
Тормоза: диски или барабаны?
И дисковые и барабанные тормоза работают по одному и тому же принципу. Благодаря им, транспортное средство останавливается из-за возникающей силы трения. Вот только техническая реализация идеи у обеих систем разная.
Несмотря на то, что барабанные тормоза многие сегодня считают чем-то архаичным, «немодным», они мирно уживаются с дисковыми. Достаточно взглянуть на выпускаемые автомобили. Барабаны, как правило, устанавливаются на заднюю ось малолитражных бюджетных авто и дорогих кроссоверов. И полностью диски их вытеснить не могут. Чтобы понять, почему, достаточно разобраться в устройстве обеих систем.
Барабанные тормоза использовались еще на конных повозках и каретах. Официально считается, что эту систему изобрел в 1902 году Луи Рено. Хотя, по другим данным, упрощенной версией пользовалась компания Maybach в 1901-м. Так это или нет, точно теперь не узнать, но барабанные тормоза изначально устанавливались повсюду, хотя в том же 1902-м Уильям Ланчестер получил в Великобритании патент на изобретение, позволяющее резко останавливать транспортное средство через прижимание колодок к диску.
Она, со времен Луи Рено, дожила до наших дней практически в неизменном виде. Разве что стали применять вместо одного два цилиндра, да еще установили распорные планки, автоматически выставляющие зазор по мере износа колодок. Еще совсем недавно их поджимали вручную: наши деды регулярно выполняли эту процедуру.
Вид на барабанную систему изнутри. Фото: youtube.com
Барабанные тормоз представляет собой чашу, сделанную из металла (чугун, алюминий, сталь или их сочетание) и закрепленную на колесной ступице. Внутри – гидроцилиндр (или два) с парой поршней, которые, выдвигаясь под действием жидкости, прижимают полукруглые колодки, имеющие фрикционные накладки, к внутренней поверхности барабана. Последние когда-то заменяли, наклепывая новые. Сегодня накладки приклеивают специальными составами и прикреплять эти детали вручную сегодня никому в голову не приходит – купить проще.
В первую очередь – закрытость, защищенность от влияния внешней среды. Внутрь не попадают посторонние частицы, песок, способствующие быстрому износу деталей. Благодаря этому достоинству, барабанные системы и сегодня устанавливают на заднюю ось рамных внедорожников и им подобной техники, «обреченной» «копаться» в грязи.
У настоящих внедорожников сзади – барабанные тормоза, защищенные от грязи. Фото: youtube.com
Следующий плюс заключается в том, что при увеличении площади соприкосновения колодок и «чаши» эффективность торможения повышается. Поэтому очень долго, даже после появления дисковых систем, барабаны устанавливались на большегрузные машины и автобусы безальтернативно. Ведь на для них не играет роли размер деталей механизма: это на легковушке нельзя сильно увеличивать габариты тормозных компонентов – места просто нет.
У спортивных авто диски нагреваются очень сильно. Фото: youtube.com
И еще одно преимущество – долгий срок службы. Но он связан с меньшей эффективностью барабанов, если сравнивать с дисками. В первом случае колодки прижимаются не так сильно, поэтому и изнашиваются дольше. Кто-то скажет, что барабанная система дешевле. Если брать нынешние реалии, вопрос этот спорный. Например, ручник к дисковым тормозам подвести гораздо сложнее и обходится это дороже. Тем не менее, последние все-таки распространены шире, поэтому переходим к недостаткам барабанов.
Первый из них проявился давно, причем, на законодательном уровне! Дело в том, что для изготовления накладок колодок изначально применяли асбест – вредный для здоровья человека материал. Образующаяся от него пыль попадала в легкие механиков, слесарей, вызывая тяжелые заболевания. В итоге правительство США, обеспокоенное здоровьем граждан, предписало использовать альтернативные материалы. Однако, таковых в то время не нашлось, а саморегулирование зазоров изобрели только в 1950-х, когда в «наступление» уже пошли тормозные диски.
Внутри закрытой барабанной системы много пыли от истирающихся накладок. Фото: youtube.com
Еще один минус, вытекающий из плюса – закрытость системы. Она не позволяет улетучиваться наружу продуктам износа и при частом нажатии на тормоза вызывает повышение температуры колодок, в некоторых случаях достигающее 500°С.
