
Панамский канал: в списке «чудес света» не значится
Канал, местоположение которого на карте покажет даже троечник, не входит в число самых сложных инженерных сооружений. Его не называют самым дорогим техническим проектом. В чем же он «самый»? Коррупция! Подкуп газет, чиновников, членов правительств и целых парламентов за право постройки обошелся Франции во второй половине 19-го века в 1,5 млрд франков.
Обстоятельство, впрочем, не мешает Панамскому каналу носить статус одного из величайших достижений человечества за всю историю цивилизации. Сложно оценить, выразить в цифрах и процентах влияние искусственного рукава на экономику Западного полушария и мира в целом.
Крохотный клочок суши между Тихим и Атлантическим океанами длиной 82 км был и остается местом столкновения интересов многих государств. Но геополитическая борьба – не наша тема. Взглянем на межокеанское русло как на гидротехнический объект.
Без нее не обойтись, чтобы понять значимость канала. Мысль соединить два водных бассейна возникла уже во времена конкистадоров. Едва открыв Америку, исследователи обнаружили тонкий перешеек между материками. Сообразили, насколько быстро можно попасть из Карибского моря к западным берегам Северной Америки.
Панамский канал пропускает в год 18,8 тысяч судов. Фото: YouTube.com
Но первоначальный замысел об искусственном разделении материков и «слиянии» океанов отверг король Испании Филипп II. Глубоко религиозный монарх в середине 16-го века рассудил: человек не в праве разрывать то, «что Бог соединил». Но когда на кону колоссальная экономия времени и затрат, невероятные торговые перспективы и прибыли, разве люди остановятся?
Тем более, что сложного прорыть канаву в 80 км? Древние оросительные системы Египта были куда длиннее. Однако проектом всерьез занялись только через 300 лет, в момент бешеного развития судоходства и международной торговли.
За воплощение давней мечты поначалу боролись США и Великобритания. Первые предлагали проложить межокеанский путь сообщения по территории Никарагуа. Но в 1879 году инициативу перехватили французы. В какую сумму это обошлось стране, мы уже упомянули.
Управляющим грандиозной стройки назначили Фердинанда Лессепса. Он был организатором и исполнителем работ по Суэцкому каналу, завершенному в 1869 году. Для привлечения капитала организовали масштабную компанию, которая привела 800 тыс. инвесторов с их кошельками.
Через Панамский канал перекинуты 3 моста. Фото: YouTube.com
К разработке привлекли создателя самой известной в мире башни – Александра Гюстава Эйфеля. Результатом 10-летней деятельности французов на Панамском перешейке был полный крах предприятия и международный скандал.
В 1889 году Ф. Лессепса и А. Эйфеля привлекли к суду. В вину великим личностям и инженерам вменялась беспрецедентная коррупция, бездарное руководство, повлекшее гибель от тропических болезней 23-25 тыс. человек.
Но главное – ошибка в проекте. Французы намеревались построить бесшлюзовое русло, то есть канал на уровне моря. По ходу работ отказались от решения, но деньги уже растратили. Судебные разбирательства, мировой позор довели Ф. Лессепса до трагической кончины.
Дальнейшие баталии опустим. Важно, что в 1901 году Штаты получили исключительное право на продолжение проекта. Не без их участия в 1903 году панамский народ восстал, отделился от Колумбии, создал собственную государственность.
За 9 часов судно попадает из Тихого океана в Атлантику. Фото: YouTube.com
Тогда же США получили в вечное владение:
Строительство начало Министерство обороны США. Главным инженером назначили Джона Стивенсона. Республика Панама стала фактическим протекторатом Соединенных Штатов. Только в 2000 году контроль над водной артерией перешел к Панаме, население которой сегодня составляет 3,9 млн человек.
Но вернемся к началу 20-го века. Первый корабль прошел по руслу в августе 1914-го. Официальное открытие состоялось в июне 1920-го. На этот момент Штаты потратили $400 млн. За 10 лет на стройке поработало 70 тыс. человек, из которых 5600 погибли по разным причинам.
