Steer-by-wire: руль по проводам – кому он нужен?
Наверняка большинство автолюбителей выскажут сомнение по поводу надежности подобной технологии. Как это: «руль через провода» – а если какой-нибудь кабель оторвется, перетрется, что тогда? Ну, или программа зависнет: бросать «баранку» и закрывать глаза руками?
Тем не менее, система Steer-by-wire (переводится, как «управление по проводам») давно уже внедряется, причем, в серийные автомобили (чаще, как эксперимент). В качестве примера можно назвать Infiniti Q50 и 60. Nissan и вовсе разработала свою систему под названием Direct Adaptive Steering (DAS) еще в 2013-м.
Но возникает другой вопрос – а чем не угодила механическая система с тем же ГУРом или электрическим усилителем? Если послушать маркетологов, то среди преимуществ в первую очередь указывается возможность конфигурирования, увеличение скорости реакции колес на движения водителя, а также полное «уничтожение» вибрации. Сюда же можно добавить уменьшение массы автомобиля за счет упрощения системы управления и удаления «лишних» деталей. Интересен еще один рекламируемый плюс: большие возможности при разработке интерьера салона.
Механическая связь колес и руля отсутствует. При наезде на колдобину в «баранку» ничего отдавать не будет. Но если вы все-таки хотите, чтобы обратная связь была, это «удовольствие» можно настроить. Сам руль можно перемещать, устанавливать в любой точке салона, хоть на пассажирское кресло. Также существует возможность прохождения крутого поворота без перехватывания руками «баранки». А еще можно «прописать» в программе, чтобы руль сам выворачивался куда нужно при возникновении заноса. Да и вообще, управляйте автомобилем, не выходя из дома!
Принцип работы не так уж и сложен. Передняя подвеска оснащается электромоторами, которые поворачивают колеса. По «кругу», в т. ч. и на руль, устанавливается ряд датчиков, которые следят за углом поворота, посылают сигналы бортовому компьютеру. Уже он решает, что делать дальше.
В 2022-м Nissan провела исследование надежности вышеупомянутой системы: оказалось, что все не так плохо. Из 38 тыс. машин, где была установлена Steer-by-wire, отозвали только 23 экземпляра. Как выяснилось, причина отказов (внимание российским автовладельцам!) заключалась в холодном климате, где эксплуатировались авто. Сегодня данная система, в основном, применяется на гоночных машинах. Например, BMW M6 GT3, Audi R8 LMS GT3 или Mercedes-AMG GT3. Это все дорогая спортивная техника.
Впрочем, если хотите испытать систему на обычных трассах, воспользуйтесь Toyota bZ4x, выпущенной в 2022-м или Lexus RZ450e 2023-го года. Илон Маск тоже обещает, что в ближайшем будущем схожая система будет задействована в его серийных Tesla: скорее, всего, в моделях Semi либо Cybertruck. В последней, к слову, она уже есть. Но если все так хорошо, почему же не внедряют «руль по проводам» в массовые автомобили? Причин несколько, и мы их рассмотрим ниже.
Для рядового покупателя эта опция, которая (по крайней мере на первых порах) наверняка приведет к удорожанию машины, не нужна. «Вау-эффекта» она не дает: соседей и друзей «управлением по проводам» не поразишь напрочь, как например, проекцией на лобовое стекло.
Второй момент – недоверие. Достаточно вспомнить скандал с отказом. Нет, не Steer-by-wire, а всего лишь электрического усилителя руля на российской «Калине». Устранение вибрации и толчков от колдобин можно воспринимать, как отсутствие «связи с внешним миром». А ее имитация кому-то не понравится.
О технологии знают все автопроизводители, но внедрять ее массово на серийных машинах не торопятся. Да и местные регуляторы к подобным новшествам относятся настороженно, ставя во главу угла безопасность. У всех работает принцип: пусть в соседней стране попробуют, а мы посмотрим. А с другой стороны, можно и опоздать! Поэтому разработки все равно ведутся, правда, рекламируются производителями крайне неохотно.
