Первый космический корабль Земли – «Восток»
В прошлом году в России и других странах СНГ отмечали одну знаменательную дату – ровно 60 лет с момента первого космического полета, совершенного человеком. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин увековечил свое имя в истории всего мира.
Но полет советского космонавта был бы невозможен без предварительной кропотливой работы многих выдающихся конструкторов и ученых. И, конечно, без космического корабля, которым стал «Восток».
Мало кто сейчас помнит, что официальные работы над кораблем-спутником, который должен был доставить человека в космос и, что немаловажно, вернуть его обратно, начали в 1959 году. 22 мая был подписан соответствующий указ.
Но работы начались на пару лет раньше – в 1957 году. Именно тогда специалисты опытно-конструкторского бюро начали проектирование корабля. До этого специалисты уже работали над созданием искусственных спутников.
Первой «ласточкой» стал «Объект Д», разработка которого началась в 1956 году. Этот спутник предполагалось сделать весом около 1 000 кг. и оснастить самой современной электроникой на то время.
Вот только с «Объектом Д» дела не сложились – слишком он был сложным. Пришлось заменить его на простейший спутник ПС-1 – он был шарообразный с антеннами. Его удалось запустит в космос 4 октября 1957 года. В качестве ракеты-носителя использовали модель «Спутник», созданную на основе боевой Р-7.
3 ноября того же 1957 года Советский Союз первым в мире отправил в космос собаку по кличке Лайка. Тот полет не предусматривал возвращения, но доказал, что можно выжить в космосе.
Получается, что к 1959 году у ОТБ-1 имелись все возможности для запуска человека. Но нужно было провести еще несколько экспериментов и добиться того, чтобы космический корабль возвратился на Землю.
Следующая знаменательная дата в истории мировой космонавтики – это 14 сентября 1959 года. Тогда станции «Луна-2» удалось совершить посадку на внеземной объект. Через три недели после этого были получены снимки обратной стороны Луны. Теоретически СССР был готов совершить первый в мире пилотируемый полет.
Первый космический корабль в мире назывался «Восток-1П». Это был прототип того летательного объекта, на котором полетел потом Юрий Гагарин. Но работы проводились в условиях строжайшей секретности, и в прессу попадала только строго лимитированная информация.
Дескать, это обычные спутники, наподобие тех, что СССР запускал в 1957 году. Причины такой секретности были, причем вполне реальные. Соединенные Штаты Америки параллельно с СССР вели свои разработки, стремясь обогнать своего вечного соперника.
В США имелся проект «Mercury». Он был сложнее конструктивно советского «Востока» хотя бы потому, что был двухступенчатый.
Сергей Королев изначально отказался от такой схемы, решив, что незачем усложнять конструкцию космического аппарата. Возможно, что именно это и помогло СССР стать первым в освоении космоса.
«Восток» серьезно отличался от современных космических летательных аппаратов. Корабль-спутник был просто не приспособлен для выполнения орбитальных маневров. Но этого и не требовалось – главной задачей, стоящей перед советскими инженерами-конструкторами, было обогнать США и стать первыми покорителями космоса.
Основные ТТХ корабля «Восток»:
У космического аппарата было два отсека – в одном размещался пилот, в другом находились приборы.
Постройка корабля велась в авральном режиме. Нужно было опередить США в этой гонке. Поэтому многие конструкторские решения не удалось применить. Например, пришлось отказаться от системы спасения на старте. Конструкторы посчитали, что в результате испытаний они отработают запуск, поэтому маловероятно, что случится катастрофа.
От дублирующей тормозной установки тоже отказались, как и от других систем дополнительной безопасности. По словам конструкторов, изначально риски для будущего космонавта составляли около 50%. В процессе испытаний процент удалось снизить до 30, но все равно – это было опасно.
Хотя над конструкторами постоянно висела угроза того, что американские космонавты окажутся первыми, о чем им периодически напоминали «верха», они успели совершить 5 пробных запусков корабля «Восток-1».
Один из них вошел в мировую историю космонавтики – 12 августа 1960 года в полет были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые живыми и здоровыми вернулись на Землю.
Запуск космического корабля был бы невозможен без носителя. Ее создание начали еще в 1958 году. Без военной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ничего у Сергея Королева и его команды не получилось бы.
Хотя работы было много – пришлось добавлять третью ступень, чтобы увеличить полезную нагрузку. Естественно, что при разработке военной ракеты создатели даже и не думали, что ее захотят использовать в космической отрасли. Но она подошла идеально благодаря своим техническим характеристикам.