Обустройство рукава на уровне моря оказалось трудоемким, затратным и не рентабельным. Выбрали метод строительства, использующий систему шлюзов с входными и выходными воротами. Получилось, что канал проходит на 25,9 м выше уровня моря.
Размеры объекта:
✅ Длина – 81,6 км
✅ Ширина – 32 м
✅ Глубина – 12 м
Шлюзы – водные лифты, расположенные ярусами. Работают следующим образом: судно входит в первый из них, ворота закрываются. В это время из боковых отверстий подается вода, поднимает корабль до уровня второго шлюза. Ворота открываются, корабль входит в него. Пришвартованное плавательное средство ждет очередного подъема воды и открытия третьего шлюза. Процедура повторяется, корабль достигает водораздела и начинает «спуск».
«Ворота Посейдона» между шлюзами Панамского канала. Фото: YouTube.com
Вода в канал поступает из озера Гатун. Потоки контролируют огромные клапаны. Общее количество шлюзов 12. Они вмещают по 101 тыс. м3 воды каждый. Расположены попарно с тем, чтобы движение было возможным в обе стороны. На практике, однако, обе нитки канала пропускают суда в одном направлении.
По времени транзит занимает 4-9 часов. Поэтому в сутки по артерии проходит 48 плавсредств, за год – 14 тыс. Корабли, следующие по рукотворному гидротехническому сооружению, осуществляют 5-6 % мировых океанских грузоперевозок. А это составляет 280 млн т товаров.
Под контролем лоцманской службы по каналу ходят частные яхты, танкеры, контейнеровозы. По шлюзам суда сопровождают «мулы» – железнодорожные локомотивы на электротяге. Рельсы проложены вдоль всего русла по обеим сторонам равно, как и автомобильные трассы.
Между бортом контейнеровоза и стенкой канала несколько сантиметров. Фото: YouTube.com
Важно, чтобы перевозчик соответствовал определенным габаритам. Стандарт типоразмера кораблей называется «Панамакс»:
✅ Длина – 294,1 м
✅ Ширина – 32,3
✅ Осадка – 12 м
✅ Водоизмещение – 130 т
Канал – едва ли не основная статья дохода Панамы. Правительство страны учло, что плавсредства увеличиваются в размерах, берут на борт больше груза. В 2006 году постановили расширить и модернизировать канал.
В ходе «капремонта» добавили третью, параллельную старым, ветку шлюзов с воротами. Также углубили дно, поменяли большую часть оборудования и инфраструктуру. После этого, в 2015-ом, приняли другой стандарт габаритов танкеров и контейнеровозов – «Новый Панамакс», допускающий 170 т водоизмещения морского транспорта.
Пропускная способность артерии возросла до 18,8 тыс. судов в год. Миллионное судно со дня открытия пересекло канал в 2010 году. Крупнотоннажные супертанкеры продолжают ходить из Атлантики в Тихий океан в обход Южной Америки и штормящего мыса Горн.
Загруженность межконтинентального морского маршрута, несмотря на принятые меры, продолжает оставаться высокой. Проход в один конец стоит $400-450 тыс. Права на транзит часто продают на аукционах.
Панамский канал: каждый корабль сопровождает лоцманская служба. Фото: YouTube.com
Сборы за проезд пополняют казну Панамы на 3,5 млрд долларов. История объекта хранит единственный случай, когда путешествие через канал обошлось в 36 центов. Так дешево умудрился заплатить американский писатель, мореплаватель, авантюрист Ричард Халлибертон.
Желание посетить величественное сооружение возникает у большого количества туристов. Этот бизнес хорошо развит в стране. В прошлом году Панама обслужила 1 млн отдыхающих, 70% из которых иностранцы.
Шикарные центры для посещения располагаются на шлюзах и берегах океанов. Вдоль русла выстроены вышки, с которых туристы наблюдают за проходом лайнеров из одной акватории в другую.
