
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
Этот дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет по праву считается одним из лучших в мире. Dreamliner – «Лайнер мечты», такое название он получил от американских маркетологов. А уж они-то знают толк в своем деле.
Однако, можно считать, что машина получилась «случайно». В конце 1990-х в компании решили, что пришла пора заменить стремительно устаревающую 767-ю модель на что-то особенное, суперсовременное, способное показать конкурентам в лице Airbus, что умеют американцы. К тому же Европа уже вовсю летала на А330 (введен в эксплуатацию с 1994-го), превосходящий по всем параметрам Boeing-767.
Такое название получил новый проект: лайнер, способный летать на околозвуковой скорости. При этом, за счет быстроты перемещения, новая машина должна будет расходовать столько же топлива, сколько и ее предшественник. Но в планы «Боинга» свои коррективы внес теракт 11 сентября и резкий скачок цен на нефть, произошедший после этого драматического события.
Проект Boeing Sonic Cruiser вскоре забросили. Фото: youtube.com
Авиаперевозчики, выбирая самолет, стали больше смотреть на его экономичность, а не скорость. Поэтому авиаконцерн чуть ли не «переобулся в воздухе», представив миру новый проект под названием 7Е7. В нем были использованы некоторые наработки от Boeing Sonic Cruiser.
В 2005-м было объявлено, что лайнер получил индекс 787. Чуть позже воздушному судну присвоили собственное имя – Dreamliner.
В небо машина должна была подняться в 2007-м, но подвели партнеры, не поставившие нужные узлы. Отсрочки продолжались и далее, но, в конце концов, 787-й взлетел 15.12.2009 года.
В постройке самолета принимало огромное количество компаний, что усложняло логистику и задерживало испытательные полеты. Фото: youtube.com
Первое испытание прошло успешно и лайнер начал «победное шествие» по авиасалонам мира. После Фарнборо в Англии Boeing-787 показали в Москве на МАКС-2011. Машина вызывала явный интерес и первым заказчиком стала японская компания All Nippon Airways.
Японцы приветствуют первый Boeing-787. Фото: youtube.com
Пробный перелет был совершен летом 2011 года из Сиэтла в Токио. В тестировании лайнера принимали участие и японские специалисты. Затем целую неделю самолет в тестовом режиме курсировал между крупнейшими городами: Окаяма, Хиросима, Осака и т. д. в Августе этого же года 787-й получил от американского регулятора сертификат, в сентябре был передан заказчику, в октябре впервые отправился по коммерческому маршруту с пассажирами.
После успешных испытаний базовой модели, компания предложила еще два варианта самолета. Boeing-787-9 являлся заменой 767-400, имел удлиненный фюзеляж (старт эксплуатации – 2014 год). Если в базовую версию 787-8 по максимуму помещался 381 пассажир, то в 787-9 – 420. При этом дальность полета увеличилась с 13 тыс. 620 до 14 140 км. Интересно, что у более массивного самолета длина пробега сократилась на 300 м. Хотя позднее этот плюс «ликвидировали», добившись такой же характеристики у базового 787-8 в 2600 м (ранее – 3100 м).
Внешне Boeing-787-9 почти не отличается от базовой модели. Фото: youtube.com
Еще одна модификация – Boeing-787-10 – начал коммерческие полеты в 2018-м. Эта машина тоже была удлиненной, но рассчитывалась для использования на ближних маршрутах протяженностью до 12 тыс. км. В лайнер по максимуму помещалось 440 пассажиров.
Самая вместительная модификация – Boeing-787-10. Фото: youtube.com
Стоимость каждого из трех вариантов Boeing-787 составляла 248,3, 292,5 и 338,4 млн долларов соответственно. Правда, был еще проект 787-3. Этим самолетом, вмещавшим до 330 человек, хотели заменить на коротких рейсах модель 777-200. Однако, в 2010-м от постройки машины отказались.
Основная особенность – в материалах изготовления. Половина из них – композиты, 20% приходится на алюминий, 15% на титан, 10% – на сталь. Оставшиеся 5% – видимо, элементы отделки, включая пластик и другое. Проще говоря, 787-й прочнее и легче своих предшественников. Например, в 777-м на долю композитов приходится только 9%.
Никогда ранее в самолетостроении не применяли так много композитов. Фото: youtube.com
Крылья у «самолета мечты» выполнены в виде стрелы, имеют винглеты с переменной конфигурацией, что увеличивает подъемную силу на пару процентов.