Тем не менее, система Steer-by-wire (переводится, как «управление по проводам») давно уже внедряется, причем, в серийные автомобили (чаще, как эксперимент). В качестве примера можно назвать Infiniti Q50 и 60. Nissan и вовсе разработала свою систему под названием Direct Adaptive Steering (DAS) еще в 2013-м.
Steer-by-wire: руль связан с колесами только проводами. Фото: youtube.com
Но возникает другой вопрос – а чем не угодила механическая система с тем же ГУРом или электрическим усилителем? Если послушать маркетологов, то среди преимуществ в первую очередь указывается возможность конфигурирования, увеличение скорости реакции колес на движения водителя, а также полное «уничтожение» вибрации. Сюда же можно добавить уменьшение массы автомобиля за счет упрощения системы управления и удаления «лишних» деталей. Интересен еще один рекламируемый плюс: большие возможности при разработке интерьера салона.
Как функционирует система
Механическая связь колес и руля отсутствует. При наезде на колдобину в «баранку» ничего отдавать не будет. Но если вы все-таки хотите, чтобы обратная связь была, это «удовольствие» можно настроить. Сам руль можно перемещать, устанавливать в любой точке салона, хоть на пассажирское кресло. Также существует возможность прохождения крутого поворота без перехватывания руками «баранки». А еще можно «прописать» в программе, чтобы руль сам выворачивался куда нужно при возникновении заноса. Да и вообще, управляйте автомобилем, не выходя из дома!
На крутых поворотах руль можно не перехватывать (Lexus). Фото: youtube.com
Принцип работы не так уж и сложен. Передняя подвеска оснащается электромоторами, которые поворачивают колеса. По «кругу», в т. ч. и на руль, устанавливается ряд датчиков, которые следят за углом поворота, посылают сигналы бортовому компьютеру. Уже он решает, что делать дальше.
Где установлена и работает Steer-by-wire
В 2022-м Nissan провела исследование надежности вышеупомянутой системы: оказалось, что все не так плохо. Из 38 тыс. машин, где была установлена Steer-by-wire, отозвали только 23 экземпляра. Как выяснилось, причина отказов (внимание российским автовладельцам!) заключалась в холодном климате, где эксплуатировались авто. Сегодня данная система, в основном, применяется на гоночных машинах. Например, BMW M6 GT3, Audi R8 LMS GT3 или Mercedes-AMG GT3. Это все дорогая спортивная техника.
В Toyota bZ4x как раз стоит система Steer-by-wire. Фото: youtube.com
Впрочем, если хотите испытать систему на обычных трассах, воспользуйтесь Toyota bZ4x, выпущенной в 2022-м или Lexus RZ450e 2023-го года. Илон Маск тоже обещает, что в ближайшем будущем схожая система будет задействована в его серийных Tesla: скорее, всего, в моделях Semi либо Cybertruck. В последней, к слову, она уже есть. Но если все так хорошо, почему же не внедряют «руль по проводам» в массовые автомобили? Причин несколько, и мы их рассмотрим ниже.
Неинтересно и опасно
Для рядового покупателя эта опция, которая (по крайней мере на первых порах) наверняка приведет к удорожанию машины, не нужна. «Вау-эффекта» она не дает: соседей и друзей «управлением по проводам» не поразишь напрочь, как например, проекцией на лобовое стекло.
О безопасности Steer-by-wire
Второй момент – недоверие. Достаточно вспомнить скандал с отказом. Нет, не Steer-by-wire, а всего лишь электрического усилителя руля на российской «Калине». Устранение вибрации и толчков от колдобин можно воспринимать, как отсутствие «связи с внешним миром». А ее имитация кому-то не понравится.
Кто будет первым?
О технологии знают все автопроизводители, но внедрять ее массово на серийных машинах не торопятся. Да и местные регуляторы к подобным новшествам относятся настороженно, ставя во главу угла безопасность. У всех работает принцип: пусть в соседней стране попробуют, а мы посмотрим. А с другой стороны, можно и опоздать! Поэтому разработки все равно ведутся, правда, рекламируются производителями крайне неохотно.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....
Цифра «7» на борту «Боингов»: случайность или преднамеренность
«Это «ж-ж-ж» неспроста»: – говаривал известный персонаж. Эти семерки на борту лайнеров Boeing неслучайны, думают многие. И они правы…...