LearJet-35: закат кругосветного бизнес-джета
LearJet 35 впервые поднялся в воздух в 1973 году: уже через несколько месяцев после этого события было организовано массовое производство, которое осуществлялось до 1994-го. За 21 год компания Lear Jet Corporation, позднее вошедшая в состав Bombardier Aerospace, выпустила 738 машин, многие из которых эксплуатируются по сей день.
Самолет отличается универсальностью в плане использования: во многих странах он входит в состав ВВС. Правда, именуется по-другому – в США, например, это C-21A. А также эксплуатируется частными авиакомпаниями и государственными административными структурами.
Машина тогда отличалась сравнительной большой дальностью – до 2 тыс. 800 км. До 1976 года компания произвела 63 машины. Однако, на рынке в то время возникла потребность в небольших самолетах, способных совершать трансатлантические перелеты.
И конструкторы Bombardier предложили модифицировать существующую модель, увеличив ее дальность до 4 тыс. 488 км. При этом были использованы двигатели Honeywell TFE731-2-2B, расходующие за час полета 745,7 л топлива. Так появился LearJet 35A, который, спустя несколько месяцев, успешно совершил перелет через океан.
Почти сразу же с 35-й моделью появилась 36-я. Она отличалась удлиненным фюзеляжем и большим объемом топливных баков. В результате обновлений машина стала летать еще дальше – на 5 тыс. 292 километра. Пассажиров вмещалось тоже больше – 8 человек против 6 на 35А.
Однако, появился нюанс: груза модернизированное судно могло взять меньше. Чтобы этот момент нивелировать, построили очередную модификацию 36А с более мощными двигателями. Машина получила сертификат типа в 1976 году и заменила «тридцать шестую» модель.
Низкоплан оснащен парой двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Закрылки – однощелевые.
Машина отличается оригинальным размещением дополнительных топливных баков – они находятся на концах плоскостей. Там, где у пассажирских воздушных судов сегодня винглеты – законцовки.
В основе бизнес-джета – устаревшая на тот момент модель Learjet 25BGF. Одну из машин (Learjet-28) семейства в свое время приобрел Фрэнк Синатра.
В Learjet-35А используется практически та же авионика, что и в Cessna Citation Bravo. Правда, позже установили более современное оборудование, включающее цифровой автопилот и IFMS – интегрированное управление полетом. Пилотируют воздушное судно два летчика.
В салоне может находиться от 6 до 8 человек, которых обслуживает один бортпроводник. За кожаными креслами пассажиров находится багажное отделение, вмещающее до 225 кг груза.
Машина имеет неплохие технические параметры для небольшого самолета с турбовентиляторными двигателями. Это не только дальность перелета, но и скорость, достигающая 900 км/ч. А также способность садиться и взлетать с плохо подготовленных ВПП.
Да и разбег относительно короткий – 1,458 км, для приземления хватит 879 м. Все это сильно привлекало военных, которые активно закупали машину. Например, ВВС США приобрела 60 единиц техники, потом еще 20.
К сожалению, Learjet «прославился» большим количеством происшествий, многие из которых заканчивались трагически. Если говорить обобщенно о всех версиях (35, 35А, 36 и 36А), то, начиная с момента эксплуатации в 1973 году, потеряно 90 машин из произведенных 738-ми. Количество погибших – 186 человек. Это очень много: получается, что почти каждый восьмой самолет так или иначе закончил свой ресурс раньше времени. Хотя, военные всегда мало рассказывают об истинных причинах потери воздушного судна.
Самолет отличается универсальностью в плане использования: во многих странах он входит в состав ВВС. Правда, именуется по-другому – в США, например, это C-21A. А также эксплуатируется частными авиакомпаниями и государственными административными структурами.
История появления и модификации
Машина тогда отличалась сравнительной большой дальностью – до 2 тыс. 800 км. До 1976 года компания произвела 63 машины. Однако, на рынке в то время возникла потребность в небольших самолетах, способных совершать трансатлантические перелеты.
Сегодня аренда Learjet 35A стоит 2700 евро в час.
И конструкторы Bombardier предложили модифицировать существующую модель, увеличив ее дальность до 4 тыс. 488 км. При этом были использованы двигатели Honeywell TFE731-2-2B, расходующие за час полета 745,7 л топлива. Так появился LearJet 35A, который, спустя несколько месяцев, успешно совершил перелет через океан.
Двигатели на Learjet меняли несколько раз. Фото: youtube.com
Почти сразу же с 35-й моделью появилась 36-я. Она отличалась удлиненным фюзеляжем и большим объемом топливных баков. В результате обновлений машина стала летать еще дальше – на 5 тыс. 292 километра. Пассажиров вмещалось тоже больше – 8 человек против 6 на 35А.
Кожаный салон в Learjet-35A. Фото: youtube.com
Однако, появился нюанс: груза модернизированное судно могло взять меньше. Чтобы этот момент нивелировать, построили очередную модификацию 36А с более мощными двигателями. Машина получила сертификат типа в 1976 году и заменила «тридцать шестую» модель.
Другие особенности Learjet
Низкоплан оснащен парой двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Закрылки – однощелевые.
Баки на концах крыльев. Фото: youtube.com
Машина отличается оригинальным размещением дополнительных топливных баков – они находятся на концах плоскостей. Там, где у пассажирских воздушных судов сегодня винглеты – законцовки.
В 1976 году летчик-любитель и игрок в гольф Арнольд Палмер (США) облетел на Learjet 36 земной шар. Длина маршрута составила 36 тыс. 990 км, время полета – 57 ч 25 мин. 42 сек.
В основе бизнес-джета – устаревшая на тот момент модель Learjet 25BGF. Одну из машин (Learjet-28) семейства в свое время приобрел Фрэнк Синатра.
Кабина и салон
В Learjet-35А используется практически та же авионика, что и в Cessna Citation Bravo. Правда, позже установили более современное оборудование, включающее цифровой автопилот и IFMS – интегрированное управление полетом. Пилотируют воздушное судно два летчика.
Мониторов тут нет. Фото: youtube.com
В салоне может находиться от 6 до 8 человек, которых обслуживает один бортпроводник. За кожаными креслами пассажиров находится багажное отделение, вмещающее до 225 кг груза.
Эксплуатация
Машина имеет неплохие технические параметры для небольшого самолета с турбовентиляторными двигателями. Это не только дальность перелета, но и скорость, достигающая 900 км/ч. А также способность садиться и взлетать с плохо подготовленных ВПП.
Иногда 35-й используют, как транспортный самолет
Да и разбег относительно короткий – 1,458 км, для приземления хватит 879 м. Все это сильно привлекало военных, которые активно закупали машину. Например, ВВС США приобрела 60 единиц техники, потом еще 20.
Проблемы
К сожалению, Learjet «прославился» большим количеством происшествий, многие из которых заканчивались трагически. Если говорить обобщенно о всех версиях (35, 35А, 36 и 36А), то, начиная с момента эксплуатации в 1973 году, потеряно 90 машин из произведенных 738-ми. Количество погибших – 186 человек. Это очень много: получается, что почти каждый восьмой самолет так или иначе закончил свой ресурс раньше времени. Хотя, военные всегда мало рассказывают об истинных причинах потери воздушного судна.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....
Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....