
Lorraine-Dietrich B3-6 1924 года, попавший даже в Россию
После окончания Первой мировой войны Лотарингия вернулась в состав Франции. Это позволило возобновить производство автомобилей и авиадвигателей на базе компании Lorraine-Dietrich. Уже в следующем десятилетии в модельной линейке бренда появился целый ряд новых названий.
Среди них нашлось место как для четырех-, так и шестицилиндровых автомобилей. В основном модели Lorraine столетней давности представляли собой следующий список:
✅ 12CV (2,3 литра) – «четверка»
✅ 15CV (3,5 литра) – «шестерка»
✅ 30CV (6,1 литра) – «шестерка»
Самым известным из этого ряда стал 15CV B3-6. Он даже вошел во все учебники истории, став победителем первой и третьей гонки «24 часа Ле-Мана» 1925 года. В следующем они полностью прервали череду успехов Bentley, первенствуя во всех трех заездах.
Lorraine-Dietrich B3-6 (1924-1932 гг.). Фото: youtube.com
Такое развитие событий привело к тому, что Lorraine стала первой маркой в мире, дважды выигравшей знаменитую классическую гонку на выносливость. А то, что это оказалось не простым стечением обстоятельств, они доказали, продолжая первенствовать еще несколько лет после первого триумфа.
В 1925 году последовательный, надежный и быстрый 15-сильный спортивный автомобиль положил конец доминированию Bentley. Параллельно он избавился и от всех других соперников. Это сделало В3-6 уже в конце 20-х прошлого столетия автомобильной легендой.
Спортивное шасси № 125563 покинуло завод в 1926 году. Его оснастили 3-местным «Торпедо» с задней палубой от известного кузовостроителя Анри Лабурдетта. Этот автомобиль имел и другие особенности:
✅ двойная система зажигания
✅ два карбюратора Zenith
✅ максимальная скорость в 145 км/ч
В заводском каталоге он именовался как «Ле-Ман» и имел большие тормоза с сервоприводом, масляный радиатор. Еще одним отличительным знаком данной модификации стали плавные линии и задняя палуба из лакированного дерева.
Хорошая эргономика сохранялась за счет того, что подножки вмещали ящики для хранения вещей. Они же помогали достичь обтекаемого дизайна кузова. Один из таких автомобилей историк и коллекционер Серж Поццоли в конце 60-х откопал в доме первого владельца. Он находился на севере Франции, в Виньехи. Его регистрация датирована 1929 годом.
Передняя часть автомобиля. Фото: youtube.com
Возвращаясь к соревнованиям, стоит отметить, что данные одного из заездов показали, что автомобиль проехал почти 2149,5 км. При этом его средняя скорость составила 89,56 км/ч. После успеха в Ле-Мане, он принимал участие и в других гонках. В Spa Francorchamps 24 Hours 1925 года спорткар был пятым.
На тот момент только один автомобиль оснастили двумя карбюраторами. Но когда эту концепцию перенесли и на другие экипажи, это приблизило триумф 1926 года. Тот же год стал и последним участием в соревнованиях как официальная заводская модель. Правда, частные владельцы продолжили гонять на Lorraine-Dietrich B3-6 до 1935 года. Давайте сосредоточимся более подробно на конструкции этого спорткара.
Первые автомобили в истории человечества очень сильно походили на кареты, в которых путешествовали богатые. Скажем больше, название «экипаж с мотором» прекрасно говорит само за себя. В3-6 также не выбивался из общего ряда:
✅ четырехдверный кузов
✅ конструкция четырехместного фаэтона
✅ переднемоторный тип
✅ задний привод
В качестве силового агрегата использовался бензиновый рядный мотор. Он имел жидкостное охлаждение и верхнее расположение цилиндров. А вот и другие характеристики двигателя:
✅ шестицилиндровый
✅ два клапана на каждый их них
✅ рабочий объем – 3446 куб. см
✅ мощность – 100 л. с/74 кВт при 3800 об/мин
✅ механическая четырехступенчатая КПП
Диаметр цилиндра составлял 75 мм, а ход поршня – 130 мм. В конструкции автомобиля использовали передний неразрезной мост и продольные листовые рессоры. В задней части также имелся мост того же типа и продольные четверть-эллиптические рессоры. Физические параметры автомобиля составляли:
✅ длина – 4,7 метра
✅ ширина – 1,7 метра
✅ высота – 1,7 метра
✅ колесная база – 2890 мм
✅ колея колес – 1400/1400 мм
К уже перечисленному стоит добавить снаряженную массу в 1,5 тонны и передние барабанные тормоза. Задние имели ту же конструкцию. Максимальная скорость автомобиля в последних модификациях достигала почти 150 км/ч.
В начале 30-х компания ушла от двойного названия, став просто «Lorraine». Модель 15CV продолжала выпускаться до 1932 года. После этого была представлена ее преемница – новая 20CV. К сожалению, перемены оказались вовсе не к лучшему. Этот проект стал попросту дорогостоящей неудачей французов.
У некоторых версий B3-6 запаска находилась сзади. Фото: youtube.com
В результате все завершилось очень печально: производитель Lorraine покинул автомобильный рынок в 1935 году. После этого они сосредоточились в основном на военных заказах местного правительства. А вот некоторые из легендарных авто «золотого поколения» дожили до наших дней.
Упомянутый ранее автомобиль с регистрационным номером 5423 МВ1 (получен в 1929 году) долгие годы хранился в коллекции Поццоли. После того, как она была распродана в 1994 году, этот экземпляр попал в руки М. Танри. Последний, сразу после приобретения, отправил его на реставрацию к Патрику Шофферу.
В наличии были почти все оригинальные детали, за исключением сервопривода тормозов. Во время ремонтных работ произведена перестройка двигателя и разборка кузова до голого металла. После этого сделана перекраска, а деревянные детали восстановлены до начального состояния. Правда, некоторые поврежденные планки из орехового дерева на задней палубе потребовали вмешательства талантливого краснодеревщика.
Спицованные колеса и задний ящик для вещей. Фото: youtube.com
Подтверждением проведенных реставрационных работ стала шестистраничная статья в журнале Auto Retro. Позже Жак Потерат дополнил ее еще одним материалом в том же издании. Отдельно на приборной панели оборудована табличка, подтверждающая, что данное шасси соответствует 24 Hours of Le Mans 1926 года. Подобный элемент предоставлялся АСО, чтобы позже быть использованным в маркетинговых и туристических целях.
Этот Lorraine-Dietrich, повторно введенный в эксплуатацию в 2021 году (после десятилетнего простоя), находится в прекрасном техническом состоянии. Его ясная история, неоспоримая подлинность и корпус от выдающегося кузовостроителя делают модель очень привлекательным автомобилем для коллекционеров.
Другой экземпляр, переделанный в 1997 году, получил оригинальный двигатель, развивающий мощность до 100 л. с. Его максимальная скорость выросла до 160 км/ч. Но легендарные автомобили сохранились не только в зарубежных странах, есть они и на территории России.
Передний ряд сидений и запаска с правой стороны. Фото: youtube.com
Во время выставки ретро-старины в московском Домодедово был представлен Lorraine-Dietrich B3-6 1928 года. Это произошло пять лет назад на бесплатном временном мероприятии в новом внутреннем атриуме терминала аэропорта. В сопровождении указано, что авто имело 1,067-тонную массу и 80-сильный двигатель.
Среди них нашлось место как для четырех-, так и шестицилиндровых автомобилей. В основном модели Lorraine столетней давности представляли собой следующий список:
✅ 12CV (2,3 литра) – «четверка»
✅ 15CV (3,5 литра) – «шестерка»
✅ 30CV (6,1 литра) – «шестерка»
Самым известным из этого ряда стал 15CV B3-6. Он даже вошел во все учебники истории, став победителем первой и третьей гонки «24 часа Ле-Мана» 1925 года. В следующем они полностью прервали череду успехов Bentley, первенствуя во всех трех заездах.

