
Airbus 350XWB: пик европейского самолетостроения
Появление на рынке американского Boeing-787 подхлестнуло усилия главного конкурента – компании «Эйрбас», по созданию нового лайнера. Хотя, сначала руководство европейского авиапроизводителя отнеслось с прохладцей к Dreamliner. В ЕС считали, что это всего лишь реакция США на аэробус А330.
Однако перевозчики оказались куда дальновиднее и буквально давили на Airbus, ожидая от него такого же экономичного самолета, как 787-й. И руководство согласилось разработать новую модель на базе А330.
Было объявлено о постройке лайнера с техническими характеристиками, не уступающими «Боингу-787». Проект получил название «A330-200Lite». Впрочем, машина была задумана еще в 2004-м: тогда хотели создать практически аналог 330-го, но с лучшей компоновкой салона и повышенным комфортом для пассажиров. Однако, авиаперевозчиков в первую очередь интересовали такие параметры, как расход топлива в пересчете на одного человека, купившего билет. Поэтому руководство Airbus выделило 4 млрд евро на новый проект.
Стоимость А350XWB – более 300 млн долларов. Фото: youtube.com
В итоге получились совершенно новые крылья, стабилизаторы, фюзеляж. К тому же, эти компоненты производились по современным технологиям с применением композитных материалов. Двигатели тоже поставили другие. В результате построили совершенно новое воздушное судно, о чем и заявило в 2006 году руководство «Эйрбас». По его словам, машина, по эксплуатационным затратам, будет экономичнее Dreamliner на 8%. Проект получил иное название.
Интерес вызывает аббревиатура в конце трех цифр. Очевидно: разработчики решили пойти по стопам американцев, которые назвали свой самолет «Лайнером мечты» (Dreamliner). Но, видимо с фантазией у европейцев не очень, поэтому они приставили к названию своей модели три скромные буквы XWB, всего-навсего обозначающие, что лайнер Extra Wide Body – с «очень широким фюзеляжем».
Видимо, в «Эйрбас» учли опыт B-787, т. к. машина создавалась значительно быстрее, чем Dreamliner. Европейцам удалось решить проблему логистики очень оперативно. Ведь в создании А350 тоже принимало огромное количество компаний. Вот только некоторые «соучастники» процесса:
✅ правительство Уэльс (Англия) – композитные крылья
✅ Messier-Dowty (Франция) – ходовая часть
✅ филиал Airbus в КНР – рули
✅ Goodrich Corporation (США) – реверсы тяги, мотогондолы
✅ предприятие в г. Иллескас (Испания) – фюзеляж
✅ Thales (международный концерн с офисом во Франции) – авионике и т. д.
Это только малая часть поставщиков. Только представьте, какую работу проделала Airbus: всех поставщиков надо было как-то организовать, чтобы создать хорошую логистику и успеть собрать новый лайнер к срокам, обещанными заказчикам.
Здесь ЕС немного «переплюнула» американцев: в ее А350 композитов на 2% больше (52 против 50), чем у 787-го. Далее примерно так же – 20% алюминий, 14% занимает титан, 7% сталь и на долю всего остального приходится тоже 7%.
Размеры законцовок впечатляют. Фото: youtube.com
Крыло отличается огромной площадью в 443 кв м – оно самое большое для однопалубных воздушных судов. Стреловидность довели до 31,9°, винглеты загнуты на концах плоскостей на 4,4 м вверх. Все это позволило увеличить крейсерскую и максимальную скорости до 0,85 и 0,89 чисел Маха соответственно.
Включает в себя пару двигателей Rolls-Royce Trent XWB, специально разработанных под новинку. В турбинах стоят вентиляторы диаметром 3 м. максимальная тяга форсированной версии двигателя доходит до 432 кН.
Двигатели дешевле в обслуживании. Фото: youtube.com
Предусмотрена поставка машин с агрегатами, работающими в условиях высокогорья, где жаркий климат, нехватка кислорода. Мощность вспомогательной установки Honeywell HGT1700 увеличена на 10%.
Носовая часть выполнена из алюминия, чтобы лучше противостоять возможным птичьим «атакам». Остекление включает вместо обычных четырех, шесть окон, что улучшает обзорность. Внутри – 6 пятнадцатидюймовых дисплеев, а также HUD – проекция на стекло.
В кабине пилотов. Фото: youtube.com
Система авионики IMA усовершенствована и теперь способна выполнять 40, а не 23 функции, если сравнивать с А380. Дополнение – возможность управления шасси, подачей горючего, пневматикой. Для пилотов предусмотрена зона отдыха, находящаяся сразу за кабиной. У бортпроводников есть аналогичное помещение в хвосте.
