
Автозеркала – все ли мы о них знаем?
Зеркала на автомобилях появились не сразу, и, можно сказать, случайно. Просто однажды рядом с гонщиком в машине не оказалось помощника, который должен был смотреть, что происходит вокруг, в т. ч. сзади. Долго не думая, водитель прикрепил к кузову авто карманное зеркальце, которое и помогало ему участвовать в соревновании.
Позже отражающее «устройство» установили еще и в салон. Теперь представить современные автомобиль без зеркал довольно сложно.
Наверху видно зеркало заднего вида в авто Marmon Model 32 Was. Фото: youtube.com
Если, конечно, не учитывать «навороченную» VIP-технику с видеокамерами заднего, а то и кругового обзора, а также полностью автономные машины. Нынешние зеркала – совсем не то, что носят женщины в сумочках – иногда речь идет о довольно непростых устройствах.
Главная часть – отражающий элемент. Он может быть нанесен снаружи или внутри. В последнем варианте будет защищен стеклом. Но, с другой стороны, изображение станет слегка искаженным, раздвоенным. Если отражающее покрытие снаружи, вид в нем будет более реальным, но защита от воздействия внешней среды отсутствует. Впрочем, с этим минусом сегодня активно борются: уже давно практикуется изготовление слоя, например, из нитрида титана. Такое покрытие устойчиво к воздействию песка, грязи, его можно смело протирать с нажимом. И отражение будет четким.
Складывающееся зеркало с указателем поворота. Фото: youtube.com
Второй элемент конструкции – корпус. Он должен быть прочным и, желательно, складывающимся. Если кто-то заденет такое зеркало или вы сделаете это сами (например, при въезде в узкий гараж, бокс), изделие просто сложится, оставшись целым. Еще в зеркало входит регулировочный механизм. На бюджетных авто он ручной, более дорогих – с электрическим приводом. К опциям можно отнести подогрев.
Электрическая регулировка бокового зеркала. Фото: youtube.com
Есть и иные дополнительные «фишки»: например, интегрированные в корпус повторители поворота. Подобная опция может «идти» с завода или встраиваться самостоятельно. Кто-то, вероятно, видел светодиод на отражающей поверхности: он загорается (срабатывает датчик) в случае, если сзади появилась машина, идущая по параллельному курсу на обгон. Это позволяет «убрать» «слепую» зону. Однако, обратимся к основной составляющей конструкции – отражающей поверхности, которая бывает трех типов.
Классический вариант, представляющий собой изделие, аналогичное по отражающим способностям тому, в которое вы смотритесь каждое утро дома. Такое зеркало показывает реальную обстановку сзади машины.
На первых «Жигулях» зеркала были не только плоскими, но и круглыми. Фото: youtube.com
Вы сможете точно оценить расстояние до объекта. Но плоские зеркала «грешат» минимальным углом обзора, что приводит к образованию значительных «слепых» зон.
При маневрировании в плотном потоке, перестроении, с таким изделием придется часто крутить головой.
Выпуклые зеркала, удаляющие видимые в них объекты. Зато они дают более широкий угол обзора. Если у вас в руках подобное изделие зарубежного производства, скорее всего на нем (где-то в укромном месте) будет надпись, в переводе означающая, что «объект находится дальше, чем на самом деле».
Выпуклое сферическое зеркало. Фото: youtube.com
При езде на авто с плоским зеркалом и последующей пересадке на машину со сферическим, могут возникнуть проблемы: потребуется привыкать к удаленному отражению. Впрочем, сегодня появляются более совершенные изделия.
Эти зеркала можно назвать универсальными. В них две трети отражающей поверхности (той, что ближе к водителю) занимает сферический слой, описанный выше. А вот крайняя часть очень сильно скруглена, что позволяет полностью ликвидировать «слепую зону».
Асферическое зеркало: в его наружный край, очерченный вертикальной полоской, попадает больше объектов. Фото: youtube.com
Для удобства использования асферические изделия снабжаются вертикальной полоской, показывающей, где происходит разделение на зоны обзора.
Зачастую на автомобили устанавливают пару боковых зеркал разного типа. Со стороны водителя – классическое плоское, пассажира – сферическое, панорамное, с вертикальной полосой. Впрочем, могут быть варианты: все зависит от предпочтений завода-изготовителя или автовладельца. Но, в соответствии с ГОСТом, в любом случае, с правой стороны ставить плоское зеркало не допускается.
Изначально ими комплектовали спортивные автомобили: изображение выводилось на отдельные мониторы или проецировалось на лобовое стекло. Убрав зеркала, производители улучшали аэродинамические качества машины. Однако, выяснилось, что задержка сигнала по проводам может привести к опаздыванию информации, плоучаемой гонщиком. А при высоких скоростях важны доли секунды.
Монитор, подключенный к камере заднего вида с графической разметкой. Фото: youtube.com
Тем не менее на тех авто, что подороже, видеокамеры ставят чуть ли не в обязательном порядке. По крайней мере, парковочное устройство точно будет. В машинах премиум-класса камеры стоят «по кругу»: все видно не только сзади и с боков, но иногда и сверху (правда, зачем, не очень понятно). Данные выводятся на дисплей мультимедиа.
Об этой опции стоит упомянуть отдельно: замерзшие и запотевшие зеркала негативно сказываются на безопасности вождения. А в России, в большинстве регионов, зима – 9 месяцев в году. Поэтому многие предпочитают самостоятельно устанавливать зеркала с подогревом. Здесь важно помнить: потребление тока составляет около 5-6 ампер. Поэтому подключение производите через отдельное реле и предохранитель. А включатель можно объединить с обогревом заднего стекла.
Ранее у них были две основные проблемы, впоследствии решенные производителями. Это небольшой обзор и ослепление светом едущего сзади автомобиля. В последнем случае внутрь зеркала вмонтировали механизм, позволяющий изменять угол наклона отражающей поверхности. В итоге, нажав на рычажок, можно сделать затемнение.
В панорамное зеркало видны и задние боковые стекла. Фото: youtube.com
Что касается улучшения обзора, то, если он не устраивает, можно купить панорамное сферическое зеркало, закрепив его прямо на штатном. Как правило, для такого случая предусмотрены фиксаторы. Впрочем, заводское изделие можно и полностью заменить на то, которое нравится.
А как насчет дополнительной электроники? Тут в плане безопасности мнения расходятся. Если, например, внутри изделия регистратор, то ничего страшного нет: зеркало в обычном режиме работает, как штатное, на нем нет посторонних изображений. Следовательно, безопасность не пострадает. «Разглядывают» такое устройство, как правило, на остановке, когда нужно просмотреть записанное событие.
Присутствие в зеркале изображения, передаваемого камерой заднего вида при парковке, тоже вреда не принесет, т. к. картинка появляется только при движении назад. А вот когда в это изделие начинают запихивать кучу электроники, стоит подумать, прежде чем покупать подобную «игрушку». Еще приемлемо, когда набор «опций» ограничивается скромным светодиодом, сигнализирующем о радаре или цифрой, указывающей напряжение АКБ. Но если отражаются приложения, то это уже перебор.
Видеорегистратор зеркало Artway MD-175 с камерой заднего вида, Android 8.1, Wi-Fi, SIM карта, навигатор, система Hands Free. Средняя цена: 13960 руб. Фото: market.yandex.ru
Кто-то скажет: а как же водители грузовиков и фургонов, где нет салонного зеркала? Дело не в том, что оно перестает выполнять свои прямые функции: картинки будут отвлекать от дороги, что чревато созданием аварийной ситуации. При этом уже будет неважно: умеете вы пользоваться только боковыми зеркалами или нужно еще салонное. А для развлечений лучше приобрести мультимедиа.
Позже отражающее «устройство» установили еще и в салон. Теперь представить современные автомобиль без зеркал довольно сложно.

