
Steer-by-wire: руль по проводам – кому он нужен?
Наверняка большинство автолюбителей выскажут сомнение по поводу надежности подобной технологии. Как это: «руль через провода» – а если какой-нибудь кабель оторвется, перетрется, что тогда? Ну, или программа зависнет: бросать «баранку» и закрывать глаза руками?
Тем не менее, система Steer-by-wire (переводится, как «управление по проводам») давно уже внедряется, причем, в серийные автомобили (чаще, как эксперимент). В качестве примера можно назвать Infiniti Q50 и 60. Nissan и вовсе разработала свою систему под названием Direct Adaptive Steering (DAS) еще в 2013-м.
Steer-by-wire: руль связан с колесами только проводами. Фото: youtube.com
Но возникает другой вопрос – а чем не угодила механическая система с тем же ГУРом или электрическим усилителем? Если послушать маркетологов, то среди преимуществ в первую очередь указывается возможность конфигурирования, увеличение скорости реакции колес на движения водителя, а также полное «уничтожение» вибрации. Сюда же можно добавить уменьшение массы автомобиля за счет упрощения системы управления и удаления «лишних» деталей. Интересен еще один рекламируемый плюс: большие возможности при разработке интерьера салона.
Механическая связь колес и руля отсутствует. При наезде на колдобину в «баранку» ничего отдавать не будет. Но если вы все-таки хотите, чтобы обратная связь была, это «удовольствие» можно настроить. Сам руль можно перемещать, устанавливать в любой точке салона, хоть на пассажирское кресло. Также существует возможность прохождения крутого поворота без перехватывания руками «баранки». А еще можно «прописать» в программе, чтобы руль сам выворачивался куда нужно при возникновении заноса. Да и вообще, управляйте автомобилем, не выходя из дома!
На крутых поворотах руль можно не перехватывать (Lexus). Фото: youtube.com
Принцип работы не так уж и сложен. Передняя подвеска оснащается электромоторами, которые поворачивают колеса. По «кругу», в т. ч. и на руль, устанавливается ряд датчиков, которые следят за углом поворота, посылают сигналы бортовому компьютеру. Уже он решает, что делать дальше.
В 2022-м Nissan провела исследование надежности вышеупомянутой системы: оказалось, что все не так плохо. Из 38 тыс. машин, где была установлена Steer-by-wire, отозвали только 23 экземпляра. Как выяснилось, причина отказов (внимание российским автовладельцам!) заключалась в холодном климате, где эксплуатировались авто. Сегодня данная система, в основном, применяется на гоночных машинах. Например, BMW M6 GT3, Audi R8 LMS GT3 или Mercedes-AMG GT3. Это все дорогая спортивная техника.
В Toyota bZ4x как раз стоит система Steer-by-wire. Фото: youtube.com
Впрочем, если хотите испытать систему на обычных трассах, воспользуйтесь Toyota bZ4x, выпущенной в 2022-м или Lexus RZ450e 2023-го года. Илон Маск тоже обещает, что в ближайшем будущем схожая система будет задействована в его серийных Tesla: скорее, всего, в моделях Semi либо Cybertruck. В последней, к слову, она уже есть. Но если все так хорошо, почему же не внедряют «руль по проводам» в массовые автомобили? Причин несколько, и мы их рассмотрим ниже.
Для рядового покупателя эта опция, которая (по крайней мере на первых порах) наверняка приведет к удорожанию машины, не нужна. «Вау-эффекта» она не дает: соседей и друзей «управлением по проводам» не поразишь напрочь, как например, проекцией на лобовое стекло.
Второй момент – недоверие. Достаточно вспомнить скандал с отказом. Нет, не Steer-by-wire, а всего лишь электрического усилителя руля на российской «Калине». Устранение вибрации и толчков от колдобин можно воспринимать, как отсутствие «связи с внешним миром». А ее имитация кому-то не понравится.
О технологии знают все автопроизводители, но внедрять ее массово на серийных машинах не торопятся. Да и местные регуляторы к подобным новшествам относятся настороженно, ставя во главу угла безопасность. У всех работает принцип: пусть в соседней стране попробуют, а мы посмотрим. А с другой стороны, можно и опоздать! Поэтому разработки все равно ведутся, правда, рекламируются производителями крайне неохотно.
Тем не менее, система Steer-by-wire (переводится, как «управление по проводам») давно уже внедряется, причем, в серийные автомобили (чаще, как эксперимент). В качестве примера можно назвать Infiniti Q50 и 60. Nissan и вовсе разработала свою систему под названием Direct Adaptive Steering (DAS) еще в 2013-м.

