Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
Этот дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет по праву считается одним из лучших в мире. Dreamliner – «Лайнер мечты», такое название он получил от американских маркетологов. А уж они-то знают толк в своем деле.
Однако, можно считать, что машина получилась «случайно». В конце 1990-х в компании решили, что пришла пора заменить стремительно устаревающую 767-ю модель на что-то особенное, суперсовременное, способное показать конкурентам в лице Airbus, что умеют американцы. К тому же Европа уже вовсю летала на А330 (введен в эксплуатацию с 1994-го), превосходящий по всем параметрам Boeing-767.
Такое название получил новый проект: лайнер, способный летать на околозвуковой скорости. При этом, за счет быстроты перемещения, новая машина должна будет расходовать столько же топлива, сколько и ее предшественник. Но в планы «Боинга» свои коррективы внес теракт 11 сентября и резкий скачок цен на нефть, произошедший после этого драматического события.
Авиаперевозчики, выбирая самолет, стали больше смотреть на его экономичность, а не скорость. Поэтому авиаконцерн чуть ли не «переобулся в воздухе», представив миру новый проект под названием 7Е7. В нем были использованы некоторые наработки от Boeing Sonic Cruiser.
В 2005-м было объявлено, что лайнер получил индекс 787. Чуть позже воздушному судну присвоили собственное имя – Dreamliner.
В небо машина должна была подняться в 2007-м, но подвели партнеры, не поставившие нужные узлы. Отсрочки продолжались и далее, но, в конце концов, 787-й взлетел 15.12.2009 года.
Первое испытание прошло успешно и лайнер начал «победное шествие» по авиасалонам мира. После Фарнборо в Англии Boeing-787 показали в Москве на МАКС-2011. Машина вызывала явный интерес и первым заказчиком стала японская компания All Nippon Airways.
Пробный перелет был совершен летом 2011 года из Сиэтла в Токио. В тестировании лайнера принимали участие и японские специалисты. Затем целую неделю самолет в тестовом режиме курсировал между крупнейшими городами: Окаяма, Хиросима, Осака и т. д. в Августе этого же года 787-й получил от американского регулятора сертификат, в сентябре был передан заказчику, в октябре впервые отправился по коммерческому маршруту с пассажирами.
После успешных испытаний базовой модели, компания предложила еще два варианта самолета. Boeing-787-9 являлся заменой 767-400, имел удлиненный фюзеляж (старт эксплуатации – 2014 год). Если в базовую версию 787-8 по максимуму помещался 381 пассажир, то в 787-9 – 420. При этом дальность полета увеличилась с 13 тыс. 620 до 14 140 км. Интересно, что у более массивного самолета длина пробега сократилась на 300 м. Хотя позднее этот плюс «ликвидировали», добившись такой же характеристики у базового 787-8 в 2600 м (ранее – 3100 м).
Еще одна модификация – Boeing-787-10 – начал коммерческие полеты в 2018-м. Эта машина тоже была удлиненной, но рассчитывалась для использования на ближних маршрутах протяженностью до 12 тыс. км. В лайнер по максимуму помещалось 440 пассажиров.
Стоимость каждого из трех вариантов Boeing-787 составляла 248,3, 292,5 и 338,4 млн долларов соответственно. Правда, был еще проект 787-3. Этим самолетом, вмещавшим до 330 человек, хотели заменить на коротких рейсах модель 777-200. Однако, в 2010-м от постройки машины отказались.
Основная особенность – в материалах изготовления. Половина из них – композиты, 20% приходится на алюминий, 15% на титан, 10% – на сталь. Оставшиеся 5% – видимо, элементы отделки, включая пластик и другое. Проще говоря, 787-й прочнее и легче своих предшественников. Например, в 777-м на долю композитов приходится только 9%.
Крылья у «самолета мечты» выполнены в виде стрелы, имеют винглеты с переменной конфигурацией, что увеличивает подъемную силу на пару процентов.
