Столетнее «Лезвие бритвы», созданное Aston Martin для рекордов
44

Столетнее «Лезвие бритвы», созданное Aston Martin для рекордов

Компания Aston Martin является британским производителем спортивных автомобилей класса люкс. Она получила свое название от имени основателя Лайонела Мартина и завода Aston Hill. 30 лет назад производство оказалось в составе корпорации Ford, а в 2007-м бренд перешел под знамена британского консорциума Prodrive.


Первый прототип у Лайонела Мартина и Роберта Бэмфорда появился еще в начале десятых прошлого века. Он стал инструментом для продвижения их растущего бизнеса, препятствием которому оказались грядущие военные времена.

Столетнее «Лезвие бритвы», созданное Aston Martin для рекордовAston Martin Razor Blade из 20-х прошлого века. Фото: youtube.com

Несмотря на это, уже в марте 1915-го Aston Martin получил официальную регистрацию. А спустя четыре года одна из моделей приняла участие в гонках на выносливость от Лондона до Эдинбурга. Все прошло на высшем уровне и экипаж увез домой с соревнований золотую медаль. Позже, в 20-х годах минувшего столетия, продолжились испытания машины на знаменитой трассе Бруклендс.

«Лезвие бритвы» с кабиной и без нее


Последним упоминаем легендарного автомобиля стала запись в журнале о продаже модели в 1924 году. Указанная сумма составила 50 фунтов стерлингов, что сто лет назад (по мнению историков) было вполне разумной ценой. Исходя из этого, они считают, что новый владелец приобрел технику с намереньем сохранять ее в эксплуатации. Тем не менее с данного момента след уникального первого Aston Martin полностью потерян и дальнейшая его судьба неизвестна.

У компании сохранилась коллекция старинных фото, которые подтверждают, что их первенец несколько раз менял свою внешность. Изображения показывают, что за время существования «Coal Scuttle» оснащался более чем одним комплектом:

✅ передних крыльев
✅ фар
✅ звуковых сигналов и т. д.

Никто точно не уверен, дожил ли этот экземпляр до наших времен и какой теперь имеет внешний вид. А самым старым продолжают считать сохранившийся прототип Aston Martin А3 выпуска 1921 года. Но сегодня мы поговорим о другой интересной модели.

Данный конкретный экземпляр автомобиля Bamford and Martin (с номером шасси 1915) называется Razor Blade. Он имеет очень скромные параметры в ширину и одноместный кузов.


Razor Blade на сегодня считается самым узким гоночным автомобилем в мире (в самой широкой точке – всего 47 см). Кстати, почти у всех моделей марки Aston Martin существуют личные имена. Первоначально кабина рассматриваемого авто была закрыта аэродинамической крышкой (тип «устрица») и многими считалась клаустрофобной.

Скажем больше, некоторые водители ростом повыше даже не помещались в ней. Поэтому со временем пришли к логичному решению убрать верх, на котором находилось название модели. В последующие годы «Лезвие бритвы» превратилось в открытый гоночный командный автомобиль B&M. В нем устанавливался двигатель от French GP 1922 года:

✅ двухвальный
✅ 16-клапанный
✅ рабочий объем – 1,5 литра
✅ мощность – 55 л. с

Специально изготовленное шасси оказалось не совсем обычным, т. к. имело вогнутую заднюю часть и узкую 91,4-сантиметровую колею. Это привело к тому, что «крабовидный» автомобиль получил печальную известность своим непростым управлением.

Рекорд скорости, так и оставшийся лишь в мечтах


Гладкий кузов из алюминиевого сплава изготовлен авиастроительной компанией De Havilland, поскольку сама B&M являлась инжиниринговой группой, не способной к производству автомобильных корпусов. Все делалось для того, чтобы сделать «болид» суперскоростным агрегатом 20-х годов прошлого века.

1,5-литровый силовой агрегат. Фото: youtube.com

Первоначальной целью являлась возможность превышение 100-мильного рубежа (163 км/ч). Технические условия не позволили этого достичь, но авто стало одной из самых резвых конструкций столетней давности, являясь неизменным и успешным участником Brooklands.

