Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Человечество торопится: бегом на работу, галопом на отдых. Мобильность достигла невероятного уровня. Руль и педали, похоже, становятся дополнительными органами гомо сапиенс. Наземные средства передвижения требуют дорог. А тут на пути то гора, то пролив – головная боль ребят в оранжевых жилетах. Но эти не пасуют: развивают сложную, трудоемкую, дорогостоящую отрасль народного хозяйства. Рядом с ними совершенствуется техника, механизмы, инструменты.
Дорожные строители, подгоняемые спешащим человечеством, придумывают новые способы, как сокращать расстояния между населенными пунктами и промышленными объектами. Соображают, как делать путешествия комфортными, быстро доставлять грузы. Для этого сглаживают рельефы местности, строят мосты, вгрызаются в скальные породы. Отрасль богата открытиями, инновациями, фантастическими технологиями. А вот и свежий пример – скандинавы с их плавучим тоннелем.
Норвегия – благополучное, богатое государство с уникальной природой. Туристы едут сюда полюбоваться, кроме прочего, потрясающими фьордами. Узкие, глубоко врезающиеся в сушу морские заливы – не только достояние страны, но и вечная проблема. Для дорожников, в первую очередь.
Международная магистраль под номером Е39 проходит по западному побережью страны. Трасса соединяет норвежский Тронхейм с датским Ольборгом. Протяженность не самая огромная – 1330 км. В принципе, преодолеть маршрут на автомобиле за 10-11 часов – задача, посильная всякому водителю. Ехать можно не торопясь, соблюдая скоростные ограничения и делая остановки на перекус или созерцания тех же красот.
На самом деле, минимум, на который может рассчитывать автомобилист, составляет 23 часа. Дело в том, что нужно на пароме пересечь 9 фьордов. При этом законопослушных граждан ждет стоянка в очереди, незыблемый график дисциплинированных перевозчиков и дополнительная денежная трата. Перечисленные обстоятельства усложняют поездку, раздражают водителей.
Плюсом к неудобствам – две дорожные полосы Е39, не желающие вмещать все возрастающий автомобильный поток. Руководство Норвегии, обязанное реагировать на вызовы, поручило Управлению общественных дорог разобраться в ситуации. Тем более, что ему, правительству, накладно содержать целый паромный флот.
Например, в Хордаланне, расположенном южнее Бергена, курсируют 5 кораблей, перевозящих автомобили. Но очередь не рассасывается. Работа переправ, вспомним, напрямую зависит от погоды. А она очень неустойчивая в приполярных районах.
Десять лет назад означенное Управление развило активную деятельность. Первое: необходимо модернизировать международную автотрассу, добавив еще пару полос. Привычные обязанности для Оранжевых жилетов. Современные технологии позволяют проводить дорожные ремонтные работы на километровых участках без остановки транспортного потока.
Второе: берега фьордов, где позволяют условия, решено соединять мостами разной конфигурации. Но, с учетом состояния почвы и сейсмоактивности региона, мосты – не везде панацея.
Так, между Ставангером и Бергеном, значимыми городами страны, возвести мост невозможно. Пролив глубокий – более 300 м. Здесь решили проложить подводный бетонный тоннель.
В международной строительной практике сложно сосчитать аналогичные случаи. Подобные тоннели строят давно и успешно: от 30-метровых пешеходных до 53-километровых железнодорожных. В основном, они проходят по дну. Ниже этого уровня примеров немного: «Евротоннель» под Ла-Маншем, японский «Сэйкан».
Длина трубчатого норвежского тоннеля диаметром 10,5 м должна составить 27 км. Глубина залегания – 392 м, то есть ниже дна. Проложить нужно три нити: две для движения транспорта в разных направлениях и один сервисный.
