
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Держа в руках пусковой бустер (джамп-стартер, авто пауэр-банк – названий много) весом в пару-другую кило, невольно задаешься вопросом: почему такие штуковины не ставят штатно в машинах? Небольшое и легкое устройство способно запустить двигатель, как микролитражки, так и тяжелого внедорожника.
Ведь, как кажется, главное – завести машину, а потом в дело вступает генератор, который обеспечивает током энергопотребителей. Да, действительно, когда-то для пуска ДВС достаточно было чуть-чуть напряжения и «кривого стартера». В принципе, хватает батарейки, способной выдать 5-10 вольт при токе 3-5 ампер, чтобы возбудить обмотку генератора. Крутанул пару раз рукоятку – и вперед!
На ВАЗ-2101 пуск рукояткой предусмотрен! Фото: youtube.com
Подобная схема работает лишь на автомобилях с примитивным электрооборудованием. На выпускаемых ныне машинах аккумулятор нужен не только для старта двигателя. Батарея, подобно большому конденсатору, сглаживает пульсации тока, обеспечивая его стабильность. Если обороты коленвала падают, АКБ поддержит нужное напряжение. А его строго определенное значение очень важно для элементов электроники – микросхем, например. Это для нитевой лампочки или сетки обогревателя заднего стекла все равно – 11 вольт или 14,5. Нежная электроника такого разброса не потерпит.
В Porsche GT2 RS литиевую АКБ ставят изначально, на заводе. Фото: youtube.com
В автомобилях классом повыше и годом выпуска пораньше и и вовсе все «завязано» на цифровой шине. Перед пуском движка ЭБУ опрашивает датчики и только потом дает команду – разрешить старт или нет. Это, не говоря уже о том, что попытка завести мотор с «толкача» может «убить» электронику. К проблемам приведет и скидывание клемм с аккумулятора у работающего двигателя. Но вернемся к литий-ионным батареям: неужели их совсем не ставят на серийные авто? Ставят, но список таких машин очень небольшой и в основном это спортивные или (и) дорогие авто типа Porsche GT3/GT2. Об электрокарах не говорим: там батареи иного типа использовать не получится.
Чистый Li в состав таких аккумуляторов не входит: используют оксиды с кобальтом, никелем, фосфатами, железом, марганцем. Из этих материалов изготавливают катод. Анод делают из графена либо графита. Роль электролита играют литиевые соли с растворителями на базе органики.
Интересно, но преимуществ у литий-ионных батарей не так много, и, в первую очередь, это малая масса, габариты. Например, если свинцовая АКБ в 90 А*ч весит где-то 24 кг, то аккумулятор на основе Li – всего лишь 5 кг. Это говорит о том, что у таких батарей высокая энергоемкость. Еще пара плюсов заключаются в способности быстро заряжаться и, при необходимости оперативно отдавать ток, а также – невысокая «склонность» к потере емкости при неиспользовании.
Надпись 1000ССА означает: АКБ выдает 1000 А*ч при холодном старте. Фото: youtube.com
И последнее – отсутствие какого-либо обслуживания на протяжении всего эксплуатационного ресурса. Впрочем, современные свинцово-кислотные АКБ тоже при соблюдении правил использования не требуют вмешательства на протяжении всего жизненного цикла. А теперь – о минусах, которые и предопределили нежелание автопроизводителей устанавливать эти аккумуляторы на массовые машины.
На первое место можно поставить сильную зависимость от температуры окружающей среды. Особенно опасен перегрев свыше 60°С и глубокий разряд. Здесь все дело в конструкции. При работе батареи в нормальных условиях на аноде есть слой графита, защищающий от агрессивного электролита. Когда температура увеличивается или АКБ сильно разряжается, покрытие разрушается. А при восстановлении штатных условий работы слой будет формироваться заново за счет графита и лития. Фактически, характеристики «классической» батареи этого типа будут ухудшаться каждый год на 4-6%. К тому же, сильный перегрев грозит взрывом: вспомните недавние теракты в Палестине, когда в гаджетах по сигналу извне перегревались аккумуляторы и пейджеры разносило на куски.
Литиевая батарея состоит из нескольких соединенных ячеек. Фото: youtube.com
Следующий момент – присутствие кобальта в конструкции литиевой АКБ опасно для здоровья человека и экологии в целом. Поэтому после окончания ресурса такой аккумулятор необходимо утилизировать. И это, уже не говоря о стоимости изделий: она может достигать сотни и более тысяч рублей. Так неужели литиевым батареям в массовые авто путь заказан? Не все так плохо: производители уверены, что за подобными аккумуляторами – будущее и упорно работают над их совершенствованием по всем «минусовым» позициям.
Это про них известная фраза «если нельзя, но очень хочется, то можно». Такие аккумуляторы, по сравнению с «классическими» литиевыми, имеют целый ряд преимуществ. И первое из них – температурный диапазон, находящийся в пределах от -30 до +55°С. Даже в лютый мороз LiFePO4 сохраняет 70% емкости. А что насчет перегрева? Открытого пламени, взрыва не будет, а вот дым повалит. Кобальт в состав АКБ не входит: в экологическом плане это тоже плюс.
Аккумулятор LiFePO4 LiitoKala 12.8V 60Ah. Средняя цена: 23 тыс. 432 руб. Фото: market.yandex.ru
По массе батарея будет тяжелее «чисто» литиевого «коллеги», но легче свинцово-кислотного. Например, масса аккумулятора емкостью 60 А*ч – 5 кг. Что касается цены, то она находится в пределах 23-40 тыс. руб. за батарею для легкового автомобиля. Но даже если вы решите «идти в ногу с прогрессом» и захотите поставить на свое авто такую АКБ, просто так это сделать не получится.
Они состоят из нескольких ячеек, обычно имеющих напряжение 3,2 В: т. е. четыре штуки как раз выдадут 12,8 В. Однако, здесь каждый элемент «живет своей жизнью». Поэтому, чтобы процесс зарядки/разрядки был сбалансированным, понадобится контроллер. В противном случае срок службы изделия станет стремительно сокращаться.
Второй момент – литиевые АКБ очень чувствительны к тряскам и вибрациям, вызывающих коррозию в местах соединений ячеек. Автомобиль – не телефон, который лежит в кармане, сумочке и не подвергается сильной тряске.
Сегодня контроллер могут интегрировать прямо в батарею. Фото: youtube.com
А вот сделать наоборот, т. е. поменять литиевый АКБ на свинцовый в «экстренных случаях» (как написано в инструкции к McLaren MP4-12C) можно. Да, электроника машины «сойдет с ума», загорится «чек», но движок заведется и до сервисного центра вы доедите.
По габаритам литиевые АКБ могут делать такими же, как свинцовые, для удобства установки. Фото: youtube.com
Тем не менее, несмотря ни на что, число любителей прогресса в вопросе литиевых АКБ не только не уменьшается, а растет. Литиевую батарею можно собрать даже самостоятельно, в кустарных условиях, купив отдельные элементы и составив их в батарею. Или попросить собрать аккумулятор «специалиста» из соседнего гаража.
На обычную машину поставить LiFePO4 можно, но ...осторожно. Фото: youtube.com
Наверняка он скажет, что перепрошивать ничего не надо, но, как минимум, придется поставить электронную защиту от глубокого разряда. Спрос на подобные изделия есть и даже растет. «Самопальными» литиевыми АКБ пользуются любители погонять на треках на машинах типа Renault Megane RS, когда скинуть десяток-полтора кило будет совсем нелишним. Кстати, для 2-литрового ДВС хватит батареи емкостью …10 А*ч.
Но все-таки, мы крайне не рекомендуем заниматься подобной «самодельщиной». Безопасность – прежде всего!
Ведь, как кажется, главное – завести машину, а потом в дело вступает генератор, который обеспечивает током энергопотребителей. Да, действительно, когда-то для пуска ДВС достаточно было чуть-чуть напряжения и «кривого стартера». В принципе, хватает батарейки, способной выдать 5-10 вольт при токе 3-5 ампер, чтобы возбудить обмотку генератора. Крутанул пару раз рукоятку – и вперед!

