Тормоза: диски или барабаны?
И дисковые и барабанные тормоза работают по одному и тому же принципу. Благодаря им, транспортное средство останавливается из-за возникающей силы трения. Вот только техническая реализация идеи у обеих систем разная.
Несмотря на то, что барабанные тормоза многие сегодня считают чем-то архаичным, «немодным», они мирно уживаются с дисковыми. Достаточно взглянуть на выпускаемые автомобили. Барабаны, как правило, устанавливаются на заднюю ось малолитражных бюджетных авто и дорогих кроссоверов. И полностью диски их вытеснить не могут. Чтобы понять, почему, достаточно разобраться в устройстве обеих систем.
Барабанные тормоза использовались еще на конных повозках и каретах. Официально считается, что эту систему изобрел в 1902 году Луи Рено. Хотя, по другим данным, упрощенной версией пользовалась компания Maybach в 1901-м. Так это или нет, точно теперь не узнать, но барабанные тормоза изначально устанавливались повсюду, хотя в том же 1902-м Уильям Ланчестер получил в Великобритании патент на изобретение, позволяющее резко останавливать транспортное средство через прижимание колодок к диску.
Она, со времен Луи Рено, дожила до наших дней практически в неизменном виде. Разве что стали применять вместо одного два цилиндра, да еще установили распорные планки, автоматически выставляющие зазор по мере износа колодок. Еще совсем недавно их поджимали вручную: наши деды регулярно выполняли эту процедуру.
Барабанные тормоз представляет собой чашу, сделанную из металла (чугун, алюминий, сталь или их сочетание) и закрепленную на колесной ступице. Внутри – гидроцилиндр (или два) с парой поршней, которые, выдвигаясь под действием жидкости, прижимают полукруглые колодки, имеющие фрикционные накладки, к внутренней поверхности барабана. Последние когда-то заменяли, наклепывая новые. Сегодня накладки приклеивают специальными составами и прикреплять эти детали вручную сегодня никому в голову не приходит – купить проще.
В первую очередь – закрытость, защищенность от влияния внешней среды. Внутрь не попадают посторонние частицы, песок, способствующие быстрому износу деталей. Благодаря этому достоинству, барабанные системы и сегодня устанавливают на заднюю ось рамных внедорожников и им подобной техники, «обреченной» «копаться» в грязи.
Следующий плюс заключается в том, что при увеличении площади соприкосновения колодок и «чаши» эффективность торможения повышается. Поэтому очень долго, даже после появления дисковых систем, барабаны устанавливались на большегрузные машины и автобусы безальтернативно. Ведь на для них не играет роли размер деталей механизма: это на легковушке нельзя сильно увеличивать габариты тормозных компонентов – места просто нет.
И еще одно преимущество – долгий срок службы. Но он связан с меньшей эффективностью барабанов, если сравнивать с дисками. В первом случае колодки прижимаются не так сильно, поэтому и изнашиваются дольше. Кто-то скажет, что барабанная система дешевле. Если брать нынешние реалии, вопрос этот спорный. Например, ручник к дисковым тормозам подвести гораздо сложнее и обходится это дороже. Тем не менее, последние все-таки распространены шире, поэтому переходим к недостаткам барабанов.
Первый из них проявился давно, причем, на законодательном уровне! Дело в том, что для изготовления накладок колодок изначально применяли асбест – вредный для здоровья человека материал. Образующаяся от него пыль попадала в легкие механиков, слесарей, вызывая тяжелые заболевания. В итоге правительство США, обеспокоенное здоровьем граждан, предписало использовать альтернативные материалы. Однако, таковых в то время не нашлось, а саморегулирование зазоров изобрели только в 1950-х, когда в «наступление» уже пошли тормозные диски.
Еще один минус, вытекающий из плюса – закрытость системы. Она не позволяет улетучиваться наружу продуктам износа и при частом нажатии на тормоза вызывает повышение температуры колодок, в некоторых случаях достигающее 500°С.
Если зимой попасть в растопленную реагентами лужу, после стоянки можно не съехать в места. Колодки примерзают к барабанам очень сильно из-за большей площади соприкосновения, по сравнению с дисками. Относительно малая эффективность описываемой системы связана с работой поршней в цилиндре (даже если их два). Они не в состоянии равномерно прижать полукруглую колодку ко всей поверхности барабана. Поэтому автомобиль замедляется плохо.
Она побеждает по банальной причине – лучшей эффективности, которая достигается благодаря тому, что соприкасающиеся поверхности абсолютно плоские, а не выпукло-вогнутые, как в барабанных тормозах. Второй плюс – лучшее охлаждение из-за открытости системы.
Пионером среди автомобилей по дискам стал Jaguar C-Type – спортивная машина, выпущенная в 1953 году. В Америке это Studebaker Avanti производства 1962-го. С тех пор дисковые тормоза начали свое «победное шествие» по планете.
Вся система имеет меньшее число деталей и практически умещается в суппорте. Он закреплен неподвижно. Внутри – тормозной цилиндр (их бывает несколько) с поршнями, которые выдвигаются и прижимают колодки к диску. Последние (обычно на спортивных авто) могут быть с перфорацией (дырочками) – вентилируемыми. Все преимущества (минусы) дисковых тормозов вытекают из недостатков (плюсов) барабанных.
