Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
Этот дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет по праву считается одним из лучших в мире. Dreamliner – «Лайнер мечты», такое название он получил от американских маркетологов. А уж они-то знают толк в своем деле.
Однако, можно считать, что машина получилась «случайно». В конце 1990-х в компании решили, что пришла пора заменить стремительно устаревающую 767-ю модель на что-то особенное, суперсовременное, способное показать конкурентам в лице Airbus, что умеют американцы. К тому же Европа уже вовсю летала на А330 (введен в эксплуатацию с 1994-го), превосходящий по всем параметрам Boeing-767.
Такое название получил новый проект: лайнер, способный летать на околозвуковой скорости. При этом, за счет быстроты перемещения, новая машина должна будет расходовать столько же топлива, сколько и ее предшественник. Но в планы «Боинга» свои коррективы внес теракт 11 сентября и резкий скачок цен на нефть, произошедший после этого драматического события.
Авиаперевозчики, выбирая самолет, стали больше смотреть на его экономичность, а не скорость. Поэтому авиаконцерн чуть ли не «переобулся в воздухе», представив миру новый проект под названием 7Е7. В нем были использованы некоторые наработки от Boeing Sonic Cruiser.
В 2005-м было объявлено, что лайнер получил индекс 787. Чуть позже воздушному судну присвоили собственное имя – Dreamliner.
В небо машина должна была подняться в 2007-м, но подвели партнеры, не поставившие нужные узлы. Отсрочки продолжались и далее, но, в конце концов, 787-й взлетел 15.12.2009 года.
Первое испытание прошло успешно и лайнер начал «победное шествие» по авиасалонам мира. После Фарнборо в Англии Boeing-787 показали в Москве на МАКС-2011. Машина вызывала явный интерес и первым заказчиком стала японская компания All Nippon Airways.
Пробный перелет был совершен летом 2011 года из Сиэтла в Токио. В тестировании лайнера принимали участие и японские специалисты. Затем целую неделю самолет в тестовом режиме курсировал между крупнейшими городами: Окаяма, Хиросима, Осака и т. д. в Августе этого же года 787-й получил от американского регулятора сертификат, в сентябре был передан заказчику, в октябре впервые отправился по коммерческому маршруту с пассажирами.
После успешных испытаний базовой модели, компания предложила еще два варианта самолета. Boeing-787-9 являлся заменой 767-400, имел удлиненный фюзеляж (старт эксплуатации – 2014 год). Если в базовую версию 787-8 по максимуму помещался 381 пассажир, то в 787-9 – 420. При этом дальность полета увеличилась с 13 тыс. 620 до 14 140 км. Интересно, что у более массивного самолета длина пробега сократилась на 300 м. Хотя позднее этот плюс «ликвидировали», добившись такой же характеристики у базового 787-8 в 2600 м (ранее – 3100 м).
Еще одна модификация – Boeing-787-10 – начал коммерческие полеты в 2018-м. Эта машина тоже была удлиненной, но рассчитывалась для использования на ближних маршрутах протяженностью до 12 тыс. км. В лайнер по максимуму помещалось 440 пассажиров.
Стоимость каждого из трех вариантов Boeing-787 составляла 248,3, 292,5 и 338,4 млн долларов соответственно. Правда, был еще проект 787-3. Этим самолетом, вмещавшим до 330 человек, хотели заменить на коротких рейсах модель 777-200. Однако, в 2010-м от постройки машины отказались.
Основная особенность – в материалах изготовления. Половина из них – композиты, 20% приходится на алюминий, 15% на титан, 10% – на сталь. Оставшиеся 5% – видимо, элементы отделки, включая пластик и другое. Проще говоря, 787-й прочнее и легче своих предшественников. Например, в 777-м на долю композитов приходится только 9%.
Крылья у «самолета мечты» выполнены в виде стрелы, имеют винглеты с переменной конфигурацией, что увеличивает подъемную силу на пару процентов.
