Як-32: мировые рекорды не забываем!
2 848

Як-32: мировые рекорды не забываем!

Як-32 представляет собой спортивно-пилотажный самолет, по сути, являющийся одноместным вариантом Як-30. Реактивную машину создали в 1960 году для отработки фигур пилотажа в сложных погодных условиях, полетов по кругу. Для уменьшения массы вторую кабину демонтировали, что придало технике еще лучшую маневренность. Также на 45 л увеличили емкость топливного бака.


На машину устанавливали турбореактивный двигатель Туманского Ру19-300, развивавший тягу в 0,9 т (сначала хотели ставить Р-5-45). Всего построили только три экземпляра: в серию Як-32 не пошел (Як-30 тоже). Два из них и сегодня находятся в технически исправном состоянии.

Впервые в мире этот учебно-тренировочный самолет оснастили катапультным креслом.

Внешне Як-32 выглядит стандартно, в соответствии с мерками того времени, но элегантнее. Разве что воздухозаборники не в носу фюзеляжа, как это было принято тогда, а в местах соприкосновения крыльев с корпусом. Из других особенностей можно отметить отсутствие закрылков и большую площадь элеронов.

Як-32: мировые рекорды не забываем!Двигатель – в центре фюзеляжа. Фото: youtube.com

А еще спортивно-тренировочная машина была одноместной – редкость не только для 1960-х, но и XXI века. В НАТО посчитали (и вполне справедливо), что учебная машина имеет военный потенциал и присвоили ей свое название – Mantis. В переводе – «богомол»: жук, известный своим хищным поведением. Основные технические характеристики Як-32:

✅ размах крыльев, высота, длина – 9,39, 3,1 и 24,6 м
✅ взлетный вес (максимум) – 2,255 т
✅ скорость – до 663 км/ч
✅ высота – 13 км

Однако, при разгоне самолета в пикировании на испытаниях Як-32 развил 765 км/ч на высоте в 2,2 км. Все, кто летал на этой машине, отмечали легкость, даже «приятность» при управлении. Воздушное судно хорошо маневрировало, двигатель позволял выполнять такую фигуру, как «перевернутый полет». После демонстрации Як-32 высшему начальству предполагалось, что он не только станет учебным, но и сможет применяться в качестве легкого штурмовика.

Авиаучилища СССР вместо Як-32 получили L-29. Фото: youtube.com

Несмотря на положительные отзывы со «всех сторон», по непонятным причинам самолет на конвейер так и не поставили, отдав предпочтение чехословацкому L-29. Именно он поступил в советские авиаучилища и клубы ДОСААФ. Решение было принято летом 1960-го в Монино, где проходили демонстрационные полеты.

Рекорды


После начала эксплуатации воздушного судна в 1960-м, на следующий год пилот-испытатель Мухин поднял машину на высоту в 14 тыс. 238 м. Однако, наиболее значимым считается рекорд, установленный Галиной Корчугановой. Летчица специально готовилась к высшим достижениям на базе КБ Яковлева. Свой рекорд по скорости в 724,43 км/ч на замкнутом стокилометровом круге она установила 60 лет назад – 14.01.1965 года. Достижение было «побито» на этом же Як-32 Розалией Шихиной, сумевшей достичь 755 км/ч.

Легкая и компактная машина словной создана для рекордов. Фото: youtube.com

В 1966-м Г. Корчуганова стала первым чемпионом по пилотажу среди женщин. А к завершению карьеры в 1984-м она – автор сорока двух мировых достижений. При этом не стоит забывать: профессия Галины Корчугановой опасная – она летчик-испытатель, в качестве которого налетала 1500 часов.

О судьбе Як-32


Один из самолетов решили восстановить в 1971 году, проведя небольшую модернизацию. В частности, герметизировали кокпит, поставили магнитный компас, радиопеленгатор, станцию связи. В 1972-м самолет участвовал в параде в Тушино. Как писалось выше, один из двух «оставшихся в живых» экземпляров техники находится в «боеспособном» состоянии. Самолет принимал участие в авиашоу МАКС-2009, а также в самых различных мероприятиях, посвященных истории советской и российской авиации. Например, машина были в 2019 году на фестивале-конкурсе ФЛА под Тверью, где, возможно, базируется и сейчас (аэродром «Волжанка»).
А вы что думаете о Як-32?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-32: мировые рекорды не забываем!

Як-32: мировые рекорды не забываем!

На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...