Piper Malibu PA-46: тысячный самолет сошел с конвейера
Модель РА-46 больше известна, как Piper Malibu. Машина, видимо, названа в честь американского курорта на Тихоокеанском побережье, известного своими пляжами и сериалом. Это и неудивительно: изначально самолет, разработанный компанией Piper Aircraft, предназначался для развлекательных путешествий.
Машина задумывалась в 1977-м, как конкурент набиравшей популярность Cessna 210 Centurion (выпускалась с 1957 по 1985-й). Впервые в небо бизнес-джет поднялся в ноябре 1979 года, а его массовое производство стартовало в 1983-м.
Самолет разрабатывалась с нуля: может, отчасти, поэтому и стал популярным. Сегодня его модификации летают по всему миру. Piper Malibu используется частными лицами и авиаперевозчиками для выполнения местных рейсов. Машины были исключительно поршневыми, только сравнительно недавно появилась турбовинтовая версия.
Предсерийный экземпляр совершил свой первый полет в 1982 году, в следующем был получен сертификат типа. Через месяц после официального «признания» воздушного судна, стартовали его поставки заказчикам: сначала с двигателем Continental TSIO-520 (он устанавливался на первые 404 единицы техники). Силовой агрегат имел турбонаддув и развивал 250-310 «лошадей». Довольно популярный мотор, производство которого началось аж в 1964 году, и, с непринципиальными изменениями, продолжается сегодня. Например, им комплектуется Tecnam P2012 Traveller. Мощность ДВС впоследствии была доведена до 375 л. с.
Но в то время таких «лошадей» у данного мотора не было, и производитель «Малибу» установил на свой самолет TSIO-520BE, развивавший 310 л. с. Машина получила индекс PA-46-310P. На ней летчик Стив Стаут даже установил несколько скоростных рекордов на соревнованиях для одномоторных самолетов. Его Malibu N9114B пролетел от Сиэтла до Ньй-Йорка, развив 402,336 км/ч. А расстояние от Чикаго до Торонто в 1989 году пилот преодолел со скоростью 706,52 км/ч.
Несмотря на рекламные рекорды, компания Piper Aircraft еще в 1986-м была вынуждена отказаться от ДВС, производимых Continental Aerospace Technologies. Это было обусловлено целым рядом отказов моторов, приведших к авариям и катастрофам. В результате одного из инцидентов, связанных с крушением «Малибу» из-за поломки ДВС, пилоту удалось отсудить у производителя двигателей 32 млн долларов. Однако, эксперты были уверены: неисправности связаны с неправильной эксплуатацией мотора, рассчитанного на применение обедненной смеси.
В то время большинство пилотов предпочитали привычный режим обогащения – rich side of peak TIT. Это вызывало резкое увеличение температуры и давление в цилиндрах, что вело к поломке ДВС. Как показывала практика, те летчики, которые соблюдали рекомендации производителя, эксплуатировали двигатели «Континенталь» без проблем. И все же, Piper Aircraft решила выпустить следующую модификацию бизнес-джета с иным силовым агрегатом.
Машина получила собственное имя – Malibu Mirage. На конвейере самолет с 1988 года. Теперь на нем устанавливался двигатель Textron Lycoming TIO-540-AE2A, выдававший 350 «лошадей», что зафиксировано в индексе изделия. Турбированный мотор позволял самолету развивать скорость до 408 км/ч.
В случае отказа силового агрегата воздушное судно, благодаря отличной аэродинамике, могло планировать с высоты 6,7 км на расстояние до 90 км. Дальность полета – 2491 км, а максимальный потолок – 7,62 км. Машина сделана герметичной: давление внутри, как на высоте 1800 м над уровнем моря. Это позволяет избежать «закладывания» ушей при вертикальном перемещении модели.
Модифицированная версия «Миража». Здесь стоит такой же двигатель. Основное отличие – приборное оборудование Garmin G1000 NXi с системой защиты от обледенения и гипоксии. В последнем случае имеется в виду потеря сознания пилотом. Тогда «Малибу» автоматически пойдет на снижение.
Несмотря на комфорт и более мощный двигатель, машина считалась «трудягой» – ее охотно покупали все: и бизнесмены и авиаперевозчики. В 2013-м Piper Aircraft гордо объявила СМИ о том, что за ворота ее предприятия выкатили 800-ю модель Mirage.
В 1997 году производитель популярной марки решил укомплектовать машину очередным мотором – турбовинтовым Pratt & Whitney Canada PT6A-42A мощностью уже 500 «лошадей». В кабине – авионика Garmin G1000 с автопилотом GFC 700 от того же производителя. Также появились законцовки на немного увеличенных по площади крыльях. Опционально доступна спутниковая система, кондиционер, устройство для защиты от обледенения и многое другое.
В просторном салоне, рассчитанном на пять человек (количество может варьироваться, в зависимости от компоновки) установлены кожаные кресла, настраиваемые по углу наклона, высоте. У каждого места – индивидуальные регулировки освещения, кондиционирования.
