
Первый космический корабль Земли – «Восток»
В прошлом году в России и других странах СНГ отмечали одну знаменательную дату – ровно 60 лет с момента первого космического полета, совершенного человеком. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин увековечил свое имя в истории всего мира.
Но полет советского космонавта был бы невозможен без предварительной кропотливой работы многих выдающихся конструкторов и ученых. И, конечно, без космического корабля, которым стал «Восток».
Мало кто сейчас помнит, что официальные работы над кораблем-спутником, который должен был доставить человека в космос и, что немаловажно, вернуть его обратно, начали в 1959 году. 22 мая был подписан соответствующий указ.
Запуск первого советского спутника. Фото: Youtube.com
Но работы начались на пару лет раньше – в 1957 году. Именно тогда специалисты опытно-конструкторского бюро начали проектирование корабля. До этого специалисты уже работали над созданием искусственных спутников.
Первой «ласточкой» стал «Объект Д», разработка которого началась в 1956 году. Этот спутник предполагалось сделать весом около 1 000 кг. и оснастить самой современной электроникой на то время.
Вот только с «Объектом Д» дела не сложились – слишком он был сложным. Пришлось заменить его на простейший спутник ПС-1 – он был шарообразный с антеннами. Его удалось запустит в космос 4 октября 1957 года. В качестве ракеты-носителя использовали модель «Спутник», созданную на основе боевой Р-7.
3 ноября того же 1957 года Советский Союз первым в мире отправил в космос собаку по кличке Лайка. Тот полет не предусматривал возвращения, но доказал, что можно выжить в космосе.
Получается, что к 1959 году у ОТБ-1 имелись все возможности для запуска человека. Но нужно было провести еще несколько экспериментов и добиться того, чтобы космический корабль возвратился на Землю.
Запуск станции «Луна-1». Фото: Youtube.com
Следующая знаменательная дата в истории мировой космонавтики – это 14 сентября 1959 года. Тогда станции «Луна-2» удалось совершить посадку на внеземной объект. Через три недели после этого были получены снимки обратной стороны Луны. Теоретически СССР был готов совершить первый в мире пилотируемый полет.
Первый космический корабль в мире назывался «Восток-1П». Это был прототип того летательного объекта, на котором полетел потом Юрий Гагарин. Но работы проводились в условиях строжайшей секретности, и в прессу попадала только строго лимитированная информация.
Дескать, это обычные спутники, наподобие тех, что СССР запускал в 1957 году. Причины такой секретности были, причем вполне реальные. Соединенные Штаты Америки параллельно с СССР вели свои разработки, стремясь обогнать своего вечного соперника.
В США имелся проект «Mercury». Он был сложнее конструктивно советского «Востока» хотя бы потому, что был двухступенчатый.
Места для космонавта было маловато. Фото: Youtube.com
Сергей Королев изначально отказался от такой схемы, решив, что незачем усложнять конструкцию космического аппарата. Возможно, что именно это и помогло СССР стать первым в освоении космоса.
«Восток» серьезно отличался от современных космических летательных аппаратов. Корабль-спутник был просто не приспособлен для выполнения орбитальных маневров. Но этого и не требовалось – главной задачей, стоящей перед советскими инженерами-конструкторами, было обогнать США и стать первыми покорителями космоса.
Основные ТТХ корабля «Восток»:
У космического аппарата было два отсека – в одном размещался пилот, в другом находились приборы.
Постройка корабля велась в авральном режиме. Нужно было опередить США в этой гонке. Поэтому многие конструкторские решения не удалось применить. Например, пришлось отказаться от системы спасения на старте. Конструкторы посчитали, что в результате испытаний они отработают запуск, поэтому маловероятно, что случится катастрофа.
От дублирующей тормозной установки тоже отказались, как и от других систем дополнительной безопасности. По словам конструкторов, изначально риски для будущего космонавта составляли около 50%. В процессе испытаний процент удалось снизить до 30, но все равно – это было опасно.
Белка и Стрелка - первые собаки, которые вернулись из космоса. Фото: Youtube.com
Хотя над конструкторами постоянно висела угроза того, что американские космонавты окажутся первыми, о чем им периодически напоминали «верха», они успели совершить 5 пробных запусков корабля «Восток-1».
Один из них вошел в мировую историю космонавтики – 12 августа 1960 года в полет были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые живыми и здоровыми вернулись на Землю.
Запуск космического корабля был бы невозможен без носителя. Ее создание начали еще в 1958 году. Без военной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ничего у Сергея Королева и его команды не получилось бы.
Хотя работы было много – пришлось добавлять третью ступень, чтобы увеличить полезную нагрузку. Естественно, что при разработке военной ракеты создатели даже и не думали, что ее захотят использовать в космической отрасли. Но она подошла идеально благодаря своим техническим характеристикам.
Ракета-носитель «Восток». Фото: Youtube.com
Переделанная баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 получила индекс 8К72К. При длине в 38,2 метра и весе в 287 тонн она могла вывести на орбиту до 4 725 кг. Именно таким и был корабль-спутник «Восток-1». Его вес постарались довести до максимального, хотя если бы была возможность, его бы увеличили.
Интересный факт – в роли ракетного топлива выступали обычный керосин вместе с жидким кислородом.
Первый запуск «Востока» состоялся в 1958 году. Тогда старт не удался, как и последующие за ним два. Только четвертый запуск, состоявшийся в 1959 году, стал успешным. Тогда на орбиту была выведена станция «Луна-1», которая до места назначения не долетела, но стала искусственным спутником Солнца.
Следующие полеты помогли конструкторам отшлифовать ракету-носитель. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор используется в космонавтике. Современные «Союзы» тоже построены на этом шасси.
Следующим шагом в освоении космоса стали запуски собак. После Белки и Стрелки конструкцию ракеты-носителя и корабля улучшили. 9 марта 1961 года в космос отправили собаку Чернушку, а 25 марта – Звездочку. Это была полноценная генеральная репетиция перед полетом человека.
Первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. Фото: Youtube.com
Этим героем был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мире, который отправился в космос и вернулся оттуда. Это был мужественный поступок – полететь туда, где никто до этого не бывал.
На корабле не было систем аварийного спасения, а ракета-носитель имела как минимум 30-процентный шанс на взрыв при старте. По факту, человек, запущенный на орбиту, не имел никакой возможности на что-то повлиять.
«Восток-1» – это легенда. Простой по сегодняшним меркам космический корабль стал родоначальником целой плеяды советских, а потом и российских успехов в этой области.
Но полет советского космонавта был бы невозможен без предварительной кропотливой работы многих выдающихся конструкторов и ученых. И, конечно, без космического корабля, которым стал «Восток».
Подготовительный этап
Мало кто сейчас помнит, что официальные работы над кораблем-спутником, который должен был доставить человека в космос и, что немаловажно, вернуть его обратно, начали в 1959 году. 22 мая был подписан соответствующий указ.