Во-первых, он шире (разница с 787-м составляет 13 см) – количество кресел в ряду может достигать девяти. Применена обновленная система подачи воздуха для пассажиров, обеспечивающая давление, точно такое же, как на высоте 1800 м над уровнем моря. Поддерживается комфортная влажность в 20%.
Бизнес-класс: все для работы и отдыха. Фото: youtube.com
Как и в 787-м, иллюминаторы затемняются, благодаря электрохромной технологии. Все места, вне зависимости от класса, оснащены мультимедийными экранами. Разумеется, присутствует высокоскоростной интернет и USB-порты.
В эконом-классе тоже есть развлечения. Фото: youtube.com
В салоне три туалетные комнаты, находящиеся в передней, средней и хвостовой части самолета. В бизнес-классе кресла могут трансформироваться в кровати длиной 1,88 м.
Сначала тестировалось композитное крыло: процедура проходила в 2011 году, в Мексике, на специальной площадке Honeywell Aerospace. А первую машину выкатили из сборочного цеха уже в конце 2012-го. В небо прототип взмыл на следующий год, 14 июня. Второй самолет – 14.10.2013.
Уже в 2014-м компания получила сертификат типа. С 2015-го лайнер производится серийно и продается заказчикам. «Пионером» стал авиаперевозчик Finnair (Финляндия). В феврале 2020-го российский «Аэрофлот» получил первый А350 из 22-х заказанных. В марте он начал летать из столицы в Санкт-Петербург. Любопытно, что несколько «Эйрбасов» эксплуатируются в ВВС Германии.
Первая из них, А350-800, так и осталась в качестве проекта. Это должен был быть самолет на 270 пассажиров, летающий на расстояние в 15 тыс. 700 км. Однако, проект закрыли в 2014-м в пользу А330neo. Три другие версии 350-го пошли в серию.
По уровню комфорта имеет 3 класса и способен брать на борт от 315 до 440 пассажиров, в зависимости от компоновки салона. Машина сопоставима с конкурентом из США – Boeing-777-200ER, однако, имеет, лучшие технические параметры.
Самая распространенная модификация 350-го. Фото: youtube.com
Расход горючего в час – 5,8 т против 6,7 т, а стоимость техобслуживания меньше на 25%. При этом дальность достигает 15 тыс. км.
Последние три буквы расшифровываются, как ultra-long range, т. е. «ультрадальний радиус действия». Такое дополнение в названии связано с увеличенной дальностью перелета и временем пребывания в воздухе: 18 тыс. км и 19 часов (у вышерассмотренной модели 15 тыс. км и 15 ч).
A350-900ULR совершает самые продолжительные перелеты в мире. Фото: youtube.com
Первую машину выкатили из завода в Тулузе в 2018 году. Заказчиком стала авиакомпания Singapore Airlines (всего ей получено семь экземпляров). Лайнер эксплуатируется на самом длинном в мире маршруте из Нью-Йорка в Сингапур.
Наибольшая версия 350-го, рассчитанная на 350 (максимум 480) человек. По сравнению с предыдущими моделями имеет увеличенную на 4% площадь плоскостей. Стойки шасси – такие же, как у В-777: с тремя осями.
A350-1000 берет на борт до 480 пассажиров. Фото: youtube.com
Машина летает на 14,8 тыс. км, первый экземпляр заказал перевозчик из Катара Qatar Airways. Общие (одинаковые) технические данные для А350:
✅ размах крыла, высота – 64,75 и 17,1 м
✅ ширина кабины, фюзеляжа – 5,61 и 5,96 м
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 903 и 945 км/ч
✅ потолок – 13,1 км
✅ разбег при взлете, посадке – 2,6 и 2 км
Всеми модификациями машин управляет экипаж из двух пилотов.
К апрелю минувшего года выпущено 592 единицы техники. Зафиксировано только 2 происшествия (в Токио и США), оба в 2024-м. Суть – столкновение с другим самолетом при рулежке. В одной из аварий погибло 5 человек.
Однако перевозчики оказались куда дальновиднее и буквально давили на Airbus, ожидая от него такого же экономичного самолета, как 787-й. И руководство согласилось разработать новую модель на базе А330.
Предыстория
Было объявлено о постройке лайнера с техническими характеристиками, не уступающими «Боингу-787». Проект получил название «A330-200Lite». Впрочем, машина была задумана еще в 2004-м: тогда хотели создать практически аналог 330-го, но с лучшей компоновкой салона и повышенным комфортом для пассажиров. Однако, авиаперевозчиков в первую очередь интересовали такие параметры, как расход топлива в пересчете на одного человека, купившего билет. Поэтому руководство Airbus выделило 4 млрд евро на новый проект.