Пара модернизированных вариантов «Меридиана», получивших, как и М350, авионику Garmin G1000 NXi с защитой от гипоксии, как на М350. Двигатель – тот же Pratt & Whitney PT6A-42A, имеющий расход горючего в 140 л/ч. Вторая версия, представленная в 2015-м, имеет полное название PA-46-600TP.
Отличается более мощным, в 600 л. с. двигателем. Дальность полета составила 2748 км, максимальная скорость – 507 км/ч. С 2020-го производитель предлагает опционально интегрировать в авионику систему автоматической посадки.
Машина была представлена в 2007 году и удивила неожиданными характеристиками. Все привыкли, что каждая последующая модель по каким-то параметрам превосходит предыдущую. А тут производитель говорит о выпуске самолета с уменьшенной до 350 л. с. мощностью и кабиной без герметизации.
Цель Piper Aircraft очевидна: сделать самолет для ниши авиалюбителей, которым не требуется большая высота или скорость полета. Таким людям важнее экономичность, удобство и доступность техники по цене. И действительно: при отличном комфорте за меньшие деньги покупатель получал надежную (что проверено десятилетиями) машину с относительно небольшим расходом горючего.
Внешний вид Matrix точно такой же, как и у Mirage. Шасси – складывающееся, число мест – 6. Отказ от герметизации позволил уменьшить массу воздушного судна, что дало возможность брать на борт больше груза.
Все остальные основные технические характеристики обновленной машины такие же, как и у Mirage. Максимальная экономия топлива достигается при полете на высоте 3,6 км с крейсерской скоростью 349 км/ч. Пустой самолет весит 1,362 тонны, взлетная масса – почти 2 т.
Модель представлена в минувшем году и предназначена для замены М600. Как видно из индекса, обладает мотором мощностью 700 л. с. На борту – авионика G3000.
В феврале самолет получил сертификат FAA 29, а в августе – еще один документ FAA, позволяющий эксплуатировать модель на аэродромах с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Машина пошла в серию: первый экземпляр, который выкатили из заводских ворот, стал 1000-м воздушным судном под маркой Piper Malibu РА-46.
Машина задумывалась в 1977-м, как конкурент набиравшей популярность Cessna 210 Centurion (выпускалась с 1957 по 1985-й). Впервые в небо бизнес-джет поднялся в ноябре 1979 года, а его массовое производство стартовало в 1983-м.
Piper Aircraft стремилась сделать доступный по цене надежный бизнес-джет. Фото: youtube.com
Самолет разрабатывалась с нуля: может, отчасти, поэтому и стал популярным. Сегодня его модификации летают по всему миру. Piper Malibu используется частными лицами и авиаперевозчиками для выполнения местных рейсов. Машины были исключительно поршневыми, только сравнительно недавно появилась турбовинтовая версия.
Развитие модели
Предсерийный экземпляр совершил свой первый полет в 1982 году, в следующем был получен сертификат типа. Через месяц после официального «признания» воздушного судна, стартовали его поставки заказчикам: сначала с двигателем Continental TSIO-520 (он устанавливался на первые 404 единицы техники). Силовой агрегат имел турбонаддув и развивал 250-310 «лошадей». Довольно популярный мотор, производство которого началось аж в 1964 году, и, с непринципиальными изменениями, продолжается сегодня. Например, им комплектуется Tecnam P2012 Traveller. Мощность ДВС впоследствии была доведена до 375 л. с.
За всю свою историю РА-46 комплектовался разными двигателями. Фото: youtube.com
Но в то время таких «лошадей» у данного мотора не было, и производитель «Малибу» установил на свой самолет TSIO-520BE, развивавший 310 л. с. Машина получила индекс PA-46-310P. На ней летчик Стив Стаут даже установил несколько скоростных рекордов на соревнованиях для одномоторных самолетов. Его Malibu N9114B пролетел от Сиэтла до Ньй-Йорка, развив 402,336 км/ч. А расстояние от Чикаго до Торонто в 1989 году пилот преодолел со скоростью 706,52 км/ч.
Проблемы с двигателем
Несмотря на рекламные рекорды, компания Piper Aircraft еще в 1986-м была вынуждена отказаться от ДВС, производимых Continental Aerospace Technologies. Это было обусловлено целым рядом отказов моторов, приведших к авариям и катастрофам. В результате одного из инцидентов, связанных с крушением «Малибу» из-за поломки ДВС, пилоту удалось отсудить у производителя двигателей 32 млн долларов. Однако, эксперты были уверены: неисправности связаны с неправильной эксплуатацией мотора, рассчитанного на применение обедненной смеси.
В кабине Piper PA-46, выпущенного в 1986 году (снимок 2019-го). Фото: youtube.com
В то время большинство пилотов предпочитали привычный режим обогащения – rich side of peak TIT. Это вызывало резкое увеличение температуры и давление в цилиндрах, что вело к поломке ДВС. Как показывала практика, те летчики, которые соблюдали рекомендации производителя, эксплуатировали двигатели «Континенталь» без проблем. И все же, Piper Aircraft решила выпустить следующую модификацию бизнес-джета с иным силовым агрегатом.