Плоскости очень эластичные и могут изгибаться, что хорошо заметно при посадке и взлете. Низ корпуса сделан плоским, и это увеличило багажный отсек на 45%, по сравнению с 767-й моделью.
Используется два варианта: GEnx от американской компании General Electric, либо английские Trent-1000 от «Роллс-Ройс». Общая тяга силовой установки составляет от 280 до 340 к*Н, умноженная на два. Однако, интерес представляет не только мощность, но и оформление задней части турбин в виде зубцов, названных «шевронами».
По мнению конструкторов (в разработке участвовала NASA), такое техническое решение лучше и плавнее смешивает упругую реактивную струю с наружным воздухом. Это позволило уменьшить шумность двигателей на 15 дБ и сэкономить на звукоизоляционных материалах, как утверждает производитель.
Для каждого пилота – свой монитор. Вся авионика представляет собой комплекс ARINC 661. Предусмотрено проецирование нужных данных прямо на лобовое стекло (технология HUD). Многие водители уже знают, что это такое. Интерес представляет и система отклонения элеронов: точнее, ее связь со специальными датчиками в носу машины, реагирующими на проявление турбулентности.
При ее обнаружении в работу вступает механизация крыла, и как результат, пассажиры испытывают меньше дискомфорта. Еще одно любопытное новшество – система диагностики. При обнаружении каких-то проблем в узлах лайнера, она по радиоканалу отсылает данные на землю ремонтникам. Те, еще не подходя к самолету в аэропорту, уже заранее знают, что делать. Это сокращает время обслуживания.
Одно из новшеств – поддержка внутри более высокого, по сравнению с другими аналогичными машинами, давления, соответствующему 1800 м над уровнем моря. Это стало возможным благодаря композитному фюзеляжу. Если бы он был алюминиевым, ощущения в салоне соответствовали бы аналогичным при нахождении на высоте 2400 м. Причем, воздух поступает не от двигателей (его приходится охлаждать), как в других лайнерах, а прямо из окружающей среды.
Салон, по сравнению с 767-м стал шире на 40 см, поэтому кресел разместили больше. Иллюминаторы – «отдельная песня». Во-первых, они больше, чем у предшественника, а во-вторых, сделаны из электрохромного стекла. Это дало возможность пассажиру самостоятельно выбирать при помощи кнопки нужный уровень затемнения – всего их пять. Впрочем, при необходимости, стюардесса может установить одну степень прозрачности для всех иллюминаторов сразу.
В эконом-классе три ряда кресел по столько же мест. Каждому пассажиру – по монитору. По ним могут транслироваться развлекательные программы или проходить сообщения от бортпроводниц, экипажа. Разумеется, тут же – USB-порты и есть широкополосный интернет со скоростью до 250 кбит/секунду. Бизнес-класс отличается более вместительными креслами, которые раскладываются для комфортного сна, а также увеличенными мониторами.
Машину хорошо покупают по всему миру: помимо США, Европы и Японии, эта модель есть в авиапарках компаний из Турции, Израиля, Мексики, Азербайджана, Узбекистана.
А вот у российских авиаперевозчиков таких машин нет. В 2007-м «Аэрофлот» заказал несколько самолетов, но через 10 лет передумал.
Однако, можно считать, что машина получилась «случайно». В конце 1990-х в компании решили, что пришла пора заменить стремительно устаревающую 767-ю модель на что-то особенное, суперсовременное, способное показать конкурентам в лице Airbus, что умеют американцы. К тому же Европа уже вовсю летала на А330 (введен в эксплуатацию с 1994-го), превосходящий по всем параметрам Boeing-767.
Boeing Sonic Cruiser
Такое название получил новый проект: лайнер, способный летать на околозвуковой скорости. При этом, за счет быстроты перемещения, новая машина должна будет расходовать столько же топлива, сколько и ее предшественник. Но в планы «Боинга» свои коррективы внес теракт 11 сентября и резкий скачок цен на нефть, произошедший после этого драматического события.