В итоге получились совершенно новые крылья, стабилизаторы, фюзеляж. К тому же, эти компоненты производились по современным технологиям с применением композитных материалов. Двигатели тоже поставили другие. В результате построили совершенно новое воздушное судно, о чем и заявило в 2006 году руководство «Эйрбас». По его словам, машина, по эксплуатационным затратам, будет экономичнее Dreamliner на 8%. Проект получил иное название.
Airbus 350XWB
Интерес вызывает аббревиатура в конце трех цифр. Очевидно: разработчики решили пойти по стопам американцев, которые назвали свой самолет «Лайнером мечты» (Dreamliner). Но, видимо с фантазией у европейцев не очень, поэтому они приставили к названию своей модели три скромные буквы XWB, всего-навсего обозначающие, что лайнер Extra Wide Body – с «очень широким фюзеляжем».
Разработка и постройка
Видимо, в «Эйрбас» учли опыт B-787, т. к. машина создавалась значительно быстрее, чем Dreamliner. Европейцам удалось решить проблему логистики очень оперативно. Ведь в создании А350 тоже принимало огромное количество компаний. Вот только некоторые «соучастники» процесса:
✅ правительство Уэльс (Англия) – композитные крылья
✅ Messier-Dowty (Франция) – ходовая часть
✅ филиал Airbus в КНР – рули
✅ Goodrich Corporation (США) – реверсы тяги, мотогондолы
✅ предприятие в г. Иллескас (Испания) – фюзеляж
✅ Thales (международный концерн с офисом во Франции) – авионике и т. д.
Это только малая часть поставщиков. Только представьте, какую работу проделала Airbus: всех поставщиков надо было как-то организовать, чтобы создать хорошую логистику и успеть собрать новый лайнер к срокам, обещанными заказчикам.
О конструкции
Здесь ЕС немного «переплюнула» американцев: в ее А350 композитов на 2% больше (52 против 50), чем у 787-го. Далее примерно так же – 20% алюминий, 14% занимает титан, 7% сталь и на долю всего остального приходится тоже 7%.