Плоскости очень эластичные и могут изгибаться, что хорошо заметно при посадке и взлете. Низ корпуса сделан плоским, и это увеличило багажный отсек на 45%, по сравнению с 767-й моделью.
Используется два варианта: GEnx от американской компании General Electric, либо английские Trent-1000 от «Роллс-Ройс». Общая тяга силовой установки составляет от 280 до 340 к*Н, умноженная на два. Однако, интерес представляет не только мощность, но и оформление задней части турбин в виде зубцов, названных «шевронами».
По мнению конструкторов (в разработке участвовала NASA), такое техническое решение лучше и плавнее смешивает упругую реактивную струю с наружным воздухом. Это позволило уменьшить шумность двигателей на 15 дБ и сэкономить на звукоизоляционных материалах, как утверждает производитель.
Для каждого пилота – свой монитор. Вся авионика представляет собой комплекс ARINC 661. Предусмотрено проецирование нужных данных прямо на лобовое стекло (технология HUD). Многие водители уже знают, что это такое. Интерес представляет и система отклонения элеронов: точнее, ее связь со специальными датчиками в носу машины, реагирующими на проявление турбулентности.
При ее обнаружении в работу вступает механизация крыла, и как результат, пассажиры испытывают меньше дискомфорта. Еще одно любопытное новшество – система диагностики. При обнаружении каких-то проблем в узлах лайнера, она по радиоканалу отсылает данные на землю ремонтникам. Те, еще не подходя к самолету в аэропорту, уже заранее знают, что делать. Это сокращает время обслуживания.
Одно из новшеств – поддержка внутри более высокого, по сравнению с другими аналогичными машинами, давления, соответствующему 1800 м над уровнем моря. Это стало возможным благодаря композитному фюзеляжу. Если бы он был алюминиевым, ощущения в салоне соответствовали бы аналогичным при нахождении на высоте 2400 м. Причем, воздух поступает не от двигателей (его приходится охлаждать), как в других лайнерах, а прямо из окружающей среды.
Салон, по сравнению с 767-м стал шире на 40 см, поэтому кресел разместили больше. Иллюминаторы – «отдельная песня». Во-первых, они больше, чем у предшественника, а во-вторых, сделаны из электрохромного стекла. Это дало возможность пассажиру самостоятельно выбирать при помощи кнопки нужный уровень затемнения – всего их пять. Впрочем, при необходимости, стюардесса может установить одну степень прозрачности для всех иллюминаторов сразу.
В эконом-классе три ряда кресел по столько же мест. Каждому пассажиру – по монитору. По ним могут транслироваться развлекательные программы или проходить сообщения от бортпроводниц, экипажа. Разумеется, тут же – USB-порты и есть широкополосный интернет со скоростью до 250 кбит/секунду. Бизнес-класс отличается более вместительными креслами, которые раскладываются для комфортного сна, а также увеличенными мониторами.
Машину хорошо покупают по всему миру: помимо США, Европы и Японии, эта модель есть в авиапарках компаний из Турции, Израиля, Мексики, Азербайджана, Узбекистана.
А вот у российских авиаперевозчиков таких машин нет. В 2007-м «Аэрофлот» заказал несколько самолетов, но через 10 лет передумал.
Однако, можно считать, что машина получилась «случайно». В конце 1990-х в компании решили, что пришла пора заменить стремительно устаревающую 767-ю модель на что-то особенное, суперсовременное, способное показать конкурентам в лице Airbus, что умеют американцы. К тому же Европа уже вовсю летала на А330 (введен в эксплуатацию с 1994-го), превосходящий по всем параметрам Boeing-767.
Boeing Sonic Cruiser
Такое название получил новый проект: лайнер, способный летать на околозвуковой скорости. При этом, за счет быстроты перемещения, новая машина должна будет расходовать столько же топлива, сколько и ее предшественник. Но в планы «Боинга» свои коррективы внес теракт 11 сентября и резкий скачок цен на нефть, произошедший после этого драматического события.
