
Як-32: мировые рекорды не забываем!
Як-32 представляет собой спортивно-пилотажный самолет, по сути, являющийся одноместным вариантом Як-30. Реактивную машину создали в 1960 году для отработки фигур пилотажа в сложных погодных условиях, полетов по кругу. Для уменьшения массы вторую кабину демонтировали, что придало технике еще лучшую маневренность. Также на 45 л увеличили емкость топливного бака.
На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.
Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.
Двигатель – в центре фюзеляжа. Фото: youtube.com
А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:
✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км
Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.
Авиаучилища СССР вместо Як-32 получили L-29. Фото: youtube.com
Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.
После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.
Легкая и компактная машина словной создана для рекордов. Фото: youtube.com
В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.
Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.
Впервые в мире этот учебно-тренировочный самолет оснастили катапультным креслом.
Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.

А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:
✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км
Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.

Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.
Рекорды
После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.

В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.
О судьбе Як-32
Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....