали с немецкими ФАУ-2, перевезенными в Америку после окончания Второй мировой войны.
Фау-2 и сегодня можно увидеть в Германии, г. Пенемунде. Фото: youtube.com
Первая же собранная ракета поднялась в небо на высоту 112 км. Ободренные удачей, американцы эксперимент стали повторять, запуская аппараты с растениями, мелкими грызунами, а позже – обезьянами. Опыты продолжались почти 10 лет, но после череды аварий стало ясно: чтобы лучше изучить высоту более 50 км, необходим пилотируемый самолет. Однако, обычной машине такое было не по силам: тогда максимум составлял 35 км. Поэтому NASA инициировало старт проекта, подразумевавшего создание ракетоплана, способного развить скорость в несколько Махов и подняться над Землей не менее, чем на 100 км.
В 1955 году аэродинамический комитет США (NACA, позже перепрофилировавшийся в NASA) в союзе с военными, тоже заинтересованными в создании подобной техники, объявил конкурс. Его победителем среди 12 участников стала компания North American Aviation Inc.
Х-15 в музее. Фото: youtube.com
Ее проект признали более реалистичным, хотя были и другие, амбициозные. Например, Dornberger предлагала разработать летательный аппарат, который разовьет 8800 км/ч и поднимется на высоту в 170 км. Победителю конкурса сделали заказ на изготовление трех машин. К 1958 году они были готовы. Инвестиции в проект составили 163 млн долларов.
Самолет был нетипичным, хотя бы уже потому, что он стартовал не с ВПП, а из-под крыла своего «носителя» – Б-52, которому после небольших переделок присвоили индекс «А». На Х-15 изначально хотели установить ракетный двигатель XLR-99-RM1, развивавший тягу в 22,7 тс и работавший на сжиженным аммиаке. При этом роль окислителя играл кислород. Однако, когда построенный ракетоплан выкатили из сборочного цеха, силовой агрегат еще готов не был.
Х-15 с клепаным фюзеляжем: сварку тогда при изготовлении самолетов использовали редко. Фото: youtube.com
Поэтому поставили пару XLR-11, имевших мощность по 6,8 тс каждый. Эти двигатели устанавливали при первых испытаниях, не связанными с достижением максимальных результатов. Также решили еще одну проблему, вызванную перепадом температур фюзеляжа. А они будут находиться в диапазоне от -185 до +650°С. В то время подобное испытание мог выдержать только никель. Из него и делали корпус ракетоплана, применяя клепку, сварку.
Помимо стандартного штурвала, в кабине присутствовала еще пара ручек с подлокотниками. Такое решение было вызвано воздействием перегрузок, которые не позволили бы удержать «рога» в требуемом положении. Облачение летчика тоже заслуживает внимания: герметичный скафандр, с циркулирующим внутри азотом. Он обеспечивал комфортное для человека давление, которое на высоте падает. Даже голову пилота решено было закрепить, чтобы защитить от перегрузок.
Костюм летчика напоминал космический скафандр. Фото: youtube.com
Габаритные и весовые характеристики Х-15:
✅ размах крыла, длина, высота – 6,7, 15,2 и 4,1 м
✅ масса пустого и максимально загруженного – 6, и 15, 4 т
Машиной управлял один пилот. Всего в эксперименте, продлившемся до 1969 года, участвовало 12 летчиков-испытателей.
Тренировки проводились на самолетах F-104, которые по конструкции максимально были похожи на X-15. Особенно в плане посадки. Первый старт, состоявшийся в марте 1959-го, был неудачным – из-за неисправностей электроники эксперимент прекратили. Второй полет, предполагавший свободное планирование после отцепления от В-52А, прошел в штатном режиме.
Ракетоплан прицепляли к крылу В-52. Фото: youtube.com
Машина, набрав скорость 840 км/ч, села на землю. Осенью же этого года Х-15 полетел с включенными реактивными двигателями. Всего на первом этапе испытаний произведено 77 вылетов, в ходе которых достигнута первая цель – скорость в 6548 км/ч.
Первые попытки тоже были неудачными: лобовое стекло не выдерживало, пускало трещины. Конструкцию ракетоплана пришлось совершенствовать. Стоит заметить: в самолете снаружи и внутри разместили множество датчиков, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Тело пилота тоже опутали приборами, чтобы понять, как на него будет действовать высота и скорость. Полученные данные впоследствии использовали при создании ракет-носителей.