Такое развитие событий привело к тому, что Lorraine стала первой маркой в мире, дважды выигравшей знаменитую классическую гонку на выносливость. А то, что это оказалось не простым стечением обстоятельств, они доказали, продолжая первенствовать еще несколько лет после первого триумфа.
Первый в истории двухкратный победитель
В 1925 году последовательный, надежный и быстрый 15-сильный спортивный автомобиль положил конец доминированию Bentley. Параллельно он избавился и от всех других соперников. Это сделало В3-6 уже в конце 20-х прошлого столетия автомобильной легендой.
Однозначный успех 1926 года, когда все три первых места заняли Lorraine-Dietrich B3-6, стал настоящим событием. После него компания решила выпустить новую спортивную версию на шасси с короткой колесной базой.
Спортивное шасси № 125563 покинуло завод в 1926 году. Его оснастили 3-местным «Торпедо» с задней палубой от известного кузовостроителя Анри Лабурдетта. Этот автомобиль имел и другие особенности:
✅ двойная система зажигания
✅ два карбюратора Zenith
✅ максимальная скорость в 145 км/ч
В заводском каталоге он именовался как «Ле-Ман» и имел большие тормоза с сервоприводом, масляный радиатор. Еще одним отличительным знаком данной модификации стали плавные линии и задняя палуба из лакированного дерева.
Хорошая эргономика сохранялась за счет того, что подножки вмещали ящики для хранения вещей. Они же помогали достичь обтекаемого дизайна кузова. Один из таких автомобилей историк и коллекционер Серж Поццоли в конце 60-х откопал в доме первого владельца. Он находился на севере Франции, в Виньехи. Его регистрация датирована 1929 годом.