Если зимой попасть в растопленную реагентами лужу, после стоянки можно не съехать в места. Колодки примерзают к барабанам очень сильно из-за большей площади соприкосновения, по сравнению с дисками. Относительно малая эффективность описываемой системы связана с работой поршней в цилиндре (даже если их два). Они не в состоянии равномерно прижать полукруглую колодку ко всей поверхности барабана. Поэтому автомобиль замедляется плохо.
Она побеждает по банальной причине – лучшей эффективности, которая достигается благодаря тому, что соприкасающиеся поверхности абсолютно плоские, а не выпукло-вогнутые, как в барабанных тормозах. Второй плюс – лучшее охлаждение из-за открытости системы.
Эксперимент, показывающий, как нагреваются тормоза. Фото: youtube.com
Пионером среди автомобилей по дискам стал Jaguar C-Type – спортивная машина, выпущенная в 1953 году. В Америке это Studebaker Avanti производства 1962-го. С тех пор дисковые тормоза начали свое «победное шествие» по планете.
Jaguar C-Type – первое легковое авто с дисковыми тормозами. Фото: youtube.com
Вся система имеет меньшее число деталей и практически умещается в суппорте. Он закреплен неподвижно. Внутри – тормозной цилиндр (их бывает несколько) с поршнями, которые выдвигаются и прижимают колодки к диску. Последние (обычно на спортивных авто) могут быть с перфорацией (дырочками) – вентилируемыми. Все преимущества (минусы) дисковых тормозов вытекают из недостатков (плюсов) барабанных.
Устройство и работа дисковых тормозов. Фото: youtube.com
Разве что можно добавить один момент: система боится резких перепадов температуры, которые могут возникнуть, например, после ряда активных торможений, когда детали нагреваются, и быстрого охлаждения (заезда в лужу). В этом случае есть риск коробления диска.
Перфорированные диски. Фото: youtube.com
Возникает резонный вопрос: почему же не сделают универсальную систему, которая объединит все плюсы и лишится минусов?
Дисковая система открытая, поэтому неподвижные части быстро ржавеют. Фото: youtube.com
Пытались. Сначала этим занималась компания Chrysler, еще в конце 40-х и начале 1950-х. Но неудачно. Однако, Audi «отряхнула пыль с архивов» и совершила свою попытку уже в конце 1980-х. Универсальные тормоза, представляющие собой диски в барабанах, компания устанавливала на серийные тяжелые машины с V-образными восьмицилиндровыми двигателями.
Механики искренне ненавидели универсальную систему из-за сложности обслуживания и дороговизны запчастей. Короче, не прижилась она: получилось, что «усовершенствованный» механизм вместо того, чтобы использовать плюсы барабанов и дисков, собрал в единое целое все их недостатки.
Если кто-то считает, что век «архаичных» тормозов закончен, то можно взглянуть на самые современные авто, использующие энергию аккумуляторов. Даже на них сзади устанавливают барабанные тормоза. Значит, их возможности далеко не исчерпаны.
Есть и еще один момент: сегодня большинство автомобилей сосредоточено в городах, где особо и не разгонишься. Если внедрять дисковые тормоза на каждую выпускаемую машину «по кругу», придется менять производственную цепочку. А это неэкономично. К тому же, установка дисковых тормозов на заднюю ось неминуемо увеличит стоимость авто, по крайней мере, на первых порах. Да и не нужны высокоэффективные тормоза владельцам, например, «Матизов», Smart, Peugeot 107 и т. п. Так что не исключено: барабанные тормоза еще переживут ДВС.
Несмотря на то, что барабанные тормоза многие сегодня считают чем-то архаичным, «немодным», они мирно уживаются с дисковыми. Достаточно взглянуть на выпускаемые автомобили. Барабаны, как правило, устанавливаются на заднюю ось малолитражных бюджетных авто и дорогих кроссоверов. И полностью диски их вытеснить не могут. Чтобы понять, почему, достаточно разобраться в устройстве обеих систем.
Предыстория
Барабанные тормоза использовались еще на конных повозках и каретах. Официально считается, что эту систему изобрел в 1902 году Луи Рено. Хотя, по другим данным, упрощенной версией пользовалась компания Maybach в 1901-м. Так это или нет, точно теперь не узнать, но барабанные тормоза изначально устанавливались повсюду, хотя в том же 1902-м Уильям Ланчестер получил в Великобритании патент на изобретение, позволяющее резко останавливать транспортное средство через прижимание колодок к диску.
Конструкция барабанных тормозов
Она, со времен Луи Рено, дожила до наших дней практически в неизменном виде. Разве что стали применять вместо одного два цилиндра, да еще установили распорные планки, автоматически выставляющие зазор по мере износа колодок. Еще совсем недавно их поджимали вручную: наши деды регулярно выполняли эту процедуру.