Если, конечно, не учитывать «навороченную» VIP-технику с видеокамерами заднего, а то и кругового обзора, а также полностью автономные машины. Нынешние зеркала – совсем не то, что носят женщины в сумочках – иногда речь идет о довольно непростых устройствах.
О конструкции
Главная часть – отражающий элемент. Он может быть нанесен снаружи или внутри. В последнем варианте будет защищен стеклом. Но, с другой стороны, изображение станет слегка искаженным, раздвоенным. Если отражающее покрытие снаружи, вид в нем будет более реальным, но защита от воздействия внешней среды отсутствует. Впрочем, с этим минусом сегодня активно борются: уже давно практикуется изготовление слоя, например, из нитрида титана. Такое покрытие устойчиво к воздействию песка, грязи, его можно смело протирать с нажимом. И отражение будет четким.

Второй элемент конструкции – корпус. Он должен быть прочным и, желательно, складывающимся. Если кто-то заденет такое зеркало или вы сделаете это сами (например, при въезде в узкий гараж, бокс), изделие просто сложится, оставшись целым. Еще в зеркало входит регулировочный механизм. На бюджетных авто он ручной, более дорогих – с электрическим приводом. К опциям можно отнести подогрев.

Есть и иные дополнительные «фишки»: например, интегрированные в корпус повторители поворота. Подобная опция может «идти» с завода или встраиваться самостоятельно. Кто-то, вероятно, видел светодиод на отражающей поверхности: он загорается (срабатывает датчик) в случае, если сзади появилась машина, идущая по параллельному курсу на обгон. Это позволяет «убрать» «слепую» зону. Однако, обратимся к основной составляющей конструкции – отражающей поверхности, которая бывает трех типов.
Плоские зеркала
Классический вариант, представляющий собой изделие, аналогичное по отражающим способностям тому, в которое вы смотритесь каждое утро дома. Такое зеркало показывает реальную обстановку сзади машины.