Подрядчик подготовил проектную документацию, получил в 2017 одобрение Парламента и деньги в размере 1,73 млрд евро. Исполнитель, компания «Рогфаст», пообещал пустить автомобили по подводным трубам к 2026 году. Однако первый взрыв береговых скал на стройплощадке в январе 2018-го разнес в щепки как техническое, так и экономическое обоснование проекта.
Действительность оказалось сложнее, чем выглядела на бумаге и компьютере. К чести норвежцев, они приостановили стройку, скорректировали планы и в 2020-ом начали заново. Теперь бюджет возрос до 2,55 млрд евро, а сроки ввода в эксплуатацию отодвинулись до 2028 года.
Однако это еще не самые большие трудности, которые поджидали дорожников в деле обустройства и модернизации трассы Е39.
Сонге-фьорд – одно из впечатляющих мест в Норвегии. Это самый крупный залив в Европе.
Размеры водного препятствия:
✅ Протяженность – 204 км
✅ Ширина – 1 км
✅ Глубина – 1308 м
Планировать переправу начали с детального изучения морского дна, состояния грунта, геологических условий. Команду составили из архитекторов, инженеров-строителей, морских биологов. Также участвовали геодезисты, синоптики, экологи.
Изучали подводные течения в Сонге-фьорд, направления ветров, интенсивность волн, рельеф дна и множество других параметров. Мост был отвергнут. Оставался подводный тоннель. Но необычный.
Такого еще не строили в истории цивилизации человечества. Хотя, хорошенько поразмыслив, историки отрасли нашли британского инженера Эдварда Рида. Морской архитектор еще в 1882 году подал идею плавучего тоннеля через Ла-Манш. Но, опасаясь нападения Европы на остров, англичане отвергли предложение.
Норвежские специалисты под давлением обстоятельств пришли к следующему решению: плавучее сооружение – единственно возможный способ «беспаромной» переправы через Сонге-фьорд.
Схематично и упрощенно устройство можно представить как трубу (тюбинг), проходящую между берегами залива в толще воды. Для удобства движения (оно предлагается односторонним) проложат две параллельные трубы. Местами они будут связаны технологическими переходами.
Определение «плавающий» в отношении тоннеля – понятие относительное и может ввести в заблуждение. Сооружение проложат на 20-30 метров ниже уровня моря. Тоннель снизу с дном будут связывать и удерживать якоря на тросах, сверху – понтоны. Так что конструкция получится стационарной, не станет произвольно болтаться в заливе. Проектная длина транспортной нити – 1,2 км. Расстояние между точками «крепления» инженеры оставляют в 400 м. Этого достаточно, чтобы не мешать судоходству.
Технологически процесс стройки будет разделен на две части: сухопутную и морскую. На берегу должны изготавливать бетонные фрагменты тоннеля. Затем на паромах их доставят к месту назначения и погрузят кранами на нужную глубину. Далее начинается подводная операция – соединение элементов.
О сроках завершения уникального объекта достоверных сведений нет: называют 2035-й или 2050-й годы. Разработчики приводят кучу аргументов в пользу плавучего тоннеля стоимостью 25 млрд долларов. Главные: сооружение не портит вид залива, безопасно для экологии, не создает шума, не зависит от штормов. Но о рисках говорят мало.
Будут ли по трубам курсировать автомобили – вопрос открытый. Ведь куда, в таком случае, девать выхлопные газы? Обычные для таких замкнутых пространств системы вентиляции не справятся. Скорее, машины буду транспортировать автовозами на электротяге.
Что, если в трубе произойдет взрыв или пожар? Какие пути спасения у пассажиров? Хватит ли запаса прочности, если в объект врежется подводная лодка или крупная рыба? Не зацепится ли траловая снасть или якорь проходящего над тоннелем судна с большой осадкой?
Много вопросов, и они тревожат…
Дорожные строители, подгоняемые спешащим человечеством, придумывают новые способы, как сокращать расстояния между населенными пунктами и промышленными объектами. Соображают, как делать путешествия комфортными, быстро доставлять грузы. Для этого сглаживают рельефы местности, строят мосты, вгрызаются в скальные породы. Отрасль богата открытиями, инновациями, фантастическими технологиями. А вот и свежий пример – скандинавы с их плавучим тоннелем.