Крыло отличается огромной площадью в 443 кв м – оно самое большое для однопалубных воздушных судов. Стреловидность довели до 31,9°, винглеты загнуты на концах плоскостей на 4,4 м вверх. Все это позволило увеличить крейсерскую и максимальную скорости до 0,85 и 0,89 чисел Маха соответственно.
Силовая установка
Включает в себя пару двигателей Rolls-Royce Trent XWB, специально разработанных под новинку. В турбинах стоят вентиляторы диаметром 3 м. максимальная тяга форсированной версии двигателя доходит до 432 кН.

Предусмотрена поставка машин с агрегатами, работающими в условиях высокогорья, где жаркий климат, нехватка кислорода. Мощность вспомогательной установки Honeywell HGT1700 увеличена на 10%.
Кабина
Носовая часть выполнена из алюминия, чтобы лучше противостоять возможным птичьим «атакам». Остекление включает вместо обычных четырех, шесть окон, что улучшает обзорность. Внутри – 6 пятнадцатидюймовых дисплеев, а также HUD – проекция на стекло.

Система авионики IMA усовершенствована и теперь способна выполнять 40, а не 23 функции, если сравнивать с А380. Дополнение – возможность управления шасси, подачей горючего, пневматикой. Для пилотов предусмотрена зона отдыха, находящаяся сразу за кабиной. У бортпроводников есть аналогичное помещение в хвосте.
Что в салоне
Во-первых, он шире (разница с 787-м составляет 13 см) – количество кресел в ряду может достигать девяти. Применена обновленная система подачи воздуха для пассажиров, обеспечивающая давление, точно такое же, как на высоте 1800 м над уровнем моря. Поддерживается комфортная влажность в 20%.

Как и в 787-м, иллюминаторы затемняются, благодаря электрохромной технологии. Все места, вне зависимости от класса, оснащены мультимедийными экранами. Разумеется, присутствует высокоскоростной интернет и USB-порты.

В салоне три туалетные комнаты, находящиеся в передней, средней и хвостовой части самолета. В бизнес-классе кресла могут трансформироваться в кровати длиной 1,88 м.
Испытания
Сначала тестировалось композитное крыло: процедура проходила в 2011 году, в Мексике, на специальной площадке Honeywell Aerospace. А первую машину выкатили из сборочного цеха уже в конце 2012-го. В небо прототип взмыл на следующий год, 14 июня. Второй самолет – 14.10.2013.
Как делали и испытывали А350
Уже в 2014-м компания получила сертификат типа. С 2015-го лайнер производится серийно и продается заказчикам. «Пионером» стал авиаперевозчик Finnair (Финляндия). В феврале 2020-го российский «Аэрофлот» получил первый А350 из 22-х заказанных. В марте он начал летать из столицы в Санкт-Петербург. Любопытно, что несколько «Эйрбасов» эксплуатируются в ВВС Германии.
Модификации
Первая из них, А350-800, так и осталась в качестве проекта. Это должен был быть самолет на 270 пассажиров, летающий на расстояние в 15 тыс. 700 км. Однако, проект закрыли в 2014-м в пользу А330neo. Три другие версии 350-го пошли в серию.
А350-900
По уровню комфорта имеет 3 класса и способен брать на борт от 315 до 440 пассажиров, в зависимости от компоновки салона. Машина сопоставима с конкурентом из США – Boeing-777-200ER, однако, имеет, лучшие технические параметры.

Расход горючего в час – 5,8 т против 6,7 т, а стоимость техобслуживания меньше на 25%. При этом дальность достигает 15 тыс. км.
A350-900ULR
Последние три буквы расшифровываются, как ultra-long range, т. е. «ультрадальний радиус действия». Такое дополнение в названии связано с увеличенной дальностью перелета и временем пребывания в воздухе: 18 тыс. км и 19 часов (у вышерассмотренной модели 15 тыс. км и 15 ч).

Первую машину выкатили из завода в Тулузе в 2018 году. Заказчиком стала авиакомпания Singapore Airlines (всего ей получено семь экземпляров). Лайнер эксплуатируется на самом длинном в мире маршруте из Нью-Йорка в Сингапур.
А350-1000
Наибольшая версия 350-го, рассчитанная на 350 (максимум 480) человек. По сравнению с предыдущими моделями имеет увеличенную на 4% площадь плоскостей. Стойки шасси – такие же, как у В-777: с тремя осями.

Машина летает на 14,8 тыс. км, первый экземпляр заказал перевозчик из Катара Qatar Airways. Общие (одинаковые) технические данные для А350:
✅ размах крыла, высота – 64,75 и 17,1 м
✅ ширина кабины, фюзеляжа – 5,61 и 5,96 м
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 903 и 945 км/ч
✅ потолок – 13,1 км
✅ разбег при взлете, посадке – 2,6 и 2 км
Всеми модификациями машин управляет экипаж из двух пилотов.
Эксплуатация
К апрелю минувшего года выпущено 592 единицы техники. Зафиксировано только 2 происшествия (в Токио и США), оба в 2024-м. Суть – столкновение с другим самолетом при рулежке. В одной из аварий погибло 5 человек.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....