Обгоревший корпус после полета. Фото: youtube.com
Наконец, долгожданный вылет был совершен: в декабре 1961-го ракетоплан Х-15 поднялся на высоту 108 км. В 1967 году на другом экземпляре машины, получившей индекс Х-15А-2, удалось разогнаться до скорости 6,72 Маха (7274 км/ч). Это абсолютный рекорд для самолетов, не побитый и сегодня. Однако, Международная авиафедерация FAI его не засчитала, т. к. машина взлетала не самостоятельно с ВПП, а сбрасывалась с В-52А.
Они постоянно сопровождали испытательные полеты. Помимо отказов электроники, треснутых стекол, возникали неисправности в двигателе, рулевом управлении. Например, в 1967-м пилот У. Найт сумел посадить машину только благодаря своему мастерству – отказало все бортовое оборудование. В том же году этот же летчик еле успел вернуться на ракетоплане, который начал перегреваться.
Управлять такой машиной совсем непросто. Фото: youtube.com
Испытатель рассказывал: «физически чувствуешь, как машина трясется, обшивка начинает коробиться, а ты понятия не имеешь, что происходит». В 1962-м сломалось шасси, самолет перевернулся, загорелся – летчик чудом остался жив.
Интересный вопрос: американские военные считают, что с высоты 80,5 км начинается космос. Если так, то Х-15 побывал там 13 раз. Однако, NASA уверено, что граница находится на расстоянии 122 км от поверхности Земли. Значит, пилоты Х-15 пределы атмосферы не нарушили. Но есть и третья сторона – упомянутая выше FAI, по мнению которой, космос начинается со 100-километровой высоты. Тогда получается, что во «вселенной» побывал только Дж. Уокер, поднявшийся на 106 и 108 (107906 м) км.
Так был ли Х-15 в космосе? Фото: youtube.com
Не исключено, что подобная «мышиная возня» по определению понятия «космос» связана с гонкой между СССР и США. Последние старались нагнать первый по количеству людей, побывавших за пределами Земли. И поэтому 12 пилотам-испытателям было присвоено звание «астронавтов».
Впрочем, мировое сообщество с этим не согласилось. В то время США еще можно было перечить!
Главным «катализатором» закрытия программы стало происшествие в ноябре 1967 года. После начала полета отказала электроника: приборы показывали нормальное состояние ракетоплана, в то время, как он уже был неисправен.
В результате машина разбилась, пилот М. Адамс погиб. СМИ резко отрицательно высказывались насчет проекта: итогом стал отказ в финансировании – программу окончательно свернули через пару лет.
Несмотря на аварии и катастрофы, с помощью ракетоплана удалось собрать много информации о состоянии, свойствах верхних слоев атмосферы. Получены важные дополнения к знаниям по аэро- и термодинамике. Наработки были востребованы при проектировании и постройке Shuttle. В 1990-е опыт, полученный при эксплуатации Х-15, применили для создания носителя Pegasus, который также запускается с борта самолета.
По сути, «шаттлы» являлись самолетами, умеющими добираться до космоса. Однако, путь к их созданию был долгим: сначала нужно подняться на высоту «хотя бы» в 100 км. Чтобы этого добиться, в США экспериментировали с немецкими ФАУ-2, перевезенными в Америку после окончания Второй мировой войны.
![Ракетоплан X-15 в космосе: гиперзвук 1967 года](/uploads/posts/2025-01/7f812b8f65_2025-01-20_13-08-24.webp)
Первая же собранная ракета поднялась в небо на высоту 112 км. Ободренные удачей, американцы эксперимент стали повторять, запуская аппараты с растениями, мелкими грызунами, а позже – обезьянами. Опыты продолжались почти 10 лет, но после череды аварий стало ясно: чтобы лучше изучить высоту более 50 км, необходим пилотируемый самолет. Однако, обычной машине такое было не по силам: тогда максимум составлял 35 км. Поэтому NASA инициировало старт проекта, подразумевавшего создание ракетоплана, способного развить скорость в несколько Махов и подняться над Землей не менее, чем на 100 км.
Экспериментальный аппарат Х-15
В 1955 году аэродинамический комитет США (NACA, позже перепрофилировавшийся в NASA) в союзе с военными, тоже заинтересованными в создании подобной техники, объявил конкурс. Его победителем среди 12 участников стала компания North American Aviation Inc.