Видно, как эластичные крылья изгибаются в полете, улучшая аэродинамику. Фото: youtube.com
Плоскости очень эластичные и могут изгибаться, что хорошо заметно при посадке и взлете. Низ корпуса сделан плоским, и это увеличило багажный отсек на 45%, по сравнению с 767-й моделью.
Используется два варианта: GEnx от американской компании General Electric, либо английские Trent-1000 от «Роллс-Ройс». Общая тяга силовой установки составляет от 280 до 340 к*Н, умноженная на два. Однако, интерес представляет не только мощность, но и оформление задней части турбин в виде зубцов, названных «шевронами».
Зубчатая задняя часть двигателя. Фото: youtube.com
По мнению конструкторов (в разработке участвовала NASA), такое техническое решение лучше и плавнее смешивает упругую реактивную струю с наружным воздухом. Это позволило уменьшить шумность двигателей на 15 дБ и сэкономить на звукоизоляционных материалах, как утверждает производитель.
Для каждого пилота – свой монитор. Вся авионика представляет собой комплекс ARINC 661. Предусмотрено проецирование нужных данных прямо на лобовое стекло (технология HUD). Многие водители уже знают, что это такое. Интерес представляет и система отклонения элеронов: точнее, ее связь со специальными датчиками в носу машины, реагирующими на проявление турбулентности.
В кабине пилоты чувствуют себя как дома. Фото: youtube.com
При ее обнаружении в работу вступает механизация крыла, и как результат, пассажиры испытывают меньше дискомфорта. Еще одно любопытное новшество – система диагностики. При обнаружении каких-то проблем в узлах лайнера, она по радиоканалу отсылает данные на землю ремонтникам. Те, еще не подходя к самолету в аэропорту, уже заранее знают, что делать. Это сокращает время обслуживания.
Одно из новшеств – поддержка внутри более высокого, по сравнению с другими аналогичными машинами, давления, соответствующему 1800 м над уровнем моря. Это стало возможным благодаря композитному фюзеляжу. Если бы он был алюминиевым, ощущения в салоне соответствовали бы аналогичным при нахождении на высоте 2400 м. Причем, воздух поступает не от двигателей (его приходится охлаждать), как в других лайнерах, а прямо из окружающей среды.
В бизнес-классе. Фото: youtube.com
Салон, по сравнению с 767-м стал шире на 40 см, поэтому кресел разместили больше. Иллюминаторы – «отдельная песня». Во-первых, они больше, чем у предшественника, а во-вторых, сделаны из электрохромного стекла. Это дало возможность пассажиру самостоятельно выбирать при помощи кнопки нужный уровень затемнения – всего их пять. Впрочем, при необходимости, стюардесса может установить одну степень прозрачности для всех иллюминаторов сразу.
Окна можно затемнять самому, выбрав один уровень из пяти. Фото: youtube.com
В эконом-классе три ряда кресел по столько же мест. Каждому пассажиру – по монитору. По ним могут транслироваться развлекательные программы или проходить сообщения от бортпроводниц, экипажа. Разумеется, тут же – USB-порты и есть широкополосный интернет со скоростью до 250 кбит/секунду. Бизнес-класс отличается более вместительными креслами, которые раскладываются для комфортного сна, а также увеличенными мониторами.
Машину хорошо покупают по всему миру: помимо США, Европы и Японии, эта модель есть в авиапарках компаний из Турции, Израиля, Мексики, Азербайджана, Узбекистана.
А вот у российских авиаперевозчиков таких машин нет. В 2007-м «Аэрофлот» заказал несколько самолетов, но через 10 лет передумал.
Однако, можно считать, что машина получилась «случайно». В конце 1990-х в компании решили, что пришла пора заменить стремительно устаревающую 767-ю модель на что-то особенное, суперсовременное, способное показать конкурентам в лице Airbus, что умеют американцы. К тому же Европа уже вовсю летала на А330 (введен в эксплуатацию с 1994-го), превосходящий по всем параметрам Boeing-767.
Boeing Sonic Cruiser
Такое название получил новый проект: лайнер, способный летать на околозвуковой скорости. При этом, за счет быстроты перемещения, новая машина должна будет расходовать столько же топлива, сколько и ее предшественник. Но в планы «Боинга» свои коррективы внес теракт 11 сентября и резкий скачок цен на нефть, произошедший после этого драматического события.