Подобная схема работает лишь на автомобилях с примитивным электрооборудованием. На выпускаемых ныне машинах аккумулятор нужен не только для старта двигателя. Батарея, подобно большому конденсатору, сглаживает пульсации тока, обеспечивая его стабильность. Если обороты коленвала падают, АКБ поддержит нужное напряжение. А его строго определенное значение очень важно для элементов электроники – микросхем, например. Это для нитевой лампочки или сетки обогревателя заднего стекла все равно – 11 вольт или 14,5. Нежная электроника такого разброса не потерпит.

В автомобилях классом повыше и годом выпуска пораньше и и вовсе все «завязано» на цифровой шине. Перед пуском движка ЭБУ опрашивает датчики и только потом дает команду – разрешить старт или нет. Это, не говоря уже о том, что попытка завести мотор с «толкача» может «убить» электронику. К проблемам приведет и скидывание клемм с аккумулятора у работающего двигателя. Но вернемся к литий-ионным батареям: неужели их совсем не ставят на серийные авто? Ставят, но список таких машин очень небольшой и в основном это спортивные или (и) дорогие авто типа Porsche GT3/GT2. Об электрокарах не говорим: там батареи иного типа использовать не получится.
Как устроены и работают литий-ионные АКБ
Чистый Li в состав таких аккумуляторов не входит: используют оксиды с кобальтом, никелем, фосфатами, железом, марганцем. Из этих материалов изготавливают катод. Анод делают из графена либо графита. Роль электролита играют литиевые соли с растворителями на базе органики.
Первые батареи на основе кобальтитов Li появились в 1983 году. С того времени батареи непрерывно совершенствовали: количество циклов заряда/разряда довели с 300 до 7 тысяч, удельную емкость – до 240 и более кВт*ч/кг массы, а цену удалось снизить примерно в 10 раз.
Интересно, но преимуществ у литий-ионных батарей не так много, и, в первую очередь, это малая масса, габариты. Например, если свинцовая АКБ в 90 А*ч весит где-то 24 кг, то аккумулятор на основе Li – всего лишь 5 кг. Это говорит о том, что у таких батарей высокая энергоемкость. Еще пара плюсов заключаются в способности быстро заряжаться и, при необходимости оперативно отдавать ток, а также – невысокая «склонность» к потере емкости при неиспользовании.