![](/uploads/posts/2025-01/da8cf32593_2025-01-20_12-59-05.webp)
Ее проект признали более реалистичным, хотя были и другие, амбициозные. Например, Dornberger предлагала разработать летательный аппарат, который разовьет 8800 км/ч и поднимется на высоту в 170 км. Победителю конкурса сделали заказ на изготовление трех машин. К 1958 году они были готовы. Инвестиции в проект составили 163 млн долларов.
О конструкции Х-15
Самолет был нетипичным, хотя бы уже потому, что он стартовал не с ВПП, а из-под крыла своего «носителя» – Б-52, которому после небольших переделок присвоили индекс «А». На Х-15 изначально хотели установить ракетный двигатель XLR-99-RM1, развивавший тягу в 22,7 тс и работавший на сжиженным аммиаке. При этом роль окислителя играл кислород. Однако, когда построенный ракетоплан выкатили из сборочного цеха, силовой агрегат еще готов не был.
![](/uploads/posts/2025-01/6db2f0797a_2025-01-20_12-59-35.webp)
Поэтому поставили пару XLR-11, имевших мощность по 6,8 тс каждый. Эти двигатели устанавливали при первых испытаниях, не связанными с достижением максимальных результатов. Также решили еще одну проблему, вызванную перепадом температур фюзеляжа. А они будут находиться в диапазоне от -185 до +650°С. В то время подобное испытание мог выдержать только никель. Из него и делали корпус ракетоплана, применяя клепку, сварку.
Особенности Х-15: управление и облачение пилота
Помимо стандартного штурвала, в кабине присутствовала еще пара ручек с подлокотниками. Такое решение было вызвано воздействием перегрузок, которые не позволили бы удержать «рога» в требуемом положении. Облачение летчика тоже заслуживает внимания: герметичный скафандр, с циркулирующим внутри азотом. Он обеспечивал комфортное для человека давление, которое на высоте падает. Даже голову пилота решено было закрепить, чтобы защитить от перегрузок.
![](/uploads/posts/2025-01/582602b618_2025-01-20_12-37-12.webp)
Габаритные и весовые характеристики Х-15:
✅ размах крыла, длина, высота – 6,7, 15,2 и 4,1 м
✅ масса пустого и максимально загруженного – 6, и 15, 4 т
Машиной управлял один пилот. Всего в эксперименте, продлившемся до 1969 года, участвовало 12 летчиков-испытателей.
Полноценные полеты
Тренировки проводились на самолетах F-104, которые по конструкции максимально были похожи на X-15. Особенно в плане посадки. Первый старт, состоявшийся в марте 1959-го, был неудачным – из-за неисправностей электроники эксперимент прекратили. Второй полет, предполагавший свободное планирование после отцепления от В-52А, прошел в штатном режиме.
![](/uploads/posts/2025-01/5134e2d578_2025-01-20_12-40-54.webp)
Машина, набрав скорость 840 км/ч, села на землю. Осенью же этого года Х-15 полетел с включенными реактивными двигателями. Всего на первом этапе испытаний произведено 77 вылетов, в ходе которых достигнута первая цель – скорость в 6548 км/ч.
Высота
Первые попытки тоже были неудачными: лобовое стекло не выдерживало, пускало трещины. Конструкцию ракетоплана пришлось совершенствовать. Стоит заметить: в самолете снаружи и внутри разместили множество датчиков, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Тело пилота тоже опутали приборами, чтобы понять, как на него будет действовать высота и скорость. Полученные данные впоследствии использовали при создании ракет-носителей.
![](/uploads/posts/2025-01/e229cf15cd_2025-01-20_12-49-37.webp)
Наконец, долгожданный вылет был совершен: в декабре 1961-го ракетоплан Х-15 поднялся на высоту 108 км. В 1967 году на другом экземпляре машины, получившей индекс Х-15А-2, удалось разогнаться до скорости 6,72 Маха (7274 км/ч). Это абсолютный рекорд для самолетов, не побитый и сегодня. Однако, Международная авиафедерация FAI его не засчитала, т. к. машина взлетала не самостоятельно с ВПП, а сбрасывалась с В-52А.
Проблемы
Они постоянно сопровождали испытательные полеты. Помимо отказов электроники, треснутых стекол, возникали неисправности в двигателе, рулевом управлении. Например, в 1967-м пилот У. Найт сумел посадить машину только благодаря своему мастерству – отказало все бортовое оборудование. В том же году этот же летчик еле успел вернуться на ракетоплане, который начал перегреваться.