Разве что можно добавить один момент: система боится резких перепадов температуры, которые могут возникнуть, например, после ряда активных торможений, когда детали нагреваются, и быстрого охлаждения (заезда в лужу). В этом случае есть риск коробления диска.
Возникает резонный вопрос: почему же не сделают универсальную систему, которая объединит все плюсы и лишится минусов?
Пытались. Сначала этим занималась компания Chrysler, еще в конце 40-х и начале 1950-х. Но неудачно. Однако, Audi «отряхнула пыль с архивов» и совершила свою попытку уже в конце 1980-х. Универсальные тормоза, представляющие собой диски в барабанах, компания устанавливала на серийные тяжелые машины с V-образными восьмицилиндровыми двигателями.
Механики искренне ненавидели универсальную систему из-за сложности обслуживания и дороговизны запчастей. Короче, не прижилась она: получилось, что «усовершенствованный» механизм вместо того, чтобы использовать плюсы барабанов и дисков, собрал в единое целое все их недостатки.
Если кто-то считает, что век «архаичных» тормозов закончен, то можно взглянуть на самые современные авто, использующие энергию аккумуляторов. Даже на них сзади устанавливают барабанные тормоза. Значит, их возможности далеко не исчерпаны.
Есть и еще один момент: сегодня большинство автомобилей сосредоточено в городах, где особо и не разгонишься. Если внедрять дисковые тормоза на каждую выпускаемую машину «по кругу», придется менять производственную цепочку. А это неэкономично. К тому же, установка дисковых тормозов на заднюю ось неминуемо увеличит стоимость авто, по крайней мере, на первых порах. Да и не нужны высокоэффективные тормоза владельцам, например, «Матизов», Smart, Peugeot 107 и т. п. Так что не исключено: барабанные тормоза еще переживут ДВС.
Несмотря на то, что барабанные тормоза многие сегодня считают чем-то архаичным, «немодным», они мирно уживаются с дисковыми. Достаточно взглянуть на выпускаемые автомобили. Барабаны, как правило, устанавливаются на заднюю ось малолитражных бюджетных авто и дорогих кроссоверов. И полностью диски их вытеснить не могут. Чтобы понять, почему, достаточно разобраться в устройстве обеих систем.
Предыстория
Барабанные тормоза использовались еще на конных повозках и каретах. Официально считается, что эту систему изобрел в 1902 году Луи Рено. Хотя, по другим данным, упрощенной версией пользовалась компания Maybach в 1901-м. Так это или нет, точно теперь не узнать, но барабанные тормоза изначально устанавливались повсюду, хотя в том же 1902-м Уильям Ланчестер получил в Великобритании патент на изобретение, позволяющее резко останавливать транспортное средство через прижимание колодок к диску.
Конструкция барабанных тормозов
Она, со времен Луи Рено, дожила до наших дней практически в неизменном виде. Разве что стали применять вместо одного два цилиндра, да еще установили распорные планки, автоматически выставляющие зазор по мере износа колодок. Еще совсем недавно их поджимали вручную: наши деды регулярно выполняли эту процедуру.
Вид на барабанную систему изнутри. Фото: youtube.com
Барабанные тормоз представляет собой чашу, сделанную из металла (чугун, алюминий, сталь или их сочетание) и закрепленную на колесной ступице. Внутри – гидроцилиндр (или два) с парой поршней, которые, выдвигаясь под действием жидкости, прижимают полукруглые колодки, имеющие фрикционные накладки, к внутренней поверхности барабана. Последние когда-то заменяли, наклепывая новые. Сегодня накладки приклеивают специальными составами и прикреплять эти детали вручную сегодня никому в голову не приходит – купить проще.
Плюсы барабанной системы
В первую очередь – закрытость, защищенность от влияния внешней среды. Внутрь не попадают посторонние частицы, песок, способствующие быстрому износу деталей. Благодаря этому достоинству, барабанные системы и сегодня устанавливают на заднюю ось рамных внедорожников и им подобной техники, «обреченной» «копаться» в грязи.
У настоящих внедорожников сзади – барабанные тормоза, защищенные от грязи. Фото: youtube.com
Следующий плюс заключается в том, что при увеличении площади соприкосновения колодок и «чаши» эффективность торможения повышается. Поэтому очень долго, даже после появления дисковых систем, барабаны устанавливались на большегрузные машины и автобусы безальтернативно. Ведь на для них не играет роли размер деталей механизма: это на легковушке нельзя сильно увеличивать габариты тормозных компонентов – места просто нет.
У спортивных авто диски нагреваются очень сильно. Фото: youtube.com
И еще одно преимущество – долгий срок службы. Но он связан с меньшей эффективностью барабанов, если сравнивать с дисками. В первом случае колодки прижимаются не так сильно, поэтому и изнашиваются дольше. Кто-то скажет, что барабанная система дешевле. Если брать нынешние реалии, вопрос этот спорный. Например, ручник к дисковым тормозам подвести гораздо сложнее и обходится это дороже. Тем не менее, последние все-таки распространены шире, поэтому переходим к недостаткам барабанов.