Лучшее время посещения – «сухой» период с января по май. Пик туристического паломничества – февраль. Правда, цены в отелях повышаются. Народ отдыхает на океанических песчаных пляжах, ездит на Остров обезьян, в экваториальные леса. Можно заглянуть в гости к местным индейцам. Пятидневное удовольствие для россиян обойдется порядка 300 тыс. руб.
Обстоятельство, впрочем, не мешает Панамскому каналу носить статус одного из величайших достижений человечества за всю историю цивилизации. Сложно оценить, выразить в цифрах и процентах влияние искусственного рукава на экономику Западного полушария и мира в целом.
Крохотный клочок суши между Тихим и Атлантическим океанами длиной 82 км был и остается местом столкновения интересов многих государств. Но геополитическая борьба – не наша тема. Взглянем на межокеанское русло как на гидротехнический объект.
История
Без нее не обойтись, чтобы понять значимость канала. Мысль соединить два водных бассейна возникла уже во времена конкистадоров. Едва открыв Америку, исследователи обнаружили тонкий перешеек между материками. Сообразили, насколько быстро можно попасть из Карибского моря к западным берегам Северной Америки.

Но первоначальный замысел об искусственном разделении материков и «слиянии» океанов отверг король Испании Филипп II. Глубоко религиозный монарх в середине 16-го века рассудил: человек не в праве разрывать то, «что Бог соединил». Но когда на кону колоссальная экономия времени и затрат, невероятные торговые перспективы и прибыли, разве люди остановятся?
Тем более, что сложного прорыть канаву в 80 км? Древние оросительные системы Египта были куда длиннее. Однако проектом всерьез занялись только через 300 лет, в момент бешеного развития судоходства и международной торговли.
За воплощение давней мечты поначалу боролись США и Великобритания. Первые предлагали проложить межокеанский путь сообщения по территории Никарагуа. Но в 1879 году инициативу перехватили французы. В какую сумму это обошлось стране, мы уже упомянули.
Великие личности
Управляющим грандиозной стройки назначили Фердинанда Лессепса. Он был организатором и исполнителем работ по Суэцкому каналу, завершенному в 1869 году. Для привлечения капитала организовали масштабную компанию, которая привела 800 тыс. инвесторов с их кошельками.

К разработке привлекли создателя самой известной в мире башни – Александра Гюстава Эйфеля. Результатом 10-летней деятельности французов на Панамском перешейке был полный крах предприятия и международный скандал.
В 1889 году Ф. Лессепса и А. Эйфеля привлекли к суду. В вину великим личностям и инженерам вменялась беспрецедентная коррупция, бездарное руководство, повлекшее гибель от тропических болезней 23-25 тыс. человек.
Но главное – ошибка в проекте. Французы намеревались построить бесшлюзовое русло, то есть канал на уровне моря. По ходу работ отказались от решения, но деньги уже растратили. Судебные разбирательства, мировой позор довели Ф. Лессепса до трагической кончины.
Кому принадлежит Панамский канал
Дальнейшие баталии опустим. Важно, что в 1901 году Штаты получили исключительное право на продолжение проекта. Не без их участия в 1903 году панамский народ восстал, отделился от Колумбии, создал собственную государственность.

Тогда же США получили в вечное владение:
Зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала.
Строительство начало Министерство обороны США. Главным инженером назначили Джона Стивенсона. Республика Панама стала фактическим протекторатом Соединенных Штатов. Только в 2000 году контроль над водной артерией перешел к Панаме, население которой сегодня составляет 3,9 млн человек.
Пройдите за 7 минут путь, на который судно тратит 9 часов
Но вернемся к началу 20-го века. Первый корабль прошел по руслу в августе 1914-го. Официальное открытие состоялось в июне 1920-го. На этот момент Штаты потратили $400 млн. За 10 лет на стройке поработало 70 тыс. человек, из которых 5600 погибли по разным причинам.
