Як-32: мировые рекорды не забываем!
Як-32 представляет собой спортивно-пилотажный самолет, по сути, являющийся одноместным вариантом Як-30. Реактивную машину создали в 1960 году для отработки фигур пилотажа в сложных погодных условиях, полетов по кругу. Для уменьшения массы вторую кабину демонтировали, что придало технике еще лучшую маневренность. Также на 45 л увеличили емкость топливного бака.
На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.
Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.
А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:
✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км
Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.
Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.
После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.
В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.
Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.
Впервые в мире этот учебно-тренировочный самолет оснастили катапультным креслом.
Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.
Двигатель – в центре фюзеляжа. Фото: youtube.com
А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:
✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км
Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.
Авиаучилища СССР вместо Як-32 получили L-29. Фото: youtube.com
Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.
Рекорды
После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.
Легкая и компактная машина словной создана для рекордов. Фото: youtube.com
В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.
О судьбе Як-32
Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Первый летающий российский автомобиль отправят на летные испытания в январе
Да, в нашей стране тоже есть такая разработка. Причем это именно автомобиль, способный передвигаться по дорогам и летать....