![](/uploads/posts/2025-01/65a01dd0e8_2025-01-20_12-35-45.webp)
Испытатель рассказывал: «физически чувствуешь, как машина трясется, обшивка начинает коробиться, а ты понятия не имеешь, что происходит». В 1962-м сломалось шасси, самолет перевернулся, загорелся – летчик чудом остался жив.
Пилоты или астронавты?
Интересный вопрос: американские военные считают, что с высоты 80,5 км начинается космос. Если так, то Х-15 побывал там 13 раз. Однако, NASA уверено, что граница находится на расстоянии 122 км от поверхности Земли. Значит, пилоты Х-15 пределы атмосферы не нарушили. Но есть и третья сторона – упомянутая выше FAI, по мнению которой, космос начинается со 100-километровой высоты. Тогда получается, что во «вселенной» побывал только Дж. Уокер, поднявшийся на 106 и 108 (107906 м) км.
![](/uploads/posts/2025-01/c0c9440192_2025-01-20_12-35-06.webp)
Не исключено, что подобная «мышиная возня» по определению понятия «космос» связана с гонкой между СССР и США. Последние старались нагнать первый по количеству людей, побывавших за пределами Земли. И поэтому 12 пилотам-испытателям было присвоено звание «астронавтов».
Среди летчиков, совершавших полеты на X-15, был Нейл Армстронг, впоследствии – первый человек, ступивший на Луну.
Впрочем, мировое сообщество с этим не согласилось. В то время США еще можно было перечить!
Окончание проекта Х-15
Главным «катализатором» закрытия программы стало происшествие в ноябре 1967 года. После начала полета отказала электроника: приборы показывали нормальное состояние ракетоплана, в то время, как он уже был неисправен.
[size]Один из испытательных полетов Х-15
В результате машина разбилась, пилот М. Адамс погиб. СМИ резко отрицательно высказывались насчет проекта: итогом стал отказ в финансировании – программу окончательно свернули через пару лет.
Нужен ли был Х-15
Несмотря на аварии и катастрофы, с помощью ракетоплана удалось собрать много информации о состоянии, свойствах верхних слоев атмосферы. Получены важные дополнения к знаниям по аэро- и термодинамике. Наработки были востребованы при проектировании и постройке Shuttle. В 1990-е опыт, полученный при эксплуатации Х-15, применили для создания носителя Pegasus, который также запускается с борта самолета.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
![С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф](/uploads/mini/shortstory/272/c11aa32343731707bfb9a54bf14f5.jpg)
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
![До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД](/uploads/mini/shortstory/381/e15c9dc30ec7dec2cd8f7c77fd27b.jpg)
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
![Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина? Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?](/uploads/mini/shortstory/4b8/eebb76f95a6351418a667710429c9.jpg)
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
![Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей](/uploads/mini/shortstory/022/53843d4e7a3186415d61ebfe81f2d.jpg)
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
![«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год «Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год](/uploads/mini/shortstory/172/8a582810f89be4a29b67318e5456b.jpg)
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
![«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова «Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова](/uploads/mini/shortstory/7e6/5e706135c03838472973d16729a70.jpg)
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
![Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца](/uploads/mini/shortstory/376/3977cc4b27836c27bc2b793a90252.jpg)
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
![Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля](/uploads/mini/shortstory/b05/a7ef767e1626d739da82de022add5.jpg)
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
![Одобрен третий этап строительства Ленского моста Одобрен третий этап строительства Ленского моста](/uploads/mini/shortstory/a7f/b2cc77015c09103724f0bd4c4b3f4.jpg)
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
![«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом «Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом](/uploads/mini/shortstory/773/4f32f6959b4273bf37b6834ab54d7.jpg)
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
![Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»? Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?](/uploads/mini/shortstory/0da/e394803b3cf219babc44c0c277c25.jpg)
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
![«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями «Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями](/uploads/mini/shortstory/840/4bf83f70087b6f89a3ba97bec226c.jpg)
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
![Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений](/uploads/mini/shortstory/15a/483097a18e2b3102ff262380a63f0.jpg)
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
![Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе](/uploads/mini/shortstory/004/cae439508a641acb042a3e6865b19.jpg)
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
![КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов](/uploads/mini/shortstory/6e5/6b8f819c377964fc02856648e3363.jpg)
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....
![Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта](/uploads/mini/shortstory/c85/9a30f0516ad97f2d3374f65af9090.jpg)
Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....