Вы сможете точно оценить расстояние до объекта. Но плоские зеркала «грешат» минимальным углом обзора, что приводит к образованию значительных «слепых» зон.
Недостатками плоских зеркал могут пользоваться мошенники – «автоподставщики». При обгоне они входят в «слепую» зону и намеренно задевают ваш автомобиль, требуя потом возмещения трат на ремонт.
При маневрировании в плотном потоке, перестроении, с таким изделием придется часто крутить головой.
Сферические
Выпуклые зеркала, удаляющие видимые в них объекты. Зато они дают более широкий угол обзора. Если у вас в руках подобное изделие зарубежного производства, скорее всего на нем (где-то в укромном месте) будет надпись, в переводе означающая, что «объект находится дальше, чем на самом деле».

При езде на авто с плоским зеркалом и последующей пересадке на машину со сферическим, могут возникнуть проблемы: потребуется привыкать к удаленному отражению. Впрочем, сегодня появляются более совершенные изделия.
Асферические
Эти зеркала можно назвать универсальными. В них две трети отражающей поверхности (той, что ближе к водителю) занимает сферический слой, описанный выше. А вот крайняя часть очень сильно скруглена, что позволяет полностью ликвидировать «слепую зону».

Для удобства использования асферические изделия снабжаются вертикальной полоской, показывающей, где происходит разделение на зоны обзора.
Комбинирование
Зачастую на автомобили устанавливают пару боковых зеркал разного типа. Со стороны водителя – классическое плоское, пассажира – сферическое, панорамное, с вертикальной полосой. Впрочем, могут быть варианты: все зависит от предпочтений завода-изготовителя или автовладельца. Но, в соответствии с ГОСТом, в любом случае, с правой стороны ставить плоское зеркало не допускается.
Видеокамеры
Изначально ими комплектовали спортивные автомобили: изображение выводилось на отдельные мониторы или проецировалось на лобовое стекло. Убрав зеркала, производители улучшали аэродинамические качества машины. Однако, выяснилось, что задержка сигнала по проводам может привести к опаздыванию информации, плоучаемой гонщиком. А при высоких скоростях важны доли секунды.

Тем не менее на тех авто, что подороже, видеокамеры ставят чуть ли не в обязательном порядке. По крайней мере, парковочное устройство точно будет. В машинах премиум-класса камеры стоят «по кругу»: все видно не только сзади и с боков, но иногда и сверху (правда, зачем, не очень понятно). Данные выводятся на дисплей мультимедиа.
Обогрев
Об этой опции стоит упомянуть отдельно: замерзшие и запотевшие зеркала негативно сказываются на безопасности вождения. А в России, в большинстве регионов, зима – 9 месяцев в году. Поэтому многие предпочитают самостоятельно устанавливать зеркала с подогревом. Здесь важно помнить: потребление тока составляет около 5-6 ампер. Поэтому подключение производите через отдельное реле и предохранитель. А включатель можно объединить с обогревом заднего стекла.
Салонные зеркала
Ранее у них были две основные проблемы, впоследствии решенные производителями. Это небольшой обзор и ослепление светом едущего сзади автомобиля. В последнем случае внутрь зеркала вмонтировали механизм, позволяющий изменять угол наклона отражающей поверхности. В итоге, нажав на рычажок, можно сделать затемнение.

Что касается улучшения обзора, то, если он не устраивает, можно купить панорамное сферическое зеркало, закрепив его прямо на штатном. Как правило, для такого случая предусмотрены фиксаторы. Впрочем, заводское изделие можно и полностью заменить на то, которое нравится.
«Мультимедиа» в салонном зеркале
А как насчет дополнительной электроники? Тут в плане безопасности мнения расходятся. Если, например, внутри изделия регистратор, то ничего страшного нет: зеркало в обычном режиме работает, как штатное, на нем нет посторонних изображений. Следовательно, безопасность не пострадает. «Разглядывают» такое устройство, как правило, на остановке, когда нужно просмотреть записанное событие.
Установка зеркала с регистратором и камерой заднего вида
Присутствие в зеркале изображения, передаваемого камерой заднего вида при парковке, тоже вреда не принесет, т. к. картинка появляется только при движении назад. А вот когда в это изделие начинают запихивать кучу электроники, стоит подумать, прежде чем покупать подобную «игрушку». Еще приемлемо, когда набор «опций» ограничивается скромным светодиодом, сигнализирующем о радаре или цифрой, указывающей напряжение АКБ. Но если отражаются приложения, то это уже перебор.

Кто-то скажет: а как же водители грузовиков и фургонов, где нет салонного зеркала? Дело не в том, что оно перестает выполнять свои прямые функции: картинки будут отвлекать от дороги, что чревато созданием аварийной ситуации. При этом уже будет неважно: умеете вы пользоваться только боковыми зеркалами или нужно еще салонное. А для развлечений лучше приобрести мультимедиа.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...