Переделанная баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 получила индекс 8К72К. При длине в 38,2 метра и весе в 287 тонн она могла вывести на орбиту до 4 725 кг. Именно таким и был корабль-спутник «Восток-1». Его вес постарались довести до максимального, хотя если бы была возможность, его бы увеличили.
Интересный факт – в роли ракетного топлива выступали обычный керосин вместе с жидким кислородом.
Первый запуск «Востока» состоялся в 1958 году. Тогда старт не удался, как и последующие за ним два. Только четвертый запуск, состоявшийся в 1959 году, стал успешным. Тогда на орбиту была выведена станция «Луна-1», которая до места назначения не долетела, но стала искусственным спутником Солнца.
Следующие полеты помогли конструкторам отшлифовать ракету-носитель. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор используется в космонавтике. Современные «Союзы» тоже построены на этом шасси.
Следующим шагом в освоении космоса стали запуски собак. После Белки и Стрелки конструкцию ракеты-носителя и корабля улучшили. 9 марта 1961 года в космос отправили собаку Чернушку, а 25 марта – Звездочку. Это была полноценная генеральная репетиция перед полетом человека.
Этим героем был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мире, который отправился в космос и вернулся оттуда. Это был мужественный поступок – полететь туда, где никто до этого не бывал.
На корабле не было систем аварийного спасения, а ракета-носитель имела как минимум 30-процентный шанс на взрыв при старте. По факту, человек, запущенный на орбиту, не имел никакой возможности на что-то повлиять.
«Восток-1» – это легенда. Простой по сегодняшним меркам космический корабль стал родоначальником целой плеяды советских, а потом и российских успехов в этой области.
Но полет советского космонавта был бы невозможен без предварительной кропотливой работы многих выдающихся конструкторов и ученых. И, конечно, без космического корабля, которым стал «Восток».
Подготовительный этап
Мало кто сейчас помнит, что официальные работы над кораблем-спутником, который должен был доставить человека в космос и, что немаловажно, вернуть его обратно, начали в 1959 году. 22 мая был подписан соответствующий указ.
Запуск первого советского спутника. Фото: Youtube.com
Но работы начались на пару лет раньше – в 1957 году. Именно тогда специалисты опытно-конструкторского бюро начали проектирование корабля. До этого специалисты уже работали над созданием искусственных спутников.
Первой «ласточкой» стал «Объект Д», разработка которого началась в 1956 году. Этот спутник предполагалось сделать весом около 1 000 кг. и оснастить самой современной электроникой на то время.
Незадолго до этого, в 1954 году, Советский Союз приступил к разработке межконтинентальной баллистической ракеты Р7. Изначальное ее предназначение – нести ядерную боеголовку, но она пригодилась и для запуска спутника.
Вот только с «Объектом Д» дела не сложились – слишком он был сложным. Пришлось заменить его на простейший спутник ПС-1 – он был шарообразный с антеннами. Его удалось запустит в космос 4 октября 1957 года. В качестве ракеты-носителя использовали модель «Спутник», созданную на основе боевой Р-7.
3 ноября того же 1957 года Советский Союз первым в мире отправил в космос собаку по кличке Лайка. Тот полет не предусматривал возвращения, но доказал, что можно выжить в космосе.
Получается, что к 1959 году у ОТБ-1 имелись все возможности для запуска человека. Но нужно было провести еще несколько экспериментов и добиться того, чтобы космический корабль возвратился на Землю.
Запуск станции «Луна-1». Фото: Youtube.com
Следующая знаменательная дата в истории мировой космонавтики – это 14 сентября 1959 года. Тогда станции «Луна-2» удалось совершить посадку на внеземной объект. Через три недели после этого были получены снимки обратной стороны Луны. Теоретически СССР был готов совершить первый в мире пилотируемый полет.
Работа над проектом
Первый космический корабль в мире назывался «Восток-1П». Это был прототип того летательного объекта, на котором полетел потом Юрий Гагарин. Но работы проводились в условиях строжайшей секретности, и в прессу попадала только строго лимитированная информация.
Дескать, это обычные спутники, наподобие тех, что СССР запускал в 1957 году. Причины такой секретности были, причем вполне реальные. Соединенные Штаты Америки параллельно с СССР вели свои разработки, стремясь обогнать своего вечного соперника.