PA-46-350P «Мираж»
Машина получила собственное имя – Malibu Mirage. На конвейере самолет с 1988 года. Теперь на нем устанавливался двигатель Textron Lycoming TIO-540-AE2A, выдававший 350 «лошадей», что зафиксировано в индексе изделия. Турбированный мотор позволял самолету развивать скорость до 408 км/ч.
Двигатель Lycoming оказался надежнее Continental. Фото: youtube.com
В случае отказа силового агрегата воздушное судно, благодаря отличной аэродинамике, могло планировать с высоты 6,7 км на расстояние до 90 км. Дальность полета – 2491 км, а максимальный потолок – 7,62 км. Машина сделана герметичной: давление внутри, как на высоте 1800 м над уровнем моря. Это позволяет избежать «закладывания» ушей при вертикальном перемещении модели.
М350
Модифицированная версия «Миража». Здесь стоит такой же двигатель. Основное отличие – приборное оборудование Garmin G1000 NXi с системой защиты от обледенения и гипоксии. В последнем случае имеется в виду потеря сознания пилотом. Тогда «Малибу» автоматически пойдет на снижение.
Mirage M350 оснащен раскладывающимся трапом. Фото: youtube.com
Несмотря на комфорт и более мощный двигатель, машина считалась «трудягой» – ее охотно покупали все: и бизнесмены и авиаперевозчики. В 2013-м Piper Aircraft гордо объявила СМИ о том, что за ворота ее предприятия выкатили 800-ю модель Mirage.
PA-46-500TP «Малибу Меридиан»
В 1997 году производитель популярной марки решил укомплектовать машину очередным мотором – турбовинтовым Pratt & Whitney Canada PT6A-42A мощностью уже 500 «лошадей». В кабине – авионика Garmin G1000 с автопилотом GFC 700 от того же производителя. Также появились законцовки на немного увеличенных по площади крыльях. Опционально доступна спутниковая система, кондиционер, устройство для защиты от обледенения и многое другое.
Один из вариантов оформления салона. Фото: youtube.com
В просторном салоне, рассчитанном на пять человек (количество может варьироваться, в зависимости от компоновки) установлены кожаные кресла, настраиваемые по углу наклона, высоте. У каждого места – индивидуальные регулировки освещения, кондиционирования.
М500 и М600
Пара модернизированных вариантов «Меридиана», получивших, как и М350, авионику Garmin G1000 NXi с защитой от гипоксии, как на М350. Двигатель – тот же Pratt & Whitney PT6A-42A, имеющий расход горючего в 140 л/ч. Вторая версия, представленная в 2015-м, имеет полное название PA-46-600TP.
Если нужно везти груз, кресла складываются. Фото: youtube.com
Отличается более мощным, в 600 л. с. двигателем. Дальность полета составила 2748 км, максимальная скорость – 507 км/ч. С 2020-го производитель предлагает опционально интегрировать в авионику систему автоматической посадки.
Piper PA-46R-350T Matrix
Машина была представлена в 2007 году и удивила неожиданными характеристиками. Все привыкли, что каждая последующая модель по каким-то параметрам превосходит предыдущую. А тут производитель говорит о выпуске самолета с уменьшенной до 350 л. с. мощностью и кабиной без герметизации.
У Matrix шасси убираются. Фото: youtube.com
Цель Piper Aircraft очевидна: сделать самолет для ниши авиалюбителей, которым не требуется большая высота или скорость полета. Таким людям важнее экономичность, удобство и доступность техники по цене. И действительно: при отличном комфорте за меньшие деньги покупатель получал надежную (что проверено десятилетиями) машину с относительно небольшим расходом горючего.
Авионика Garmin. Фото: youtube.com
Внешний вид Matrix точно такой же, как и у Mirage. Шасси – складывающееся, число мест – 6. Отказ от герметизации позволил уменьшить массу воздушного судна, что дало возможность брать на борт больше груза.
«Матрица» может подняться и на «штатную» высоту в 7620 м при условии наличия кислородного оборудования.
Все остальные основные технические характеристики обновленной машины такие же, как и у Mirage. Максимальная экономия топлива достигается при полете на высоте 3,6 км с крейсерской скоростью 349 км/ч. Пустой самолет весит 1,362 тонны, взлетная масса – почти 2 т.
M700 Фьюри
Модель представлена в минувшем году и предназначена для замены М600. Как видно из индекса, обладает мотором мощностью 700 л. с. На борту – авионика G3000.
История производителя Malibu – компании Piper Aircraft
В феврале самолет получил сертификат FAA 29, а в августе – еще один документ FAA, позволяющий эксплуатировать модель на аэродромах с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Машина пошла в серию: первый экземпляр, который выкатили из заводских ворот, стал 1000-м воздушным судном под маркой Piper Malibu РА-46.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Первый летающий российский автомобиль отправят на летные испытания в январе
Да, в нашей стране тоже есть такая разработка. Причем это именно автомобиль, способный передвигаться по дорогам и летать....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....