
Piper Malibu PA-46: тысячный самолет сошел с конвейера
Модель РА-46 больше известна, как Piper Malibu. Машина, видимо, названа в честь американского курорта на Тихоокеанском побережье, известного своими пляжами и сериалом. Это и неудивительно: изначально самолет, разработанный компанией Piper Aircraft, предназначался для развлекательных путешествий.
Машина задумывалась в 1977-м, как конкурент набиравшей популярность Cessna 210 Centurion (выпускалась с 1957 по 1985-й). Впервые в небо бизнес-джет поднялся в ноябре 1979 года, а его массовое производство стартовало в 1983-м.
Piper Aircraft стремилась сделать доступный по цене надежный бизнес-джет. Фото: youtube.com
Самолет разрабатывалась с нуля: может, отчасти, поэтому и стал популярным. Сегодня его модификации летают по всему миру. Piper Malibu используется частными лицами и авиаперевозчиками для выполнения местных рейсов. Машины были исключительно поршневыми, только сравнительно недавно появилась турбовинтовая версия.
Предсерийный экземпляр совершил свой первый полет в 1982 году, в следующем был получен сертификат типа. Через месяц после официального «признания» воздушного судна, стартовали его поставки заказчикам: сначала с двигателем Continental TSIO-520 (он устанавливался на первые 404 единицы техники). Силовой агрегат имел турбонаддув и развивал 250-310 «лошадей». Довольно популярный мотор, производство которого началось аж в 1964 году, и, с непринципиальными изменениями, продолжается сегодня. Например, им комплектуется Tecnam P2012 Traveller. Мощность ДВС впоследствии была доведена до 375 л. с.
За всю свою историю РА-46 комплектовался разными двигателями. Фото: youtube.com
Но в то время таких «лошадей» у данного мотора не было, и производитель «Малибу» установил на свой самолет TSIO-520BE, развивавший 310 л. с. Машина получила индекс PA-46-310P. На ней летчик Стив Стаут даже установил несколько скоростных рекордов на соревнованиях для одномоторных самолетов. Его Malibu N9114B пролетел от Сиэтла до Ньй-Йорка, развив 402,336 км/ч. А расстояние от Чикаго до Торонто в 1989 году пилот преодолел со скоростью 706,52 км/ч.
Несмотря на рекламные рекорды, компания Piper Aircraft еще в 1986-м была вынуждена отказаться от ДВС, производимых Continental Aerospace Technologies. Это было обусловлено целым рядом отказов моторов, приведших к авариям и катастрофам. В результате одного из инцидентов, связанных с крушением «Малибу» из-за поломки ДВС, пилоту удалось отсудить у производителя двигателей 32 млн долларов. Однако, эксперты были уверены: неисправности связаны с неправильной эксплуатацией мотора, рассчитанного на применение обедненной смеси.
В кабине Piper PA-46, выпущенного в 1986 году (снимок 2019-го). Фото: youtube.com
В то время большинство пилотов предпочитали привычный режим обогащения – rich side of peak TIT. Это вызывало резкое увеличение температуры и давление в цилиндрах, что вело к поломке ДВС. Как показывала практика, те летчики, которые соблюдали рекомендации производителя, эксплуатировали двигатели «Континенталь» без проблем. И все же, Piper Aircraft решила выпустить следующую модификацию бизнес-джета с иным силовым агрегатом.
Машина получила собственное имя – Malibu Mirage. На конвейере самолет с 1988 года. Теперь на нем устанавливался двигатель Textron Lycoming TIO-540-AE2A, выдававший 350 «лошадей», что зафиксировано в индексе изделия. Турбированный мотор позволял самолету развивать скорость до 408 км/ч.
Двигатель Lycoming оказался надежнее Continental. Фото: youtube.com
В случае отказа силового агрегата воздушное судно, благодаря отличной аэродинамике, могло планировать с высоты 6,7 км на расстояние до 90 км. Дальность полета – 2491 км, а максимальный потолок – 7,62 км. Машина сделана герметичной: давление внутри, как на высоте 1800 м над уровнем моря. Это позволяет избежать «закладывания» ушей при вертикальном перемещении модели.
Модифицированная версия «Миража». Здесь стоит такой же двигатель. Основное отличие – приборное оборудование Garmin G1000 NXi с системой защиты от обледенения и гипоксии. В последнем случае имеется в виду потеря сознания пилотом. Тогда «Малибу» автоматически пойдет на снижение.
Mirage M350 оснащен раскладывающимся трапом. Фото: youtube.com
Несмотря на комфорт и более мощный двигатель, машина считалась «трудягой» – ее охотно покупали все: и бизнесмены и авиаперевозчики. В 2013-м Piper Aircraft гордо объявила СМИ о том, что за ворота ее предприятия выкатили 800-ю модель Mirage.
В 1997 году производитель популярной марки решил укомплектовать машину очередным мотором – турбовинтовым Pratt & Whitney Canada PT6A-42A мощностью уже 500 «лошадей». В кабине – авионика Garmin G1000 с автопилотом GFC 700 от того же производителя. Также появились законцовки на немного увеличенных по площади крыльях. Опционально доступна спутниковая система, кондиционер, устройство для защиты от обледенения и многое другое.
Один из вариантов оформления салона. Фото: youtube.com
В просторном салоне, рассчитанном на пять человек (количество может варьироваться, в зависимости от компоновки) установлены кожаные кресла, настраиваемые по углу наклона, высоте. У каждого места – индивидуальные регулировки освещения, кондиционирования.
Пара модернизированных вариантов «Меридиана», получивших, как и М350, авионику Garmin G1000 NXi с защитой от гипоксии, как на М350. Двигатель – тот же Pratt & Whitney PT6A-42A, имеющий расход горючего в 140 л/ч. Вторая версия, представленная в 2015-м, имеет полное название PA-46-600TP.
Если нужно везти груз, кресла складываются. Фото: youtube.com
Отличается более мощным, в 600 л. с. двигателем. Дальность полета составила 2748 км, максимальная скорость – 507 км/ч. С 2020-го производитель предлагает опционально интегрировать в авионику систему автоматической посадки.
Машина была представлена в 2007 году и удивила неожиданными характеристиками. Все привыкли, что каждая последующая модель по каким-то параметрам превосходит предыдущую. А тут производитель говорит о выпуске самолета с уменьшенной до 350 л. с. мощностью и кабиной без герметизации.
У Matrix шасси убираются. Фото: youtube.com
Цель Piper Aircraft очевидна: сделать самолет для ниши авиалюбителей, которым не требуется большая высота или скорость полета. Таким людям важнее экономичность, удобство и доступность техники по цене. И действительно: при отличном комфорте за меньшие деньги покупатель получал надежную (что проверено десятилетиями) машину с относительно небольшим расходом горючего.
Авионика Garmin. Фото: youtube.com
Внешний вид Matrix точно такой же, как и у Mirage. Шасси – складывающееся, число мест – 6. Отказ от герметизации позволил уменьшить массу воздушного судна, что дало возможность брать на борт больше груза.
Все остальные основные технические характеристики обновленной машины такие же, как и у Mirage. Максимальная экономия топлива достигается при полете на высоте 3,6 км с крейсерской скоростью 349 км/ч. Пустой самолет весит 1,362 тонны, взлетная масса – почти 2 т.
Модель представлена в минувшем году и предназначена для замены М600. Как видно из индекса, обладает мотором мощностью 700 л. с. На борту – авионика G3000.
В феврале самолет получил сертификат FAA 29, а в августе – еще один документ FAA, позволяющий эксплуатировать модель на аэродромах с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Машина пошла в серию: первый экземпляр, который выкатили из заводских ворот, стал 1000-м воздушным судном под маркой Piper Malibu РА-46.
Машина задумывалась в 1977-м, как конкурент набиравшей популярность Cessna 210 Centurion (выпускалась с 1957 по 1985-й). Впервые в небо бизнес-джет поднялся в ноябре 1979 года, а его массовое производство стартовало в 1983-м.