Авиаперевозчики, выбирая самолет, стали больше смотреть на его экономичность, а не скорость. Поэтому авиаконцерн чуть ли не «переобулся в воздухе», представив миру новый проект под названием 7Е7. В нем были использованы некоторые наработки от Boeing Sonic Cruiser.
В проектировании Boeing-787 принимали российские специалисты из столичной компании Moscow Boeing design center. Конструкторский центр начал работать в 1998 году.
В 2005-м было объявлено, что лайнер получил индекс 787. Чуть позже воздушному судну присвоили собственное имя – Dreamliner.
Испытания
В небо машина должна была подняться в 2007-м, но подвели партнеры, не поставившие нужные узлы. Отсрочки продолжались и далее, но, в конце концов, 787-й взлетел 15.12.2009 года.

Первое испытание прошло успешно и лайнер начал «победное шествие» по авиасалонам мира. После Фарнборо в Англии Boeing-787 показали в Москве на МАКС-2011. Машина вызывала явный интерес и первым заказчиком стала японская компания All Nippon Airways.

Пробный перелет был совершен летом 2011 года из Сиэтла в Токио. В тестировании лайнера принимали участие и японские специалисты. Затем целую неделю самолет в тестовом режиме курсировал между крупнейшими городами: Окаяма, Хиросима, Осака и т. д. в Августе этого же года 787-й получил от американского регулятора сертификат, в сентябре был передан заказчику, в октябре впервые отправился по коммерческому маршруту с пассажирами.
Модификации
После успешных испытаний базовой модели, компания предложила еще два варианта самолета. Boeing-787-9 являлся заменой 767-400, имел удлиненный фюзеляж (старт эксплуатации – 2014 год). Если в базовую версию 787-8 по максимуму помещался 381 пассажир, то в 787-9 – 420. При этом дальность полета увеличилась с 13 тыс. 620 до 14 140 км. Интересно, что у более массивного самолета длина пробега сократилась на 300 м. Хотя позднее этот плюс «ликвидировали», добившись такой же характеристики у базового 787-8 в 2600 м (ранее – 3100 м).

Еще одна модификация – Boeing-787-10 – начал коммерческие полеты в 2018-м. Эта машина тоже была удлиненной, но рассчитывалась для использования на ближних маршрутах протяженностью до 12 тыс. км. В лайнер по максимуму помещалось 440 пассажиров.

Стоимость каждого из трех вариантов Boeing-787 составляла 248,3, 292,5 и 338,4 млн долларов соответственно. Правда, был еще проект 787-3. Этим самолетом, вмещавшим до 330 человек, хотели заменить на коротких рейсах модель 777-200. Однако, в 2010-м от постройки машины отказались.
О конструкции Boeing-787
Основная особенность – в материалах изготовления. Половина из них – композиты, 20% приходится на алюминий, 15% на титан, 10% – на сталь. Оставшиеся 5% – видимо, элементы отделки, включая пластик и другое. Проще говоря, 787-й прочнее и легче своих предшественников. Например, в 777-м на долю композитов приходится только 9%.

Крылья у «самолета мечты» выполнены в виде стрелы, имеют винглеты с переменной конфигурацией, что увеличивает подъемную силу на пару процентов.

Плоскости очень эластичные и могут изгибаться, что хорошо заметно при посадке и взлете. Низ корпуса сделан плоским, и это увеличило багажный отсек на 45%, по сравнению с 767-й моделью.
Двигатели
Используется два варианта: GEnx от американской компании General Electric, либо английские Trent-1000 от «Роллс-Ройс». Общая тяга силовой установки составляет от 280 до 340 к*Н, умноженная на два. Однако, интерес представляет не только мощность, но и оформление задней части турбин в виде зубцов, названных «шевронами».

По мнению конструкторов (в разработке участвовала NASA), такое техническое решение лучше и плавнее смешивает упругую реактивную струю с наружным воздухом. Это позволило уменьшить шумность двигателей на 15 дБ и сэкономить на звукоизоляционных материалах, как утверждает производитель.
Что в кабине
Для каждого пилота – свой монитор. Вся авионика представляет собой комплекс ARINC 661. Предусмотрено проецирование нужных данных прямо на лобовое стекло (технология HUD). Многие водители уже знают, что это такое. Интерес представляет и система отклонения элеронов: точнее, ее связь со специальными датчиками в носу машины, реагирующими на проявление турбулентности.

При ее обнаружении в работу вступает механизация крыла, и как результат, пассажиры испытывают меньше дискомфорта. Еще одно любопытное новшество – система диагностики. При обнаружении каких-то проблем в узлах лайнера, она по радиоканалу отсылает данные на землю ремонтникам. Те, еще не подходя к самолету в аэропорту, уже заранее знают, что делать. Это сокращает время обслуживания.
В салоне
Одно из новшеств – поддержка внутри более высокого, по сравнению с другими аналогичными машинами, давления, соответствующему 1800 м над уровнем моря. Это стало возможным благодаря композитному фюзеляжу. Если бы он был алюминиевым, ощущения в салоне соответствовали бы аналогичным при нахождении на высоте 2400 м. Причем, воздух поступает не от двигателей (его приходится охлаждать), как в других лайнерах, а прямо из окружающей среды.

Салон, по сравнению с 767-м стал шире на 40 см, поэтому кресел разместили больше. Иллюминаторы – «отдельная песня». Во-первых, они больше, чем у предшественника, а во-вторых, сделаны из электрохромного стекла. Это дало возможность пассажиру самостоятельно выбирать при помощи кнопки нужный уровень затемнения – всего их пять. Впрочем, при необходимости, стюардесса может установить одну степень прозрачности для всех иллюминаторов сразу.

В эконом-классе три ряда кресел по столько же мест. Каждому пассажиру – по монитору. По ним могут транслироваться развлекательные программы или проходить сообщения от бортпроводниц, экипажа. Разумеется, тут же – USB-порты и есть широкополосный интернет со скоростью до 250 кбит/секунду. Бизнес-класс отличается более вместительными креслами, которые раскладываются для комфортного сна, а также увеличенными мониторами.
Эксплуатация
Машину хорошо покупают по всему миру: помимо США, Европы и Японии, эта модель есть в авиапарках компаний из Турции, Израиля, Мексики, Азербайджана, Узбекистана.
Взлет Boeing-787 узбекской авиакомпании
А вот у российских авиаперевозчиков таких машин нет. В 2007-м «Аэрофлот» заказал несколько самолетов, но через 10 лет передумал.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....