Возвращаясь к соревнованиям, стоит отметить, что данные одного из заездов показали, что автомобиль проехал почти 2149,5 км. При этом его средняя скорость составила 89,56 км/ч. После успеха в Ле-Мане, он принимал участие и в других гонках. В Spa Francorchamps 24 Hours 1925 года спорткар был пятым.
На тот момент только один автомобиль оснастили двумя карбюраторами. Но когда эту концепцию перенесли и на другие экипажи, это приблизило триумф 1926 года. Тот же год стал и последним участием в соревнованиях как официальная заводская модель. Правда, частные владельцы продолжили гонять на Lorraine-Dietrich B3-6 до 1935 года. Давайте сосредоточимся более подробно на конструкции этого спорткара.
Технические особенности Lorraine-Dietrich B3-6
Первые автомобили в истории человечества очень сильно походили на кареты, в которых путешествовали богатые. Скажем больше, название «экипаж с мотором» прекрасно говорит само за себя. В3-6 также не выбивался из общего ряда:
✅ четырехдверный кузов
✅ конструкция четырехместного фаэтона
✅ переднемоторный тип
✅ задний привод
В качестве силового агрегата использовался бензиновый рядный мотор. Он имел жидкостное охлаждение и верхнее расположение цилиндров. А вот и другие характеристики двигателя:
✅ шестицилиндровый
✅ два клапана на каждый их них
✅ рабочий объем – 3446 куб. см
✅ мощность – 100 л. с/74 кВт при 3800 об/мин
✅ механическая четырехступенчатая КПП
Диаметр цилиндра составлял 75 мм, а ход поршня – 130 мм. В конструкции автомобиля использовали передний неразрезной мост и продольные листовые рессоры. В задней части также имелся мост того же типа и продольные четверть-эллиптические рессоры. Физические параметры автомобиля составляли:
✅ длина – 4,7 метра
✅ ширина – 1,7 метра
✅ высота – 1,7 метра
✅ колесная база – 2890 мм
✅ колея колес – 1400/1400 мм
К уже перечисленному стоит добавить снаряженную массу в 1,5 тонны и передние барабанные тормоза. Задние имели ту же конструкцию. Максимальная скорость автомобиля в последних модификациях достигала почти 150 км/ч.
В начале 30-х компания ушла от двойного названия, став просто «Lorraine». Модель 15CV продолжала выпускаться до 1932 года. После этого была представлена ее преемница – новая 20CV. К сожалению, перемены оказались вовсе не к лучшему. Этот проект стал попросту дорогостоящей неудачей французов.

В результате все завершилось очень печально: производитель Lorraine покинул автомобильный рынок в 1935 году. После этого они сосредоточились в основном на военных заказах местного правительства. А вот некоторые из легендарных авто «золотого поколения» дожили до наших дней.
Реставрация сохранившихся экземпляров
Упомянутый ранее автомобиль с регистрационным номером 5423 МВ1 (получен в 1929 году) долгие годы хранился в коллекции Поццоли. После того, как она была распродана в 1994 году, этот экземпляр попал в руки М. Танри. Последний, сразу после приобретения, отправил его на реставрацию к Патрику Шофферу.
В наличии были почти все оригинальные детали, за исключением сервопривода тормозов. Во время ремонтных работ произведена перестройка двигателя и разборка кузова до голого металла. После этого сделана перекраска, а деревянные детали восстановлены до начального состояния. Правда, некоторые поврежденные планки из орехового дерева на задней палубе потребовали вмешательства талантливого краснодеревщика.

Подтверждением проведенных реставрационных работ стала шестистраничная статья в журнале Auto Retro. Позже Жак Потерат дополнил ее еще одним материалом в том же издании. Отдельно на приборной панели оборудована табличка, подтверждающая, что данное шасси соответствует 24 Hours of Le Mans 1926 года. Подобный элемент предоставлялся АСО, чтобы позже быть использованным в маркетинговых и туристических целях.
Этот Lorraine-Dietrich, повторно введенный в эксплуатацию в 2021 году (после десятилетнего простоя), находится в прекрасном техническом состоянии. Его ясная история, неоспоримая подлинность и корпус от выдающегося кузовостроителя делают модель очень привлекательным автомобилем для коллекционеров.
Другой экземпляр, переделанный в 1997 году, получил оригинальный двигатель, развивающий мощность до 100 л. с. Его максимальная скорость выросла до 160 км/ч. Но легендарные автомобили сохранились не только в зарубежных странах, есть они и на территории России.

Во время выставки ретро-старины в московском Домодедово был представлен Lorraine-Dietrich B3-6 1928 года. Это произошло пять лет назад на бесплатном временном мероприятии в новом внутреннем атриуме терминала аэропорта. В сопровождении указано, что авто имело 1,067-тонную массу и 80-сильный двигатель.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....