Предпосылки к рождению проекта
Норвегия – благополучное, богатое государство с уникальной природой. Туристы едут сюда полюбоваться, кроме прочего, потрясающими фьордами. Узкие, глубоко врезающиеся в сушу морские заливы – не только достояние страны, но и вечная проблема. Для дорожников, в первую очередь.
Компьютерная визуализация элемента плавучего погружного туннеля. Фото: YouTube.com
Международная магистраль под номером Е39 проходит по западному побережью страны. Трасса соединяет норвежский Тронхейм с датским Ольборгом. Протяженность не самая огромная – 1330 км. В принципе, преодолеть маршрут на автомобиле за 10-11 часов – задача, посильная всякому водителю. Ехать можно не торопясь, соблюдая скоростные ограничения и делая остановки на перекус или созерцания тех же красот.
На самом деле, минимум, на который может рассчитывать автомобилист, составляет 23 часа. Дело в том, что нужно на пароме пересечь 9 фьордов. При этом законопослушных граждан ждет стоянка в очереди, незыблемый график дисциплинированных перевозчиков и дополнительная денежная трата. Перечисленные обстоятельства усложняют поездку, раздражают водителей.
Схематично погружной плавучий тоннель будет выглядеть таким образом. Фото: YouTube.com
Плюсом к неудобствам – две дорожные полосы Е39, не желающие вмещать все возрастающий автомобильный поток. Руководство Норвегии, обязанное реагировать на вызовы, поручило Управлению общественных дорог разобраться в ситуации. Тем более, что ему, правительству, накладно содержать целый паромный флот.
Например, в Хордаланне, расположенном южнее Бергена, курсируют 5 кораблей, перевозящих автомобили. Но очередь не рассасывается. Работа переправ, вспомним, напрямую зависит от погоды. А она очень неустойчивая в приполярных районах.
Норвежский дорожный мегапроект
Десять лет назад означенное Управление развило активную деятельность. Первое: необходимо модернизировать международную автотрассу, добавив еще пару полос. Привычные обязанности для Оранжевых жилетов. Современные технологии позволяют проводить дорожные ремонтные работы на километровых участках без остановки транспортного потока.
Фьорды удлиняют автомобильные пути Норвегии. Фото: YouTube.com
Второе: берега фьордов, где позволяют условия, решено соединять мостами разной конфигурации. Но, с учетом состояния почвы и сейсмоактивности региона, мосты – не везде панацея.
Так, между Ставангером и Бергеном, значимыми городами страны, возвести мост невозможно. Пролив глубокий – более 300 м. Здесь решили проложить подводный бетонный тоннель.
В международной строительной практике сложно сосчитать аналогичные случаи. Подобные тоннели строят давно и успешно: от 30-метровых пешеходных до 53-километровых железнодорожных. В основном, они проходят по дну. Ниже этого уровня примеров немного: «Евротоннель» под Ла-Маншем, японский «Сэйкан».
Паромные переправы через фьорды. Фото: YouTube.com
Длина трубчатого норвежского тоннеля диаметром 10,5 м должна составить 27 км. Глубина залегания – 392 м, то есть ниже дна. Проложить нужно три нити: две для движения транспорта в разных направлениях и один сервисный.
Подрядчик подготовил проектную документацию, получил в 2017 одобрение Парламента и деньги в размере 1,73 млрд евро. Исполнитель, компания «Рогфаст», пообещал пустить автомобили по подводным трубам к 2026 году. Однако первый взрыв береговых скал на стройплощадке в январе 2018-го разнес в щепки как техническое, так и экономическое обоснование проекта.
