Первый космический корабль Земли – «Восток»
В прошлом году в России и других странах СНГ отмечали одну знаменательную дату – ровно 60 лет с момента первого космического полета, совершенного человеком. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин увековечил свое имя в истории всего мира.
Но полет советского космонавта был бы невозможен без предварительной кропотливой работы многих выдающихся конструкторов и ученых. И, конечно, без космического корабля, которым стал «Восток».
Мало кто сейчас помнит, что официальные работы над кораблем-спутником, который должен был доставить человека в космос и, что немаловажно, вернуть его обратно, начали в 1959 году. 22 мая был подписан соответствующий указ.
Но работы начались на пару лет раньше – в 1957 году. Именно тогда специалисты опытно-конструкторского бюро начали проектирование корабля. До этого специалисты уже работали над созданием искусственных спутников.
Первой «ласточкой» стал «Объект Д», разработка которого началась в 1956 году. Этот спутник предполагалось сделать весом около 1 000 кг. и оснастить самой современной электроникой на то время.
Вот только с «Объектом Д» дела не сложились – слишком он был сложным. Пришлось заменить его на простейший спутник ПС-1 – он был шарообразный с антеннами. Его удалось запустит в космос 4 октября 1957 года. В качестве ракеты-носителя использовали модель «Спутник», созданную на основе боевой Р-7.
3 ноября того же 1957 года Советский Союз первым в мире отправил в космос собаку по кличке Лайка. Тот полет не предусматривал возвращения, но доказал, что можно выжить в космосе.
Получается, что к 1959 году у ОТБ-1 имелись все возможности для запуска человека. Но нужно было провести еще несколько экспериментов и добиться того, чтобы космический корабль возвратился на Землю.
Следующая знаменательная дата в истории мировой космонавтики – это 14 сентября 1959 года. Тогда станции «Луна-2» удалось совершить посадку на внеземной объект. Через три недели после этого были получены снимки обратной стороны Луны. Теоретически СССР был готов совершить первый в мире пилотируемый полет.
Первый космический корабль в мире назывался «Восток-1П». Это был прототип того летательного объекта, на котором полетел потом Юрий Гагарин. Но работы проводились в условиях строжайшей секретности, и в прессу попадала только строго лимитированная информация.
Дескать, это обычные спутники, наподобие тех, что СССР запускал в 1957 году. Причины такой секретности были, причем вполне реальные. Соединенные Штаты Америки параллельно с СССР вели свои разработки, стремясь обогнать своего вечного соперника.
В США имелся проект «Mercury». Он был сложнее конструктивно советского «Востока» хотя бы потому, что был двухступенчатый.
Сергей Королев изначально отказался от такой схемы, решив, что незачем усложнять конструкцию космического аппарата. Возможно, что именно это и помогло СССР стать первым в освоении космоса.
«Восток» серьезно отличался от современных космических летательных аппаратов. Корабль-спутник был просто не приспособлен для выполнения орбитальных маневров. Но этого и не требовалось – главной задачей, стоящей перед советскими инженерами-конструкторами, было обогнать США и стать первыми покорителями космоса.
Основные ТТХ корабля «Восток»:
У космического аппарата было два отсека – в одном размещался пилот, в другом находились приборы.
Постройка корабля велась в авральном режиме. Нужно было опередить США в этой гонке. Поэтому многие конструкторские решения не удалось применить. Например, пришлось отказаться от системы спасения на старте. Конструкторы посчитали, что в результате испытаний они отработают запуск, поэтому маловероятно, что случится катастрофа.
От дублирующей тормозной установки тоже отказались, как и от других систем дополнительной безопасности. По словам конструкторов, изначально риски для будущего космонавта составляли около 50%. В процессе испытаний процент удалось снизить до 30, но все равно – это было опасно.
Хотя над конструкторами постоянно висела угроза того, что американские космонавты окажутся первыми, о чем им периодически напоминали «верха», они успели совершить 5 пробных запусков корабля «Восток-1».
Один из них вошел в мировую историю космонавтики – 12 августа 1960 года в полет были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые живыми и здоровыми вернулись на Землю.
Запуск космического корабля был бы невозможен без носителя. Ее создание начали еще в 1958 году. Без военной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ничего у Сергея Королева и его команды не получилось бы.