Но работы начались на пару лет раньше – в 1957 году. Именно тогда специалисты опытно-конструкторского бюро начали проектирование корабля. До этого специалисты уже работали над созданием искусственных спутников.
Первой «ласточкой» стал «Объект Д», разработка которого началась в 1956 году. Этот спутник предполагалось сделать весом около 1 000 кг. и оснастить самой современной электроникой на то время.
Незадолго до этого, в 1954 году, Советский Союз приступил к разработке межконтинентальной баллистической ракеты Р7. Изначальное ее предназначение – нести ядерную боеголовку, но она пригодилась и для запуска спутника.
Вот только с «Объектом Д» дела не сложились – слишком он был сложным. Пришлось заменить его на простейший спутник ПС-1 – он был шарообразный с антеннами. Его удалось запустит в космос 4 октября 1957 года. В качестве ракеты-носителя использовали модель «Спутник», созданную на основе боевой Р-7.
3 ноября того же 1957 года Советский Союз первым в мире отправил в космос собаку по кличке Лайка. Тот полет не предусматривал возвращения, но доказал, что можно выжить в космосе.
Получается, что к 1959 году у ОТБ-1 имелись все возможности для запуска человека. Но нужно было провести еще несколько экспериментов и добиться того, чтобы космический корабль возвратился на Землю.

Следующая знаменательная дата в истории мировой космонавтики – это 14 сентября 1959 года. Тогда станции «Луна-2» удалось совершить посадку на внеземной объект. Через три недели после этого были получены снимки обратной стороны Луны. Теоретически СССР был готов совершить первый в мире пилотируемый полет.
Работа над проектом
Первый космический корабль в мире назывался «Восток-1П». Это был прототип того летательного объекта, на котором полетел потом Юрий Гагарин. Но работы проводились в условиях строжайшей секретности, и в прессу попадала только строго лимитированная информация.
Дескать, это обычные спутники, наподобие тех, что СССР запускал в 1957 году. Причины такой секретности были, причем вполне реальные. Соединенные Штаты Америки параллельно с СССР вели свои разработки, стремясь обогнать своего вечного соперника.
В США имелся проект «Mercury». Он был сложнее конструктивно советского «Востока» хотя бы потому, что был двухступенчатый.