Самолет разрабатывалась с нуля: может, отчасти, поэтому и стал популярным. Сегодня его модификации летают по всему миру. Piper Malibu используется частными лицами и авиаперевозчиками для выполнения местных рейсов. Машины были исключительно поршневыми, только сравнительно недавно появилась турбовинтовая версия.
Развитие модели
Предсерийный экземпляр совершил свой первый полет в 1982 году, в следующем был получен сертификат типа. Через месяц после официального «признания» воздушного судна, стартовали его поставки заказчикам: сначала с двигателем Continental TSIO-520 (он устанавливался на первые 404 единицы техники). Силовой агрегат имел турбонаддув и развивал 250-310 «лошадей». Довольно популярный мотор, производство которого началось аж в 1964 году, и, с непринципиальными изменениями, продолжается сегодня. Например, им комплектуется Tecnam P2012 Traveller. Мощность ДВС впоследствии была доведена до 375 л. с.

Но в то время таких «лошадей» у данного мотора не было, и производитель «Малибу» установил на свой самолет TSIO-520BE, развивавший 310 л. с. Машина получила индекс PA-46-310P. На ней летчик Стив Стаут даже установил несколько скоростных рекордов на соревнованиях для одномоторных самолетов. Его Malibu N9114B пролетел от Сиэтла до Ньй-Йорка, развив 402,336 км/ч. А расстояние от Чикаго до Торонто в 1989 году пилот преодолел со скоростью 706,52 км/ч.
Проблемы с двигателем
Несмотря на рекламные рекорды, компания Piper Aircraft еще в 1986-м была вынуждена отказаться от ДВС, производимых Continental Aerospace Technologies. Это было обусловлено целым рядом отказов моторов, приведших к авариям и катастрофам. В результате одного из инцидентов, связанных с крушением «Малибу» из-за поломки ДВС, пилоту удалось отсудить у производителя двигателей 32 млн долларов. Однако, эксперты были уверены: неисправности связаны с неправильной эксплуатацией мотора, рассчитанного на применение обедненной смеси.