Хотя работы было много – пришлось добавлять третью ступень, чтобы увеличить полезную нагрузку. Естественно, что при разработке военной ракеты создатели даже и не думали, что ее захотят использовать в космической отрасли. Но она подошла идеально благодаря своим техническим характеристикам.
Переделанная баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 получила индекс 8К72К. При длине в 38,2 метра и весе в 287 тонн она могла вывести на орбиту до 4 725 кг. Именно таким и был корабль-спутник «Восток-1». Его вес постарались довести до максимального, хотя если бы была возможность, его бы увеличили.
Интересный факт – в роли ракетного топлива выступали обычный керосин вместе с жидким кислородом.
Первый запуск «Востока» состоялся в 1958 году. Тогда старт не удался, как и последующие за ним два. Только четвертый запуск, состоявшийся в 1959 году, стал успешным. Тогда на орбиту была выведена станция «Луна-1», которая до места назначения не долетела, но стала искусственным спутником Солнца.
Следующие полеты помогли конструкторам отшлифовать ракету-носитель. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор используется в космонавтике. Современные «Союзы» тоже построены на этом шасси.
Следующим шагом в освоении космоса стали запуски собак. После Белки и Стрелки конструкцию ракеты-носителя и корабля улучшили. 9 марта 1961 года в космос отправили собаку Чернушку, а 25 марта – Звездочку. Это была полноценная генеральная репетиция перед полетом человека.
Этим героем был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мире, который отправился в космос и вернулся оттуда. Это был мужественный поступок – полететь туда, где никто до этого не бывал.
На корабле не было систем аварийного спасения, а ракета-носитель имела как минимум 30-процентный шанс на взрыв при старте. По факту, человек, запущенный на орбиту, не имел никакой возможности на что-то повлиять.
«Восток-1» – это легенда. Простой по сегодняшним меркам космический корабль стал родоначальником целой плеяды советских, а потом и российских успехов в этой области.
Но полет советского космонавта был бы невозможен без предварительной кропотливой работы многих выдающихся конструкторов и ученых. И, конечно, без космического корабля, которым стал «Восток».
Подготовительный этап
Мало кто сейчас помнит, что официальные работы над кораблем-спутником, который должен был доставить человека в космос и, что немаловажно, вернуть его обратно, начали в 1959 году. 22 мая был подписан соответствующий указ.
Запуск первого советского спутника. Фото: Youtube.com
Но работы начались на пару лет раньше – в 1957 году. Именно тогда специалисты опытно-конструкторского бюро начали проектирование корабля. До этого специалисты уже работали над созданием искусственных спутников.
Первой «ласточкой» стал «Объект Д», разработка которого началась в 1956 году. Этот спутник предполагалось сделать весом около 1 000 кг. и оснастить самой современной электроникой на то время.
Незадолго до этого, в 1954 году, Советский Союз приступил к разработке межконтинентальной баллистической ракеты Р7. Изначальное ее предназначение – нести ядерную боеголовку, но она пригодилась и для запуска спутника.
Вот только с «Объектом Д» дела не сложились – слишком он был сложным. Пришлось заменить его на простейший спутник ПС-1 – он был шарообразный с антеннами. Его удалось запустит в космос 4 октября 1957 года. В качестве ракеты-носителя использовали модель «Спутник», созданную на основе боевой Р-7.
3 ноября того же 1957 года Советский Союз первым в мире отправил в космос собаку по кличке Лайка. Тот полет не предусматривал возвращения, но доказал, что можно выжить в космосе.
Получается, что к 1959 году у ОТБ-1 имелись все возможности для запуска человека. Но нужно было провести еще несколько экспериментов и добиться того, чтобы космический корабль возвратился на Землю.
Запуск станции «Луна-1». Фото: Youtube.com
Следующая знаменательная дата в истории мировой космонавтики – это 14 сентября 1959 года. Тогда станции «Луна-2» удалось совершить посадку на внеземной объект. Через три недели после этого были получены снимки обратной стороны Луны. Теоретически СССР был готов совершить первый в мире пилотируемый полет.
Работа над проектом
Первый космический корабль в мире назывался «Восток-1П». Это был прототип того летательного объекта, на котором полетел потом Юрий Гагарин. Но работы проводились в условиях строжайшей секретности, и в прессу попадала только строго лимитированная информация.
Дескать, это обычные спутники, наподобие тех, что СССР запускал в 1957 году. Причины такой секретности были, причем вполне реальные. Соединенные Штаты Америки параллельно с СССР вели свои разработки, стремясь обогнать своего вечного соперника.