Минусы
Первый из них проявился давно, причем, на законодательном уровне! Дело в том, что для изготовления накладок колодок изначально применяли асбест – вредный для здоровья человека материал. Образующаяся от него пыль попадала в легкие механиков, слесарей, вызывая тяжелые заболевания. В итоге правительство США, обеспокоенное здоровьем граждан, предписало использовать альтернативные материалы. Однако, таковых в то время не нашлось, а саморегулирование зазоров изобрели только в 1950-х, когда в «наступление» уже пошли тормозные диски.
Внутри закрытой барабанной системы много пыли от истирающихся накладок. Фото: youtube.com
Еще один минус, вытекающий из плюса – закрытость системы. Она не позволяет улетучиваться наружу продуктам износа и при частом нажатии на тормоза вызывает повышение температуры колодок, в некоторых случаях достигающее 500°С.
Поклонники экологии будут «за» изолированную полость: потом можно утилизировать продукты износа, чтобы они не загрязняли окружающую среду. Но вот только делает ли кто-то нечто подобное – большой вопрос.
Если зимой попасть в растопленную реагентами лужу, после стоянки можно не съехать в места. Колодки примерзают к барабанам очень сильно из-за большей площади соприкосновения, по сравнению с дисками. Относительно малая эффективность описываемой системы связана с работой поршней в цилиндре (даже если их два). Они не в состоянии равномерно прижать полукруглую колодку ко всей поверхности барабана. Поэтому автомобиль замедляется плохо.
Дисковая тормозная система
Она побеждает по банальной причине – лучшей эффективности, которая достигается благодаря тому, что соприкасающиеся поверхности абсолютно плоские, а не выпукло-вогнутые, как в барабанных тормозах. Второй плюс – лучшее охлаждение из-за открытости системы.
Эксперимент, показывающий, как нагреваются тормоза. Фото: youtube.com
Пионером среди автомобилей по дискам стал Jaguar C-Type – спортивная машина, выпущенная в 1953 году. В Америке это Studebaker Avanti производства 1962-го. С тех пор дисковые тормоза начали свое «победное шествие» по планете.
Jaguar C-Type – первое легковое авто с дисковыми тормозами. Фото: youtube.com
Вся система имеет меньшее число деталей и практически умещается в суппорте. Он закреплен неподвижно. Внутри – тормозной цилиндр (их бывает несколько) с поршнями, которые выдвигаются и прижимают колодки к диску. Последние (обычно на спортивных авто) могут быть с перфорацией (дырочками) – вентилируемыми. Все преимущества (минусы) дисковых тормозов вытекают из недостатков (плюсов) барабанных.
Устройство и работа дисковых тормозов. Фото: youtube.com
Разве что можно добавить один момент: система боится резких перепадов температуры, которые могут возникнуть, например, после ряда активных торможений, когда детали нагреваются, и быстрого охлаждения (заезда в лужу). В этом случае есть риск коробления диска.
Перфорированные диски. Фото: youtube.com
Возникает резонный вопрос: почему же не сделают универсальную систему, которая объединит все плюсы и лишится минусов?
Дисковая система открытая, поэтому неподвижные части быстро ржавеют. Фото: youtube.com
Пытались. Сначала этим занималась компания Chrysler, еще в конце 40-х и начале 1950-х. Но неудачно. Однако, Audi «отряхнула пыль с архивов» и совершила свою попытку уже в конце 1980-х. Универсальные тормоза, представляющие собой диски в барабанах, компания устанавливала на серийные тяжелые машины с V-образными восьмицилиндровыми двигателями.
Механики искренне ненавидели универсальную систему из-за сложности обслуживания и дороговизны запчастей. Короче, не прижилась она: получилось, что «усовершенствованный» механизм вместо того, чтобы использовать плюсы барабанов и дисков, собрал в единое целое все их недостатки.
Вердикт
Если кто-то считает, что век «архаичных» тормозов закончен, то можно взглянуть на самые современные авто, использующие энергию аккумуляторов. Даже на них сзади устанавливают барабанные тормоза. Значит, их возможности далеко не исчерпаны.
Замена задних колодок на барабанных тормозах Daewoo Matiz
Есть и еще один момент: сегодня большинство автомобилей сосредоточено в городах, где особо и не разгонишься. Если внедрять дисковые тормоза на каждую выпускаемую машину «по кругу», придется менять производственную цепочку. А это неэкономично. К тому же, установка дисковых тормозов на заднюю ось неминуемо увеличит стоимость авто, по крайней мере, на первых порах. Да и не нужны высокоэффективные тормоза владельцам, например, «Матизов», Smart, Peugeot 107 и т. п. Так что не исключено: барабанные тормоза еще переживут ДВС.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
Внедорожные самолеты – такие тоже бывают
Малая авиация удивляет конструкторскими решениями. Казалось бы, для любого, даже небольшого самолета, нужна взлетная полоса. По факту, требуется она и...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....