Проект Boeing Sonic Cruiser вскоре забросили. Фото: youtube.com
Авиаперевозчики, выбирая самолет, стали больше смотреть на его экономичность, а не скорость. Поэтому авиаконцерн чуть ли не «переобулся в воздухе», представив миру новый проект под названием 7Е7. В нем были использованы некоторые наработки от Boeing Sonic Cruiser.
В проектировании Boeing-787 принимали российские специалисты из столичной компании Moscow Boeing design center. Конструкторский центр начал работать в 1998 году.
В 2005-м было объявлено, что лайнер получил индекс 787. Чуть позже воздушному судну присвоили собственное имя – Dreamliner.
Испытания
В небо машина должна была подняться в 2007-м, но подвели партнеры, не поставившие нужные узлы. Отсрочки продолжались и далее, но, в конце концов, 787-й взлетел 15.12.2009 года.
В постройке самолета принимало огромное количество компаний, что усложняло логистику и задерживало испытательные полеты. Фото: youtube.com
Первое испытание прошло успешно и лайнер начал «победное шествие» по авиасалонам мира. После Фарнборо в Англии Boeing-787 показали в Москве на МАКС-2011. Машина вызывала явный интерес и первым заказчиком стала японская компания All Nippon Airways.
Японцы приветствуют первый Boeing-787. Фото: youtube.com
Пробный перелет был совершен летом 2011 года из Сиэтла в Токио. В тестировании лайнера принимали участие и японские специалисты. Затем целую неделю самолет в тестовом режиме курсировал между крупнейшими городами: Окаяма, Хиросима, Осака и т. д. в Августе этого же года 787-й получил от американского регулятора сертификат, в сентябре был передан заказчику, в октябре впервые отправился по коммерческому маршруту с пассажирами.
Модификации
После успешных испытаний базовой модели, компания предложила еще два варианта самолета. Boeing-787-9 являлся заменой 767-400, имел удлиненный фюзеляж (старт эксплуатации – 2014 год). Если в базовую версию 787-8 по максимуму помещался 381 пассажир, то в 787-9 – 420. При этом дальность полета увеличилась с 13 тыс. 620 до 14 140 км. Интересно, что у более массивного самолета длина пробега сократилась на 300 м. Хотя позднее этот плюс «ликвидировали», добившись такой же характеристики у базового 787-8 в 2600 м (ранее – 3100 м).
Внешне Boeing-787-9 почти не отличается от базовой модели. Фото: youtube.com
Еще одна модификация – Boeing-787-10 – начал коммерческие полеты в 2018-м. Эта машина тоже была удлиненной, но рассчитывалась для использования на ближних маршрутах протяженностью до 12 тыс. км. В лайнер по максимуму помещалось 440 пассажиров.
Самая вместительная модификация – Boeing-787-10. Фото: youtube.com
Стоимость каждого из трех вариантов Boeing-787 составляла 248,3, 292,5 и 338,4 млн долларов соответственно. Правда, был еще проект 787-3. Этим самолетом, вмещавшим до 330 человек, хотели заменить на коротких рейсах модель 777-200. Однако, в 2010-м от постройки машины отказались.
О конструкции Boeing-787
Основная особенность – в материалах изготовления. Половина из них – композиты, 20% приходится на алюминий, 15% на титан, 10% – на сталь. Оставшиеся 5% – видимо, элементы отделки, включая пластик и другое. Проще говоря, 787-й прочнее и легче своих предшественников. Например, в 777-м на долю композитов приходится только 9%.
Никогда ранее в самолетостроении не применяли так много композитов. Фото: youtube.com
Крылья у «самолета мечты» выполнены в виде стрелы, имеют винглеты с переменной конфигурацией, что увеличивает подъемную силу на пару процентов.