В США имелся проект «Mercury». Он был сложнее конструктивно советского «Востока» хотя бы потому, что был двухступенчатый.
Места для космонавта было маловато. Фото: Youtube.com
Сергей Королев изначально отказался от такой схемы, решив, что незачем усложнять конструкцию космического аппарата. Возможно, что именно это и помогло СССР стать первым в освоении космоса.
Технические особенности корабля
«Восток» серьезно отличался от современных космических летательных аппаратов. Корабль-спутник был просто не приспособлен для выполнения орбитальных маневров. Но этого и не требовалось – главной задачей, стоящей перед советскими инженерами-конструкторами, было обогнать США и стать первыми покорителями космоса.
Основные ТТХ корабля «Восток»:
- ? Длина – 4 300 мм
- ? Максимальный диаметр – 2 430 мм
- ? Масса – 4 725 кг
- ? Место только для одного космонавта
- ? Продолжительность полета – не более 10 суток
У космического аппарата было два отсека – в одном размещался пилот, в другом находились приборы.
Внутри установили пару телевизионных камер, которые должны были оповестить весь мир о том, какая страна первая покорила космические просторы.
Постройка корабля велась в авральном режиме. Нужно было опередить США в этой гонке. Поэтому многие конструкторские решения не удалось применить. Например, пришлось отказаться от системы спасения на старте. Конструкторы посчитали, что в результате испытаний они отработают запуск, поэтому маловероятно, что случится катастрофа.
От дублирующей тормозной установки тоже отказались, как и от других систем дополнительной безопасности. По словам конструкторов, изначально риски для будущего космонавта составляли около 50%. В процессе испытаний процент удалось снизить до 30, но все равно – это было опасно.
Белка и Стрелка - первые собаки, которые вернулись из космоса. Фото: Youtube.com
Хотя над конструкторами постоянно висела угроза того, что американские космонавты окажутся первыми, о чем им периодически напоминали «верха», они успели совершить 5 пробных запусков корабля «Восток-1».
Один из них вошел в мировую историю космонавтики – 12 августа 1960 года в полет были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые живыми и здоровыми вернулись на Землю.
Ракета «Восток»
Запуск космического корабля был бы невозможен без носителя. Ее создание начали еще в 1958 году. Без военной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ничего у Сергея Королева и его команды не получилось бы.
Хотя работы было много – пришлось добавлять третью ступень, чтобы увеличить полезную нагрузку. Естественно, что при разработке военной ракеты создатели даже и не думали, что ее захотят использовать в космической отрасли. Но она подошла идеально благодаря своим техническим характеристикам.
Ракета-носитель «Восток». Фото: Youtube.com
Переделанная баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 получила индекс 8К72К. При длине в 38,2 метра и весе в 287 тонн она могла вывести на орбиту до 4 725 кг. Именно таким и был корабль-спутник «Восток-1». Его вес постарались довести до максимального, хотя если бы была возможность, его бы увеличили.
Интересный факт – в роли ракетного топлива выступали обычный керосин вместе с жидким кислородом.
Первый запуск «Востока» состоялся в 1958 году. Тогда старт не удался, как и последующие за ним два. Только четвертый запуск, состоявшийся в 1959 году, стал успешным. Тогда на орбиту была выведена станция «Луна-1», которая до места назначения не долетела, но стала искусственным спутником Солнца.
Следующие полеты помогли конструкторам отшлифовать ракету-носитель. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор используется в космонавтике. Современные «Союзы» тоже построены на этом шасси.
Следующим шагом в освоении космоса стали запуски собак. После Белки и Стрелки конструкцию ракеты-носителя и корабля улучшили. 9 марта 1961 года в космос отправили собаку Чернушку, а 25 марта – Звездочку. Это была полноценная генеральная репетиция перед полетом человека.
Первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. Фото: Youtube.com
Этим героем был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мире, который отправился в космос и вернулся оттуда. Это был мужественный поступок – полететь туда, где никто до этого не бывал.
На корабле не было систем аварийного спасения, а ракета-носитель имела как минимум 30-процентный шанс на взрыв при старте. По факту, человек, запущенный на орбиту, не имел никакой возможности на что-то повлиять.
«Восток-1» – это легенда. Простой по сегодняшним меркам космический корабль стал родоначальником целой плеяды советских, а потом и российских успехов в этой области.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...