Проект Boeing Sonic Cruiser вскоре забросили. Фото: youtube.com
Авиаперевозчики, выбирая самолет, стали больше смотреть на его экономичность, а не скорость. Поэтому авиаконцерн чуть ли не «переобулся в воздухе», представив миру новый проект под названием 7Е7. В нем были использованы некоторые наработки от Boeing Sonic Cruiser.
В проектировании Boeing-787 принимали российские специалисты из столичной компании Moscow Boeing design center. Конструкторский центр начал работать в 1998 году.
В 2005-м было объявлено, что лайнер получил индекс 787. Чуть позже воздушному судну присвоили собственное имя – Dreamliner.
Испытания
В небо машина должна была подняться в 2007-м, но подвели партнеры, не поставившие нужные узлы. Отсрочки продолжались и далее, но, в конце концов, 787-й взлетел 15.12.2009 года.
В постройке самолета принимало огромное количество компаний, что усложняло логистику и задерживало испытательные полеты. Фото: youtube.com
Первое испытание прошло успешно и лайнер начал «победное шествие» по авиасалонам мира. После Фарнборо в Англии Boeing-787 показали в Москве на МАКС-2011. Машина вызывала явный интерес и первым заказчиком стала японская компания All Nippon Airways.
Японцы приветствуют первый Boeing-787. Фото: youtube.com
Пробный перелет был совершен летом 2011 года из Сиэтла в Токио. В тестировании лайнера принимали участие и японские специалисты. Затем целую неделю самолет в тестовом режиме курсировал между крупнейшими городами: Окаяма, Хиросима, Осака и т. д. в Августе этого же года 787-й получил от американского регулятора сертификат, в сентябре был передан заказчику, в октябре впервые отправился по коммерческому маршруту с пассажирами.
Модификации
После успешных испытаний базовой модели, компания предложила еще два варианта самолета. Boeing-787-9 являлся заменой 767-400, имел удлиненный фюзеляж (старт эксплуатации – 2014 год). Если в базовую версию 787-8 по максимуму помещался 381 пассажир, то в 787-9 – 420. При этом дальность полета увеличилась с 13 тыс. 620 до 14 140 км. Интересно, что у более массивного самолета длина пробега сократилась на 300 м. Хотя позднее этот плюс «ликвидировали», добившись такой же характеристики у базового 787-8 в 2600 м (ранее – 3100 м).
Внешне Boeing-787-9 почти не отличается от базовой модели. Фото: youtube.com
Еще одна модификация – Boeing-787-10 – начал коммерческие полеты в 2018-м. Эта машина тоже была удлиненной, но рассчитывалась для использования на ближних маршрутах протяженностью до 12 тыс. км. В лайнер по максимуму помещалось 440 пассажиров.
Самая вместительная модификация – Boeing-787-10. Фото: youtube.com
Стоимость каждого из трех вариантов Boeing-787 составляла 248,3, 292,5 и 338,4 млн долларов соответственно. Правда, был еще проект 787-3. Этим самолетом, вмещавшим до 330 человек, хотели заменить на коротких рейсах модель 777-200. Однако, в 2010-м от постройки машины отказались.
О конструкции Boeing-787
Основная особенность – в материалах изготовления. Половина из них – композиты, 20% приходится на алюминий, 15% на титан, 10% – на сталь. Оставшиеся 5% – видимо, элементы отделки, включая пластик и другое. Проще говоря, 787-й прочнее и легче своих предшественников. Например, в 777-м на долю композитов приходится только 9%.
Никогда ранее в самолетостроении не применяли так много композитов. Фото: youtube.com
Крылья у «самолета мечты» выполнены в виде стрелы, имеют винглеты с переменной конфигурацией, что увеличивает подъемную силу на пару процентов.
Видно, как эластичные крылья изгибаются в полете, улучшая аэродинамику. Фото: youtube.com
Плоскости очень эластичные и могут изгибаться, что хорошо заметно при посадке и взлете. Низ корпуса сделан плоским, и это увеличило багажный отсек на 45%, по сравнению с 767-й моделью.