Видно, как эластичные крылья изгибаются в полете, улучшая аэродинамику. Фото: youtube.com
Плоскости очень эластичные и могут изгибаться, что хорошо заметно при посадке и взлете. Низ корпуса сделан плоским, и это увеличило багажный отсек на 45%, по сравнению с 767-й моделью.
Двигатели
Используется два варианта: GEnx от американской компании General Electric, либо английские Trent-1000 от «Роллс-Ройс». Общая тяга силовой установки составляет от 280 до 340 к*Н, умноженная на два. Однако, интерес представляет не только мощность, но и оформление задней части турбин в виде зубцов, названных «шевронами».
Зубчатая задняя часть двигателя. Фото: youtube.com
По мнению конструкторов (в разработке участвовала NASA), такое техническое решение лучше и плавнее смешивает упругую реактивную струю с наружным воздухом. Это позволило уменьшить шумность двигателей на 15 дБ и сэкономить на звукоизоляционных материалах, как утверждает производитель.
Что в кабине
Для каждого пилота – свой монитор. Вся авионика представляет собой комплекс ARINC 661. Предусмотрено проецирование нужных данных прямо на лобовое стекло (технология HUD). Многие водители уже знают, что это такое. Интерес представляет и система отклонения элеронов: точнее, ее связь со специальными датчиками в носу машины, реагирующими на проявление турбулентности.
В кабине пилоты чувствуют себя как дома. Фото: youtube.com
При ее обнаружении в работу вступает механизация крыла, и как результат, пассажиры испытывают меньше дискомфорта. Еще одно любопытное новшество – система диагностики. При обнаружении каких-то проблем в узлах лайнера, она по радиоканалу отсылает данные на землю ремонтникам. Те, еще не подходя к самолету в аэропорту, уже заранее знают, что делать. Это сокращает время обслуживания.
В салоне
Одно из новшеств – поддержка внутри более высокого, по сравнению с другими аналогичными машинами, давления, соответствующему 1800 м над уровнем моря. Это стало возможным благодаря композитному фюзеляжу. Если бы он был алюминиевым, ощущения в салоне соответствовали бы аналогичным при нахождении на высоте 2400 м. Причем, воздух поступает не от двигателей (его приходится охлаждать), как в других лайнерах, а прямо из окружающей среды.
В бизнес-классе. Фото: youtube.com
Салон, по сравнению с 767-м стал шире на 40 см, поэтому кресел разместили больше. Иллюминаторы – «отдельная песня». Во-первых, они больше, чем у предшественника, а во-вторых, сделаны из электрохромного стекла. Это дало возможность пассажиру самостоятельно выбирать при помощи кнопки нужный уровень затемнения – всего их пять. Впрочем, при необходимости, стюардесса может установить одну степень прозрачности для всех иллюминаторов сразу.
Окна можно затемнять самому, выбрав один уровень из пяти. Фото: youtube.com
В эконом-классе три ряда кресел по столько же мест. Каждому пассажиру – по монитору. По ним могут транслироваться развлекательные программы или проходить сообщения от бортпроводниц, экипажа. Разумеется, тут же – USB-порты и есть широкополосный интернет со скоростью до 250 кбит/секунду. Бизнес-класс отличается более вместительными креслами, которые раскладываются для комфортного сна, а также увеличенными мониторами.
Эксплуатация
Машину хорошо покупают по всему миру: помимо США, Европы и Японии, эта модель есть в авиапарках компаний из Турции, Израиля, Мексики, Азербайджана, Узбекистана.
Взлет Boeing-787 узбекской авиакомпании
А вот у российских авиаперевозчиков таких машин нет. В 2007-м «Аэрофлот» заказал несколько самолетов, но через 10 лет передумал.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
В России появится новый отечественный автобренд
Крупный холдинг продолжает развивать коммерческие модели. Изменений планируется настолько много, что потребуется отдельная компания....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Концерн «Калашников» нацелен на эффективное развитие мотостроения
Для этого предприятие запускает центр по прототипированию мотоциклетной техники собственного производства. Подробнее об этом читайте в нашем материале....