Пилотируемый майором Фрэнком Хэлфордом (инженер De Havilland) Razor Blade уже в первой гонке одержал уверенную победу. Это произошло в августе 1923 года на BARC Meeting. В тех соревнованиях авто проходило круг на скорости, близкой к 160 км/ч.

Позже в том же году спорткар установил рекорд в миле с места: 74,12 миль/час (или 119 км/ч). Управлял автомобилем Кенсингтон-Моир. А вот в руках все того же Хэлфорда он смог на километровом участке разогнаться до среднего показателя в 107 км/ч.

Приборная панель Razor Blade. Фото: youtube.com

Возвращаясь к истокам проекта, стоит напомнить, что он создавался с единственной целью – побить рекорд скорости в категории легких гоночных автомобилей. Чтобы достичь желаемого производители учли ряд моментов:

✅ малый вес
✅ отточенная динамика
✅ другие элементы конструкции, рассчитанные на высокую скорость

Начальное название автомобиль имел Oyster. Но позже дизайн, сильно походивший на лезвие бритвы, родил новое прозвище, ставшее официальным наименованием. Основной причиной, конечно же, являлся интересный обтекатель от авиастроителей. Его тонкие панели стали настоящим шедевром с точки зрения эффективности.

Силовой агрегат появился благодаря элементарному разделению изначальной 3-литровой восьмицилиндровой конструкции французского производства от Ballot. Казалось резвый двигатель в сочетании с максимально облегченным корпусом станет отличным залогом успеха в побитии мирового рекорда скорости.

Метка в 163,17 км/ч числилась за автомобилем AC Cars. Преодолеть ее попытались в 1923 году, вблизи Бруклендса. За рулем Razor Blade находился британский пилот и автомобильный журналист Сэмми Дэвис (полное имя которого Сидней Чарльз Хоутон Дэвис).

Посадочное место посередине. Фото: youtube.com

Спорткар прекрасно чувствовал себя на дороге, продолжая уверенно набирать обороты. Но превысив планку в 160 км/ч произошел чрезмерный износ одной из передних шин. Это привело к тому, что она треснула в нескольких местах и от идеи побития рекорда пришлось отказаться. Позже были установлены два других высших достижения, о которых мы уже упоминали выше.

Дальнейшая история модели


В более поздние времена автомобиль добился ряда успехов в гонках и активно эксплуатировался до 50-х годов, когда его перевезли в Автомобильный музей Харры в США. Потом он попал уже в Бруклендский музей родной Британии, что стало более логичным местом. Ведь именно здесь он получил такую богатую историю в прежний период.

Новый владелец возил его на различные исторические мероприятия, такие как Фестиваль скорости в Гудвуде. Вполне уместно, что автомобиль теперь находится в сарае Джексона. При этом Razor Blade все еще иногда используется в Vintage Motorsport.

Одним из знаковых событий стало и его участие в преддверии празднования столетия Aston Martin. Тогда автомобиль припарковали в Perks Field, с эксклюзивной лондонской улицей Kensington Palace Gardens на заднем плане, сделав ряд красивых фото. Хотя его и проектировали как гоночный автомобиль, Razor Blade на самом деле зарегистрирован в Великобритании и имеет номерной знак XO9958, что позволяет смело выезжать на дороги общего пользования.

Aston Martin Razor Blade: вид сзади. Фото: youtube.com

Авто вполне может подойти и водителю из континентальной Европы. Ведь оно не праворульное, а одноместное со средней посадкой пилота. В середине прошлого месяца его выставили на торги в магазине Ecurie Bertelli, который специализируется на довоенных моделях Aston Martin. Цена – 750 тысяч британских фунтов (чуть более 90 миллионов рублей).
А вам понравился Aston Martin Razor Blade?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-32: мировые рекорды не забываем!

Як-32: мировые рекорды не забываем!

На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...