Двигатели
Используется два варианта: GEnx от американской компании General Electric, либо английские Trent-1000 от «Роллс-Ройс». Общая тяга силовой установки составляет от 280 до 340 к*Н, умноженная на два. Однако, интерес представляет не только мощность, но и оформление задней части турбин в виде зубцов, названных «шевронами».
Зубчатая задняя часть двигателя. Фото: youtube.com
По мнению конструкторов (в разработке участвовала NASA), такое техническое решение лучше и плавнее смешивает упругую реактивную струю с наружным воздухом. Это позволило уменьшить шумность двигателей на 15 дБ и сэкономить на звукоизоляционных материалах, как утверждает производитель.
Что в кабине
Для каждого пилота – свой монитор. Вся авионика представляет собой комплекс ARINC 661. Предусмотрено проецирование нужных данных прямо на лобовое стекло (технология HUD). Многие водители уже знают, что это такое. Интерес представляет и система отклонения элеронов: точнее, ее связь со специальными датчиками в носу машины, реагирующими на проявление турбулентности.
В кабине пилоты чувствуют себя как дома. Фото: youtube.com
При ее обнаружении в работу вступает механизация крыла, и как результат, пассажиры испытывают меньше дискомфорта. Еще одно любопытное новшество – система диагностики. При обнаружении каких-то проблем в узлах лайнера, она по радиоканалу отсылает данные на землю ремонтникам. Те, еще не подходя к самолету в аэропорту, уже заранее знают, что делать. Это сокращает время обслуживания.
В салоне
Одно из новшеств – поддержка внутри более высокого, по сравнению с другими аналогичными машинами, давления, соответствующему 1800 м над уровнем моря. Это стало возможным благодаря композитному фюзеляжу. Если бы он был алюминиевым, ощущения в салоне соответствовали бы аналогичным при нахождении на высоте 2400 м. Причем, воздух поступает не от двигателей (его приходится охлаждать), как в других лайнерах, а прямо из окружающей среды.
В бизнес-классе. Фото: youtube.com
Салон, по сравнению с 767-м стал шире на 40 см, поэтому кресел разместили больше. Иллюминаторы – «отдельная песня». Во-первых, они больше, чем у предшественника, а во-вторых, сделаны из электрохромного стекла. Это дало возможность пассажиру самостоятельно выбирать при помощи кнопки нужный уровень затемнения – всего их пять. Впрочем, при необходимости, стюардесса может установить одну степень прозрачности для всех иллюминаторов сразу.
Окна можно затемнять самому, выбрав один уровень из пяти. Фото: youtube.com
В эконом-классе три ряда кресел по столько же мест. Каждому пассажиру – по монитору. По ним могут транслироваться развлекательные программы или проходить сообщения от бортпроводниц, экипажа. Разумеется, тут же – USB-порты и есть широкополосный интернет со скоростью до 250 кбит/секунду. Бизнес-класс отличается более вместительными креслами, которые раскладываются для комфортного сна, а также увеличенными мониторами.
Эксплуатация
Машину хорошо покупают по всему миру: помимо США, Европы и Японии, эта модель есть в авиапарках компаний из Турции, Израиля, Мексики, Азербайджана, Узбекистана.
Взлет Boeing-787 узбекской авиакомпании
А вот у российских авиаперевозчиков таких машин нет. В 2007-м «Аэрофлот» заказал несколько самолетов, но через 10 лет передумал.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...
Космические корабли Boeing и SpaceX – попытка США отказаться от российских «Союзов»
Почти 10 лет США не имели собственных космических кораблей. И только благодаря частным корпорациям ситуацию удалось исправить....
Что может предложить рамный пикап за 2,6 млн рублей
Пикапы в России принято считать нишевым решением. С другой стороны, это вовсе не означает, что форм-фактор не пользуется популярностью в нашей стране. В...