Сергей Королев изначально отказался от такой схемы, решив, что незачем усложнять конструкцию космического аппарата. Возможно, что именно это и помогло СССР стать первым в освоении космоса.
Технические особенности корабля
«Восток» серьезно отличался от современных космических летательных аппаратов. Корабль-спутник был просто не приспособлен для выполнения орбитальных маневров. Но этого и не требовалось – главной задачей, стоящей перед советскими инженерами-конструкторами, было обогнать США и стать первыми покорителями космоса.
Основные ТТХ корабля «Восток»:
- ? Длина – 4 300 мм
- ? Максимальный диаметр – 2 430 мм
- ? Масса – 4 725 кг
- ? Место только для одного космонавта
- ? Продолжительность полета – не более 10 суток
У космического аппарата было два отсека – в одном размещался пилот, в другом находились приборы.
Внутри установили пару телевизионных камер, которые должны были оповестить весь мир о том, какая страна первая покорила космические просторы.
Постройка корабля велась в авральном режиме. Нужно было опередить США в этой гонке. Поэтому многие конструкторские решения не удалось применить. Например, пришлось отказаться от системы спасения на старте. Конструкторы посчитали, что в результате испытаний они отработают запуск, поэтому маловероятно, что случится катастрофа.
От дублирующей тормозной установки тоже отказались, как и от других систем дополнительной безопасности. По словам конструкторов, изначально риски для будущего космонавта составляли около 50%. В процессе испытаний процент удалось снизить до 30, но все равно – это было опасно.

Хотя над конструкторами постоянно висела угроза того, что американские космонавты окажутся первыми, о чем им периодически напоминали «верха», они успели совершить 5 пробных запусков корабля «Восток-1».
Один из них вошел в мировую историю космонавтики – 12 августа 1960 года в полет были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые живыми и здоровыми вернулись на Землю.
Ракета «Восток»
Запуск космического корабля был бы невозможен без носителя. Ее создание начали еще в 1958 году. Без военной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ничего у Сергея Королева и его команды не получилось бы.
Хотя работы было много – пришлось добавлять третью ступень, чтобы увеличить полезную нагрузку. Естественно, что при разработке военной ракеты создатели даже и не думали, что ее захотят использовать в космической отрасли. Но она подошла идеально благодаря своим техническим характеристикам.

Переделанная баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 получила индекс 8К72К. При длине в 38,2 метра и весе в 287 тонн она могла вывести на орбиту до 4 725 кг. Именно таким и был корабль-спутник «Восток-1». Его вес постарались довести до максимального, хотя если бы была возможность, его бы увеличили.
Интересный факт – в роли ракетного топлива выступали обычный керосин вместе с жидким кислородом.
Первый запуск «Востока» состоялся в 1958 году. Тогда старт не удался, как и последующие за ним два. Только четвертый запуск, состоявшийся в 1959 году, стал успешным. Тогда на орбиту была выведена станция «Луна-1», которая до места назначения не долетела, но стала искусственным спутником Солнца.
Следующие полеты помогли конструкторам отшлифовать ракету-носитель. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор используется в космонавтике. Современные «Союзы» тоже построены на этом шасси.
Следующим шагом в освоении космоса стали запуски собак. После Белки и Стрелки конструкцию ракеты-носителя и корабля улучшили. 9 марта 1961 года в космос отправили собаку Чернушку, а 25 марта – Звездочку. Это была полноценная генеральная репетиция перед полетом человека.

Этим героем был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мире, который отправился в космос и вернулся оттуда. Это был мужественный поступок – полететь туда, где никто до этого не бывал.
На корабле не было систем аварийного спасения, а ракета-носитель имела как минимум 30-процентный шанс на взрыв при старте. По факту, человек, запущенный на орбиту, не имел никакой возможности на что-то повлиять.
«Восток-1» – это легенда. Простой по сегодняшним меркам космический корабль стал родоначальником целой плеяды советских, а потом и российских успехов в этой области.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В России планируют выпуск нового широкофюзеляжного авиалайнера
На данном этапе идет обсуждение основных вопросов, связанных с будущей конструкцией самолета. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Советский трактор Т-150 опять запущен в серийное производство – под другим названием
Конечно, он модернизирован, но внешне почти все тот же. Уже известно, когда первые тракторы поступят в продажу....

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

Гидрогравитационный мотор – гениальная идея или шутка?
В поисках альтернативных источников энергии человечество не раз пыталось приблизиться к мечте о «вечном двигателе». Автор YouTube-канала «Гараж 54» предлагает...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Новая версия трактора BELARUS 5022 выехала из цеха – мощность двигателя более 500 л. с.
Это самый мощный трактор за всю историю МТЗ. Похоже, именно эта версия пойдет в серийное производство....

В России выпустили инновационный станок для создания фюзеляжей самолетов
Кроме того, новинка пригодится при изготовлении локомотивов, железнодорожных вагонов, а также в других сферах транспорта. Что собой представляет этот комплекс,...

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...