
Як-32: мировые рекорды не забываем!
Як-32 представляет собой спортивно-пилотажный самолет, по сути, являющийся одноместным вариантом Як-30. Реактивную машину создали в 1960 году для отработки фигур пилотажа в сложных погодных условиях, полетов по кругу. Для уменьшения массы вторую кабину демонтировали, что придало технике еще лучшую маневренность. Также на 45 л увеличили емкость топливного бака.
На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.
Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.
Двигатель – в центре фюзеляжа. Фото: youtube.com
А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:
✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км
Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.
Авиаучилища СССР вместо Як-32 получили L-29. Фото: youtube.com
Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.
После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.
Легкая и компактная машина словной создана для рекордов. Фото: youtube.com
В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.
Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.
Впервые в мире этот учебно-тренировочный самолет оснастили катапультным креслом.
Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.

А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:
✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км
Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.

Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.
Рекорды
После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.

В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.
О судьбе Як-32
Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....

Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....

Производство Ил-76 хотят расширить
А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...

«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....

Серийный образец авиадвигателя ПД-8 впервые показали широкой публике
Силовая установка предназначена для SJ-100. На выставке присутствовали и другие долгожданные агрегаты для нашей авиации....

В России будут выпускать тракторы «Владимирец»
Только под новым брендом, и, похоже, это будут переименованные «китайцы». Подробнее о проекте читайте в нашем материале....

S7 Group показала финальную версию «Танго» – началось серийное производство
Вместе с легким самолетом российская компания показала полностью отечественный двигатель АПД-520. Для бельгийского мотора нашлась достойная замена....

Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....

В Петербурге начнется серийное производство тягачей БАЗ
Новые машины смогут перевозить до 20 тонн. Немалая часть комплектующих производится в России....

ГАЗ показал несколько семейных минивэнов – они пойдут в серию
Сделаны они на шасси стандартных моделей. А что, так можно было?...

Выпуск SJ-100 ускорят – в России откроют новое производство двигателей ПД-8
Это будет крупный логистический центр в Хабаровском крае. При нем появится участок для сборки авиадвигателей....

Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....

«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....

Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....

«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....

КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....