Конфигурация сооружения
Обустройство рукава на уровне моря оказалось трудоемким, затратным и не рентабельным. Выбрали метод строительства, использующий систему шлюзов с входными и выходными воротами. Получилось, что канал проходит на 25,9 м выше уровня моря.
Размеры объекта:
✅ Длина – 81,6 км
✅ Ширина – 32 м
✅ Глубина – 12 м
Шлюзы – водные лифты, расположенные ярусами. Работают следующим образом: судно входит в первый из них, ворота закрываются. В это время из боковых отверстий подается вода, поднимает корабль до уровня второго шлюза. Ворота открываются, корабль входит в него. Пришвартованное плавательное средство ждет очередного подъема воды и открытия третьего шлюза. Процедура повторяется, корабль достигает водораздела и начинает «спуск».

Вода в канал поступает из озера Гатун. Потоки контролируют огромные клапаны. Общее количество шлюзов 12. Они вмещают по 101 тыс. м3 воды каждый. Расположены попарно с тем, чтобы движение было возможным в обе стороны. На практике, однако, обе нитки канала пропускают суда в одном направлении.
По времени транзит занимает 4-9 часов. Поэтому в сутки по артерии проходит 48 плавсредств, за год – 14 тыс. Корабли, следующие по рукотворному гидротехническому сооружению, осуществляют 5-6 % мировых океанских грузоперевозок. А это составляет 280 млн т товаров.
Стандарты грузоперевозчиков
Под контролем лоцманской службы по каналу ходят частные яхты, танкеры, контейнеровозы. По шлюзам суда сопровождают «мулы» – железнодорожные локомотивы на электротяге. Рельсы проложены вдоль всего русла по обеим сторонам равно, как и автомобильные трассы.

Важно, чтобы перевозчик соответствовал определенным габаритам. Стандарт типоразмера кораблей называется «Панамакс»:
✅ Длина – 294,1 м
✅ Ширина – 32,3
✅ Осадка – 12 м
✅ Водоизмещение – 130 т
Канал – едва ли не основная статья дохода Панамы. Правительство страны учло, что плавсредства увеличиваются в размерах, берут на борт больше груза. В 2006 году постановили расширить и модернизировать канал.
В ходе «капремонта» добавили третью, параллельную старым, ветку шлюзов с воротами. Также углубили дно, поменяли большую часть оборудования и инфраструктуру. После этого, в 2015-ом, приняли другой стандарт габаритов танкеров и контейнеровозов – «Новый Панамакс», допускающий 170 т водоизмещения морского транспорта.
Пропускная способность артерии возросла до 18,8 тыс. судов в год. Миллионное судно со дня открытия пересекло канал в 2010 году. Крупнотоннажные супертанкеры продолжают ходить из Атлантики в Тихий океан в обход Южной Америки и штормящего мыса Горн.
Панамский канал в туриндустрии
Загруженность межконтинентального морского маршрута, несмотря на принятые меры, продолжает оставаться высокой. Проход в один конец стоит $400-450 тыс. Права на транзит часто продают на аукционах.

Сборы за проезд пополняют казну Панамы на 3,5 млрд долларов. История объекта хранит единственный случай, когда путешествие через канал обошлось в 36 центов. Так дешево умудрился заплатить американский писатель, мореплаватель, авантюрист Ричард Халлибертон.
Желание посетить величественное сооружение возникает у большого количества туристов. Этот бизнес хорошо развит в стране. В прошлом году Панама обслужила 1 млн отдыхающих, 70% из которых иностранцы.
Шикарные центры для посещения располагаются на шлюзах и берегах океанов. Вдоль русла выстроены вышки, с которых туристы наблюдают за проходом лайнеров из одной акватории в другую.
Лучшее время посещения – «сухой» период с января по май. Пик туристического паломничества – февраль. Правда, цены в отелях повышаются. Народ отдыхает на океанических песчаных пляжах, ездит на Остров обезьян, в экваториальные леса. Можно заглянуть в гости к местным индейцам. Пятидневное удовольствие для россиян обойдется порядка 300 тыс. руб.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...