В США имелся проект «Mercury». Он был сложнее конструктивно советского «Востока» хотя бы потому, что был двухступенчатый.
Места для космонавта было маловато. Фото: Youtube.com
Сергей Королев изначально отказался от такой схемы, решив, что незачем усложнять конструкцию космического аппарата. Возможно, что именно это и помогло СССР стать первым в освоении космоса.
Технические особенности корабля
«Восток» серьезно отличался от современных космических летательных аппаратов. Корабль-спутник был просто не приспособлен для выполнения орбитальных маневров. Но этого и не требовалось – главной задачей, стоящей перед советскими инженерами-конструкторами, было обогнать США и стать первыми покорителями космоса.
Основные ТТХ корабля «Восток»:
- ? Длина – 4 300 мм
- ? Максимальный диаметр – 2 430 мм
- ? Масса – 4 725 кг
- ? Место только для одного космонавта
- ? Продолжительность полета – не более 10 суток
У космического аппарата было два отсека – в одном размещался пилот, в другом находились приборы.
Внутри установили пару телевизионных камер, которые должны были оповестить весь мир о том, какая страна первая покорила космические просторы.
Постройка корабля велась в авральном режиме. Нужно было опередить США в этой гонке. Поэтому многие конструкторские решения не удалось применить. Например, пришлось отказаться от системы спасения на старте. Конструкторы посчитали, что в результате испытаний они отработают запуск, поэтому маловероятно, что случится катастрофа.
От дублирующей тормозной установки тоже отказались, как и от других систем дополнительной безопасности. По словам конструкторов, изначально риски для будущего космонавта составляли около 50%. В процессе испытаний процент удалось снизить до 30, но все равно – это было опасно.
Белка и Стрелка - первые собаки, которые вернулись из космоса. Фото: Youtube.com
Хотя над конструкторами постоянно висела угроза того, что американские космонавты окажутся первыми, о чем им периодически напоминали «верха», они успели совершить 5 пробных запусков корабля «Восток-1».
Один из них вошел в мировую историю космонавтики – 12 августа 1960 года в полет были отправлены собаки Белка и Стрелка, которые живыми и здоровыми вернулись на Землю.
Ракета «Восток»
Запуск космического корабля был бы невозможен без носителя. Ее создание начали еще в 1958 году. Без военной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ничего у Сергея Королева и его команды не получилось бы.
Хотя работы было много – пришлось добавлять третью ступень, чтобы увеличить полезную нагрузку. Естественно, что при разработке военной ракеты создатели даже и не думали, что ее захотят использовать в космической отрасли. Но она подошла идеально благодаря своим техническим характеристикам.
Ракета-носитель «Восток». Фото: Youtube.com
Переделанная баллистическая межконтинентальная ракета Р-7 получила индекс 8К72К. При длине в 38,2 метра и весе в 287 тонн она могла вывести на орбиту до 4 725 кг. Именно таким и был корабль-спутник «Восток-1». Его вес постарались довести до максимального, хотя если бы была возможность, его бы увеличили.
Интересный факт – в роли ракетного топлива выступали обычный керосин вместе с жидким кислородом.
Первый запуск «Востока» состоялся в 1958 году. Тогда старт не удался, как и последующие за ним два. Только четвертый запуск, состоявшийся в 1959 году, стал успешным. Тогда на орбиту была выведена станция «Луна-1», которая до места назначения не долетела, но стала искусственным спутником Солнца.
Следующие полеты помогли конструкторам отшлифовать ракету-носитель. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор используется в космонавтике. Современные «Союзы» тоже построены на этом шасси.
Следующим шагом в освоении космоса стали запуски собак. После Белки и Стрелки конструкцию ракеты-носителя и корабля улучшили. 9 марта 1961 года в космос отправили собаку Чернушку, а 25 марта – Звездочку. Это была полноценная генеральная репетиция перед полетом человека.
Первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. Фото: Youtube.com
Этим героем был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мире, который отправился в космос и вернулся оттуда. Это был мужественный поступок – полететь туда, где никто до этого не бывал.
На корабле не было систем аварийного спасения, а ракета-носитель имела как минимум 30-процентный шанс на взрыв при старте. По факту, человек, запущенный на орбиту, не имел никакой возможности на что-то повлиять.
«Восток-1» – это легенда. Простой по сегодняшним меркам космический корабль стал родоначальником целой плеяды советских, а потом и российских успехов в этой области.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...