В то время большинство пилотов предпочитали привычный режим обогащения – rich side of peak TIT. Это вызывало резкое увеличение температуры и давление в цилиндрах, что вело к поломке ДВС. Как показывала практика, те летчики, которые соблюдали рекомендации производителя, эксплуатировали двигатели «Континенталь» без проблем. И все же, Piper Aircraft решила выпустить следующую модификацию бизнес-джета с иным силовым агрегатом.
PA-46-350P «Мираж»
Машина получила собственное имя – Malibu Mirage. На конвейере самолет с 1988 года. Теперь на нем устанавливался двигатель Textron Lycoming TIO-540-AE2A, выдававший 350 «лошадей», что зафиксировано в индексе изделия. Турбированный мотор позволял самолету развивать скорость до 408 км/ч.

В случае отказа силового агрегата воздушное судно, благодаря отличной аэродинамике, могло планировать с высоты 6,7 км на расстояние до 90 км. Дальность полета – 2491 км, а максимальный потолок – 7,62 км. Машина сделана герметичной: давление внутри, как на высоте 1800 м над уровнем моря. Это позволяет избежать «закладывания» ушей при вертикальном перемещении модели.
М350
Модифицированная версия «Миража». Здесь стоит такой же двигатель. Основное отличие – приборное оборудование Garmin G1000 NXi с системой защиты от обледенения и гипоксии. В последнем случае имеется в виду потеря сознания пилотом. Тогда «Малибу» автоматически пойдет на снижение.

Несмотря на комфорт и более мощный двигатель, машина считалась «трудягой» – ее охотно покупали все: и бизнесмены и авиаперевозчики. В 2013-м Piper Aircraft гордо объявила СМИ о том, что за ворота ее предприятия выкатили 800-ю модель Mirage.
PA-46-500TP «Малибу Меридиан»
В 1997 году производитель популярной марки решил укомплектовать машину очередным мотором – турбовинтовым Pratt & Whitney Canada PT6A-42A мощностью уже 500 «лошадей». В кабине – авионика Garmin G1000 с автопилотом GFC 700 от того же производителя. Также появились законцовки на немного увеличенных по площади крыльях. Опционально доступна спутниковая система, кондиционер, устройство для защиты от обледенения и многое другое.

В просторном салоне, рассчитанном на пять человек (количество может варьироваться, в зависимости от компоновки) установлены кожаные кресла, настраиваемые по углу наклона, высоте. У каждого места – индивидуальные регулировки освещения, кондиционирования.
М500 и М600
Пара модернизированных вариантов «Меридиана», получивших, как и М350, авионику Garmin G1000 NXi с защитой от гипоксии, как на М350. Двигатель – тот же Pratt & Whitney PT6A-42A, имеющий расход горючего в 140 л/ч. Вторая версия, представленная в 2015-м, имеет полное название PA-46-600TP.

Отличается более мощным, в 600 л. с. двигателем. Дальность полета составила 2748 км, максимальная скорость – 507 км/ч. С 2020-го производитель предлагает опционально интегрировать в авионику систему автоматической посадки.
Piper PA-46R-350T Matrix
Машина была представлена в 2007 году и удивила неожиданными характеристиками. Все привыкли, что каждая последующая модель по каким-то параметрам превосходит предыдущую. А тут производитель говорит о выпуске самолета с уменьшенной до 350 л. с. мощностью и кабиной без герметизации.

Цель Piper Aircraft очевидна: сделать самолет для ниши авиалюбителей, которым не требуется большая высота или скорость полета. Таким людям важнее экономичность, удобство и доступность техники по цене. И действительно: при отличном комфорте за меньшие деньги покупатель получал надежную (что проверено десятилетиями) машину с относительно небольшим расходом горючего.

Внешний вид Matrix точно такой же, как и у Mirage. Шасси – складывающееся, число мест – 6. Отказ от герметизации позволил уменьшить массу воздушного судна, что дало возможность брать на борт больше груза.
«Матрица» может подняться и на «штатную» высоту в 7620 м при условии наличия кислородного оборудования.
Все остальные основные технические характеристики обновленной машины такие же, как и у Mirage. Максимальная экономия топлива достигается при полете на высоте 3,6 км с крейсерской скоростью 349 км/ч. Пустой самолет весит 1,362 тонны, взлетная масса – почти 2 т.
M700 Фьюри
Модель представлена в минувшем году и предназначена для замены М600. Как видно из индекса, обладает мотором мощностью 700 л. с. На борту – авионика G3000.
История производителя Malibu – компании Piper Aircraft
В феврале самолет получил сертификат FAA 29, а в августе – еще один документ FAA, позволяющий эксплуатировать модель на аэродромах с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Машина пошла в серию: первый экземпляр, который выкатили из заводских ворот, стал 1000-м воздушным судном под маркой Piper Malibu РА-46.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...