
LearJet-35: закат кругосветного бизнес-джета
LearJet 35 впервые поднялся в воздух в 1973 году: уже через несколько месяцев после этого события было организовано массовое производство, которое осуществлялось до 1994-го. За 21 год компания Lear Jet Corporation, позднее вошедшая в состав Bombardier Aerospace, выпустила 738 машин, многие из которых эксплуатируются по сей день.
Самолет отличается универсальностью в плане использования: во многих странах он входит в состав ВВС. Правда, именуется по-другому – в США, например, это C-21A. А также эксплуатируется частными авиакомпаниями и государственными административными структурами.
Машина тогда отличалась сравнительной большой дальностью – до 2 тыс. 800 км. До 1976 года компания произвела 63 машины. Однако, на рынке в то время возникла потребность в небольших самолетах, способных совершать трансатлантические перелеты.
И конструкторы Bombardier предложили модифицировать существующую модель, увеличив ее дальность до 4 тыс. 488 км. При этом были использованы двигатели Honeywell TFE731-2-2B, расходующие за час полета 745,7 л топлива. Так появился LearJet 35A, который, спустя несколько месяцев, успешно совершил перелет через океан.
Двигатели на Learjet меняли несколько раз. Фото: youtube.com
Почти сразу же с 35-й моделью появилась 36-я. Она отличалась удлиненным фюзеляжем и большим объемом топливных баков. В результате обновлений машина стала летать еще дальше – на 5 тыс. 292 километра. Пассажиров вмещалось тоже больше – 8 человек против 6 на 35А.
Кожаный салон в Learjet-35A. Фото: youtube.com
Однако, появился нюанс: груза модернизированное судно могло взять меньше. Чтобы этот момент нивелировать, построили очередную модификацию 36А с более мощными двигателями. Машина получила сертификат типа в 1976 году и заменила «тридцать шестую» модель.
Низкоплан оснащен парой двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Закрылки – однощелевые.
Баки на концах крыльев. Фото: youtube.com
Машина отличается оригинальным размещением дополнительных топливных баков – они находятся на концах плоскостей. Там, где у пассажирских воздушных судов сегодня винглеты – законцовки.
В основе бизнес-джета – устаревшая на тот момент модель Learjet 25BGF. Одну из машин (Learjet-28) семейства в свое время приобрел Фрэнк Синатра.
В Learjet-35А используется практически та же авионика, что и в Cessna Citation Bravo. Правда, позже установили более современное оборудование, включающее цифровой автопилот и IFMS – интегрированное управление полетом. Пилотируют воздушное судно два летчика.
Мониторов тут нет. Фото: youtube.com
В салоне может находиться от 6 до 8 человек, которых обслуживает один бортпроводник. За кожаными креслами пассажиров находится багажное отделение, вмещающее до 225 кг груза.
Машина имеет неплохие технические параметры для небольшого самолета с турбовентиляторными двигателями. Это не только дальность перелета, но и скорость, достигающая 900 км/ч. А также способность садиться и взлетать с плохо подготовленных ВПП.
Да и разбег относительно короткий – 1,458 км, для приземления хватит 879 м. Все это сильно привлекало военных, которые активно закупали машину. Например, ВВС США приобрела 60 единиц техники, потом еще 20.
К сожалению, Learjet «прославился» большим количеством происшествий, многие из которых заканчивались трагически. Если говорить обобщенно о всех версиях (35, 35А, 36 и 36А), то, начиная с момента эксплуатации в 1973 году, потеряно 90 машин из произведенных 738-ми. Количество погибших – 186 человек. Это очень много: получается, что почти каждый восьмой самолет так или иначе закончил свой ресурс раньше времени. Хотя, военные всегда мало рассказывают об истинных причинах потери воздушного судна.
Самолет отличается универсальностью в плане использования: во многих странах он входит в состав ВВС. Правда, именуется по-другому – в США, например, это C-21A. А также эксплуатируется частными авиакомпаниями и государственными административными структурами.
История появления и модификации
Машина тогда отличалась сравнительной большой дальностью – до 2 тыс. 800 км. До 1976 года компания произвела 63 машины. Однако, на рынке в то время возникла потребность в небольших самолетах, способных совершать трансатлантические перелеты.
Сегодня аренда Learjet 35A стоит 2700 евро в час.
И конструкторы Bombardier предложили модифицировать существующую модель, увеличив ее дальность до 4 тыс. 488 км. При этом были использованы двигатели Honeywell TFE731-2-2B, расходующие за час полета 745,7 л топлива. Так появился LearJet 35A, который, спустя несколько месяцев, успешно совершил перелет через океан.

Почти сразу же с 35-й моделью появилась 36-я. Она отличалась удлиненным фюзеляжем и большим объемом топливных баков. В результате обновлений машина стала летать еще дальше – на 5 тыс. 292 километра. Пассажиров вмещалось тоже больше – 8 человек против 6 на 35А.

Однако, появился нюанс: груза модернизированное судно могло взять меньше. Чтобы этот момент нивелировать, построили очередную модификацию 36А с более мощными двигателями. Машина получила сертификат типа в 1976 году и заменила «тридцать шестую» модель.
Другие особенности Learjet
Низкоплан оснащен парой двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Закрылки – однощелевые.

Машина отличается оригинальным размещением дополнительных топливных баков – они находятся на концах плоскостей. Там, где у пассажирских воздушных судов сегодня винглеты – законцовки.
В 1976 году летчик-любитель и игрок в гольф Арнольд Палмер (США) облетел на Learjet 36 земной шар. Длина маршрута составила 36 тыс. 990 км, время полета – 57 ч 25 мин. 42 сек.
В основе бизнес-джета – устаревшая на тот момент модель Learjet 25BGF. Одну из машин (Learjet-28) семейства в свое время приобрел Фрэнк Синатра.
Кабина и салон
В Learjet-35А используется практически та же авионика, что и в Cessna Citation Bravo. Правда, позже установили более современное оборудование, включающее цифровой автопилот и IFMS – интегрированное управление полетом. Пилотируют воздушное судно два летчика.

В салоне может находиться от 6 до 8 человек, которых обслуживает один бортпроводник. За кожаными креслами пассажиров находится багажное отделение, вмещающее до 225 кг груза.
Эксплуатация
Машина имеет неплохие технические параметры для небольшого самолета с турбовентиляторными двигателями. Это не только дальность перелета, но и скорость, достигающая 900 км/ч. А также способность садиться и взлетать с плохо подготовленных ВПП.
Иногда 35-й используют, как транспортный самолет
Да и разбег относительно короткий – 1,458 км, для приземления хватит 879 м. Все это сильно привлекало военных, которые активно закупали машину. Например, ВВС США приобрела 60 единиц техники, потом еще 20.
Проблемы
К сожалению, Learjet «прославился» большим количеством происшествий, многие из которых заканчивались трагически. Если говорить обобщенно о всех версиях (35, 35А, 36 и 36А), то, начиная с момента эксплуатации в 1973 году, потеряно 90 машин из произведенных 738-ми. Количество погибших – 186 человек. Это очень много: получается, что почти каждый восьмой самолет так или иначе закончил свой ресурс раньше времени. Хотя, военные всегда мало рассказывают об истинных причинах потери воздушного судна.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....