LearJet-35: закат кругосветного бизнес-джета
281

LearJet-35: закат кругосветного бизнес-джета

LearJet 35 впервые поднялся в воздух в 1973 году: уже через несколько месяцев после этого события было организовано массовое производство, которое осуществлялось до 1994-го. За 21 год компания Lear Jet Corporation, позднее вошедшая в состав Bombardier Aerospace, выпустила 738 машин, многие из которых эксплуатируются по сей день.


Самолет отличается универсальностью в плане использования: во многих странах он входит в состав ВВС. Правда, именуется по-другому – в США, например, это C-21A. А также эксплуатируется частными авиакомпаниями и государственными административными структурами.

История появления и модификации


Машина тогда отличалась сравнительной большой дальностью – до 2 тыс. 800 км. До 1976 года компания произвела 63 машины. Однако, на рынке в то время возникла потребность в небольших самолетах, способных совершать трансатлантические перелеты.

Сегодня аренда Learjet 35A стоит 2700 евро в час.

И конструкторы Bombardier предложили модифицировать существующую модель, увеличив ее дальность до 4 тыс. 488 км. При этом были использованы двигатели Honeywell TFE731-2-2B, расходующие за час полета 745,7 л топлива. Так появился LearJet 35A, который, спустя несколько месяцев, успешно совершил перелет через океан.

LearJet-35: закат кругосветного бизнес-джетаДвигатели на Learjet меняли несколько раз. Фото: youtube.com

Почти сразу же с 35-й моделью появилась 36-я. Она отличалась удлиненным фюзеляжем и большим объемом топливных баков. В результате обновлений машина стала летать еще дальше – на 5 тыс. 292 километра. Пассажиров вмещалось тоже больше – 8 человек против 6 на 35А.

Кожаный салон в Learjet-35A. Фото: youtube.com

Однако, появился нюанс: груза модернизированное судно могло взять меньше. Чтобы этот момент нивелировать, построили очередную модификацию 36А с более мощными двигателями. Машина получила сертификат типа в 1976 году и заменила «тридцать шестую» модель.

Другие особенности Learjet


Низкоплан оснащен парой двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Закрылки – однощелевые.

Баки на концах крыльев. Фото: youtube.com

Машина отличается оригинальным размещением дополнительных топливных баков – они находятся на концах плоскостей. Там, где у пассажирских воздушных судов сегодня винглеты – законцовки.

В 1976 году летчик-любитель и игрок в гольф Арнольд Палмер (США) облетел на Learjet 36 земной шар. Длина маршрута составила 36 тыс. 990 км, время полета – 57 ч 25 мин. 42 сек.

В основе бизнес-джета – устаревшая на тот момент модель Learjet 25BGF. Одну из машин (Learjet-28) семейства в свое время приобрел Фрэнк Синатра.

Кабина и салон


В Learjet-35А используется практически та же авионика, что и в Cessna Citation Bravo. Правда, позже установили более современное оборудование, включающее цифровой автопилот и IFMS – интегрированное управление полетом. Пилотируют воздушное судно два летчика.

Мониторов тут нет. Фото: youtube.com

В салоне может находиться от 6 до 8 человек, которых обслуживает один бортпроводник. За кожаными креслами пассажиров находится багажное отделение, вмещающее до 225 кг груза.

Эксплуатация


Машина имеет неплохие технические параметры для небольшого самолета с турбовентиляторными двигателями. Это не только дальность перелета, но и скорость, достигающая 900 км/ч. А также способность садиться и взлетать с плохо подготовленных ВПП.

Иногда 35-й используют, как транспортный самолет

Да и разбег относительно короткий – 1,458 км, для приземления хватит 879 м. Все это сильно привлекало военных, которые активно закупали машину. Например, ВВС США приобрела 60 единиц техники, потом еще 20.

Проблемы


К сожалению, Learjet «прославился» большим количеством происшествий, многие из которых заканчивались трагически. Если говорить обобщенно о всех версиях (35, 35А, 36 и 36А), то, начиная с момента эксплуатации в 1973 году, потеряно 90 машин из произведенных 738-ми. Количество погибших – 186 человек. Это очень много: получается, что почти каждый восьмой самолет так или иначе закончил свой ресурс раньше времени. Хотя, военные всегда мало рассказывают об истинных причинах потери воздушного судна.
А вы что думаете о LearJet-35/36?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас