Lorraine-Dietrich B3-6 1924 года, попавший даже в Россию
После окончания Первой мировой войны Лотарингия вернулась в состав Франции. Это позволило возобновить производство автомобилей и авиадвигателей на базе компании Lorraine-Dietrich. Уже в следующем десятилетии в модельной линейке бренда появился целый ряд новых названий.
Среди них нашлось место как для четырех-, так и шестицилиндровых автомобилей. В основном модели Lorraine столетней давности представляли собой следующий список:
✅ 12CV (2,3 литра) – «четверка»
✅ 15CV (3,5 литра) – «шестерка»
✅ 30CV (6,1 литра) – «шестерка»
Самым известным из этого ряда стал 15CV B3-6. Он даже вошел во все учебники истории, став победителем первой и третьей гонки «24 часа Ле-Мана» 1925 года. В следующем они полностью прервали череду успехов Bentley, первенствуя во всех трех заездах.
Такое развитие событий привело к тому, что Lorraine стала первой маркой в мире, дважды выигравшей знаменитую классическую гонку на выносливость. А то, что это оказалось не простым стечением обстоятельств, они доказали, продолжая первенствовать еще несколько лет после первого триумфа.
В 1925 году последовательный, надежный и быстрый 15-сильный спортивный автомобиль положил конец доминированию Bentley. Параллельно он избавился и от всех других соперников. Это сделало В3-6 уже в конце 20-х прошлого столетия автомобильной легендой.
Спортивное шасси № 125563 покинуло завод в 1926 году. Его оснастили 3-местным «Торпедо» с задней палубой от известного кузовостроителя Анри Лабурдетта. Этот автомобиль имел и другие особенности:
✅ двойная система зажигания
✅ два карбюратора Zenith
✅ максимальная скорость в 145 км/ч
В заводском каталоге он именовался как «Ле-Ман» и имел большие тормоза с сервоприводом, масляный радиатор. Еще одним отличительным знаком данной модификации стали плавные линии и задняя палуба из лакированного дерева.
Хорошая эргономика сохранялась за счет того, что подножки вмещали ящики для хранения вещей. Они же помогали достичь обтекаемого дизайна кузова. Один из таких автомобилей историк и коллекционер Серж Поццоли в конце 60-х откопал в доме первого владельца. Он находился на севере Франции, в Виньехи. Его регистрация датирована 1929 годом.
Возвращаясь к соревнованиям, стоит отметить, что данные одного из заездов показали, что автомобиль проехал почти 2149,5 км. При этом его средняя скорость составила 89,56 км/ч. После успеха в Ле-Мане, он принимал участие и в других гонках. В Spa Francorchamps 24 Hours 1925 года спорткар был пятым.
На тот момент только один автомобиль оснастили двумя карбюраторами. Но когда эту концепцию перенесли и на другие экипажи, это приблизило триумф 1926 года. Тот же год стал и последним участием в соревнованиях как официальная заводская модель. Правда, частные владельцы продолжили гонять на Lorraine-Dietrich B3-6 до 1935 года. Давайте сосредоточимся более подробно на конструкции этого спорткара.
Первые автомобили в истории человечества очень сильно походили на кареты, в которых путешествовали богатые. Скажем больше, название «экипаж с мотором» прекрасно говорит само за себя. В3-6 также не выбивался из общего ряда:
✅ четырехдверный кузов
✅ конструкция четырехместного фаэтона
✅ переднемоторный тип
✅ задний привод
В качестве силового агрегата использовался бензиновый рядный мотор. Он имел жидкостное охлаждение и верхнее расположение цилиндров. А вот и другие характеристики двигателя:
✅ шестицилиндровый
✅ два клапана на каждый их них
✅ рабочий объем – 3446 куб. см
✅ мощность – 100 л. с/74 кВт при 3800 об/мин
✅ механическая четырехступенчатая КПП
Диаметр цилиндра составлял 75 мм, а ход поршня – 130 мм. В конструкции автомобиля использовали передний неразрезной мост и продольные листовые рессоры. В задней части также имелся мост того же типа и продольные четверть-эллиптические рессоры. Физические параметры автомобиля составляли:
✅ длина – 4,7 метра
✅ ширина – 1,7 метра
✅ высота – 1,7 метра
✅ колесная база – 2890 мм
✅ колея колес – 1400/1400 мм
К уже перечисленному стоит добавить снаряженную массу в 1,5 тонны и передние барабанные тормоза. Задние имели ту же конструкцию. Максимальная скорость автомобиля в последних модификациях достигала почти 150 км/ч.
В начале 30-х компания ушла от двойного названия, став просто «Lorraine». Модель 15CV продолжала выпускаться до 1932 года. После этого была представлена ее преемница – новая 20CV. К сожалению, перемены оказались вовсе не к лучшему. Этот проект стал попросту дорогостоящей неудачей французов.
В результате все завершилось очень печально: производитель Lorraine покинул автомобильный рынок в 1935 году. После этого они сосредоточились в основном на военных заказах местного правительства. А вот некоторые из легендарных авто «золотого поколения» дожили до наших дней.
Упомянутый ранее автомобиль с регистрационным номером 5423 МВ1 (получен в 1929 году) долгие годы хранился в коллекции Поццоли. После того, как она была распродана в 1994 году, этот экземпляр попал в руки М. Танри. Последний, сразу после приобретения, отправил его на реставрацию к Патрику Шофферу.
В наличии были почти все оригинальные детали, за исключением сервопривода тормозов. Во время ремонтных работ произведена перестройка двигателя и разборка кузова до голого металла. После этого сделана перекраска, а деревянные детали восстановлены до начального состояния. Правда, некоторые поврежденные планки из орехового дерева на задней палубе потребовали вмешательства талантливого краснодеревщика.
Подтверждением проведенных реставрационных работ стала шестистраничная статья в журнале Auto Retro. Позже Жак Потерат дополнил ее еще одним материалом в том же издании. Отдельно на приборной панели оборудована табличка, подтверждающая, что данное шасси соответствует 24 Hours of Le Mans 1926 года. Подобный элемент предоставлялся АСО, чтобы позже быть использованным в маркетинговых и туристических целях.
Этот Lorraine-Dietrich, повторно введенный в эксплуатацию в 2021 году (после десятилетнего простоя), находится в прекрасном техническом состоянии. Его ясная история, неоспоримая подлинность и корпус от выдающегося кузовостроителя делают модель очень привлекательным автомобилем для коллекционеров.
Другой экземпляр, переделанный в 1997 году, получил оригинальный двигатель, развивающий мощность до 100 л. с. Его максимальная скорость выросла до 160 км/ч. Но легендарные автомобили сохранились не только в зарубежных странах, есть они и на территории России.
Во время выставки ретро-старины в московском Домодедово был представлен Lorraine-Dietrich B3-6 1928 года. Это произошло пять лет назад на бесплатном временном мероприятии в новом внутреннем атриуме терминала аэропорта. В сопровождении указано, что авто имело 1,067-тонную массу и 80-сильный двигатель.
Среди них нашлось место как для четырех-, так и шестицилиндровых автомобилей. В основном модели Lorraine столетней давности представляли собой следующий список:
✅ 12CV (2,3 литра) – «четверка»
✅ 15CV (3,5 литра) – «шестерка»
✅ 30CV (6,1 литра) – «шестерка»
Самым известным из этого ряда стал 15CV B3-6. Он даже вошел во все учебники истории, став победителем первой и третьей гонки «24 часа Ле-Мана» 1925 года. В следующем они полностью прервали череду успехов Bentley, первенствуя во всех трех заездах.
Lorraine-Dietrich B3-6 (1924-1932 гг.). Фото: youtube.com
Такое развитие событий привело к тому, что Lorraine стала первой маркой в мире, дважды выигравшей знаменитую классическую гонку на выносливость. А то, что это оказалось не простым стечением обстоятельств, они доказали, продолжая первенствовать еще несколько лет после первого триумфа.
Первый в истории двухкратный победитель
В 1925 году последовательный, надежный и быстрый 15-сильный спортивный автомобиль положил конец доминированию Bentley. Параллельно он избавился и от всех других соперников. Это сделало В3-6 уже в конце 20-х прошлого столетия автомобильной легендой.
Однозначный успех 1926 года, когда все три первых места заняли Lorraine-Dietrich B3-6, стал настоящим событием. После него компания решила выпустить новую спортивную версию на шасси с короткой колесной базой.
Спортивное шасси № 125563 покинуло завод в 1926 году. Его оснастили 3-местным «Торпедо» с задней палубой от известного кузовостроителя Анри Лабурдетта. Этот автомобиль имел и другие особенности:
✅ двойная система зажигания
✅ два карбюратора Zenith
✅ максимальная скорость в 145 км/ч
В заводском каталоге он именовался как «Ле-Ман» и имел большие тормоза с сервоприводом, масляный радиатор. Еще одним отличительным знаком данной модификации стали плавные линии и задняя палуба из лакированного дерева.
Хорошая эргономика сохранялась за счет того, что подножки вмещали ящики для хранения вещей. Они же помогали достичь обтекаемого дизайна кузова. Один из таких автомобилей историк и коллекционер Серж Поццоли в конце 60-х откопал в доме первого владельца. Он находился на севере Франции, в Виньехи. Его регистрация датирована 1929 годом.
Передняя часть автомобиля. Фото: youtube.com
Возвращаясь к соревнованиям, стоит отметить, что данные одного из заездов показали, что автомобиль проехал почти 2149,5 км. При этом его средняя скорость составила 89,56 км/ч. После успеха в Ле-Мане, он принимал участие и в других гонках. В Spa Francorchamps 24 Hours 1925 года спорткар был пятым.
На тот момент только один автомобиль оснастили двумя карбюраторами. Но когда эту концепцию перенесли и на другие экипажи, это приблизило триумф 1926 года. Тот же год стал и последним участием в соревнованиях как официальная заводская модель. Правда, частные владельцы продолжили гонять на Lorraine-Dietrich B3-6 до 1935 года. Давайте сосредоточимся более подробно на конструкции этого спорткара.
Технические особенности Lorraine-Dietrich B3-6
Первые автомобили в истории человечества очень сильно походили на кареты, в которых путешествовали богатые. Скажем больше, название «экипаж с мотором» прекрасно говорит само за себя. В3-6 также не выбивался из общего ряда:
✅ четырехдверный кузов
✅ конструкция четырехместного фаэтона
✅ переднемоторный тип
✅ задний привод
В качестве силового агрегата использовался бензиновый рядный мотор. Он имел жидкостное охлаждение и верхнее расположение цилиндров. А вот и другие характеристики двигателя:
✅ шестицилиндровый
✅ два клапана на каждый их них
✅ рабочий объем – 3446 куб. см
✅ мощность – 100 л. с/74 кВт при 3800 об/мин
✅ механическая четырехступенчатая КПП
Диаметр цилиндра составлял 75 мм, а ход поршня – 130 мм. В конструкции автомобиля использовали передний неразрезной мост и продольные листовые рессоры. В задней части также имелся мост того же типа и продольные четверть-эллиптические рессоры. Физические параметры автомобиля составляли:
✅ длина – 4,7 метра
✅ ширина – 1,7 метра
✅ высота – 1,7 метра
✅ колесная база – 2890 мм
✅ колея колес – 1400/1400 мм
К уже перечисленному стоит добавить снаряженную массу в 1,5 тонны и передние барабанные тормоза. Задние имели ту же конструкцию. Максимальная скорость автомобиля в последних модификациях достигала почти 150 км/ч.
В начале 30-х компания ушла от двойного названия, став просто «Lorraine». Модель 15CV продолжала выпускаться до 1932 года. После этого была представлена ее преемница – новая 20CV. К сожалению, перемены оказались вовсе не к лучшему. Этот проект стал попросту дорогостоящей неудачей французов.
У некоторых версий B3-6 запаска находилась сзади. Фото: youtube.com
В результате все завершилось очень печально: производитель Lorraine покинул автомобильный рынок в 1935 году. После этого они сосредоточились в основном на военных заказах местного правительства. А вот некоторые из легендарных авто «золотого поколения» дожили до наших дней.
Реставрация сохранившихся экземпляров
Упомянутый ранее автомобиль с регистрационным номером 5423 МВ1 (получен в 1929 году) долгие годы хранился в коллекции Поццоли. После того, как она была распродана в 1994 году, этот экземпляр попал в руки М. Танри. Последний, сразу после приобретения, отправил его на реставрацию к Патрику Шофферу.
В наличии были почти все оригинальные детали, за исключением сервопривода тормозов. Во время ремонтных работ произведена перестройка двигателя и разборка кузова до голого металла. После этого сделана перекраска, а деревянные детали восстановлены до начального состояния. Правда, некоторые поврежденные планки из орехового дерева на задней палубе потребовали вмешательства талантливого краснодеревщика.
Спицованные колеса и задний ящик для вещей. Фото: youtube.com
Подтверждением проведенных реставрационных работ стала шестистраничная статья в журнале Auto Retro. Позже Жак Потерат дополнил ее еще одним материалом в том же издании. Отдельно на приборной панели оборудована табличка, подтверждающая, что данное шасси соответствует 24 Hours of Le Mans 1926 года. Подобный элемент предоставлялся АСО, чтобы позже быть использованным в маркетинговых и туристических целях.
Этот Lorraine-Dietrich, повторно введенный в эксплуатацию в 2021 году (после десятилетнего простоя), находится в прекрасном техническом состоянии. Его ясная история, неоспоримая подлинность и корпус от выдающегося кузовостроителя делают модель очень привлекательным автомобилем для коллекционеров.
Другой экземпляр, переделанный в 1997 году, получил оригинальный двигатель, развивающий мощность до 100 л. с. Его максимальная скорость выросла до 160 км/ч. Но легендарные автомобили сохранились не только в зарубежных странах, есть они и на территории России.
Передний ряд сидений и запаска с правой стороны. Фото: youtube.com
Во время выставки ретро-старины в московском Домодедово был представлен Lorraine-Dietrich B3-6 1928 года. Это произошло пять лет назад на бесплатном временном мероприятии в новом внутреннем атриуме терминала аэропорта. В сопровождении указано, что авто имело 1,067-тонную массу и 80-сильный двигатель.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
Внедорожные самолеты – такие тоже бывают
Малая авиация удивляет конструкторскими решениями. Казалось бы, для любого, даже небольшого самолета, нужна взлетная полоса. По факту, требуется она и...
КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....