Но возникает другой вопрос – а чем не угодила механическая система с тем же ГУРом или электрическим усилителем? Если послушать маркетологов, то среди преимуществ в первую очередь указывается возможность конфигурирования, увеличение скорости реакции колес на движения водителя, а также полное «уничтожение» вибрации. Сюда же можно добавить уменьшение массы автомобиля за счет упрощения системы управления и удаления «лишних» деталей. Интересен еще один рекламируемый плюс: большие возможности при разработке интерьера салона.
Как функционирует система
Механическая связь колес и руля отсутствует. При наезде на колдобину в «баранку» ничего отдавать не будет. Но если вы все-таки хотите, чтобы обратная связь была, это «удовольствие» можно настроить. Сам руль можно перемещать, устанавливать в любой точке салона, хоть на пассажирское кресло. Также существует возможность прохождения крутого поворота без перехватывания руками «баранки». А еще можно «прописать» в программе, чтобы руль сам выворачивался куда нужно при возникновении заноса. Да и вообще, управляйте автомобилем, не выходя из дома!

Принцип работы не так уж и сложен. Передняя подвеска оснащается электромоторами, которые поворачивают колеса. По «кругу», в т. ч. и на руль, устанавливается ряд датчиков, которые следят за углом поворота, посылают сигналы бортовому компьютеру. Уже он решает, что делать дальше.
Где установлена и работает Steer-by-wire
В 2022-м Nissan провела исследование надежности вышеупомянутой системы: оказалось, что все не так плохо. Из 38 тыс. машин, где была установлена Steer-by-wire, отозвали только 23 экземпляра. Как выяснилось, причина отказов (внимание российским автовладельцам!) заключалась в холодном климате, где эксплуатировались авто. Сегодня данная система, в основном, применяется на гоночных машинах. Например, BMW M6 GT3, Audi R8 LMS GT3 или Mercedes-AMG GT3. Это все дорогая спортивная техника.

Впрочем, если хотите испытать систему на обычных трассах, воспользуйтесь Toyota bZ4x, выпущенной в 2022-м или Lexus RZ450e 2023-го года. Илон Маск тоже обещает, что в ближайшем будущем схожая система будет задействована в его серийных Tesla: скорее, всего, в моделях Semi либо Cybertruck. В последней, к слову, она уже есть. Но если все так хорошо, почему же не внедряют «руль по проводам» в массовые автомобили? Причин несколько, и мы их рассмотрим ниже.
Неинтересно и опасно
Для рядового покупателя эта опция, которая (по крайней мере на первых порах) наверняка приведет к удорожанию машины, не нужна. «Вау-эффекта» она не дает: соседей и друзей «управлением по проводам» не поразишь напрочь, как например, проекцией на лобовое стекло.
О безопасности Steer-by-wire
Второй момент – недоверие. Достаточно вспомнить скандал с отказом. Нет, не Steer-by-wire, а всего лишь электрического усилителя руля на российской «Калине». Устранение вибрации и толчков от колдобин можно воспринимать, как отсутствие «связи с внешним миром». А ее имитация кому-то не понравится.
Кто будет первым?
О технологии знают все автопроизводители, но внедрять ее массово на серийных машинах не торопятся. Да и местные регуляторы к подобным новшествам относятся настороженно, ставя во главу угла безопасность. У всех работает принцип: пусть в соседней стране попробуют, а мы посмотрим. А с другой стороны, можно и опоздать! Поэтому разработки все равно ведутся, правда, рекламируются производителями крайне неохотно.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....