Барабанные тормоз представляет собой чашу, сделанную из металла (чугун, алюминий, сталь или их сочетание) и закрепленную на колесной ступице. Внутри – гидроцилиндр (или два) с парой поршней, которые, выдвигаясь под действием жидкости, прижимают полукруглые колодки, имеющие фрикционные накладки, к внутренней поверхности барабана. Последние когда-то заменяли, наклепывая новые. Сегодня накладки приклеивают специальными составами и прикреплять эти детали вручную сегодня никому в голову не приходит – купить проще.
Плюсы барабанной системы
В первую очередь – закрытость, защищенность от влияния внешней среды. Внутрь не попадают посторонние частицы, песок, способствующие быстрому износу деталей. Благодаря этому достоинству, барабанные системы и сегодня устанавливают на заднюю ось рамных внедорожников и им подобной техники, «обреченной» «копаться» в грязи.

Следующий плюс заключается в том, что при увеличении площади соприкосновения колодок и «чаши» эффективность торможения повышается. Поэтому очень долго, даже после появления дисковых систем, барабаны устанавливались на большегрузные машины и автобусы безальтернативно. Ведь на для них не играет роли размер деталей механизма: это на легковушке нельзя сильно увеличивать габариты тормозных компонентов – места просто нет.

И еще одно преимущество – долгий срок службы. Но он связан с меньшей эффективностью барабанов, если сравнивать с дисками. В первом случае колодки прижимаются не так сильно, поэтому и изнашиваются дольше. Кто-то скажет, что барабанная система дешевле. Если брать нынешние реалии, вопрос этот спорный. Например, ручник к дисковым тормозам подвести гораздо сложнее и обходится это дороже. Тем не менее, последние все-таки распространены шире, поэтому переходим к недостаткам барабанов.
Минусы
Первый из них проявился давно, причем, на законодательном уровне! Дело в том, что для изготовления накладок колодок изначально применяли асбест – вредный для здоровья человека материал. Образующаяся от него пыль попадала в легкие механиков, слесарей, вызывая тяжелые заболевания. В итоге правительство США, обеспокоенное здоровьем граждан, предписало использовать альтернативные материалы. Однако, таковых в то время не нашлось, а саморегулирование зазоров изобрели только в 1950-х, когда в «наступление» уже пошли тормозные диски.

Еще один минус, вытекающий из плюса – закрытость системы. Она не позволяет улетучиваться наружу продуктам износа и при частом нажатии на тормоза вызывает повышение температуры колодок, в некоторых случаях достигающее 500°С.
Поклонники экологии будут «за» изолированную полость: потом можно утилизировать продукты износа, чтобы они не загрязняли окружающую среду. Но вот только делает ли кто-то нечто подобное – большой вопрос.
Если зимой попасть в растопленную реагентами лужу, после стоянки можно не съехать в места. Колодки примерзают к барабанам очень сильно из-за большей площади соприкосновения, по сравнению с дисками. Относительно малая эффективность описываемой системы связана с работой поршней в цилиндре (даже если их два). Они не в состоянии равномерно прижать полукруглую колодку ко всей поверхности барабана. Поэтому автомобиль замедляется плохо.
Дисковая тормозная система
Она побеждает по банальной причине – лучшей эффективности, которая достигается благодаря тому, что соприкасающиеся поверхности абсолютно плоские, а не выпукло-вогнутые, как в барабанных тормозах. Второй плюс – лучшее охлаждение из-за открытости системы.

Пионером среди автомобилей по дискам стал Jaguar C-Type – спортивная машина, выпущенная в 1953 году. В Америке это Studebaker Avanti производства 1962-го. С тех пор дисковые тормоза начали свое «победное шествие» по планете.

Вся система имеет меньшее число деталей и практически умещается в суппорте. Он закреплен неподвижно. Внутри – тормозной цилиндр (их бывает несколько) с поршнями, которые выдвигаются и прижимают колодки к диску. Последние (обычно на спортивных авто) могут быть с перфорацией (дырочками) – вентилируемыми. Все преимущества (минусы) дисковых тормозов вытекают из недостатков (плюсов) барабанных.

Разве что можно добавить один момент: система боится резких перепадов температуры, которые могут возникнуть, например, после ряда активных торможений, когда детали нагреваются, и быстрого охлаждения (заезда в лужу). В этом случае есть риск коробления диска.

Возникает резонный вопрос: почему же не сделают универсальную систему, которая объединит все плюсы и лишится минусов?

Пытались. Сначала этим занималась компания Chrysler, еще в конце 40-х и начале 1950-х. Но неудачно. Однако, Audi «отряхнула пыль с архивов» и совершила свою попытку уже в конце 1980-х. Универсальные тормоза, представляющие собой диски в барабанах, компания устанавливала на серийные тяжелые машины с V-образными восьмицилиндровыми двигателями.
Механики искренне ненавидели универсальную систему из-за сложности обслуживания и дороговизны запчастей. Короче, не прижилась она: получилось, что «усовершенствованный» механизм вместо того, чтобы использовать плюсы барабанов и дисков, собрал в единое целое все их недостатки.
Вердикт
Если кто-то считает, что век «архаичных» тормозов закончен, то можно взглянуть на самые современные авто, использующие энергию аккумуляторов. Даже на них сзади устанавливают барабанные тормоза. Значит, их возможности далеко не исчерпаны.
Замена задних колодок на барабанных тормозах Daewoo Matiz
Есть и еще один момент: сегодня большинство автомобилей сосредоточено в городах, где особо и не разгонишься. Если внедрять дисковые тормоза на каждую выпускаемую машину «по кругу», придется менять производственную цепочку. А это неэкономично. К тому же, установка дисковых тормозов на заднюю ось неминуемо увеличит стоимость авто, по крайней мере, на первых порах. Да и не нужны высокоэффективные тормоза владельцам, например, «Матизов», Smart, Peugeot 107 и т. п. Так что не исключено: барабанные тормоза еще переживут ДВС.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...