И последнее – отсутствие какого-либо обслуживания на протяжении всего эксплуатационного ресурса. Впрочем, современные свинцово-кислотные АКБ тоже при соблюдении правил использования не требуют вмешательства на протяжении всего жизненного цикла. А теперь – о минусах, которые и предопределили нежелание автопроизводителей устанавливать эти аккумуляторы на массовые машины.
Недостатки литий-ионных батарей
На первое место можно поставить сильную зависимость от температуры окружающей среды. Особенно опасен перегрев свыше 60°С и глубокий разряд. Здесь все дело в конструкции. При работе батареи в нормальных условиях на аноде есть слой графита, защищающий от агрессивного электролита. Когда температура увеличивается или АКБ сильно разряжается, покрытие разрушается. А при восстановлении штатных условий работы слой будет формироваться заново за счет графита и лития. Фактически, характеристики «классической» батареи этого типа будут ухудшаться каждый год на 4-6%. К тому же, сильный перегрев грозит взрывом: вспомните недавние теракты в Палестине, когда в гаджетах по сигналу извне перегревались аккумуляторы и пейджеры разносило на куски.

Следующий момент – присутствие кобальта в конструкции литиевой АКБ опасно для здоровья человека и экологии в целом. Поэтому после окончания ресурса такой аккумулятор необходимо утилизировать. И это, уже не говоря о стоимости изделий: она может достигать сотни и более тысяч рублей. Так неужели литиевым батареям в массовые авто путь заказан? Не все так плохо: производители уверены, что за подобными аккумуляторами – будущее и упорно работают над их совершенствованием по всем «минусовым» позициям.
Литий-железо-фосфатные батареи LiFePO4
Это про них известная фраза «если нельзя, но очень хочется, то можно». Такие аккумуляторы, по сравнению с «классическими» литиевыми, имеют целый ряд преимуществ. И первое из них – температурный диапазон, находящийся в пределах от -30 до +55°С. Даже в лютый мороз LiFePO4 сохраняет 70% емкости. А что насчет перегрева? Открытого пламени, взрыва не будет, а вот дым повалит. Кобальт в состав АКБ не входит: в экологическом плане это тоже плюс.

По массе батарея будет тяжелее «чисто» литиевого «коллеги», но легче свинцово-кислотного. Например, масса аккумулятора емкостью 60 А*ч – 5 кг. Что касается цены, то она находится в пределах 23-40 тыс. руб. за батарею для легкового автомобиля. Но даже если вы решите «идти в ногу с прогрессом» и захотите поставить на свое авто такую АКБ, просто так это сделать не получится.
Нюансы работы литиевых батарей
Они состоят из нескольких ячеек, обычно имеющих напряжение 3,2 В: т. е. четыре штуки как раз выдадут 12,8 В. Однако, здесь каждый элемент «живет своей жизнью». Поэтому, чтобы процесс зарядки/разрядки был сбалансированным, понадобится контроллер. В противном случае срок службы изделия станет стремительно сокращаться.
Теоретически, да и практически «мозги» авто можно перепрошить под литиевую батарею. Но делать это лучше у специалистов, а сколько они возьмут за услугу – другой вопрос…
Второй момент – литиевые АКБ очень чувствительны к тряскам и вибрациям, вызывающих коррозию в местах соединений ячеек. Автомобиль – не телефон, который лежит в кармане, сумочке и не подвергается сильной тряске.

А вот сделать наоборот, т. е. поменять литиевый АКБ на свинцовый в «экстренных случаях» (как написано в инструкции к McLaren MP4-12C) можно. Да, электроника машины «сойдет с ума», загорится «чек», но движок заведется и до сервисного центра вы доедите.

Тем не менее, несмотря ни на что, число любителей прогресса в вопросе литиевых АКБ не только не уменьшается, а растет. Литиевую батарею можно собрать даже самостоятельно, в кустарных условиях, купив отдельные элементы и составив их в батарею. Или попросить собрать аккумулятор «специалиста» из соседнего гаража.

Наверняка он скажет, что перепрошивать ничего не надо, но, как минимум, придется поставить электронную защиту от глубокого разряда. Спрос на подобные изделия есть и даже растет. «Самопальными» литиевыми АКБ пользуются любители погонять на треках на машинах типа Renault Megane RS, когда скинуть десяток-полтора кило будет совсем нелишним. Кстати, для 2-литрового ДВС хватит батареи емкостью …10 А*ч.
Все возможности спортивного Renault Megane RS с литиевым аккумулятором
Но все-таки, мы крайне не рекомендуем заниматься подобной «самодельщиной». Безопасность – прежде всего!
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...