Работы по строительству подводных тоннелей начинаются на берегу. Фото: YouTube.com
Действительность оказалось сложнее, чем выглядела на бумаге и компьютере. К чести норвежцев, они приостановили стройку, скорректировали планы и в 2020-ом начали заново. Теперь бюджет возрос до 2,55 млрд евро, а сроки ввода в эксплуатацию отодвинулись до 2028 года.
Однако это еще не самые большие трудности, которые поджидали дорожников в деле обустройства и модернизации трассы Е39.
Подводный плавучий погружной тоннель
Сонге-фьорд – одно из впечатляющих мест в Норвегии. Это самый крупный залив в Европе.
Компьютер дает представление о плавучей транспортной магистрали. Фото: YouTube.com
Размеры водного препятствия:
✅ Протяженность – 204 км
✅ Ширина – 1 км
✅ Глубина – 1308 м
Планировать переправу начали с детального изучения морского дна, состояния грунта, геологических условий. Команду составили из архитекторов, инженеров-строителей, морских биологов. Также участвовали геодезисты, синоптики, экологи.
Изучали подводные течения в Сонге-фьорд, направления ветров, интенсивность волн, рельеф дна и множество других параметров. Мост был отвергнут. Оставался подводный тоннель. Но необычный.
Конструкция сооружения
Такого еще не строили в истории цивилизации человечества. Хотя, хорошенько поразмыслив, историки отрасли нашли британского инженера Эдварда Рида. Морской архитектор еще в 1882 году подал идею плавучего тоннеля через Ла-Манш. Но, опасаясь нападения Европы на остров, англичане отвергли предложение.
Водолазы берут пробы грунта и прочие образцы со дна фьорда. Фото: YouTube.com
Норвежские специалисты под давлением обстоятельств пришли к следующему решению: плавучее сооружение – единственно возможный способ «беспаромной» переправы через Сонге-фьорд.
Схематично и упрощенно устройство можно представить как трубу (тюбинг), проходящую между берегами залива в толще воды. Для удобства движения (оно предлагается односторонним) проложат две параллельные трубы. Местами они будут связаны технологическими переходами.
Определение «плавающий» в отношении тоннеля – понятие относительное и может ввести в заблуждение. Сооружение проложат на 20-30 метров ниже уровня моря. Тоннель снизу с дном будут связывать и удерживать якоря на тросах, сверху – понтоны. Так что конструкция получится стационарной, не станет произвольно болтаться в заливе. Проектная длина транспортной нити – 1,2 км. Расстояние между точками «крепления» инженеры оставляют в 400 м. Этого достаточно, чтобы не мешать судоходству.
Корабль идет между понтонами погружного плавучего тоннеля. Фото: YouTube.com
Технологически процесс стройки будет разделен на две части: сухопутную и морскую. На берегу должны изготавливать бетонные фрагменты тоннеля. Затем на паромах их доставят к месту назначения и погрузят кранами на нужную глубину. Далее начинается подводная операция – соединение элементов.
Уточняющие моменты
О сроках завершения уникального объекта достоверных сведений нет: называют 2035-й или 2050-й годы. Разработчики приводят кучу аргументов в пользу плавучего тоннеля стоимостью 25 млрд долларов. Главные: сооружение не портит вид залива, безопасно для экологии, не создает шума, не зависит от штормов. Но о рисках говорят мало.
Так схематично будет выглядеть плавающий тоннель. Фото: YouTube.com
Будут ли по трубам курсировать автомобили – вопрос открытый. Ведь куда, в таком случае, девать выхлопные газы? Обычные для таких замкнутых пространств системы вентиляции не справятся. Скорее, машины буду транспортировать автовозами на электротяге.
Что, если в трубе произойдет взрыв или пожар? Какие пути спасения у пассажиров? Хватит ли запаса прочности, если в объект врежется подводная лодка или крупная рыба? Не зацепится ли траловая снасть или якорь проходящего над тоннелем судна с большой осадкой?
Много вопросов, и они тревожат…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....